Просмотр полной версии : Зачем нужны в современном вузе лекции?
Team_Leader
08.10.2012, 13:01
Сегодня утром в метро случайно подслушал разговор двух человек: студента второго меда и его (очевидно судя по сходству внешности)дяди, научного сотрудника Института онкологии на Варшавке (да хранит нас Господь от попадания туда), к.м.н.
Речь зашла о потери актуальности такой формы учебной нагрузки, как лекции (причем "дяда" ссылался на отзывы также проходящих у него стажировку американских студентов, которые продолжают сталкиваться с такими практиками у себя в вузе). В
средние века, да еще и в середине 20-ого века (а в нашей стране с отставанием средств коммуникации еще дальше), когда была слабо развита полиграфия и средства коммуникации - это был удобный способ быстро передать структурированные учебные знания для фиксации доступными средствами (ручка, тетрадь) большим числом студентов (поточные аудитории на 300-500 человек).
При этом - фактически - как говорили эти господа и с чем я по своему опыту могу согласиться, фактически никакого запоминания и осознания этого материала не происходит (надо повторно садиться и учить конспекты - без этого экзамен не сдашь) - идет тупое конспектирование, а с другой стороны - на 90% этот материал имеется в учебниках, методичках и т.п. Более того, там он есть в расширенной форме.
Кроме того, чейчас и преподаватели имеют практически все свои лекционные курсы в электронном виде, которые сразу можно дать в готовом виде студентам, а не тратить кучу драгоценного как для самого препода, так и для студентов времени на изуверское конспектирование уже готового и до того набранного материала?
Вот и возникает вопрос: какой смысл и эффективность использования таких устаревших технологий?
Не настало ли время если уж не отказаться, так серьезно пересмотреть подход к лекционным занятиям: изменить их формат, содержание, и, очевидно, сократить объм нагрзки в пользу увеличения практической составляющей?
понятно, что такой переход полностью ломает сложившуюся систему вузовской учебы, построенной как раз вокруг лекций, убегает огромный объем "часов" и многие ППС к этому окажутся ен готовы.. Но, возможно в этом кроется путь повышения эффективности учебной работы, высвобождения избыточной занятости ППС при сохранении, а может быть расширении качественного предложения высшего образования?
Ваши мнения?
Сложный вопрос.
Когда я был студентом, лекции по некоторым предметам были крайне утомительными. Можно сказать, для ряда преподов это просто механическая отработка часов.
Общаясь с сокурсниками и сейчас со студентами, стало понятно, что больше всего их раздражают лекции по всяким непрофильным дисциплинам. Аргументируют обычно в форме "зачем нам технарям эта психология/экология и т.п.", "нам не интересно это слушать". Нынче вообще студенты наглые и всячески пытаются "схалявить". Хорошая посещаемость обычно у хороших же лекторов, но не всем дано, таких обычно меньше 10% на каждый факультет.
С другой стороны, можно внести некоторую интерактивность, те же презентации. Однако не все могут грамотно выстроить занятие таким образом, а не в форме "включил - списывайте".
Но, возможно в этом кроется путь повышения эффективности учебной работы, высвобождения избыточной занятости ППС при сохранении, а может быть расширении качественного предложения высшего образования?
Ваши мнения?
В соседнем треде не далее, как сегодня, юзер обронил мысль о том, что "до финиша дойдут все студенты". Vica3 тоже проводит мысль про то, что при подушном финансировании реально не отчисляют.
По сути, обучение превратилось в профанацию, и дело тут совсем не в лекциях.
Глядя на лекции западных профессоров, понятно, что лекции способствуют вовлечению студента в учебный процесс. Еще лет 5 назад это было не редкость в России. Сейчас- кое-где и местами.
Даже когда люди изначально выбирают дистанционную форму, проблемы с контролем, а , особенно, с самоконтролем , у обучающихся существуют весьма значительные . Поэтому дистанционная форма обучения по основному материалу (лекции) приведет просто к "забиванию" на просмотры\чтение
Team_Leader
08.10.2012, 13:26
С другой стороны, можно внести некоторую интерактивность, те же презентации. Однако не все могут грамотно выстроить занятие таким образом, а не в форме "включил - списывайте".
