PDA

Просмотр полной версии : Реформа высшего образования: "за" и "против"


LOST
18.08.2006, 18:06
С нарастающей тревогой наблюдаю перемены в столь любимом мной (молодым преподавателем) высшем образовании. С одной стороны, понятно желание сократить "дутый" прием, обеспечить страну классными специалистами и т. д., и т. п. С другой стороны, страшновато от перспектив. Обещают введение узкой специализации высшего образования. Обещают на порядок сократить число вузов. Вводят, на мой взгляд, непроглядно идиотское разделение на бакалавриат и магистратуру. Отменяют важнейшие элементы образования по специальности: спецсеминары и курсовые работы. Словом, пугают. А жить и преподавать по специальности очень хочется, тем более, что с моим дипломом, полученным с удовольствием, В ПРИНЦИПЕ нигде, кроме вуза, работать я не смогу. Я учусь и работаю в провинциальном вузе. Может, из столиц ситуация не выглядит такой пугающей?

VAR
18.08.2006, 18:19
LOST
с моим дипломом, полученным с удовольствием, В ПРИНЦИПЕ нигде, кроме вуза, работать я не смогу
Такое высшее образование было нужно только в советское время - для трудоустройства выпускников вузов, которые выпускали специалистов, которые могли трудоустроиться только в вузы и т.д. по кругу

LOST
18.08.2006, 18:31
Не совсем понимаю, при чем здесь советское образование и какой-то круг. Например, человек получает диплом в котором написано "Физика. Волновые процессы". Так что, если в стране ликвидируют лаборатории, исследующие волновые процессы (которые не зависят от "времен"), ему срочно перековываться в геникологи? Оговорюсь сразу: я - не физик, но дисциплина - фундаментальная, ликвидируемая как обязательный предмет в ходе реформы.

Didi
19.08.2006, 00:38
LOST
В моём Универе все преподаватели тоже так считают.
идиотское разделение на бакалавриат и магистратуру.
Увы. А что делать?

Cobra
19.08.2006, 00:39
LOST
я - не физик, но дисциплина - фундаментальная, ликвидируемая как обязательный предмет в ходе реформы
А почему так секретно? Название дисциплины в студию! А то как-то загадочно получается и разговор пока беспредметный. Я так вообще поняла Ваши слова так, что реформа не нужна, потому что иначе Вам негде будет работать, но раз Ваши знания не востребованы, то и логично такую специальность прикрыть.

LOST
19.08.2006, 03:28
Секрета никакого нет. Я - философ, точнее, согласно диплому "Философ. Преподаватель по специальности "Философия".
Не конкретизировала, поскольку, насколько я понимаю ситуацию, проблемы будут у преподавателей многих специальностей, прежде всего - гуманитарных. В частности, в рамках реформирования родного вуза число мест в аспирантуре на истфаке сократили с 13 до 3. Комментарии излишни. При отмене курсовых это автоматически привело к голодовке среди и так не жировавших историков. А среди них, между прочим, есть весьма именитые люди.
Дело не в моих знаниях, которые "не востребованы". Просто государство ликвидирует возможности для их реализации. Поиск места "похлебнее" проблемы не решит. Понимаете, очень нравится работать по специальности, и не очень нравится объяснять младшим товарищам, что устроится по ней почти не возможно.
Объяснения относительно нужности моей специальности считаю пошлостью, образованного человека не достойной. Впрочем, на понимание в данной аудитории не рассчитываю. Просто было интересно узнать, что народ думает о сложившейся ситуации.

Chief CLMiS
19.08.2006, 19:14
LOST
При отмене курсовых это автоматически привело к голодовке среди и так не жировавших историков.
Объясните, а как курсовые не позволяют "голодовать"?

Didi
20.08.2006, 00:40
Chief CLMiS
Ясное дело как! :) Потому, наверное и есть среди них
есть весьма именитые люди.

andrewM
20.08.2006, 14:00
Интересно. А можно где-нибудь подробнее узнать про эту реформу? Реформа - проект, или она уже начата?

LOST
23.08.2006, 16:25
Chief CLMis, Didi:
К сведению: каждая руководимая преподавателем работа = учебные часы, оплачиваемые отдельно = определенное прибавление к оплате аудиторной нагрузки (то есть, к оплате проведения лекций и семинаров). Что, в ваших вузах это происходит как-то иначе? Поделитесь опытом!
Didi:
Не совсем понятен намек относительно "известно, как"! Возможно, это не совсем следует из моих постов, но речь не идет об "известной форме" заработка на студентах, то есть, взятке. Реформа, проводимая так, как она проводится, в этой сфере НИЧЕГО не меняет.

Didi
23.08.2006, 17:37
речь не идет об "известной форме" заработка на студентах, то есть, взятке.
Да понятно, что не это Вы имели ввиду. :)
Фраза так была построена, что понимай, как хочешь:
При отмене курсовых это автоматически привело к голодовке среди и так не жировавших историков.
:)
Ладно, не обижайтесь.
Наша зав.кафедры так сказала насчет реформы:
Если её не остановят, то наш ВУЗ превратится в техникум, на базе которого можно получить ещё и высшее образование (магистратура).

Cobra
23.08.2006, 19:22
LOST
Теперь понятно.
Объяснения относительно нужности моей специальности считаю пошлостью, образованного человека не достойной.
Специальность нужная, но тут я, к сожалению, согласна с нашим государством, что не всем и не в таких количествах как сейчас. Сокращение мест приведёт, опять же к сожалению, не к улучшению качества оставшихся специалистов :(
Лично Вам что могу сказать: если нравится преподавать - преподавайте, занимайтесь репетиторством, публикуйтесь, короче нарабатывайте авторитет, тогда любой ВУЗ с радостью примет Вас в свои объятия.

Adelaida
01.09.2006, 16:04
LOST , сразу оговорюсь, в основном я с реформой не согласна. Но вот такой вопрос: на Вашем курсе все студенты пришли на философский потому, что всю жизнь об этом мечтали? Все они собираются работать по специальности? Наблюдаю ситуацию в нашем ВУЗе - на одни факультеты высокий конкурс, добавляются платные места, но бесплатных не добавляется. На другие - конкурса почти нет и идут туда те, кому все равно куда идти, лишь бы папа-мама были спокойны и от армии откосить. Возьмем тех же физиков - у нас их и так тьма, так нет, добавляют еще 2 бесплатные *группы. Это при том, что и раньше у них, чтобы поступить, надо было набрать 25% верных ответов на физ-мат тесте (к каждому вопросу - 4 варианта ответа. посчитайте вероятность сдачи наугад :)) Как они будут физике учиться, если большая их часть простейшее уравнение не может решить? А теперь планка еще *опускается! Мне кажется, что набор на непопулярные специальности нужно резко сократить. И это повысит качество образования, потому что присутствие в группе людей, которые не хотят и не могут учиться, мешает и преподавателям, и другим студентам.

VesterBro
01.09.2006, 16:17
Adelaida
Возьмем тех же физиков
Пожалуйста, давайте не будем "брать" физиков!
Крайне неудачный пример, пардон муа. Уверяю Вас, не везде с физикой настолько плохо. Видимо, это Вашему ВУЗу так не повезло
Мне кажется, что набор на непопулярные специальности нужно резко сократить.
Да, давайте сократим. Только как определить популярность/непопулярность? По величине конкурса? Тогда у нас в стране останутся одни экономисты/финансисты/журналисты/юристы и иже с ними. А работать, пардон, кому?
И это повысит качество образования, потому что присутствие в группе людей, которые не хотят и не могут учиться, мешает и преподавателям, и другим студентам.
Сильно сомневаюсь.
"Косящих" от этого вряд ли убавится.

VAR
02.09.2006, 00:23
Adelaida
Возьмем тех же физиков - у нас их и так тьма, так нет, добавляют еще 2 бесплатные группы. Это при том, что и раньше у них, чтобы поступить, надо было набрать 25% верных ответов на физ-мат тесте (к каждому вопросу - 4 варианта ответа. посчитайте вероятность сдачи наугад ) Как они будут физике учиться, если большая их часть простейшее уравнение не может решить? А теперь планка еще опускается! Мне кажется, что набор на непопулярные специальности нужно резко сократить. И это повысит качество образования, потому что присутствие в группе людей, которые не хотят и не могут учиться, мешает и преподавателям, и другим студентам.
Подписался бы под каждым словом, если бы не одно "но": в процессе обучения с людьми происходят разительные метаморфозы. Некоторых хватает только на поступление, некоторые остаются "ботанами" до конца, некоторые "раздолбаи" берутся за ум курсу ко 2-3.
Конечно, вероятность, что человек, который пошел поступать на физфак ради того, чтобы просто поступить куда-то, станет выдающимся физиком и вообще останется в науке, ничтожно мала. Но все же она есть. Другое дело, что в некоторых вузах общая планка упала уже так низко, что там даже при большом желании сложно чему-то научиться. Если в группе двадцать раздолбаев и два "ботаника", то преподаватель будет ориентироваться на способности раздолбаев, чтобы с ними потом не возиться. И о каком-то образовании можно просто забыть.

