Вход

Просмотр полной версии : Подлетающий бумеранг


Dr.X
26.11.2022, 23:36
https://aftershock.news/?q=node/1180284

Подлетающий бумеранг

21/Ноя/22 N.Grishin

Радость от приближающихся новогодних праздников грозиться быть смазанной не только и не столько сиюминутными и преходящими (и соответственно уходящими) досадностями в виде очередных "прилётов" и "выбухов", очередных расстрелов очередных доверчивых "мобиков", очередной сдачей очередных крымов, и иных неполных мобилизаций, но вещами хоть и не столь медийно и пиарно шумными (и соответственно короткими), но при этом (увы) более масштабными и долговременными.

А именно - уже начинают вызревать "ягодки" провальной вступительной компании в ВУЗы 2022 года.

Диванному воинству все последние месяцы занятому геройским воеванием в камментах - кратко напомним содержание предыдущих серий.



В компанию 2022 года - произошло наложение и соединение традиционных прелестей ЕГЭ, двухлетней ковидной удалёнки, отмены "Второй волны" приёма, привычных сбоев в работе "Госуслуг", ну и сама СВО тоже конечно посильно вложилась.

В результате, число школьников сдающих профильную математику - сократилось в 2022 году на рекордные 16% (по сравнению с 2021), при этом каждый четвёртый (25%) - даже не набрал минимально допустимое количество балов.

Ну и уже традиционно (Стабильность результатов - признак мастерства!) был поставлен рекорд по сокращению количества сдающих физику:

2016 - 26%

2017 - 23,4%

2018 - 21,3%

2019 - 19,2%

2020 - 19,6%

2021 - 18,8%

2022 - 16,8%

Как следствие - в подавляющем большинстве ВУЗов - возник острый недобор студентов на технические, инженерные и естественно-научные направления, причём часто - даже на бюджетные места. Для закрывания дыр - были объявлены донаборы, в результате чего произошло значительное снижение проходного балла.

Так в МГУ им. Ломоносова проходной балл упал по 33 направлениям подготовки.

«Прикладная математика и информатика» - на 6% (с 430 до 405 баллов),

«Космические исследования и космонавтика» - на 7% (с 344 до 319 баллов),

«Биология» биофак МГУ - на 9% (с 435 до 397 баллов),

«Биология» биотехнологический факультет - на 13% (с 425 до 368 баллов),

«Химия, физика и механика материалов» - на 11% (с 373 до 329 баллов).

НИУ ВШЭ:

«Прикладная математика» - на 8% (с 290 до 266 баллов) .

«Физика» - на 13% (с 271 до 235 баллов),

«Геоинформационные технологии» - на 13% (с 277 до 242 баллов),

«Инфокоммуникационные технологии и системы связи» - на 18% (с 267 до 218 баллов),

МГТУ им. Н.Э. Баумана:

«Электроэнергетика и электротехника» - с 257 до 149 баллов,

«Управление в технических системах» - с 264 до 160 баллов.

ИТМО:

«Мехатроника и робототехника» - на 12% (с 273 до 231 баллов).

«Электроэнергетика и электротехника» - на 15% (с 255 до 216 баллов),

«Информационная безопасность» - на 17% (с 270 до 225 баллов),

«Биотехнические системы и технологии» - на 19% (с 255 до 207 баллов),

О дополнительном зачислении сообщили так же МФТИ, МГСУ, МИЭТ, МЭИ, МАДИ, и целый ряд других ВУЗов.

Через месяц после начала учебного года - всё ещё оставались незаполненные бюджетные места по микро и наноэлектронике, машиностроению, электротехнике, биотехнологиям и химических технологиях в ВУЗах Нижнего Новгорода, Казани, Калиниграде, Томске, Новосибирске и б.Ленинграде.



Конечно общая дефектность и дефективность российской системы высшего образования - появилась и возникла отнюдь не в 2022 году.



"из 20,8 тыс. выпускников российских вузов в области радиоэлектроники, 40% - не планируют работать по специальности, 15% - рассчитывают сменить работу после одного-трех лет, а ещё 10% - исходно хотят работать в зарубежные компаниях" (Финансовый университет).



