PDA

Просмотр полной версии : Актуальность и практическое значение


Andrey
20.04.2003, 11:39
Я пока не аспирант, но прочитал уже не одно пособие о научной работе и что-то так и не понял. Растолкуйте подробно. Как может человек, создающий новое научное знание, рассуждать о его насущности и практическом значении, если он даже не понимает практического значения уже известного науке знания, которое он изучал в вузе. Я недавно получил диплом инженера, и прекрасно знаю, что мало кто из бывших студентов внятно объяснит практическое значение всяких физико-математических построений. Почему-то лекторы, даже агитирующие за аспирантуру, не особо утруждают себя такими разъяснениями, а в диссертации, между тем, эти вопросы ставятся ребром.

dimok
21.04.2003, 07:17
Насколько я понимаю, практическая ценность научной работы можно доказать (или определить) так называемое внедрение разработок: прибор можно определить на завод, программу в какую-либо организацию, экономические разработки в соответствующее русло. Вообще, если где-то чего-то не хватает, то изобретение этого чего-то безусловно является насущной задачей.

Это мое видиние этого вопроса. Люди, более искушенные в этих вопросах, внесут бОльшую ясность.

heilig
21.04.2003, 11:53
Andrey
Как может человек, создающий новое научное знание, рассуждать о его насущности и практическом значении, если он даже не понимает практического значения уже известного науке знания, которое он изучал в вузе
никак ;)
И вообще "новое научное знание" создают единицы, остальные же продолжают чье-нибудь дело (какой-нибудь доктор наук придумает новый принцип построения, ну к примеру, какого-нибудь прибора, и его аспиранты начинают его исследовать, совершенствовать и т.д. и т.п.), и область, в которой они этим занимаются часто бывает очень ограниченна, и потому там не составляет уж такого большого труда разобраться в насущности и практическом значении работы. Кстати, именно в этом, я и вижу смысл реферата для поступления в аспирантуру. Может это и не так ;)
Я, как и Димок, пока еще молодая и "зеленая" в этих вопросах :) *

lynx
21.04.2003, 14:16
Andrey

Как может человек, создающий новое научное знание, рассуждать о его насущности и практическом значении

Он должен проникнуть в свою тему настолько, чтобы все убедить - смотрите! То, чем я занимаюсь, позволит при решении этой проблемы сделать то, то и это, улучшить тут и тут, а в перспективе и т.д. и т.п. Это и называется практическая значимость.

Инженер? Мне с технарями труднее, я на пальцах.

Например, сисадмин придумывает новый способ реализации сетки, который позволяет уменьшить трафик, повысить безопасность, облегчить продкадку и снизить стоимость построения и обслуживания сети.
Актуальность: в настоящее время сети используются везде, где только можно.
Практическя значимость была описана выше.

Понятно, нет?

Undefined
21.04.2003, 14:30
Как может человек, создающий новое научное знание, рассуждать о его насущности и практическом значении, если он даже не понимает практического значения уже известного науке знания, которое он изучал в вузе.

Создающий новое научное знание решает конкретную насущную и практическую проблему путем проведения конкретных и практических экспериментов и наблюдений, обобщая результат в теорию

TovarishCyxov
28.04.2003, 23:00
М-м-м... Как можно рассуждать о значимости, создав нечто новое?
Очень просто: создав новое, внедрите его на предприятии, а внедрив, порассуждайте о том, как плохо они его внедрили, в связи с тем, что...

В смысле технических наук здесь все просто: если использовано в производстве, значит это и есть практическая значимость.

О практическом значении физико-математических построений говорит как раз то, что при помощи них и разговаривают обычно в технической науке. Куда уж большего практицизма желаить.

С уважением,
товарищ Сухов.

Vasily
30.04.2003, 11:23
Новое-то, конечно, новое, но в уже заметно разведанной области. Т.к. если аспирант предложит что-то революционное, его "заклюют". Т.е., ему нужно будет либо идти вслед за своим руководителем, который уже имеет такой вес, чтобы "пробить" идею... Пусть даже идею аспиранта. Либо ему должно ОЧЕНЬ повезти... Либо ему стоит оставить эту тему для докторской (и то не всегда) или выше... Либо он аспирант только формально (он уже давно набрал такой вес, какой и не всем докторам снился).
К сожалению, я с этим лично не сталкивался (мою тему нельзя назвать революционной, хотя она имеет в себе заметное новшество... надеюсь), но и слышал, и немножко представляю систему.

