PDA

Просмотр полной версии : Улучшенные ФГОС или свершится ли задуманная модернизация ВПО


Ученица
30.03.2014, 12:28
Здравствуйте, форумчане! Давненько мы с вами не обсуждали животрепещущие моменты вузовской действительности.
Сейчас в вузах активно обсуждают те инновации вводимых "стандартов 3+",
1) когда набор дисциплин различных предметных областей будет определяться не перечнем этих самых предметов, а их соответствием профессиональным компетенциям, обозначенным в документе;
2) когда многое сводится к укрупнению направлений;
3) когда требуется чёткое осознание "профильности" и "непрофильности", "академического" и "прикладного".
И, судя по отдельным откликам с мест, напрашивается вопрос: а не "прокатят" ли эту здравую идею в вузах, не будет ли саботажа? И можно ли в подобной ситуации всё отдавать на откуп вузам?

nauczyciel
30.03.2014, 13:05
Ученица, так вроде ФГОС уже освоен...

kravets
30.03.2014, 13:09
И, судя по отдельным откликам с мест, напрашивается вопрос: а не "прокатят" ли эту здравую идею в вузах, не будет ли саботажа? И можно ли в подобной ситуации всё отдавать на откуп вузам?

Будет не саботаж, а имитация. Ведь когда-то и работать надо...

Добавлено через 53 секунды
Ученица, так вроде ФГОС уже освоен...

Как далеки они от народа... ФГОС 3+ только с сентября.

Ученица
30.03.2014, 13:25
так вроде ФГОС уже освоен...
kravets прав
ФГОС 3+ только с сентября.
Будет не саботаж, а имитация. Ведь когда-то и работать надо...
Это, извините, как? Если имитация, то нет работы, а если ...
Я решила на форуме обсудить эту тему, потому что в нынешней ситуации ППС и рук-во вузов не всегда понимает, что нас (университеты) ждёт в ближайшем будущем.

kravets
30.03.2014, 14:44
Это, извините, как? Если имитация, то нет работы, а если ...
Я решила на форуме обсудить эту тему, потому что в нынешней ситуации ППС и рук-во вузов не всегда понимает, что нас (университеты) ждёт в ближайшем будущем.

Имитация изготовления документации (изготовление без головы).

Vica3
30.03.2014, 15:21
в нынешней ситуации ППС и рук-во вузов не всегда понимает, что нас (университеты) ждёт в ближайшем будущем.
шо, еще остались места, где люди не ведают, как выглядит полярный лиса??Ъ

Добавлено через 1 минуту
Сейчас в вузах активно обсуждают ..
как нивелировать последствия для себя этих самых инноваций.. ибо и так количество документации уже зашкаливает...

Ink
30.03.2014, 15:43
эту здравую идею
это плохая идея.

Ученица
30.03.2014, 15:51
количество документации уже зашкаливает
Думаю, что это мало кто будет оспаривать. Другое дело, что теперь уже придётся действительно разводить специалиста и бакалавра. ФГОС, по которому в данный момент мы все работаем, оставлял лазейку: "втолкать" содержание подготовки специалиста в учебный план и программы бакалавриата. Что и привело к "переизбыточности" дисциплин (кто во что горазд обеспечивал всех преподавателей уч. часами), дублированию, непрофессиональности тех, кто обеспечивался этими самыми часами, не имеющих соответствующей подготовки (на форме много раз обсуждался этот вопрос) и т.д.
Имитация изготовления документации (изготовление без головы).
Так хочется, чтобы безголовью был положен конец.

Добавлено через 7 минут
это плохая идея
Это хорошая идея. Конечно, отсутствие чёткого указания на соблюдение однозначности содержания предметной области для всех вузов влечёт серьёзные затруднения для ППС (но это касается только тех, кто понимает в чём эта трудность), но, судя по тому, что говорят, да и не говорят (до сих пор большинство даже не познакомилось с июньскими (2013) стандартами) наши коллеги, трудность будет заключаться только в том, чтобы научить (заставить) различать специалитет и бакалавриат.

Ink
30.03.2014, 15:58
Это хорошая идея
Расскажите нам о ней подробно

kravets
30.03.2014, 16:02
Так хочется, чтобы безголовью был положен конец.


Маловероятно - до тех пор, пока

Добавлено через 26 секунд
ибо и так количество документации уже зашкаливает...

это безобразие будет продолжаться.

