Просмотр полной версии : Требования к остепененности в вузах
Кто-нибудь, может быть, знает, какие требования к остепененности преподавательского состава вузов (и филиалов вузов) предъявляет Минобраз?
Сколько точно должно быть кандидатов, сколько докторов? На какое количество студентов?
Лучник
Вы будете смеяться, но 1 июля вступили в силу новые требования. Или вы спрашиваете именно поэтому? Мы проходили это по старым условиям, но некоторые отчеты у меня остались. Щас гляну старые требования.
Образовательный ценз педагогических работников: Доля преподавателей с учеными степенями - не менее 60%.
- доктора наук - не менее 30 % от штата;
- кандидаты наук;
- лица без ученой степени,имеющие почетные званияия;
- лица с высшим профессиональным образованием;
- лица со средним и начальным профессиональным образованием
- мастера производственного обучения
- лица со средним профессиональным образованием;
- лица с начальным профессиональным образованием;
- лица без профессионального образования. Цифры допишу чуть позднее. Увы точные данные так и не нашел, поэтому по памяти. Соотношение ппс/ студенты 1 к 10, причем штатные должны составлять не менее 90% количества ставок. Надеюсь помогло.
Спасибо, Ink, понятия не имел, что были какие-то изменения. Просто заметил невнятное шевеление в полукоммерческих структурах... И стало интересно. :)
Добавлено через 17 часов 26 минут 9 секунд
Что-то много докторов - 30 % от ппс... Неужели так? А как по новому, и где это можно посмотреть самостоятельно?
Количество остепенненых зависит от вида ВУЗа. Нам так объясняли.
К универу свои требования, к академии - свои, а к инститту третьи.
А что: верно что кроме МГУ, ЛГУ, Бауманки и подобных -- может быть 30 процентов докторов? У нас около 10.
Лучник
смотрите
- Закон РФ "Об образовании";
- Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании";
- Положение о лицензировании образовательной деятельности;
- Куча ведомственных приказов Минобразования и Рособрнадзора
Olafson
Аккредитация у разных вузов в одном регионе разнесена по времени, поэтому на ближайший учебный семестр доктор наук из одного вуза может перейти на 0,25 ставки в штат в аккредитируемый вуз. Но это мои личные наблюдения, всей процедуры полностью и её деталей я не знаю.
Однако переписывалась сегодня с дамой из Рособра - та мне выдала фишку, шо мол вскорости вернемся к системе (если кто помнит) - лекции лицо неостепенное читать права не имеет...
Кто что слышал по данному поводу?
Vica3, это было бы в духе времени -- многие вузы бы влились в крупные коллективы.
IvanSpbRu
22.07.2009, 09:43
Однако переписывалась сегодня с дамой из Рособра - та мне выдала фишку, шо мол вскорости вернемся к системе (если кто помнит) - лекции лицо неостепенное читать права не имеет...
Кто что слышал по данному поводу?
Насколько я понимаю, эту систему никто вроде и не отменял - просто на практике она в ряде вузов не соблюдается. Но есть вузы, которые достаточно строго следят за тем, чтобы лекции читал человек со степенью
эту систему никто вроде и не отменял - просто на практике она в ряде вузов не соблюдается. Так и есть. Для того, чтобы неостепененное лицо читало лекции нужно разрешение ученого совета.
У нас тоже редко доверяют лекции преподавателям без степени.
Мдя... уш... интересно получается... Значит, ВУЗы нашего города и филиалы столиц отошли за годы "развала" от системы:)) Таким образом (гипотетически), человек, имеющий пед.стаж по профилю более 20 лет и не имеющий степени - лекции читать не смогет, а какое либо существо, без стажа работы, но со степенью - смогеть.....
человек, имеющий пед.стаж
существо, без стажа работы
Лицо имеющее ученую степень обладает необходимым квалификационным уровень, а лицо без степени - нет. Не путайте, пожалуйста, ремесленную систему с системой академического образования.
IvanSpbRu
23.07.2009, 17:43
Мдя... уш... интересно получается... Значит, ВУЗы нашего города и филиалы столиц отошли за годы "развала" от системы:)) Таким образом (гипотетически), человек, имеющий пед.стаж по профилю более 20 лет и не имеющий степени - лекции читать не смогет, а какое либо существо, без стажа работы, но со степенью - смогеть.....
