PDA

Просмотр полной версии : Как вы оцениваете свою память?


heilig
20.02.2004, 15:51
В этой теме, помимо голосования, мне было бы интересно узнать, кто какими способами пользуется для лучшего запоминания любой информации (например, иностранных слов, дат, событий или просто большого объема цифр); пользуется ли кто-нибудь мнемотехникой и насколько осознанно.
Пожалуйста, поделитесь опытом и, возможно, советом :)

Rocheva Yana
20.02.2004, 18:40
Я обычно провожу аналогии с каким-либо событием, поэтому вспоминая ассациацию, связанную с ним легко вспоминаю то, что мне нужно.
И чаще всего запоминаю только структуру (события, ответа) и потом заполняю ее фактами.
еще одимн метод - просто записываю, чтобы не забыть.
В целом у меня отличная память на цифры. Номера телефонов, пин-коды и т.д. мне можно не записывать.

heilig
20.02.2004, 23:54
Rocheva Yana
И чаще всего запоминаю только структуру (события, ответа) и потом заполняю ее фактами.
вот этого не поняла... :(


еще одимн метод - просто записываю, чтобы не забыть.
не, это не пойдет :D Речь идет только с методах _запоминания_


Я обычно провожу аналогии с каким-либо событием, поэтому вспоминая ассациацию, связанную с ним легко вспоминаю то, что мне нужно.
уже интереснее. Ты так делаешь для запоминания чего -- иностранного слова, телефонного номера, термина? И сколько, например, иностранных слов ты способна таким образом запомнить за один подход?

Я, в принципе, на память не жалуюсь :), но меня ужасно раздражает низкая стабильность и концентрация внимания. Т.е. -- если взять, например, запоминание иностранных слов: десять-пятнадцать минут -- и всё, мозг уже устал и ничего запоминать не хочет. Этого катастрофически не хватает для запоминания того объема, который нужен :(

Philosof
21.02.2004, 20:01
Память хорошая. Но избирательная. Плохо запоминаю большие объемы цифр и просто длинные числа. Гораздо лучше - даты, имена, события. Очень легко стихи (конечно те, которые мне нравятся). А вот иностранные слова запоминаю очень плохо. За год изучения латыни и год древнегреческого запомнил максимум 20 латинских слов и 10 греческих (все давно забыл). Но тут причина наверно в моей нелюбви к языкам вобще. Как запоминаю? (если не запоминается само). Путем ассоциаций. Скажет номера телефона так: первые 2 цифры - номер моей квартиры, следующие - День Парижской коммуны. И т.д.

Luchano
21.02.2004, 20:47
Советую "Развитие памяти" из серии "НАЧАЛО ПУТИ К СЕБЕ" (С.Ю.Коваль, Днепропетровск: Контракт, 1990, 46с.) В эту же серию входят "Скорочтение" и "Основы творческой работы". Не знаю как получилось, но почему то именно эту книжку мне захотелось выписать, когда мне было 12 лет. Помнится, в то время были модны различные трансцендентальные методики.

Книжка построена по типу уроков, овладев простейшими из которых, нужно двигаться дальше. Процесс обучения беспрерывный и непринужденный. Все вокруг образной памяти: зрительное, тактильное, слуховое, вкусовое, обонятельное воображение, сброс зажимов, запоминание текстовой и цифровой информации, инслов итд.

Смысл этой книги не просто банальное удержание инфры, но, не побоюсь этого выражения - развитие гениальности! Ну или того, что этим называется в обиходе. К сожалению, постепенно навыки теряются, поэтому нужно постоянно поддерживать себя в форме. Я прошел макс 5% от положенного, но этой книге обязан многим, например, отсутствием проблем с запоминанием дат, телефонов, слов, иероглифов итп. Другое дело, когда у меня была задача выучить 5000 заумных англ слов за месяц, то без мнемотехники не обошлось (ту часть я через месяц уже забыл!). Поразительно то, что плохо запоминаю имена в соотношении с лицами, особенно если эти лица студенты! Пока причина не ясна. Может студентов много, может они уже все на одно лицо становятся похожи - только не уверен, что это признак проф роста:)

Цифры и слова: мой тел все помнят без записывания, поскольку я говорю не цифры, а ассоциации, например 1944 - препосл год перед окончанием войны. 86 - чернобыль, 91 - путч итд. Слова учу по ассоциациям, например, берем innocuous - составляю асю "У меня была знакомая Инна - она была БЕЗОБИДНА". Ну это простая линия, чаще всего аси идут сложные - чтобы не перемешивать! Например, vertigo - "если вертеть и гоу (идти) - будет ГОЛОВОКРУЖЕНИЕ", felicitious - "феличита (поет Челентано) и это была УДАЧНАЯ песня!". Иногда, ассоциацию придумать очень сложно, например jagged (зазубренный). Но для этого в инете есть сайты, где народ делится своими ассоциациями. Хотя опять же, не все можно найти, поэтому лучше всего - это свое воображение. Помню, однажды запоминал иероглиф "свадьба" - в нем 15 черточек и пять блоков - психлиния получилась на целый сериал!! Зрительная память: тут нужны просто навыки, можно тренится так: секунду смотрите на картину, закрываете глаза, рисуете ее у себя в голове, затем сверяете. Если теряются детали, то дорисовываете к макс реальности.

