PDA

Просмотр полной версии : Введение новой дисциплины


Vat
02.08.2009, 15:27
Коллеги, вопрос может показаться дилетантским, но все же, как вводятся новые дисциплины на кафедре (любой) . Если можно опишите процедуру, чье нужно одобрение и т.д.

Ink
02.08.2009, 15:43
ХЗ. Но предположу, что как минимум нужно
1) Протокол заседания кафедры рекомендующий введение дисциплины
2) Согласие декана
3) Решение ученого совета

Vat
02.08.2009, 18:12
Скажите пожалуйста, а решение Ученого совета ВУЗа или факультета?

Ink
02.08.2009, 18:51
Обоих. Но сначала факультета/института. Мы сами собираемся ввести новый предмет, но это будет только в конце месяца.

Vat
02.08.2009, 19:27
Скажите пожалуйста, а когда новый предмет может быть введен в учебный план, т.е. когда начнется его преподавание (я о Вашем новом предмете) - со второго семестра?

Ink
02.08.2009, 19:46
Вобще-то учебный план на следующий год уже сформирован. Т.е. принципиальной разницы - с осеннего или весеннего семестра вводить нет. Мы планируем в осеннем, но время есть - ориентировочное начало занятий у нас - 15 сентября. Как оно будет на самом деле - увидим.

Vica3
02.08.2009, 20:11
новая дисциплина чаще всего вводится взамем какой-то старой - учебный план то не резиновый.. как я понимаю - в вашем случае - на региональном уровне.. 1. Решаем, откуда взять часы. потом - формальности: заседание кафедры, совет факультета, УС вуза (если он не шибка-шибка крупный). изменения в уч.план - подпись (кто у вас там утверждает - ректор. 1 прорехтур...директор...) - все

Vat
03.08.2009, 13:56
Ink, Vica3, Спасибо Вам!

Hulio
04.08.2009, 20:10
Vat , некоторые "хитрожопые" товарищи поступают проще - вместо того, чтобы проходить обсуждение на кафедре, идут прямиком к проректору. Иногда действительно ускоряет процесс. но могут взамен возникнуть некоторые обиды со стороны завкафа. В прочем, если курс к названию кафедры и ее специализации и рядом не лежал, то можно попробовать именно этот вариант.

Vat
05.08.2009, 10:01
Hulio, Заведующего обижать не хочется, хороший мужик! Но система интересная!
Как я понял из всех предыдущих постов, что в любом случае, вопрос о введение новой дисциплины должно быть поддержано заведующим (что имеет место быть :) )!

Vica3
05.08.2009, 10:07
Нет, вопрос о введении новой дисциплины в первую очередь должен быть поддержан проректором, а еще лучше ректором... В общем тем, кто "царь и бог" для уч.плана... А то может получится так: приходит Ваш зафкаф к "царю и богу" и г-рит - хотим сие, а тот, потирая лапки - чудо, нашлись часы - то гут, давно хотели дисциплинку ака "глубинные основы капания на мозг" (с другой кафедры) - да все как то не знали - куда всунуть.. Спасибо Вам, товарисщь, что нашли часы... Часы мне - сами - свободны, Ваше предложение, конечно хорошее, мы его.. хм.. в сл. году обязательно рассмотрим и обсудим...

Vat
05.08.2009, 13:31
Сплошные интриги :)
Да у нас учебным планом заведует проректор.... будущее покажет)

caty-zharr
29.09.2010, 15:14
Такой вопрос. есть идея новой дисциплины по-выбору, региональный (вузовский) компонент, короче. Что нужно сделать мне для того, чтобы ее ввели. Какое минимально-маскимальное количество часов могут выделить в принципе? Я так понимаю, нужно выработатть рабочую программу, УМК, есть идея сделать электронный учебник. Онять же все это нужно подогнать под определенное количество часов. На кафедре говорить пока не хочу, во избежание, а от часов нужно отталкиваться. У кого есть по этому поводу соображения?
П.С. Не могла не написать, Инк, какой у вас аватар прикольный? На что намекаете? ;)

Ink
29.09.2010, 15:54
caty-zharr, смотрите ФГОС 3 и структуру ООП бакалавров/магистров (тех, у кого хотите ввести) по своему направлению подготовки. Сравнивайте с текущей структурой. Смотрите, что будете удалять и что вводить

Добавлено через 2 минуты 24 секунды

П.С. Не могла не написать, Инк, какой у вас аватар прикольный? На что намекаете? ;)
Представляется, что это Бульвинкль

caty-zharr
29.09.2010, 16:35
Ink, спасибо за совет!

