PDA

Просмотр полной версии : Почему народ идет работать в науку/преподавание?


Eugenen
13.04.2024, 00:44
По статистике, потеря кадров имеется, но очень незначительное. И вот вопрос, если в этой сфере тяжело работать, сложно карьерно расти (нужно сдавать экзамены в аспирантуре, защищать кандидатскую и докторскую), есть профессиональные риски, ответственность и при этом очень низкие зарплаты (на уровне дворников или ниже), то почему люди идут сюда работать? Насколько я знаю, действительно увлеченных людей не от мира сего там довольно мало.

Aspirant_Cat
13.04.2024, 18:40
Потому что в других сферах сложнее, условия труда жестче, ответственности больше, а зарплата сравнимая, с учетом фактического количества рабочих часов в неделю.

Иван 1980
13.04.2024, 21:16
Тут одна фактическая ошибка. Народ в науку и преподавание не идет. Если вы уберете из науки и преподавания людей 45+, то в некоторых учреждениях РАН вообще не останется никого, а в некоторых не будет 2/3 работников. В науку и преподавание как раз не идут работать, там нет замещения молодыми спецами. Именно поэтому в течение ближайших 20 лет наука и преподавание просто схлопнется - некому будет работать, пока зп не станет на реальном уровне майских приказов, то есть в нынешних ценах 200-300000 рублей.
Те, кто приходит сейчас - просто энтузиасты, их мало, они ничего не решат. Просто есть.

Eugenen
13.04.2024, 23:11
Иван 1980, а ВШЭ в своем докладе пишет, что у нас в стране 55% исследователей до 45 лет

issek.hse.r u/mirror/pubs/share/907029023.pdf

nauczyciel
14.04.2024, 01:01
Eugenen, бумага всё стерпит ;) Я наблюдаю точно такую же картину, что и Иван 1980.

avz
14.04.2024, 07:41
По статистике

Есть:
а) правда (нет)
б) ложь
в) наглая ложь
г, совсем г) статистика

По статистике средний доход ППСин >200% от среднего по региону. Достигается это чисто статистическими методами.
Проблема с кадрами есть. Нет, не идут. Оклад рабочего 4 разряда 55-70 (обучение месяц), доцента с аттестатом - 45. Уже даже летним отпуском не завлечь.

Добавлено через 2 минуты
в других сферах сложнее, условия труда жестче

Вообще не так. Ни в сферах, ни в призмах. Очень мало где время нахождения на работе совершенно чётко делится на то, за которое деньги платят, и то, за которое не платят. И во время, за которое деньги платят, вообще никакие отвлечения от работы невозможны.

Иван 1980
14.04.2024, 09:22
issek.hse.r u/mirror/pubs/share/907029023.pdf
На странице 188 зарплата "ПЕРСОНАЛА, ЗАНЯТОГО ИССЛЕДОВАНИЯМИ И РАЗРАБОТКАМИ, ПО СЕКТОРАМ НАУКИ" (а это кто - директор, проректор или препод?) составляет 86736.8. :)))). Думается мне, что здесь все свалены в кучу, включая директоров и начальников лабораторий).
Если кто скажет, а что такого, коллективный же труд! Я скажу, что есть место специалиста, а есть должность управленца. И каким бы спецом не был начальник лаборатории, завкаф, ректор, директор и прочие - это управленческие должности и там вообще все устроено иначе. А вымирает именно часть спецов - людей, которые непосредственно работают над исследованиями, преподают и прочее.
Сложился на сегодня парадокс. Так как управленческие должности хоть как-то кормят, а научные и преподавательские - работа за еду, постепенно я наблюдаю не только старение работников и отсутствие их замещения, но и сокращение работников на одного начальника. Доходит иногда до парадоксального - в новых отделах музеев есть уже начальник, но нет подчиненных). Недавно видел такое в центре реставрации. И понятно почему - руководитель получает больше, линейный спец согласится на такое повышение. А вот найти на место уже без доплат (за должность руководителя) людей очень сложно.
Я так думаю, что высшая школа еще продержится. Все-таки в ней нельзя быть начальником, но без преподавателей - иначе студентов некому будет учить. Хотя преподаватель "вакансия" - тоже выход, конечно. А вот в науке - не факт. Там можно писать нужные отчеты за отдел из 1 человека (самого руководителя), потому что пользователь этих отчетов сидит далеко и глядит слишком высоко. Хотя пока обходятся "мертвыми душами" в науке - ставок на отдел 33, в отделе работает по факту 10 человек, из которых 1 руководитель, а остальные ставки (23) на бумаге есть, зарплата им идет, но работе этих людей никто не видел. Так что на бумаге до 1 руководителя без подчиненных вряд ли дойдет - нарисуют ему пару ставок с парой мертвых душ, и по отчетности будет все как положено.

avz
14.04.2024, 18:17
директор, проректор или препод

ППС (в 200%) - от декана и ниже. Директор, зам. директора итд - нет.