а почему бы тогда все материалы разом бы не слить студентам (потому как списыывать все равно придется и с презентаций: сложные схемы и модели их надо и после лекции студенту под рукой иметь - основная учеба - она все равно НЕ в аудитории - основные знания студент все равно приобретает во время ВНЕАУДИТОРНОЙ работы)..
А точечные предметные разъяснения не разенести по занятиям семинарского плана, где допустима обратная связь от аудитории?
а почему бы тогда все материалы разом бы не слить студентам (потому как списыывать все равно придется и с презентаций: сложные схемы и модели их надо и после лекции студенту под рукой иметь - основная учеба - она все равно НЕ в аудитории - основные знания студент все равно приобретает во время ВНЕАУДИТОРНОЙ работы)..
А точечные предметные разъяснения не разенести по занятиям семинарского плана, где допустима обратная связь от аудитории?
Считаю хорошим подходом, увеличение массовой доли семинарских занятий среди других форм организации учебного процесса (за счёт лекций, по крайней мере некоторой части лекций).
Team_Leader
08.10.2012, 13:47
badalek, то есть тоже считаете, что лекционная форма изжила себя?
badalek, то есть тоже считаете, что лекционная форма изжила себя?
Да, я тоже так считаю. Более того, если время, отведённое на лекции (по крайней мере по моему предмету) добавить к практическим, семинарским и лабораторным занятиям, то эффективность учебного процесса станет выше.
Maksimus
08.10.2012, 13:57
Textilshik, а зачем две одинаковые темы с разными заголовками?
Если по теме - лекции себя не изжили, но м.б. "переформатированы":
- использование ИТ-технологий (презентаций, демонстрационных роликов, видеоконференций и т.п.);
- на лекциях должны даваться ключевые моменты, структура курса, методика его изучения, кратко - основное содержание, подробно - темы, трудные для самостоятельного изучения;
- лекции по непрофильным дисциплинам можно урезать до объяснений ключевых моментов по раздаточному материалу и самостоятельному изучению учебника;
- высвобождаемое время - на практические занятия.
Про минусы уже писали, основной - низкая самодисциплина студентов и риск получить специалистов без фундаментальной теоретической подготовки.
nauczyciel
08.10.2012, 14:04
лекционная форма изжила себя
В целом - согласен. Необходимо больше практики, лабораторных работ. Именно на них происходит освоение материала.
Но лекции тоже нужны, для того, чтобы на них "на пальцах" рассказать суть проблемы/процесса и презентовать ссылки на самостоятельное изучение материала. После самостоятельного изучения материала (перед сессией) хорошо бы проводить лекции в форме вопросов и ответов. Коллективный разбор проблемы полезен не только тем, кто не справился самостоятельно с изучением материала, но и всем остальным - кому-то в виде повторения материала, а кому-то - в виде нового материала.
Так что лекции нужны, но их должно быть меньше, чем практических работ, и современная форма лекции-монолога должна занимать не более половины от всех лекций.
Team_Leader
08.10.2012, 14:05
самодисциплина студентов и риск получить специалистов без фундаментальной теоретической подготовки.
для этого, в общм, есть такая форма, как экзамен :rolleyes:
а зачем две одинаковые темы с разными заголовками?
технический сбой и моя невнимательность.. Просьба Администрации объединить содержимое путем переливания комментов в эту (тут ответов больше).
Сорри...
nauczyciel
08.10.2012, 14:06
низкая самодисциплина студентов и риск получить специалистов без фундаментальной теоретической подготовки
Эти риски нужно компенсировать нормальным приёмом экзаменов.
Team_Leader
08.10.2012, 14:11
Эти риски нужно компенсировать нормальным приёмом экзаменов.
таки и я про тоже...
nauczyciel
08.10.2012, 14:12
Textilshik, мы одновременно ответили :)
Maksimus
08.10.2012, 14:17
для этого, в общм, есть такая форма, как экзамен
Textilshik, мы говорим про то как должно быть в идеале, или как есть в реальности? :rolleyes:
nauczyciel
08.10.2012, 14:20
Maksimus, всё к тому и идёт - лекционный курс нещадно режется с каждым новым ФГОС. Сейчас я на лекциях даю примерно 30% того материала, который спрашиваю на экзамене.