Что касается мнемотехники, - это насилие над мозгом, у меня есть одна методичка, позанимался, но понял одно - научно обоснованная зубрежка без развития личности и интеллекта.

heilig
22.02.2004, 13:25
Luchano
Советую "Развитие памяти" из серии "НАЧАЛО ПУТИ К СЕБЕ" (С.Ю.Коваль, Днепропетровск: Контракт, 1990, 46с.)
у меня нет бумажного экземпляра, вот начало введения:
ВВЕДЕНИЕ
1. Что такое образная память?

Миллионы лет человек жил в условиях дикой природы. От состояния его сигнальной системы: зрения, слуха, осязания, вкуса, обоняния зависела сама жизнь. Ощущение постоянной готовности к опасной ситуации организовывало по-своему мышление, реакцию, внимание, память. Ведь это кладовая опыта, пережитого человеком и чем-то ему ценного. Ненужное забывалось быстро и без следа. Каким же образом выработалась самая лучшая форма запоминания? Достаточно просто и привычно, и потому наиболее экономно: память на звуки, запахи, цвета и т.д. Причем, память яркая, четкая - человек жил этим. Таким образом, в процессе естественного отбора у человека развилась образная память. Теперь такая память сохранилась лишь у дошкольников.
не оно?


Что касается мнемотехники, - это насилие над мозгом, у меня есть одна методичка, позанимался, но понял одно - научно обоснованная зубрежка без развития личности и интеллекта.
Ваши примеры это и есть мнемотехника :) Вы, видимо, какую-то конкретную методику или систему имели в виду? Какую?

MiViS
22.02.2004, 13:49
Вот у меня странная вещь - плохо запоминаю имена (если не видел лицо лично), цифры напрочь отшибает. Зато зрительная память просто отличная, могу выстроить сложную логическую цепочку на память, слова иностранные (да и наши новые) запоминаются влёт! Как-то вот с цифрами совсем не дружу - пробовал заставить себя, но не могу. Максимум - номер пинкода на сотовом, кридитке и ноутбуке и все!
Кстати про быстрочтение - кто-нибудь знает ге можно научиться с высокой степенью усвоения информации или может литературу какую знаете? (Кроме уже упомянутой книжки "Скорочтение")

Luchano
22.02.2004, 18:27
Ваши примеры это и есть мнемотехника

какие конкретно примеры? мнемотехника это просто зубрежка, а образная память это совместное использование разных способностей, например, не просто запомнить событие, но и обстановку (с разными ощущениями), которая была, не просто запечатлить имидж, но попытаться связать его с чем нибудь, дорисовать итп. К мнемотехнике относится и метода "карточек".

не оно?

да оно, есть ли ссылка? и других книжек случайно ("Скорочтение" и "Основы творческой работы") не нашли?

Вы, видимо, какую-то конкретную методику или систему имели в виду? Какую?

я ж написал:

Все вокруг образной памяти: зрительное, тактильное, слуховое, вкусовое, обонятельное воображение, сброс зажимов, запоминание текстовой и цифровой информации, инслов итд.

если непонятно, то эта методика - развитие образной памяти.

ЗЫ: кстати, не совсем понятна цель запоминать слова, поскольку если это самоцель, то ок, но если вопрос в изучении ЯЗЫКА, да еще на длительный срок и вне страны носителей, то это абсолютно другое дело!! Если интересно, откройте тему, поделюсь скромным опытом.


MiViS
плохо запоминаю имена (если не видел лицо лично),

ну это и не удивительно,

Как-то вот с цифрами совсем не дружу

очень хорошо запоминать цифры, владея азами астрологии и нумерологии, где каждая цифра - образ, 9 - мудрость, 8 - риск, 7 - суд, 6 - работа, 5 - дети, 4 - семья, 3 общение, 2 - конфликт, 1- цельность, 10 - продвижение итд, т.е. можно строить цепочки, но если цифра длинная, то лучше юзать даты и годы.

можно научиться с высокой степенью усвоения информации или может литературу какую знаете?