Добавлено

Что же касается физиков, то могу поделиться опытом своего поступления на физический факультет не самого последнего вуза в нашей стране. Чтобы увеличить вероятность набрать хоть сколько-нибудь вменяемые кадры, руководство факультета проводило прием в два этапа - весной и летом (тогда это, вроде, было разрешено). Специально на физфак поступать я не собирался, но решил, что называется, попробовать свои силы. В итоге письменный экзамен по математике я, имевший в школе 4 по алгебре и 3 по геометрии, сдал на 4. Мне говорят: так-то и так-то, молодой человек, приходите такого-то числа на устный экзамен по физике. То, что вероятность его сдать была близка к нулю, я, в принципе, понимал. Но думаю, а вдруг? Вечером обложился книжками, что-то прочитал. Потом, в коридоре перед аудиторией чего-то спросил у одного парня, который в физике был явно подкован лучше меня. Захожу, получаю билет. Наотвечал в итоге на шесть баллов из десяти. Трояк, короче. Экзаменатор с надеждой в голосе говорит: ну, ничего, результат хороший, до проходного вам двух баллов, конечно, не хватает, но приходите летом - математику-то вы знаете.

Adelaida
02.09.2006, 09:42
VesterBro, простите, не хотела Вас обидеть. Конечно же, я говорю только про ситуацию в нашем ВУЗе. Я про это уже писала на форуме, наш физфак сам довел себя до такого состояния все увеличивая набор и выпуская в итоге специалистов сомнительного качества, в итоге диплом физфака ценится очень низко, никто не хочет туда идти и т.д. по замкнутому кругу. При этом в другом ведущем ВУЗе нашего города на физтех большой конкурс и диплом физтеха ценится высоко. Но согласитесь, что когда в группе 2 человека, которые по-настоящему хотят и могут учиться и 28 не просто идиотов, а людей, которые не понимают куда они пришли и зачем - как можно их учить? ЕСли человек на 3ью пересдачу приходит не зная базовых понятий курса - как Вы считаете, должен ли такой человек учиться в высшем учебном заведении? Если физик не знает, что такое координаты точки и не отличает вектор от скаляра - это нормально? Таких там 90%. А деканат физфака носится с ними, кураторы приходят на пересдачи, умоляют не валить, родительские собрания устраивают, где преподаватели должны родителям объяснять, почему их раздолбай не аттестован - это не маразм? Сократить набор, увеличить конкурс, те, кого действительно стоит учить, останутся, а идиотов станет значительно меньше.

VAR
Подписался бы под каждым словом, если бы не одно "но": в процессе обучения с людьми происходят разительные метаморфозы. Некоторых хватает только на поступление, некоторые остаются "ботанами" до конца, некоторые "раздолбаи" берутся за ум курсу ко 2-3. Я согласна, люди меняются, но для этого нужен стимул. У нас на матмехе в первую сессию отчисляют примерно половину, и отношение студентов к учебе во 2ом семестре разительно меняется :) К тому же влияет окружение - когда вокруг тебя люди, которые выбрали факультет осознанно и хотят учиться, поневоле задумаешься. А зачем меняться нашим физикам, если их все равно не отчисляют, и вокруг в основном такие же раздолбаи, как они?

Chief CLMiS
02.09.2006, 12:55
Adelaida
Могу вас "успокоить" - подобная ситуация в большинстве ВУЗов и на большинстве факультетов... :(

Cobra
02.09.2006, 17:08
Chief CLMiS
А почему? Люди не хотят учиться? Но сейчас вроде бы уже осознали необходимость высшего образования, причём хорошего. По крайней мере у нас на кафедре регулярно набирается группа повышения квалификации, даже простой менеджер сейчас стремится быть не просто продавцом.
Даже "физик" уже не звучить ругательно, а чаще обозначает человека с живым умом и широким кругом интересов. Я в основном, конечно, ориентируюсь на физтехов (МФТИ), может, в других ВУЗах совсем всё запущено. У нас (МЭИ) кафедра физики вроде тоже шевелится, даже гранты какие-то выигрывает.

Chief CLMiS
02.09.2006, 20:07
Cobra
А почему? Люди не хотят учиться? Но сейчас вроде бы уже осознали необходимость высшего образования, причём хорошего.
Может быть и осознали, но только необходимость наличия диплома о высшем образовании, причем хорошего ВУЗа. А требования к студентам у нас как падали последние лет десять, так и продолжают снижаться, и они этим активно пользуются, рассуждая, ну типа всех не отчислят же... При этом ни основ не знают, ни прикладных дисциплин. Пообщайтесь с преподавателями из других (особенно не московских и питерских) ВУЗов... :( Причем большинству преподавателей даже нет до этого дела, если бы все вместе взялись, хотя бы в пределах одной кафедры, то положение можно было бы изменить, но надо же напрягаться, требовать, нервы иногда трепать - зачем всё это?.. А одному ничего не получается сделать, и всё продолжается по-прежнему... МЭИ и МФТИ - ведущие ВУЗы отраслей, в них, наверное, другая ситуация :)

Cobra
02.09.2006, 20:56
Может быть и осознали, но только необходимость наличия диплома о высшем образовании
Но на работе, извините за тавтологию, нужно работать, а как это сделать, если нет знаний. Даже покупая телевизор мы обычно ожидаем, что продавец хотя бы в общих чертах может обрисовать основные характеристики.
Кстати, заметила, что студенты, которые совмещают учёбу и работу более чётко осознают, что учиться всё-таки нужно.

Причем большинству преподавателей даже нет до этого дела
Может в этом и загвоздка. *Студенты - это всё-таки дети , некоторым нужно вправлять мозги, потом спасибо скажут. А если они видят, что сам преподаватель не очень-то уверен в нужности своего предмета, занятия неинтересные, информация устаревшая, то можно ли их винить, что они разочаровываются и не хотят учиться. Интерес самого преподавателя к тому, что он делает тоже очень важен.

Chief CLMiS
03.09.2006, 19:00
Cobra
Кстати, заметила, что студенты, которые совмещают учёбу и работу более чётко осознают, что учиться всё-таки нужно.
Согласен :) Правда и тут есть загвоздка (из личного опыта общения со студентами) все они, как правило, во время учебы работают не по специальности и в дальнейшем не собираются по ней работать :(

Cobra
04.09.2006, 10:40
Chief CLMiS
они, как правило, во время учебы работают не по специальности и в дальнейшем не собираются по ней работать
Это издержки слишком раннего поступления в ВУЗ. Я лично считаю, что если бы был возрастной ценз, допустим, только после 21 года, тогда выбор был бы более осознанным. Что человек может понимать о выборе профессии в 17 лет (не беру тех, кто талантлив в какой-то области и чуть ли не с рождения знает чем хочет заниматься, для таких самородков ценз можно снизить). Смотрела как-то статистику по каким причинам люди выбирают тот или иной ВУЗ, она подтверждает моё мнение: в 17-20 лет количество выбравших ВУЗ "за компанию" составляет около 8%, после 20 - всего 3%. Конечно такой ценз в нашей стране, как обычно, станет источником получения левых доходов, поэтому и не ратую за эту идею, всё больше в сослагательном наклонении.
Но всё-таки студенты, которые работают, пусть и не по специальности, видят, что вобщем-то без высшего образования тяжеловато подниматься по карьерной лестнице, и что, допустим дядя Вася, который постоянно читает профессиональную литературу, самообразовывается или платит бешеные деньги за курсы повышения квалификации, имеет намного больше шансов стать, к примеру, начальником отдела, чем дядя Петя, который всего этого не делает. Опять же, видя какие суммы отстёгивает дядя Вася, чтобы научится тому, на что благополучно забил в институте, тоже задумаешься поневоле, а не стоит ли сейчас бесплатно это всё получить.
Ну, и ещё раз повторюсь, зачастую в институтах остались случайные люди, которым и самим не интересно и не нужно то, что они делают, либо не умеющие преподавать. Сама сталкивалась несколько раз: профессор, образованный, умный, фанат (если можно так выразиться) своего дела, но объяснить что-то не способен, хотя, лично я, очень старалась понять то, что он объяснял.
Так что реформировать систему образования конечно надо. Не правы те, кто думает, что в результате реформы образование развалится, оно развалится и само по себе, это вопрос времени. Нужно привлекать молодые кадры, повышать престиж и т.д. Деньги тоже нужны, но это далеко не самое главное. Кроме того, нужно учитывать особенности нашего менталитета. Не знаю, есть ли вообще способ не дать умереть российской науке, слишком сильно всё запущено :(

