PDA

Просмотр полной версии : Как и чему учить современных студентов-платников?


YuliaP
01.02.2007, 00:06
Все больше вузов переходят на коммерческую основу, соответственно появляется политика больше денег - больше студентов. Перестают отчислять "раздолбаев", через несколько лет эти "раздолбаи" выпускаются и существенно дискредитируют качество обучения в вузе. Наш вуз, как я понимаю, не единичный случай такой "саморазрушающейся" системы.

Вопрос не только в том, что берем не тех. Люди меняются. Меняются студенты. Появляется другая мотивация, другие приоритеты в жизни. Классическая система высшего образования (фундаментальные знания, широкий круг общеобразовательных дисциплин и т.д.) не вписывается в систему приоритетов современных студентов. То, что мы даем по классической модели, им просто неинтересно. Они уже не такие, как мы.

Как вы считаете, что надо менять, если:
1) Платников никуда не деть. Нет их - нет нашей работы.
2) Лично я не хочу уходить из вуза в коммерцию или еще куда. Несмотря на кучу проблем, мне пока здесь интересно работать.

В общем, "кто виноват" - всегда найдем. Скажите, а что делать?

VesterBro
01.02.2007, 14:21
YuliaP
Как вы считаете, что надо менять
Ничего не надо менять.
Люди меняются. Меняются студенты. Появляется другая мотивация, другие приоритеты в жизни. Классическая система высшего образования (фундаментальные знания, широкий круг общеобразовательных дисциплин и т.д.) не вписывается в систему приоритетов современных студентов. То, что мы даем по классической модели, им просто неинтересно. Они уже не такие, как мы.
А что, простите, разве от того, что меняются люди, приоритеты и прочее, меняются законы природы? :) Какой-нибудь из законов Ньютона летит в тар-тарары из-за того, что платников у нас становится больше? :) Или, может, теорема Пифагора требует корректировки в связи с вышесказанным?

Странный вопрос какой-то, особенно в плане чему учить.

YuliaP
01.02.2007, 15:16
Законов природы открывается все больше, и мы просто физически не можем заложить в студента всё. Поэтому не срабатывает стандартный декларативный подход - всё знать невозможно. Вот и вопрос, как учить студента, чтобы его подготовка к концу обучения не превращалась в набор устаревшей информации. Как учить, чтобы он сам умел учиться. Не тупо передирать информацию из источников, а формировать собственный образовательный продукт, самостоятельно добывать знания для себя и применять знания в реальных ситуациях, а не работать с шаблонными задачками из учебников.

Сравните программы школы 20, 10 лет назад и сейчас. То же с вузами. Гос.стандарты не поспевают за прогрессом. Поэтому про "ничего менять не надо" в корне не согласна, почему вопрос и ставлю: как исходя из современной реальности учить студентов, чтобы качество их как специалистов не ухудшалось, а по возможности росло. Вопрос о фундаментальном образовании не затрагиваю - мы готовим в основном инженеров, а не теоретиков.

Cobra
03.02.2007, 22:42
YuliaP
появляется политика больше денег - больше студентов
Я вижу только один путь: как делали раньше - не отчислять, а вместо двойки писать "прослушал такой-то курс", а уж работодатели сами рублём проголосуют за специалистов, выпускаемых теми или иными ВУЗами. А вот когда название ВУЗа будет как клеймо говорить о том, что это некачественный специалист, ситуация начнёт меняться и руководство ВУЗа задумается, что денежки и качество обучения взаимосвязаны намного сильнее, чем может показаться на первый взгляд.

YuliaP
04.02.2007, 16:38
не отчислять, а вместо двойки писать "прослушал такой-то курс"

А насколько законна такая запись в дипломе о высшем образовании?

Идея-то хорошая. Хотя и гнилая с точки зрения качества образования.
Правда, борьбой за качество наше начальство пока не озаботилось, видимо не доросло. А потом поздно будет :(

VAR
05.02.2007, 00:47
Cobra
А вот когда название ВУЗа будет как клеймо говорить о том, что это некачественный специалист, ситуация начнёт меняться и руководство ВУЗа задумается, что денежки и качество обучения взаимосвязаны намного сильнее, чем может показаться на первый взгляд.
А когда, как думаете, это произойдет?