в моем городе постоянно проводятся различные курсы, но довверия к ним нет, поскольку весь упор делается как раз на скорость и считку, хотя главное - усвоение инфры. Можно сказать, что это противоречащие цели: скорость и усвоение. Мне кажется, к этому вопросу следует подходить утилитарно, т.е. если инфру нужно просто узнать, то зачастую достаточно прочесть первое предложение в абзаце (если текст составлен хорошо, то можно легко отфильтровать лишнюю инфру). Данный подход я юзаю и при просмотре фильмов - например, открываю промежутками по 5 мин. и если вижу интересные сцены, то смотрю фильм, и это помогает, поскольку домашняя сетка на 70 компов это нелегкий выбор и огромные соблазны впустую потратить свое Время:)

Еще я слышал о таком совете: не зацикливаться на прочтении одних и тех же предложений, а двигаться дальше, поскольку смысл может быть впереди. Иначе, можно потерять много сил, когда все можно понять гораздо легче и быстрее, т.е. нужно учитывать и мотивацию и умения писателя - не все могут последовательно состроить свой текст, сопровождая предложения логическими переходами. Иногда я читаю книги с... последней страницы к первой, или от последней главы к первой. Как то меня за этим делом застал наш доцент, удивленно вопросив - и ты тоже??!!:)

Кроме того, очень хорошо воспринимается устная речь. Например, я записывал лекции наших преподов, будучи студентом, потом прослушивал их дома... содержание помню до сих пор... За рубежом продают начитанные книги, у нас это не распространено, к сожалению. Программы по радио относятся к этой же теме. По этой же причине и стихи запоминаются легче ПОСЛЕ их декламирования умелым и эмоциональным человеком.

Philosof
22.02.2004, 19:28
Иногда я читаю книги с... последней страницы к первой, или от последней главы к первой

Неужели так можно читать художественную литературу?

Кроме того, очень хорошо воспринимается устная речь

А я вот не воспринимаю... И стихи запоминаю, когда читаю сам...

heilig
22.02.2004, 19:33
MiViS
Как-то вот с цифрами совсем не дружу - пробовал заставить себя, но не могу.
есть такая мнемотехническая система -- система Джордано, ее основа -- классическая мнемотехника и элементы запоминания Джордано Бруно. Вообще эта система показалась мне довольно сложной, но использующие ее утверждают, что эффект впечатляет :) Так вот, для запоминания цифр (например, логически несвязанных) система Джордано предлагает буквенно-цифровой код (БЦК), где каждой цифре от 0 до 9 соответствуют две согласные буквы русского алфавита:

0 - НМ 1 - ГЖ 2 - ДТ 3 - КХ 4 - ЧЩ
5 - ПБ 6 - ШЛ 7 - СЗ 8 - ВФ 9 - РЦ

Соответственно, каждое число может кодироваться несколькими вариантами согласных букв, из которых потом формируется зрительный образ для запоминания.
Пример. 25 = (ДТ ПБ) = ДП = ДБ = ТП = ТБ
Т.е. я, например, 25 закодирую как "ТП = ТоПор"


Luchano

мнемотехника это просто зубрежка, а образная память это совместное использование разных способностей
Мнемотехника, или мнемоника, -- это искусство запоминания при помощи различных приемов, схем, условных знаков и т.п. А зубрежка -- это зубрежка, истинное насилие над мозгом. А образная память -- это только наиболее эффективный рычаг для совершенствования искусства запоминания, т.е. мнемотехники.

да оно, есть ли ссылка? и других книжек случайно ("Скорочтение" и "Основы творческой работы") не нашли?
Ссылки нет. Но вообще любопытно -- автором моего варианта указывается некий Самвел Гарибян, а не Коваль, и год не 90, а 91 :)
Других книжек не нашла (да и не искала).

Вы, видимо, какую-то конкретную методику или систему имели в виду? Какую?

я ж написал:
да нет, я имела в виду, какую мнемотехническую систему вы назвали насилием над мозгом, потому как их тучи, и большинство использует образную память.

Если интересно, откройте тему, поделюсь скромным опытом.
поделитесь в этой, плиз -- она для этого и открыта.

Jacky
22.02.2004, 19:51
heilig
некий Самвел Гарибян
Не назвал бы его "неким". Весьма известная личность. Вот как раз, если возникает сомнение в авторстве, то автор скорее всего именно Гарибян.
Если это не так, разумеется, приношу свои извинения Ю.Ковалю. Но думаю, в данном случае он был составителем брошюры, а не автором.

heilig
22.02.2004, 19:54
Не назвал бы его "неким". Весьма известная личность.
мне не известная, поэтому для меня он "некий".