Vasily
29.09.2010, 18:27
Вообще-то, учебные планы разрабатываются деканатом по согласованию с кафедрой. Как я понимаю, "новая дисциплина" будет относиться либо к региональному компоненту, либо к дисциплинам, установленным советом ВУЗа, либо к дисциплинам по выбору студента, либо к факультативам. Федеральный компонент менять нельзя - и если в ГОСе появилась дисциплина, возникнут вопросы только о том, где, когда и кто её будет вести. С остальными намного менее жёстко, но решает деканат, как правило, во взаимодействии с кафедрами. Если отношения между деканатом и кафедрами хорошие, или же кафедра выпускающая, то фактически именно она предлагает дисциплины, но, опять же, если освободилось место или если выяснилось (как правило, по результатам ГАК или внешней проверки), что в подготовке чего-то не хватает. Правда, бывает, это взаимодействие недостаточно проработано (в итоге, на кафедры "спускаются" дисциплины с "нереальными" названиями).

kravets
29.09.2010, 19:31
Вообще-то, учебные планы разрабатываются деканатом по согласованию с кафедрой.

Или наоборот, что разумнее - кафедра лучше знает содержание подготовки.

Ink
29.09.2010, 21:46
Или наоборот,
+1 и только так

Vasily
30.09.2010, 09:43
Или наоборот, что разумнее - кафедра лучше знает содержание подготовки.

Но только выпускающая. Причём, как правило, в профильном деканате есть человек, работающий на этой кафедре. В общем и в целом, руководствуясь указаниями выпускающей кафедры и с некоторым учётом и неучётом отдельных пожеланий остальных в деканате формируется учебный план (или, как вариант, проект разрабатывается на кафедре, а потом деканат его правит).

Добавлено через 1 минуту 52 секунды
У нас в ВУЗе учебный план по специальности - дело деканата. Проблемы возникают с деканатом вечерне-заочного факультета, который "списывает" УП с очников, но не всегда точно.

Ink
30.09.2010, 12:05
Vasily, это не правильный подход. В вашем вузе статус "выпускающая кафедра" как-то принижен.

Vasily
30.09.2010, 19:56
Vasily, это не правильный подход. В вашем вузе статус "выпускающая кафедра" как-то принижен.
Выпускающая кафедра отвечает за всю подготовку по специальности. Она осуществляет выпуск, она получает замечания от ГАК, она принимает глобальные решения по подготовке. С ней согласовываются все рабочие программы. Иногда заведующий выпускающей кафедрой имеет даже больший "вес", чем декан (хотя формально он, безусловно, намного ниже). Но доверить выпускающей кафедре составлять весь учебный план... Да, по аспирантуре это делает именно она, по магистратуре - 50 на 50. А обычными специальностями занимается деканат - ему надо соблюсти "политкорректность", прежде всего, в отношении обеспечивающих кафедр.
А как может составлять учебный план "невыпускающие" (обеспечивающие) кафедры? У них вообще ничего для этого нет. Максимум, что они могут - дать свои пожелания относительно расчасовки, может быть - новых дисциплин. Ну, и, конечно, подписать учебный план - как же без их согласия, вдруг они не смогут "потянуть" предмет? (другое дело, что в условиях дефицита часов проблема стоит в противоположном)

Ink
30.09.2010, 20:04
Но доверить выпускающей кафедре составлять весь учебный план...
Да, по профильной специальности. Кстати именно этим я на днях занимался.

А как может составлять учебный план "невыпускающие" (обеспечивающие) кафедры?
Конечно нет.

Максимум, что они могут - дать свои пожелания относительно расчасовки, может быть - новых дисциплин.
:yes:

Ну, и, конечно, подписать учебный план
:no:
То, что кафедра не сможет обеспечить подготовку - её проблемы. Вот пусть зав.кафедрой об этом на учёном совете расскажет. Естественно зверства нет: с кафедрой всё прилично согласовывается, делается заявка и т.д. Конечно, и деканат вовлечён в процесс. Но не так, как у Вас.

Vasily
30.09.2010, 20:19
То, что кафедра не сможет обеспечить подготовку - её проблемы. Вот пусть зав.кафедрой об этом на учёном совете расскажет.
Это - формальность. Но как раз формальности должны обеспечивать эти гипотетические варианты. Т.е., согласование УП - это, как я понимаю, и есть формальное согласие на ведение дисциплины.
Да, по профильной специальности. Кстати именно этим я на днях занимался.
Ну, это - нюансы взаимодействия деканата и вып. кафедры. Проблема в том, что обеспечивающим может достаться гораздо меньше нагрузки, чем если бы этим делом занимался деканат.

