Просмотр полной версии : Опубликованы показатели деятельности аспирантуры за восемь лет
Team_Leader
17.05.2019, 12:43
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» опубликовал материал о показателях деятельности аспирантуры в России в период с 2010 по 2018 годы. Согласно показателям, в последние несколько лет наблюдается снижение эффективности работы этой ступени образования. (https://indicator.ru/news/2019/05/15/pokazateli-deyatelnosti-aspirantury/?utm_source=pulse_mail_ru&utm_referrer=https%3A%2F%2Fpulse.mail.ru)
https://indicator.ru/imgs/2019/05/15/08/26405/faea66d3f4aee691d4aa2a10dc28f897f24638a0.png
Грустно, в общем, все........
Добавлено через 23 минуты
Посчитал коэффициент защищаемости (с учетом сдвига в 3 года: в текущем году защищаюся люди, поступившие 3 года назад.
2005 - 23,78%
2010 - 19,26%
2011 - 18,68%
2012 - 17,37%
2013 - 16,30%
2014 - 10,28%
2015 - 10,09%
2016 - 9,49%
2017 - 6,97%
2018 - 6,96%
(на пяты, десяты, одиннадцатый и двенадцатый годы - базу индекса брал по методу интерполяции через средний темп роста приема)
Удручающе......
Maksimus
17.05.2019, 12:49
Грустно, в общем, все........
Почему?
Эти данные можно интерпретировать, например, как эффективность борьбы с копродиссертациями (т.к. % общего выпуска к числу общего приема с 2000-х кардинально не поменялся, а % защит упал в разы), а также превращение аспы в уровень ВО.
Добавлено через 2 минуты
А если упал % защит, то упал и общий прием (многие халявщики отсеялись + демогр. яма). Т.ч. верной дорогой идем, товарищи!
mitek1989
17.05.2019, 12:58
(с учетом сдвига в 3 года:
Сейчас многие программы рассчитаны уже на 4 года.
И плюс есть заочники, которые что тогда, что сейчас учатся на 1 год дольше.
Так что надо добывать дополнительные данные о заочниках.
Добавлено через 1 минуту
демогр. яма
как это влияет на проценты (относительная, а не абсолютная величина)?
Maksimus
17.05.2019, 12:59
как это влияет на проценты
описался, влияет на абсолютные цифры приема
Team_Leader
17.05.2019, 13:06
(т.к. % общего выпуска к числу общего приема с 2000-х кардинально не поменялся, а % защит упал в разы)
гипотеза повышения качества диссертаций практикой не подтверждается.
Так как защит свосем мало и аспирантов тоже, то до защиты доводится реально такой шлак, который в 2005 и не стали бы выпускать. Реальность такова.
По факту содержательно работы хуже и хуже.
+ сказывается ухудшение качества образования. университезация.
Как еще в 90ых учили экономистов? Технический вуз, продолжаем учить программам инженеров-экономистов, поэтому.... ну что вуз реально знает - тому и учим: электротехнику, автоматику, ехнологию и т.п.
Как-никак мозги работать заставляли, + дисциплины как-никак математезированы, люди умели решать задачи, матмоделировать. Поэтому при более-менее реальной проблеме - могли что-то еще интересное и написать.
Сейчас - в связи болонизацией и информатизацией - технику выкинули и учат..... чему вузы не умеют 1001 экономика, экономические основы управления и прочие управения персоналам, которые вырождаются в гуманитарную муть, которые содержательно не дают студентоам по сути ничего. даже те, кто хочет учиться.
И чо этот атериал потом может написать в аспирантуре?
Поэтому, стало хуже. И проценты тут ни о чем. Если в 2005 было 10 тысяч защит из них может 2-3 тысячи было приличных работ, то сейчс - 2 тысячи защищатеся и все из них шлак. Можно, конечно, радоваться, что 10-2.... на 8 тысяч работ уменьшилось число шлака, по факту, было 20% толковых работ,с тало - нуль.
Поэтому - плохо.
Кадрового потенциала нет, работать не с кем.
Не все работы в середине нелевых были явный шлак. Даже более скажу, - там были, особенно по техническим отраслям анук - вполне приличные специальности, потому что люди испытывали иллюзии, что что-то в плане науки возродится.
сейчас - иллюзии исчерпаны. вот поэтому такая и ситуация с аспирантурой.
+ конечно, излишняя трата времени.
Лишний год в магистратуре..... В реальности хорошие аспиранты на второй год (к концу) тогда уже защищались, итого 7 лет от поступленяи в вуз до кандидатской, то сейчас с магой - на 6ой год он только поступает + хуже шансы на досрочную зщиту, так как программа академически перегружена (6 лет в бакалавриате и маге не хватило, значит, чтоб аспирантам еще на 2 и 3 курсе лекции читать и экзаменами дрючить). 9 лет - ахрен кому это счастье сдалось????
Вот и результат. В комплексе, так сказать....
Добавлено через 2 минуты
Сейчас многие программы рассчитаны уже на 4 года.
И плюс есть заочники, которые что тогда, что сейчас учатся на 1 год дольше.
Так что надо добывать дополнительные данные о заочниках.
это ненужная детализация. статистическую картину не изменит. ну будет не 15%, а 14,8 - это все в рамках статистической погрешности. Кто-о заочник учился 4 года, кто-то досрочно защищался на 2ом курсе.
У нас де-факто заочные аспиранты защищались (кто защищался) на сроке 2,5-3 года. Смысл в заочной высиживать. если там даже сипендию, в отличие от очных - не плотють.
Добавлено через 57 секунд
описался, влияет на абсолютные цифры приема
процент защит падает при падении приема. Это независимые величины.
Добавлено через 1 минуту
mitek1989, статистика - это не математика, а это физика, где 2+2=5 - не ошибка, а погрешность :laugh: а 25% погрешности для реальных экоомических прогнозов и оценок - это весьма точная оценка. ;)
Maksimus
17.05.2019, 13:06
Кадрового потенциала нет, работать не с кем.
люди испытывали иллюзии, что что-то в плане науки возродится.
сейчас - иллюзии исчерпаны. вот поэтому такая и ситуация с аспирантурой.
Ну ты же сам пишешь о примате экономики (с чем я в принципе согласен), разве можно сняв голову, плакать по волосам?
В нашей экономике есть спрос на таких людей?
Team_Leader
17.05.2019, 13:15
В нашей экономике есть спрос на таких людей?
так об этом и речь!
Все плохо, а впереди еще хуже.....
mitek1989
17.05.2019, 13:26
Так как защит свосем мало и аспирантов тоже, то до защиты доводится реально такой шлак, который в 2005 и не стали бы выпускать.
Не не знаю, я вот сейчас усиленно выискиваю АРД на интересные мне темы за период 2003-2018 (2002 год и более ранние практически не присутствуют в интернетах). Что касается уровня работ, то он всякий бывает... И в 2003, и в 2018 видел как и очень сильные и теоретизированные работы, так и довольно слабенькие.
Но вот что число работ сильно сократилось - это действительно наблюдаю. Просматриваю АРД и сохраняю ссылочки на интересные работы, и если где-то до 2013 года каждый год у меня получается где-то по 30-40 АРД, то с 2014 - резкое падение примерно в 2 раза.
Team_Leader
17.05.2019, 13:27
Добавлено через 13 минут
до чучи. why всё is very bad
https://expert.ru/expert/2019/20/tehnicheskaya-degradatsiya/
mitek1989
17.05.2019, 13:28
Кадрового потенциала нет, работать не с кем.
Вот с этим точно согласен... И плюс ЕГЭ выкачало почти всех толковых выпускников в крупные города, в глубинке осталось то, что осталось...
Team_Leader
17.05.2019, 13:28
mitek1989, понятно, что любая статстика имеет "хвосты".
И если я говорю "ноль", тов реале это что-то типа [0.1-0.5 а может быть и 5%], то есть не исключает появления единичных работ, которые чего-то стоят.