В первый год работы вообще не понимал как можно "на пальцах" рассказать суть проблемы/процесса и презентовать ссылки на самостоятельное изучение материала растянуть на эти 90 минут, особенно при моей нелюбви к пустому трепу. :D
Вот и возникает вопрос: какой смысл и эффективность использования таких устаревших технологий?
уже давно заменила понятием "интерактивная лекция". Ибо горло не казенное, и смысла не вижу
Я смысл лекций вижу в том, чтобы студенты пообщались в специфической ситуации со мной, а я - с ними. Конспектировать особенно не заставляю.
Для гуманитариев беседа - важная штука.
"интерактивная лекция"
Это как? У меня лекции тоже интерактивные. Но именно поэтому садится горло.
Team_Leader
08.10.2012, 14:53
уже давно заменила понятием "интерактивная лекция". Ибо горло не казенное, и смысла не вижу
то есть типа того, как было у нас на ВК:
Подполковник:
- Так, кто у нас тут типа самый отлчник, а, комвзвода! Студент Силаков - на первую парту к проектору! - Вот на слайдах сегодняшняя лекция, будешь менять, а остальные писать сегодня от меня и до обеда. После обеда - самоподготовка и контрольная....
Подполковник уходит. После - кому "надо" перерисовывают со слайдов. Кому "не надо" - рубятся со студентом Чеколдановым на задних рядах "в козла".
Это как? У меня лекции тоже интерактивные
Дети - это забор, а это - обед. Обед будет - когда я посчитаю нужным. Для вас круче гугля никого нет, а через час я жду результатов гугления по проблеме. С Вашими выводами. И начинаю рассказывать - кто и в чем не прав.
как-то так, если обобщенно
Добавлено через 1 минуту
то есть типа того, как было у нас на ВК:
Подполковник Гончарик:
- Так, кто у нас тут типа самый отлчник, а, комвзвода! Студент Силаков - на первую парту к проектору! - Вот на слайдах сегодняшняя лекция, будешь менять, а остальные писать сегодня от меня и до обеда. После обеда - самоподготовка и контрольная.
ну да, или так.. только вот
Кому "не надо"
не
рубятся со студентом Чеколдановым на задних рядах "в козла".
ибо потом наступает время контрольной))
Team_Leader
08.10.2012, 14:58
ибо потом наступает время контрольной))
100 руб (теми деньгами) ;)
Экзамен - 500 ;)
100 руб (теми деньгами)
Экзамен - 500
щас так низзя.. И все все прекрасно понимают.
Поэтому "пока у нас лекции - я добрая и пушистая, а потом начнется контроль.. и или вы делаете сразу.. или делаете много раз.. я не спешу.. у меня время оплачено государством.. а т.к. с вас деньгами я не возьму - будем плакать - но жрать кактус"
Team_Leader
08.10.2012, 15:06
ВК это была в общем единственной аномалией у нас в мою бытность студентом. Остальной вуз "Папаня" деражл в страхе и дисциплине. А с вояками он мирился, ибо фактор престижа. Да и замуж надо было выдавать 70% своих "ткачих и нетканщиц", для чего опеределенный мужской контингент надо было привлекать. Впрочем, все равно не сказать, чтоб активно брали (к моему времени) :D
Добавлено через 3 минуты
Textilshik, мы говорим про то как должно быть в идеале, или как есть в реальности?
надо стремиться, чтобы идеал был реальностью... Как я это понимаю.
Нынче вообще студенты наглые и всячески пытаются "схалявить".
Мне студенты недавно пытались доказать, что "данные" и "информация" - полностью равнозначные понятия. Сказал им, что на экзамене у них будет отличная возможность проверить своё доказательство на практике. :)
С другой стороны, можно внести некоторую интерактивность, те же презентации. Однако не все могут грамотно выстроить занятие таким образом, а не в форме "включил - списывайте".
Элементарно: перед занятием студентам выдаётся в электронной форме раздаточный материал (распечатают сами, если надо). В раздатке те же слайды, что и на демонстрируемой презентации, а рядом с каждым слайдом оставлено место для записи комментариев.