"российские технологические компании сворачивают своё сотрудничество с ВУЗами, если в 2021 году этим интересовались 77% компаний, в 2022 - лишь 47%; открыть на базе вузов свои лаборатории в 2021 году планировали 47% компаний, а в 2022 - только 11%; участвовать в научно-исследовательских работах в 2021 году - 43%, а в 2022 - только 14%; реализовать совместные образовательные программы в 2021 году хотели 40% компаний, а в 2022 - всего 5%" (Ассоциация разработчиков и производителей высокотехнологичной продукции «Базис»)



"в 2022 г. по специальностям группы "электроника" по профессии полученной в ВУЗе работают только 5% выпускников, при этом на молодые (20–29 лет) кадры приходится только 2% работающих" (Минпромторг)



Однако 2022 стал в этом плане рубежным.



Теперь - собственно новость (то что выше - предисловие и общая статистика).



На прошлой неделе, в рамках одного профильного мероприятия - состоялась неформальная встреча и беседа людей занимающихся ... скажем так поиском и подбором студентов и аспирантов (сложная техническая в т.ч. компьютерная тематика) на достойные позиции в хороших местах.

Пытаться набирать хороших людей по выпуску - уже давно пустая затея, приходится сдвигать границу на территорию вузов. Соответственно люди - вынуждены мониторить ситуацию и плотно общаются со всей линейкой преподавателей, начиная с общих дисциплин, и заканчивая профильными выпускающими кафедрами. Ну и естественно со студентами в рамках самых разных активностей.



Так вот общее резюме общения - однозначное, лавочку - можно, да и по хорошему надо закрывать.

Если раньше, даже в самые тёмные 90-ые, из условно десятка человек можно было хоть как-то общаться с одним, то набор 22-го года - почти полностью "битый". Там - уже не один из десяти, а в лучшем случае один из ста. И экономика всего действа - уже не сходится.



Как эти первые курсы будут проходить семестровые экзамены - хороший вопрос. Что со всем этим хозяйством будут делать сами ВУЗы (при сохранении подушевого финансирования) - ещё более интересный вопрос.



Но вот с чем никаких вопросов не возникает, так это с тем, что это кино только начинается, и впереди нас ждёт много удивительных историй. Беспилотники, а теперь уже и газовые турбины из Ирана, и снаряды из Сев.Кореи это - только начало (до этого если кто забыл - были турецкие байратраки). Скоро для поддержания тепловых сетей или трамвайных линий - уже придётся приглашать людей из Монголий и Пакистанов. И ещё не факт что они в такую отсталую дыру поедут.

==========

Грустно

avz
27.11.2022, 08:07
набор 22-го года - почти полностью "битый"

Плохой набор, да.
Но пока даже не понятно, хуже или лучше 2021го. Нет таких средств измерения, чтобы яйценоскость курицы измерить, когда она сама в яйце.
Поэтому погодим закрывать лавочку - другой-то, как и армии, и других федеральных государственных, просто нет.

Иван 1980
27.11.2022, 21:25
"Больной перед смертью потел". Ничего необычного не вижу. Зарплата преподавателя и ученого на уровне дворника, в вузы пришло поколение, которое остатки от массовых абортов 90-х - начала 2000-х. И для большинства образование - не социальный лифт, а для галочки. Удивительно как все раньше не произошло, а только сейчас.

Димитриадис
28.11.2022, 09:10
Так образование и перестало быть социальным лифтом в 1991

Иван 1980
28.11.2022, 09:40
Так и зарплаты на уровне уборщицы в образовании держатся тоже со времен развала Союза.

nauczyciel
28.11.2022, 11:38
лавочку - можно, да и по хорошему надо закрыватьА что открывать взамен?

Team_Leader
28.11.2022, 13:29
Так образование и перестало быть социальным лифтом в 1991
ну не так это все.
Вполне оно эту функцию выполняло.
Не всегда прямо, не через систему распределения. Но выполняло

Лучник
28.11.2022, 13:55
А что открывать взамен?

Если бы ЛПР знали, так уже бы эту закрыли, а ту открыли.

