Просмотр полной версии : Как и чему учить современных студентов-платников?
Все больше вузов переходят на коммерческую основу, соответственно появляется политика больше денег - больше студентов. Перестают отчислять "раздолбаев", через несколько лет эти "раздолбаи" выпускаются и существенно дискредитируют качество обучения в вузе. Наш вуз, как я понимаю, не единичный случай такой "саморазрушающейся" системы.
Вопрос не только в том, что берем не тех. Люди меняются. Меняются студенты. Появляется другая мотивация, другие приоритеты в жизни. Классическая система высшего образования (фундаментальные знания, широкий круг общеобразовательных дисциплин и т.д.) не вписывается в систему приоритетов современных студентов. То, что мы даем по классической модели, им просто неинтересно. Они уже не такие, как мы.
Как вы считаете, что надо менять, если:
1) Платников никуда не деть. Нет их - нет нашей работы.
2) Лично я не хочу уходить из вуза в коммерцию или еще куда. Несмотря на кучу проблем, мне пока здесь интересно работать.
В общем, "кто виноват" - всегда найдем. Скажите, а что делать?
VesterBro
01.02.2007, 14:21
YuliaP
Как вы считаете, что надо менять
Ничего не надо менять.
Люди меняются. Меняются студенты. Появляется другая мотивация, другие приоритеты в жизни. Классическая система высшего образования (фундаментальные знания, широкий круг общеобразовательных дисциплин и т.д.) не вписывается в систему приоритетов современных студентов. То, что мы даем по классической модели, им просто неинтересно. Они уже не такие, как мы.
А что, простите, разве от того, что меняются люди, приоритеты и прочее, меняются законы природы? :) Какой-нибудь из законов Ньютона летит в тар-тарары из-за того, что платников у нас становится больше? :) Или, может, теорема Пифагора требует корректировки в связи с вышесказанным?
Странный вопрос какой-то, особенно в плане чему учить.
Законов природы открывается все больше, и мы просто физически не можем заложить в студента всё. Поэтому не срабатывает стандартный декларативный подход - всё знать невозможно. Вот и вопрос, как учить студента, чтобы его подготовка к концу обучения не превращалась в набор устаревшей информации. Как учить, чтобы он сам умел учиться. Не тупо передирать информацию из источников, а формировать собственный образовательный продукт, самостоятельно добывать знания для себя и применять знания в реальных ситуациях, а не работать с шаблонными задачками из учебников.
Сравните программы школы 20, 10 лет назад и сейчас. То же с вузами. Гос.стандарты не поспевают за прогрессом. Поэтому про "ничего менять не надо" в корне не согласна, почему вопрос и ставлю: как исходя из современной реальности учить студентов, чтобы качество их как специалистов не ухудшалось, а по возможности росло. Вопрос о фундаментальном образовании не затрагиваю - мы готовим в основном инженеров, а не теоретиков.
YuliaP
появляется политика больше денег - больше студентов
Я вижу только один путь: как делали раньше - не отчислять, а вместо двойки писать "прослушал такой-то курс", а уж работодатели сами рублём проголосуют за специалистов, выпускаемых теми или иными ВУЗами. А вот когда название ВУЗа будет как клеймо говорить о том, что это некачественный специалист, ситуация начнёт меняться и руководство ВУЗа задумается, что денежки и качество обучения взаимосвязаны намного сильнее, чем может показаться на первый взгляд.
не отчислять, а вместо двойки писать "прослушал такой-то курс"
А насколько законна такая запись в дипломе о высшем образовании?
Идея-то хорошая. Хотя и гнилая с точки зрения качества образования.
Правда, борьбой за качество наше начальство пока не озаботилось, видимо не доросло. А потом поздно будет :(
Cobra
А вот когда название ВУЗа будет как клеймо говорить о том, что это некачественный специалист, ситуация начнёт меняться и руководство ВУЗа задумается, что денежки и качество обучения взаимосвязаны намного сильнее, чем может показаться на первый взгляд.
А когда, как думаете, это произойдет?
