Просмотр полной версии : Квалификация преподавателя и корпоративные университеты
nauczyciel
17.07.2013, 18:09
Прочитал интересную статью http://www.e1.ru/articles/education/page_2/009/974/article_9974.html и задумался - действительно, практика показывает, что квалификация преподавателя для ВУЗа не имеет значения - было бы кого поставить у доски, а что он там делает - неважно. Чему он научит будущих выпускников - тоже значения не имеет.
Вопрос - что с этим делать пром. предприятиям, откуда брать молодых специалистов? У меня пока ответ один - видимо, придётся кадры учить собственными силами, причём начиная с физики и математики, формируя/развивая корпоративные университеты.
nauczyciel, кое где так уже делается. В моем медвежьем углу есть несколько примеров. Конечно не корпоративные университеты, а только профильные кафедры и группы.
Почему бы не выйти на международный рынок труда?
nauczyciel
17.07.2013, 19:17
Артём, увы, нормативная база у нас даже с Казахстаном сильно отличается, потому на инженеров-гастарбайтеров рассчитывать особо не приходится. Да и не спешат они на Урал ехать, поскольку и в Казахстане инженеры хорошо зарабатывают. Какое-то совсем дальнее зарубежье... не знаю... что Вы предлагаете?
Alextiger
17.07.2013, 19:29
Вопрос - что с этим делать пром. предприятиям, откуда брать молодых специалистов?
они сначала должны научиться формировать повестку дня для имеющихся вузов.
Поработать с иностранными рекрутинговыми агенствами. Выпускник MIT к вам, конечно же, не поедет, но средние специалисты могут заинтересоваться. Вы постоянно пишете, что у вас зарплата выше, чем в Восточной Европе. К тому же, познакомить обученного инженера с новой нормативной базой гораздо проще, чем учить с нуля школьника.
Maksimus
17.07.2013, 19:54
У меня на прошлом месте работы был и корпоративный университет (имевший статус филиала вуза, по факту это была вечерка), и филиалы профильных кафедр работали, и практику студенты проходили. Если честно, лично я большого выхлопа не увидел.
Перспективными вижу следующие направления:
1. Активное участие предприятий в формировании ФГОСов, программ обучения (причем не отделов кадров, как обычно, а профильных специалистов).
2. Преподавание специалистов предприятий в вузах и мат.стимулирование этого руководством вузов и предприятий.
3. "Реанимация" системы производственных практик, уход от формализма.
4. Краткое теоретическое обучение в учебном центре предприятия.
5. Наставничество на рабочем месте с соответствующим мат.стимулированием. Этот пункт, пожалуй, самый важный.
3. "Реанимация" системы производственных практик, уход от формализма.
Однозначно!!!
Аспирант МММ
17.07.2013, 20:12
У меня на прошлом месте работы
таких примеров много
http://www.kamaz.ru/ru/company/staff/university/
И поэтому пути надо идти на федеральном уровне. Технарям нужно быть поближе к практике и практикам. В общем бюджетные места не привязанные к производствам нужно убирать. Не экономически , не практически не эффективно. Черная дыра в бюджете.
Maksimus
17.07.2013, 21:20
Аспирант МММ, но в то же время это все должно строиться без компанейщины, государственного маразма, а на экономических рельсах, т.е. предприятие само должно иметь такую потребность, осознанную необходимость. А не то как у меня на прошлом месте работы, получили лицензию, бюджетные бабки, пустили пыль в глаза, благодарность от высокого руководства, а
Ни экономически , ни практически не эффективно
т.е. предприятие само должно иметь такую потребность, осознанную необходимость.
сами знаете , какой в стране горизонт инвестиционного планирования.
Обучение студентов подобным образом- это, фактически , среднесрочные инвестиции в персонал.
Конечно, только для пускания пыли в глаза и желательно за счет бюджета и согласятся.
nauczyciel
18.07.2013, 09:25
они сначала должны научиться формировать повестку дня для имеющихся вузов
Нет проблем. Только вот что-то запросов от ВУЗов на формирование повестки дня не приходит. Если что - моя контора - самый крупный работодатель из проектировщиков Екатеринбурга, если кого и спрашивать, так это нас.
Поработать с иностранными рекрутинговыми агенствами
Хорошая идея. Спасибо.