Ink
30.09.2010, 20:37
Т.е., согласование УП - это, как я понимаю, и есть формальное согласие на ведение дисциплины.
Нет не плана. Пусть у меня задача: на основе базового плана, рекомендаций УМО и т.д. составить новый план. Пусть он будет 1000 часов/27 зачетных единиц. Предположим, что 800 (22) я закрыл. Мне нужно закрыть еще 200 (5). Я, не особо напрягаясь, решаю, что всю эту трудоемкость готов отдать, по доброте душевной, на кафедру ин. языка и хочу получить предмет "Деловой английский". Вот я звоню и спрашиваю: вам эти часы нужны? Они говорят "Да". И мы уже договариваемся. Всё. С остальным планом я их не знакомлю и не договариваюсь. Только в части. Если бы они были не согласны, я бы договорился с кем-нибудь другим.

deniska56
30.09.2010, 21:01
Vasily, это не правильный подход. В вашем вузе статус "выпускающая кафедра" как-то принижен.
Как бэ мнится мне, что кафедра - кружок научный, предметно-узкий. Причем кружок ППС. Деканат же, кружок более широкий, так как объелиняет родственные специцальности. Причем деканатами объединяются студентусы. Новая дисциплина - вопрос кафедр. ИМХО

Vasily
01.10.2010, 09:31
У нас пока это больше работа деканата. Или, если точнее сказать, совместно деканата и выпускающей кафедры (создаётся "инициативная группа" со стороны кафедры, декан или зам.декана, раскидывают часы, а потом уже оформление УП и согласование лежит на плечах деканата).
Я, не особо напрягаясь, решаю, что всю эту трудоемкость готов отдать, по доброте душевной, на кафедру ин. языка и хочу получить предмет "Деловой английский". Вот я звоню и спрашиваю: вам эти часы нужны? Они говорят "Да". И мы уже договариваемся
Это хорошо сработает для новых специальностей и/или в условиях перегрузки преподавателей выпускающей кафедры. А теперь представьте себе ситуацию: специальность обкатана, преподаватели выпускающей кафедры просят нагрузки (у них недобор до полутора ставок), а тут такая халява - вёрстка нового УП. А в старом УП какие-то дисциплины внутриВУЗовские непонятные, особенно гуманитарные, болтаются. Сразу вопрос: "А зачем они нужны?!". Если в инициативной группе есть декан, он скажет: "Вы, ребята, особо-то не наглейте, вон у нас на факультете есть кафедра..., так у них преподавателям часов на ставку не хватает, а минимум по ГОСу студенты по дисциплинам этой кафедры с большим трудом выполняют. Давайте мы им часы увеличим. А вот преподаватели кафедры ... вообще без нагрузки остались, сколько раз про это на ректорате говорили, а вы им хотите предмет срезать. Нельзя их трогать."
Хотя, разумеется, принципиальные вопросы решаются так, как говорит выпускающая кафедра.

Добавлено через 12 минут 54 секунды
С остальным планом я их не знакомлю и не договариваюсь. Только в части. Если бы они были не согласны, я бы договорился с кем-нибудь другим.
На этой стадии и не надо. Потом пойдёт формальное согласование уже свёрстанного УП. Например, Вы договорились на дисциплину "Деловой английский язык", потом забыли и назвали её "Занятый английский язык" (я, конечно, утрирую, но есть предметы с куда более длинным и специальным названием, переврать которое неспециалисту по этому профилю - пара пустяков). Как такое вести?
Как бэ мнится мне, что кафедра - кружок научный, предметно-узкий. Причем кружок ППС.
Как следствие, этот "кружок" будет некомпетентен в вопросах общеобразовательных дисциплин и их необходимости для всестороннего развития студента. Кафедра, всё-таки, будет работать на себя.
Деканат же, кружок более широкий, так как объелиняет родственные специцальности. Причем деканатами объединяются студентусы. Новая дисциплина - вопрос кафедр. ИМХО
Безусловно, вопрос кафедр, именно они должны изъявить желание и готовность вести новую дисциплину. Но последней (формально - предпоследней) инстанцией в этом вопросе будет деканат - ему обеспечивать учебный процесс. А ЦУ он будет получать от выпускающей кафедры (о том, что у студентов слабая подготовка, например, по высшей математике, о том, что курсовой по спец. дисциплине нужен на 5 курсе, а не на 4-м, о том, что на 2 курсе нужно ввести первую спец. дисциплину). Ну, и, конечно, именно его "пороги" будут "обивать" заведующие обеспечивающих кафедр в просьбах о часах и дисциплинах.