ALeXkRU
10.09.2006, 01:34
Cobra
Но всё-таки студенты, которые работают, пусть и не по специальности, видят, что вобщем-то без высшего образования тяжеловато подниматься по карьерной лестнице, и что, допустим дядя Вася, который постоянно читает профессиональную литературу, самообразовывается или платит бешеные деньги за курсы повышения квалификации, имеет намного больше шансов стать, к примеру, начальником отдела, чем дядя Петя, который всего этого не делает. Опять же, видя какие суммы отстёгивает дядя Вася, чтобы научится тому, на что благополучно забил в институте, тоже задумаешься поневоле, а не стоит ли сейчас бесплатно это всё получить.
В том и дело, что, как выше упоминалось:
они, как правило, во время учебы работают не по специальности и в дальнейшем не собираются по ней работать
поэтому, необходимость получения диплома они осознать умудряются, но... дальше этого не идет :(
Мне так и заявляли: "Работаю не по специальности. Работы много - учиться некогда". Когда спрашиваешь, что же тогда они тут (в ВУЗе) делают? - "Так ведь диплом нужен".. И это заявляет студент, не сдавший ни одной работы к началу сессии... И не собирающийся сдавать (в смысле: подготовиться, выучить) :o
В общем, отбывают срок до получения диплома...
Такое впечатление, что они привыкли: скажут, что им это не нужно - и получат вожделенные "трояки"

VAR
10.09.2006, 04:04
Cobra
Деньги тоже нужны, но это далеко не самое главное.
Российская наука поднимется только в том случае, если у учебных заведений будет увереннность, что финансирование не отрубят при очередном секвестре бюджета или после того, как Иван Иванович поссорится с Иваном Никифоровичем. Вузы должны иметь широкую автономию и сами зарабатывать деньги, причем не на платных образовательных услугах (в быту "торговля дипломами"), а на выполнении тех или иных коммерческих работ, причем в основном для частных структур, а не для жадного и коррумпированного государства.

Cobra
10.09.2006, 11:27
VAR
Согласна с Вами, но не будем идеализировать и работников ВУЗов, не все, даже получая достаточно, будут двигать науку, поэтому-то деньги нужны обязательно, но не только они.

Ridersss
24.10.2006, 02:38
Странная реформа. И делается она через одно место. Особенно, если представить, что в одном ВУЗе по схожим специальностям выпускают и бакалавров, специалистов и магистров. Главное, что магистрам гораздо легче поступить в аспирантуру, чем у специалистов, у них вообще шансы падают почти до нуля. Получаются, совершенно неравные условия. Магистр, за последний год своего обучения обычно сдает два кандидатских экзамена (философию и иностранный язык). Безусловно, сдать эти минимумы в магистратуре гораздо легче, чем в аспирантуре. Я могу судить по нескольким магистратурам, и там почти всегда ставят одни пятерки. Очень редко в магистратуре бывает пятидневка, мои друзья ходят вообще один, максимум два раза в неделю (СПбГУ, физический факультет).

VesterBro
Да, давайте сократим. Только как определить популярность/непопулярность? По величине конкурса? Тогда у нас в стране останутся одни экономисты/финансисты/журналисты/юристы и иже с ними. А работать, пардон, кому?

Правильно надо судить по величине конкурса! Нельзя допускать, того, что типа конкурс был один человек на место! Надо сокращать число мест!

Cobra
А почему? Люди не хотят учиться?
Потому что в ВУЗы не всегда поступают с этой целью! Парни поступают с целью получить отсрочку от армии и только, или вообще, потому что так решили родители. Некоторые девушки поступают с целью найти себе мужа. И обычно после этого спокойно уходят со второго курса.

ALeXkRU
Мне так и заявляли: "Работаю не по специальности. Работы много - учиться некогда". Когда спрашиваешь, что же тогда они тут (в ВУЗе) делают? - "Так ведь диплом нужен".. И это заявляет студент, не сдавший ни одной работы к началу сессии... И не собирающийся сдавать (в смысле: подготовиться, выучить)
В общем, отбывают срок до получения диплома...
Вот именно так, в жизни и происходит.

Такое впечатление, что они привыкли: скажут, что им это не нужно - и получат вожделенные "трояки"

Комментарий не совсем по цитате. Часто в жизни бывают, что троечники лучше устраиваются на работу (работают меньше и зарабатывают больше) именно по специальности, чем люди даже с красным дипломом.

Adelaida
24.10.2006, 18:39
Ridersss
Главное, что магистрам гораздо легче поступить в аспирантуру, чем у специалистов, у них вообще шансы падают почти до нуля.
Это отнюдь не общее правило, я специалист, поступала в аспирантуру наравне с магистрами, проблем с поступлением у меня не было. Единственное - моя кафедра сомневалась, не слишком ли я молода :), и предлагала год подождать.

Магистр, за последний год своего обучения обычно сдает два кандидатских экзамена (философию и иностранный язык). Безусловно, сдать эти минимумы в магистратуре гораздо легче, чем в аспирантуре
Сдать кандидатские экзамены - наиболее простая задача из того, что надо сделать в аспирантуре, так что это различие несущественно :) В моем ВУЗе в магистратуре обучение в основном ориентировано на самостоятельную работу, т.е. посещение различных спецкурсов и спецсеминаров, соответственно, это может делать и специалист.

Ridersss
24.10.2006, 19:23
Adelaida
Это отнюдь не общее правило, я специалист, поступала в аспирантуру наравне с магистрами, проблем с поступлением у меня не было. Единственное - моя кафедра сомневалась, не слишком ли я молода , и предлагала год подождать.

Как вы считаете легче сдать три экзамена или один? А в некоторых университетах, пример "корабелка" магистры при поступлении в аспирантуру не сдают вообще экзаменов! Если магистр сдал уже два экзамена на "отлично" в магистратуре, а затем при поступлении в аспирантуру сдал специальность на "отлично". То скорее всего при равном количестве баллов (15 против 15) в аспирантуру скорее всего возьмут магистра, а не специалиста.

Сдать кандидатские экзамены - наиболее простая задача из того, что надо сделать в аспирантуре

Это смотря, как у Вас в университете принимают эти кандидатские минимумы. Так, что не все разделяют ваше мнение.

Ridersss
26.10.2006, 01:07
Ridersss
пример "корабелка"

Для справки это Санкт-Петербургский государственный Морской технический университет ( СПбГМТУ )

Adelaida
26.10.2006, 09:32
Ridersss
Как вы считаете легче сдать три экзамена или один?
Я считаю, что если человек действительно собирается в аспирантуру, то сдать вступительные экзамены ему не составит труда. Не знаю, как у вас, а у нас наибольшую трудность представляло получение рекомендации кафедры, и тут не важно, магистр ты или специалист, если кафедра не уверена, что ты сможешь защититься, тебя не допустят к экзаменам вообще.

Это смотря, как у Вас в университете принимают эти кандидатские минимумы. Так, что не все разделяют ваше мнение.
Дело не в этом, я не говорю, что сами экзамены простые. Но аспирантура - это не обучение, к этому нельзя подходить со студенческими мерками: поступление и успешная сдача всех экзаменов не гарантируют успешного окончания аспирантуры.

Cobra
26.10.2006, 12:01
Adelaida
если кафедра не уверена, что ты сможешь защититься, тебя не допустят к экзаменам вообще.
Но аспирантура - это не обучение, к этому нельзя подходить со студенческими мерками: поступление и успешная сдача всех экзаменов не гарантируют успешного окончания аспирантуры.