IvanSpbRu
18.07.2013, 11:16
Нет проблем. Только вот что-то запросов от ВУЗов на формирование повестки дня не приходит. Если что - моя контора - самый крупный работодатель из проектировщиков Екатеринбурга, если кого и спрашивать, так это нас
А им это не надо. Они работают не на рынок труда, а на критерии МинОбра. Вузы давно стали самодостаточными и оторвались от экономики. Их задача - демпинговать по ценам на образование, давать дипломы и вовремя сдавать отчеты. Кто читает лекции - их не волнует. Как их не волнует и качество подготовки выпускников и их соответствие запросам работодателей
nauczyciel
18.07.2013, 14:51
IvanSpbRu, вот именно так дело и обстоит. А пройдёт ещё лет пять, старые инженеры уйдут на пенсию, а новых (не по бумажке-диплому, а настоящих, понимающих суть работы) ВУЗы почти не выпускают. Вот и стал вопрос - что делать пром. предприятию.
IvanSpbRu, вот именно так дело и обстоит. А пройдёт ещё лет пять, старые инженеры уйдут на пенсию, а новых (не по бумажке-диплому, а настоящих, понимающих суть работы) ВУЗы почти не выпускают. Вот и стал вопрос - что делать пром. предприятию.
Из азиатских стран будут приезжать работать.
nauczyciel
18.07.2013, 18:43
ptrvc, нет их там, я уже выше писал о перспективах привлечения казахстанских инженеров.
IvanSpbRu
18.07.2013, 19:02
IvanSpbRu, вот именно так дело и обстоит. А пройдёт ещё лет пять, старые инженеры уйдут на пенсию, а новых (не по бумажке-диплому, а настоящих, понимающих суть работы) ВУЗы почти не выпускают. Вот и стал вопрос - что делать пром. предприятию
Стратегически? Создавать профессиональные ассоциации и лоббировать в МинОбре принятие нормальных критериев оценки вузов и нормальных программ. Вместе с закрытием наиболее одиозных помоек - чтобы остальные закопошились.
Тактически - брать то дерьмо, что вылезает из вузов, и пытаться обтесать под себя.
На уровне вузов чаще всего проблему решать бесполезно. Ректору начхать на потребности рынка труда. Ему нужно делать гешефт, приторговывая дипломами и степенями и получая откаты от ремонтных подрядчиков, и при этом сохранить свою кормушку, для чего регулярно лепятся отчеты
ptrvc, нет их там, я уже выше писал о перспективах привлечения казахстанских инженеров.
Ну не стоит только советской Азией ограничиваться. Есть Турция, Индия, Китай...
Alextiger
18.07.2013, 19:20
И поэтому пути надо идти на федеральном уровне. Технарям нужно быть поближе к практике и практикам.
почему только технарям? даже музееведов-историков учат не тому, что хотели бы музеи, и т.д., и т.п. Только это не вузы виноваты
олько вот что-то запросов от ВУЗов на формирование повестки дня не приходит.
и не придет. вузы не самостоятельны. И не по отдельным заводам это должно быть, а вся совокупность предприятий должна формировать совокупную повестку дня по той или иной специальности. А для этого нужен посредник. МОН мышей не ловит
Добавлено через 2 минуты
Вместе с закрытием наиболее одиозных помоек
нет необходимости, если работодатели смогут ориентироватся на репутацию по выполнению программ. А сейчас программы и ФГОС одинаковые - одинаково странные, что в МГУ, что подвале
А главное - должны быть рабочие места по всем специальностям, кроме бесконечной торговли и 2-3 заводов на всю страну
...
А главное - должны быть рабочие места по всем специальностям, кроме бесконечной торговли и 2-3 заводов на всю страну
Самое плохое, что не хватает хороших инженеров даже для малых предприятий, что уж про заводы говорить.
Странно! Как может не хватать инженеров в условиях, когда количество промышленных предприятий существенно сократилось по сравнению с 1991 г,, а число выпускников технических ВУЗов, как минимум, не уменьшилось?
nauczyciel, чтобы удовлетворить входным требованиям вашей организации, достаточно ли просто хорошо учиться в ВУЗе? Под нехваткой инженеров вы имеете в виду физическое отсутствие людей (на вакансии никто не откликается) или отклик есть, но люди слишком низкой квалификации?
