PDA

Просмотр полной версии : "Читать" или не "читать", вот в чем вопрос...


Hulio
15.04.2009, 15:54
Решил поговорить еще на одну актуальную тему: подготовки к занятиям и о проведении лекционных занятий.
Но остальное время отнимает [в том числе - прим. моё] ... подготовка к занятиям

Интересно, это я такой моральный урод или наоборот, гений, но лично я к непосредственно к самим занятиям не готовлюсь. Во-первых , читаю лекционные занятия по собственным брошюркам, которые редактирую и обновляю раз в год-два. Во вторых, эти брошюрки с лекционными материалами имеются и у студентов. Те у которых нету, конспектируют , конечно, поэтому часто приходится читать в режиме диктовки ( с перерывами на конкретизацию и юморок, чтоб остальные не уснули). Убого, конечно, но если какие любознательные личности с кафедры или из деканата наведаются к студентам их конспекты проверять по собственной инициативе или в результате конфликтной ситуации, то такие всегда имеются. Лектор вроде при деле - лекции читает, записи студенты делают, причем лекции проходят в удобном режиме записи, иногда некоторые фразы для бедных гениев по 2-3 раза повторяю. Те , у которых брошюрки имееются, тоже по ним за "ходом событий" следят. Правда одна девочка-"дурочка" пыталась "толковый" вопрос задать - "а в чем тогда суть лекций, зачем они вообще нужны?" На что я ей ответил, что мол "кто-то же их должен читать, а так мне доход идет. Ты ведь против этого не возражаешь". Девочка-дурочка в ответ нервно заблеяла - не-не-не. Так что все цЫвильно и прилично, как в лучших домах Парижа

Нет, конечно можно и там всякие креативы применять, только как завещал великий Конт, нужно соблюдать "умственную гигиену". А во вторых можно из себя второго Радзинского строить, но вот проблема в чем: воспринимать будет только треть - остальные же привыкли или просто пастись на лекциях, как коровы на лужайке, или писать под диктовку. Или будут орать через каждое слово "А что нам писать?", или займутся своими делишками, или, еще хуже, пойдут жаловаться , что ничего не понимают.

Варвара
15.04.2009, 17:41
0_0 Hulio, какие ужасы вы рассказываете! :) По своей студентческой жизни помню: лекции - самый доступный способ изложения материала. Полтора часа на лекци для меня означают, что этот материал можно даже не перечитывать перед экзаменом. Я даже на философию науки перед кандидатским добросовестно ходила как раз поэтому.

И каждый раз перед своей лекцией я готовлюсь, по крайней мере, составляю план. Хотя, может, это потому, что я читаю новые курсы? (один абсолютно новый, а второй - сильно переработанный). Кстати, написание собственно лекций, подготовка семинаров, стандарта и всё прочее для новых курсов сжирают время просто ужасно!

Tortoise Cat
15.04.2009, 17:56
Hulio, а Вы какой предмет преподаете?
У меня вот к пятнице, например, к семинару по практике перевода задан перевод текста медицинского. А приходить с непроработанным лично собой текстом - непрофессионально. То же самое с практикой языка. Если я не подберу интересный языковой материал для конкретной группы - занятия превратятся во взаимное мучение.

Feeleen
15.04.2009, 18:46
Я в лекциях стараюсь дать сжато материал по темам, осветить все ключевые вопросы. "Бонусный" материал все найдут в учебниках и монографиях, особо сложные вопросы выношу на семинар.
На экзаменах и зачетах спрашиваю сугубо в соответствии с лекциями и семинарами.

Hulio
15.04.2009, 22:01
Tortoise Cat, я когда-то сам преподаванием одного восточного языка занимался - да это серьезный труд, особенно при отсутствии нормальных текстов по академической специальности. Тут действительно, от обязанностей не убежишь:)

А приходить с непроработанным лично собой текстом - непрофессионально. Только я ведь лекционные занятия обсуждал - методика проведения семинарских занятий совершенно иная.