Лучше и не скажешь. Экзамены в аспирантуру по большому счёту - формальность. Главное - это наличие руководителя и диссертабельной темы. Даже после успешной сдачи экзаменов (в случае конкурса и не только) материалы по всем потенциальным аспирантам возвращаются на кафедру и она уже решает брать конкретного Васю Иванова в аспирантуру или нет, причём магистр он или специалист при обсуждении никого не волнует. Условно говоря: поднимается профессор Умнов и говорит, что Вася Иванов перспективный аспирант, имеет уже кучу наработок и публикаций, поэтому его надо взять, Ваня Васин не имеет публикаций, но может починить лабораторный стенд, поэтому его тоже надо взять, а вот Таня Петрова собирается замуж, потом может родить ребёнка, поэтому её брать не надо - пусть идёт на платное. Все согласно кивают , или спорят , или дерутся , но никакого "геноцида" специалистов или магистров нет.
Другой вопрос, что решение о поступлении в аспирантуру принимается не непросредственно перед экзаменами, а раньше, поэтому человек целенаправленно выбирает обучение по программе магистра, участвует в конференциях, публикуется, зарабатывает вес на кафедре, а другой, определившийся перед экзаменами, не имеет этих преимуществ, поэтому выглядит всё как предпочтение магистров специалистам, но если вдуматься в суть, то это не так.

Team_Leader
26.10.2006, 13:15
С моей точки зрения для большинства (на сегодняшний день еще) ВУЗов россии проблема дифференциации специалист-магистр не актуальна, так как большмство еще учится по стандартной 5 - 5,5 -летней программе специалиста. По моему опыту для поступления в аспирантуру и специалист и магистр рассматриваются, как лица имеющие "высшее образование третьего уровня". И все. Никаких особых преференций для магистров не существует. У нас в ВУЗе была ситуация, опасанная Cobra, когда главное припоступлении в аспирантуру было не в сдаче экзаменов (это во многом формальность), а в решении кафедры и факультета брать того или иного человека (которое было известно не только задолго до поступления, но и задолго до окончания института нашим потоком).
С моейточки зреня и специалист и магистр понятия юридически эквивалентны (хотя по моей специальности я с магистрами практически не встречался).
С другой стороны это дело ВУЗа. В тех случаях, когда на факультете есть возможность дифференциации после четветого курса на потоки "специалистов" и "магистров", насколько я знаю, бывет так (но не всегда) тех, кого кафедра хочет видеть в аспирантуре (а после четвертого курса (получения диплома бакалавра) примерно уже есть представление, кого брать а кого не брать) направляют в магистратуру. Поэтому и берут только аспиранов из числа магистров, в основном.
А вообще я считаю магистратуру и бакалавриат ерундой совершенно не нужной. Фактически это только пустая трата времени.
Давайте считать:
У непрерывного специалиста, как правило бывает 9 учебных семестров (4 курса* 2 + 1 семестр на пятом курсе) + 1 семестр - на написание дипломного проекта и преддипломную практику. Надо учетсть также время на подготовку к выпускным госэкзаменам и т.п. Если в вузе учатся 5,5 лет, то 10 семестров + диплом.
Что мы имеем в системе "бакалавр-магистр":
бакалавр: 7 учебных семестров + диплом (вычтете из чистого учебного времени госы + ка минимум одна или две производственных практики).
Магистратура: 2 или 3 учебных семестра + диплом (1 - 2 семестра) с дипломной практикой + педпрактика.
Видно, что студент считай 2 раза делает одну и туже работу: защищает 2 диплома (2 диссертации), затраты времени, в среднем - 2 - 3 семестра + затраты времени на педпрактику (которая, честно говоря, с учетом будущей деятельноти бльшинству выпускников не нужна).
Чисто учебных семестров остается столько-же: 9 - 10.
Такимобразом суммируем:
Специалитет:
всего - 10 - 11 семестров.
Из них учебных - 9 - 10.
Неучебных - 1 (ну плюс еще полсеместра на госы и практики).
Магистратура + бакалавриат:
всего 12 семестров (6 лет).
Учебных - 9 - 10.
Неучебных (самостоятельная работа) - 2 - 3.
Таким образом по объеу знаний ,учитывая чисто учебное время, получаемых по дисциплинам высшего образования - все одинаково в обоих случаях - 9-10 семестров.
Увеличение времени на неучебную (самостоятельную работу) во многом непродуктивно, т.к. сделав уже однажды работу бакалавра, как правило магистры значительную её часть просто переносят в магистерскую диссертацию (т.е. одна и та же работа дублируется). В тех же случаях, когда темы магистерских работ устанавливаются без учета уже сделанной бакалаврской (так к сожалению бывает часто) - тогда это вообще "мартышкин труд", т.к. фактически какя-то часть работы делается впустую и далее нигде не используется. Т.е. 1-2 семестра - не используются никак или очень непродуктивно (и только небольшой частью студентов - на самообразование и написание более серьезных трудов).
Таким образом, делаем вывод, что бакалавриат-магистратура на сегодняшний день - пустая потеря одного года по сравнению со специалитетом. Те, кому этот год нужен для самостоятельной работы, как правило идут в аспирантуру, поэтому лучше, как и планируют сейчас добавить один год для аспирантуры (те, кому он будет ненужным смогут защитить кандидатскую досрочно в 3 года), а двухступенчатую систему ликвидировать.

Ridersss
26.10.2006, 13:24
Adelaida


Не знаю, как у вас, а у нас наибольшую трудность представляло получение рекомендации кафедры, и тут не важно, магистр ты или специалист, если кафедра не уверена, что ты сможешь защититься, тебя не допустят к экзаменам вообще.
Абсолютно верно.

Adelaida

Я считаю, что если человек действительно собирается в аспирантуру, то сдать вступительные экзамены ему не составит труда.

Это спорно. Извините, какой у Вас был конкурс при поступлении в аспирантуру (сколько человек на место) и сколько баллов вы набрали ? У меня друг, специалист, с красным дипломом (средний балл - 4,95) набрал при поступлении в аспирантуру 15 баллов. К сожалению больше набрать невозможно. И не поступил ( см. выше). И это не единичный случай.

Adelaida

Но аспирантура - это не обучение, к этому нельзя подходить со студенческими мерками: поступление и успешная сдача всех экзаменов не гарантируют успешного окончания аспирантуры.

А если человек не сдал кандидатские минимумы он, точно не закончит, эту аспирантуру успешно, а другую может быть.

Cobra

Экзамены в аспирантуру по большому счёту - формальность

Если у Вас не было конкурса, то Да! А если Вам обязательно надо набрать 15 баллов и еще надеяться на удачу, извините это формальностью не назовешь!

Даже после успешной сдачи экзаменов (в случае конкурса и не только) материалы по всем потенциальным аспирантам возвращаются на кафедру и она уже решает, брать конкретного Васю Иванова в аспирантуру или нет, причём магистр он или специалист при обсуждении никого не волнует.

Не надо вводить людей в заблуждение. И не надо приводить каких-то гипотетических примеров.

Team_Leader
26.10.2006, 13:34
Ridersss
Если у Вас не было конкурса, то Да! А если Вам обязательно надо набрать 15 баллов и еще надеяться на удачу, извините это формальностью не назовешь!
Насчет конкурса. Дык все в руках отдела аспирантуры и кафеды. Сколько допустят такой конкурс и будет. Вот у нас, например, человек 10 хотели, а на кафедре сказали: вот есть публикации у 4-х человек их и допустим к экзаменам. Тем не менее Cobra совсем не гипотетические примеры приводит, т.к. окончательное слово по приему за кафедрой независимо от количесва набранных баллов.
Согласен, что бывают ситуации, когда экзамены многое решают. Но как правило, отсев происходит задолго до их начала. И так, кстати не только в России.

Ridersss
26.10.2006, 13:55
Textilshik
У нас в ВУЗе была ситуация, опасанная Cobra, когда главное припоступлении в аспирантуру было не в сдаче экзаменов (это во многом формальность), а в решении кафедры и факультета брать того или иного человека (которое было известно не только задолго до поступления, но и задолго до окончания института нашим потоком).

А у нас в Университете при поступлении в аспирантуру действительно был конкурс. И все те, кто закончил этот университет, и поступал в свою аспирантуру никто не поступил! А поступили, те, кто пришел из других ВУЗов. Так, что в разных университетах,
по-разному принимают.

А про формальности я уже читал на этом форуме... ;)


Добавлено

Textilshik
Таким образом, делаем вывод, что бакалавриат-магистратура на сегодняшний день - пустая потеря одного года по сравнению со специалитетом.


Добавлено

Textilshik

Тем не менее Cobra совсем не гипотетические примеры приводит, т.к. окончательное слово по приему за кафедрой независимо от количесва набранных баллов.