Aspirantfm
19.07.2013, 07:40
Странно! Как может не хватать инженеров в условиях, когда количество промышленных предприятий существенно сократилось по сравнению с 1991 г,, а число выпускников технических ВУЗов, как минимум, не уменьшилось?
nauczyciel, чтобы удовлетворить входным требованиям вашей организации, достаточно ли просто хорошо учиться в ВУЗе? Под нехваткой инженеров вы имеете в виду физическое отсутствие людей (на вакансии никто не откликается) или отклик есть, но люди слишком низкой квалификации?
нет специалистов, нет профессионалов. Найти нормального ИТ-шника невозможно .. адовы муки найти приличного программиста, или хотя бы того, кто мог бы им стать через пару лет.
nauczyciel
19.07.2013, 09:50
Создавать профессиональные ассоциации
Не получится, поскольку в результате всеобщей конкурсной системы закупок инженерных услуг бывшие коллеги стали друг другу злейшими врагами. "Спасибо" Чубайсу за это :(
Турция, Индия, Китай
Вполне возможно! А ещё Монголия, там много выпускников УрФУ (УПИ), может, кто захочет поработать у нас...
Добавлено через 9 минут
nauczyciel, чтобы удовлетворить входным требованиям вашей организации, достаточно ли просто хорошо учиться в ВУЗе?
Пока - достаточно. В определённых ВУЗах, эти все ВУЗы мы знаем.
Но скоро выпускников не будет, см. статью в первом посте.
Под нехваткой инженеров вы имеете в виду физическое отсутствие людей (на вакансии никто не откликается)
Физическое отсутствие людей. Все, кто умеет работать, работают и хорошо зарабатывают. На каждого выпускника нужной специальности стоит очередь из пяти работодателей.
Странно! Как может не хватать инженеров в условиях, когда количество промышленных предприятий существенно сократилось по сравнению с 1991 г,, а число выпускников технических ВУЗов, как минимум, не уменьшилось?
В энергетике количество пром. предприятий увеличилось, и в перспективе будет только увеличение. Нефть ведь нужно качать всё больше, а к нефтекачалке нужно подвести электроэнергию...
Добавлено через 4 минуты
Найти нормального ИТ-шника невозможно
А вот этого добра нам хватает. Хватает также инженеров - экологов, сантехников, связистов, организаторов производства.
Не хватает инженеров - электриков (первичников и вторичников), строителей, АСУшников, релейщиков, телемехаников.
Пока - достаточно. В определённых ВУЗах, эти все ВУЗы мы знаем.
Но скоро выпускников не будет, см. статью в первом посте.
Вы можете выложить учебный план этих специальностей? Хоть посмотрим, какой набор знаний и навыков вам нужен.
И еще скажите, у вас работа инструктивного или креативного типа?
nauczyciel
20.07.2013, 14:39
Артём, пожалуйста, учебные планы электриков - первичников и релейщиков:
бакалавры http://yadi.sk/d/d3xagiYI70who
магистры http://yadi.sk/d/BtjW80lF70wiD
у вас работа инструктивного или креативного типа?
И то, и другое. Мы занимаемся проектированием линий электропередачи, подстанций, электростанций и прочих промышленных объектов капитального строительства. Работа это с одной стороны креативная (нужно сотворить/придумать новое здание, сооружение), с другой стороны инструктивная (проектирование жёстко ограничено разнообразными нормативными документами).
IvanSpbRu, вот именно так дело и обстоит. А пройдёт ещё лет пять, старые инженеры уйдут на пенсию, а новых (не по бумажке-диплому, а настоящих, понимающих суть работы) ВУЗы почти не выпускают. Вот и стал вопрос - что делать пром. предприятию.
у нас в фирме есть пара-тройка высококлассных инженеров в возрасте. Так молодняк им проходу не дает))) Постоянно жалуются, что свою работу делать не успевают)))
Полищук Андрей
24.07.2013, 15:31
Вообще-то ректора ВУЗов постоянно поднимают вопрос подготовки специалистов под заказ предприятий. Но хотят, чтобы предприятие платило за это. Ответное желание возникает обычно на фоне различных программ (чтобы платило государство предприятиям).