На лекции преподаватель демонстрирует презентацию, комментируя каждый слайд. Эти слайды у каждого студента распечатаны, остаётся только записывать пояснения (или не записывать, кому как удобнее :) ).
Вот она, косность мышления. А я-то никогда и не задумывалась над необходимостью/факультативностью лекций! Действительно, по-хорошему, лекции устарели. Но только если допустить, что каждый студент мотивирован учиться и есть высокий конкурс при поступлении. Если соединить студента-лоботряса и подушевое финансирование, то остается только дать 100% информации к экзамену на лекции и умыть руки с чистой совестью.
п.с. интересно было бы посмотреть на лица наших кафедральных старичков-докторов, если им сообщить, что лекции устарели:)) умение читать лекции - это их жизнь и гордость.
умение читать лекции - это их жизнь и гордость.
а я почему-то все чаще прихожу к выводу, что задача ППС на нынешнем этапе: научить пользоваться инфой. В идеале - научить генерировать нужную инфу.
Лекции дают вербальные навыки, стандарт устной профессиональной речи. Грубо говоря, как прочитать ту или иную формулу. Если посмотрите математическую литературу, то там очень редко приводятся примеры прочтения какого-либо выражения. Например, если вы впервые в жизни сталкиваетесь с квадратным уравнением, то вы его правильно вслух не прочтете. Каждый начнет говорить на свой лад. В итоге даже студенты одной группы просто не смогут понять друг друга (условно, один будет говорить по-английский, другой по-немецки).
Лекции дают вербальные навыки, стандарт устной профессиональной речи
(бурча) и "профессиональную деформацию". лет 10 пожив в ВПО - начнете неосознано вне работы общаться, как на лекции - четким, хорошо поставленным голосом. повторяя по 2 раза:Ъ
deniska56
08.10.2012, 20:29
(бурча) и "профессиональную деформацию". лет 10 пожив в ВПО - начнете неосознано вне работы общаться, как на лекции - четким, хорошо поставленным голосом. повторяя по 2 раза:Ъ
:D:D:D
Maksimus
08.10.2012, 20:53
четким, хорошо поставленным голосом. повторяя по 2 раза:Ъ
foChv2v0_zI
Мент был преподом? :D
задача ППС на нынешнем этапе: научить пользоваться инфой. В идеале - научить генерировать нужную инфу.
Правильная задача.
Только учить этому надо ещё в школе.
Уроки информатики идеально для этого подходят.
Даёшь каждому школьнику (на два часа в неделю) компьютер с интернетом, где Гугл и Яндекс! А вместо Turbo Pascal или Visual Basic пусть лучше осваювают язык поисковых запросов и умение правильно их составлять...
Что-то я размечтался. :D
Теоретически, лекция - пережиток средневекового книжного голода, в современных условиях голосовое воспроизведение с последующей записью информации, которая легко может быть найдена в других источниках - слабо эффективно. Вот математические дисциплины сложно без живого пояснения понять, здесь лекции в определенном объеме нужны. А гуманитарные дисциплины можно и самому изучить по книгам, НО: в современных условиях 50-99% студентов ничего из выданного на самостоятельное обучение читать НЕ БУДУТ. Поэтому лекция-диктант с контролем посещаемости - это один из немногих способов обеспечить наличие хоть каких-то знаний.
Поэтому лекция-диктант с контролем посещаемости - это один из немногих способов обеспечить наличие хоть каких-то знаний.
Гораздо эффективнее сократить количество БЮДЖЕТНЫХ мест на гуманитарные специальности раза в три и одновременно поднять расценки на обучение - тоже в три раза.
Осознание студентом факта, что он прогуливает не лекции, а собственные деньги, тоже неплохой
способ обеспечить наличие хоть каких-то знаний.
С другой стороны, конечно, можно абстрактно выделить такие позитивные составляющие лекций, как развитие способности к конспектированию, умению быстро записать, зарисовать схему и модель и т.п., выделить главное, выслушать и запомнить. Овладевая компьютером многие и писать то разучиваются ручкой: всё в ворде.
Однако студенты холодно относятся к лекции, поэтому данные позитивные составляющие развиваются не сильно.