Базара нет.
Lord Marlin
17.05.2019, 13:34
в физмате приличные аспиранты в приличных местах никуда не торопятся последние несколько лет. стипндии такие, что ну нафиг их терять раньше времени.
и опять увеличился отток аспирантов и кн за бугор. бегут практически на любые условия, позволяющие хоть как то жить
плюс те, кто свалил в 90-х начали больше сотрудничать с после всех этих магагрантов и ооочень актвин оперетаскивают к себе.
Добавлено через 53 секунды
И плюс ЕГЭ выкачало почти всех толковых выпускников в крупные города, в глубинке осталось то, что осталось...
там и так ничего не было за небольшими исключениями.
Добавлено через 3 минуты
до чучи. why всё is very bad
https://expert.ru/expert/2019/20/teh...-degradatsiya/
у нас наноборт стабильный конкурс в аспу появился, 1.2-1.5 человека на место. было 0.9-1.0
но вот после полного преехода на баклавра-магситра сильно уронили качество. некоторые ленивые жопы не перевели нормально 5 летний план в 6. в итоге бакалавры еще ничо, а вот магситратура швах. очень печально...
Добавлено через 13 минут
до чучи. why всё is very bad
https://expert.ru/expert/2019/20/tehnicheskaya-degradatsiya/
Полная версия материала доступна только подписчикам
Читать материалы в полном объеме могут только те, кто оформил платную подписку на ONLINE-версию журнала.
Team_Leader
17.05.2019, 15:07
avz, есть опция при регистрации получить 3 бесплатные статьи в месяц
Димитриадис
17.05.2019, 15:54
Коллеги, зарегистрируйтесь кто-нибудь и выложите здесь полнотекст.
Lord Marlin
17.05.2019, 15:59
Коллеги, зарегистрируйтесь кто-нибудь и выложите здесь полнотекст.
Университеты должны стать основными центрами научных исследований — такова была одна из заявленных целей реформы высшего образования. Тем временем в естественно-научных и технических областях образование деградирует, а значит, неизбежно будет падать и качество научных исследований
#высшее образование
#Наука
Наука и технологии
Техническая деградация
ИЛЛЮСТРАЦИЯ: ИГОРЬ ШАПОШНИКОВ
Толчком к резкому ухудшению в системе высшего образования стал перевод значительной части ресурсов на повышение зарплаты преподавателей до двойной средней по региону. Следствием стал резкий провал в финансировании исследовательских работ и обвальное сокращение числа и объемов фундаментальных дисциплин. На это наложилось падение уровня подготовки выпускников школ, приводящее к невозможности набрать достаточно студентов, которые могут успешно учиться в магистратуре и аспирантуре. Все вместе привело к острым проблемам в большинстве университетов России.
Если оценить ситуацию в университетах, очевидны два параллельных процесса — заметное внешнее улучшение, современно выглядящие кампусы и серьезный спад уровня подготовки абитуриентов, упрощение обучения студентов, урезание учебных программ. Приличное финансирование в течение нескольких лет позволило улучшить университетскую инфраструктуру, оснастить лаборатории, сделать университеты привлекательнее, а жизнь в них — более активной. Этот интенсивный путь развития закончен. Сказать, что университеты плохо использовали завершенные программы финансирования, будет нечестно, они вынуждены были следовать реформам, не имеющим рациональных целей, ресурсы и силы были направлены на переход к системе бакалавриата и магистратуры. Число старшекурсников — именно они необходимы в лабораториях — сократилось, преподавательские ставки сокращаются еще быстрее. Это результат требования Минобрнауки привести соотношение числа преподавателей и студентов к 1:12, на 2019 год уже 1:13, а пять лет назад было 1:10 (фактически в исследовательских вузах было 1:8–1:9). Так, на физическом факультете Пермского университета число ставок преподавателей за пять лет сократилось на 13%, и этот процесс продолжается.
Чтобы уложиться в требуемое соотношение, университеты сокращают аудиторные занятия, пытаются увеличивать набор, снижают уровень требований, но все равно отсев на пути к диплому бакалавра по естественно-научным и математическим специальностям составляет около 50%. В магистратуру этих факультетов идет 60–80% выпускников бакалавриата, многие не понимают зачем, их приходится уговаривать, иначе магистратура грозит быть закрытой с необратимыми последствиями для кафедр (еще большее урезание ставок, закрытие аспирантуры), и там в группах по специальностям обучается по пять–семь человек. Многие при этом где-то работают вне университета, часто на занятия приходят всего три–пять человек. Формально все как бы занимаются научной работой, но чаще всего отдачи от нее нет.
В аспирантуре сейчас учатся те, кто поступил в университет шесть–девять лет назад в относительно «хорошие» времена, и многие неплохо подготовлены. Но конкурса в аспирантуру давно нет, а прием в нее из такой, как сейчас, магистратуры будет несравнимо слабее.
Чтобы лучше оценить ситуацию, приведем некоторые данные по университетам США — их выбор связан с распространенными утверждениями, что реформы направлены на приближение нашей университетской системы к западной, а из контекста и частоты упоминаний видно, что за образец взята американская.
Ежегодно PhD программы в STEM (Science, Technology, Engineering, Math) завершают 40 тысяч человек, текущее число обучающихся — 160 тысяч. 52% не платят за учебу, оставшиеся оплачивают только часть расходов (обычно находится источник — крайне редко кто-то платит сам). Отсутствие платы (tuition remission) означает финансирование либо из бюджета факультета, либо из гранта руководителя, и учащийся работает на факультете как помощник преподавателя (teaching assistant) либо как помощник исследователя (research assistant), получая за это зарплату (обычно 1200–1500 долларов в месяц), медицинскую страховку. Это всегда работа на полную ставку, как и у тех, кто частично платит за обучение. Как минимум в 120 университетах очень высокая научная активность, и важно, что они есть в каждом штате. Магистров и PhD так много, потому что на них держатся исследования и базовые занятия с бакалаврами. Необходимо говорить об этом именно сейчас, когда все чаще заявляют, что «нам так много математиков и физиков не нужно». За этим стоит непонимание: в науке везде остаются немногие (например, с дипломами физиков в Америке около 15%), остальные идут в индустрию, образование, другие области.
Конечно, американские STEM-программы не могут существовать без иностранных студентов. Примерно 55% обучающихся в магистратуре и PhD на математических и инженерных специальностях и около 70% на компьютерных науках — иностранные граждане. Например, в Tandon School в Нью Йорке с обширными STEM-программами в бакалавриате 80% — американцы (порог для поступления в бакалавриат в большинстве университетов вполне преодолим, и многие тысячи бакалавров — основа финансового благополучия университета), но в магистратуре и PhD 80% — иностранцы, и этот пример показывает масштаб нехватки выпускников американских школ для STEM-направлений. На следующем этапе это приводит к тому, что от 50 до 80% профессоров STEM — натурализовавшиеся иностранцы. (Подробнее о STEM-специальностях в США см. «Эксперт» № 39 за 2013 год и № 6 за 2014 год.)
Если идея сравнения с университетами США раздражает, давайте сравним с нашим естественно-научным образованием, которым мы заслуженно гордились. Приведем примеры сокращения курсов на физфаке Пермского университета за три–пять лет: матанализ и квантовая механика — в два раза (у половины студентов ее вообще нет, у остальных — 14 лекций и 14 практических занятий), теоретическая механика, дифференциальные уравнения — в полтора–два раза. Подобное снижение типично для естественно-научных направлений классических и технических университетов. Этот позор инициирован Федеральным образовательным стандартом (ФГОС) — результаты обучения в нем даны в виде списка компетенций, их в принципе нельзя измерить. Более того, в ФГОС нет никаких требований к содержанию образования, списку предметов, числу часов. Они исключены принципиально, как устаревшие критерии. При этом приводится обширный список профессиональных стандартов для преподавателей, например необходимость переподготовки каждые три года. Ресурсы на это не выделяются, о серьезном повышении квалификации в ведущих научных центрах и речи нет, все сводится к неким «курсам» ради получения справок, без которых факультет не пройдет аккредитацию. А двукратное сокращение базовых предметов и ликвидация некоторых фундаментальных курсов на аккредитации не сказывается.
