PDA

Просмотр полной версии : Статистика в педагогических исследованиях


Syaba
16.09.2004, 17:30
Доброго времени суток всем! Меня интересуе, как обрабатывать результаты при написании диссера по методике. Имеется n-ное количество учащихся в контрольной и экспериментальной группах, результаты контрольных (отметки в балла и определение процентного уровня обученности и т.п.). А что делать дальше, какой литературой и как воспользоваться?
Благодарю.

LaraJe
17.09.2004, 15:30
Есть замечательная книжка по данной теме...Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. – СПб., 2003.
Что особенно в ней привлекает, так это более менее доступный стиль изложения и, главное, приведены понятные алгоритмы вычислений по всем имеющимся в книге статистическим методам...
Кстати многие примеры приводятся как раз из области педагогических и психологических исследований...И вообще эту книгу можно рекомендовать людям, кто не особо дружен с математикой...Как я, к примеру...:)

Syaba
17.09.2004, 16:48
Болшое Вам спасибо. Я обязательно воспользуюсь этой книгой. Желаю и Вам всяческих успехов.
p.s. очень хороший сайт для аспирантов. удачи всем!

Syaba
13.10.2004, 13:18
Здравствуйте! Это опять я. Меня интересует следующее: многие пишут, что "обработка полученных данных проводилась по методике, предложенной В.П. Беспалько и А.А. Кыверялгом". Я никак не могу найти именно эти книги, т.е. про обработку эксперимента, хотя с другой литературой этих авторов встречалась. Не подскажите ли, есть информация в Тырнете или В "Ушинке".
Спасибо.

lynx
13.10.2004, 19:11
Syaba

Педагогика?

Вводите ключевые слова в Google.com, например у меня выдало это:

http://www.ht.ru/tt/phorum1/read.php3?f=14&i=1663&t=1452
к примеру, расчет так называемого Коэффициента усвоения (Ку) по В.П.Беспалько. Все предельно четко и, главное, всем понятно.
В упрощенном варианте, когда оценивается решение без учета сложности тестового задания, т.е. за верное решение – 1 балл, за неврное – 0 баллов, это выглядит так:

Дано 54 тз, верно решено 37. К.у. = 37/54 = …
1. 0.7 - 10-уровневая шкала (для КОрТ)
2. 0.69 - 100-уровневая шкала (для НОрТ)
3. 0.685 - 1000-уровневая шкала (для НОрТ)
4. 0.6851 - 10000 – уровневая шкала (для НОрТ) и т.д.

В библиотеке - по имени Беспалько.

Потом смотрите:

http://www.google.ru/search?q=cache:770mGmcGzJEJ:orel2.rsl.ru/dissert/efimova_t_m/!efimova_tm_akd.pdf++%D0%BF%D0%BE+%D0%BC%D0%B5%D1% 82%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%BA%D0%B5,+%D0%BF%D1%80%D0% B5%D0%B4%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE %D0%B9+%D0%92.%D0%9F.+%D0%91%D0%B5%D1%81%D0%BF%D0% B0%D0%BB%D1%8C%D0%BA%D0%BE+%D0%B8+%D0%90.%D0%90.+% D0%9A%D1%8B%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%8F%D0%BB%D0%B3%D0 %BE%D0%BC&hl=ru Биология как основа формирования у учащихся знаний и приемов рационального природопользования
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Специальность 13.00.02. - Теория и методика обучения
биологии


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского
педагогического университета

Посмотрите там список литературы :)

Syaba
13.10.2004, 20:56
Спасибо за ответ. Давненько не было мне почты.
С авторефератом этой диссертации я знакома, диссертацию постараюсь посмотреть.
Насчет Беспалько - тоже знаю, как его искать в библиотеке. Думала, есть в Инете электронный вариант.
А про Кыверялга ничего не известно (в смысле электронного документа)? Просто в Ушинку смогу попасть только в ноябре, на каникулах.

lynx
13.10.2004, 22:46
Syaba
А про Кыверялга ничего не известно (в смысле электронного документа)?

Найти в Интернете что-то мрожно только зная что ищешь.

Еще раз предлагаю Вам воспользоваться http://google.com
Я не разбираясь в вопросе нашла Вам там эти документы ^^ Уверена, что у Вас получится лучше, ибо Вы знакомы с темой.