Romeo
05.02.2007, 08:23
YuliaP, вы очень хорошо круг проблем очертили:

1) Платников никуда не деть. Нет их - нет нашей работы.
Пока нашему государству наплевать на высшее образование, ничего существенного в решении этой проблемы в гос. ВУЗах не произойдет. На уровне законодательства сделали так, что ВУЗы сильно зависят в материальном плане от платников, сдаче помещений/земли в аренду, рекламы и т.п.

Появляется другая мотивация... Классическая система высшего образования... не вписывается в систему приоритетов современных студентов.
Да. В первую очередь надо учитывать то, что не перевелись еще студенты, которые все еще хотят стать специалистами и работать по специальности. Но, при этом им надо будет как-то жить, обеспечивая себя и свою семью. Т.е. им надо становиться востребованными специалистами... И в связи с этим:

2) Лично я не хочу уходить из вуза в коммерцию или еще куда. Несмотря на кучу проблем, мне пока здесь интересно работать.
ОК. Ваш личный интерес - это вполне оправданная мотивация. Но скажите, что лично ВЫ сделали для того, чтобы обучить ваших студентов (технарей) самым современным знаниям и опыту? Спрошу еще жестче: откуда эти знания и опыт у вас, если вы воротите нос от "коммерции", где эти знания и опыт как-раз приобретаются? (Или вы коммерцию понимаете исключительно как торговлю на рынке?)

Cobra
05.02.2007, 21:01
VAR
А когда, как думаете, это произойдет?
Вообще-то это уже происходит. Вот если к Вам на работу придут устраиваться выпускник МГУ и выпускник ННГУВ (Новейшего независимого гуманитарного университета всего), то кого из них Вы выберете при прочих равных?

YuliaP
05.02.2007, 21:02
Romeo, все очень просто :) Я и пока училась работала в коммерческой фирме, причем в достаточно "универсальной" должности (переводчик+менеджер по продажам+закупки+обучение сотрудников и т.д.) Сейчас помимо вуза работаю на доп.образовании для взрослых (курсы при кадровом агентстве - информационные технологии, торговля, 1С - все с позиции - "Что нужно офисному работнику").
Именно четкая разница между вузовскими программами и тем, что нужно работодателю (и, соответственно, соискателю для успешного трудоустройства), и наталкивает на мысль о том, что пора бы что-то менять.

"Уходить в коммерцию" для меня = уходить из вуза насовсем. Этого не хочу. А без подработок на стороне и не прожить. Тем более раздражает ситуация, когда в преподавание спец.дисциплин идут мальчики-девочки только после диплома и без опыта работы где-нибудь. А в провинции это сплошь и рядом, т.к. с квалифицированными кадрами напряг.

Про самые современные знания и опыт - сама учусь, постоянно. Ребятам тоже стараюсь что-то дать современное, ссылки на бесплатные IT-курсы и сертификации предоставляю сразу. Я понимаю, что не волшебник, и дать им все, что может понадобиться в работе, просто не могу. Я могу только направить. И - то, что пока не получается - стараться научить учиться. Стимулировать самообразование, если хотите. И это мой главный вопрос - как это сделать?

mike178
23.02.2007, 23:25
YuliaP

Несмотря на то, что я работаю в гос вузе (техническом), у нас есть факультеты целиком платные (гуманитарные направления, экономика и т.п.) И среди моих групп, помимо, "обычных" технарей, есть еще и вот эти горе-студенты. Это просто какой-то ужас - тупые, ленивые, наглые и абсолютно не желающие сделать хоть шаг вперед. И вот чего я уж никак не пойму, большинство исправно ходит к первой паре, чтобы послушать на занятии плеер, поболтать с друзьями, поржать и т.д. Что делаю я? Я с ними работаю как с детьми в детсаду- мы с ними играем, смеемся, развлекаемся и между делам я им даю крупицы знаний, чтобы они на экзамене выглядели не так бледно. пытался давать им контрольные, как на других факультетах - так 90 процентов это двойки и колы. В общем, приходится к ним подходить индивидуально и ждать с нетерпением конца года, когда они от меня уйдут. А в сентябре придут новые "бараны" и вперед! А что делать? За занятия на платных факультетах нам платят совсем другие деньги...

