PDA

Просмотр полной версии : Список неэффективных направлений подготовки


20!8
09.11.2017, 17:55
Тема навеяна многочисленными обсуждениями "аспирантура vs работа по специальности", которые велись в этой ветке форума. Хотел копнуть немного глубже - есть же такие направления обучения, где работа в реальном секторе по специальности в принципе невозможна, и перед человеком после получения диплома магистра возникает выбор:
1) Остаться "в специальности", что подразумевает поступление в аспирантуру и дальнейшую карьеру преподавателя на кафедре.
2) Пытаться развиваться в востребованных на рынке других отраслях и признать что 6 лет обучения потрачены впустую.
Для конкретики приведу специальность "Лазерная техника и лазерные технологии" (оптотехника, оптоэлектроника, фотоника - все сюда). Предприятий, которые проектируют лазеры и другую оптическую технику в моем городе (питер) практически нет. Спрашивается, зачем готовить специалистов по такой специальности? Изучил информацию с сайтов вузов, готовящих специалистов по тому же профилю в моем городе, в надежде отыскать, где же работают выпускники? Как ни странно более 90 процентов предприятий не связаны с оптикой вообще (машиностроение и радиотехника в основном).
Много ли таких направлений обучения в российской системе образования, выпускники которых не нужны на сегодняшнем рынке труда?

nauczyciel
09.11.2017, 19:23
А чего, специалисты по лазерам для ВОЛСов не годятся? Это ведь очень большой объём работы?

20!8
09.11.2017, 19:34
А чего, специалисты по лазерам для ВОЛСов не годятся? Это ведь очень большой объём работы?

Вы сейчас про научную сторону деятельности говорите (работа в условном "НИИ оптоволокна" по разработке экспериментальных схем передачи данных), или прикладную (монтаж и настройка оборудования в телекоммуникационных сетях)?

nauczyciel
09.11.2017, 19:40
Про науку в части ВОЛС ничего не знаю, а вот практикой занимаюсь, в части проектирования ОКГТ и ОКСН.

20!8
09.11.2017, 20:20
в части проектирования ОКГТ и ОКСН.
я так понимаю, ваши обязанности - это проектирование маршрута прокладки кабеля, сопутствующие расчеты и оформление документации? а лазеры-то тут при чем?

Старший докторенок
09.11.2017, 20:42
20!8, ну вот конкретный пример - у меня сегодня было две группы студентов первого курса. Специальности - управление персоналом и государственное и муниципальное управление. При этом студенты сидят и рассуждают: вот государство нас не обеспечивает работой. Вот в советские время все было: на что я студентам отвечаю - или краски или кисточка. В советские временя брали только столько, сколько нужно было государству. И ведь продолжают идти на эти специальности. И ведь из тех кто сидит в группе - никто не хочет идти, например, на специальность учитель истории. С такой специальностью найти работу можно.

avz
09.11.2017, 20:47
Много ли таких направлений обучения в российской системе образования, выпускники которых не нужны на сегодняшнем рынке труда?

ИМХО в районе половины выпускников не могут устроиться по специальности.
Но это неофициальная наблюдаемая статистика Верхнекамья - совершенно уникального в масштабах России улуса.
Высокотехнологичные специалисты, вероятно, не нужны с момента закрытия единственного в РФ оловозавода...

Добавлено через 57 секунд
на специальность учитель истории

Упаси господи.
Особенно в режиме шатания скреп.

20!8
09.11.2017, 21:09
в районе половины выпускников не могут устроиться по специальности.
а с чем это связано? для чего так раздувать прием в вузы, если рынок не может обеспечить вакансиями?

с момента закрытия единственного в РФ оловозавода...
производство олова? как-то не очень наукоемко:laugh:

Старший докторенок
09.11.2017, 21:12
Упаси господи.
Особенно в режиме шатания скреп.

Я говорю не том хороша специальность или плоха, я говорю о реальном трудоустройстве. Вот работу учителем вполне можно найти, а у нас студенты поступают на специальность где заведомо очень трудно устроиться, а потом жалуются, что их государство не обеспечивает работой.

Maksimus
09.11.2017, 21:40
для чего так раздувать прием в вузы, если рынок не может обеспечить вакансиями?
а разве у нас рынок образовательных услуг связан с рынком труда?
За что студенты платят, на те специальности и набирают

20!8
09.11.2017, 22:10
бывают контрактники, которые платят 100-200к в год и не знают куда пойдут после вуза?! чем-то же они руководствуются, когда выбирают именно эту специальность, а не другую. благо, конкурс на контракт практически отсутствует, можно выбирать любое направление.
вот с бюджетниками другая история - кто куда сумел поступить. рынок бюджетного образования по идее должен быть связан с рынком труда. это же экономика государства

Maksimus
09.11.2017, 22:34
чем-то же они руководствуются, когда выбирают именно эту специальность
многие ли об этом думают в 18 лет... Пошли на, как они думают, модную и не особо напряжную специальность. И многие ли потом работают по специальности?