Bonaventura
23.02.2004, 15:37
мне не известная, поэтому для меня он "некий".
heilig

А ты в интеренет загляни, он вроде бы в Гиннесе как запоминающий лучше других и школа у него своя.

heilig
23.02.2004, 17:29
А ты в интеренет загляни, он вроде бы в Гиннесе как запоминающий лучше других и школа у него своя.
1. "Вроде бы" меня не впечатляет.
2. Эту его (их) методичку я читала года три назад. Хорошего впечатления она тогда не произвела. Потому что предлагаемые упражнения, для _удовлетворительного_ выполнения которых рекомендовались постоянные тренировки, вплоть до раздела шестого я выполняла (и могу повторить сейчас) с первого раза безо всякого усилия с максимальной оценкой, и очень быстро мне стало просто скучно. Если принять во внимание, что разделов всего двенадцать, и поверить утверждению Luchano, будто бы книга развивает гениальность, могу сделать вывод, что я наполовину гениальна от природы :D
Короче, если серьезно, то от нее я была не в восторге, а сейчас, когда еще и выясняется, что товарищи (со?)авторы не могут решить, кто же из них всё-таки автор и выпихивают друг друга с титульного листа, впечатление только ухудшилось.
Поэтому разузнавать про него (них), какая там школа, кто в Гиннесе и за что, мне не интересно.

Seal
23.02.2004, 19:07
Сегодня оцениваю свою память: УЖАСНО.

Philosof
23.02.2004, 19:38
А что сегодня случилось?

Luchano
23.02.2004, 21:39
Мнемотехника, или мнемоника, -- это искусство запоминания при помощи различных приемов, схем, условных знаков и т.п. А зубрежка -- это зубрежка, истинное насилие над мозгом. А образная память -- это только наиболее эффективный рычаг для совершенствования искусства запоминания, т.е. мнемотехники.

образная память возвращает "детское целостное воприятие мира, восстанавливает естественную память, учит творческому мышлению" (С) очевидно Самвел Гарибян, таким образом, это не просто один из МЕТОДОВ, это независимый от МНЕМОНИКИ путь развития. Мнемоника лишь использует некоторые приемы развития образной памяти. Вернее говоря, это несравнимые понятия. Они пересакаются в той части, где мнемоникой используются приемы развития образной памяти, но при этом область последней гораздо шире (представьте диск, частично пересекающий шар). Если короче, то суть мнемотехники - просто запомнить, когда суть образной памяти - стать творчески развитым человеком, т.е. цель процесса развития данного вида памяти отнюдь не в памяти как таковой. Мнемонист - это не обязательно творчески развитый человек, в то же время образная память является неотъемлемым атрибутом творческого человека (наряду с генетикой и трудом). Таким образом, чтобы соотносить понятия, определения одного их них недостаточно. Образная пямять это НЕ только рычаг мнемотехники. Полагаю, что с толку сбивает именно слово "память", поэтому и кажется, что суть процесса образной памяти состоит в самой памяти.

0 - НМ 1 - ГЖ 2 - ДТ 3 - КХ 4 - ЧЩ
5 - ПБ 6 - ШЛ 7 - СЗ 8 - ВФ 9 - РЦ

Соответственно, каждое число может кодироваться несколькими вариантами согласных букв, из которых потом формируется зрительный образ для запоминания.
Пример. 25 = (ДТ ПБ) = ДП = ДБ = ТП = ТБ
Т.е. я, например, 25 закодирую как "ТП = ТоПор"

интересный метод, но проблема тут состоит уже в запоминании самих СЛОВ или выражений, полученных в ходе кодирования. Процесс несколько неестественен, да и скорость наверняка увеличивается лишь после длительной практики. К тому же пока я не понял, зачем соотносить две буквы, когда можно проще приписать одну букву, а потом складывать слова. НО и в этом случае - очевидная слабость методы в произвольном приписывании букв цифрам. Имха, когда цифра - э то уже готовый образ, гораздо легче связывать цепочки этих образов без предварительного выбора И слов И связей. Например, наугад беру 8547854 - "я рискую из за детей - я их плохо воспитал, дело кончится судом, но это опять же риск, поэтому детей лучше воспитывать хорошо", кто понял, тот легко расшифрует код. 83487457853983 - "мы рискуем оказаться впросак в общении, но это из за воспитания, хотя рисковать нужно иначе дело кончится социальными проблемами, кроме этого, важно воздействие семьи на детей для улучшения соц контактов, иначе будут рисковать сами дети их общение, затем их образование, хотя в любом случае нужно рисковать чтобы не иметь проблем в общении" - запомнил с 4го раза, что неплохо.

да нет, я имела в виду, какую мнемотехническую систему вы назвали насилием над мозгом, потому как их тучи, и большинство использует образную память.

не согласен, что БОЛЬШИНСТВО - у меня есть серьезная книжка "Техника тренеровки памяти" (О.А.Андреев 1992, Е-бург, 190с.), там образной памятью и не пахнет. Насилие над мозгом - все что не использует все способности человека. Например, карточки при запоминании слов.

поделитесь в этой, плиз -- она для этого и открыта.