Лично я не хочу уходить из вуза в коммерцию или еще куда.

И я не хочу. Тут хоть один факультет такой платный, а там весь вуз - фабрика дипломов.

gav
26.02.2007, 11:47
Честно говоря, не знаю. Хотелось бы, чтобы специалисты с высшим образованием были всесторонне развитыми личностями. Если кому то нужны только "прикладные" знания, для этого должны быть учебные заведения более низкого статуса (техникумы). Только, думаю, вряд ли платники туда пойдут...

YuliaP
02.03.2007, 17:25
Я не против фундаментального образования, но это не должно доходить до абсурда. Я сама по диплому математик, и страшно злюсь, что за 5 лет института мне даже не попытались объяснить, каким образом диф.уравнения, функциональный анализ и теория чисел необходимы в реальной жизни. Нельзя давать знания "просто так", без привязки к реальности, к практике. Зачем мы учим историю - чтобы понимать свою страну. Зачем мы учим психологию - чтобы понимать себя и других. Зачем мы учим основы права - чтобы не "кинули" в жизни. А зачем мы учим высшую математику?? (особенно ту, которая инженерам не нужна, им на спец. предметах дают куда более простые формулы вычисления, чем тройные интегралы и неоднородные диф.уравнения). Тема больная, т.к. последние 4 года ко мне постоянно по математике обращаются по репетиторству, и я правда не знаю, как объяснить этим ребятам, зачем им это все (а математики у нас в вузе самые принципиальные).
Вот поэтому я и не пошла преподавать на кафедру математики. Пошла в информатики, и в принципе не жалею.
учебные заведения более низкого статуса (техникумы). Только, думаю, вряд ли платники туда пойдут...
идут и еще как... особенно в заочные. Чисто ради "корочки". Потом получаются "специалисты"... Сама в таком преподавала почасовиком. Лекция - разговор со "стенкой", лабы - "а мы ничего не знаем и не хотим знать", зачет - "поставьте нам за так, мы же деньги платим", пересдача - "ыыы... А какую книжку можно почитать?", экзамен - "А можно тройку автоматом, мы же на лекции ходили", пересдача экзамена - "А когда вас в следующий раз можно найти?"... Уже ждешь, чтобы не ВСЕ правильно ответили, а хоть одну мысль правильно сказали.
В общем, я год там отработала, в этом году не стала завязываться.

Самое страшное, что такая же тенденция идет не только в заочных "колледжах" (техникумы они по-нашему, все-таки!!!), но и в очном дневном институте. Вот это бесит больше всего. И руководство: "Предотвращайте отчисления, они - ваша зарплата". Этим все сказано :(

VAR
02.03.2007, 17:39
Лекция - разговор со "стенкой", лабы - "а мы ничего не знаем и не хотим знать", зачет - "поставьте нам за так, мы же деньги платим", пересдача - "ыыы... А какую книжку можно почитать?", экзамен - "А можно тройку автоматом, мы же на лекции ходили", пересдача экзамена - "А когда вас в следующий раз можно найти?"...
Так и есть...
Особенно весело, когда на пересдаче из книжки "которую можно почитать" выписывается не то, что нужно... Но в итоге человек получает "уд." хотя бы за то, что читал учебник... При этом от тех денег, которые вуз получает от этих "учащихся", преподаватели видят только вершки и корешки...

gav
02.03.2007, 23:57
YuliaP
Нуууу, не гоже математику не видеть пользы от математики. Во-первых, изучение ее - это самый лучший и эффективный способ развития мышления. Во-вторых, это язык науки, и владеть им обязан любой человек, если он претендует на звание достаточно развитого. Насчет инженеров и математики. Во-первых, где это инженерам дают ненужную математику? Во-вторых, в вузе, готовят не только специалистов производства, а (согласно федеральному закону) всесторонне развитую личность. А некоторые выпускники идут потом в аспирантуру заниматься наукой, а здесь математика - совершенная необходимость. В конце концов математика - богатейшее культурное достояние человечества. А приобщение к высокой культуре, бесспорно, развивает человека в духовном плане. Как сказал один математик, рассматривать математику только с позиций практической применимости примерно аналогично тому, что рассматривать музыку лишь в контексте увеличения эффективности удоев коров. Что в принципе допустимо, но всей ценности музыки не раскрывает.