Я правильно понял, что аспирантура может взять того, кто набрал 14 баллов и выкинуть человека, набравшего 15 баллов?!

Adelaida
26.10.2006, 14:36
Ridersss
Это спорно. Извините, какой у Вас был конкурс при поступлении в аспирантуру (сколько человек на место) и сколько баллов вы набрали ? У меня друг, специалист, с красным дипломом (средний балл - 4,95) набрал при поступлении в аспирантуру 15 баллов. К сожалению больше набрать невозможно. И не поступил ( см. выше). И это не единичный случай.
Я набрала 15 баллов. Конкурс у нас был один человек на место :) Просто потому, что кафедра дала рекомендацию ровно стольким людям, скольких могла взять. Нескольким моим знакомым отказали совсем, кому-то посоветовали подождать и поступать в следующий заход. И мне кажется, что эта ситуация довольно распространенная, Вы же понимаете, что результаты экзаменов и средний балл диплома не очень-то связаны с, скажем так, научным потенциалом :) Кафедру значительно больше интересует диссертабельность будущего аспиранта. К тому же 3 года аспирантуры - маловато для начала научной деятельности (по крайней мере, в точных науках), поэтому нужно, чтобы на момент поступления уже были наработки по теме и публикации, иначе просто можно не успеть.

Cobra
26.10.2006, 14:43
Ridersss
У меня друг, специалист, с красным дипломом (средний балл - 4,95) набрал при поступлении в аспирантуру 15 баллов. К сожалению больше набрать невозможно. И не поступил
Ну, вот видите, я же и говорю, что формальность, если бы оценки за экзамены на что-то влияли, то он бы обязательно поступил.
и далее
все те, кто закончил этот университет, и поступал в свою аспирантуру никто не поступил! А поступили, те, кто пришел из других ВУЗов
опять же дело не в результатах экзаменов.
Не надо вводить людей в заблуждение. И не надо приводить каких-то гипотетических примеров.
Пример, который я привела далеко не гипотетический. Я сама присутствую уже который год на подобных обсуждениях, но имена и фамилии, понятное дело, изменены :)
Я правильно понял, что аспирантура может взять того, кто набрал 14 баллов и выкинуть человека, набравшего 15 баллов?!

Вы поняли правильно. Кафедра заинтересована взять человека, который:
а) имеет реальную возможность защититься;
б) может быть чем-то полезен;
в) блатного и т.п.
Поэтому часто обсуждения конкретных кандидатур (особенно при нехватке мест) бывают очень бурными, вплоть до того, что рассматривается и материальное положение человека, и личные симпатии.

Ridersss
26.10.2006, 15:14
Cobra

Ну, вот видите, я же и говорю, что формальность, если бы оценки за экзамены на что-то влияли, то он бы обязательно поступил.
и далее

А Вы уверенны, что такая "двуличная" практика проходит во всех университетах страны! *

Cobra

опять же дело не в результатах экзаменов.

Вы поняли правильно. Кафедра заинтересована взять человека, который:
а) имеет реальную возможность защититься;
б) может быть чем-то полезен;
в) блатного и т.п.
Поэтому часто обсуждения конкретных кандидатур (особенно при нехватке мест) бывают очень бурными, вплоть до того, что рассматривается и материальное положение человека, и личные симпатии.

Получается, что мы, кто поступил в этот университет из других ВУЗов все являемся блатными так что ли? *
Меня лично, не спрашивали, про мое материальное положение. А другие, кто поступил, они даже не работают. И машин у них нет.

В некоторых местах вообще вывешивают списки с баллами. :)

Cobra
26.10.2006, 15:49
Ridersss
А Вы уверенны, что такая "двуличная" практика проходит во всех университетах страны!
Почему же двуличная? Если есть выбор между ботаником-отличником (я не имею в виду Вашего друга, а то Вы как-то буквально всё воспринимаете), который способен вызубрить язык, философию и специальность, получить три пятёрки, но не способен работать самостоятельно, предлагать что-то новое и т.п. и "Кулибиным", который "на коленке" делает какие-то оригинальные приборы, глубоко понимает предмет, предлагает оригинальные решения, но категорически неспособен выучить язык и философию, то кого Вы выберете? Так что особо "двуличного" здесь ничего и нет.
Получается, что мы, кто поступил в этот университет из других ВУЗов все являемся блатными так что ли?
Не нужно воспринимать всё буквально, я привела примеры мотивов, которыми может руководствоваться кафедра, решая кого ей оставить в аспирантуре. Причём, что удивительно, Вы почему-то выбрали третий вариант ответа ;) (прямо по Фрейду)
другие, кто поступил, они даже не работают. И машин у них нет.
Приводя пример про материальное положение, я имела в виду обратную ситуацию: то есть идёт выбор, что нужно оставить человека на бюджете, потому что платно он не потянет, а другого можно не оставлять, потому что ему может оплатить обучение, к примеру, предприятие, где он работает.

VesterBro
26.10.2006, 16:03
Textilshik
С моей точки зрения для большинства (на сегодняшний день еще) ВУЗов россии проблема дифференциации специалист-магистр не актуальна, так как большмство еще учится по стандартной 5 - 5,5 -летней программе специалиста. По моему опыту для поступления в аспирантуру и специалист и магистр рассматриваются, как лица имеющие "высшее образование третьего уровня". И все. Никаких особых преференций для магистров не существует.
Полностью поддерживаю
Таким образом, делаем вывод, что бакалавриат-магистратура на сегодняшний день - пустая потеря одного года по сравнению со специалитетом.
Даже если фраза насчет пустой потери - это немного утрировано, но все же очень немного. При ее прочтении, думаю, каждый из обучавшихся в магистратуре вспомнил, какое количество бесполезных дисциплин ему при этом довелось прослушать :)

Ridersss
26.10.2006, 18:04
Cobra

Прежде всего, я хотел бы извиниться перед Вами за некоторую резкость своих высказываний, которую я себе позволил.

Cobra

Почему же двуличная? Если есть выбор между ботаником-отличником (я не имею в виду Вашего друга, а то Вы как-то буквально всё воспринимаете), который способен вызубрить язык, философию и специальность, получить три пятёрки, но не способен работать самостоятельно, предлагать что-то новое и т.п. и "Кулибиным", который "на коленке" делает какие-то оригинальные приборы, глубоко понимает предмет, предлагает оригинальные решения, но категорически неспособен выучить язык и философию, то кого Вы выберете? Так что особо "двуличного" здесь ничего и нет.

Чем больше я узнаю здесь про аспирантуру все меньше, у меня желания заниматься наукой, а тем более уже преподаванием. :(

У нас в этом году в аспирантуру поступала девушка, ей лично предложил (сделав множество комплиментов) это декан, одновременно зав. кафедры факультета и она не поступила. Я считаю, что ей было бы очень обидно, если бы она узнала "по вашим словам", что все было решено до поступления и экзамены это формальность (фикция). *

Как я уже говорил выше, все кто, поступил в этом году в аспирантуру на нашу специальность были из других ВУЗов. Они о нас практически ничего не знали, тогда вопрос, почему они предпочли нас, а не своих выпускников? Часто такие случаи происходят вашем ВУЗе?

Cobra

Не нужно воспринимать всё буквально, я привела примеры мотивов, которыми может руководствоваться кафедра, решая кого ей оставить в аспирантуре. Причём, что удивительно, Вы почему-то выбрали третий вариант ответа (прямо по Фрейду)

А, Вы *любите Фрейда?

Paul Kellerman
26.10.2006, 19:14
Сегодня на заседании кафедры обсуждали последние новости по воп-
росу об высшем образовании, в частности об инженерном образовании.

В правительстве готовится для рассмотрения следующая схема:

------------- * * * * *-------------------- * * * *--------------------- * * * * *-----------------
| * * * * * * * *| ---> | *Бакалавриат |---> | Магистратура | ---> | * * * * * * * * * * |
| * * * * * * * *| * * * *| * *(3-4 года) * *| * * * | * *(2 года) * * * *| * * * *| * * * * * * * * * * |
| * * * * * * * *| * * * * -------------------- * * * *--------------------- * * * * | * Послевуз. *|
| Среднее | * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * | * *образов. *|
| образов. | * * * * * * *-------------------------------------- * * * * * * * | * * * * * * * * * * |
| * * * * * * * *| * * * * * * | *Инженерное образование *| * * * * * * *| * * * * * * * * * * |
| * * * * * * * *| -------> | *(5-5.5 лет) по 15-20 спец., *| --------> | * * * * * * * * * * |
| * * * * * * * *| * * * * * * | * утвержд. правительством *| * * * * * * *| * * * * * * * * * * |
------------- * * * * * * * *------------------------------------- * * * * * * * *------------------

Среди специальностей для инженеров - большая часть медицинских,
художественных и специальностей по государственной безопасности.