Вы же не удивляетесь, что в переводчики-синхронисты берут не людей, проживших 20 лет в стране изучаемого языка, а тех, кто прошел специальный курс обучения.
Так и здесь - в теории лицо со степенью обладает более высокой подтвержденной квалификацией, чем человек без степени. Другое дело, что на практике это не совсем так, особенно с учетом уровня нынешних аспирантур
Лицо имеющее ученую степень обладает необходимым квалификационным уровень, а лицо без степени - нет. Не путайте, пожалуйста, ремесленную систему с системой академического образования.
А где эта система у нас сохранилась то, кроме заповедников? согласна с IvanSpbRu, в теории может оно и так, а вот на практике...
На практике вопрос о наличии степени решается. исходя из нескольких составляющих: деньги, свободное время, связи... Даже не рассматривая вопрос о получении степени только за деньги - едино затраты не маленькие. А покажите мне человека, обремененного семьей, детьми, и живущего только на свою з-п (ну, плюс зп мужа-жены, работающего в той же области и взяток не берущего) - который в наши дни сможет защитить диссер? Одинокие - да, не вопрос, сложно - но можно... А вот работающих в вузах таких людей немало....И их опыт преподавания зачастую позволяет им вести дисциплины на порядок качественнее, чем "свежеиспеченные" кандидаты всяческих наук (еще раз повторюсь - технические науки не трогаю, а по гуманитарно-экономическим - классическая картинка)
Более того, если сие требование начнет соблюдаться полностью в наши дни - ИМХО, стоимость защит возрастет в разы.
Аналогичная картинка была в органах госвласти в конце 90-х, когда вышел приказ о необходимости высшего профильного образования у начальников отделов налоговых и прочих структур.. Красивая картинка была. знаете -ли, когда люди за 40, с громадным опытом работы, стали срочно покупать дипломы (ибо по иному этот процесс получения образования назвать сложно), а пока они их покупали, формально на их должностях сидели мальчики и девочки с образованием, но без опыта работы.... И хорошо еще, когда молча сидели, а вот когда руководить пытались...Кстати - "шутка" Автоваза с НДС и государством в те годы - результат вот такого руководства лиц "с более высоким квалификационным уровнем"...
Vica3 Вы сейчас кого оправдать пытаетесь?
Longtail
24.07.2009, 17:09
Штука в том, что если человек преподает 20 лет, то он волне может оформить соискательство или поступить в БЕСПЛАТНУЮ государственную заочную аспирантуру и при наличии готовой исследовательской работы и публикаций (не штаны же он 20 лет протирал) защититься буквально за год. А если он этого не сделал, т.е. не имеет здоровых амбиций карьеры на научном поприще (читай неадекватный человек, т.к. каждому нужна реализация социальных потребностей), то и читать лекции мне кажется такой человек не совсем может.
На мой взгляд все верно.
Konstantin
24.07.2009, 19:25
Полностью согласен с коллегами, что наличие степени автоматически ставит сотрудника на ступень выше самого замечательного специалиста без степени. А все рассуждения про низкие способности остепененных идут от зависти, как ни прискорбно. Степени покупные, полученные по блату, определенными частями тела были всегда, как всегда были способные исследователи.
2 Ink - да никого я не пытаюсь оправдать, просто была маленькая надежда, что хоть в высшем образовании реформирование пройдет не как всегда, а с включение разума... Должна же быть мечта даже у такого циника, как я (кривая усмешка).
2 Longtail - возможность есть всегда (в теории), а вот на практике..., особенно в провинции.. Не скажу за всю РФ, но у нас имеет смысл защищаться до 30 (канд) и 45 (докт) и то, только в том случае, если планируешь больше не "исчезать из системы" - тогда окупается.. Есть еще вариант - у тебя есть надежный "тыл", обсепечивающий тебе возможность "заниматься наукой в свое удовольствие".. Остальные (условно бесплатные варианты) - отсутствуют...
А уж насчет " БЕСПЛАТНУЮ государственную заочную аспирантуру " - там, вообще-то, количество мест ограниченно, и туда молодежь стараются запихнуть, имеющую способности...