Варавара да и смысл поста был не про то, что я с брошюрок (правда собственного сочинения) читать только и умею. Просто проще читать, чем ораторствовать. И народ сосредоточенно пишет. Меньше шума и гама.

fazotron
15.04.2009, 22:12
Я читаю (то есть рассказываю) по собственному учебнику, который свободно продается и который некоторые особо примерные покупают в магазине. Поэтому тоже к занятиям специально не готовлюсь , а текст разбавляю чем нибудь новым или неформальным. Согласен, что примерно треть группы все равно не работает

Варвара
16.04.2009, 05:17
Hulio, самый лучший лектор, которого я встречала, просто выходил и рассказывал, без всяких методичек, планов и бумажек. Лекции по сетям и комп. железу. Казалось бы, нудная тема, а затягивало всех, слушали - не оторваться. Преподаватель, сами понимаете, далеко не старый. Но это, конечно, труднодостижимый идеал.

Я читаю только то, что под диктовку, остальное стараюсь рассказать сама, акцентируя внимание на тонкостях и разбирая базовые примеры. Содержимое учебника студенты прочитают сами, когда будут практику делать (ха-ха-ха!). А чтобы они хоть что-то усвоили, а не просто, как болванчики, повторяли пункты из методички, надо давать "бонусные" пояснения на лекциях.

Хотя, ведение лекций очень сильно зависит от предмета...

OLL
16.04.2009, 13:17
Hulio, самый лучший лектор, которого я встречала, просто выходил и рассказывал, без всяких методичек, планов и бумажек.

у нас ВСЕ преподы именно так читали... хотя качество лекций, конечно, было ооочень разным

Варвара
16.04.2009, 13:24
OLL, у нас некоторые преподы выходили с бумажкой и не могли правильно срисовать формулу на доску. И ещё обижались, что их поправляют.

IvanSpbRu
16.04.2009, 14:36
Варвара, именно так лекции читаю и я (просто рассказываю), но при этом - по некоторой аналогии с Hulio - снабжаю своих студентов еще и электронным конспектом (который они могут распечатать или прийти с ноутбуком). В этой ситуации студенты имеют возможность, слушая меня, делать какие-либо пометки в конспекте или задавать вопросы, если что-то осталось непонятным, ну и есть материалы, по которым готовиться к экзамену.

Группы у нас в вузе маленькие, так что обеспечивается работа большинства ее состава.

Диктовать не очень люблю, хотя, разумеется, когда читаешь новый курс, по которому еще не полностью подготовил все опорные материалы, приходится

rkhodjaev
16.04.2009, 14:43
А я пару важных моментов диктую из книжки, а потом объясняю + реальные примерами привожу (так как прикладной наукой занимаюсь).
Думаю под диктовку надо пару вещей дать студентам, что бы они прочитав этот материал вспомнили объяснении лектора.

Olafson
16.04.2009, 17:05
Лекции мэтров часто в советское время издавались в виде книги центрального издательства. Там интересно современникам: верно ли, что лекция длится пару часов.Одолеть материал этой <<классической лекциии>> за пару часов не может либо студент, либо преподаватель:)

Lu4
16.04.2009, 17:28
Кстати, написание собственно лекций, подготовка семинаров, стандарта и всё прочее для новых курсов сжирают время просто ужасно!
Присоединяюсь, я, напримемер, готовлюсь к лекции по новой теме 5-6 часов

Варвара
16.04.2009, 18:38
Lu4, у меня времени уходит больше. Потому что я долго упихиваю огромный материал в маленькую лекцию. Увы, часов так мало, а материалов так много... :(

Hulio
16.04.2009, 19:29
Lu4, у меня времени уходит больше. Потому что я долго упихиваю огромный материал в маленькую лекцию. Увы, часов так мало, а материалов так много... :(

Ну тут радоваться нужно, а не печалиться. Вот когда реально сказать детишкам нечего - вот это ужас.

А на подготовку одного печатного листа в среднем уходит неделя времени ( по 2-3 часа в день) при условии, что исходный материал уже имеется.

Добавлено через 9 минут 32 секунды
Лекции мэтров часто в советское время издавались в виде книги центрального издательства. Там интересно современникам: верно ли, что лекция длится пару часов.Одолеть материал этой <<классической лекциии>> за пару часов не может либо студент, либо преподаватель:)

так и счас так, просто либо приказ сверху поступает "издать именно лекции" какбы взаместо методички, то ли для учебника материал "сыроват" и не обработан . Вот и называют опус в 600 страниц "лекциями".