Syaba
23.11.2004, 21:19
Я нашла И Кыверялга и многое другое, законспектировала, разбиралась. Но как дошла до подстановки своих данных, так запуталась. Какие формулы мне подходят, как их вычислять, где достать компьютерную программу, так как с калькулятором уже намаялась. В общем, одно расстройство. Ну не математик я!
Помогите, плизз!

lynx
24.11.2004, 03:53
Syaba

Чем помочь то?

Syaba
24.11.2004, 10:08
lynx
У меня есть 2 диагностические работы по двум группам - контрольной и экспериментальной. Эти отметки (5-тибалльная система) я уже определила как Xi, их частоту встречаемости как f, вычислила среднее арифметическое, дисперсию. А дальше не соображу, что проверять по таблице доверительности результатов, как разобраться с нулевой гипотезой, что такое "степени свободы".
Еще не знаю, какой критерий брать (Стьюдента, Фишера и т.д.) По идее, подходит Стьюдент, но этот критерий сильно критикуют за его постоянное исползование и рекомендуют пользоваться еще другими (чтобы их было больше). А надо ли?
Эксель хорош тем, что автоматически вычисляет многие значения по формулам, но как сообразить, что подставлять в эти формулы из того, что у меня имеется?

lynx
24.11.2004, 18:30
Syaba
Еще не знаю, какой критерий брать (Стьюдента, Фишера и т.д.)

Берите оба. Смотрите только связанные выборки или нет.
Потом скажете:
"различия достоверны на уровне значимости 0.01 по критерию Стьюдента и на уровне значимости 0.05 о критерию Фишера".

У меня есть 2 диагностические работы по двум группам - контрольной и экспериментальной. Эти отметки (5-тибалльная система) я уже определила как Xi, их частоту встречаемости как f, вычислила среднее арифметическое, дисперсию. А дальше не соображу, что проверять по таблице доверительности результатов, как разобраться с нулевой гипотезой, что такое "степени свободы".

А что нужно то? Достоверность различий данных посчитать?

Syaba
25.11.2004, 09:50
lynxБерите оба. Смотрите только связанные выборки или нет.
А что это значит - связанные?...
А что нужно то? Достоверность различий данных посчитать?
Да и доказать, что при использовании моих методических рекомендаций повышается эффективность проверки (отметки-то в экспериментальных классах действительно выше, но нельзя же просто это написать).

[b]Добавлено

lynx
Я еще не совсем понимаю, как определить качество знаний(%), степень усвоения (Ку) и коэффициент эффективности (Кэ) по трем вопросам итоговых срезов. А как быть с такими параметрами "правильных и полных ответов,%"="5", "правильных, но неполных,%"="4" и т.п. по каждому вопросу? Я что, должна каждый из трех вопросов оценить не по принципу "Правильный;правильной но неполный или с ошибками; неправильный". А как это возможно? Или я что-то не то делаю?

lynx
26.11.2004, 02:11
Syaba
А что это значит - связанные?...

Цитата:

А что нужно то? Достоверность различий данных посчитать?

Да и доказать, что при использовании моих методических рекомендаций повышается эффективность проверки (отметки-то в экспериментальных классах действительно выше, но нельзя же просто это написать).

Вам полезно будет почитать:
http://www.biometrica.tomsk.ru/lis/index25.htm

Наиболее часто t -критерий используется в двух случаях. В первом случае его применяют для проверки гипотезы о равенстве генеральных средних двух независимых, несвязанных выборок (так называемый двухвыборочный t-критерий). В этом случае есть контрольная группа и опытная группа, состоящая из разных пациентов, количество которых в группах может быть различно. Во втором же случае используется так называемый парный t-критерий, когда одна и та же группа объектов порождает числовой материал для проверки гипотез о средних. Поэтому эти выборки называют зависимыми, связанными. Например, измеряется содержание лейкоцитов у здоровых животных, а затем у тех же самых животных после облучения определенной дозой излучения. В обоих случаях должно выполняться требование нормальности распределения исследуемого признака в каждой из сравниваемых групп.

