PDA

Просмотр полной версии : Страна, где много-много плохих вузов


IvanSpbRu
29.09.2009, 03:43
http://expert.ru/printissues/expert/2009/37/strana_gde_mnogo_plohih_vuzov/ - статья из журнала "Эксперт", по моему, довольно любопытная

Ink
29.09.2009, 04:16
"Не читайте перед обедом советских газет" (с)
"Не читал, но осуждаю!" (с)
Когда статья начинается с фразы
Одна из первоочередных задач реформы высшего образования в России — внедрение конкурентных методов финансирования университетов
даже не знаешь: смеяться или плакать.
Ладно, идем далее. Будем исходить из того, что цифры не голословны, а верны. Я им верю. Доля высококвалифицированных юристов тоже мала — около 15%. Это в несколько раз меньше реальной потребности экономики.
Я бы сказал, что это цифра раза так в полтора поменьше, но ведь работать то кому-то надо? И эти люди, отработав, приходят в вуз, говорят "мы -практики" и начинают учить теории, которую сами не знают.
Россия стала чемпионом мира по доле заочников в составе студентов — 49%. Да. Идея заочного образования у нас в стране сошла на нет. Ибо какова цель такого образования? Да очень простая - дать практику (человеку уже работающему по этой специальности) развитие теории (предполагается, что основы он уже знает). А как на самом деле?
Зарплата преподавателя высшей школы по основному месту работы составляет 60–80% от средней по экономике и менее 50% от средней по крупным городам, где расположены вузы. Да ладно по городам, весям и селам: у меня с деканом зарплата различается на порядок.
Для обеспечения международной конкурентоспособности России нам необходимо решить две задачи: во-первых, сохранить охват населения высшим образованием, при этом существенно повысив качество его программ; во-вторых, обеспечить первоочередную (и достаточную) государственную поддержку жизнеспособных элементов системы высшего образования, сохраняющих профессиональную мораль, в первую очередь вузов-лидеров, способных конкурировать на глобальном рынке. Перевожу на русский: денег дай!
Для остальных в 2009 году следует повысить бюджетную составляющую заработной платы до ... 15–17 тыс. рублей в месяц) ... Это, с одной стороны, остановит начавшийся в последние годы неконтролируемый отток кадров ...а с другой — предотвратит закрепление на кафедрах неэффективных преподавателей. Взаимоисключающие параграфы. Ну да ладно.
За неимением места мы не останавливаемся на всех проблемах введения нормативно-подушевого финансирования, которое имеет различные формы. Обратите внимание на выделенное слово и вам сразу станет понятно, кем вы являетесь для господ-ректоров. Рыба гниет с головы.
В общем, "Разруха не в клозетах, разруха – в головах" (с)

Vica3
29.09.2009, 08:45
Повышение зарплаты до конкурентоспособного уровня должно затронуть только эффективную часть преподавателей вузов — прежде всего тех, кто ведет исследования.

Замечательно.. Да здравствуют "дутые" хоздоговорные НИР! :(

Практически все остальные — на работу не по специальности, но использующую их высокий культурный уровень
Это, например филологу/историку куда податься? Ну, в секретари еще возьмут (ежели кто без опыта работы)....

Добавлено через 1 минуту 32 секунды
Практически единственным достоверным критерием отбора ИУ является удельный объем НИР и НИОКР на одного преподавателя, а также размер собственных средств вуза, инвестируемых в исследования
Еще раз о хоздоговорных НИР и "как их записать себе в актив"

Добавлено через 10 минут 51 секунду
Продолжать финансировать содержание бюджетных организаций — значит консервировать существующий уровень качества образования
А я, дура, думала - хоть какой-то шанс сохранить осколки высшего образования...

IvanSpbRu
29.09.2009, 08:53
В целом я поддерживаю идею статьи - нужно существенно повышать оплату преподавательского труда, но при этом не всем, а лицам, соответствующим определенным критериям, но очевидно, что у авторов как минимум две серьезных проблемы:

- непонятно, что такое исследовательская работа (написал дохлый тезис на конференцию - значит исследователь?);

- при какой угодно зарплате заниматься исследовательской деятельностью при нагрузке на ставку в 900 часов нереально - из-за необходимости посвятить еще столько же времени на подготовку методических материалов. Нагрузка на ставку должна быть урезана минимум вдвое, а то и втрое, а зарплата - как раз повышена хотя бы раза в полтора-два.

И, разумеется, оценивать нужно успешность не только научной, но и педагогической деятельности.