Сейчас у нас требуется более полумиллиона НИР из всех источников на штатного ППС на кафедре. Студенты привлекаемы к этой работе, а при наличии желания и умений, могли бы значительно больше привлекаться.
Сейчас у нас требуется более полумиллиона НИР из всех источников на штатного ППС на кафедре.
Эти источники ищут сами преподаватели? Если да, то в чем выгода преподавателю оформлять его через ВУЗ, а не работать напрямую? Что будет, если не сможете набрать эту сумму? Уволят или потребуют доложить из своих?
...
в чем выгода преподавателю оформлять его через ВУЗ, а не работать напрямую?
...
Никакой выгоды. Заказчику — дороже платить, исполнителю — баттхёрт с бумагами. Поэтому работаем прямо. Показатели никому кроме чиновников не нужны.
Но Полищук Андрей делает. Значит, какая-то выгода есть.
Team_Leader
25.07.2013, 12:20
выпускников и их соответствие запросам работодателей
во многих странах, кстати, быстро поняли бесперспективность системы специального высшего образования.
Например, в японии есть общие направления образования главным образом, построенные вокруг общенаучных программ, без углубления в частные вопроосы инжиниринга, менеджмента и т.п.
Т.е. на инженера там в вузе не учат. Дают диплом бакалавра естественных и физическихз наук. Дальнейшее обучение провдит компания, или за свой счет. Допуск к конкретным видам работ дает не диплом, а профессиональный сертификат, выдаваемый либо госкомиссией, либо (чаще) СРО отраслевой. Само собой, на основе и с учетом наличия диплома.
Может оно и правда надо ликвидировать профессиональную составляющую для высшего образования, а также отраслевую специализацию вузов??? Укрупненные вузы по укрепненым направлениям.
Строго говоря, на опасные виды работ и инжиниринговой деятельности уже сейчас диплома - недостаточно даже в РФ. Нужен сертификат.
В общем, с учетом практической невозможности в нынешних условиях долгосрочного профессионального прогнозирования и профориентации, вопрос ухода от профессиональной (специальной) составляющей в ВПО, считаю, назрел.
кроме того, надо уходить от единой системы оценки квалификаций по всем отраслям наук, знаний и професииональнйо деятельности. Стандарты ВО должны ыть свои для естественно-научной, медицинской, музыкальной и прочей деятельности.
Это, кстати, надо распространить и на систему ченых степеней.
Не должно быть единого Положения о присуждении степеней. Должно быть много положений свое для кадой отрасли наук.
Мне кажется, это реальный путь.
И по каждой отрасли наук свой "ВАК".
Ну чё физику смотреть в медицинских диссертациях????
Добавлено через 23 секунды
Мы слишком увязли в рудиментах совка.
Полищук Андрей
28.07.2013, 23:18
Эти источники ищут сами преподаватели? Если да, то в чем выгода преподавателю оформлять его через ВУЗ, а не работать напрямую? Что будет, если не сможете набрать эту сумму? Уволят или потребуют доложить из своих?
Ищут все, кроме полиции. ВУЗ, кафедра, преподаватели. Гранты, хоздоговора и прочее. Там ещё разделение на источники. Не менее стольки от внебюджета, не менее стольки от иностранных источников (У нас на кафедре иностранных источников нет, работают с одним мужиком из Венгрии, но у них с деньгами ещё сложнее, он не начальник и т.д.). Это у нас из-за участия в Программе Стратегического Развития (ПСР).
Выгода -- право работать в ВУЗе, и кое-какие деньги.
Если не наберут, будут проблемы у завкафедрой, как сказано в приказе, вплоть до увольнения (за общее выполнение индикаторов, их там штук 50..70).
Добавлено через 3 минуты
Никакой выгоды. Заказчику — дороже платить, исполнителю — баттхёрт с бумагами. Поэтому работаем прямо. Показатели никому кроме чиновников не нужны.
А вот договора с большими деньгами частенько идут через сторонние фирмы Кстати, про наши не знаю, это так, общее.. А здесь гранты, "Старты", УМНИК, Сертификационный Центр (его, видимо, выгоднее или реальнее через ВУЗ).
vBulletin® v3.8.8, Copyright ©2000-2025, vBulletin Solutions, Inc. Перевод: zCarot