Я еще не совсем понимаю, как определить качество знаний(%), степень усвоения (Ку) и коэффициент эффективности (Кэ)

Вот уж не знаю :) Видимо, есть формула и пояснения к ней :)

Syaba
01.12.2004, 14:22
Вам полезно будет почитать:
htt
Я это почитала. С данным материалом была уже знакома.
Меня интересует теперь вот что: если по моим данным результаты не будут соответствовать всеким критериям, дисперсии будут неравными и проч. т.п., о чем это говорит и что делать? Я ведь не выдумываю оценки за контрольные, а уж что есть то есть. Значит, нужно будет что-то подгонять.
Второе - при описаниии проверки эффективности разработанных методич. рекомендаций во второй главе я должна писать "...возьмем формулу такую-то, потому что ...., и найдем с ее помощью то-то.." Будут ли пересчитывать по этим формулам мои результаты.
И третье - что же самое главное: доказать, что я конкретизировала некотрые понятия и предложила некотрые методические рекомендации по использованию компьютера применительно к конкретному предмету и к конкретной теме? Ведь существуют уже вполне обоснованные психоого-педагогические и др. требования к компьютеризации и некотрые рекомендации по компу, например, в физике, рус.яз.?

mettus
24.12.2004, 01:00
Есть интересный ресурс
http://www.biometrica.tomsk.ru в основном это про биомедицинские исследования идёт речь, но скорее всего Вашу задачу можно привести к какомуто стандартному виду...
там вообщето за бесплатно мало что, но есть интересный материал...
и они предлагают услуги - т.е. за энную сумм у подготовят грамотный обсчёт данных... вот только за какую сумму... :)))))
Всего хорошего.

Anais
28.01.2005, 10:01
По методике есть работа, специально подготовленная для аспирантов и дипломников: Архипова Е.В.Оценка результатов обучающего эксперимента по русскому языку (с применением компьютера).- Рязань: Изд–во РГПУ, 1994.- 53 с.
В ее же диссертациях (Обогащение речи младших школьников именами существительными нравственной тематики - канд. и "Проблемы речевого развития младших школьников - докт.) эти вопросы с помощью ее программы "Педстатистика" решены.
Посмотрите - методисты обычно этим пользуются, потому что там проработаны все имеющиеся труды по статистике в педагогических исследованиях и доказано, что малая выборка из 20 человек возможна при определенных критериях обсчета...
Короче, наши работы все проходят по плану эксперимента, данному в "Оценке результатов"...

Evpati
15.06.2006, 21:41
Добрый вечер.
Меня заинтересовал Кывырялг А.А., который на самом деле Кыверялг (ошибочный вариант сначала нашёл в одном автореферате, а лишь затем верный у вас на форуме). По поисковику набрёл на книгу этого автора:
"Методы исследований в профессиональной педагогике", Таллин: Валгус, 1980. Идёт только одно описание книги и ни одной электронки, хотя бы ту часть где описывается "Достоверность квантитативных (т.е. количественных) данных представленных в процентах". Хотя я смею надеяться, что вышеописанная часть наличествует где-нибудь в закромах других исследователей. Буду признателен если меня наведут хотя бы на след этого неуловимого Кыверялга. Заранее благодарен.
От себя добавлю один источник: http://www.orlovs.pp.ru в котором описаны инструменты анализа данных, имеющие программную реализацию в виде свободно распространяемой компьютерной программы "Статистика в педагогике" (объем 3 Мб).
А также представлена книга: Д.А.Новикова «Статистические методы в педагогических исследованиях (типовые случаи)», которая содержит «рецепты» применения статистических методов в типовых случаях анализа экспериментальных данных в педагогических исследованиях.
Скачать программу можно здесь: http://www.mtas.ru/uploads/stat.zip Книгу заказать в интернет-магазинах, или на сайте издательства МЗ-Пресс http://mzpress.narod.ru Думаю хранящаяся там информация будет кому-нибудь полезна.

Pedagog
17.06.2006, 12:08
Заказывал книгу Новикова еще в прошлом году. Так и не пришла. Очень хорошие книги по этому поводу у В.В. Краевского. Еще посмотрите ОЧЕНЬ хороший сайт Павла Ивановича Образцова. Это просто находка для педагогов. www.pavelobraztsov.narod.ru

Evpati
17.06.2006, 22:11
Спасибо Pedagog за ценный источник. Нашёл неплохую подборку учебных и методических пособий, есть диссертации, правда по 08, мне бы ещё не помешали по 01, как-никак веду исследование по этой специальности. Судя по большому списку научных работ (170) дядечка поработал плодотворно. Научные интересы Образцова впечатляют, особенно меня заинтересовала методология и методика педагогических исследований. Нехудо было бы заполучить его "Методология и методика психолого-педагогического исследования", желательно в электронке, правда некоторые книги лучше брать в оригинале.
Меня на данный момент интересует обработка экспериментальных данных с помощью статистических-математических методов, а также применение компьютерных программ в этой области, например SPSS и ей подобные. Кстати, это может быть новой темой форума, если такой ещё нет.