Что забавно, авторы статьи - ректоры трех ведущих экономических вузов России, и при этом сторонники ЕГЭ и бакалавриата-магистратуры, что тоже не может не настораживать, но статья и впрямь интересная:rolleyes:

Vica3
29.09.2009, 09:01
IvanSpbRu, да идея то о повышении зп - понятно, что хорошая... Вопрос: КАК это делать.. А предлагаемые способы далеко не лучшие....

gav
29.09.2009, 10:22
А я вот в корне не согласен с мнением о том, что нужно повышать зарплату лишь самым научно активным. Наука - специфическая сфера деятельности, и выдавать по плану, по расписанию "на гора" научные результы невозможно. Такое требование неизбежно приведет к появлению псевдонаучного мусора - формальных отписок, тех самых "дутых" хоздоговоров, и публикации никому не нужных "тезисов" конференции, которые просто уже стали нормой жизни. Педагогическая практика должна стать необходимым и достаточным условием нормальной конкурентноспособной зарплаты. Преподаватель должен быть уверен - даже в отсутствие научных результатов он будет получать достойную зарплату - только это действительно может повысить качество научных работ. Если бы Р. Фейнману не платили бы за преподавание, то он, наверное, умер бы от голода и не стал бы нобелевским лауреатом.

VAR
29.09.2009, 14:07
Статья правильная с точки зрения постановки проблем, но не идет в анализе дальше проблем самой системы высшего образования. В комментариях публика правильно пишет: а не задумывались ли авторы, кому в России вообще нужны высококвалифицированные выпускники вузов? Чтобы учить господина начальника с какого конца редьку кушать?

IvanSpbRu
29.09.2009, 15:54
А я вот в корне не согласен с мнением о том, что нужно повышать зарплату лишь самым научно активным. Наука - специфическая сфера деятельности, и выдавать по плану, по расписанию "на гора" научные результы невозможно. Такое требование неизбежно приведет к появлению псевдонаучного мусора - формальных отписок, тех самых "дутых" хоздоговоров, и публикации никому не нужных "тезисов" конференции, которые просто уже стали нормой жизни. Педагогическая практика должна стать необходимым и достаточным условием нормальной конкурентноспособной зарплаты. Преподаватель должен быть уверен - даже в отсутствие научных результатов он будет получать достойную зарплату - только это действительно может повысить качество научных работ. Если бы Р. Фейнману не платили бы за преподавание, то он, наверное, умер бы от голода и не стал бы нобелевским лауреатом.

Абсолютно согласен. Необходим некий гарантированный достаточно высокий минимум оплаты труда преподавателя и объективная оценка результатов его деятельности (научной, педагогической, методической и т. д.), позволяющая получать довесок к этому минимуму и при этом усложняющая очковтирательство (понятно, что полностью исключить его невозможно) типа гнилых тезисов заштатной конференции

VAR
29.09.2009, 16:54
Необходим некий гарантированный достаточно высокий минимум оплаты труда преподавателя
У Вас лично есть гарантии, что если базовая ставка доцента не вырастет в 2-3 раза, Ваше место не займет кто-то из друзей/родственников начальства? Это все уже было применительно к госструктурам - лет 5 назад чиновникам платили копейки и работать никто не хотел, как стали платить больше - тут же все свободные места оказались заняты "нужными людьми", что без связей и не протиснуться.

Так и в вузах. Сейчас в аудиторию приходит дедушка, открывает книжечку и начинает ее читать студентам вслух. Потом переходит в следующую аудиторию, достает из портфеля другую книжечку и так же начинает читать ее вслух. И так далее. Ну и зачеты и экзамены ставит всем, кто приходит на "занятия". И имея в итоге неплохую нагрузку получает на руки тысяч 10. Если завтра за то же самое будут платить уже 30 тысяч, то вместо дедушки ходить по аудиториям и читать студентам книжечки будет какая-нибудь тетенька, чисто случайно оказавшаяся сестрой/женой/любовницей зам. декана. То есть та же самая профанация будет обходиться бюджету (т.е. нашему с Вами карману) втрое дороже. Вот и все.

gav
29.09.2009, 22:40
VAR
Я не отвечаю за другие отрасли знаний, но у нас разобраться в дисциплине на достаточном для преподавания уровне может далеко не каждый. Я не представляю как, не владея материалом, можно читать лекции по теории оптимального управления, или по процессам в химической технологии. Да первый же вопрос студента поставит в тупик, и ты опозоришься на весь курс.
Это первый фактор, отличающий преподавания от госслужбы. Студенческий позор от некомпетентности – первый сдерживающий барьер «кумовства». Второй – это уважение и признание коллег. Обычно хороших специалистов в научных проблемах очень мало. У нас в области, например, всего 4 признанных специалиста по теории управления в двух вузах. И если на лекции по теории управления примут некомпетентного «блатного», то это будет сильный «общественный резонанс», престиж вуза и специальности довольно сильно пострадает.