Лучник
09.11.2017, 22:46
Я бы даже сказал, что у бюджетников некоторое проблески рациональности при выборе специальности еще наблюдаются (очевидно в силу более развитого интеллекта).
А у платников очень часто предполагаемые жизненные стратегии ограничиваются формулой "сделайте мне красиво".

Музейщик
10.11.2017, 02:07
работу учителем вполне можно найти

Смотря где. У нас и учителем нельзя. 90% вакансий - торговать мобильниками и прочей дребеденью.

Клёпа
10.11.2017, 03:20
Здравствуйте коллеги. На ДВ рынок таков, что по специальности Управление персоналом у нас очень хорошо трудоустраиваются, а вот с ГМУ сложно. В налоговой много вакансий, очень, но и уровень оплаты не высокий, собственно, и все.
Но идут платно, даже не толпами, а Табунами, на таможенное дело. С трудоустройством, соответственно, проблемы серьезные в дальнейшем. Рациональности в таком поведении нет совершенно.
Учителей математики катастрофически не хватает.

nauczyciel
10.11.2017, 05:30
а лазеры-то тут при чем?Разве не лазер в ВОЛС свет загоняет? ;)

Старший докторенок
10.11.2017, 06:35
Смотря где. У нас и учителем нельзя. 90% вакансий - торговать мобильниками и прочей дребеденью.

Вот именно смотря где: в районе учителем без проблем. Но ведь вся беда в том, что в район никто ехать не хочет, а о том, что ранее государство обеспечивало работой вспоминают. Т.е. я поступлю на ту специальность которую хочу, но будьте добры мне отдельный кабинет и секретаршу.

Музейщик
10.11.2017, 06:56
в район никто ехать не хочет

Смотря какой район. Не всякий человек смирится с дровяной печью и отсутствием водопровода. А у нас большая часть "районов" именно так живет.

avz
10.11.2017, 07:10
производство олова? как-то не очень наукоемко

Сложно Вам будет диссертацию защищать, если Вы не видите очевидной связи между производством олова в стране и наукоемкостью продукции...

для чего так раздувать прием в вузы, если рынок не может обеспечить вакансиями?

На рынке Верхнекамья полно вакансий. Но работодатель пока избалован - берут со стажем 3-5 лет. Бакалавров охотно берут на низкие разряды на рабочие специальности (я считаю, что это работа НЕ по полученной специальности). "Контракта" у нас на дневном уже почти не осталось, к сожалению - учим одних бюджетников.

Добавлено через 22 секунды
Не всякий человек смирится с дровяной печью и отсутствием водопровода.

А там никто не нужен. Там нет работы.

Музейщик
10.11.2017, 07:16
А там никто не нужен. Там нет работы.

Ну почему. У нас "там" нужен медперсонал, например. Но никто из города после медвуза в деревню не поедет, если нет каких-то специфических обстоятельств.

Старший докторенок
10.11.2017, 08:48
Смотря какой район. Не всякий человек смирится с дровяной печью и отсутствием водопровода. А у нас большая часть "районов" именно так живет.

Я об этом и веду речь: те кто слышал, что в вузах было распределение, те не понимают, что распределяли именно в такие места. Но это была гарантированная работа.

Музейщик
10.11.2017, 09:00
не понимают, что распределяли именно в такие места.

Это правда, не понимают.

Рената
10.11.2017, 09:21
Я об этом и веду речь: те кто слышал, что в вузах было распределение, те не понимают, что распределяли именно в такие места. Но это была гарантированная работа.
Я как-то уже писала, что мужа после окончания Ярославского мединститута распределили работать в какую-то Богом забытую деревню, где ему совершенно не было работы как хирургу. Промаявшись какое-то непродолжительное время он не выдержал и написал письмо министру здравоохранения. В письме изложил, что он хочет работать именно по специальности, на которую учился, что у него совершенно нет работы, что государство, видимо, зря потратило на него столько времени и денег, что в этой деревеньке вообще не нужен хирург, а нужен терапевт и т.д. и т.п. Через месяц его вызвали в район и перевели в ЦРБ в Бабаево, Вологодской области, где он уже мог вовсю работать, потому что пациентов было достаточно.))

