Вход

Просмотр полной версии : Вопросы и ответы к кандидатскому экзамену по истории и философии науки


Страницы : 1 [2]

mike178
07.05.2011, 18:24
Не могу найти
Не лукавьте. Это называется "не хочу искать".

grey
08.05.2011, 07:32
Не лукавьте. Это называется "не хочу искать".
Стопудово могу сказать, что это называется "Очень усердно ищу, но ничего путного не находится". У меня 4 разных учебника Кохановского, учебники Лебедева, Митрошенкова и Алексеева Панина. Плюс вопросы просто в гугл вбиваю. Однако на 3, 4, 6, 9, 16, 17, 21 и почти все начиная с 24 ответов я найти не могу.

Виктор2
08.05.2011, 10:42
Стопудово могу сказать, что это называется "Очень усердно ищу, но ничего путного не находится". У меня 4 разных учебника Кохановского, учебники Лебедева, Митрошенкова и Алексеева Панина. Плюс вопросы просто в гугл вбиваю. Однако на 3, 4, 6, 9, 16, 17, 21 и почти все начиная с 24 ответов я найти не могу.
Ответы на пп. 16, 21 Вашего списка есть в учебниках Лебедева, аналогично, многое по вопросам, начиная с 24-го. А если поискать, то почти всё можно найти и в других учебниках. Еще Микешина есть, Степин и много других источников. Кроме того, существуют такие вещи как гугл и словари (не говоря уже о библиотеках): http://www.google.ru/search?q=%D1%84%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%8 4%D0%B8%D1%8F+%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80 %D1%8C+%D1%84%D1%80%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2&hl=ru&source=hp&lr=&aq=f&aqi=&aql=&oq= для тех кому кратко надо и времени нет.

grey
08.05.2011, 11:53
Ответы на пп. 16, 21 Вашего списка есть в учебниках Лебедева, аналогично, многое по вопросам, начиная с 24-го.
Скиньте,пожалуйста, ссылку на свой учебник. У Лебедева их несколько.
Кроме того, существуют такие вещи как гугл и словари (не говоря уже о библиотеках): http://www.google.ru/search?q=%D1%84%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%8 4%D0%B8%D1%8F+%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80 %D1%8C+%D1%84%D1%80%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2&hl=ru&source=hp&lr=&aq=f&aqi=&aql=&oq= для тех кому кратко надо и времени нет.
Словари для кандидатского экзамена не особо подходят. Там ответ на один вопрос должен быть минимум минут на 5.

Виктор2
08.05.2011, 12:11
Скиньте,пожалуйста, ссылку на свой учебник. У Лебедева их несколько.

Словари для кандидатского экзамена не особо подходят. Там ответ на один вопрос должен быть минимум минут на 5.




http://www.kmrz.ru/catimg/55/55060.jpg

http://j.livelib.ru/boocover/1000312126/l/c980/rukovoditel_avtorskogo_kollektiva_SA_Lebedev__Isto riya_i_filosofiya_nauki.jpg


Процитирую из архива: http://www.aspirantura.spb.ru/forum/showpost.php?p=86702&postcount=188

+ http://www.ph4s.ru/book_gum_phylos.html

grey
09.05.2011, 15:49
Так и не нашел где скачать "Введение в историю и философию науки."
А в "Истории и философии науки" нужной информации нет. Но все равно спасибо.

grey
11.05.2011, 10:06
Нужна информация по вопросам
49. Социоанализ П. Бурдье.
50. Разработка эмпирических методов социального исследования в чикагской школе социологии.

tanriel
11.05.2011, 16:11
Подскажите, где найти ответы на эти вопросы:

Вопросы для сдачи кандидатского экзамена по истории и философии науки(технические и естественные науки):
I. Философия техники и экономики.

Сущностные характеристики техники.
Техника и технологии в системе культурных ценностей.
Характеристика факторов технологического процесса.
Взаимоотношение техники и технологий с культурой.
Сущность и содержание понятия «Основной поток технологического развития».
Сущность и содержание понятия «Технико-гуманный баланс».
Архаичная техника. Основные этапы развития техники.
Глобальные кризисы и проблема ценности научно-технического прогресса.
Критика техники в работах Э.Гуссерля, Н.А. Бердяева, М.Хайдеггера.
Предмет и основные проблемы философии техники.
Инженерия как социальный институт.
Инженерная деятельность и проектирование.
Философия техники как научная дисциплина.
Основные свойства информационных ресурсов (виды ИР, их взаимодействие, основные законы формирования ИР).
Инструментальные средства формирования и использования информационных ресурсов общества.
Интеллектуальный потенциал общества, его значение и методы активизации.
Понятие информационного общества.
Информатизация общества как глобальный процесс.
Кризис индустриальной цивилизации и особенности переходного периода к информационному обществу.
Основные черты информационного общества и закономерности его развития.
Информационная среда общества.
Производство и использование знаний информационных ресурсов.
Интернет как социальное явление.
Информационная культура личности.
Проблема информационного обеспечения развития общества.
Информатизация процессов воспитания и образования.
Информатика и творчество.
Возможности и перспективы новых интегральных и креативных информационных технологий.
Информационная безопасность в современном обществе.
Философия и методология математики. Функции методологии математики, ее прогностические ориентации.
Историческая эволюция математики в культурном контексте.
Логика как метод математики. Доказательство, аксиоматика, интуиция.
Математика, естествознание, философия. И. Кант, О. Конт, А. Эйнштейн, А. Пуанкаре
Интернет как информационно-коммуникативная среда науки и образования в XXI в.
Конструктивная природа информатики: взаимосвязь искусственного и естественного. Процессоры Дж. Хонфилда, С. Гроссберга.
Философия информатики К. Шеннона.
Критерии и новое понимание научно-технического прогресса в концепции устойчивого развития общества.
Научно-техническая политика: социокультурные проблемы передачи технологий и внедрения инноваций.
Прикладная математика. Математическая гипотеза и математическое моделирование.
Механическая, электромагнитная и современная квантово-релятивистская картины мира.