Забавное наблюдение: почему физиков надо переподготавливать так же часто, как управленцев? Да потому, что реформа, вышедшая из ВШЭ, была унитарной для школ управления, экономики, гуманитарных, естественно-научных и технических. Инструкции одинаковы, специфика им была не важна, важен масштаб
Можно было бы согласиться с сокращением программ фундаментального образования в бакалавриате, если затем соответствующие курсы проходились бы в магистратуре на более высоком уровне. Но ничего подобного нет. Все же трудно удержаться от сравнения: один из авторов этой статьи преподает те же предметы и в Америке: квантовая механика — семестр в бакалавриате и два обширных, по 25 лекций, в магистратуре; в бакалавриате три семестра физики для инженеров и химиков, три матанализа — все примерно по 25 лекций в семестр, по два семестра у биологов. Этот канонический набор совершенно обязателен для аккредитации специальностей.
Университеты идут на сокращение программ вынужденно: максимальная нагрузка на преподавателя — 900 часов в год, больше запрещено юридически, и переход от 1:9–1:10 к 1:13 автоматически привел к уменьшению на треть учебной нагрузки. Специальные предметы сокращают в последнюю очередь — это понятно, гуманитарные отменять нельзя (кстати, в американской магистратуре они добровольны и выбираются сверх обязательного списка). Повторим, все это результат перехода к преподавательской зарплате 200% средней по региону без дополнительного финансирования. Люди, принимающие решения, ссылаются на западный опыт, что там соотношение близко к 1:13. Но все сложнее, надо сравнивать специальности. В США на STEM большую часть практических и лабораторных занятий у бакалавров ведут студенты. Как результат, аудиторная нагрузка преподавателей ниже нашей, а объем читаемых предметов — больше. На гуманитарных специальностях этих помощников практически нет, там соотношение может быть близко к требуемому у нас.
Реализованная у нас конструкция не американская и не европейская, ее цели были непонятны вначале, неясны и сейчас. Непонятно, для чего была нужна единая для всех реформа. А наши дипломы естественно-научных и технических специальностей и так были конвертируемы.
Невозможно рационально объяснить деградацию образовательных программ. Если это экономия средств, то сумма не представляется очень большой, при желании Минобрнауки могло бы за нее побороться. По нашему мнению, нежелание связано с выбранной политикой: запущенные громадные механизмы реформ постоянно требуют новых шагов, дают ресурсы и влияние ответственным за них институтам, чиновники самых разных уровней в этом заинтересованы и демонстрируют активность — и мы для них только часть «комплекта».
На естественно-научных и технических специальностях выше расходы на поддержку лабораторий 36-02.jpg ТАСС
На естественно-научных и технических специальностях выше расходы на поддержку лабораторий
ТАСС
Что происходит в школе
Нам трудно судить о причинах быстрого ухудшения не только знаний — это можно наверстать, — но обучаемости выпускников школ. Не нужно сравнивать с чем-то очень давним — падение уровня знаний и навыков выпускников за последние лет пять очевидно. Это транслируется в трудности в усвоении нового материала и в загадочно быстрое его забывание. Средний балл ЕГЭ поступивших на мехмат последние пять лет колебался в интервале 225–230 (при максимальном 300). И студенты с таким достаточно высоким баллом с трудом продираются через упрощенные программы вузов. Очевидно, в школьном образовании происходят систематические изменения, и дело не только в увеличении нагрузки, огромном количестве отчетности, на что жалуются учителя, — ухудшения слишком быстрые.
Преподавание математики перестроили на «развивающее» так, что дети часто не понимают, чем занимаются, с трудом обучаются «обычной» математике. Идет разговор о еще большем сокращении математической подготовки. Многие родители не осознают, что это закроет возможность учиться на технических направлениях вузов. Именно так происходит в США, хотя в школах и семьях принято говорить, что дети просто не хотят туда идти. Это очень комплиментарный взгляд: работать в STEM, где зарплаты высокие, хотели бы многие, но у большинства выпускников школ нет подготовки для учебы на этих специальностях.
Lord Marlin
17.05.2019, 15:59
часть 2. в одно не влезло
Если продолжить сравнение с образованием в США, то у нас ситуация изначально была лучше. Есть много детей, способных к интеллектуальной работе, большинство родителей настроены на серьезное образование. У нас намного больше квалифицированных учителей — в Америке у большей части учителей естественных наук в старших классов некий общий диплом бакалавра в «науках», они не предметники. На это накладывается новация последних лет — отказ от учебников: учитель учит тому, что он знает, и так, как может. Это вне разумения, но считается прогрессивным. Как и у нас, дети очень заняты в школе, но время тратится не на то, чтобы решать много задач, почувствовать, что это дается и уже не пугает, а кого-то даже радует. Делаются «проекты» и «исследования» — много высоких слов, но результата нет. Зачем нам с нашей базой падать так быстро? Через поколение уже и сожаления об утере исчезнут. Школа сбросила с себя ответственность за систематическую знаниевую подготовку, возможно, за этим стоит экономия средств.
Что можно сделать
Нездоровье очевидно, но оно такое всеобъемлющее, что крайне сложно предложить конкретные шаги. В каждом предложении есть подводные камни, каждое по отдельности недостаточно. По части предложений нужна серьезная дискуссия.
Шаг совершенно необходимый — возвращение на естественно-научных и прикладных направлениях университетов соотношения числа преподавателей и студентов к 1:10. Сделать это надо даже не для приостановки сокращения числа преподавателей, а для возвращения в полном объеме фундаментального образования, пусть только в магистратуре и аспирантуре. При этом в ФГОС должны быть возвращены основные, проверяемые образовательные критерии.
Университеты «окуклились», принимая на работу только своих выпускников (в университетах Америки и многих стран Европы это невозможно) фактически без конкурса, из-за этого научные группы часто десятилетиями лишь слегка обновляют направление исследований. Понятно, как трудно сейчас принять на работу человека из другого города, но можно обдумать механизм обмена учеными и преподавателями хотя бы из географически близких регионов. В Америке существуют региональные конфедерации университетов, одна из их полезных функций — оценка учебных программ факультетов, одобрение открытия новых специальностей, успешности научных направлений.
Возможностью преодолеть замкнутость может стать привлечение сильных российских и зарубежных исследователей, готовых интенсивно работать в течение нескольких недель в семестр, вести часть большого курса или спецкурс, продолжать работать со студентами дистанционно. Для таких сотрудников факультетам нужно иметь несколько дополнительных ставок.
Лучших магистров и аспирантов надо отправлять на два-три месяца на стажировки в сильные лаборатории, создавать по возвращении условия для их роста. Чтобы стажировки не стали одноразовой акцией (в этом случае принимающий университет быстро потеряет интерес к совместной работе), нужно иметь непрерываемое финансирование на некоторое количество лет — оно может быть только централизованным и даваться университетам, которые заявляют конкретные совместные программы и вкладывают в них свои грантовские деньги.
Часто говорят, что в случае расширения программ обмена и грантов «все уедут». Нам кажется, что разговоры об этом очень абстрактны и политизированы, уже лет пять-семь уезжают единицы, и причин тому много. С 2012 года мы отправили на стажировку в Америку 18 магистров и аспирантов. Только двое уехали — в аспирантуру, один из них сейчас в нашем совместном гранте и очень полезен обеим сторонам.