Ученица
30.03.2014, 16:20
Расскажите нам о ней подробно В основе идеи, как мне кажется, диверсификация программ подготовки. Каждый университет должен лишь сформировать тот минимум компетенций, который обозначен ФГОС. Но как и с помощью чего это будет формироваться, решает каждый вуз самостоятельно. И вот здесь и конкурентность выпускников на рынке труда, и, в итоге, рейтинг вуза. По всей видимости, будет разработан механизм длительного отслеживания выпускников вуза (в перспективе).
Что же касается "бумаготворчества", то, давайте объективно смотреть на то, что мы наблюдаем в вузе, - университеты сами погрязли в этой своей деятельности. Внутреннее бумагомарание ни в какое сравнение не идёт с внешним: наши университетские чиновнички всех мастей и уровней своё неумение разобраться в особенностях и специфике учебного процесса прикрывают ворохом бумаг.

Добавлено через 4 минуты
Кстати, этот ворох они (чиновнички) лишь просматривают на предмет соответствия количества и наименования рубрик и разделов, а внутри под заголовком можно писать всё, что угодно - они же всё равно "не копенгаген", хоть анекдоты пиши.

Ink
30.03.2014, 16:26
диверсификация программ подготовки
а вы точно понимаете, что это значит? Вот у нас по ФГОС уже выпуск скоро, так как мы начали еще в году 9-10. И что? Не, я просто понять не могу.

Ученица
30.03.2014, 16:46
Вот у нас по ФГОС уже выпуск скоро, так как мы начали еще в году 9-10. И что? Не, я просто понять не могу.
Ваш выпуск будет соответствовать стандарту третьего поколения (тому, что действовал на момент поступления студентов). "Улучшенный" стандарт начнёт своё дейстсвие с 1 сентября 2014 года. Однако для составления факультетских учебных планов, а также уточнения количества учебных часов необходимо до середины апреля определиться с дисциплинами (которые, за исключением физ.вос., ОБЖ, ин.яз. и, по-моему, социологии, в стандарте не прописаны - только требования и компетенции).

Добавлено через 5 минут
Что же касается диверсификации подготовки, то это предполагает вариативность в чистом виде: в пипикинском университете эти компетенции будут формировать за счёт того, того и того, а в пупкинском университете эти же компетенции этого же направления бакалавриата за счёт сего, сего и сего. Выиграет тот вуз, который не станет распылять учебное время на непрофильные дисциплины, не формирующие нужных компетенций, а тот, что правильно организует образовательный процесс.

Ink
30.03.2014, 16:53
Выиграет
Интересное слово.
У нас с вами сейчас разное понимание образовательных концепций. Всё дело в том, что в минобре доминируют бывшие учителя, которые весьма смутно понимают, что делают. Но это пока.

Ученица
30.03.2014, 17:03
Интересное слово.
Ну, может, "выиграет" несколько не соответствует концепции ВПО. И всё-таки жизнеспособность университета должна определяться востребованностью его выпускников рынком труда: а если сейчас региональный компонент учебных планов на 90% состоит из дисциплин "под специфику ППС кафедры/факультета: "что знаю, о том и пою", становление профессионально значимых компетенций оставляет желать лучшего.

Добавлено через 1 минуту
У нас с вами сейчас разное понимание образовательных концепций.
А как Вы понимаете современную образовательную концепцию?

Ink
30.03.2014, 17:27
И всё-таки
надо разделить: ФГОС-3+ отдельно и
жизнеспособность университета должна определяться востребованностью его выпускников рынком труда
Второе - это тоже не правильно. От те же школы милиции бывшие. Нигде кроме полиции нынешней выпускники их особо не востребованы. Да и там брать не спешат. И что, - закрыть их всех? Нет, это ущербная позиция, она не учитывает социальных реалий, где вуз - это место переконтоваться. Социокультурная среда, говоря красивыми терминами. Тусовка по интересам. Штучки-дрючки и танцы с бубном это чисто учительская фигня. Она возникает тогда, когда н лет талдычат один и тот же предмет. Когда предполагают, основываясь на своем опыте, что с перделками знания усвоят лучше. Но тут есть место и облому: 1) никто не сказал учителям, что это, их ситуация, частный случай, а вовсе не общий - ну общие знания у них, не профессиональные, - вот где упс-то; 2) компетенции - это такая красивая подменка. Об этом хоги как-то писал неплохо. Это условность, попытка адаптации в современное информационное общество. Попытка выработать модель поведения. Потребительского, например. Генерация нового знания становится невозможной.

Vica3
30.03.2014, 17:35
диверсификация программ подготовки
словосочетание красивое.. а по факту будет означать - "вашу мать, опять рабочие программы ПЕРЕПИСЫВАТЬ".. ключевое - переписывать, а не переделывать.. ибо это прекраснодушное "компетенции" на практике = тот же ЗУН в "новом платье", только если при ЗУН еще была возможность генерации новых знаний, то сейчас
Генерация нового знания становится невозможной.
ибо идет, набирая обороты, маштабное переписывание, переиначивание и прочее прочее... в результате которого у вуза не остается времени на реально новое..
ибо уже лаборантку не посадишь, нужен "доцентско-профессорский креативизм", чтобы из РП "Математика" для спецов 1999 года сделать РП "Какая-то там модернизационная математика с элементами логики" для баков, и из нее же "офигенно продвинутая математика с элементами Высшего познания Информатизации" для магов...