II. История техники

Технические знания Древнего мира и Античности (до 5 в.н.э.)
Возникновение взаимосвязей между наукой и техникой. Технические знания эпохи Возрождения (15-16 вв.)
Смена социокультурной парадигмы развития техники и науки в Новое время.
Информатика в системе наук. Историческое осмысление.
Информационное общество – история концепции и становления.
Информационная безопасность – история проблемы и ее решение
Психологические проблемы взаимодействия человека и современной информационной среды.
Искусственный интеллект: научный поиск и проектно-технологические решения.
Развитие персональных ЭВМ и ноутбуков.
Технологические и социальные предпосылки создания ЭВМ. С.А. Лебедев.
Развитие аналоговой и цифровой вычислительной техники. История развития логистических машин.
Становление мирового информационного рынка.
Глобальная сеть Интернет и проблемы ее развития.
Информатика в системе наук (математика, семиотика, лингвистика, философия).
Компьютеризация инженерной деятельности в XX в.
Развитие системотехники в XX в.
Решение научно-технических проблем освоения космического пространства. С.П. Королев, М.В. Келдыш.
Развитие технических основ лазерной техники. А.М. Прохоров, Н.Г. Басов.
Создание теоретических и экспериментальных основ аэродинамики. Н.Е. Жуковский.
Создание научных основ космонавтики. К.Э. Циалковский.
Наука и инженерия Нового времени.
Г. Галилей и инженерная практика его времени.
Френсис Бэкон и идеология "индустриальной науки".
Начала научно-технических знаний в трудах Архимеда.
Развитие античной механики в Древней Греции и Риме.
Проблема инноваций и преемственности в развитии науки. М. Полани.
Концепция исторической динамики науки Т. Куна.
Концепция исследовательских программ И. Лакатоса.
Инженерные исследования и проекты Леонардо да Винчи.
Программное обеспечение ЭВМ. Фортран, алгол.
История становления информатики как междисциплинарного направления во 2-й-пол. XX в.

Maikon
13.05.2011, 11:34
Никак не могу найти на сайте ответы на вопросы по Философии для лингвистических дисциплин....:confused:
Вопросы - огонь, а сдавать через три дня!!!!

Ксюня
28.05.2011, 12:17
Добрый день. Подскажите пожалуйста, как у вас проходил кандидатский экзамен по истории и философии науки? И когда сообщают результаты? Заранее спасибо.

Александр45
28.05.2011, 21:38
Maikon, в каждом вузе свои вопросы, свой перечень

когда сообщают результаты?

После того, как все сдающие в этот день, отстреляются, комиссия совещается, затем поступающих приглашают в аудиторию оглашают результат

как у вас проходил кандидатский экзамен по истории и философии науки?

На портале много таких впечатлений, юзайте :)

Ксюня
29.05.2011, 10:43
Очень нужны ответы на вопросы:
1. Топологический подход в современном социально-гуманитарном знании.
2. Конструктивистский подход в современном социально-гуманитарном знании.
3. Антропологический подход в современном социально-гуманитарном знании.
4. Культурологический подход в гуманитарных науках.
5. Семиотика как метод познания в социально-гуманитарном знании.
6. Феноменология как метод познания в социально-гуманитарном знании.
Заранее спасибо.

Rendido
29.05.2011, 17:37
Подскажите пожалуйста, как у вас проходил кандидатский экзамен по истории и философии науки?
Зашли на кафедру философии, вытянули билеты. В соседней аудитории под присмотром двух членов экзаменационной комиссии сели готовиться. По мере готовности выходили отвечать. Через час после экзамена узнали оценки. Всё.

Толич
30.05.2011, 19:59
Во многих организациях во время подготовки сдающие кандидатский минимум не удостаиваются внимания комиссии (читай - сидят одни) со всеми вытекающими. Но потом иногда бывает "весело", ибо тупо списавшему достаточно задать пару вопросов и человек "поплыл".

Azalek
02.06.2011, 23:57
Очень нужны ответы на вопросы:
Математизация теоретического знания. Проблема интерпретации математического аппарата.
Конвергенция естественнонаучного и социально-гуманитарного знания в неклассической науке. Возможности применения математики и компьютерного моделирования. (особенно вторая часто вопроса)
Лейбницева школа (Х. Вольф, И.М. Хладениус) и методология истории.

Forsmagor
24.08.2011, 08:57
Могу снабдить шпорами в печатном виде по истории и философии науки спец. 10.01.03. Философия языка.

Forsmagor
26.08.2011, 18:38
Ясно. Сейчас не актуально. А выбрасывать жаль.

Александр45
26.08.2011, 20:13
Forsmagor, Вы можете выложить свои шпоры в файловом архиве нашего форума. В этом случаи все желающие смогут ими пользоваться. И вспоминать Вас хорошим словом :) Для уточнения технических вопросов как это сделать - напишите в личку администратору (Jacky)

Forsmagor
31.08.2011, 09:54
Могу снабдить шпорами в печатном виде

У меня целая папка отпечатана. Сканировать, увы не получится.

Только передача из рук в руки.

watteau
31.08.2011, 11:48
выбрасывать жаль
пригодится для Ваших будущих аспирантов )

Bagi
18.10.2011, 21:09
Есть ли у кого ответы на вопросы для вступительного экзамена по философии в РАН (шпаргалки)? никак не могу найти.
буду очень признателен!

DaSash
09.12.2011, 04:19
есть ли у кого вопросы( или ответы) для сдачи кандидатского экзамена по философии в ИУЭПИ ?специальность 8.00.05. Экономика и управление народным хозяйством. И реально за неделю подготовиться?)