нет, это ОЧЕНЬ разные темы, почти оффтопик, сложнее привлечь к обсуждению нужных людей.

Потому что предлагаемые упражнения, для _удовлетворительного_ выполнения которых рекомендовались постоянные тренировки, вплоть до раздела шестого я выполняла (и могу повторить сейчас) с первого раза безо всякого усилия с максимальной оценкой, и очень быстро мне стало просто скучно. Если принять во внимание, что разделов всего двенадцать, и поверить утверждению Luchano, будто бы книга развивает гениальность, могу сделать вывод, что я наполовину гениальна от природы

Ну не знаю, меня в свое время эта книжка просто потрясла. Возможно причина в возрасте, ведь свои уроки я проходил в детстве. Хотя навряд ли. Тут два варианта: либо вы уже на очень высокой ступеньке, либо это из серии "музыкальный слух не приобретают".

Jacky
Не назвал бы его "неким". Весьма известная личность. Вот как раз, если возникает сомнение в авторстве, то автор скорее всего именно Гарибян.
Если это не так, разумеется, приношу свои извинения Ю.Ковалю. Но думаю, в данном случае он был составителем брошюры, а не автором.

В моей книжки такой фамилии не указывается, а Коваль дейстно ответственный. За фамилию спасибо, буду знать, кого искать, а то по Ковалю ничего не нашел.

Philosof
Неужели так можно читать художественную литературу?

худ литру я почти не читаю, разуеется речь о спец литре: Маркс Кейнс итд, своим студентам я прямо говорю, в каком порядке лучше читать для быстроты понимания, т.е. это моя модификация совета ныне покойного Арсения Гулыги, писавшего, что лучше читать Канта с последней книги "Антропология, чтобы лучше понять ранние произведения.

А я вот не воспринимаю... И стихи запоминаю, когда читаю сам...

все потому что есть разные типы восприятия: визуальный, вербальный и "самоучки", т.е. у вас скорее последний, но это не значит, что остальные плохо развиты, - просто им нужно помочь. Я плохо воспринимаю лекции из-за скорости, но когда они записаны, то я невилирую этот пробел и лучше использую свои способности, при том, что только за счет самоучения продвигаться сложно.

Насчет стихов: я ж написал

По этой же причине и стихи запоминаются легче ПОСЛЕ их декламирования умелым и эмоциональным человеком.

тут вопрос не в самом запоминании, а во впечатлении, т.е. декламирование вызывает интерес и тренерует навыки акцентуации. Конечно, можно полюбить и запомнить стих после личного прочтения, декламирование же это метод МОТИВАЦИИ заучивания. Особенно он работает у одаренных декламаторов, превращающих скучные и пресные стихи в песнь, которую хочется слушать и слушать. При этом могут наблюдаться такие эффекты, как замедление времени.

heilig
24.02.2004, 05:11
Luchano
интересный метод, но проблема тут состоит уже в запоминании самих СЛОВ или выражений, полученных в ходе кодирования.
ну почему -- эти слова запоминаются так же как и в вашем случае -- из них составляется либо рассказ либо динамический образ -- как предпочитает запоминающий.

Процесс несколько неестественен, да и скорость наверняка увеличивается лишь после длительной практики.
это, да, возможно. Потому что эта система, помимо этапа кодирования, предполагает еще три этапа :)

К тому же пока я не понял, зачем соотносить две буквы, когда можно проще приписать одну букву, а потом складывать слова.
соотносить две буквы нужно для того, чтобы иметь большую возможность для маневра при составлении образа. Представьте, что у вас есть число, в котором повторяются одни и те же цифры -- если вы будете кодировать одной буквой (образом), то очень скоро у вас может возникнуть проблема -- не кодировать же, например, восемь раз одним образом, а комбинаторика здесь позволяет генерировать большее количество образов, из которых потом проще создать финальный образ для запоминания.

Имха, когда цифра - э то уже готовый образ, гораздо легче связывать цепочки этих образов без предварительного выбора И слов И связей. Например, наугад беру 8547854 - "я рискую из за детей - я их плохо воспитал, дело кончится судом, но это опять же риск, поэтому детей лучше воспитывать хорошо", кто понял, тот легко расшифрует код. 83487457853983 - "мы рискуем оказаться впросак в общении, но это из за воспитания, хотя рисковать нужно иначе дело кончится социальными проблемами, кроме этого, важно воздействие семьи на детей для улучшения соц контактов, иначе будут рисковать сами дети их общение, затем их образование, хотя в любом случае нужно рисковать чтобы не иметь проблем в общении" - запомнил с 4го раза, что неплохо.
ну, это, видимо, действительно кому как нравится. Я, например, второй ваш пример не запомню, потому что с точки зрения языка он стилистически неграмотен -- раз, а два -- однозначной картинки в воображении слова "социальные проблемы", "социальный контакт", "воспитал" и другие не вызывают.