Maksimus
10.11.2017, 10:06
а ДВ рынок таков, что по специальности Управление персоналом у нас очень хорошо трудоустраиваются
куда, в отделы кадров?
Но в них же тоже не такая большая потребность.
Имхо одна из тупейших и ненужных специальностей. Управлять персоналом научить нельзя, это с опытом приходит. Ну как предмет в вузе (по-хорошему он должен даваться на всех специальностях, которые предполагают руководство коллективом), как КПК, максимум ПП, но чтобы 4-6 лет учить не пойми чему :facepalm: Ведь нет такой отдельной работы как управлять персоналом, это составная часть менеджмента, руководителя любого звена.

Рената
10.11.2017, 11:10
Управлять персоналом научить нельзя
Вот мне (субъективно) не хватает сейчас именно этих знаний. Управленческих. Что делать? Ждать?))

20!8
10.11.2017, 12:18
Разве не лазер в ВОЛС свет загоняет? ;)

на весь питер всего одна с половиной компания занимается разработкой лазерных модулей для данного применения.
вот, например, сколько в россии фонарей и лампочек со светодиодами? а компания, занимающаяся их выпуском всего одна(светлана оптоэлектроника), и пару месяцев назад она подала документы на банкротство. не помогла даже прямая поддержка от государства в лице ростеха-роснано. не получилось конкурировать с китаем на этом рынке

avz
10.11.2017, 12:22
У нас "там" нужен медперсонал

У нас там все позакрывали, местами даже фельдшерские пункты. Ну, и мед, и пед - это узкие области, требующие именно этой подготовки. Инженеру, экономисту, юристу, и прочим -истам там ловить нечего.

nauczyciel
10.11.2017, 13:59
разработкой лазерных модулей
Как-то Вы очень узко на оптику смотрите ;)

сколько в россии фонарей и лампочек со светодиодами? а компания, занимающаяся их выпускомНе получается заниматься выпуском - занимайтесь их применением! Я ещё не видел безработного специалиста, выполняющего светотехнические расчёты на промышленных объектах. Работы этой очень много.

20!8
10.11.2017, 16:01
занимайтесь их применением!
с применением ситуация не лучше:
1) медицина: удаление опухолей, коррекция зрения - нужно мед образование
2) промышленность: лазерная резка, сварка, очистка - не нужно вообще никакое образование
3) мобильная связь/интернет: прокладывание волс - опять же, не инженерная специальность, высшее образование не нужно
4) наладка/ ремонт лазерной и оптической техники - может я неправильно ищу, но таких вакансий я не встречал. да и вряд ли такой специалист требуется на постоянной основе
5) светотехнические расчеты на промышленных объектах - это что-то специфичное, я о таком и не слышал. инженер по охране труда что ли? корочки лазерщика тут не очень к месту будут

nauczyciel
10.11.2017, 16:17
прокладывание волс - опять же, не инженерная специальность, высшее образование не нужноЯ как-то всегда думал, что там, где выполняются инженерные расчёты и принимаются инженерные решения - всё же требуется инженерное образование :rolleyes:

это что-то специфичное, я о таком и не слышалЭто очень широкая отрасль, ни разу не специфическая. Прежде всего это расчёт количества и типа светильников для освещения промплощадок различного назначения. Но и в помещениях периодически такие расчёты приходится выполнять.
А сколько их этих промплощадок в масштабе страны! А ещё есть коммунальный сектор. И плюс достаточно массовая в последнее время тенденция применения светодиодных светильников взамен ДРЛ. Работы столько, что специалист-светотехник очень даже недурно зарабатывает на таких расчётах.

20!8
10.11.2017, 21:28
всё же требуется инженерное образование
Тот кто занимается инженерными расчетами оптических сетей в телекоммуникационных компаниях должен также разбираться в Ethernet, SDH, PDH, УПАТС, ГГС, РРЛ - а это уже слишком далеко от оптики с лазерами. Если же рассматривать профессию "монтажник ВОЛС" - тут вместо требований о высшем образовании ценят умение работать сварочным аппаратом, дрелью и болгаркой

широкая отрасль, ни разу не специфическая
ну смотрите, простой пример - один из первых заводов в СПб построили в начале 18 века (Адмиралтейские верфи). А фирмы, продающие труд светотехников появились в последние 10-20 лет. Стало быть, как-то без них обходились 300 лет? Светотехника - это подобласть дизайнерской профессии (светодизайн), и рынок этот отнюдь не широк. У нас в стране половина гос учреждений и заводов с облезлыми стенами и потолками, пытаются буквально на всем экономить, на освещении и подавно.