YuliaP
05.03.2007, 02:27
не гоже математику не видеть пользы от математики
Я-то вижу, но объяснить не очень могу. Человек видит только в поле своего зрения. У первокурсников это поле пока невелико, и увязать фундаментальные знания, которые он получает на лекциях по математике, с тем, что находится в его поле, достаточно сложно.
В конце концов математика - богатейшее культурное достояние человечества. Абсолютно согласна. Только вот красоту в ней не все умеют увидеть, к сожалению. Как и в программировании, как и в других науках.
рассматривать математику только с позиций практической применимости примерно аналогично тому, что рассматривать музыку лишь в контексте увеличения эффективности удоев коров.
Без фундаментальных знаний в вузе делать нечего, но чтобы специалист не только "знал", но и "умел", а по современным понятиям - был компетентен, ему надо поставить в соответствие фундаментальные "знания", практические "методы" и реальные примеры (хоть те же кейсы из жизни) для иллюстрации, как это можно делать.

Что в принципе допустимо, но всей ценности музыки не раскрывает.
Да не допустимо... И я это понимаю прекрасно :) Но фундаментальный подход в математике как ее у нас дают - все равно, что дать человеку нотную грамоту, объяснить ему правила гармонии, рассказать о великих композиторах и не дать ему у_с_л_ы_ш_а_т_ь музыку, не пустить за инструмент, не дать попробовать сыграть. Красоту математики надо учить видеть.

roolalex
27.04.2007, 16:42
зачет - "поставьте нам за так, мы же деньги платим",
Мой отец (тоже преподаватель) в свое время ответил на подобное нытье так: "Деньги вы платите, чтобы присутствовать на моих занятиях, потому, что поступить бесплатно у вас ума не хватило!"
После таких разговоров и пересдач сессий некоторые студенты беруться за ум.

ALeXkRU
01.05.2007, 22:04
ответил на подобное нытье так: "Деньги вы платите, чтобы присутствовать на моих занятиях, потому, что поступить бесплатно у вас ума не хватило!"
хорошо сказано

Tantalia
15.05.2007, 22:21
Проблема не столько в том, что у таких студентов "ума не хватает", а в том, что у них нет мотивации для учебы. Найти мотивацию - решение всех проблем. Честно скажу, чаще всего мне это не удается.

nauczyciel
29.12.2007, 07:29
поставьте нам за так, мы же деньги платим
А у меня с платниками такой разговор: "Раз заплатил, значит, нужны ЗНАНИЯ, а не просто корка, её можно в метро купить..."
...И провожу экзамены с платниками гораздо жёстче.

Руководство ВУЗа такие действия одобряет, поскольку отчислившийся платник, как правило, зачисляется на тот же курс и снова платит.
Как-то раз было, что один человек за 7 лет одолел всего 2,5 курса. Потом всё-таки отчислился, но все эти 7 лет он платил, и все были довольны :)

Ink
15.08.2009, 18:53
Платники ничем не отличаются, в плане учебы, от бюджетников. Вся разница - в источнике финансирования. Более того, зачастую платников можно гораздо проще мотивировать на учебу, чем бюджетников. Например, для некоторых достаточно одного упоминания родителей - оплачивающих обучения. Сразу становяться шелковыми.

Vica3
15.08.2009, 20:05
Руководство ВУЗа такие действия одобряет
Везет... а я уже устала слушать на планерках: Вы забываете, шо они - Ваша зряплата, какого ляда у них двойки??????....
а если серьезно - учить - да чему и всех... чем они хуже\лучше..

Ink
15.08.2009, 20:08
Везет... а я уже устала слушать на планерках: Вы забываете, шо они - Ваша зряплата, какого ляда у них двойки??????.... Тоже уже уморили этими словами...

nato-zlo
16.08.2009, 06:01
...И провожу экзамены с платниками гораздо жёстче.
А мне все ровно, платник или бесплатник. Как молодому специалисту, очень важно чтобы мои лекции слушали и те и другие, вот тут то могу и обидеться