А для молодежи причина следующая: есть учебник мэтра и молодому преподавателю не реально утвердить свой в качестве даже дополнительной литературы. Вот и именуют свой опус "лекции"- по принципу лекции читаю - читаю, значит право имею и опубликовать начитанное. Лично я так отбрехивался, когда меня в неуважении к мертвому корифею обвинили, по чьим учебникам все потоки занимаются.


Ну а причина, почему "лекция" занимает объем 1-3 печатных листа 20-70 страниц - так по этим лекциям можно и лекционные и семинарские занятия проводить. И кроме того, у разных групп разные уровни , поэтому невозможно разным группам один и тот же материал читать.

Добавлено через 4 минуты 49 секунд
просто выходил и рассказывал, без всяких методичек, планов и бумажек. Лекции по сетям и комп. железу. Казалось бы, нудная тема, а затягивало всех, слушали - не оторваться.

Интересно, а что после этого в записях и конспектах у студентов оставалось. Просто так, без доли ехидства любопыствую.

Варвара
16.04.2009, 19:49
Hulio, у меня сохранились прекрасные конспекты. И в голове много осталось. Он действительно гениальный лектор!

Ну тут радоваться нужно, а не печалиться. Вот когда реально сказать детишкам нечего - вот это ужас.

У меня тяжелый стресс - я скармливаю студентам какие-то обжевки вместо лекций, а предмет простой, интересный и полезный. И практический. А практических занятий нет - только лекции. Да, да, чудеса учебного плана... :(

Olafson
16.04.2009, 20:37
Hulio,

В нашей области мэтры -- это либо ушедшие корифеи, либо живые (да здравствуют!) академики.

IvanSpbRu
17.04.2009, 00:17
И практический. А практических занятий нет - только лекции. Да, да, чудеса учебного плана... :(

Так это нормально...Я вот читал предмет по технологиям Интернет-магазина, так там были только лекции, ни одной лабы...

Варвара
17.04.2009, 08:01
IvanSpbRu, у меня абсолютно аналогичная ситуация. Курс про основы сайтостроительства (html, css)... :D

saovu
21.04.2009, 11:53
предмет простой, интересный и полезный
Курс про основы сайтостроительства (html, css)..
Вот именно что простой. Почему интересный - не понял.
Если специальность программистская, то по такому предмету и не надо практических занятий. Если предмет не профильный, то практика здесь нужна.
ИМХО, конечно.

Варвара
22.04.2009, 11:03
saovu, ну как же! Сайты, картинки, уязвимости, атаки, поисковая оптимизация... Всё это так весело и интересно, особенно в сравнении с матаном, который первокурсникам совсем не близок.

Из практики у меня только расчетное задание, ибо совсем без практики - это тогда бесполезно абсолютно. Предмет из одних только лекций - это всё равно что нет предмета. Тем более, как выясняется, существуют "программисты", которые не знают, что такое теги... Не всем студентам свойственно любопытство, так необходимое на программистских специальностях.

Elsa
22.10.2009, 18:40
Решил поговорить еще на одну актуальную тему: подготовки к занятиям и о проведении лекционных занятий.

у меня вопросов с "манерой" ведения лекций не возникает))) Все на доске (мелом): формулировка теорем, вывод док-в, следствия и т.п.
Скучать студентам не приходится, да и лектор всегда при деле)))

Vica3
22.10.2009, 18:53
Предмет из одних только лекций - это всё равно что нет предмета
А вариант "интерактивных" лекций не пробовали? Идете в УО - кричите, шо мол в то время, когда космические корабли.. тут отдельные личности не дают Вам комп.классы, тем самым дискредитируя науку и образование и партия им этого не простит..
После чего - детей за компы - и оглы практику! При этом в эл.вид закинуть часть теории - и, в случае чего - вещать - сие "интерактивное ведение занятий", самая натуральная "инновационная технология", и, мол, если проверяющий этого не понимает, то он есть консерватор, фашыст и прочий плохой человек и вредитель проекту образования, плана Путина и мира во всем мире...

Zaurus
23.10.2009, 18:24
Я чередую лекции с мелом, на пару с мультимедийкой. Даже понравилось, после лекции руки даже мыть не надо. А то постоянно, словно мелом обсыпанный.
Одно НО, такую лекцию мне готовить надо неделю, это при том, что я знаю материал. Тут вспомнишь и фотошоп, и визио, и прочия, прочия...