Хотя навряд ли. Тут два варианта: либо вы уже на очень высокой ступеньке, либо это из серии "музыкальный слух не приобретают".
я полагаю, что я на обычной ступеньке человека, с которым в детстве хоть немного занимались родители :)

dimok
25.02.2004, 11:44
Моя память меня редко подводит и в целом устраивает. Да, я хотел бы запоминать больше. Я помню все телефоны, в том числе и мобильные. Как? Думаю, что по "складности" - не знаю, как объяснить, но когда я пытаюсь вспомнить что-либо я представляю себе как это звучит, как выглядит фраза. Например, я помню номер своей аськи именно как складное сочетание цифр.

Часто я могу воспроизвести полный диалог с каким-то человек (с точными формулировками), но иногда не могу вспомнить из какого фильма та или иная фраза. Вот такая странная память, но она мне нравится :)

heilig
25.02.2004, 12:02
dimok
Часто я могу воспроизвести полный диалог с каким-то человек (с точными формулировками), но иногда не могу вспомнить из какого фильма та или иная фраза.
аналогично :)

Например, я помню номер своей аськи именно как складное сочетание цифр.
а я номер своей аськи помню, потому что в нем все связано с моим появлением на свет: два раза число рождения, год без единицы, число, когда меня забрали из роддома и месяц, в который это всё происходило :D

dimok
25.02.2004, 13:10
heilig
а я номер своей аськи помню, потому что в нем все связано с моим появлением на свет: два раза число рождения, год без единицы, число, когда меня забрали из роддома и месяц, в который это всё происходило
на мой взгляд, такие хитровыдуманные ассоциации способствуют скорее захламлению памяти, а не помогают запоминать что-либо :)

heilig
25.02.2004, 13:58
dimok
на мой взгляд, такие хитровыдуманные ассоциации способствуют скорее захламлению памяти, а не помогают запоминать что-либо
хозяин барин, но только это не хитровыдуманные ассоциации, а мгновенно пришедшие в голову, и информация на всю жизнь теперь запомненная, наверное :) На каком-то сайте, посвященном мнемотехнике (если найду, дам ссылку) я читала, что о захламлении памяти говорить не приходится, потому что при запоминании при помощи ассоциаций и образной памяти информация в мозге не хранится постоянно, а возникает только в момент припоминания. Да и вообще, ты наверняка слышал, что говорят ученые -- человек использует возможности мозга на 3-5%, поэтому беспокоиться о перегрузке или захламлении означает... ммм... слишком себя беречь ;) Один классный препод у нас говорит -- себя надо любить, но не надо жалеть :)

Luchano
25.02.2004, 18:34
соотносить две буквы нужно для того, чтобы иметь большую возможность для маневра при составлении образа. Представьте, что у вас есть число, в котором повторяются одни и те же цифры -- если вы будете кодировать одной буквой (образом), то очень скоро у вас может возникнуть проблема -- не кодировать же, например, восемь раз одним образом, а комбинаторика здесь позволяет генерировать большее количество образов, из которых потом проще создать финальный образ для запоминания.

с двумя буквами понятно, они не повторяются, последовательность говорит точную цифру, НО нужно искать ЛОГИЧНЫЕ слова, причем с гласными, стоящими в определенном ПОРЯДКЕ! Кроме того, мы зыбываем и о ДРУГИХ гласных в получаемых словах, ТоПор, тут Р как бы не причем, но в последующих она может помешать. Если же договориться на первых двух гласных буквах, то резко снижается возможность выбора слов.

Далее, вот вы обозначили проблему: как запомнить ОДНИ и те же цифры в числе, если их много, при этом отметили:

однозначной картинки в воображении слова "социальные проблемы", "социальный контакт", "воспитал" и другие не вызывают.

вот это и есть мое решение!!! Не понятно? Для каждой цифры я беру разные, но связанные термины, например, цифра 7, если брать основы астрологии или нумерологии, то это суд, порядок, формализм, социум, средние массы людей, строгость итд, т.е. на эту цифру для связанности и разнообразия можно "наплести" массу связанных, НО однозначно отличимых от других образов. цифра 4 - это семья, основы, первые контакты, подсознание, семейные конфликты итп. Четные цифры - проблемы, нечет - прорыв, высвобождение.

Я, например, второй ваш пример не запомню, потому что с точки зрения языка он стилистически неграмотен -- раз,

о грамотности при создании линий на лету думается меньше всего, вы бы еще сказали - пример подсознательно латентен. Собственно важен сам принцип, тем более, для лучшего усвоения можно разбить на несколько частей и связать логической цепочкой. Правда, длинные цифры запоминать зачастую просто не нужно.