DaSash
11.12.2011, 12:33
появились вопросы ) ну что-то какие то они странные, в шпорах похожих не нахожу
мб кто встречал? И книги Коховского хватит, что бы быть более или менее в теме?
вопросы такии)

1. Философия и методология науки: предпосылки возникновения, сущность и тенденция развития;
2. Классификация и основные понятия современной философии науки;
3. Понятие «тип научной рациональности» и «нормативная структура исследования»;
4. Общая характеристика типов научной рациональности Нового времени (XVII-XX вв.);
5. Классическое естествознание XVII-XVIII вв.;
6. Дисциплинарно организованная наука XVIII века. Поиск путей дифференциации научного знания в конце XVIII – нач. XIX в.;
7. Неклассическое естествознание конца XIX - сер. XX в.;
8. Различие идеалов науки классического и неклассического естествознания;
9. Современная постнеклассическая наука (посл. треть XX в.);
10. Познание чувственное и рациональное. Основные формы чувственного и рационального познания;
11. Обыденный, стихийно-эмпирический и теоретический уровни познания;
12. Абстрагирование и систематизация. Абстрактное и конкретное;
13. Основные понятия теоретического познания: анализ, синтез, дедукция, индукция, систематизация, аппроксимация;
14. Специфика теоретического познания. Понятие о законе и научной теории;
15. Проблема демаркации между наукой и другими областями познавательной деятельности;
16. Методы теоретического познания: аксиоматический, гипотетико-дедуктивный, конструктивистский, описательный;
17. Понятие истины в современной науке. Концепции истины: корреспондентская, когерентная и прагматическая;
18. Базовые понятия современной философии науки: научный факт, решающий эксперимент, научная гипотеза, теория, научно-исследовательская программа, парадигма и др.;
19. Общая характеристика философии позитивизма. О. Конт о "Законе трех стадий", "социальной физике" (социологии) и "научной религии человечества";
20. Эмпириокритицизм как попытка выражения конечных принципов человеческого познания;
21. "Комплексы ощущений", "элементы", "принцип наименьшей траты сил" и "принцип координации" в системе философии эмпириокритиков (Э. Мах, Р. Авенариус);
22. Понятие конвенционализма в науке (А. Пуанкаре, П. Дюгем);
23. Онтологическая относительность всякого знания: тезис Дюгема-Куайна;
24. Идеальная наука как логико-гносеологическая модель знания в неопозитивизме;
25. "Протокольные положения" и принцип верификации Р. Карнапа;
26. К. Поппер о принципе фальсификации научной теории, о логике и росте научного знания и критерии научного прогресса;
27. Фаллибилизм К. Поппера и его отказ от понятия "истины" в науке;
28. Т. Кун о консерватизме науки ее кризисах и научных революциях;
29. Понятия: "нормальная наука", "парадигма", "сдвиг парадигм", по Т. Куну;
30. Методология научно-исследовательских программ И. Лакатоса;
31. Положительная эвристика как движение от наивных моделей знания к более строгим и точным (по И. Лакатосу);
32. Характеристика методологического анархизма П. Фейерабенда;
33. П. Фейерабенд о науке как одной из идеологий современности и о возможном катастрофическом ее влиянии на природу, общество и человека;
34. Концепция неявного (молчаливого) знания;
35. Артикулированный и неартикулированный интеллект (М. Полани);
36. Неартикулированный интеллект как компенсация отсутствия четкого множества интерпретаций в языке;
37. Социальная эстафета: куматоидный характер передачи знаний от учителя к ученику (М. Полани, М. Розов);
38. Современные ученые о пределах научного знания и кризисе доверия к науке: возможен ли конец научного прогресса?;
39. Проблема "уменьшающихся результатов" в современных естественнонаучных открытиях;
40. Научные сообщества и их исторические типы;
41. Концепция “нормативного этоса” науки Р.Мертона;
42. Проблема государственного регулирования научных исследований;
43. Этические проблемы современной науки.

Ара
14.12.2011, 16:31
коллеги, есть ли у кого актуальные вопросы (2011 г.) к кандидатскому минимуму по истории и философии науки для аспирантов исторического факультета? Если кто-то уже сдавал в ноябре, октябре и сможет поделится материалами для подготовки к экзамену буду очень признателен! и не только на словах!

LordVoron
27.01.2012, 21:04
Коллеги! Есть ли у кого вопросы для сдаче кандидатского минимума по истории и философии науки? Специальность 05.13.10 "Управление в социальных и экономических системах"?

Pindleskin
28.01.2012, 10:58
Коллеги, у меня к вам такой вопрос - может ли учебное пособие для вузов считаться монографией? В учебном пособии также анализируется уже изученная литература, да и вообще присутствуют все признаки монографии, которые нам объясняли еще на 1 курсе. Для написания реферата по истории науки требуют N-ое кол-во монографий, без которого даже не будет проверяться. Спросить своего преподавателя не могу,т.к. на данные полгода обучаюсь дистанционно.

Заранее спасибо.

Belt
09.03.2012, 14:24
Господа, заранее извиняюсь за столь адаптивный подход к делу ... но хотелось бы сделать свой реферат с опорной на примеры, как он хоть выглядит - реферат по истории науки? Если есть у кого возможность, подскажите где скачать? Желательно разные науки: социология, культурология и педагогика. Или близкие им.

Belt
13.04.2012, 02:05
Вижу, что мой предыдущий вопрос остался без особого внимания :smirk:

Вопрос другой, сколько "своего" текста должно быть в реферате?
Может ли это быть компиляцией текстов (большого объема) из тех источников, которые приведенны в списке литературы?
Между ними, разумеется, есть небольшие логические переходы и связки прописанные своими словами, но по отношению ко всему реферату - это не более 10% от всей работы.

Объем реферата - 25 страниц. Или же весь реферат должен быть написан "своим языком" с пересказом идей и ссылками, только на прямое цитирование?

Ответьте пожалуйста!

Jacky
14.04.2012, 14:31
Может ли это быть компиляцией текстов (большого объема) из тех источников, которые приведенны в списке литературы?
Нет.
Или же весь реферат должен быть написан "своим языком" с пересказом идей и ссылками, только на прямое цитирование?
Да.

Stron
20.05.2012, 14:31
Уважаемые коллеги, если у кого есть ответы на вопросы "философия науки" СФУ помогите, половина вопросов ставит в ступор даже гугл, на лекции не ходил ибо заочник из другого города.

Часть 1. Общие проблемы философии науки.