Александр45
10.10.2012, 20:34
Так что лекции нужны, но их должно быть меньше, чем практических работ, и современная форма лекции-монолога должна занимать не более половины от всех лекций.
Полностью разделяю это мнение. Лекции быть должны, причем должно быть живое общение преподавателя и студента. Дело в том, что нынче лекции по тому предмету, где я веду семинары, заменили видеолекциями. Знания упали прямо на глазах! Всё же живое слово лектора ничем не заменишь. Лекции и семинары можно соотносить как 1:2, например
живое общение преподавателя и студента
прекрасно идёт на практических занятиях.
лекции по тому предмету, где я веду семинары, заменили видеолекциями
Когда лектор тупо зачитывает всю пару свой конспект, учебник или методичку, как это делали некоторые экс-форумчане (не буду показывать пальцем :) ) - отличий от видеолекции почти никаких не наблюдается.
Пока не дашь материал на лекции, пусть сжато и только главное - ничего не получишь в ответ.
Разумеется, зачитывать методичку нельзя. Есть учебник, но 1) возможность ^C/^V привела к тому, что учебники огромные; 2) базовые учебники выходят в виде "издания 8-го, стереотипного" (это в ИТ!). Поэтому лекция необходима, чтобы расставить акценты, показать цель и задачи, что-то из них решить, что-то доказать...
При этом к "мультимедийным" лекциям я отношусь прохладно: когда я вместе с аудиторией работаю на доске, тогда и аудитория работает вместе со мной в тетради и голове. Мультики, конечно, показывать надо, но толку от них мало. Проверял.
ИМХО не умерла лекция и не умрет никогда... особенно при существующем уровне самомотивации студентов, воспитанном в школе,
где зачем-то отменили розги
Hogfather
11.10.2012, 10:00
avz, Подписываюсь практически под каждым словом, особенно про ИТ, не к ночи будут помянуты.
Вляпалась...
11.10.2012, 10:55
Однако студенты холодно относятся к лекции, поэтому данные позитивные составляющие развиваются не сильно.
Однако... Студенты холодно относятся к учебе, и пофиг, что это - лекция или нечто любое иное.
Однако... Студенты холодно относятся к учебе, и пофиг, что это - лекция или нечто любое иное.
Это всё верно, но на лекции, относительно других форм организации учебного процесса, возникает то, что психологи называют эффектом толпы. Сам данный эффект ещё негативно влияет на учебный процесс.
в ИТ
половина учебных пособий к моменту издания уже успевает устареть. :)
Дети - это забор, а это - обед. Обед будет - когда я посчитаю нужным. Для вас круче гугля никого нет, а через час я жду результатов гугления по проблеме. С Вашими выводами. И начинаю рассказывать - кто и в чем не прав.
как-то так, если обобщенно
Не совсем понятно. У Вас это похоже, скорее, на проблемную лекцию, да? Т.е. Вы даете задание, а затем на паре устно корректируете его?
Добавлено через 1 минуту
а я почему-то все чаще прихожу к выводу, что задача ППС на нынешнем этапе: научить пользоваться инфой
Согласна полностью. Но как это сделать - еще не придумала полностью. Вот и читаю форум (учусь у старших опытных товарищей
Добавлено через 3 минуты
Осознание студентом факта, что он прогуливает не лекции, а собственные деньги, тоже неплохой
Только в этом случае студент ТРЕБУЕТ от преподавателя оценок без затрат. Из области, я и так заплатил, так что преподаватель должен поставить и так
Добавлено через 48 секунд
Странности в оформлении поста. прошу прощения
Добавлено через 10 минут
В отношении видеолекций - есть отдельный сайт http://univertv.ru/
в этом случае студент ТРЕБУЕТ от преподавателя оценок без затрат. Из области, я и так заплатил, так что преподаватель должен поставить и так
Если оплата образовательных услуг в разы превышает себестоимость оказания этих услуг, то самых тупых можно и отчислять, оставаясь при этом в плюсе. :)
Т.е. Вы даете задание, а затем на паре устно корректируете его?
вроде того. тольк задания уже включены в "интерактивный учебник"
vBulletin® v3.8.8, Copyright ©2000-2025, vBulletin Solutions, Inc. Перевод: zCarot