"реализация социальных потребностей" - через корку кандидата? - круто! А я то дура, думала, что они больше реализуются через востребованные учебники и пособия и прочии разработки....
А этого " здоровых амбиций карьеры" в вузе - мне точно не понять, видимо в юность "наелась" сильно записей в трудовой "начальник", "директор" и прочаа....Карьеру в вузе, ИМХО, имеет смысл делать ради детей, ради еще кого... Чтобы легче было кого-то устроить или, в редких случаях, реализовать какой-то проект... ну это уже "здоровый меркатнилизм":)))
2 Konstantin - не попали, я из другого лагеря... остепененных... мне, как Верещагину - за державу обидно...когда людей, много лет посвятивших реально крупным научным разработкам, особенно в области "оборонки" и военной медицины, и в годы развала ушедших в образование - так не совести не хватило за прилавок вставать - лишают нагрузки в пользу мальчиков и девочек со степенью, но без хм.. как бы покультурнее... пожалуй так: с честно купленным " необходимым квалификационным уровнем..."
IvanSpbRu
25.07.2009, 02:26
"реализация социальных потребностей" - через корку кандидата? - круто! А я то дура, думала, что они больше реализуются через востребованные учебники и пособия и прочии разработки....
Без степени кандидата учебник или учебное пособие Вам никто издать не даст - в лучшем случае будете клепать методички, или сердобольный профессор впишет Вас десятым соавтором в братскую могилу, за то, что помогли все набрать на компьютере.
К сожалению, в научной тусовке, как, впрочем, и в любой другой, значение имеют не индивидуальные способности, а формальная квалификация. Это верно в общем-то - должен же быть какой-то метод ранжирования сотрудников. Но при это периодчиески такая модель противоречит здравому смыслу - как любая формальная бюрократическая модель;-) Вспоминаются фильмы про войну, когда молоденький лейтенант из училища, еще пороху не нюхавший, назначается командовать людьми, в полтора раза его старше, и уже пару лет отвоевавшими, но относящимися к рядовому составу...
Это верно в общем-то - должен же быть какой-то метод ранжирования сотрудников.
Как говорится в одном известно фильме:
"Общество без цветовой дифференциации штанов лишено смысла" :p
Без степени кандидата учебник или учебное пособие Вам никто издать не даст - в лучшем случае будете клепать методички, или сердобольный профессор впишет Вас десятым соавтором в братскую могилу, за то, что помогли все набрать на компьютере.
извините, но сие - не факт. Есть масса других вариантов.
вар. 1. Сама лично, перед своей защитой, на пару с неостепенным человеком, "пробила" учебник "информатика", гриф УМО, через 1 из московских гос.вузов забесплатна. Правда в рецензентах шли 2 дохтура тех.наук:))
нервы, правда, покрутили...но не сильно.
Вар. 2 А можно еще проще - в соавторы берется остепененное лицо - и спокойно выпускается: разделение труда - с лица - его корочка, все остальное - сам... В 2002 так же выпустила учебник по делопроизводству.. ругалась, правда, сильна (молодая была, глупая) - мол почто так несправедливо - я пишу, а кого-то в соавторы... потом поняла - политика партии - шо с ней спорить:))
Вар.3 А уж если амбиции мучають - еще проще - платишь порядка 20 т.руб - твой личный учебник издают за твой счет + гриф уМО... потом сей учебник реализуешь через вуз - затраты окупаются... если не лень - еще проще - грант - договор с издательством - реализация через книжные... но тут бегать нада....