1. Место и роль науки в развитии культуры. Сциентизм и антисциентизм.
2. Наука и другие виды познавательной деятельности (мифология, искусство, религия, обыденное познание).
3. Философия и наука. Роль философских идей и принципов в обосновании научного познания.
4. Особенности научного познания и знания. Наука как системная целостность.
5. Проблема систематизации и классификации наук. Специфика естественно-научного и социо-гуманитарного познания.
6. Возникновение и основные стадии исторического развития науки.
7. Формирование идеалов логически математизированного и опытного научного знания (Г.Галилей, Ф.Бэкон, Р.Декарт).
8. Позитивистская традиция в философии науки (О.Конт, Г.Спенсер, Э.Мах).
9. Неопозитивизм в философии науки: «лингвистический поворот».
10. Постпозитивистская проблематика философии науки. Критический рационализм К.Поппера.
11. Постпозитивистские концепции философии науки: И.Лакатос, П.Фейерабенд.
12. Философские основания науки. Идеалы, принципы и нормы в научном исследовании.
13. Научная картина мира, ее исторические формы и функции в системной организации познания и научного мировоззрения.
14. Парадигмы и теоретические модели в научном познании.
15. Стили мыслительной деятельности, междисциплинарные связи и взаимодействия в науке.
16. Истина в научном познании. Истина и заблуждения. Основные критерии истинности знания в науке.
17. Эмпирический и теоретический уровни научного познания.
18. Факт, понятие, закономерность в научном исследовании.
19. Методологическая рефлексия в науке. Классификация методов.
20. Общенаучные и частнонаучные методы в научном познании.
21. Роль общенаучных методов в решении теоретических задач.
22. Математизация и моделирование в теоретическом исследовании.
23. Научная теория как наиболее полная форма научного познания. Варианты формирования научной теории.
24. Научные традиции и научные революции. Т. Кун о структуре научных революций.
25. Социокультурные предпосылки научных революций. Изменение смыслов мировоззренческих оснований культуры; перестройка оснований науки.
26. Историческая смена типов научной рациональности: классическая, неклассическая и постнеклассическая наука.
27. Главные характеристики современной постнеклассической науки. Процессы дифференциации и интеграции наук.
28. Динамика науки как процесс порождения нового знания. Процедуры обоснования теоретических знаний.
29. Проблемные ситуации в науке. Развитие оснований науки под влиянием новых теорий.
30. Синергетический подход в современном развитии науки.
31. Глобальный эволюционизм как синтез эволюционного и системного подходов в научном познании.
32. Связь социальных и внутринаучных ценностей как условие современного развития науки.
33. Постнеклассическая наука и установки техногенной цивилизации.
34. Новые этические проблемы науки в ХХI столетии. Экологическая этика и ее философские основания.
35. Социальные ценности и процесс выбора стратегии исследовательской деятельности.
36. Наука как социальный институт. Социологический и культурологический подходы в изучении его функций.
37. Научные сообщества и их исторические типы. Научные школы и подготовка научных кадров.
38. Проблема коммуникаций в науке. Развитие способов трансляции научных знаний.
39. Интернет, компьютеризация и процессы развития научного познания.
40. Взаимодействие науки с вненаучными видами знания. Знание и вера.


Философские проблемы техники:
1. Становление философии техники как области философского знания. Научные и социокультурные предпосылки определения предметного поля философии техники.
2. Понятие «техника». Методологические подходы к его определению.
3. Генезис и развитие техники: критерии развития, основные исторические этапы, влияние социокультурных факторов.
4. Соотношение научного и технического знания: исследование и проектирование.
5. Роль техники в становлении классического математизированного и экспериментального естествознания и в развитии современных естественных наук.
6. Закономерности развития технических наук. Влияние когнитивных и социальных факторов на их развитие.
7. Основные структурные компоненты научно-технического знания.
8. Специфика соотношения теоретического и эмпирического в технических науках.
9. Техническая теория: специфика строения, особенности функционирования, этапы формирования.
10. Дисциплинарная организация технической науки: понятие научно-технической дисциплины (семейство научно-технических дисциплин).
11. Особенности теоретических исследований в современных научно-технических дисциплинах.
12. Развитие системных и кибернетических представлений в технике. Особенности системотехнического и социотехнического проектирования.
13. Социальная оценка техники. Научная и техническая рациональность и иррациональные последствия научно-технического прогресса.
14. Исследование инженерной деятельности в философии техники. Функции и основные формы инженерной деятельности.
15. Характеристика технического творчества. Феномен изобретения и открытия.

sshsecurity
21.05.2012, 01:45
А у меня вот в пятницу экзамен.. как посоветуете готовиться?

Ink
21.05.2012, 07:38
как посоветуете готовиться?
Материально. Способ - верняк!

Rendido
21.05.2012, 14:28
А у меня вот в пятницу экзамен.. как посоветуете готовиться?
Берите вопросы, готовьтесь по ним. Если есть ответы на эти вопросы - прочитайте эти ответы пару раз хотя бы.

Джия Чопра
07.06.2012, 14:56
Позавчера сдала кандидатский по философии и истории науки на 4, фуууууууух!!! Села за английский...