Из бакалавриата в магистратуру предполагается принимать в среднем *
20-30% выпускников бакалавриата. Переходы студентов между бака-
лавриатом и инженерным профилем образования запрещен, а также
запрещен переход между инженерным профилем и магистратурой, в
том числе инженеры-выпускники не могут поступать в магистратуру.

В дальнейшем планируется окончательная ликвидация инженеров.

fazotron
26.10.2006, 21:09
Подтверждаю разработку и подготовку данного проекта (во всяком случае по бакалавриату и магистратуре) от самих разработчиков
При этом затем планируется внести изменения в трудовой кодекс (противоречия со специалистами)

Paul Kellerman
26.10.2006, 21:25
Ridersss

Вы уходите от основной темы в сторону проблем поступления в аспиран-
туру, и также сбиваете других. У нас есть целый форум для обсуждения
подобных вопросов. Тем не менее, я скажу пару слов относительно мест
в аспирантуру и того, кого берут туда. И на этом вопрос этот закроем.

Что касается мест в аспирантуру по конкретной кафедре, то есть такое
понятие квоты, выделяемой конкретной кафедре, и она зависит от того,
сколько аспирантов этой кафедры реально защищается за последние
несколько лет. Если никто не защищался то и квота будет минимальная,
например, 3 места, причем даже если кафедра имеет 3-4 группы по 25
студентов и все 75-100 человек претендуют на эти места. По мере же
повышения количества защитившихся аспирантов квота увеличивается.
Встречались случаи, когда кафедра имеет одну группу из 20 человек, и
она получает квоту 10 мест, при том, что всего 2-3 студента собираются
в аспирантуру. В таком случае кафедра принимает выпускников кафедр
смежных специальностей, либо раздает остаток квоты другим кафедрам
у которых квота очень малая. Правда, такая роскошь случается нечасто.

Что касается того, кого берут, а кого нет, то сразу скажу, что красный
диплом (инженера или магистра), средний балл 5.0 за все время учебы,
совсем не гаранитируют поступления на бюджетное место. Кафедра
может еще до сдачи экзаменов, на этапе подачи документов в отдел
аспирантуры отказать претенденту, не дать необходимого отзыва, и
тогда до экзаменов дело даже не дойдет. Но и даже если кафедра и
дала шанс на поступление (дала отзыв), то все равно последнее слово
обычно останеся за ней. Получается это следующим образом, хотя и
формально принимает решение о зачисление отдел аспирантуры на
основании результатов конкурсного отбора, но, как правило, экзамен
по специальности ставится последним, хотя и необязательно. Умные
претенденты приложив все необходимые усилия сдают эказмены по
философии и иностранному на "отлично", сразу же вышибив из гонки
менее умных и удачливых претендентов. Однако, тех, кто сдал фило-
софию и ин.яз. на 5, все равно оказывается больше, чем число мест.
И тут все зависит от последней оценки, которую поставит кафедра, а
она ставит ее обычно не за знания спецпредмета. И вот здесь оценка
зависит от множества других факторов, связанных с претендентом:

- Заслуги перед кафедрой за время обучения. Участие в учебном про-
цессе, техническая помощь, типа поддержки и развития сети кафедры.

- Перспективность в будущем. Останется претендент хотя бы частично
на своей кафедре или свалит немедленно, получив заветные корочки.

- Диссертабельность претендента. Какова вероятность того, что пре-
тендент представит что-нибудь вменяемое и адекватное к защите.

- Наличие публикаций, как научных статей, так и учебных пособий.

- Наличие практического опыта в той области, в которой претендент
собирается заниматься исследованиями. Не является ли он прилежным
ботаником - белоручкой, который, например, собирается заниматься
исследованиями в области электроники, но при этом он никогда даже
паяльника в руках не держал. Все что может, только зубрить лекции.

Там где процветает кумовство и коррупция, на первый план выходят:

- Сколько претендент дал на лапу и готов ли он давать в будущем.

- Чьим, собственно, протеже является претендент, насколько блатной.

Прим. 1. На примере своего ВУЗ могу сказать, что все претенденты, как
правило, получают пять по философию и иностранному, и все зависит
от того, что поставит кафедра по спецпредмету, а это зависит от мно-
жества вышеизложенных факторов. Так что вроде формально оценки
имеют значения, конкурс имеет место быть, а реально решает кафедра.

Прим. 2. Во некоторых ВУЗ, конечно, бытует практика, что в магистра-
туру берут тех, кого потом будут брать в аспирантуру. А оставшиеся
на инженерном профиле могут забыть про шансы в аспирантуру. Но
это не везде так, а кроме того, с ликвидацией инженерного образо-
вания этот не очень справедливый момент потеряет актуальность...

Cobra
26.10.2006, 21:27
Ridersss
Я считаю, что ей было бы очень обидно, если бы она узнала "по вашим словам", что все было решено до поступления и экзамены это формальность (фикция).
Возможно, а может и наоборот - она бы поняла, что причина не в ней и не расстраивалась, а поступила бы в другой ВУЗ или пошла соискателем.
Как я уже говорил выше, все кто, поступил в этом году в аспирантуру на нашу специальность были из других ВУЗов. Они о нас практически ничего не знали, тогда вопрос, почему они предпочли нас, а не своих выпускников?
К сожалению, не обладаю способностями к телепатии, могу только догадываться.
Часто такие случаи происходят вашем ВУЗе?
На моей памяти не было ни разу, но какие мои годы ;)
А, Вы любите Фрейда?
Нет, считаю, что он слишком примитивно пытался объяснить человеческую природу.
PavelAR,
fazotron
Да, мы это тоже обсуждали, причём зав. кафедрой сказал, что идёт политика обязательного распределения по гос. предприятиям после окончания ВУЗа, а кто хочет работать в коммерческой организации, то пусть эта организация присылает заявки и оплачивает обучение специалиста для себя. Про это что-нибудь слышно или деза?

Team_Leader
27.10.2006, 09:39
Cobra
Да, мы это тоже обсуждали, причём зав. кафедрой сказал, что идёт политика обязательного распределения по гос. предприятиям после окончания ВУЗа
Да? А если в данной отрасли больше госпредприятий не осталось (все приватизированы), а потребность госслужбы в специалистах данного профиля - не более 1% от числа выпускников? А платить за подготовку специалистов оставшиеся предприятия явно не в состоянии? Тогда что, ВУЗ закроют?

Добавлено

Примеры отраслей:
- промышленность полимерного синтеза - Госпредприятий нет, все частные имеют форму ОАО, ЗАО, ООО (редко),
- промышленность химических волокон,
- стекольная промышленность,
- стекловолоконная промышленность (это не только производство оптоволоконных кабелей, но и стеклотекстильных КМ),
- промстроймат,
- нефтехимия,
- текстильная (кстати - до 30% занятых в народном хозяйстве) - государство фактически само сбросило с себя эту отрасль),
- легкая и обувная,
- машиностроение невоенного назначения (подъемно-транспортное, транспотрное, железнодорожное),
- пищевая.
Никакой дурак за обучения специалста, который может года 2 поработает и уйдет, платить не будет (к тому же в промышленной сфере у нас слабый уровень практической подготовки, современного оборудования инженера-выпускники фактически не знают, т.е. надо доучивать). Уже сейчас есть тенденция приглашать в качестве специалистов-руководителей производства иностранных инженеров и технологов (из Германии, Австрии .... Турции (! - оказывается их специалисы уже лучше наших, т.к. умеют работать на совреенных машинах)). А тогда вообще от услуг российских выпускников можно будет отказаться - дешевле сразу пригласить готового спеца из-за границы (пусть ему и окладнадо положить 3 - 4 тыс. евро/мес), но ве равно это более резонно, чем платить за обучение в ВУЗе и потом еще самим доучивать местных ребят. В общем вместо повышения уровня образованя и развитя технических, в первую очередь, ВУЗов - будет полный развал.