вар.2, конечно, наименее затратный... по нервам:))
2 Riper: а я сидела -вспоминала-вспоминала точную цитату, так и не вспомнила....А фильм пришел на ум сразу.... Пасиба!:)
IvanSpbRu
25.07.2009, 18:23
Vica3, в соавторы все равно требуется остепененное лицо, и чем маститее - тем лучше. Или же нужно выкладывать деньги из своего кармана. Как правило, для того, чтобы вуз издал Ваш учебник без соавтор и без затрат с Вашей стороны, нужно себя весьма хорошо зарекомендовать - и с профессиональной тчоки зрения, и с точки зрения благонадежности:rolleyes:
Но, разумеется, на абсолютное знание я не претендую;-) Хотя Ваша ситуация мне представляется чуть ли не идиллической. Видимо, возни все же было больше, чем Вы скромно упоминаете:rolleyes:
А про цветовую дифференциацию штанов - все верно:D
Цвет штанов не убивает наповал, да и не должен. Если было бы иначе, то амбициозный и непосредственный к.н. мог бы вытеснить незащищенного с соотвествующей кафедры любого вуза. (Да не будет так; я знаю неостепененных, которые имеют потенциал докторов, но различные обстоятельства, вплоть до личных, мешают оформиться). Читающий лекции впервые (даже и после защиты), как правило, читает хуже любого неновичка.
Мне сегодня анекдот рассказали: один типо вузик, типо не в центре города, летом уволил (вывел за штат) всех неостепенённых преподавателей :cranky: Теперь у этого вуза 100% остепененность :rolleyes:
Кстати говоря, этот вуз сам по себе любит ловить лулзы. Интересный факт: не так давно из статьи про это вуз на Википедии были "..удалены элементы плагиата и рекламы". Ну реклама-то ладно, понятно что вуз себя пиарит по всем направлениям. Но плагиат?! Что же за бесчестный человек отвечает за плагиат? Уж не ответственный ли за информационное направление в вузе?
Александр45
24.09.2010, 21:04
Таки никто не дал ответа на первоначальный вопрос о проценте защищённого ППС. У нас в институте на следующий год лицензирование и если по кандидатам 60% мы уверенно выполняем, то докторов у нас меньше 10%, причём намного меньше если не считать совместителей. Или для институтов требования поменьше в сравнении с универами?
Добавлено через 1 минуту 10 секунд
Для того, чтобы неостепененное лицо читало лекции нужно разрешение ученого совета.
Первый раз об этом слышу. У нас частенько неостепенённые читают лекции :confused:
Добавлено через 1 минуту 14 секунд
Без степени кандидата учебник или учебное пособие Вам никто издать не даст - в лучшем случае будете клепать методички, или сердобольный профессор впишет Вас десятым соавтором в братскую могилу, за то, что помогли все набрать на компьютере.
За Ваши денюжки всё пожалуйста - хоть пособие, хоть учебник:cool:
Александр45, а зачем себе голову забивать вещами, над которыми вы не властны? Что касается требований, то смотрите Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 30 сентября 2005 г. № 1938 "Об утверждении показателей деятельности и критериев государственной аккредитации высших учебных заведений"
│Процент │
│работников │профессорско-преподавательского │
│ │состава с учеными степенями и (или)│
│ │учеными званиями: │
│ ├─────────────────┬─────────────────┤
│ │для университета │- не менее 60 │
│ ├─────────────────┼─────────────────┤
│ │для академии │- не менее 60 │
│ ├─────────────────┼─────────────────┤
│ │для института │- не менее 55 │
│ ├─────────────────┴─────────────────┤
│ │Процент докторов наук и (или)│
│ │профессоров: │
│ ├─────────────────┬─────────────────┤
│ │для университета │- не менее 10 │
│ ├─────────────────┼─────────────────┤
│ │для академии │- не менее 10 │
│ ├─────────────────┼─────────────────┤
│ │для института │- не менее 8,5 │
│ ├─────────────────┴─────────────────┤
│ │Процент │
│ │профессорско-преподавательского │
│ │состава, работающего в вузе на│
│ │штатной основе: │
│ ├─────────────────┬─────────────────┤
│ │для вузов,│- не менее 30 │
│ │существующих от│ │
│ │трех до пяти лет │ │
│ ├─────────────────┼─────────────────┤
│ │для вузов,│- не менее 40 │
│ │существующих от│ │
│ │пяти до девяти│ │
│ │лет │ │
│ ├─────────────────┼─────────────────┤
│ │для вузов,│- не менее 50 │
│ │существующих │ │
│ │более девяти лет │ │
│ ├─────────────────┴─────────────────┤
Александр45
24.09.2010, 21:31
Александр45, а зачем себе голову забивать вещами, над которыми вы не властны?