DeP87
24.12.2012, 13:47
Может есть у кого готовые ответы на эти вопросы?
1. Предмет и функции философии науки.
2. Наука и ее место в культуре. Функции науки в жизни общества: наука
как мировоззрение, производительная и социальная сила.
3. Роль науки в современном образовании и формировании личности.
4. Генезис философии и формирование научного мышления.
5. Позитивистская и постпозитивистская парадигмы (традиции) в
философии науки.
6. Позитивистская традиция в философии науки. Верифицируемость как
критерий научного знания.
7. Концепция роста научного знания К.Поппера. Фальсифицируемость
как критерий демаркации науки.
8. Модель развития науки Т.Куна.
9. Методология научно- исследовательских программ И. Лакатоса.
10. Концепция методологического анархизма П. Фейeрабенда.
11. Социологическая и культурологическая парадигмы (традиции) в
философии науки.
12. Функции (ценность) науки в составе традиционалистского и
техногенного типов цивилизации.
13. Понятие научной рациональности и ее ценность.
14. Природа научного знания и его основные характеристики.
Классический и современный идеалы научности.
15. Структурное многообразие науки: уровни, формы, дисциплины.
16. Научное и вненаучное знание.
17. Наука и философия: специфика и единство.
18. Наука и ценностные виды познания (искусство, религия). Наука и
обыденное познание.
19. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции.
20. Преднаука и наука: обобщение практического опыта и
конструирование теоретических моделей как две стратегии
порождении знаний. Преднаука Древнего Востока.
21. Рождение греческой науки: от мифа к логосу. Становление первых
научных программ.
22. Математическая программа Пифагора и Платона.
23. Атомистическая программа Левкиппа и Демокрита.
24. Научная программа Аристотеля.
25. Научные знания в Средние века. Манипуляция с природными
объектами – алхимия, астрология, магия. Формирование идеалов
математизированного и опытного знания (оксфодская школа, Р. Бэкон,
У.Оккам).
26. Научная революция XVI-XVII веков: основное содержание.
Предпосылки возникновения экспериментального метода и его
соединения с математическим описанием природы ( Г.Галилей, Ф.
Бэкон, Р.Декарт).
27. Основные научные программы в новоевропейской науке XVII – XVIII
вв. ( Программы Р.Декарта, И.Ньютона).
28. Основные научные программы в новоевропейской науке XVII – XVIII
вв. (Программы атомистов, Лейбница).
29. Формирование науки как профессиональной деятельности.
Возникновение дисциплинарно организованной науки.
Технологическое применение науки. Формирование технических
наук.
30. Становление социальных и гуманитарных наук: содержание,
социокультурные и мировоззренческие основания.
31. Многообразие типов научного знания. Критерии научности.
32. Особенности и структура эмпирического знания. Методы и формы
познания эмпирического уровня.
33. Особенности и структура теоретического знания. Методы и формы
познания теоретического уровня.
34. Научный факт, проблема и гипотеза как формы развития научного
познания.
35. Основные познавательные функции науки: научное описание,
объяснение, понимание, научное предсказание.
36. Основания науки: сущность, виды, значение в системе науки.
37. Идеалы и нормы научного исследования: сущность, виды, функции в
системе науки.
38. Научная картина мира: сущность, исторические формы, функции.
39. Философские основания науки.
40. Модели развития науки (экстернализм, интернализм, кумулятивизм,
революционизм).
41. Научные традиции и научные революции. Глобальные научные
революции и смена типов научной рациональности.
42. Специфика современной, постнеклассической науки.
43. Концепция личностного знания М. Полани. Роль непосредственной
передачи знания в процессе развития науки.
44. Общие закономерности развития науки.
45. Этические проблемы науки, их специфика на рубеже 20-21 вв.
46. Экологические проблемы техногенной цивилизации и возможности
современной науки в их решении.
47. Синергетическая парадигма в современной науке.
48. Парадигма глобального эволюционизма в современной науке.
49. Наука как социальный институт.
50. Наука и экономика. Наука и власть. Проблемы государственного
регулирования науки.

Философские проблемы социально-гуманитарных наук
1. Формирование научных дисциплин социально-гуманитарного цикла.
Философия как интегральная форма научных знаний об обществе, культуре,
истории и человеке.

2. Специфика объекта и предмета социально-гуманитарного познания.
Научная картина мира в социально-гуманитарных науках.
3. Субъект социально-гуманитарного познания.
4. Специфика методов социально-гуманитарных наук.
5. Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарном познании.
6. Жизнь как категория наук об обществе и культуре. Социокультурное и
гуманитарное содержание понятия жизни.
7. Время, пространство, хронотоп в социальном и гуманитарном знании.
8. Коммуникативность в науках об обществе и культуре:
методологические следствия и императивы. Научные конвенции.
9. Проблема истинности и рациональности в социально-гуманитарных
науках. Классическая и неклассическая концепции истины в СГН.
10. Объяснение, понимание, интерпретация в социальных и гуманитарных
науках.
11. Вера, сомнение, знание в социально-гуманитарных науках.
12. Основные исследовательские программы социально-гуманитарных
наук.
13. Разделение социально-гуманитарных наук на социальные и
гуманитарные науки.
14. Дисциплинарная структура и роль социально-гуманитарных наук в
процессе социальных трансформаций.

Dinom69
08.05.2013, 13:16
Добрый день! Люди помогите найти ответы на следующие вопросы, быть может у кого уже есть готовые, буду вам за это очень признателен.

ВОПРОСЫ К КАНДИДАТСКОМУ ЭКЗАМЕНУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ»
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ

1. Предмет философии науки. Концептуальная модель философии науки.
2. Наука в культуре современной цивилизации.
3. Границы науки. Наука и философия. Наука и религия. Наука и искусство.
4. Наука и вненаучные формы познания. Наука и антинаука, лженаука, псевдонаука.
5. Социально-культурные предпосылки возникновения экспериментального метода.
6. Типы научного знания (физический, биологический, математический, гуманитарный).
7. Эмпиризм и рационализм об источниках знания.
8. Позитивизм как теория познания: этапы развития позитивизма.
9. Философия о научном познании: трансцендентализм и феноменология (И. Кант, Э. Гуссерль).
10. Эмпирический и теоретический уровни в научном познании и критерии их различения.
11. Наблюдение и эксперимент — процедуры формирования научного факта.
12. Теоретический уровень научного знания. Понятие теории, теоретической схемы.
13. Формализация, идеализация, моделирование, математизация — методы теоретического уровня науки.
14. Понятие НКМ и научной парадигмы.
15. Философские основания науки. Идеалы и нормы научного исследования.
16. Кумулятивная модель науки. Критерий научности.
17. Основные черты классической науки.
18. Критический рационализм К. Поппера.
19. Школа историков науки о природе науки (И. Лакатос, П. Фейерабенд).
20. Школа историков науки (С. Тулмин, И. Поланьи, Лаудан).
21. Т. Кун о развитии науки и научных революциях.
22. Типы научной рациональности, ее исторические формы.
23. Неклассическая наука. Принцип дополнительности.
24. Объяснение и понимание в научном познании.
25. Постнеклассическая наука: ее основные принципы, идеи, теории.
26. Эволюционно-синергетическая парадигма как ядро постнеклассической науки.
27. Истина в научном познании. Проблема объективности научного знания.
28. Наука как социальный институт. Наука и власть.
29. Наука в контексте техногенной цивилизации.
30. Стратегии развития современной науки.
31. Генезис науки. Эпистема греков. Научные программы античности (демокритовская, платоновская, аристотелевская).
32. Становление науки Нового времени. Субъект и объект классической науки.
33. История науки как смена концептуальных каркасов (Классическая, неклассическая, постнеклассическая наука).
34. Становление науки как социального института (Ф. Бэкон, Р. Декарт).
35. Становление научного метода (Г. Галилей, И. Кеплер).
36. Становление объекта науки Нового времени (Н. Коперник, И. Ньютон).