36-03.jpg ТАСС
ТАСС
Сколько это может стоить
Попробуем оценить дополнительные расходы на примере Пермского университета (таких университетов, имеющих статус национальных исследовательских, в России примерно тридцать). Для организации научных связей с зарубежными и российскими учеными в университете есть Центр образовательных и научных обменов (в нем всего четыре человека, на всех две ставки). Помимо совместной работы с коллегами в год он поддерживает визиты десяти–пятнадцати ученых. Наш опыт показывает, что оплата расходов и гонорар в тысячу долларов за неделю труда приглашенных профессоров устраивает — ясно, что для тех, кто заинтересован в сотрудничестве, наиболее существенна возможность расширения своих исследований за счет вклада партнеров. Расходы на визит ученого из Америки — 180 тыс. рублей , из Европы — 150 тыс. рублей, из России — 120 тысяч. Десять таких визитов в год — это примерно 1,5 млн рублей (без учета НДС). Стажировка одного магистра или аспиранта в американском университете (по партнерскому соглашению мы ничего не платим за неограниченную работу на их первоклассном оборудовании, расходы идут только на проезд и проживание), обходится в 250 тыс. рублей. Каждое лето стажировались шесть человек по два–три месяца, полная стоимость — 1,5 млн рублей. С прошлого года обе эти программы остановлены — у университета нет этих трех миллионов (очень скромная сумма, если учесть, что в некоторых университетах один визит приглашенного профессора обходится дороже). У нас есть замечательные кандидатуры временных профессоров, но все, что университет смог себе позволить, это выделить полставки для известного профессора-биолога из израильского Института Вейцмана.
Возвращение соотношения числа студентов к числу преподавателей на естественно-научных и математических факультетах 1:10,5 означает шесть дополнительных преподавательских ставок на факультет. В деньгах это примерно 36–37 млн рублей на все наши шесть факультетов. Вместе с вышеупомянутыми тремя миллионами рублей в год это составит примерно 40 млн рублей. Для всех исследовательских университетов цена вопроса не кажется значительной для бюджета страны.
Почему следует выделять естественно-научные и технические специальности? Потому, что на них больше расходы на поддержку лабораторий, на оплату работы магистров и аспирантов. Во многих странах зарплаты в университетах на этих специальностях выше, а прием на работу нового преподавателя часто сопровождается расходами в несколько сотен тысяч долларов. Ясно, что у нас зарплаты не могут зависеть от специальности, но затраты все же существенно разные.
Считается, что появилась альтернатива в виде грантов, в частности, этот механизм помогает университетам выйти на уровень двойной по региону зарплаты. Но факультет в целом, учебный процесс, ничего не выигрывают. Гранта в один-два миллиона в год после всех вычетов не хватит, чтобы принять на работу профессора или хорошего инженера со стороны, да у грантов и нет таких целей. Большая часть денег идет на зарплату, на некоторую поддержку аспирантов. Это хорошо, но если опять посмотреть на США, то работающий там на полную ставку профессор может получать в год со всех своих грантов не больше двухмесячной университетской зарплаты (но при этом она существенно выше, чем в средняя в стране).
Еще один возможный шаг — дать заметному числу школ статус естественно-научных. Мы предлагаем подумать о возвращении к хорошему математическому и естественно-научному образованию в ряде школ в городах. Их выпускники не обязательно идут на математику и физику, но они неоспоримо лучше обучаемы, большинству из них никакая формальная «переподготовка» в будущем не нужна, они учатся как бы играя. Надо размежеваться, дав естественно-научным школам дополнительное финансирование на лаборатории, доплаты учителям. Эти школы могут стать очень привлекательными, пока в России еще сохраняется уважение к серьезному образованию, ведь конкурс в существующие естественно-научные школы очень высокий.Преференции для региональных университетов
Это не произносится открыто, но, видимо, многих во власти вполне устраивает ситуация, когда в стране будет с десяток сильных вузов в столицах и несколько вне них, которые смогут жить на потоке лучших выпускников школ со всей страны. Но и это не продлится долго — поток будет иссякать из-за быстро уменьшающегося числа школ с существенным математическим и естественно-научным обучением. Так, на миллионную Пермь осталась одна школа с хорошим образованием в этих областях, и две-три небольшие — с приличным.
Почти половина (1100 из 2300) выпускников пермских школ с баллом ЕГЭ выше 225 в 2018 году поступили в вузы двух столиц, тогда как пять лет назад уезжали только 17% ребят из этой категории. Возможность подавать заявления о приеме сразу в несколько университетов, бесплатность образования, умеренный конкурс, почти неограниченные ресурсы столичных университетов — в этой конкуренции региональные вузы не имеют шансов. Ежегодное вымывание самых способных приведет регионы к интеллектуальному истощению. С нашей спецификой, когда выпускники университетов становятся их преподавателями, это верный путь к деградации университетов.
Нашим региональным университетам нужны какие-то формы защиты, преференции для сохранения наработанного научного уровня и для того, чтобы их студенты не перешли в некий «второй сорт». В Пермском крае есть программа «225 баллов», которая заключается в выплате стипендий выпускникам школ с ЕГЭ от 225 баллов, если они учатся в пермских вузах при условии успешного прохождения сессий. Как мы видим, этого недостаточно. Централизованные преференции могли бы быть в виде описанного выше: финансирования дополнительных ставок, оснащения лабораторий, систематического приглашения лекторов (visiting professors), стажировок студентов. Чтение регулярных лекций приглашенными профессорами важно для студентов, для понимания, что их факультет — часть большого мира, что они могут получить много и в своем университете. Самим факультетам новые люди, конкуренция очень важны. Сказать честно, есть очень жесткие взгляды среди наших коллег, что факультеты сами виноваты в своих бедах, приспосабливаются, не развиваются, не хотят перемен, многие студенты не видят перспектив. Но надо понимать, что идеальных мест нет. Правда в том, что надо меняться, поменьше говорить о традициях и школах. И пробовать учить по-другому. Только один пример: бакалавриат не имеет гибкости, которая могла бы быть его основным достоинством — возможности выбора специальности в течение первых лет обучения. Семнадцатилетнему абитуриенту необходимо сделать выбор между, например, разными областями физики — сейчас, когда большинство выпускников школ так плохо подготовлены, это очевидная нелепость. Выбор специальности почти случаен, и вместе с нашей спецификой — бесплатное обучение, возможность пересдачи экзаменов, упрощение программ — делает обучение каким-то расслабленным.
Правильным шагом сейчас могло бы стать создание, как можно более быстрое, независимой комиссии для выработки политики в области STEM-образования, ее предложения должны рассматриваться в университетах, публично обсуждаться. Есть Ассоциация ведущих университетов и Российский союз ректоров, они обсуждают многие проблемы, но стратегические вопросы обсуждаются лишь в виде экспертирования предложенных правительством или министерством вариантов развития. Трудность в том, что нет механизмов широких общественных обсуждений с участием университетских администраторов, профессоров, научных сотрудников, не ясно, как может сформироваться активная группа, которая могла бы выдвигать предложения самих ученых.
Дискуссии не могут до бесконечности то разгораться, то затухать, они должны выйти на уровень руководства страны и быть донесены до комитета Госдумы по образованию и администрации президента, чтобы власти были вынуждены отреагировать.
Ждать еще? Все быстро развивается, в университетах опасаются дальнейшего сжатия образования — вполне возможно, что лет через пять многие университеты перестанут быть центрами фундаментальной науки и сохранения знаний. Очевидно, что поддержка STEM-университетов в отсутствие достаточного спроса на хорошо образованных специалистов не имеет непосредственной экономической целесообразности. Но позволив дальнейшие шаги вниз, можно довести ситуацию до необратимой.
С Е.К. спорить, конечно, сложно да и незачем. Он весьма компетентный человек. Однако некоторые странности в тексте есть, причем принципиальные. Аккредитацию проходит не факультет, а ВУЗ/ООП, на 900 работает только ленивый (у нас желающие набирают ~1600), разумеется, никто никаких преференций не даст и т.д.
И при этом я не согласен, что провинциальные ВУЗы обречены, нет. Возможно, так в физике, не знаю. Хотя Е.К. давно уже не физик, а информатик.