nauczyciel
11.11.2017, 05:16
Тот кто занимается инженерными расчетами оптических сетей в телекоммуникационных компаниях должен также разбираться в Ethernet, SDH, PDH, УПАТС, ГГС, РРЛ - а это уже слишком далеко от оптики с лазерамиА ещё в механике и в расчётах электрического поля (в случае ОКСН), а также в системах вторичного электропитания оборудования ВОЛС. Это всё о ВОЛС должен знать инженер, а
Вы очень узко на оптику смотрите

простой примерПрекрасный пример. Когда там на этих верфях электрическое освещение появилось? Полагаю, что раньше, чем 10-20 лет назад :rolleyes:

avz
11.11.2017, 20:38
Что-то про главную тему подзабыли

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) в целях информирования обучающихся сообщает об организациях, осуществляющих образовательную деятельность, к которым в период с 3 ноября по 9 ноября 2017 года применены следующие меры по результатам проведенных проверок.

Рособрнадзором приостановлено действие лицензии на осуществление образовательной деятельности:

1. АНО ВО «Институт экономики».

Димитриадис
13.11.2017, 09:12
Что-то про главную тему подзабыли
не подзабыли :). Всё на своём месте.

avz
13.11.2017, 13:17
А, да. Это ж я не туда.
Ну, сорри.

Maksimus
14.11.2017, 19:37
10 тезисов о том, почему не надо поступать на истфак
https://mel.fm/blog/eduard-epshteyn/57694-10-tezisov-o-tom-pochemu-ne-nado-postupat-na-istfak

avz
14.11.2017, 20:04
Простите, это какой-то неофитский лепет.
Человек утверждает, что историкам необходимо уехать в Европу - а сам он туда не уехал. На чем основано такое мнение? "Хорошо там, где нас нет"?

У нас много любопытных непоняток в истории. История народа манси. История мифического Сарай-Берке, даже близко не найденного в раскопах (если соотносить с его мифической численностью). История Киевской Руси, которой, скорее всего, не было, и в которой почему-то чеканили монеты с арабицей на одной стороне и кириллицей на другой. Новая история Новой Азии, которую сейчас переписывают в своих интересах турки, что Аны это древний турецкий город, и вот эта полная воздуха беседка византийского стиля (откуда?!) это первый в Турции минарет. А в 10м веке одновременно Чёрную мечеть расписали и вот эти кракозябры охрой по стенам. История Рыцарского зала в Эрмитаже, где очевидны несколько временных разрывов в технологии создания и украшения вооружений - никем не объясненных. Новейшая история, создаваемая на наших глазах.

История Государства Российского, излишне периодическая, мутная и не подтвержденная ничем, кроме фантазий Николая Михайловича. Вишенкой на торте сомнительное "не лепо ли не бяшете".

А что денег там нет, так это верно. Но вы держитесь. Есть другие способы зарабатывания денег - бизнес, например. Как и автор статьи пишет, на которую ссылка.

докторенок
15.11.2017, 05:26
По мне написано на уровне бреда. Человек стонет, что не может работать где угодно, а только в школе или музее. Это все равно, что хирург стонал, что кроме больницы нигде работать не может. Просто человек понял, что в школе и музеях зарплата не айс, а выдумал целых 10 тезисов вместо одного.

Музейщик
15.11.2017, 06:07
Во-первых, не могу не отметить, что ужасно раздражает верстка сайта с кучей ненужных картинок, всплывающих окошек, кнопочек и прочей ерунды. Уже одного этого "креатива" достаточно (лично мне), чтобы закрыть и не читать.
Во-вторых, по существу, возникают следующие контртезисы:
- У автора, еще не окончившего обучение и параллельно работающего не по специальности уже есть представление о профессии? Серьезно?
- Так он "базовое, фундаментальное гуманитарное образование" получает, чтобы "пойти учиться и работать в любую смежную сферу (СМИ, управление всякими социально-культурными проектами, бизнес в сфере образования)" или все-таки историческое, чтобы пойти работать по специальности? К слову, перечисленные "смежные сферы" совершенно не смежные - это журналистика и менеджмент.
- "Вы не найдёте работу, потому что у вас не будет тех практических навыков, которые нужны для нормальной работы". Не отрицая того факта, что историкам сейчас трудно, надо заметить, что автор изначально не понимает, на какие навыки и какую работу ориентировано историческое образование. По мере чтения становится понятно, что по специальности он не не смог, а даже и не собирался. Ну и разделение работы на "нормальную" и "ненормальную" говорит о необходимости разобраться с собственными представлениями об этом.
- "У нас ужасная архивная система, полумёртвые библиотеки, очень скудный музейный сегмент." Это к сожалению правда, но ведь автор туда и не собирался, так зачем лукавить?
- "Вы сможете писать сносные тексты в СМИ". Ну мы видим, да, автор "смог" :)

Добавлено через 10 минут
Да, и кстати, насчет того, что историк не в состоянии поступить на культурологию - это особенно смешно.