я полагаю, что я на обычной ступеньке человека, с которым в детстве хоть немного занимались родители

не думаю, что это обычный вариант, если учитывать, что раньше мамаш выгоняли на работу после первого года от рождения детей. В других странах ситуация еще хуже (поколение Спока). Хотя всякое бывает, вот А.Сахаров школу окончил дома.

Насчет чувства захламления: оно возникает как раз тогда, когда пытаешься что нибудь "вдолбить" в сопротивляющийся мозг, поэтому это чувство вызвано естественной реакцией мозга на стресс. Мозг "отпихивает" от себя насильно запечатленную инфру хотя мы этого НЕ хотим. Что до методик образной памяти, то там важным элементом является процедура как раз осознанного "сжигания" инфры. Правда, я ей до сих пор не могу овладеть в полной мере.

heilig
25.02.2004, 19:54
Luchano
с двумя буквами понятно, они не повторяются, последовательность говорит точную цифру, НО нужно искать ЛОГИЧНЫЕ слова, причем с гласными, стоящими в определенном ПОРЯДКЕ! Кроме того, мы зыбываем и о ДРУГИХ гласных в получаемых словах, ТоПор, тут Р как бы не причем, но в последующих она может помешать. Если же договориться на первых двух гласных буквах, то резко снижается возможность выбора слов.
Про гласные -- не совсем поняла. Вообще, думаю, что в этом методе, как и в других, есть свои минусы. Взять тот же топор -- запоминала я его как ТоПор, а вдруг, лет через двадцать :) придется вспоминать, и вспомню я не ТоПор, а ТопоР. Хотя эта проблема легко решается, главное -- не забыть собственные установки :D


вот это и есть мое решение!!! Не понятно?
не совсем... Наверное, к этому методу нужно привыкнуть, так, слету, мне не очень нравится кодирование относительно сложными для представления образами -- формализм, социум и т.п. То есть, возможно составив в воображении картинку, я ее и запомню, но сложнее с гарантиями, что по прошествии времени я эту картинку правильно раскодирую. Имхо, лучше кодировать более простыми, однозначно трактуемыми образами.

не думаю, что это обычный вариант, если учитывать, что раньше мамаш выгоняли на работу после первого года от рождения детей.
ну и что? У меня мама вернулась на работу, когда мне восемь месяцев исполнилось. Главное -- желание, если оно есть, найдется и время для занятий с ребенком.

Насчет чувства захламления: оно возникает как раз тогда, когда пытаешься что нибудь "вдолбить" в сопротивляющийся мозг, поэтому это чувство вызвано естественной реакцией мозга на стресс.
согласна, поэтому я и стараюсь использовать те ассоциации, которые сами и сразу приходят в голову. Иногда они такие, что о них лучше никому не рассказывать :D

Rocheva Yana
25.02.2004, 19:57
heilig
Цитата:И чаще всего запоминаю только структуру (события, ответа) и потом заполняю ее фактами.

вот этого не поняла...
То есть запоминаю план, определения, параметры, функции и т. д.
А все остальное заполняется автоматически примерами, ситуациями и другими ассоциациями.
Я обычно провожу аналогии с каким-либо событием, поэтому вспоминая ассациацию, связанную с ним легко вспоминаю то, что мне нужно.

уже интереснее. Ты так делаешь для запоминания чего -- иностранного слова, телефонного номера, термина? И сколько, например, иностранных слов ты способна таким образом запомнить за один подход?
Например, связываю термин с ситуацией в которой он был рождлен. Или просто с событиями, произошедшими в этот день.
Например, в день рождения по возрастной психологии была лекция, посвященная дошкольному периоду, вот и вспоминаю о кризисе 3-х леток и важности игр для детей в этот период.
Т.е. -- если взять, например, запоминание иностранных слов: десять-пятнадцать минут -- и всё, мозг уже устал и ничего запоминать не хочет. Этого катастрофически не хватает для запоминания того объема, который нужен
Я бы не стала его запоминать "силой" так как это зубрежка.
пока эти слова не войдут в твой лексикон.
Поэтому существуют рекомендации записывать их и развешивать по квартире, в тех местах, где они будут часто попадаться на глаза. На зеркало, например.

heilig
25.02.2004, 20:17
Что до методик образной памяти, то там важным элементом является процедура как раз осознанного "сжигания" инфры. Правда, я ей до сих пор не могу овладеть в полной мере.
это вы имеете в виду то, что Гарибян/Коваль называют "состоянием безмыслия"?

с двумя буквами понятно, они не повторяются, последовательность говорит точную цифру, НО нужно искать ЛОГИЧНЫЕ слова, причем с гласными, стоящими в определенном ПОРЯДКЕ! Кроме того, мы зыбываем и о ДРУГИХ гласных в получаемых словах, ТоПор, тут Р как бы не причем, но в последующих она может помешать. Если же договориться на первых двух гласных буквах, то резко снижается возможность выбора слов.