Еще я не согласен, что качество образования на выходе из ВУЗа сильно падает. На входе - да, и приходится напрягаться. Тем более, у нас, где о 225 и речи не идет обычно. Но мы выпускаем бакалавров 12 лет, и уровень ВКР получается примерно одинаковым. Конечно, зависит от года и группы, но в целом так.
Lord Marlin
17.05.2019, 17:13
Еще я не согласен, что качество образования на выходе из ВУЗа сильно падает
падает на уровне магистратуры. баклавры терпимо, но не всгеда.
причем падает из-за того, что не старые програамы не модифицируют под новые требвоания. у нас в итоге сократили часы на очень нужные дисциплины типо электродинами и квантов, но увеличили физру
на 900 работает только ленивый
у нас почти все работают на меньше. ни у кого нет реальных 900 часов аудиторки, только если это не фанат своего дела. у меня на 0.25 было 2 пары в неделю и это норма.
Возможно, так в физике, не знаю.
в стране осталось 2-4 провинциальных физака, которы еготовтя что-то кроме учителей физики. в смысле массово могут готовить высоквалифицированные кадры для науки и промышлености.
Team_Leader
17.05.2019, 17:55
Аккредитацию проходит не факультет, а ВУЗ/ООП, на 900 работает только ленивый (у нас желающие набирают ~1600), разумеется, никто никаких преференций не даст и т.д.
вуз-то проходит, но он ее проходит по образовательным направлениям помимо прочего. Поэтому вуз-то могут и аккредитовать, но не по всем специальностям. Понятно, что факультет прикладного искусства не не занимается подготовкой по 38ой группе, поэтому завал аккредитации 38ой группы она хоть формально ко всему вузу, но де-факто - это закрытие конкретного факультета.
поэтому, в части перевода с бюрократического языка на нормальный - аккредитацию проходит факультет.
падает на уровне магистратуры
Тут, кстати, интересно.
По стране есть два вида маг. В одной делают дипломы специалистов, то есть такие большие ВКР бакалавра, более сложные и более продуманные (иногда). В другой делают полукандидатские, то есть четко выделяют новизну, подводят к ней, а остальное неважно.
у меня на 0.25
Не должно оставаться денег сходить два раза в месяц в магазин.
в части перевода с бюрократического языка на нормальный - аккредитацию проходит факультет
Простите, нет - с точностью до наоборот. Напротив, часто одно направление реализуется на разных факультетах.
Добавлено через 34 секунды
но увеличили физру
О, сразу не вчитался. Если в маге увеличили физру, значит... ))))))
Lord Marlin
17.05.2019, 20:28
avz, про физру сорри. в бакалавриате ее увеличили
четверть ставки это было доп к основному месту. ассистент и доцент я был по совместительству.
у нас диссертация магистра чтото среднее между расширенным дипломом специалиста и полукандидатской))
Еще я не согласен, что качество образования на выходе из ВУЗа сильно падает.
У нас не просто сильно падает - катастрофически падает. Работаю в двух вузах - на выпускных курсах люди массово не знают азов. Через два месяца они выйдут на работу.
Старший докторенок
17.05.2019, 20:55
У нас не просто сильно падает - катастрофически падает. Работаю в двух вузах - на выпускных курсах люди массово не знают азов. Через два месяца они выйдут на работу.
Да. зато потом будут искать состав преступления так где его в принципе быть не может.
Что касается аспирантуры - количество защит подает из-за падения престижа кандидатского диплома. Если в 60-е годы в аспу шли, потому что это было престижно, в наше время шли в аспу как в социальный лифт, то теперь только что бы откосить от армии или с помощью защиты занять местечко, там где не надо напрягаться.
Да. зато потом будут искать состав преступления так где его в принципе быть не может.
Они его даже искать не будут, поскольку не знают, что это такое.
90% заочников, которым на экзамене даешь Уголовный кодекс и просишь показать хоть один состав преступления, впадают в кому.
Старший докторенок
17.05.2019, 20:59
Они его даже искать не будут, поскольку не знают, что это такое.
Да, будут тупо выполнять указание сверху.
про физру сорри. в бакалавриате ее увеличили
Это беда. Вроде бы 400 и 72/328 одно и то же, а при переходе к 3+ стало у всех три семестра вместо двух. Зачем - не понимаю. Проблем с физрой очень много, в т.ч. у хороших студентов, которые больше увлечены специальностью, чем прыжками с места...
Team_Leader
18.05.2019, 10:33
avz, делов-то. Дать денег в поликлинике через знакомого медработника и принести справку на спецмедгрурппу. Тем более в небольшом городе.
Martusya
18.05.2019, 12:27
avz, делов-то. Дать денег в поликлинике через знакомого медработника и принести справку на спецмедгрурппу. Тем более в небольшом городе.
Если хочется на военку, то так себе идея.
Team_Leader
18.05.2019, 12:43
Martusya, совершенно разный и непересекающийся учет. Для военки надо категорию годности в военном билете из военкомата, которая устанавливается, военкомовской комиссией и не имеет отношения к поликлинеке и даже медсправке, подаваемой в вуз при поступлении. Технически вполне невозбранно можно в одном месте иметь категорию "А" Годен к строевой. И в другом - спецмедгруппу. Нет никаких механизмов сличения этих данных.
В России не надо знать правила, надо знать правила нарушения правил :laugh:
Martusya
18.05.2019, 13:03
Кафедра физры рулит. Нормативы им сдают чтобы поступить на военную кафедру
LiebeSingen
18.05.2019, 13:08
Team_Leader, а как вне правил диссер защитить?)))
Team_Leader
18.05.2019, 13:18
LiebeSingen, риски слишком велики. И издержки тоже. Не окупиься, так что не советую
при переходе к 3+ стало у всех три семестра вместо двух. Зачем - не понимаю.
Когда я учился в лингвистическом вузе, у нас физвоспитание длилось 6 (шесть!) семестров да еще и заканчивалось теоретическим экзаменом. К счастью, удалось его получить автоматом, посетив все лекции (их было немного).
принести справку на спецмедгрурппу
После чего посещать все занятия по спецмедпрограмме, написать реферат и защитить его.
Добавлено через 27 секунд
Наличие спецмедгруппы не освобождает от обязанности посетить 400 часов физкультуры.
Добавлено через 33 секунды
у нас физвоспитание длилось 6 (шесть!) семестров
Я неправильно написал - три ГОДА вместо двух. Шесть семестров, да.
Р. Диксон
18.05.2019, 19:01
Дать денег в поликлинике через знакомого медработника и принести справку на спецмедгрурппу
а что, так сложно просто сдать зачет по физкультуре?
Lord Marlin
18.05.2019, 19:51
а что, так сложно просто сдать зачет по физкультуре
1) иногда да в силу вахтертости преподов и\или физической подготовки студентов
2) тратить на это время в вузе - преступление и тупость. кто хочет, тот сам бцдет заниматься спортом и физкультурой.
тратить на это время в вузе - преступление и тупость.
Плюсую лютобешенно.
"... показатели деятельности аспирантуры в России в период с 2010 по 2018 годы".
"Удручающе! - это мягко сказано. Деградация полная.
А может это не деградация, а эволюция? Все социальные институты не являются навеки застывшими формами. Например, институт брака, в котором сейчас наблюдается эволюционное развитие, внешне напоминающее деградацию, т.е. более половины заключенных браков распадаются, следовательно, наблюдается эволюция отношений между полами к какой-то новой форме. То же самое и с аспирантурой... :cool:
Терминатор
21.02.2024, 10:07
Количество диссертаций в России за год сократилось на 22%
Количество научных авторефератов диссертаций по итогам 2023 года сократилось почти на четверть. Об этом говорится в докладе Российской книжной палаты (РКП) по годовым итогам статистики печати, которая ведет учет всей издаваемой в стране литературы на основе поступающих в Российскую государственную библиотеку (РГБ) обязательных экземпляров.