Добавлено через 53 секунды
есть уже начальник, но нет подчиненных

Так замечательно же. Для начальника.

Добавлено через 22 секунды
Я так думаю, что высшая школа еще продержится

оптимистЪ

Добавлено через 30 секунд
преподаватель "вакансия" - тоже выход, конечно

Нарушение нескольких лицензионных (даже не аккредитационных) показателей.

Dr.X
14.04.2024, 18:41
По статистике, потеря кадров имеется, но очень незначительное. И вот вопрос, если в этой сфере тяжело работать, сложно карьерно расти (нужно сдавать экзамены в аспирантуре, защищать кандидатскую и докторскую), есть профессиональные риски, ответственность и при этом очень низкие зарплаты (на уровне дворников или ниже), то почему люди идут сюда работать? Насколько я знаю, действительно увлеченных людей не от мира сего там довольно мало.

Всё просто. Ответственность равна нулю. Всё остальное просто надувание щёк.

Многие технические даже университеты уже перестали даже делать вид, что кого-то чему-то учат.

У меня в отделах начальники отделов / ведущие инженеры в этом году четырёх магистрантов ведут в качестве консультантов, на практике это на 100% руководство магистерскими работами,
формально числящиеся в технических университетах руководителями люди вообще не в курсе, что там их студенты напишут, им это тупо неинтересно, они поинтересуется в первую/вторую неделю июня, мол ну чего, ты диплом то написал? Им покажут, что вот мол, написал. Они поставят подпись, не читая. Всё. Так это сейчас работает.

Начиная от формулировки темы работы, "университет" даже к этому не имеет никакого отношения, и не только потому что не хочет, но и потому что не может.
За что же платить? За то, что "кандидат наук, доцент" за два года магистратуры несколько раз (отчёты по НИР и прочая бюрократия) просто проставит свою подпись, как биоробот,
не читая, что подписывает?

Я бы одну простановку подписи оценил в 100 рублей. Допустим, с учётом всех титульных листов и прочих "заданий на ВКР" "руководитель" распишется 10 раз.
Тысяча рублей, за два года, минус налоги, за одного магистранта, которым он "руководит" - вот достойный уровень оплаты, с учётом реальных вложений труда и уровня "ответственности".
Если одновременно руководит десятью магистрантами, то, пропорционально: 1000*10*0,87/24 = 362 рубля 50 копеек в месяц на руки, платить больше нецелесообразно (не за что).

Имеющийся уровень платы труда ППС - это в процентах 80-90 на 80-90+ % милостыня, благотворительность со стороны государства.


... в течение ближайших 20 лет наука и преподавание просто схлопнется - некому будет работать, пока зп не станет ... в нынешних ценах 200-300 тысяч рублей.


Бред. Ничегошеньки не схлопнется, и 90% ППС платить больше 100 нецелесообразно в принципе (в нынешних ценах), даже в Мск/СПб, потому что пользы приносят от силы на 20-30 (а то и вовсе никакой).

Jottoz
14.04.2024, 21:38
Dr.X, А Вы не переживайте за оплату подписей, государство уже давно так сделало. Руководство ВКР - 8.5 часов. Все практики в сумме дают 8 часов. Итого 16.5 часа на одного магистранта за два с половиной года. Проще курс взять на 3 з.е., чем 4 магистров на ВКР.

Иван 1980
14.04.2024, 23:13
Всё просто. Ответственность равна нулю. Всё остальное просто надувание щёк.
Многие технические даже университеты уже перестали даже делать вид, что кого-то чему-то учат.

Кстати, вот еще одна тенденция социального расслоения. Если кратко, то "мы работаем, а вы бездельничаете". И этот тезис всегда идет рядом с оплатой труда. У меня в РАН научные сотрудники хоть и живут небогато, но все же лучше, чем те, кто ненаучный сотрудник - те с хлеба на воду, вроде реставраторов, работников издательского отдела и прочих. Так вот в одном из последних бунтов так и было сказано научными работниками - мы больше зарабатываем, потому что умные и науку развиваем, а вам деньги вообще не нужны, вы бездельники. И это 10% учреждения заявили открыто 90%. Забылась как-то поговорка, что если коллектив плюнет на тебя, то ты утонешь).
Вот и ДокторХ эту же шарманку завел - а чего платить 100 000, если надо платить по итогу работы, то есть 362 рубля в месяц. Тут же сразу вопрос - а вы сами готовы жить так, как другим желаете? Махнулись бы с ними?).
Никого не оправдываю и не обвиняю. Но тема распространенная среди современного среднего и высшего звена - бедные бедны потому что мало и плохо работают, а богатые богатеют потому что умные и хорошо работают))). Ну так сам себя не похвалишь, ходишь весь день как оплеванный!

nauczyciel
15.04.2024, 06:48
а вы сами готовы жить так, как другим желаете? Махнулись бы с ними?Так вариантов нет - когда ВУЗы совсем отомрут, промышленникам придётся обучать себе работников самостоятельно, набирая их со школьной скамьи.

avz
15.04.2024, 07:01
Многие технические даже университеты

Зачем же делать обобщения на примере своего неудачного ВУЗа.
Многие - учат. Мы, например. Хотя магистров учить очень сложно, особенно если непрофильные поступили.
Многие - не учат. Совершенно точно знаю и рассказываю абитуриентам, в какой класс ВУЗов нельзя поступать на технические специальности.