Morgen
30.04.2003, 13:52
По большому счету, в кандидатской диссертации отражается развитие уже существующих в мире идей. Даже если у вас имеется работа, способная потрясти научные основы мироздания, не стоит мелочиться и расходовать ее на кандидатскую, приберегите на докторскую. Задача состоит в другом - получить диплом кандидата наук. Путь к этой цели проще и безопаснее совершить, не двигаясь против течения. Диссертационный совет состоит в основном из уставших от мира и псевдонауки людей, которые понюхали пороху и знают, что гениев рождается один в столетие, а диссертант явно не относится к их числу. Ну а станете академиками, вот тогда...

Philosof
30.04.2003, 16:47
Ну а станете академиками, вот тогда...

... вот тогда выяснится, что ничего новое ты написать уже не способен, т.к. всю жизнь привык работать по шаблону. Захочется, и возможность будет, а не сможешь! С чисто практической точки зрения Morgen рассуждает верно. И Василий тоже. Заклюют. Но ведь как тогда будем рассуждать? Студенту надо потерпеть, пока не получил диплом. Аспиранту - пока не защитился. Потом захочется стать доктором - придержи коней опять. А там все. Голова уже соображать разучилась.

не стоит мелочиться и расходовать ее на кандидатскую, приберегите на докторскую

Я думаю, если человек в кандидатскую сумел вложить нечто значительное, у него к докторской еще появится. Вообще, есть хороший закон творчества: чем больше взял из колодца, тем больше там остается.

Путь к этой цели проще и безопаснее совершить

Согласен. Но главная ли это цель - вот вопрос.

Morgen
30.04.2003, 19:21
Творчество - процесс, не поддающийся регламентированию, его невозможно ограничить, запретить или же, напротив, заставить творить. Видимо, есть необходимость расставить точки над и. Человек, способный создать нечто новое, интересное, как правило, занимается этим свободно, легко. Это как воздух. Достижения могут быть значительными или не очень, не в этом дело. Главное - душа поет. Примешивание к этому процессу паранаучных забот, т.е. оформление диссертации, может здорово навредить или же навсегда отбить охоту действительно творить новое. Поэтому имеет смысл поступить иначе: диссертацию написать по какой-нибудь "скромной" теме (диссертабельной), а к колодцу своему допускать только избранных. Всему свое время. Согласен с Philosofом, думать и рассуждать надо всегда, а не по достижении высот. Нельзя останавливаться - рутина засосет. "Кто желает, но не действует, плодит чуму"(Уильям Блейк).

Philosof
30.04.2003, 20:59
Достижения могут быть значительными или не очень, не в этом дело

Вот, золотые слова. Главное, чтоб НАСТОЯЩИЕ.

Поэтому имеет смысл поступить иначе: диссертацию написать по какой-нибудь "скромной" теме (диссертабельной),

Тоже верно. Если человеку есть что сказать, диссертация - не самый удачный жанр. Неизбежный довесок в виде рутинного анализа проблемы, источников, причин и т.д. и т.п. А кроме того, если подлинную новизну нести в диссертацию - неприятности обеспечены. Вероятны, во всяком случае. Но с другой стороны бывает так, что хочется свои взгляды высказать прямо и открыто. Диссертация - это самое оно. Есть в истории науки такие знаменитые защиты: В. С. Соловьев, И. А. Ильин, М. М. Бахтин. (Но с практической точки зрения этот путь нерациональный, тут я согласен).

Al
06.11.2004, 14:21
Вопрос в тему!

Инженер-программист, который занимался и проектированием, и разработкой и занимается сопровождением информационной системы (система высшего образования)- по поводу практической значимости работы даже осуждать не приходиться,
а вот - актуальность, с точки зрения защищаемости??????
Что защищать???? кто подскажет?

lynx
06.11.2004, 14:48
Al
Инженер-программист, который занимался и проектированием, и разработкой и занимается сопровождением информационной системы (система высшего образования)

Нельзя ли поподробнее изложить суть работы.

Актуальность примерно будет сдедующая:
В настоящее время проблема внедрение инфромационных технологий в учебный процесс является одной из приоритетных в российской науке...