Ученица
30.03.2014, 17:54
Ink, про учителей, то бишь педагогов, - здесь уже говорено-переговорено, поэтому нет нужды заводить ту же шарманку.
Нигде кроме полиции нынешней выпускники их особо не востребованы. Да и там брать не спешат. И что, - закрыть их всех?
Закрыть. Это элементарное разбазаривание средств и времени. Раз эти выпускники не нужны даже профильным организациям - закрыть.
Если вуз - этоСоциокультурная среда, где свои Штучки-дрючки и танцы с бубном, это уже
модель поведения. Потребительского, например.
А каждый социум должен отвечать определённым требованиям, заключающихся в строгом перечне компетенций.

Добавлено через 5 минут
словосочетание красивое.. а по факту будет означать - "вашу мать, опять рабочие программы ПЕРЕПИСЫВАТЬ".. ключевое - переписывать, а не переделывать.. ибо это прекраснодушное "компетенции" на практике = тот же ЗУН в "новом платье", только если при ЗУН еще была возможность генерации новых знаний, то сейчас
В том-то и дело, что переписывать не придётся - РАЗРАБАТЫВАТЬ с чётким осознанием того, что программы (содержание дисциплины) специалитета "советско-постсоветского" периода не подойдут, хотя здесь есть один нюанс - укрупнение направления подготовки, когда в предметной области не 30 - 40 дисциплин, а 10).

kravets
30.03.2014, 18:36
В том-то и дело, что переписывать не придётся - РАЗРАБАТЫВАТЬ с чётким осознанием того, что программы (содержание дисциплины) специалитета "советско-постсоветского" периода не подойдут, хотя здесь есть один нюанс - укрупнение направления подготовки, когда в предметной области не 30 - 40 дисциплин, а 10).

Теоретически - Вы, безусловно, правы. На практике в условиях существующей бюрократизации руководство требует делать максимум за нулевую компенсацию, стращая тем, что эксперту если хоть-что-то не понравится - и по его свистку направление закроют (это, кстати, сейчас так и есть). Поэтому на практике преподаватели будут отделываться косметикой.

Ученица
30.03.2014, 18:55
эксперту если хоть-что-то не понравится - и по его свистку направление закроют
Увы, в том-то и дело. Те, кто курирует и проверяет (прежде всего, эксперты) должны быть специалистами в той области, которую проверяют. Как обычно проходит аттестация вуза: несколько экспертов, делящихся по принципу гуманитарии - технари, естественники - математики и т.д. Всё это слишком приблизительно, поэтому к анализу программ и прочей бум.продукции подходят весьма формально: ищут соответствие и однообразие в структуре. А это порождает лишь ворох бумаг, соответствующий формальным представлениям отдельного эксперта. Вот и думается, что к этим июньским усовершенствованным стандартам хорошо бы и продумать механизм отбора экспертов и проведения самой экспертизы. Если уж дают свободу в выборе содержания подготовки бакалавра и магистра, то нужно позволить университетам и выбирать свою форму программ.

IRA2001
30.03.2014, 20:08
Ученица, 4-5 апреля будет семинар по ФГОС3+, обещают, что там многое прояснится.

Добавлено через 1 минуту
жизнеспособность университета должна определяться востребованностью его выпускников рынком труда: а если сейчас региональный компонент учебных планов на 90% состоит из дисциплин "под специфику ППС кафедры/факультета: "что знаю, о том и пою"
+100500!!

Добавлено через 1 минуту
а по факту будет означать - "вашу мать, опять рабочие программы ПЕРЕПИСЫВАТЬ"
Vica3, да это так, у нас в вузах уже к этой мысли начали готовить. Хотя мы еще и ФГОС-3 далеко не всю документацию сделали

Артём
30.03.2014, 20:40
ТС забыл об одной существенной детали - какое дело рядовому ППС до рейтинга ВУЗа?