DIMANCH
09.05.2013, 11:18
Помогите! Экзамен совсем скоро. Где найти ответы к кандидатскому экзамену по истории философии и науки (специальность"теория языка"). Я новичок на этом портале, не могу разобраться.

Добавлено через 1 минуту
ФИЛОСОФИЯ ФИЛОЛОГИИ

Вопросы кандидатского экзамена по дисциплине
«История и философия науки»

1. Проблематика философской концепции романтизма (Йенский кружок: Ф. Шеллинг и братья Фридрих и Август Шлегели)
2. Ф. Шеллинг: конструирование искусства в методе субъект-объектного тождества. Концепты эпоса, драмы, лирики (искусство как высшая форма постижения мира)
3. Герменевтика как искусство истолкования стилистического единства произведения у Ф. Шлейермахера
4. Герменевтика как способ конгениального понимания у В. Дильтея (принцип различение гуманитарных и естественных наук)
5. Проблема общезначимости «ирреальных» смысловых образований у Г. Риккерта
6. Интенциональность «чистого» сознания в феноменологии Э. Гуссерля: попытка совмещения формального и содержательного начал познавательной деятельности
7. Герменевтика как метод постижения духовных образований в концепции Э. Бетти: субъективная и объективная составляющие познавательного процесса (четыре «герменевтических канона»)
8. Тождество бытия и языка в фундаментальной онтологии М. Хайдеггера
9. Проблематика рассмотрения бытия как текста в философской герменевтике Г.-Г. Гадамера (понятия предрассудка и предпонимания)
10. Герменевтический круг в структурах интерпретации (М. Хайдеггер, Г.-Г. Гадамер, Ж.-Л. Нанси)
11. Ф. Ницше: метаморфозы дискурса на «стыке» филологии и философии; переход к постклассическому стилю философствования.
12. Проблема определения языкового знака в структурной лингвистике Ф. де Соссюра (понятия означающего и означаемого, диахрония и синхрония, категория «точка зрения»)
13. Проблема самоидентификации субъекта, метонимический и метафорический способы разворачивания дискурса в структурном психоанализе Ж. Лакана
14. Проблематика дискурса и дискурсивности в современной философии (М. Фуко, Р. Барт, Ж. Делез, Ж. Деррида, Ж. Бодрийяр)
15. Концепты языка и литературы у Р. Барта
16. Парадоксальность существования смысла (Ж. Делез)
17. Критика лингвистического поворота в концепции Ж. Деррида
18. Деконструкция текстов: эпистемологические основания и дискурсивные возможности (Ж. Деррида)
19. Формально-логический анализ языка в аналитической философии (Г. Фреге, Б. Рассел)
20. Понятие «языковые игры» у Л. Витгенштейна
21. Интерпретативные модели коммуникации, понятие кода: Р.Якобсон, У.Эко
22. Проблема существования метаязыка: С.Жижек
23. Эпистемологическая тематика в литературоведении: проблема метода
24. Проблема выделения предмета и объекта исследования в лингвистике
25. Философия языка: от концепта объяснения к концепту понимания (Б. Рассел, Л. Витгенштейн, Дж. Мур, П. Рикёр, М. Хайдеггер, Г.-Г. Гадамер, Ж.-Л. Нанси)

Это вопросы.Поможете?

Kreczat
31.05.2013, 06:24
Dinom69, ещё надо? Я в ТГУ учусь, у нас такие вопросы. Правда, экзамен 4-го июня, он-то и покажет, насколько верны найденные мной ответы.

ripli50
03.06.2013, 01:10
Добрый день. Может у кого есть ответы на данный список вопросов по философским проблемам социально-гуманитарных наук? Буду очень благодарен за оказанную помощь!
1. Предпосылки возникновения, предмет и специфика теоретического обществознания.
2. Донаучные знания об обществе и человеке. Социальная тема в античной и средневековой философии.
3. Основные направления и проблемы новоевропейской социально-философской мысли. Понятие социально-исторической закономерности.
4. Проблема объективности и структурной упорядоченности общественных отношений. Понятие общественной формации.
5. Понятие общественного сознания и его структура. Проблема идеологической нагруженности социально-гуманитарного познания.
6. Позитивизм в социально-историческом познании. Рождение социологии.
7. Жизнь как категория наук об обществе и человеке. Науки «объясняющие» и «понимающие».
8. Специфика и роль ценностей в социально-гуманитарном познании. Науки о природе и науки о культуре.
9. Культура как категория социально-гуманитарного знания. Основные трактовки культуры в современной философии.
10. Философская антропология: синтез естественнонаучного и гуманитарного компонентов в дискурсе о человеке.
11. Экзистенциализм: основные идеи и взаимосвязь с науками о человеке.
12. Человек в современном информационно-техническом мире. Теория постиндустриального (информационного общества).
13. Науки социальные и гуманитарные: границы размежевания. Дисциплинарная структура и роль социально-гуманитарных наук в процессе социальных трансформаций.
14. Общенаучные и специфические методы социально-гуманитарного познания.
15. Понятие истины в науках об обществе и человеке.
16. Сознание как фундаментальная характеристика человеческого существования. Дискуссии о природе сознания в философии XX века.
17. Психоаналитическая концепция личности. Взаимосвязь психоанализа с методологией социально-гуманитарного познания.
18. Основные идеи философской герменевтики и ее влияние на методологию социально-гуманитарного познания.
19. Феноменология: основные идеи и значение для методологии наук об обществе и человеке.
20. Структурализм как методология социально-гуманитарного познания.
21. Лингвистический поворот в философии XX века и его роль в методологии гуманитарных наук.
22. Теория коммуникативного действия и ее значение для методологии социально-гуманитарного познания.
23. Объяснение как основная функция научного знания. Дискуссии о специфике объяснения в аналитической философии XX века.
24. Конвергенция естественнонаучного и социально-гуманитарного познания в современной науке. Синергетика и ее место в развитии социальных наук.
25. Наука и власть. Концепция «власти-знания» и ее вклад в дискуссию о происхождении социально-гуманитарных наук.