Подробнее - когда расскажете о работе :)

Al
06.11.2004, 17:29
Изначально тема звучала: Разработка моделей и методов оценки знаний в дист.обучении.
Изучала модели оценки знаний. Остановилась на адаптивной системе оценки знаний.
Далее, мне показалось, что это уже не ново и Америку я не открываю.
Практическая работа связана с созданием системы дистанционного обучения, разработкой обьразовательного портала и системы управления учебным процессом вуза. Естественно, модель адаптивной оценки знаний вписывается в мои разработки как одна из подсистем. Но к сожалению - фактически созданных подсистем так много и работа огромная. Но к сожалению - незнаю - актуально ли писать о портале или о дистанционке?
3 года назад мне казалось(а оно так и было)-это актуальным и новым, но сейчас - столько работ.
И так как я все таки практик, не знаю как мне теорию приятнуть к проделанной работе.
Или я не правильно думаю?

Добавлено

Создающий новое научное знание решает конкретную насущную и практическую проблему путем проведения конкретных и практических экспериментов и наблюдений, обобщая результат в теорию
А если эта создаваемая теория является практическим результатом творений, но не научной выкладкой?
как в этом случае люди защищаются?

Больше всего меня расстраивает то, на конференциях мои доклады вызывают интерес. Как-то один маститый профессор даже был удивлен, что я просто докладываю на конференции и что даже еще не аспирант. Но к сожалению, - это не диссертация:-(

lynx
06.11.2004, 23:05
Al
Практическая работа связана с созданием системы дистанционного обучения,

Господи, вот и пишите в актуальности: с развитием глобальных систем коммуникации все большее значение приобретают проблемы дистанционного обучения. Их решение позволит охватить значительное число обучаемых в различных регионах, минимизировав при этом затраты на преодоление расстояний и т.д. и т.п.
Посмотрите любой труд по дистанционному обучению и возьмите оттуда Вашу актуальность.

актуально ли писать о портале или о дистанционке?

Еще как. Это одно из передовых направлений. Нет ВУЗа, который бы не был озабочен проблемами дистанционного обучения. Ведь ВУЗы заинтересованы в привлечении к себе все большего и большего числа студентов (ибо плата студентов за обучение - это источник их доходов), поэтому им нужно расширять контингент тех, кто потенциально мог бы учиться. Страна у нас большая, расстояния огромные. Часто это является препятствием для поступления в ВУЗ. Ведь речь идет не только о дневном обучении бывших школьников, но и о вечернем и заочном обучении тех, кто уже работает.
Развитие филиальной системы не решает эту проблему в полной мере.

Кроме того, дистанционное обучение помогло бы включаться в эту деятельность инвалидам. В нашей стане инвалидов-колясочников 10 % от общего числа населения (цитирую Артемия Лебедева). Интеллектуальный потенциал этих людей мало используется. В том время, как они могли быть стать замечательными программистами, операторами, вебмастерами, да кем угодно, кроме курьеров.
Посещать ВУЗ им неудобно по нескольким причинам - они не в состоянии самостоятельно приходить в ВУЗ, плюс, они могут банально комплексовать.


В общем, про дистанционное обучение сейчас говорят много и на разных уровнях. Это очень перспективное направление. И все диссертации по нему весьма диссертабельны :)

Вы могли бы защищаться по двум специальностям, одна из которых - http://www.aspirantura.spb.ru/pasp/13_0_8.html теория и методика профессионального образования (создана специально для таких дел и не так давно).


3 года назад мне казалось(а оно так и было)-это актуальным и новым, но сейчас - столько работ.

Оно еще долго будет актуальным. Проблема то не решена. Много ВУЗов может похвастаться развитой системой дистанционного обучения? Раз, два и обчелся.

А если эта создаваемая теория является практическим результатом творений, но не научной выкладкой?

Ничего не поняла. Если теория вытекла из Вашей практики - это и есть наука.

Больше всего меня расстраивает то, на конференциях мои доклады вызывают интерес.

Забавно :) Не расстраивайтесь :)

Al
07.11.2004, 16:45
Не расстраивайтесь
Спасибо огромное за поддержку! Вы меня ободрили!
В теме про дисер за полгода - я написала - что рискну!
Попробую!
Еще раз спасибо!