Просто последние лет 10 регулярно появляются разговоры то о закрытии нашего пединститута, то о присоединении к областному университету в качестве филиала :( А я хоть и частенько ругаю свой ВУЗ, но я патриот. И мне небезразлична его судьба - старейшего ВУЗа в Зауралье!
За ссылочку спасибо, всё понятно!
Александр45, а большая доля ваших выпускников идут работать в школы?
Александр45
24.09.2010, 21:57
Александр45, а большая доля ваших выпускников идут работать в школы?
По нынешнему году у меня сведений нет. А по прошлому-позапршлому году официально объявлялось, что около 40%. Особенностью нашего ВУЗа является ОЧЕНЬ большое число студентов из сельской местности со всех районов и концов Курганской области, много целевиков. Если нас закроют - то в сельских школах Курганской области просто некому будет работать, ибо по статистике 75% учителей области - наши выпускники.
Кажется, доля работающих по специальности выпускников пед. вузов неуклонно сокращается (а с ЕГЭ этот процесс ускорился). Чиновники от образования же теперь озабочены экономией средств -- не хотят выделять деньги на подготовку учителей, которые не пополнят колллективы школ. Объединения и укрупнения в духе такой <<экономии>>. А в школах некому работать не потому, что кадров не хватает, а из-за зарплаты.
А в школах некому работать не потому, что кадров не хватает, а из-за зарплаты.
Вот вчера директор школы СПб озвучил з/п учителя их школы: 24 тыс. руб., перед этим сказав, что сумма то особо не отличается от других школ. Да... Моя тетя-завуч получает 10 тыс. Вот вам и небольшая разница.
По поводу остепененности, мне вообще не понятна политика нашего вуза. С одной стороны, вуз заинтересован в получении степеней преподавателями, даже переводят на полставки тех, кто еще степень не получил, оставляют со сепенью. Моя хорошая знакомая с др. кафедры вот так пострадала (отучилась, а защиты пока нет).
С другой стороны, наша завкаф говорит, что после моей защиты остепененнность будет 100%. Подсчитала число сотрудников нашей кафедры, кстати, даже не 14, а целых 16 человек. Ну это так, отклонение от темы. Вернемся. По ее словам, руководство будет ругать за полную остепененность. Опять же объясняла, почему. Странно.
Понятно, что при наличии стажа лет этак 15+ зарплата может стать куда ни шло. Но речь-то о новичках. Что в школах, что в вузах. Завуч начальных классов школы, которую заканчивал я, недавно сообщила, сколько получает учитель начальных классов после вуза -- 4,5 тонны. Потом оттуда вычитают налоги(!). Не думаю, что начинающий предметник существенно богаче. То же и в вузе. Ст. преп без степени на ставку у нас -- 6250 р. Нищета должна стимулировать написание диссертации? Так защитившийся и уже работающий в должности доцента меняет нищету на бедность -- 10 тонн грязными.
По ее словам, руководство будет ругать за полную остепененность. Опять же объясняла, почему. Странно.
Действительно, почему ругать? Куда ни плюнь -- кандидат наук. Пробу негде ставить:)
Александр45
25.09.2010, 09:32
А в школах некому работать не потому, что кадров не хватает, а из-за зарплаты.
Закрытием педвузов проблема только усугубится, ИМХО. А вообще, зарплата учителя - это ПОЗОР ДЛЯ ГОСУДАРСТВА
Добавлено через 2 минуты 41 секунду
Вот вчера директор школы СПб озвучил з/п учителя их школы: 24 тыс. руб., перед этим сказав, что сумма то особо не отличается от других школ. Да... Моя тетя-завуч получает 10 тыс. Вот вам и небольшая разница.
Ха-ха! Моя бывшая одногруппница со стажем работы 2 года в школе получает на руки 4700 руб. Смешно читать такие вот некомпетентные заявления тем более из уст директора школы.
Понятно, что при наличии стажа лет этак 15+ зарплата может стать куда ни шло.
Не факт. Моя тетя проработала в школе с окончания вуза. Ей 50.
vBulletin® v3.8.8, Copyright ©2000-2025, vBulletin Solutions, Inc. Перевод: zCarot