PDA

Просмотр полной версии : Как издать конспект лекций и не стать плагиатором?


MrK
02.10.2015, 19:34
Читаю лекции по одному предмету, накопилось много материалов (отрывки из учебников и разные статьи), которые есть идея структурировать и оформить в виде приличного конспекта. Соответственно вопрос: можно ли этот конспект издать, не претендуя на авторство, то есть назвавшись составителем? Что на этот счет говорит авторское право? Оформлять думаю так: лекция по определенной теме, а в конце ее - список источников.

докторенок
02.10.2015, 19:49
MrK, это можно сделать, если соблюдать определенные правила: пишите как хороший реферат, то есть пересказывайте своими словами, используя обороты типа «Смирнов показал, что», «профессор Иван пришел к выводу, ... Он проанализировал данные из...» и ставтье ссылуи. Тогда проблем быть не должно, лекция не обязательно должна содержать признаки научной еовизны.

avz
02.10.2015, 20:36
Если издавать в ВУЗе - можно не заморачиваться вообще. Я такое видывал...
Если в ЦИ - существенно дополнить ^C/^V именно с методической стороны - вопросами, задачками, врезками.
Ну, или пересказать, как докторенок советует.

Лучник
02.10.2015, 22:11
MrK, если текст авторский, остальное не должно волновать.

MrK
02.10.2015, 23:14
докторенок, спасибо за ответ. На научную новизну я не претендую, само собой. Но на подбор и структурирование материалов все равно уходит время, и подумалось, не превратить ли это в результат.

Если издавать в ВУЗе - можно не заморачиваться вообще. Я такое видывал...
Я тоже видел откровенные копии и почему-то стало казаться, что "составитель" ≠ "автор". Издавать, если буду, то только в вузе и едва ли оно куда-то уйдет за его пределы, но хотелось бы сделать максимально грамотно, но и наименее затратно (материальной выгоды само собой не ожидаю).

Пока, исходя из ваших советов, думаю редактировать конспект как реферат, периодически добавляя "X показал, что...". Правда, не всегда понятно, кто такой Х: часть материалов - сохраненные статьи из интернета, в которых пойми еще, кто автор.

Лучник, авторского текста, то есть моего, там предвидится разве что введение да краткое резюме к каждой теме...

Лучник
03.10.2015, 05:13
там предвидится разве что введение да краткое резюме к каждой теме

А если не конспект с обширными цитатами сделать, а рерайт?

MrK
03.10.2015, 06:57
Лучник, похоже, что своего рода рерайтом и следует заняться - иначе как-то совесть не позволяет.

Zaic
03.10.2015, 07:17
Да, пожалуй, нужно переписывать своими словами. С такими конспектами, действительно, сложно - времени много прошло, не найти - что и откуда взято было.

Лучник
03.10.2015, 08:17
иначе как-то совесть не позволяет
тогда вполне можно назваться автором, а не составителем

kravets
03.10.2015, 08:47
Да, пожалуй, нужно переписывать своими словами. С такими конспектами, действительно, сложно - времени много прошло, не найти - что и откуда взято было.

В технических науках такой фокус может не пройти. Определения, формулировки, выводы - иногда важны до слова.

Лично я ничего плохого не вижу в воспроизведении фрагментов. Есть ссылка на источник - отлично.

Это - учебное, а не научное издание.

Добавлено через 33 секунды
С такими конспектами, действительно, сложно - времени много прошло, не найти - что и откуда взято было.

Интернет в помощь. Очень много учебных изданий доступно.

LeoChpr
03.10.2015, 13:24
Помнится, во время отирания меня в РИО АГПИ, я был ответственен за пару таких "Конспектов лекций по ..". Взять еще для примера трехтомник лекций по психологии проф. Гамезо. Ни чего в этом криминального нет. Главное - правильные ссылки. Как вид учебно-методической продукции - вполне нормальная вещь.

Zaic
03.10.2015, 13:45
Лично я ничего плохого не вижу в воспроизведении фрагментов. Есть ссылка на источник - отлично.