Про гласные -- не совсем поняла.
о, я, кажется, поняла в чем дело :D


Добавлено


Rocheva Yana
То есть запоминаю план, определения, параметры, функции и т. д.
А все остальное заполняется автоматически примерами, ситуациями и другими ассоциациями.
А остального-то много остается? Ты ж по сути всё запоминаешь...


Я бы не стала его запоминать "силой" так как это зубрежка.
в том то и дело, что зубрежкой я ничего не запоминаю -- не умею :(


Поэтому существуют рекомендации записывать их и развешивать по квартире, в тех местах, где они будут часто попадаться на глаза. На зеркало, например.
:D Да меня линчуют, начни я развешивать по всей квартире бумажки :D

Rocheva Yana
26.02.2004, 16:12
heilig
А остального-то много остается? Ты ж по сути всё запоминаешь...
Ну что ты. Запоминаю план лекции пару рпределений и фамилий. а все остальное автоматически.
Да меня линчуют, начни я развешивать по всей квартире бумажки
Ну и фиг с ними :)

heilig
26.02.2004, 16:53
Rocheva Yana
Ну и фиг с ними
нет, так не пойдет :) Нужно уважать тех, с кем живешь в одной квартире :)
Запоминаю план лекции пару рпределений и фамилий. а все остальное автоматически.
запоминаю план, определения, параметры, функции и т. д.
ну я не знаю... У нас если запомнил план, определения, параметры, функции, то больше-то особо и нечего запоминать. Примеры? Их вообще не нужно запоминать, ибо если понял о чем речь, то любой пример сконструируешь сам...

Luchano
27.02.2004, 20:19
астрология и прочие оккультные науки для меня удобные источники разнообразных ассоциаций, поскольку они затрагивают все сферы жизни человека, логические линии получаются насыщенными, ну и, конечно, я навряд ли спутаю образы, положим, 5ки и 7ки, поскольку за этими цифрами стоят Лев и Весы, а уже за ними своя уникальная история. Поэтому формализм, социум, суды итп я одназначно отнесу к 7ке, чем к 5ке. Безусловно, для этого нужны собственно сами знания (а веренее представления), но каждый выбирает то, что ему ближе, то, что навеивает строгие, однозначные, но одновременно гибкие ассоциации.

согласна, поэтому я и стараюсь использовать те ассоциации, которые сами и сразу приходят в голову. Иногда они такие, что о них лучше никому не рассказывать

Работает бессознательное, ассоциация - это одна из форм его проявления наряду с остротами, оговорками, забываниями, заиканиями, и даже болезнями, т.е. по ней можно опознать некоторые скрытые признаки душевной жизни. Важно не загонять полученные "вещи" во внутрь, а ясно и честно их осознать и признать, только тогда возможен душевный прогресс. Хотя трудностей на этом пути масса, поэтому не случайно труд психоаналитиков так дорого оплачивается. Кстати, забывания - это явный признак вытеснения. Есть у меня предположение что, чем чаще человек забывает, тем больше у него гнетущих комплексов. Это касается только бессознательного забывания.

это вы имеете в виду то, что Гарибян/Коваль называют "состоянием безмыслия"?

Видимо. Запомнил одно упражнение - в голове на бумажке записываем инфру, затем ее сжигаем, разумеется, тоже в голове.

Rocheva Yana
То есть запоминаю план, определения, параметры, функции и т. д.
А все остальное заполняется автоматически примерами, ситуациями и другими ассоциациями.

я так обычно делаю доклады, называю этот метод "ключевые слова". Отличие в том, что определения не запоминаю, сподручнее вывести логически в процессе. Еще не использую бумажки, поскольку лично для меня тогда сразу снижается ценность доклада, проще говоря, стыдно становится. У этого метода сильные преимущества - разрывная речь напрягает народ, заставляет слушать, хорошо запоминается, производит сильный эффект, но недостаток - затягивается время, можно упустить инфру, нужен мощный самоконтроль.

Поэтому существуют рекомендации записывать их и развешивать по квартире, в тех местах, где они будут часто попадаться на глаза. На зеркало, например.

Да, этим способом учат говорить детей, но он эффективен, если объект и надпись СВЯЗУЕМЫ, поэтому, если я приделаю слово зазубренный к стулу или холм к дверной ручке, то стойких ассоциаций не выработать. Можно запомнить само слово, но это ислючительно зрительная мнемотехника - завуалированная зубрежка (повторения). По сути это те же карточки - смотрим на слово - угадываем - угадали - отбрасываем и так до самых сложных слов... через некоторое время без повторения не обойтись... Другое дело, когда холм и ручка идут в образах, но тогда и развешивать ничего не надо.