Если в 2022 году в РГБ поступило 10,2 тыс. авторефератов (так называют краткие выводы по диссертации, которые издаются перед защитой в обязательном порядке), то в 2023-м — менее 8 тыс. Таким образом, снижение год к году составило 22%.
Подробнее на РБК:
https://www.rbc.ru/technology_and_media/21/02/2024/65d49b5f9a79474bfaa9e935?from=copy
Как хорошо новость сочетается с ником автора...
Хотя ещё лучше был бы "Пляшущий Шива".
Иван 1980
21.02.2024, 19:27
Можно и дополнить цифры - https://academia.interfax.ru/ru/news/articles/12012/?ysclid=lsvzwo87b6189298395
С 2010 по 2022 год число диссертаций сократилось с 33700 до 11400. В 2022 году было 10200, а в 2023 - менее 8000. Падение цифр с течении 13 лет по 9-10% в год. Это уже не тенденция, а кризис. Впрочем, при стипендиях аспирантов, зарплатах ученых - неудивительно.
Например, возьмем мою область реставрации. Студент вуза, работающий в Теремке пока учится - 74000 рублей в месяц. Выпускник ВУЗа по специальности реставрация - от 30 до 50 000 в месяц. Научный сотрудник после вуза и аспирантуры - от 20 000 до 30 000 в месяц. Любому умеющему глаза очевидно, что чем больше человек получает образования, тем меньше он получает. И без расчета упущенной выгоды - времени, проведенного на учебе. Ведь бакалавриат+магистратура+а спирантура - 9 лет жизни. А в том же Теремке студент получает 74000 в месяц. За год - 880 000. За 9 лет - 7 920 000 рублей. А теперь что будет, если он поработает в Теремке, получит диплом, станет работать реставратором, а потом поступил в аспирантуру. 4 года бакалавриата+Теремок = 880 000х4=3 520 000. Затем 2 года в магистратуре и 3 в аспирантуре реставратором в музее = 45000х12х5=540000х5=2 900 000. А затем перейдет научным сотрудником после защиты с зарплатой 30000 в месяц.
Итог всего это очевиден - образование разоряет людей, его себе могут позволить только те, кто не нуждается остро в деньгах. То есть это привилегия.
Садовничий что, совсем не понимает, что количество защит сократилось НЕ из-за аспирантур? НКР-то почти все защищают.
И какая у него там "стабилизация", если он сам озвучивает тренд -9% в год???
Иван 1980
22.02.2024, 07:38
avz, я вообще не доверяю СМИ. По факту может оказаться, что Садовничий вообще другое говорил о причинах-следствиях, а поняли иначе. Но поскольку цифр сразу не оказалось, взял этот материал.
Я считаю, что важна динамика, а не цифры. Если в одном году защит больше, а в другом меньше - одна история. Если защит каждый год примерно одинаково, другая история. А если каждый год идет падение числа - это уже кризис. Собственно, до какого числа этот кризис докопает? До 4000 с нынешних 8000? И что будет с замещением? Если у нас трудовой возраст после аспирантуры - 35 лет, то есть трудоустраивать сразу всех аспирантов в науку - мы получим число ученых на страну в 280 000 человек. Это много? Мало? Для чего много-мало? Есть ли вообще какой-то план или цифры, на которые надо ориентироваться? Что говорить РАН? Там вообще все равно на замещение ученых? Или какие-то свои планы?
На мой взгляд новые 1990-е уже наступили. Когда профессор получает меньше дворника. А ученые не нужны, потому что все сами купим. Но об этом пока массово молчат...
nauczyciel
22.02.2024, 08:57
Это много?
Много. Однако есть один момент - 14 лет назад мы тут обсуждали то же самое :facepalm:
Почему власти страны хотят ликвидировать образование
И нас до сих пор не ликвидировали. Потому я думаю, что не было такой цели. Вообще никакой цели не было. Всем на всех наплевать. Кто-то диссертации пишет, кто-то играет Цоя в переходе. Пользы что от первого, что от второго нет. Но и вреда нет. Ну так и пусть делают что хотят.
Много. Однако есть один момент - 14 лет назад мы тут обсуждали то же самое :facepalm:
И нас до сих пор не ликвидировали. Потому я думаю, что не было такой цели. Вообще никакой цели не было. Всем на всех наплевать. Кто-то диссертации пишет, кто-то играет Цоя в переходе. Пользы что от первого, что от второго нет. Но и вреда нет. Ну так и пусть делают что хотят.
Похоже на психов в дурдоме, прости, Господи.
Пользы нет, но и вреда особого не приносят. Кто-то в углу тихонечко сидит, кто-то камешки перебирает.
Чтобы не было, как-то не гуманно, люди все же..
Ну так и пусть их..
Добавлено через 56 секунд
А вообще да, это очень интересная тенденция, про всем на всех наплевать.
Hogfather
22.02.2024, 13:29
Минутка старческого брюзжания.
Вот вы говорите, мало защищаются, никто не идет в науку, упыри из ВАК режут молодые дарования на корню и вообще, все плохо. А я вот наблюдаю на возню на нашей кафедре и складывается у меня ощущение, что причина не в этом, а общей инфантильности "младой шпаны, которая должна стереть нас с лица земли". Ежу понятно, что в вузе внизу пищевой пирамиды до тебя долетают только крохи, и вроде бы сама система так построена, дабы мотивировать сотрудников расти над собой. Ан нет, не работает. Что-то сломалось в системе. Работают юные дарования ассистентами/преподавателями, ноют на доход, но активно менять ситуацию не спешат. И это учитывая тот факт, что в нашем богоспасаемом вузе крайне неплохо платят по эффективному контракту (причем независимо от занимаемой должности), "как говорится, дай бог всякому". Только пиши КГ/АМ и греби деньжищи лопатой.
Допускаю, что частично вина лежит на постепенно деградировавшем институте магистерских диссертаций, которые en masse пишутся на коленке в мае, в результате имеем отсутствие навыков систематической работы, играющее потом злую шутку. Хочется "раз-раз и в дамки", а с кандидатской так не работает. Это все-таки цеховой обряд, а не массовая услуга населению. И вот, отработает юное дарование свои обязательные часы на кафедре, а потом предается соблазнам нашего развратного века. Кали-Юга все-таки, обязывает. В результате откладывает каждый день (по выработанной привычке в магистратуре и бакалавриате) работу над диссером и статьями на завтра. Проблема же состоит в том, что здесь условного "самого последнего финального дедлайна" нет, выработанная ранее схема сломалась, поэтому откладывать можно вечно. В итоге юное дарование постепенно перегорает и превращается в обычный унылый планктон с шерстью на ушах, у которого во всех его бедах виноваты все, кроме него самого.
Поэтому можно винить разные внешние факторы, в виде: обесценивания науки, ВАК, СВО, эквадорских мух-горбаток и неурожая турнепса в нечерноземье, а можно попробовать разобраться с конкретными людьми, откинуть всю эту шелуху и убедиться, что проблема несколько в ином.
Минутка старческого брюзжания.
Вот вы говорите, мало защищаются, никто не идет в науку, упыри из ВАК режут молодые дарования на корню и вообще, все плохо. А я вот наблюдаю на возню на нашей кафедре и складывается у меня ощущение, что причина не в этом, а общей инфантильности "младой шпаны, которая должна стереть нас с лица земли". Ежу понятно, что в вузе внизу пищевой пирамиды до тебя долетают только крохи, и вроде бы сама система так построена, дабы мотивировать сотрудников расти над собой. Ан нет, не работает. Что-то сломалось в системе. Работают юные дарования ассистентами/преподавателями, ноют на доход, но активно менять ситуацию не спешат. И это учитывая тот факт, что в нашем богоспасаемом вузе крайне неплохо платят по эффективному контракту (причем независимо от занимаемой должности), "как говорится, дай бог всякому". Только пиши КГ/АМ и греби деньжищи лопатой.