Эти фрагменты ещё идентифицировать нужно.
Представьте, что основа лекций была готова ещё 10 лет назад и с тех пор несколько раз перерабатывалась. Там такая смесь будет...
А каждую строчку искать в И-нете и уточнять - моё/не моё, это странновато уже. Проще своё пособие написать.

LeoChpr
03.10.2015, 14:11
ещё идентифицировать нужно
А почему вы по своим конспектам мерите? Например, у меня любую лекцию подними - там хоть и устаревшая по году издания литература, но и страница цитирования или заимствование общей идеи приведена. Может у ТС тоже.

Zaic
03.10.2015, 14:27
А почему вы по своим конспектам мерите? Например, у меня любую лекцию подними - там хоть и устаревшая по году издания литература, но и страница цитирования или заимствование общей идеи приведена. Может у ТС тоже.

Ну, не знаю. :)
Может быть, ТС такой же аккуратный человек, как вы...
У меня курс лекций много раз перерабатывается, я переформулирую классификации, дополняю их как-то, задачи то беру из книг, то сочиняю сам. И потом бывает сложно разобраться - этот фрагмент я творчески переосмыслял уже или ещё руки до него не дошли.

LeoChpr
03.10.2015, 14:31
потом бывает сложно разобраться
Сама себя раба бьет, что плохо жнет.

Zaic
03.10.2015, 14:33
Сама себя раба бьет, что плохо жнет.

Давайте, сойдёмся на том, что вы - намного лучшая раба, чем я. :D

kravets
03.10.2015, 15:15
Проще своё пособие написать.

Ну и пишите, конечно. Но потом не удивляйтесь будучи внезапно схваченным за руку за "некорректное цитирование".

Вы поделились с нами беспокойством и попросили совета. Совет дан. Вас он не устроил. Увы.

LeoChpr
03.10.2015, 15:23
намного лучшая раба, чем я
В отличии от вас, я - свободный человек. У меня было очень много открытых лекций в свое время (скоро лет 25 как) и некоторые из посещавших возмущенно спрашивали: "Откуда вы это взяли, что вы студентам отсебятину гоните!?", а цитаточка или источник в списке литературы: "Вот - пожалуйте, господа, в библиотеку, не забыли как туда дверь открывается? Если в библиотеке института не обнаружите - принесу источник из личной библиотеки".

Лучник
03.10.2015, 15:29
внезапно схваченным за руку за "некорректное цитирование".

Если материал будет пересказан - это будет по сути новый текст. С иными смысловыми акцентами и пр.

Можно, в крайнем случае, на антиплагиате самому прогнать.

kravets
03.10.2015, 16:14
Если материал будет пересказан - это будет по сути новый текст.

Конечно. Но топикстартер, как я понял, уже не в состоянии расставить источники и тем более установить (как следствие) - текст пересказан или воспроизведен по памяти.

Кроме того, я уже писал, что в точных науках пересказ может не прокатить. Ну, разве что
"тело, впернутое в воду
выпирает на свободу
с силой выпертой воды
телом, впернутым туды"...

Добавлено через 1 минуту
Можно, в крайнем случае, на антиплагиате самому прогнать.

Теоретически да. Практически - не все источники туда попали. Чем старше, тем лучше склероз у антиплагиата.

Лучник
03.10.2015, 18:17
в точных науках пересказ может не прокатить.

Это понятно.

А вот история философии в моем пересказе для гопоты - это вообще ад. Но все как-то лень записать))

докторенок
03.10.2015, 19:47
Это понятно.

А вот история философии в моем пересказе для гопоты - это вообще ад. Но все как-то лень записать))

Коллега, поделюсь опытом. Прихожу на лекцию с диктофоном, на лацкан пиджака цепляю микрофон, делаю запись, потом отдаю запись студентам, чтобы записали. За сию работу ставлю баллы, что логично: если набрал лекцию препода правильно, то скорее всего ее понял. В результате готовый текс, который. конечно надо править, но это уже легче.

tanya92
03.10.2015, 20:31
Коллега, поделюсь опытом. Прихожу на лекцию с диктофоном, на лацкан пиджака цепляю микрофон, делаю запись, потом отдаю запись студентам, чтобы записали. За сию работу ставлю баллы, что логично: если набрал лекцию препода правильно, то скорее всего ее понял. В результате готовый текс, который. конечно надо править, но это уже легче.