докторенок
15.11.2017, 06:10
Музейщик, а мне не понятно в чем автор увидел ужас архивной системы? А так в целом с Вами соглашусь: человек в принципе не понял, что высшее образование - это прежде всего конкретная профессия, право работать где угодно не дает ни один факультет.

Музейщик
15.11.2017, 06:27
в чем автор увидел ужас архивной системы?

Я не знаю, в чем его увидел автор. Я вижу определенные проблемы в финансировании и технологическом оснащении архивов. Возможно, в крупных архивах стало получше, а в нашем областном все как в древности - читальный зал на 20 человек с одним компьютером и двухнедельный срок доставки дел (т.е. заказываешь 5 дел - больше нельзя - через две недели приходишь читать, и заказываешь еще 5, чтобы еще через 2 недели прийти, и так полгода-год ходишь, если много отсматривать нужно). Но с другой стороны, это сейчас во всех сферах, так что архивы не особо и выделяются.

докторенок
15.11.2017, 07:14
Я не знаю, в чем его увидел автор. Я вижу определенные проблемы в финансировании и технологическом оснащении архивов. Возможно, в крупных архивах стало получше, а в нашем областном все как в древности - читальный зал на 20 человек с одним компьютером и двухнедельный срок доставки дел (т.е. заказываешь 5 дел - больше нельзя - через две недели приходишь читать, и заказываешь еще 5, чтобы еще через 2 недели прийти, и так полгода-год ходишь, если много отсматривать нужно). Но с другой стороны, это сейчас во всех сферах, так что архивы не особо и выделяются.

С этим соглашусь. А еще холодные читальные залы. Но это все равно, что ругать вузовскую систему по причине неработающего лифта. Кстати, у нас в архиве более адекватная система заказов, но в читалььный зал надо приходить по записи: банально не хватает мест.

Музейщик
15.11.2017, 08:00
в читалььный зал надо приходить по записи: банально не хватает мест.

Аналогично. И даже по записи предупреждают, что лучше прийти и занять место с утра, а то мало ли - аншлаг случится :) А насчет лифтов - у нас в городе такой проблемы нет, потому что лифт как таковой имеется только в одном ведомственном вузе :D

Maksimus
15.11.2017, 09:56
банально не хватает мест
так надо проводить оцифровку и организацию удаленного доступа к наиболее востребованным фондам. Тогда нагрузка на читальные залы существенно снизится, особенно со стороны непрофессиональных исследователей.

докторенок
15.11.2017, 11:28
так надо проводить оцифровку и организацию удаленного доступа к наиболее востребованным фондам. Тогда нагрузка на читальные залы существенно снизится, особенно со стороны непрофессиональных исследователей.

Вы в своем репуртуаре: речь не рб этом.

Niara
15.11.2017, 14:16
Я работаю не совсем по специальности, вернее, совсем не по специальности, но в смежной области. Училась на эколога, пошла в вирусологи. Так получилось =) Посматриваю в сторону биоинформатики. По мне так ничего фатального в том, что я пять лет училась "не там", не произошло. Имея высшее биологическое, я могу устроиться в кучу мест и уже там прицельно учиться именно тому, чем нравится заниматься. Поступая в ВУЗ, я имела весьма посредственное представление о биологии. В универе нам тоже не дали понять, насколько обширно и увлекательно наше поле деятельности, я это поняла лишь после, самостоятельно копаясь в статьях и книгах. Соответственно выбрать с самого начала, кем быть, я не могла. Думаю, я не одинока.
Если честно, не вижу большой трагедии в поднятом вами вопросе для обсуждения. Прогресс идёт вперёд, многие профессии морально устаревают, становятся невостребованными, появляются новые. Через 10-20 лет мы со своими знаниями и навыками вообще можем стать ненужными, а работать-то надо. Так что по-любому придётся перепрофилироваться, учить что-то новое, получать новые навыки. Это нормальный процесс. Вы также при желании можете найти, чем заниматься более-менее в пределах своей специальности. Не верю, что в Питере нельзя найти работу. Вам уже накидали вариантов, вы на всё отвечаете "да, но" - что говорит о желании не найти работу, а пожаловаться. Не надо так, это путь в никуда =)