Cobra
27.10.2006, 11:48
Textilshik
Никакой дурак за обучения специалста, который может года 2 поработает и уйдет, платить не будет
Ну, этот вопрос вообще решается очень просто: заключается договор, что за оплату обучения студент обязуется отработать в фирме N лет или возместить затраты на обучение + неустойка. У нас на кафедре такой вариант практикуется достаточно давно (лет 10 точно).
к тому же в промышленной сфере у нас слабый уровень практической подготовки, современного оборудования инженера-выпускники фактически не знают, т.е. надо доучивать
так обычно те, кто учится по контракту, подрабатывают в данной фирме, там же пишут и дипломную работу на тему, в которой фирма заинтересована, так что специалист выходит достаточно качественный.
Про саму идею распределения мне и самой как-то чудно, поэтому и спросила у людей знающих. Думаю, что речь всё-таки о том, что образование будет платным, а бесплатно будут учиться только те, кто потом обязуется распределиться на гос. предприятия, а остальные или будут искать спонсора, или платить из собственного кармана.

Team_Leader
27.10.2006, 12:32
Cobra
так обычно те, кто учится по контракту, подрабатывают в данной фирме, там же пишут и дипломную работу на тему, в которой фирма заинтересована, так что специалист выходит достаточно качественный.
К сожалению качественным специалистом он станет лет через 5 - 10, когда поработает, походит по выставкам, съездиет за границу - посмотрит заводы-производители оборудования, как там у них все работеат, поработает под руководством опытного наставника лет так несколько. А так - для самостоятельной работы он непригоден еще.

Paul Kellerman
27.10.2006, 13:19
Textilshik
от услуг российских выпускников можно будет отказаться

Кстати, есть мнение, что основным мотивом, побудившим прави-
тельство к реформе, является то, что России больше не нужен
экспорт специалистов. А значит большой ряд специальностей,
по которым готовились специалисты, которые потом в основном
зарубежом были востребованы, потеряют свою необходимость.

Поэтому инженеры если будут готовиться, то только по тем 15-20
спец., которые правительство сочтет востребованными внутри РФ.
А по другим специальностям - получил бакалавра и до свиданья.

Cobra
27.10.2006, 13:27
PavelAR
Поэтому инженеры если будут готовиться, то только по тем 15-20
спец., которые правительство сочтет востребованными внутри РФ.
Косвенно это подтверждает идею о распределении на гос. предприятия, то есть получается будет некий "госзаказ", в связи с которым ВУЗы претерпят сильные изменения, может, действительно, специальности, которые не востребованы закроют и кто не успеет перестроиться - пострадает.

Team_Leader
27.10.2006, 13:32
PavelAR
Поэтому инженеры если будут готовиться, то только по тем 15-20
спец., которые правительство сочтет востребованными внутри РФ.
, а по остальным -- мы перейдем к импорту....

Maksim24
02.11.2006, 13:49
Обещают введение узкой специализации высшего образования.
Есть хорошая статья по этому поводу:
http://zvezda.ru/prn_452.ht

VAR
04.12.2006, 05:07
Textilshik

Примеры отраслей:
- промышленность полимерного синтеза - Госпредприятий нет, все частные имеют форму ОАО, ЗАО, ООО (редко),
- промышленность химических волокон,
- стекольная промышленность,
- стекловолоконная промышленность (это не только производство оптоволоконных кабелей, но и стеклотекстильных КМ),
- промстроймат,
- нефтехимия,
- текстильная (кстати - до 30% занятых в народном хозяйстве) - государство фактически само сбросило с себя эту отрасль),
- легкая и обувная,
- машиностроение невоенного назначения (подъемно-транспортное, транспотрное, железнодорожное),
- пищевая.
Это примеры чего, извините? На предприятиях этих отраслей есть потребность в квалифицированных кадрах? Как правило, речь идет о людях, знающих как работать с современной автоматикой. К фундаметнальному (да и не фндаментальному тоже) высшему образованию это, как правило, никакого отношения не имеет. Необходимо знание оборудования и технологии (и то и другое, как правило, импортное, поэтому западные специалисты знают их лучше). Люди с научной подготовкой необходимы организациям, которые сами занимаются каким-то креативом. А практически все они уже сдохли, ибо их креатив был никому не нужен еще в советские времена.

Team_Leader
06.12.2006, 10:17
VAR
Люди с научной подготовкой необходимы организациям, которые сами занимаются каким-то креативом.
Вы путаете, дорогой друг научную квалификацию (аспирантуру, степень и пр. с этим связанное) с высшим ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ образованием, которое дает право заниматься ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ деятельностью по специальности. Главный инженерзавода не должен заниматься исследованиями, он должен занть, как его завод работает и иметь навык бесперебойность этой работы обеспечить. Все это основывается на его высшем ПРОФЕСИОНАЛЬНЫМ образованием. Понятное дело, что на должност главного инженера надо держать не выпускника университета по специальности "химия", "физика плазмы" или "прикладная математика", а выпускника ВТУЗа по инженерно-технологической специальности.
Как правило, речь идет о людях, знающих как работать с современной автоматикой. К фундаметнальному (да и не фндаментальному тоже) высшему образованию это, как правило, никакого отношения не имеет.
Знание и умение работать с современной техникой и технологией по своей специальности имеет прямое отношение к высшему образованию. Если человек закончил ВУЗ по специальности, там "Технология сварочного производства" или "Технология переработки натуральных и химических волокон", то он должен знать в основном всю современную технику по своей специальности и основноные научно-ехнические проблемы с ней связанные. Иначе это уже не инженер, а болтун - фундаменталист, извините.

VAR
06.12.2006, 13:26
Textilshik
Главный инженерзавода не должен заниматься исследованиями, он должен занть, как его завод работает и иметь навык бесперебойность этой работы обеспечить. Все это основывается на его высшем ПРОФЕСИОНАЛЬНЫМ образованием.
Я бы не стал называть это высшим образованием. Высшее образование все же предполагает какую-то самостоятельную исследовательскую деятельность, постановку и решение каких-то теоретических проблем (в т.ч. связанных с той же техникой). А изучение установки ЭЛОУ-АВТ-7 в разрезе и прочее это простое "коллекционирование марок". Если завтра на рынке появится оборудование, которое наш гениальный инженер в ВУЗе "не проходил", то его профессиональная квалификация разом уйдет в ноль. Что, кстати говоря, нередко и происходит.

Team_Leader
06.12.2006, 13:45
VAR
Да ведь дело не в знании марок машин, а дело в незнании уровня и вообще возможностей современной техники в своей предметной области. Это уже очень серьезно.
насчет сущности высшего образования:
Высшее образование все же предполагает какую-то самостоятельную исследовательскую деятельность - в какой-то мере. В большей для выпускников университетских фундаментальных программ: "физика", "математика", "химия" - где сфера дальнейшей работы именно преподование и исследования.
Что касается инженерных специалистов, тут направленность более практическая: умение диагностировать и решать возникающие проблемы, связанные с предметной технической областью, где он работает. А если человек в принципе не знает современной техники (а то что он знает безнадежно устарело и по базовым принципам ущественно отличается от того, что он знает) - нкакого решения задач быть не может.
Как пример: специалист попаровозам (знающий механику, термодинамику и тепловые двигатели) абсолютно будет беспомощным, если его кинуть в сферу эксплуатации (даже не говорю о конструировании и строительстве) электровозов (которые в первую очередь базирубтся на принципах электротехники, электромеханики, электроники и пр.). Нужна будет полная переподготовка. Т.е. профиль подготовки специалиста не соответствует современному уровню задач, а его знания устарели. Так и с промышленными инженерами. Они знают принципы допотопной техники (простейшие электродвигатели, механическая трансмиссия и пр.), но современные машины совсем иные (точная механика, электроника, частотные преобразователи, сервомоторы, пневматика, гидравлика и пр.). это несколько серьезнее, чем просто незнание новейшей модели оборудования. Это принципиальное незнание своей области деятельности и неспособность решать задачи.

VAR
06.12.2006, 14:03
Textilshik
Что касается инженерных специалистов, тут направленность более практическая: умение диагностировать и решать возникающие проблемы, связанные с предметной технической областью, где он работает.
Все проблемы в учебнике не описаны. Этот специалист должен прежде всего понимать общий принцип работы тех или иных элементов системы, их роль для предприятия в целом, должен чувствовать потенциальные узкие места каждой установки, должен понимать, какие из этих узких мест может расшить новое оборудование и не возникнут ли при этом новые, более серьезные проблемы. Этот специалист должен постоянно думать над тем, как повысить техническую и, как следствие, экономическую эффективность работы предприятия. А если его квалификация сводится к тому, что он не забыл, что "если лампочка зажглась, то надо снизить давление на 0,5 МПа", то это уровень выпускника ПТУ. И инженер с высшим образование отличается от такого птушника не тем, что он прочитал больше книжек и знает больше случаев того, что делать, когда загорается лампочка.
У нас, увы, почему-то про это забывают. Точнее, может быть голая, высосанная из пальца теория или, наоборот, экстенсивное изучение того или иного технологического оборудования. И то и другое это тупик.