YuliaP, вы очень хорошо круг проблем очертили:
1) Платников никуда не деть. Нет их - нет нашей работы.
Пока нашему государству наплевать на высшее образование, ничего существенного в решении этой проблемы в гос. ВУЗах не произойдет. На уровне законодательства сделали так, что ВУЗы сильно зависят в материальном плане от платников, сдаче помещений/земли в аренду, рекламы и т.п.
Появляется другая мотивация... Классическая система высшего образования... не вписывается в систему приоритетов современных студентов.
Да. В первую очередь надо учитывать то, что не перевелись еще студенты, которые все еще хотят стать специалистами и работать по специальности. Но, при этом им надо будет как-то жить, обеспечивая себя и свою семью. Т.е. им надо становиться востребованными специалистами... И в связи с этим:
2) Лично я не хочу уходить из вуза в коммерцию или еще куда. Несмотря на кучу проблем, мне пока здесь интересно работать.
ОК. Ваш личный интерес - это вполне оправданная мотивация. Но скажите, что лично ВЫ сделали для того, чтобы обучить ваших студентов (технарей) самым современным знаниям и опыту? Спрошу еще жестче: откуда эти знания и опыт у вас, если вы воротите нос от "коммерции", где эти знания и опыт как-раз приобретаются? (Или вы коммерцию понимаете исключительно как торговлю на рынке?)
VAR
А когда, как думаете, это произойдет?
Вообще-то это уже происходит. Вот если к Вам на работу придут устраиваться выпускник МГУ и выпускник ННГУВ (Новейшего независимого гуманитарного университета всего), то кого из них Вы выберете при прочих равных?
Romeo, все очень просто :) Я и пока училась работала в коммерческой фирме, причем в достаточно "универсальной" должности (переводчик+менеджер по продажам+закупки+обучение сотрудников и т.д.) Сейчас помимо вуза работаю на доп.образовании для взрослых (курсы при кадровом агентстве - информационные технологии, торговля, 1С - все с позиции - "Что нужно офисному работнику").
Именно четкая разница между вузовскими программами и тем, что нужно работодателю (и, соответственно, соискателю для успешного трудоустройства), и наталкивает на мысль о том, что пора бы что-то менять.
"Уходить в коммерцию" для меня = уходить из вуза насовсем. Этого не хочу. А без подработок на стороне и не прожить. Тем более раздражает ситуация, когда в преподавание спец.дисциплин идут мальчики-девочки только после диплома и без опыта работы где-нибудь. А в провинции это сплошь и рядом, т.к. с квалифицированными кадрами напряг.
Про самые современные знания и опыт - сама учусь, постоянно. Ребятам тоже стараюсь что-то дать современное, ссылки на бесплатные IT-курсы и сертификации предоставляю сразу. Я понимаю, что не волшебник, и дать им все, что может понадобиться в работе, просто не могу. Я могу только направить. И - то, что пока не получается - стараться научить учиться. Стимулировать самообразование, если хотите. И это мой главный вопрос - как это сделать?
YuliaP
Несмотря на то, что я работаю в гос вузе (техническом), у нас есть факультеты целиком платные (гуманитарные направления, экономика и т.п.) И среди моих групп, помимо, "обычных" технарей, есть еще и вот эти горе-студенты. Это просто какой-то ужас - тупые, ленивые, наглые и абсолютно не желающие сделать хоть шаг вперед. И вот чего я уж никак не пойму, большинство исправно ходит к первой паре, чтобы послушать на занятии плеер, поболтать с друзьями, поржать и т.д. Что делаю я? Я с ними работаю как с детьми в детсаду- мы с ними играем, смеемся, развлекаемся и между делам я им даю крупицы знаний, чтобы они на экзамене выглядели не так бледно. пытался давать им контрольные, как на других факультетах - так 90 процентов это двойки и колы. В общем, приходится к ним подходить индивидуально и ждать с нетерпением конца года, когда они от меня уйдут. А в сентябре придут новые "бараны" и вперед! А что делать? За занятия на платных факультетах нам платят совсем другие деньги...