alex_1
12.06.2013, 19:19
здравствуйте, есть у кого-нибудь ответы на вопросы?
1. Предмет философии науки. Концептуальная модель философии науки.
2. Наука в культуре современной цивилизации.
3. Границы науки. Наука и философия. Наука и религия. Наука и искусство.
4. Наука и вненаучные формы познания. Наука и антинаука, лженаука, псевдонаука.
5. Социально-культурные предпосылки возникновения экспериментального метода.
6. Типы научного знания (физический, биологический, математический, гуманитарный).
7. Эмпиризм и рационализм об источниках знания.
8. Позитивизм как теория познания: этапы развития позитивизма.
9. Философия о научном познании: трансцендентализм и феноменология (И. Кант, Э. Гуссерль).
10. Эмпирический и теоретический уровни в научном познании и критерии их различения.
11. Наблюдение и эксперимент — процедуры формирования научного факта.
12. Теоретический уровень научного знания. Понятие теории, теоретической схемы.
13. Формализация, идеализация, моделирование, математизация — методы теоретического уровня науки.
14. Понятие НКМ и научной парадигмы.
15. Философские основания науки. Идеалы и нормы научного исследования.
16. Кумулятивная модель науки. Критерий научности.
17. Основные черты классической науки.
18. Критический рационализм К. Поппера.
19. Школа историков науки о природе науки (И. Лакатос, П. Фейерабенд).
20. Школа историков науки (С. Тулмин, И. Поланьи, Лаудан).
21. Т. Кун о развитии науки и научных революциях.
22. Типы научной рациональности, ее исторические формы.
23. Неклассическая наука. Принцип дополнительности.
24. Объяснение и понимание в научном познании.
25. Постнеклассическая наука: ее основные принципы, идеи, теории.
26. Эволюционно-синергетическая парадигма как ядро постнеклассической науки.
27. Истина в научном познании. Проблема объективности научного знания.
28. Наука как социальный институт. Наука и власть.
29. Наука в контексте техногенной цивилизации.
30. Стратегии развития современной науки.
31. Генезис науки. Эпистема греков. Научные программы античности (демокритовская, платоновская, аристотелевская).
32. Становление науки Нового времени. Субъект и объект классической науки.
33. История науки как смена концептуальных каркасов (Классическая, неклассическая, постнеклассическая наука).
34. Становление науки как социального института (Ф. Бэкон, Р. Декарт).
35. Становление научного метода (Г. Галилей, И. Кеплер).
36. Становление объекта науки Нового времени (Н. Коперник, И. Ньютон).

beatlooper1
05.04.2014, 17:27
Ищу ответы, может где-то проскакивало:

1. Предметная сфера философии науки.

2. Что такое наука?

3. Наука как ответ на человеческие потребности.

4. Научное познание как философская проблема.

5. Нужна ли науке философия, а если да, то почему?

6. Какие существуют концепции взаимосвязи науки и философии?

7.’ Что означали слова И. Ньютона «физика, берегись метафизики!»?

8. Какую позицию выражают слова О. Конта «наука - сама себе философия»?

9. Является ли наука единственным средством получения адекватного знания?

10. Наука как специфическая деятельность.

11. Наука как генерация нового знания.

12. Наука как социальный институт

13. Специфика научного познания.

14. Идеалы науки: теория, истина, объективность, формализация.

15. Нормы науки: обоснованность, логическая последовательность, рационализм, практическая значимость.

16. Понятие научного закона.

17. Язык науки.

18. Научное сообщество.

19. Наука И ценности.

20. Наука и нравственность.

21. Научная картина мира.

22. Универсальность научного познания и его границы.

23. Сциентизм и антисциентизм.

24. Каковы особенности мифологического, художественно-образного и религиозного познания?
25. Специфика гуманитарного познания.

26. Понимание специфики гуманитарной науки В. Виндельбандом и Г. Риккертом.

27. Как понимал специфику гуманитарной науки М. Вебер?

28. Соотношение философской герменевтики И гуманитарных наук в понимании Х.-Г. Г адамера.
29. Современная наука и глобальные проблемы.

30. Понятие научного метода: объективность и субъективность метода.

31. Каковы общенаучные методы эмшарического познания?

32. Каковы общенаучные методы теоретического познания (идеализация, формализация, математическое моде-

лирование, рефлексия)?

33. Методы аналогии и моделирования.

34. Что такое поншиание?

35. Каковы сущность объяснения и основные его формы?

36. Эмпирический и теоретический уровни познания.

37. Понятие научного факта.

38. Проблема как стержень научного исследования. и

39. Проблема как знание о незнании.

40. Вопрос как форма мысли.

41. Научная гипотеза.
42. Теория как «развитое тело» науки.
43. Проблема и теория как «генетическая пара».
44. Философский портрет ученого.
45. Можно ли говорить о логике научного открытия?
46. Проблемные ситуации в науке.
47. Роль интуиции в научном творчестве. к
48. Научная рефлексия.
49. «Случайные» открытия в науке.
50. Преемственность в развитии научного знания.
51. Свобода и ответственность ученого.
52. Научное предвидение.
53. Научная критика.
54. Понятие научной традиции И революции.