Но, видимо, и они в некотором недоумении.

Димитриадис
28.11.2022, 16:54
ну не так это все.
Вполне оно эту функцию выполняло.
Не всегда прямо, не через систему распределения. Но выполняло
Вы, Алексей, исключение из правил, а не правило :)

mitek1989
28.11.2022, 17:51
"российские технологические компании сворачивают своё сотрудничество с ВУЗами, если в 2021 году этим интересовались 77% компаний, в 2022 - лишь 47%; открыть на базе вузов свои лаборатории в 2021 году планировали 47% компаний, а в 2022 - только 11%; участвовать в научно-исследовательских работах в 2021 году - 43%, а в 2022 - только 14%; реализовать совместные образовательные программы в 2021 году хотели 40% компаний, а в 2022 - всего 5%" (Ассоциация разработчиков и производителей высокотехнологичной продукции «Базис»)

И отсюда нужно делать вывод, что выпускники школ отупели?

Здесь, скорее, именно текущая экономическая ситуация влияет. Бизнес переходит на режим экономии и выживаемости, и тут уж не до долгосрочных инвестиций...

Team_Leader
28.11.2022, 19:14
Димитриадис, я не про то.
Вариант: уехал учиться в вуз из деревни в город (из мелкого города в областной центр/Москву), получил общагу, пообтесался, остался, завел небольшой бизнес/стал начальником средней руки в конторке - тоже вполне себе социальный лифт. При условии, что изначальная точка: "А маманька там на ферме сиськи дергает весь день".
Эту функцию у образования никто не отнимал.
Как-то так.
Просто вместо прямого социального лифта: распределили на Н-ский завод и назначили главным инженером - это становится непрямым социальным лифтом. Нетворкинг, получение связей в окружении, социализация и т.д.
По крайней мере расширение круга людей, которым вы доверяете. За пределы семьи и ближайших знакомых.

Добавлено через 6 минут
Dr.X, все названные проблемы безусловно вопиют, но ни одна из них не имеет решения в рамках системы высшего образования самой по себе.
Выбор дисциплин ЕГЭ и уровень подготовки по ним - это вопрос к средней школе.
Вопрос трудоустройства - это вопрос промышленной политики государства, и вообще системы стратегического планирования в нем.
То есть в общем и целом - смежников.
Ну чего говорить, когда на отбор проектов по Приоритет-2030, где одной из целей заявлялось усиление связи науки, образования и промышленности - вообще не было никого от Минпромторга.
О том и речь.
Не говоря о том, что рядом отраслей промышленности у нас Минпромторг вообще никак не управляет, а находится в позиции стороннего наблюдателя.
А ответ на все названные вопросы один: промышленная политика, Госплан-2.0, возвращение государства к принятию прямых хозяйственных и инвестиционных решений.
Ну и с физикой в школе. Чтоб физику учить - это надо тупо сидеть и задачки решать, причем желательно систематически от простого к сложному, а не накидывать доклады или тесты по курсу третьего курса института в расчете, что родители сделают, а преподы и школы потом займутся фалометрией, кто круче.
А когда их решать, когда в школе вал проектной деятельности.
То тимбилдинг, то групповая работа, то деловая игра.
То скворечник на окружающий мир с разбега завтра.
"И вообще вам не надо получать высшее образование, а идти в колледж получать рабочую профессию, чтоб не быть такими же лохами и неудачниками, как ваши родители".

avz
29.11.2022, 06:54
ни одна из них не имеет решения в рамках системы высшего образования

Прекрасно сказано (не только эта цитата, а всё вместе).

Но я бы ещё шире вопрос поставил.
А надо ли учить в школе физику, если почти все инженеры (даже инженеры, малая доля выпускников ВУЗов) в стране работают в эксплуатации? А хоть бы и в проектировании? Там, грубо говоря, надо знать ПУЭ, а не ТОЭ.
Какая доля выпускников школ работает там, где надо применять уравнение Менделеева-Клайперона, топографические знаки или past indefinite?
А тем более, на основании успехов в школьной физике делать вывод о пригодности абитуриента к будущей работе метрологом или инженером по охране труда?