Лично я не хочу уходить из вуза в коммерцию или еще куда.
И я не хочу. Тут хоть один факультет такой платный, а там весь вуз - фабрика дипломов.
Честно говоря, не знаю. Хотелось бы, чтобы специалисты с высшим образованием были всесторонне развитыми личностями. Если кому то нужны только "прикладные" знания, для этого должны быть учебные заведения более низкого статуса (техникумы). Только, думаю, вряд ли платники туда пойдут...
Я не против фундаментального образования, но это не должно доходить до абсурда. Я сама по диплому математик, и страшно злюсь, что за 5 лет института мне даже не попытались объяснить, каким образом диф.уравнения, функциональный анализ и теория чисел необходимы в реальной жизни. Нельзя давать знания "просто так", без привязки к реальности, к практике. Зачем мы учим историю - чтобы понимать свою страну. Зачем мы учим психологию - чтобы понимать себя и других. Зачем мы учим основы права - чтобы не "кинули" в жизни. А зачем мы учим высшую математику?? (особенно ту, которая инженерам не нужна, им на спец. предметах дают куда более простые формулы вычисления, чем тройные интегралы и неоднородные диф.уравнения). Тема больная, т.к. последние 4 года ко мне постоянно по математике обращаются по репетиторству, и я правда не знаю, как объяснить этим ребятам, зачем им это все (а математики у нас в вузе самые принципиальные).
Вот поэтому я и не пошла преподавать на кафедру математики. Пошла в информатики, и в принципе не жалею.
учебные заведения более низкого статуса (техникумы). Только, думаю, вряд ли платники туда пойдут...
идут и еще как... особенно в заочные. Чисто ради "корочки". Потом получаются "специалисты"... Сама в таком преподавала почасовиком. Лекция - разговор со "стенкой", лабы - "а мы ничего не знаем и не хотим знать", зачет - "поставьте нам за так, мы же деньги платим", пересдача - "ыыы... А какую книжку можно почитать?", экзамен - "А можно тройку автоматом, мы же на лекции ходили", пересдача экзамена - "А когда вас в следующий раз можно найти?"... Уже ждешь, чтобы не ВСЕ правильно ответили, а хоть одну мысль правильно сказали.
В общем, я год там отработала, в этом году не стала завязываться.
Самое страшное, что такая же тенденция идет не только в заочных "колледжах" (техникумы они по-нашему, все-таки!!!), но и в очном дневном институте. Вот это бесит больше всего. И руководство: "Предотвращайте отчисления, они - ваша зарплата". Этим все сказано :(
Лекция - разговор со "стенкой", лабы - "а мы ничего не знаем и не хотим знать", зачет - "поставьте нам за так, мы же деньги платим", пересдача - "ыыы... А какую книжку можно почитать?", экзамен - "А можно тройку автоматом, мы же на лекции ходили", пересдача экзамена - "А когда вас в следующий раз можно найти?"...
Так и есть...
Особенно весело, когда на пересдаче из книжки "которую можно почитать" выписывается не то, что нужно... Но в итоге человек получает "уд." хотя бы за то, что читал учебник... При этом от тех денег, которые вуз получает от этих "учащихся", преподаватели видят только вершки и корешки...
YuliaP
Нуууу, не гоже математику не видеть пользы от математики. Во-первых, изучение ее - это самый лучший и эффективный способ развития мышления. Во-вторых, это язык науки, и владеть им обязан любой человек, если он претендует на звание достаточно развитого. Насчет инженеров и математики. Во-первых, где это инженерам дают ненужную математику? Во-вторых, в вузе, готовят не только специалистов производства, а (согласно федеральному закону) всесторонне развитую личность. А некоторые выпускники идут потом в аспирантуру заниматься наукой, а здесь математика - совершенная необходимость. В конце концов математика - богатейшее культурное достояние человечества. А приобщение к высокой культуре, бесспорно, развивает человека в духовном плане. Как сказал один математик, рассматривать математику только с позиций практической применимости примерно аналогично тому, что рассматривать музыку лишь в контексте увеличения эффективности удоев коров. Что в принципе допустимо, но всей ценности музыки не раскрывает.
