Просмотр полной версии : Дисциплина чтения
Honored Captain
15.03.2007, 00:02
Приветствую!
Коллеги, какие методику вы используете при чтении - как анализируете текст? Какие методы для сохранения найденных вещей "на будущее" (конспект, выписка цитат и т.д.)?
Что можете порекомендовать для развития дисциплины чтения?
Вопрос интересный на самом деле, но подозреваю, что большинство столь сложными вопросами не задаётся. :)
Мое мнение (основанное на давних попытках выработать такого рода подходы) на сегодняшний день таково: система сбора и каталогизации информации критически сильно зависит от склада характера конкретного человека. Иными словами, если человек по натуре "архивариус", то система сложится у него сама собой, возможно, с некоторыми изменениями по ходу дела. Если же нет... Ну тогда мы будем иметь то, что имеют многие наши коллеги: книги с многочисленными закладками на полках, стопки журналов со столь же многочисленными закладками, пачки вырезок, ксерокопий и компьютерных распечаток во всех ящиках стола и в дополнение кучу компьютерных файлов в самых разнообразных форматах и с самым разным содержанием.
Попытки сделать из всего этого сколько-нибудь упорядоченную систему успеха обычно не достигают. :(
Боюсь, что именно это -- наиболее типичный вариант.
Вариант картотеки с выписками из книг и упорядоченной системой ссылок на источники предлагает, например, Умберто Эко в книге "Как написать дипломную работу". У нас есть http://www.aspirantura.spb.ru/books/4.html краткий обзор этой книги. Однако, система Эко подойдет далеко не каждому -- по той самой причине, которую я изложил выше: не все смогут заставить себя систематически и аккуратно заполнять картотечные карточки на каждый исследованный источник.
fazotron
19.03.2007, 08:12
Jacky
Попытки сделать из всего этого сколько-нибудь упорядоченную систему успеха обычно не достигают.
Боюсь, что именно это -- наиболее типичный вариант.
Очень точно, к сожалению
Paul Kellerman
19.03.2007, 15:30
Я поделюсь своим подходом к чтению конкретно научно-технической
литературы, и к дальнейшей систематизации "полезных" материалов.
В отличие от чтения художственной литературы при чтении научно-
технической литературы за "голый текст" "глаз почти не цепляется".
Читаю введение (аннотацию, пролог) и заключение (резюме, эпилог),
если интересно, то поверхностно знакомлюсь с содержанием, но опять
же "текст" не особо интересует, глаз в основном цепляется только за
формулы, схемы (принципиальные электрические, функциональные и
структурные, а также алгоритмические), графики, таблицы, рисунки и
исходный код программ. Эти "нетекстовые" вещи смотрю внимательно
и если интересно, то начинаю разбираться в деталях, обозначениях и
только в этом случае за пояснениями обращаюсь к тексту материала...
Далее, если материал в целом оказался интересным и полезным, то уже
тогда, если материал в электронном в виде, то сохраняю во временной
папке, дав файлу однозначно-понятное для меня название, если же все
в бумажном виде, то предварительно сканирую (иногда, если не шибко
лень и не слишком большой материал, то набираю материал на компе).
Что же касается систематизации, то, во-первых, под информационный
ресурс отведен специальный диск и на нем за много лет уже устоялась
достаточно непростая структура папок (на данный момент местами глу-
бина иерархии папок достигает 20, и входить в подпапки запаришься),
но зато все более или менее разложено по своим полочкам, для мате-
риалов, которые "пока не понятно куда класть" есть папка "Unsorted".
В эту иерархию папок постепенно раскладываются файлы из времен-
ной папки. Во-вторых, в целях защиты данных, информационный диск
- это не просто логический диск, а зашифрованный PGP-диск, который
сам представляется в виде одного большого файла и хранится уже на
отдельном логическом диске. Он "map-ится" как дополнительный логи-
ческий диск, после того, как его "mount-ишь", введя требуемый пароль.
В-третьих, для предотвращения потери данных, на основной работе и
на кафедре хранятся два аналогичных PGP-диска на соответствующих
компах, куда "зеркально" сбрасываются данные с домашнего PGP-диска.
Контроль за упорядоченностью (поддержкой наименьшей энтропии) и
синхронизацией между хранилищами осуществляю постоянно по факту
любого изменения (добавления, удаления и модификации) материалов.
Tortoise Cat
19.03.2007, 20:30
Для меня эта тема особенно остро стоит, т.к., помимо материалов, могущих пригодиться для научной работы, мы, преподаватели иностранного, тонем в огромном количестве ксерокопий, распечаток и прочем раздаточном материале, поскольку с приличными учебниками беда, а работать и вовлекать в учебный процесс учащихся необходимо. В процессе работы это все оказалось расфасованным в папки с файлами по темам, и таким образам очень многое из однажды напечатанного для конкретного занятия уже использовалось мной неоднократно, хотя не всем это удается - часто измученные кипами бумаг преподаватели, по их же словам, просто оттаскивали в мусор добрую часть накопленного, и продолжали к каждому занятию делать копии материала, чтобы не запутаться в нем, благо для этого, как правило, у нас на кафедрах есть университетские ксерокс и принтер. С научными бумагами и документами в цифровом виде я продолжила эту практику - берется папочка, в нее файлики, в которые кладутся сгруппированные по тематике и/или по ключевым словам статьи и пр. В компьютере - виртуальные папки, тоже тематически организованные, с определенной иерархией и с четкими, понятными мне названиями. Может, это не оптимальный способ, но мне он помог.
vBulletin® v3.8.8, Copyright ©2000-2025, vBulletin Solutions, Inc. Перевод: zCarot