Team_Leader
06.12.2006, 14:11
VAR
Вы дискутируете лишь бы дискутировать? Это все понятно. Понятно, что в Вузе дают главным образом не знания, но прежде всего умение думать. Однако думать надо не абстарктно, а на основе представлений о реальных вещах. вот и все. Больше в философию вдаваться не хочу.

VAR
06.12.2006, 14:24
Textilshik
Понятно, что в Вузе дают главным образом не знания, но прежде всего умение думать.
Ага. То есть принципиально все же умение думать, а не знание устаревающей фактологии. Еще совсем недавно Вы утверждали иное:
Если человек закончил ВУЗ по специальности, там "Технология сварочного производства" или "Технология переработки натуральных и химических волокон", то он должен знать в основном всю современную технику по своей специальности и основноные научно-технические проблемы с ней связанные.

Team_Leader
06.12.2006, 14:28
VAR
М Думать и знать современную технику. И думать на ее уровне. Ве чего тут непонятного? Прсто я заострил внимане на одном характерном моменте. Все дискутировать, считаю, больше не о чем.

Ильюшенков
04.08.2008, 03:05
Прочитал официальный отчет Фурсенко А. по реализации национального проекта "Образование":
http://www.mon.gov.ru/ruk/ministr/dok/4546
и понял, что наше образование развивается позитивно, ни одной проблемы, стоящей на его пути развития нет.

Не понятными какими то статистическими выкладками оперирует наш министр, а так же вообще о чем говорит:
"Так, более чем в два раза (до 30 процентов) возросло число детей, которые учатся в современных школах." - вообше непонятная формулировка, можно разварачивать как хочешь, не говоря уже о том, как получились эти цифры.

"В школе становится больше интересных кружков, секций, клубов, где каждый школьник может найти для себя интересное дело и добиться успеха, проявить творчество и социальную активность..... В нашу жизнь возвращаются технические кружки, спортивные секции, туристские клубы". - ну не знаю, у кого есть дети пусть комментируют. Вряд ли это заслуга НП "образование", а скорее родителей, которые все это оплачивают.

"За последние несколько лет количество организаций дополнительного образования увеличилось более, чем в полтора раза. При этом средний возраст педагогов дополнительного образования снизился на 13 лет и составляет 40 лет. Доля мужчин среди них - 46 процентов. В систему образования пришли профессионалы из реального сектора, во многих случаях совмещая эту деятельность с основной работой". - это правда в репетиторство, в написание курсовиком, дипломников народ валит и достаточно молодой. Растет также качество и количество подготовки специалистов по специальностям магов, колдунов, народных целителей и прочей ереси.

"В рамках комплексных проектов модернизации образования апробирована новая система оплаты труда учителей, при которой быстрее растет зарплата у лучших педагогов, в том числе, молодых". Не понятно, что конкретно "пробировали" и на ком.

"К 2010 году будут установлены нормативы по всем направлениям и уровням подготовки, а к 2012 году программы не менее половины учреждений профобразования будут финансироваться по нормативу". Уважемый министр, как к Вам такая мысль пришла: нормативы примем, а финансировать не будем!

"Среди поддержанных по конкурсу инновационных школ свыше трети - сельские социо-культурные комплексы (более 2 тыс.). Такая школа постепенно становится не только образовательным, но современным информационным, культурным центром, где проходят самые значимые местные события (выборы наверно - авт.), все жители могут пользоваться библиотекой, медиатекой, спортзалом, заниматься художественной самодеятельностью". - может кто знает есть ли недалеко в Лен. области съезжу посмотрю.

"На базе инновационных учреждений начального и среднего профессионального образования при совместной работе федеральной, региональной власти и бизнеса формируется костяк ресурсных центров для всей страны по востребованным экономикой направлениям подготовки. В 76 таких центрах, созданных в рамках национального проекта в 2007 году, сегодня обучается порядка 60 тыс. человек. Среди них - не только молодые люди, получающие свою первую профессию, но и рабочие, повышающие квалификацию. Тем самым закладываются основы для преодоления дефицита кадров". - вообще не понимаю, хоть написали бы где находится и что делают, я бы студентов бы сводил. Заложенные основы для преодоления дефицита кадров еще те, чего стоит одно реформирование отсрочек от призыва для НПО и СПО.

"В результате в инновационных вузах достигнут баланс между реализацией компетентностного подхода и фундаментальной подготовкой". - инновационные ВУЗы Ау, что это за баланс...

VAR
04.08.2008, 04:29
"Так, более чем в два раза (до 30 процентов) возросло число детей, которые учатся в современных школах."
Есть подозрение, что это школы, в которых есть интернет

"В школе становится больше интересных кружков, секций, клубов, где каждый школьник может найти для себя интересное дело и добиться успеха, проявить творчество и социальную активность..... В нашу жизнь возвращаются технические кружки, спортивные секции, туристские клубы"
это все никуда не уходило, просто перешло на добровольные и коммерческие рельсы

"В рамках комплексных проектов модернизации образования апробирована новая система оплаты труда учителей, при которой быстрее растет зарплата у лучших педагогов, в том числе, молодых"
зарплаты молодых учителей растут (в %) всегда быстрее :) Стимулировать же способных молодых учителей всякого рода "внебюджетными" средствами толковые директора школ начали задолго до того, как Фурсенко стал министром

"Среди поддержанных по конкурсу инновационных школ свыше трети - сельские социо-культурные комплексы (более 2 тыс.). Такая школа постепенно становится не только образовательным, но современным информационным, культурным центром, где проходят самые значимые местные события (выборы наверно - авт.), все жители могут пользоваться библиотекой, медиатекой, спортзалом, заниматься художественной самодеятельностью"
это картинки из реалий сельской местности западных стран, где школы (и церкви) являются центрами общественной жизни. Однако там это происходит на уровне самоуправления, а не государственных конкурсов и прожектов

"На базе инновационных учреждений начального и среднего профессионального образования при совместной работе федеральной, региональной власти и бизнеса формируется костяк ресурсных центров для всей страны по востребованным экономикой направлениям подготовки."
В чистом виде инициатива бизнеса, который пошел в школы в поисках дешевой раб. силы для заполнения базовых вакансий. Однако с парты к станку пойдут те, кому идти совсем некуда, да и то, пока в армию не призовут или в вуз не поступят.

"В результате в инновационных вузах достигнут баланс между реализацией компетентностного подхода и фундаментальной подготовкой"
учебный план не резиновый - либо компетенции, либо "фундаментальная подготовка".

Ильюшенков
04.08.2008, 17:29
В чистом виде инициатива бизнеса, который пошел в школы в поисках дешевой раб. силы для заполнения базовых вакансий.

Это не про школы, а про ПТУ и техникумы. Хотелось бы знать куда пришел и что сделал, кроме организации сдачи площадей в аренду.
http://news.ntv.ru/spb/121532/

Есть подозрение, что это школы, в которых есть интернет. Чтобы в школе был Интернет минимум нужен компьютер в кабинете директора, телефон, модем, Интернет-карточка. С трудом могу представить, что этого где то нет.

nauczyciel
04.08.2008, 17:32
В 76 таких центрах, созданных в рамках национального проекта в 2007 году, сегодня обучается порядка 60 тыс. человек
Среди них - мой ВУЗ. В 2007 году к нему присоединили с десяток техникумов и два ПТУ. Кадровую проблему это никак не решило - всё осталось на своих местах, только вывески сменили и отчитались о создании "межрегионального университетского комплекса".

VAR
04.08.2008, 21:12
Это не про школы, а про ПТУ и техникумы. Хотелось бы знать куда пришел и что сделал, кроме организации сдачи площадей в аренду.

да все просто. Директор завода кидает копейку директору школы на ремонт, доплату учителям и просто в личный карман, тот дает добро на организацию "профильного обучения" в старших классах, где детям рассказывают про азы производства, заманивают оболтусов к конвейеру, а наиболее способным по окончанию предлагают поступить в профильные вузы в качестве стипендиатов завода.

Что же касается ПТУ, то у каждого предприятия давно существуют свои учебные центры для новых сотрудников.