Илья Николаевич
29.04.2014, 17:08
Всем доброго времени суток! :) Поступил не так давно в аспирантуру АОУ ТОГИРРО. Экзамен по философии сдавать только мартом 2015, но вопросы уже есть и благодаря вашему файловому обменнику нашел 26 из 32 вопросов. Помогите с остальными. Буду очень благодарен. Вот вопросы
1 Логика и эпистемиология науки
2 Культурологический подход к исследованию науки
3 Институализация новоевропейской науки и ее социальные функции.
4 Формирование основных подсистем новоевропейской науки: естественные, социально-гуманитарные и технические науки
5 Особенности современного этапа развития науки
6 Современная революция, основные закономерности ее развития

Марина 777
09.06.2014, 00:01
Друзья помогите найти шпоры для кандидатского минимума Предмет история и философия науки

Rendido
09.06.2014, 01:20
шпоры для кандидатского минимума Предмет история и философия науки

http://www.aspirantura.spb.ru/other/filearchive.html

Stiker
31.05.2015, 12:42
Вопросы + ответы - кандидатский История и философия науки + вопросы по специальности экономика

blad
23.07.2015, 12:43
Коллеги! Почти все ответы нашел, но с следующими возникла проблема:

Стратегии развития современной науки.

Становление научного метода Роль Г. Галилея, И. Кеплера.

Становление объекта науки Нового времени (Н. Коперник, И. Ньютон).


Если у кого-то есть - сообщите, пожалуйста в личные сообщения. В файловом архиве смотрел, мог, конечно, пропустить.

прохожий
23.07.2015, 13:27
уж что-что а эти темы жеваны-пережеваны.
наберите в поисковике и учите.

blad
23.07.2015, 14:09
Наверное, заучился и не вижу. Спасибо, гляну еще раз.

Денис86
07.10.2015, 11:57
Товарищи, у нас была почта: aspirantfa2008@mail.ru и пароль к ней: finacad. Там были отличные учебники и шпоры. Вот я хотел поделиться, но ее, похоже, уже грохнули. (((( Или только у меня не открывается? Я туда года три не заходил. Мжет и грохнули ящик уже.

Добавлено через 9 часов 59 минут
А, вот нашел по педагогике хотя бы, что у нас было. У меня сохранилось. Хоть этим поделюсь.


Раздел 1.
Современные проблемы высшего образования. Российский и зарубежный опыт.

Темы:
1. Основные направления модернизации российского высшего образования
(по материалам Министерства образования и науки РФ)
2. Глобализация образования: истоки, сущность, масштабы.
3. Образования и рынок.
4. Болонский процесс: его задачи и цели.
5. Принципы и приоритеты Болонского проекта.
6. Модернизация российского экономического образования и проблемы
интеграции в Болонский процесс (на примере внутренней структуры
Финакадемии или других эк. вузов)
7. Особенности многоуровневой модели современного высшего
финансово-экономического образования.
8. Концепции непрерывного многоуровнего образования в современных
условиях (по материалам отдельных стран).

Раздел 2.
Педагогические и психологические основы деятельности вузовского преподавателя.

Темы:
1. Сравнительная характеристика систем высшего образования (по выбору)
2. Влияние идей современной педагогики на становление гражданского
общества в России.
3. Развитие творческого мышления студентов в процессе обучения.
4. Формирование готовности к самообразованию в процессе обучения в вузе.
5. Технология активного обучения.
6. Опыт формирования учебной деятельности студентов.
7. Разноуровневое обучение в современной вузовской практике. Опыт финакадемии.
8. Современная вузовская лекция: за и против.
9. Информационные технологии обучения. (на опыте преподавания
конкретной дисциплины)
10. Педагогические условия и закономерности развития студентов в
процессе обучения.
11. Развитие самостоятельной работы студентов как средство повышения
качества профессиональной деятельности будущего
специалиста-экономиста.
12. Диалог в педагогическом общении.
13. Педагогический конфликт и методы его разрешения.
14. Имидж преподавателя вуза.

Раздел 3.
Методика преподавания в финансово-экономическом вузе.

Темы:
1. Особенности практической методики чтения лекции по курсу (название)
2. Проблемные лекции и выбор их тематики.
3. Современная методика написания курсовой/выпускной работы (название)
4. Методика рецензирования курсовых/выпускных работ.
5. Практическая методика проведения семинара-диспута/деловой
компьютерной игры на тему (указать)
6. Организация контроля кафедры за качеством чтения лекции и ведением
семинарских занятий по курсу (указать).
7. Роль самостоятельной работы студентов и ее организация в
современных условиях.
8. Значение и организация письменных экзаменов. Опыт 100-бальной
системы Финакадемии (из личного опыта).
9. Роль учебно -методических комплексов в организации учебного
процесса в вузе (на примере учебной дисциплины).
10. Принципы и методы создания электронных учебных материалов по курсу
(указать).
11. Использования средств информационных технологий в учебном процессе
по курсу (указать).
12. Особенности образовательного процесса в условиях непрерывного
образования (колледж-вуз).

Раздел 4.
Организация и методы научно-исследовательской деятельности вузовских ученых.

Темы:
1. Методы применения методологии и системного анализа для исследования
(название темы).
2. Логика и методология системного анализа для исследования (тема).
3. Этапы и особенности написания разделов диссертации (на базе
авторских материалов).
4. Способы и приемы подготовительной работы по подбору материала для
кандидатской диссертации (для статьи, тезисов и т.д.)
5. Научные способы и методы работы над авторским стилем написания
диссертации (статьи, тезисов и т.п.)
6. Методика руководства научной работой студентов (на личном опыте).

Димитриадис
15.04.2020, 14:22
Здравствуйте все! Очень нужны ответы на вопросы по ист и фил науки для естественнонаучных дисциплин (а то здесь только экономисты, гуманитарии и технари, фи ) Особенно для химиков, экологов. Помогите!
*ласково* мой йуный друх, не кажется ли вам, что кривиться и говорить "фи" местным обитателям, и тут же просить их "Помогите" - несколько противоречиво, и даже, не побоюсь этого слова, самонадеянно?

avz
15.04.2020, 19:51
не кажется ли вам

, что Вам - кажется?

Vish
09.03.2021, 16:01
а я сегодня купила книгу
Основы Философии науки.
В.П.Кохановский, Лешкевич,Матяш.

достаточно не плохая книга. почти что полностью повторяет лекции по предмету.

мне тоже очень нравится эта книга, очень доступно все написано и я на экзамен 78% ответов на вопросы нашел именно в этой книге:D