Просмотр полной версии : Телелекции
Смотрю сейчас телелекцию на канале Культура. Такая скукота... Мужичок рассказывает про Венецию и Дожей. Сплошной монолог. И это считается, типо, образцом...
Это Academia? Монологи тоже бывают разные. Порой интересные. От эмоциональности, в том числе, лектора зависит. Я иногда смотрю, бывают достойные экземпляры
Смотрю сейчас телелекцию ... Такая скукота... Сплошной монолог. И это считается ... образцом...
И не говорите! К сожалению, не только на этом канале. Неопрятный вид, нечленораздельное бормотание, наличие, как минимум, синусита (гайморита), изложение темы не вызывает не только никаких ассоциаций, но и мотива для прослушивания, и, конечно, никаких средств и, извините, аудио-, визуальных эффектов (а это как-никак программа, сродни шоу, одной из дадач которой - удержать внимание зрителя!). Всегда возникает вопрос: по каким критериям отбираются лекторы для подобных программ?
Лекции как процесс перехода записей лектора в записи студентов давно утратили смысл.
Лекции как процесс перехода записей лектора в записи студентов давно утратили смысл.
Никто и не спорит с этим! Однако лекция (как никакая другая форма обучения) должна воздействовать на обучающегося, во-первых, своей информационностью (а это не столько сухие факты и знания, так сказать первого порядка, линейно изложенные, сколько их сочетание, могущее подвести слушателя к способности их интерепретации), а во-вторых, правильное обращение к информации обеспечивает возникновение у слушателей нужных ассоциаций, а это позволяет сделать изучаемый материал более устойчивым. Вот и всё. А когда слушаешь лекции в вышеозначенных программах, перестаёшь воспринимать даже самый "умный" материал. Устроители подобных программ должны овладеть основными законами риторики и психологии публичного выступления.
Устроители подобных программ должны овладеть основными законами риторики и психологии публичного выступления.
Дело не только в этом (http://habrahabr.ru/post/186004/):
ТВ формат
Постановочный образовательный фильм по телевизионным стандартам. Пишется в студии, много подсъёмок, активная аудитория, много дублей. Компьютерная графика. Это очень дорого.
Дистанционное образование
Постановочные короткие видеофрагменты по 10-15 минут с логическим началом и концом. Особенность в том, что такие записи могу быть созданы вообще без аудитории, одним планом. Или даже скринкастом. Иногда при записи используют даже веб камеры.
Самая дорогая часть — оплата работы лектора. От него требуется полная переработка подачи своего материала. Сейчас это тренд, большинство прикладных образовательных программ скоро будут переизданы в таком формате.
Хроникальная (репортажная)
Фиксируется на видео лекция, которая читается в обычном академическом формате.
90 минут (иногда с перерывом), минимум вопросов из зала, лектор работает с привычной аудиторией. Специальной переработки лекционного материала не требуется.
Поскольку наши вузы в большинстве случаев не готовы финансировать постановочные лекции, а лекторы не привыкли работать в таком формате (высокая информационная плотность материала, работа перед камерой и пр.), то большинство записей лекций в РФ — хроникальные. И эти записи иногда пытаются использовать для дистанционного образования, что, по сути, неправильно.
Честно говоря, я даже и не знала, что есть подобная классификация!
И всё же, к организации телевиз. лекций необходимо подходить не только с позиции затрат на мультимедийные средства.
Знаете, я вот вспомнила, как в детстве обожала смотреть и слушать выступления (лекции о творчестве Лермонтова) Ираклия Андронникова. Я заслушивалась его выступлением: непередаваемая харизма, артистизм, пластика, тембр и, конечно, талант рассказчика - свои литературоведческие изыскания он преподносил неискушённой публике так легко, непринуждённо (а ведь это серьёзное научное исследование!), что запоминалось, буквально, каждое слово. И каково же было моё разочарование, когда, немного повзрослев и получив возможность посещать публичную библиотеку, я отыскала работы И.Андронникова - сухо, точно, лаконично. Материал тот же, но он скучен подростку! Так вот выступления Андронникова - это высший пилотаж, только так и нужно строить публичные выступления на серьёзные (научные) темы для непосвящённой аудитории!
Так вот выступления Андронникова - это высший пилотаж, Кстати, Вы меня опередили - первая вспомнили про Андронникова (пальма первенства и научной новизны :) ). Поддерживаю - содержания его выступлений, вестимо, не помню - но эффект обаяния в памяти отложился.
Вы меня опередили - первая вспомнили про Андронникова (пальма первенства и научной новизны)
0647, merci! А знаете, я думаю, что лектор и должен быть рассказчиком исходя из современных трбований и к аудитории, и, собственно, к организации учебн. процесса в вузе - в конце-то концов, не ликбез! - мы сначала должны лишь нацеливать студентов на поиск нужной информации, а затем найденное ими объяснять, комментировать. Как Вы считаете?
мы сначала должны лишь нацеливать студентов на поиск нужной информации, а затем найденное ими объяснять, комментировать. Как Вы считаете?
20 лет назад в США в вузе на лекции:
- Коллеги, Вы ознакомились с материалом сегодняшней лекции, ссылку на который я дал неделю назад?
- Да...
- Так вот, сегодня я начну с особенностей материала, а потом отвечу на Ваши вопросы.
Это было. И уже давно.
Тогда под ссылкой имелись в виду страницы конкретной книжки в библиотеке, а ксероксы стояли в коридорах из расчета 2 цента за страницу.
Как Вы считаете?
Уважаемый kravets, в принципе, уже ответил. В любом случае, практикующий ученый-преподаватель_вуза сумеет подвести студентов к передовому краю - пусть и не науки, а всего-навсего соответствующей дисциплины - чтобы, стоя у обрыва :), они ужаснулись, прониклись и ломанулись - но не в пивную или в Википедию, а в библиотеку Конгресса. :p
Это было. И уже давно.
Возможно. Но там, у них (кстати, не везде и не всегда). Другое дело, что в отечественной практике сплошь и рядом лекции-диктанты (извините за оксюморон!).
Добавлено через 1 минуту
практикующий ученый-преподаватель_вуза сумеет подвести студентов к передовому краю - пусть и не науки, а всего-навсего соответствующей дисциплины - чтобы, стоя у обрыва , они ужаснулись, прониклись и ломанулись - но не в пивную или в Википедию, а в библиотеку Конгресса.
Лучше и не скажешь!
vBulletin® v3.8.8, Copyright ©2000-2025, vBulletin Solutions, Inc. Перевод: zCarot