Verner
15.04.2024, 09:37
Так вариантов нет - когда ВУЗы совсем отомрут, промышленникам придётся обучать себе работников самостоятельно, набирая их со школьной скамьи.
Так уже многие топовые предприятия свои "университеты" открывают. Проще научить тому что необходимо тебе, а не брать выпускника которого чему то "учил" вуз. Не хочу быть обвиненным в "технофашизме" (да простят меня наши младшие гуманитарные братья), но когда у программиста-АСУТПшника один семестр непосредственно программирования контроллеров за все 4 года, но зато за весь курс десятка полтора предметов всякой гуманитарной чепухи типа "культурологии" или "делового общения" - вы меня извините. Ничего не имею против гумподготовки, но не в ущерб спецуре.

avz
15.04.2024, 10:13
один семестр непосредственно программирования контроллеров за все 4 года

Вполне достаточно. 1% выпускников идет программировать контроллеры. Остальные совсем другим на заводе занимаются.

Verner
15.04.2024, 10:35
Вполне достаточно. 1% выпускников идет программировать контроллеры. Остальные совсем другим на заводе занимаются.
Программирование как пример. Из всего курса предметов из которых потом реально будет состоять работа- по 1 семестру. Проектирование, программирование, датчики, визуализация- всего по 1 предмету. Гуманитарной ерунды- море. Теории управления и прочего - достаточно, но без привязки к реальности. И которая даже этому 1 % не пригодится чаще всего, а полезна будет тем кто пойдет в магу-аспу и далее. А боевому цеховому инженеру ТАУ и прочее как шло так и ехало.
Вот и получаем на выходе бакалавра-инженера, который вообще ничего не умеет и не знает. И на заводе его с нуля будут учить.
Я понимаю, чем можно парировать- мол, практиков делают техникумы и прочее. Тогда я вообще смысла ВО кроме как академической части не понимаю, по крайней мере в своей специальности.

Иван 1980
15.04.2024, 10:58
Verner, вузы широко сеют - если не станет спецом, так будет хотя бы культурным человеком. Это еще с Античности греков идет, а у нас - как наследницы греческой Византии.
Но со спецпредметами ерунда везде. Даже в моей реставрации. Читаю курс по реставрации книги на 36 академических часов в семестр. То есть календарных - 24 часа. Или 3 рабочих дня! Чему можно научить за 3 рабочих дня! Поскольку в расписании по субботам у детей только мои занятия, я вместо трех обычных часов преподаю минимум 4, а лучше 5. Тогда хоть что-то успеваем и понимают на практике. А если учесть, что устойчивый навык - 5000 часов, то мои 36-48-60 часов просто ни о чем. Тоже самое в других вузах с реставрацией - преподы всегда остаются дольше, чем по программе - вместо 4 академических часов на 6-8. Иначе совсем ничего не успеть за семестр.

avz
15.04.2024, 11:11
всего по 1 предмету. Гуманитарной ерунды- море

А Вы посчитайте-ка сначала
http://www.bf.pstu.ru/images/documents/sved/education/up/2019/och/UP_ATP_o.pdf
Историю, БЖД, философию, инъяз, две физкультуры, государственность нельзя убирать по закону.
Математика, физика - как Вы считаете, имеют отношение к АТП? :)
Когда посчитаете, сколько профессиональных предметов, подумайте, как на каждый из них выделить несколько семестров...

Verner
15.04.2024, 12:04
Математика, физика - как Вы считаете, имеют отношение к АТП?
Согласен. Даже спорить не буду. И знаю где это написано. Бухтеж ради бухтежа. Просто наболело.

И как мне сказал мой, декан, а где найти преподов, кто нормально прикладной предмет отчитать сможет. Производственников вилами в вуз не загонишь, а больше некому. Вот и выходит учебный план забитый теорией, законной историей и БЖД, только вот инженера на выходе выходят такие же "законные"...

avz
15.04.2024, 13:26
а где найти преподов, кто нормально прикладной предмет отчитать сможет. Производственников вилами в вуз не загонишь

Почему? У нас получается. Сайтостроитель читает сайтостроение и т.д.

Вот тут
https://www.tsu.ru/upload/iblock/403/c0w8u9ryxbusjv3k7s4z3fwze2rs73ju/090304-Programmnaya-inzheneriya-SE-DO-KUG-2023.pdf
и вовсе утверждают, что первые два года - джун, на выходе - миддл. Интересно, так ли это.