Неужели студенты настолько разучились лекции писать?
Вспоминая свои конспекты - все лекции записаны под лектора, и диктофон не нужен. Нас еще учили лекции записывать.

Вот за свои конспекты баллов набрать можно было бы, если бы ставили их...

докторенок
03.10.2015, 21:03
tanya92, в электронном виде конспекты набраны? Вы не поняли суть проблемы Лучника.

tanya92
03.10.2015, 21:16
tanya92, в электронном виде конспекты набраны? Вы не поняли суть проблемы Лучника.

В рукописном. Перевести в эл вид сканером можно.

Смысла конспектов в эл виде я вообще не понимаю - и набирать их, и читать. Но это кому как, только потом чтоб не жаловались, что писать разучились в век прогресса.

А если мысль была - чтобы готовые конспекты в эл виде у студентов брать, чуток править и выпускать - баллов за это мало, за это автомат нужен, студенты все-таки не стенографисты в готовом виде.

Или стенографистку на лекции с собой приводить.

докторенок
03.10.2015, 21:19
А если мысль была - чтобы готовые конспекты в эл виде у студентов брать, чуток править и выпускать - баллов за это мало, за это автомат нужен, студенты все-таки не стенографисты в готовом виде.

.

Да, мысль была именно в этом, и это уже наше внутреннее дело сколько я даю и что за такую работу, обычно каждому студенту, которые, кстати, участвовали в этом деле абсолютно добровольно, доставался небольшой кусочек, поэтому дополнительные баллы это вполне адекватно.

tanya92
03.10.2015, 21:24
Да, мысль была именно в этом, и это уже наше внутреннее дело сколько я даю и что за такую работу, обычно каждому студенту, которые, кстати, участвовали в этом деле абсолютно добровольно, доставался небольшой кусочек, поэтому дополнительные баллы это вполне адекватно.

А, то есть рукописный конспект не принимается, только в электронном виде?

Тогда студенты просто рабочая сила и все. Конечно, добровольно, нынешним бакалаврам главное - баллы.
Извините, что не так Вас поняла.

докторенок
03.10.2015, 21:26
tanya92, кто и когда из издателей сейчас возьмет рукописный текст?

tanya92
03.10.2015, 21:35
tanya92, кто и когда из издателей сейчас возьмет рукописный текст?

Теперь Вы меня не понимаете :).

Рукописный от студента принимается, переделываете его в электронный и отдается куда угодно.

А так как студенту за именно текст в электронном виде идет поощрение от преподавателя, то главное условие поощрения - электронный вид текста, так как рукописный переводить в электронку - та еще беда.

Поэтому я и спросила - все разучились конспекты писать или нет? Я сама сразу на лекции не наберу электронный конспект, а рукописный - запросто.
Получается, чтобы "старомодному" студенту с рукописным текстом получить баллы, ему надо их перепечатать.

То есть студент нужен вместо стенографистки.

Zaic
03.10.2015, 21:45
Ну и пишите, конечно. Но потом не удивляйтесь будучи внезапно схваченным за руку за "некорректное цитирование".

Вы поделились с нами беспокойством и попросили совета. Совет дан. Вас он не устроил. Увы.

А вы уверены, что эта фраза должна быть адресована мне, а не топикстартеру?
Я имел в виду, что проще с нуля написать своё пособие, чем разбираться - что и откуда я взял когда-то, когда готовился к занятиям...

kravets
03.10.2015, 22:20
А вы уверены, что эта фраза должна быть адресована мне, а не топикстартеру?

Конечно не Вам. Извините.

Добавлено через 19 секунд
Я имел в виду, что проще с нуля написать своё пособие, чем разбираться - что и откуда я взял когда-то, когда готовился к занятиям...

Ну, это зависит от системности процесса подготовки. Писание с нуля опасно возможной потерей источника.

Zaic
04.10.2015, 06:32
Ну, это зависит от системности процесса подготовки. Писание с нуля опасно возможной потерей источника.

Тут, наверное, очень большую роль играет, о какой науке идёт речь.
Я-то как-то со своей колокольни смотрю, а как готовятся пособия по естественным наукам, например, представляю плохо.