Допускаю, что частично вина лежит на постепенно деградировавшем институте магистерских диссертаций, которые en masse пишутся на коленке в мае, в результате имеем отсутствие навыков систематической работы, играющее потом злую шутку. Хочется "раз-раз и в дамки", а с кандидатской так не работает. Это все-таки цеховой обряд, а не массовая услуга населению. И вот, отработает юное дарование свои обязательные часы на кафедре, а потом предается соблазнам нашего развратного века. Кали-Юга все-таки, обязывает. В результате откладывает каждый день (по выработанной привычке в магистратуре и бакалавриате) работу над диссером и статьями на завтра. Проблема же состоит в том, что здесь условного "самого последнего финального дедлайна" нет, выработанная ранее схема сломалась, поэтому откладывать можно вечно. В итоге юное дарование постепенно перегорает и превращается в обычный унылый планктон с шерстью на ушах, у которого во всех его бедах виноваты все, кроме него самого.
Поэтому можно винить разные внешние факторы, в виде: обесценивания науки, ВАК, СВО, эквадорских мух-горбаток и неурожая турнепса в нечерноземье, а можно попробовать разобраться с конкретными людьми, откинуть всю эту шелуху и убедиться, что проблема несколько в ином.
Люто подвываю!! Истинно так!
По факту может оказаться, что Садовничий вообще другое говорил
Обычно цитаты не искажают.
Добавлено через 1 минуту
получим число ученых на страну в 280 000 человек
Есть статистика (тоже с динамикой):
Перепись населения 2021 года нашла в России 362,8 тысячи кандидатов и 78,9 тысячи докторов наук.
По данным предыдущей переписи, которую проводили в 2010 году, кандидатов было на 64% больше, докторов — на 58%: 595,5 и 124,3 тысячи соответственно.
Добавлено через 38 секунд
Вообще никакой цели не было.
Именно. Для самурая важен путь. Процесс.
Добавлено через 6 минут
Вот вы говорите, мало защищаются, никто не идет в науку
Минуточку. Я говорю как раз наоборот: созданы условия, при которых защиты и само существование ДСов очень сильно осложнилось. Это, разумеется, сказывается на итогах.
Магистратура не стреляет совершенно ни во что, потому что в неё может идти, кто попало. Она не готовит к научной работе. Это всё как было, так и осталось в аспе.
Ну и внешние факторы, разумеется, влияют. Вы правы. Люди нервные стали и всего боятся.
Димитриадис
22.02.2024, 14:59
Минутка старческого брюзжания.
Вот вы говорите, мало защищаются, никто не идет в науку, упыри из ВАК режут молодые дарования на корню и вообще, все плохо. А я вот наблюдаю на возню на нашей кафедре и складывается у меня ощущение, что причина не в этом, а общей инфантильности "младой шпаны, которая должна стереть нас с лица земли". Ежу понятно, что в вузе внизу пищевой пирамиды до тебя долетают только крохи, и вроде бы сама система так построена, дабы мотивировать сотрудников расти над собой. Ан нет, не работает. Что-то сломалось в системе. Работают юные дарования ассистентами/преподавателями, ноют на доход, но активно менять ситуацию не спешат. И это учитывая тот факт, что в нашем богоспасаемом вузе крайне неплохо платят по эффективному контракту (причем независимо от занимаемой должности), "как говорится, дай бог всякому". Только пиши КГ/АМ и греби деньжищи лопатой.
Допускаю, что частично вина лежит на постепенно деградировавшем институте магистерских диссертаций, которые en masse пишутся на коленке в мае, в результате имеем отсутствие навыков систематической работы, играющее потом злую шутку. Хочется "раз-раз и в дамки", а с кандидатской так не работает. Это все-таки цеховой обряд, а не массовая услуга населению. И вот, отработает юное дарование свои обязательные часы на кафедре, а потом предается соблазнам нашего развратного века. Кали-Юга все-таки, обязывает. В результате откладывает каждый день (по выработанной привычке в магистратуре и бакалавриате) работу над диссером и статьями на завтра. Проблема же состоит в том, что здесь условного "самого последнего финального дедлайна" нет, выработанная ранее схема сломалась, поэтому откладывать можно вечно. В итоге юное дарование постепенно перегорает и превращается в обычный унылый планктон с шерстью на ушах, у которого во всех его бедах виноваты все, кроме него самого.
Поэтому можно винить разные внешние факторы, в виде: обесценивания науки, ВАК, СВО, эквадорских мух-горбаток и неурожая турнепса в нечерноземье, а можно попробовать разобраться с конкретными людьми, откинуть всю эту шелуху и убедиться, что проблема несколько в ином.
Люто подвываю!! Истинно так!
И я подвываю. Ощущаю разницу даже между своими студентами 10-летней давности и нынешними. Хотя сейчас я в основном работаю с магами, но и бакланов иногда подкидывают. Так вот - за исключением немногих редких ясных голов (они всегда были и будут), остальные студни - ну просто говно и биомусор. И это не старческое брюзжание.
И в приватной жизни они такие. Обычно упрекают молодых в том, что они излишне амбициозны. А нынешние - как правило, не имеют амбиций. Их все устраивает. Бедность, чмошность, отсутствие перспектив. Они почти не пьют алкоголь, не участвуют в опасных движах. Они даже ибаццо перестали и тихо дрочат на аниме порно. Тикток, соцсети, обостренное чувство личных границ. Декларируемая толерантность и агрессия ко всем непохожим.
Йобаный шлак. Да лучше бы они пили, курили и трахались за гаражами.
Hogfather
22.02.2024, 15:01
Минуточку. Я говорю как раз наоборот: созданы условия, при которых защиты и само существование ДСов очень сильно осложнилось. Это, разумеется, сказывается на итогах.
Видите ли, я бы вполне разделил Ваше негодование, но мешает тот факт, что я, ко всем своим недостаткам, еще и член ДС и вижу несколько иную картину. Докладываю, особого повода бояться пока не дают: как я написал выше, наши кафедральные дарования не особо радуют нас желанием защититься, поэтому защищаем внешних. Формальные требования помним, скорбим блюдем. Очкуем, конечно, но не как медвежата.
С другой стороны, раз в полгода всех падаванов в институте бодрим, ставим задачи, но пока, увы, до превращения в кузницу кадров далековато. "Hо время между тем летит, и [ничего] нам не простит" (Евгений Онегин).
Я говорю как раз наоборот: созданы условия, при которых защиты и само существование ДСов очень сильно осложнилось.
Не ощутил. Можно конкретику?
Иван 1980
22.02.2024, 21:34
Современная молодежь - просто прагматична. Не поколение героев, жили рвать не будут. Если не интересно, делают только необходимое.
Не ощутил. Можно конкретику?
Новая номенклатура и массовое закрытие Советов.
То одни, то другие требования к членам.
То одни, то другие требования к публикациям соискателей и самим журналам.
Выкладка документов немедленно в информационную систему, типа сделали проще, что теперь одно заключение на бумаге в ВАК идет (на самом деле, сложнее - ЕГАИС "Лес" и цена на брёвна в РФ несколько лет назад тому пример).
Охота на ведьм (зачёркнуто) филиалы - это уж прямо выстрел в меня.
Количество ДС существенно сократилось, о чём с удовлетворением рассказывает ректор РУДН https://rg.ru/2020/10/25/predsedatel-vak-sistema-nauchnoj-attestacii-stanet-gibche-i-demokratichnee.html . Да, примерно с ковидных времён изменения и начались.
А в основном всё же это ощущения. От общения, от процесса вывода, от реакций на мелочи. Разумеется, не исключено, что я просто хуже руководить стал, и это реакция на меня лично...
еще и член ДС
Я - двух. Один встал. Второй собственный. Заседание 22.02 пришлось пропустить, а там как раз должны были информировать о ещё каких-то новациях.
Евгений Онегин
Так я о том же. Дело идёт к тому, что "и как над ним ты не колдуй" (С)...