Vica3
30.03.2014, 22:39
В том-то и дело, что переписывать не придётся - РАЗРАБАТЫВАТЬ с чётким осознанием того, что программы (содержание дисциплины) специалитета "советско-постсоветского" периода не подойдут,
(ржет в голос).. Уважаемая, это Вы МНЕ рассказываете, которая РП для магов в соавторстве еще в двумя таким же дурнями родила за 3 (трое суток) по 4 направлениям подготовки перед проверкой? с учетом того, что до этого не было ни единой РП... И ЭТО все прошло проверку "на ура", без блекджека и шлюк без финансовой поддержки проверяющих...
Илы Вы думаете, что нас таких трое на бывший СССР? так я огорчу - практически в каждой избушке минимум по паре умельцев..
Следующий риторический вопрос - таки Вы думаете - мы это брали с чужих маговских программ? дык огорчу - с них, родных советско-постсоветских...
И после этого, када мне начальство опять задачу врубит - за пару суток родить РП по профилям по новому - я, понятно, дело, буду орать матом - но рожу.. так же - так и ранее.. на тех же основах...

Ilona
30.03.2014, 22:53
Vica3, вы прям мои мысли читаете! Я тоже зацепилась взором за сию цитату с капсом на РАЗРАБАТЫВАТЬ. Чтобы что-то РАЗРАБАТЫВАТЬ, а не лепить по невразумительным описаниям и шаблонам, нужно обладать компетенциями разработчика таких программ. А где вы их в таком количестве видели в рядовом вузе? Хорошо если во всем вузе найдется хоть один (ОДИН) человек, способный оказать методическую поддержку несчастным преподам, на которых свалили создай-то-не-знаю-что-и-уже-вчера, и хоть как-то координировать процесс. По факту не находится и одного. И РАЗРАБАТЫВАНИЕ превращается в подгонку РП под некий комплекс формальных признаков -- с жуткими матюгами в адрес руководства.
Например, один препод из умных, причем, не старый пенек, недавно мне рассказывал, как трудно, мол, писать программы по ФГОС-3, как ему надо "разрабатывать компетенции" -- и далеко мы уедем с таким представлением о ФГОС-3?!! ща наразрабатывают... и главное, чем умнее препод, тем хуже получится...

avz
31.03.2014, 08:14
"Не будет перечня дисциплин" - сильно сказано.
Скорее всего, произойдет имитация: одна табличка ФГОСа (№2) перейдет в ООП, а чтобы место не пустовало, ее заполнят ЗЕ из той же таблички. Потому что
Набор дисциплин (модулей) и практик, относящихся к базовой части программы бакалавриата, образовательная организация определяет самостоятельно в объеме, установленном данным ФГОС ВО, с учетом соответствующей (соответствующих) примерной (примерных) основной (основных) образовательной (образовательных) программы (программ).
Кто без учета - тех накажут.

Аспирант МММ
20.07.2014, 10:39
Кто без учета - тех накажут.
Ну во первых разработчиков не накажут - они могут и не делать примерных программ.
Но меня интересует: кто с 1 .09.2014 переходит на обучение по ФГОС 3 +???
Ведь закон об образовании говорит косвенно, что так должно быть. Нормативов нет. А мин. обр шлет пристранные письма - что не быть не встать нужно начинать обучение. Кто что знает?

kravets
20.07.2014, 11:09
Ну во первых разработчиков не накажут - они могут и не делать примерных программ.
Но меня интересует: кто с 1 .09.2014 переходит на обучение по ФГОС 3 +???
Ведь закон об образовании говорит косвенно, что так должно быть. Нормативов нет. А мин. обр шлет пристранные письма - что не быть не встать нужно начинать обучение. Кто что знает?

Наш выдающийся минобровский эксперт сказал примерно следующее: "С согласия студентов можно переходить на 3+, если согласия нет - остаемся на 3.

Vica3
20.07.2014, 11:56
Наш выдающийся минобровский эксперт сказал примерно следующее: "С согласия студентов можно переходить на 3+, если согласия нет - остаемся на 3.
я продолжаю завидовать Вам белой завистью.. а мы, т.к. теперь кусок "ведущих кролиководом Столицы" - взяли под козырек, и дружно переходим на 3+ (остальное цензура не пропустила)

Burattino
20.07.2014, 12:57
У нас 3+ будет только на 1 курсе, на остальных курсах, само собой, остается ФГОС-3

adlog
20.07.2014, 17:16
"С согласия студентов можно переходить на 3+,
Каким образом узнается мнение студентов? Через опрос? Чтобы еще все знали разницу между ФГОСами!:rolleyes:

Burattino
20.07.2014, 17:41
Каким образом узнается мнение студентов? Через опрос?
Возможно, каждый из студентов пишет заявление о своем согласии

Аспирант МММ
20.07.2014, 18:12
Каким образом узнается мнение студентов? Через опрос? Чтобы еще все знали разницу между ФГОСами!
Какое на хрен мнение студентов. Если:
а. Нет самих ФГОС
б. Нет нормативной базы по примерным программам
в. Не образца примерной программы.
г. И после появления всего этого нужно еще все это сделать. Грамотно, свести все компетенции. Разобраться во взаимосвязи дисциплин.
Или опять маховщина.