не гоже математику не видеть пользы от математики
Я-то вижу, но объяснить не очень могу. Человек видит только в поле своего зрения. У первокурсников это поле пока невелико, и увязать фундаментальные знания, которые он получает на лекциях по математике, с тем, что находится в его поле, достаточно сложно.
В конце концов математика - богатейшее культурное достояние человечества. Абсолютно согласна. Только вот красоту в ней не все умеют увидеть, к сожалению. Как и в программировании, как и в других науках.
рассматривать математику только с позиций практической применимости примерно аналогично тому, что рассматривать музыку лишь в контексте увеличения эффективности удоев коров.
Без фундаментальных знаний в вузе делать нечего, но чтобы специалист не только "знал", но и "умел", а по современным понятиям - был компетентен, ему надо поставить в соответствие фундаментальные "знания", практические "методы" и реальные примеры (хоть те же кейсы из жизни) для иллюстрации, как это можно делать.
Что в принципе допустимо, но всей ценности музыки не раскрывает.
Да не допустимо... И я это понимаю прекрасно :) Но фундаментальный подход в математике как ее у нас дают - все равно, что дать человеку нотную грамоту, объяснить ему правила гармонии, рассказать о великих композиторах и не дать ему у_с_л_ы_ш_а_т_ь музыку, не пустить за инструмент, не дать попробовать сыграть. Красоту математики надо учить видеть.
roolalex
27.04.2007, 16:42
зачет - "поставьте нам за так, мы же деньги платим",
Мой отец (тоже преподаватель) в свое время ответил на подобное нытье так: "Деньги вы платите, чтобы присутствовать на моих занятиях, потому, что поступить бесплатно у вас ума не хватило!"
После таких разговоров и пересдач сессий некоторые студенты беруться за ум.
ответил на подобное нытье так: "Деньги вы платите, чтобы присутствовать на моих занятиях, потому, что поступить бесплатно у вас ума не хватило!"
хорошо сказано
Tantalia
15.05.2007, 22:21
Проблема не столько в том, что у таких студентов "ума не хватает", а в том, что у них нет мотивации для учебы. Найти мотивацию - решение всех проблем. Честно скажу, чаще всего мне это не удается.
nauczyciel
29.12.2007, 07:29
поставьте нам за так, мы же деньги платим
А у меня с платниками такой разговор: "Раз заплатил, значит, нужны ЗНАНИЯ, а не просто корка, её можно в метро купить..."
...И провожу экзамены с платниками гораздо жёстче.
Руководство ВУЗа такие действия одобряет, поскольку отчислившийся платник, как правило, зачисляется на тот же курс и снова платит.
Как-то раз было, что один человек за 7 лет одолел всего 2,5 курса. Потом всё-таки отчислился, но все эти 7 лет он платил, и все были довольны :)
Платники ничем не отличаются, в плане учебы, от бюджетников. Вся разница - в источнике финансирования. Более того, зачастую платников можно гораздо проще мотивировать на учебу, чем бюджетников. Например, для некоторых достаточно одного упоминания родителей - оплачивающих обучения. Сразу становяться шелковыми.
Руководство ВУЗа такие действия одобряет
Везет... а я уже устала слушать на планерках: Вы забываете, шо они - Ваша зряплата, какого ляда у них двойки??????....
а если серьезно - учить - да чему и всех... чем они хуже\лучше..
Везет... а я уже устала слушать на планерках: Вы забываете, шо они - Ваша зряплата, какого ляда у них двойки??????.... Тоже уже уморили этими словами...
nato-zlo
16.08.2009, 06:01
...И провожу экзамены с платниками гораздо жёстче.
А мне все ровно, платник или бесплатник. Как молодому специалисту, очень важно чтобы мои лекции слушали и те и другие, вот тут то могу и обидеться
vBulletin® v3.8.8, Copyright ©2000-2025, vBulletin Solutions, Inc. Перевод: zCarot