Hogfather
25.02.2024, 14:12
А в основном всё же это ощущения. От общения, от процесса вывода, от реакций на мелочи.
Окружающий мир он вообще недружественный по умолчанию к человеку. В нем погодные коты и клизмы, ковид, ВАК, ФГОС 69+, квартальная отчетность и удорожание алкоголя, посему впадать в уныние из-за отсутствия единорогов какающих радугой (семицветной, по ГОСТ) недушеполезно.
Требования к публикациям и журналам меняются столько, сколько я помню.
Новая номенклатура совершенно не вызывает никаких эмоций. Обычная возня. Жаль, только что в паспорте специальности убрали преамбулу и связь с родственными специальностями. Было удобно.
Требования к членам. Ну, если уж меня взяли в члены ДС, то не вижу уж каких-то запредельных требований. Насколько я понял, надо просто регулярно научно оправляться в специально отведенных местах, чистить зубы и слушаться маму.
По количеству ДС - в нашем вузе количество особо не меняется. Что закрыли в связи со сменой паспортов, открыли заново. За филиалы ничего не скажу - предметом не владею.
А вот с кадрами проблема есть, даже учитывая, что чудо-показатель по среднему возрасту контингента мы выполняем. На данный момент уже возникла потребность в доцентах (у нас не дозволяется читать лекции всем подряд), а наши падаваны вместо защит продолжают предаваться огульной млявости и обыяковость до життя.
У нас тоже все советы закрыли.
Но винить некого, ибо всем их наличие покуй и до звезды.
Да и оправляться в специально отведенных местах народ в силу возраста, увы, полноценно уже не может. Струйка тоненькая, прерывающаяся и вообще - под вопросом.
Я из докторов самый маоденький)) Оправляюсь еще пока достаточно упруго. И поэтому начальство, многозначительно улыбаясь, заговорщически сообщает мне с периодичностью в полгода, что надо бы меня продвигать в председатели (несуществующего) совета.
Я смущенно и максимально лучезарно улыбаюсь :gigi:
Улыбаюсь, и не говорю начальству, что привычку работать бесплатно считаю вредной для здоровья. А не говорю, поскольку ничего на самом деле не грозит, ибо всем, как было сказано, покуй и до звезды.
У нас тоже все советы закрыли.
В т.ч. 2.3.1. А жаль, у ПДСа наша работа вроде не вызвала отторжения.
А правда, откройте ДС по истории технологии! Шумно, с помпой и опорой на скрепы. Н.В. поможет :) я постоянно фразу из автореферата его воспитанника (про стрелы и базуки) привожу в пример юным ученым... Эх, где ж тот ДС в РосНОУ...
Во всяком случае, ни Николаю Михайловичу, ни отсиденцу в Хатае Марко Поло этим на чувствительные места не настУпите. Если не начнёте всерьёз интересоваться сержантом - генерал-лейтенантом, конечно.
Добавлено через 35 секунд
всем их наличие покуй и до звезды
Ну вот, а О.Я. недоумевает - что не так.
Добавлено через 2 минуты
до життя
Та я бачу, шо Вы гарно размовляете кады припрёт.
Но не безопасно оно ноне.
Как и отрицание того, что раз уж в столице, где офигенский контингент абитуриентов, кварталы общежитий, семь мостов и вообще маятник в будущей церкви - проблемы с защитами, так их нет во всей остальной стране...
Терминатор
25.02.2024, 20:36
У
Улыбаюсь, и не говорю начальству, что привычку работать бесплатно считаю вредной для здоровья.
Почему же бесплатно? На диссовете можно нормально заработать) Полузаконным способом естественно
Полузаконным способом естественно
Данунах.
Н.В. поможет
Увы, Н.В. помочь в этом деле не может. Это у технарей он считается историком. А у историков - технарем))
Зато как будет круто, если он по статьям пройдет!
Как и отрицание того, что раз уж в столице, где офигенский контингент абитуриентов, кварталы общежитий, семь мостов и вообще маятник в будущей церкви - проблемы с защитами, так их нет во всей остальной стране...
Почему семь?
Димитриадис
26.02.2024, 10:24
Почему семь?
Остальные убиты и расчленены.
Почему семь?
Запомнил когда-то в ходе экскурсии...
https://petersburg24.ru/place/semimoste#:~:text=%D0%92%D1%8B%20%D1%81%D0%BC%D0%B E%D0%B6%D0%B5%D1%82%D0%B5%20%D1%83%D0%B2%D0%B8%D0% B4%D0%B5%D1%82%D1%8C%20%D1%81%D1%80%D0%B0%D0%B7%D1 %83%20%D1%81%D0%B5%D0%BC%D1%8C,%D0%9A%D0%B0%D1%88% D0%B8%D0%BD%20%D0%BC%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8B%20%D1 %87%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B7%20%D0%9A%D1%80%D1%8E%D 0%BA%D0%BE%D0%B2%20%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%BB.&text=%D0%A2%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B9%20%D0%A1%D0%B0 %D0%BD%D0%BA%D1%82%2D%D0%9F%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%8 0%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B3%20%D0%B2%D1%8B%20%D0%B5% D1%89%D0%B5%20%D0%BD%D0%B5%20%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0 %B5%D0%BB%D0%B8!
avz, а, ну "Семимостье" красивое да.
Старший докторенок
26.02.2024, 21:43
У нас тоже все советы закрыли.
Я из докторов самый маоденький)) Оправляюсь еще пока достаточно упруго. И поэтому начальство, многозначительно улыбаясь, заговорщически сообщает мне с периодичностью в полгода, что надо бы меня продвигать в председатели (несуществующего) совета.
У нас начальство регулярно любит петь про открытие совета. При этом количество докторов наук по истории резко сократилось. Кто то ушел в мир иной, а кто то уволился. Кстати, была в МГУ на защите там диссертации по истории в их совете. Там, птичка на ухо пошептала, что теперь с членов диссовета надо не 5 ВАК статей за 5 лет, а уже 8. Никто ничего по этому поводу не слышал?
Иван 1980
26.02.2024, 23:06
Старший докторенок, у нас в РАН для переаттестации научных сотрудников из докторов наук требуют 11 статей за 5 лет + монография. Это не диссовет, но в последний год подняли норматив немного.
теперь с членов диссовета надо
В зависимости от наук
https://rulaws.ru/acts/Rekomendatsiya-VAK-pri-Minobrnauki-Rossii-ot-26.10.2022-N-2-pl_1/?ysclid=lt3u76ctwv946585220
С 01.09.2023. Как можно при этом
Не ощутил. Можно конкретику?
Оба моих ДСа напряглись...
теперь с членов диссовета надо не 5 ВАК статей за 5 лет, а уже 8
Говорят, 9 - причем в журналах из категорий К1, К2.
Hogfather
27.02.2024, 18:38
Говорят, 9 - причем в журналах из категорий К1, К2.
Согласно документу выше - это технарям (https://rulaws.ru/acts/Rekomendatsiya-VAK-pri-Minobrnauki-Rossii-ot-26.10.2022-N-2-pl_1/?ysclid=lt3u76ctwv946585220). Историкам: 8 + монография.
А про К1 и К2 тоже оценил. "либо в научных изданиях, индексируемых в базе данных RSCI, или в научных изданиях из Q1 и Q2, индексируемых международными базами данных, перечень которых определен в соответствии с рекомендациями ВАК".
https://rulaws.ru/acts/Rekomendatsiy...6ctwv946585220
п.5. Не менее 7, 8,9 11 и т.д - как норматив присутствует, а чем "10" провинилось?
-Ну что там с показателями?
- Да ничего, десяток К1 или К2 иметь надо. И будешь членом.
Старший докторенок
27.02.2024, 22:09
Согласно документу выше - Историкам: 8 + монография.
.
ну ну
vBulletin® v3.8.8, Copyright ©2000-2025, vBulletin Solutions, Inc. Перевод: zCarot