PDA

Просмотр полной версии : Философия Канта


Antares
28.05.2004, 15:31
Здравствуйте! Возможно, конечно, этот вопрос больше адресован к Philosof'u, как к уже канд. филос. наук....
Мне скоро сдавать экзамен по философии. Но не могу понять я кое-что в философии Канта. А именно:
опыт (как и наука) состоит из априорных и апостериорных элементов. Априорные ( до опытные) - это категории (12 шт.), которые оформляют наш опыт. Одно без другого невозможно. В этом дуализм философии Канта.
Но мне не понятно, КАК происходит этот процесс использования категорий в процессе осмысления опыта. КАК используются такие категории как категории кол-ва (единство (единица меры), множество (величина), совокупность (целое)
- качества (реальность, отрицание, ограничение).
- отношения (субстанция (принадлежность и самостоятельность), причинность (причина и действие), взаимность (взаимодействие)
- модальности (возможность (возм-ть и невозм-ть), действительность (существование и несущ-е), необходимость (необ-ть и случайность).
Каким макаром (!??) с использованием вот таких вот категорий мы оформляем опыт?
Знающие люди, не могли бы вы привести пример, что ли, какой-нибудь.
Я знаю категории пространства и времени тоже даны нам априорно. И где они в этом перечислении?
Заранее спасибо всем.

Luchano
31.05.2004, 23:32
Antares

жаль, что такая тема не получила отклика, хотя действительно она больше подходит для философского форума.

могу присоветовать наш универовский, вроде там люди продумАнные тусуются.
http://www.dvgu.ru/rus/forum/board.php?boardid=24
если же по сути вопроса, то посоветую почитать книгу Арсения Гулыги "Библиография Канта", я ее прочел 8 лет назад, сейчас перечитывать не хочется. Однако, подобные впросы там рассматриваются весьма доступно.

Каким макаром (!??) с использованием вот таких вот категорий мы оформляем опыт?
Знающие люди, не могли бы вы привести пример, что ли, какой-нибудь.

возможно я сейчас понаделаю грубые ошибки, но рассмотрим пример с субстанция (принадлежность и самостоятельность). Стол может быть ничейным, а может быть в чл собственности. Нам это понятно априорно, т.е. не в смысле того, что нужно разобраться, узнать, чей он, а в смысле того, что мы просто оперируем терминами субстанциональности, то бишь отношения. Предполагается, что для подобного оперирования человеку НЕ НУЖЕН опыт, т.е. он доопытно может понять, что де какаянить вещь не его. Точнее говоря, чувство того, что вещь находится в отношении (неважно каком, но ПРОСТО находится) дается до опыта. Например, 1+1=2, - мы этому верим, поскольку априорно предполагаем, что 1 - это целое число.

Philosof
31.05.2004, 23:39
Philosofа ближайший месяц философией желательно не беспокоить :)

Но мне не понятно, КАК происходит этот процесс использования категорий в процессе осмысления опыта. КАК используются такие категории как категории кол-ва

Ну это же элементарно. Ты видишь какие-то предметы. Ты начинаешь мыслить о них не с нуля, а уже в каких-то категориях. В том числе количества.