fazotron
18.06.2006, 18:59
Evpati
Меня на данный момент интересует обработка экспериментальных данных с помощью статистических-математических методов, а также применение компьютерных программ в этой области, например SPSS и ей подобные. Кстати, это может быть новой темой форума, если такой ещё нет.
По мроему, тема здесь уже поднималась
Тем не менее.
Я лично сейчас использую SPSS v 13 (лицензионная)
До этого работал со всеми версиями, начиная с 8-й
Сразу скажу, что эта работа требует опред подготовки
Необходими знать статистику и по программе кое-что посмотреть из спец литературы
Попробую кратко дать обзор имеющихся под рукой пособий.
Помимо уже всем известного Бююля (SPSS: искусство обработки информации, СПб.: 2002), который мне нравится (минусы – тяжеловатый перевод и немецкие примеры), отмечу:
Таганов Д. SPSS: статистический анализ в маркетинговых исследованиях. – СПб.: Питер, 2005. – 192 с. – хороший раздел подготовки данных (в других пособиях он плохо представлен), составление анкеты, кодировка, ввод данных и пр., а также основные функции (описательный анализ, анализ различий -Т-тесты, диспер анализ, ассоциативный анализ, особ хи-квадрат, классификационный анализ). Русские примеры.
Дубнов П.Ю. Обработка статистической информации с помощью SPSS. – М.: НТ-Пресс, 2004. – 221с. – построена еще более как руководство по пользованию SPSS. Так же русские примеры. Ценно – учебный CD по 12 версии в приложении (семь уроков).
Наследов А. Компьютерный анализ данных в психологии и социальных науках. – СПб.: Питер, 2005. – 416 с. – Очень подробное пособие (26 глав) с элементами теории и методологии статистики.
Плис А.И., Сливина Н.А. Практикум по прикладной статистике в среде SPSS. – Ч.1. –Классические процедуры статистики. М.: Финансы и статистика, 2004. – 288с. ---В отличие от предыдущих, это скорее пособие по статистике с примерами в SPSS, то есть здесь упор не на обучение пользования программой, а на овладение знаниями по статистике с подробной математикой (по-моему, даже перегружено расчетами). Так же есть CD с примерами, которые рассматриваются в руководстве.
Из относительно новых и близких вам: Пациорковский В.В., Пациорковская В.В. SPSS для социологов. - М.: 2005 - 433 с.
Это пособия, прямо посвященные SPSS. Помимо этого, есть еще пособия, где SPSS рассматривается с другими программами в сравнительном плане.
Это базовый модуль
Кроме этого, есть еще приложения. Я использую Amos и дерево решений.
Посмотрите, в чем Вы больше нуждаетесь.
Успехов.

Evpati
19.06.2006, 07:39
fazotron
Спасибо за столь объёмный ответ-помощь. Покупать книги в магазине дело хорошее, но дорогое, в том плане, что всё не укупишь. У вас нет информации где можно в inet найти хотя бы Наследов А. Компьютерный анализ данных в психологии и социальных науках. – СПб.: Питер, 2005. – 416 с. – Очень подробное пособие (26 глав) с элементами теории и методологии статистики.
Пациорковский В.В., Пациорковская В.В. SPSS для социологов. - М.: 2005?
Буду очень признателен.

fazotron
19.06.2006, 08:49
Evpati
Много материалов по данному вопросу здесь http://forum.gfk.ru/texts/index.html#53

Evpati
19.06.2006, 09:13
fazotron
Огромное спасибо! На этот сайт я выходил недавно, понял, что стоящий, а времени уже не было (нужно было уже срочно бежать), успел только сохранить страничку.
Когда вернулся к этому вопросу, увидел, что страница не сохранилась добром, пришлось просматривать через Lister, а там ссылки нерабочие. А из браузера (журнал посещений) страничка со временем стерлась. Благодарю за восстановление информации.

Pedagog
19.06.2006, 09:44
А меня замучил такой вопрос. Защищаюсь по 13.00.01 по патриотическому воспитанию студентов в вузе. Не знаю какими методами воспользоваться, чтобы измерить (в цифрах) уровень сформированности патриотизма и вообще, научно ли это? Как измерять формализованно свойства и качества личности? Кто-нибудь подскажет?