VAR
29.09.2009, 23:17
я не представляю как, не владея материалом, можно читать лекции по теории оптимального управления, или по процессам в химической технологии.
прочитать учебник и зачитывать/пересказывать его. Понятно, что некие общие представления о предмете у "тетеньки/дяденьки" имеются, а как научиться стандартно отвечать на неудобные вопросы студентов, полагаю, Вы в курсе. Да и, честно говоря, не больно верится, что у студентов будет очень уж много вопросов, их ведь задача экзамен сдать/зачет получить.


Студенческий позор от некомпетентности – первый сдерживающий барьер «кумовства». Второй – это уважение и признание коллег. ... если на лекции по теории управления примут некомпетентного «блатного», то это будет сильный «общественный резонанс», престиж вуза и специальности довольно сильно пострадает.
людей, которые пришли в вуз деньги получать (не зарабатывать, а именно получать), "общественные резонансы" и прочие абстракции мало волнуют.

Лучник
30.09.2009, 06:07
VAR
Я не отвечаю за другие отрасли знаний, но у нас разобраться в дисциплине на достаточном для преподавания уровне может далеко не каждый. Я не представляю как, не владея материалом, можно читать лекции по теории оптимального управления, или по процессам в химической технологии. Да первый же вопрос студента поставит в тупик, и ты опозоришься на весь курс.
Это первый фактор, отличающий преподавания от госслужбы. Студенческий позор от некомпетентности – первый сдерживающий барьер «кумовства». Второй – это уважение и признание коллег. Обычно хороших специалистов в научных проблемах очень мало. У нас в области, например, всего 4 признанных специалиста по теории управления в двух вузах. И если на лекции по теории управления примут некомпетентного «блатного», то это будет сильный «общественный резонанс», престиж вуза и специальности довольно сильно пострадает.

Мне кажется, это утопия.

Если человек не является специалистом, какая ему печаль до "признания коллег", и "общественного резонанса".

А заткнуть студентов - вообще дело несложное.

Riper
30.09.2009, 11:07
У нас в области, например, всего 4 признанных специалиста по теории управления в двух вузах.
?!
Интересно что это за два ВУЗ-а с 4-мя специалистами?
Ну я думаю по теории управления наверное самое крупное заведение в России это ИПУ РАН. Правда там явно более 4-х известных специалистов, Вы уж меня извините. :)
Вы какие заведения имели ввиду?

IvanSpbRu
30.09.2009, 12:18
?!
Интересно что это за два ВУЗ-а с 4-мя специалистами?
Ну я думаю по теории управления наверное самое крупное заведение в России это ИПУ РАН. Правда там явно более 4-х известных специалистов, Вы уж меня извините. :)
Вы какие заведения имели ввиду?

Я подозреваю, что gav под областью имел в виду не область наук, а область своего проживания:rolleyes: И в этой ситуации 4 специалиста на два вуза вполне нормально, с учетом того, что за пределами Москвы и Питера в большинстве областей не более трех нормальных вузов

Ink
30.09.2009, 12:46
с учетом того, что за пределами Москвы и Питера в большинстве областей не более трех нормальных вузов Вы себе льстите: в рейтинге Потанина (http://fund.potanin.ru/programs/federal/rate/) первые два места занимают Новосибирский и Воронежский гос. университеты. МГИМО на третьем. В первой десятке всего 4 московских вуза в серединке, а питерские - один на 13, другой на 17, затем 21 и всё ниже и ниже. А по данным журнала Times (http://www.timeshighereducation.co.uk/hybrid.asp?typeCode=430&pubCode=1&navcode=105) единственный русский вуз вошедший в мировой рейтинг - МГУ и то, только на 183 место из 200.

gav
30.09.2009, 13:07
Riper
Ну я думаю по теории управления наверное самое крупное заведение в России это ИПУ РАН. Правда там явно более 4-х известных специалистов, Вы уж меня извините.
К сожалению, «трапезинка» находится не в нашей области :)
Интересно что это за два ВУЗ-а с 4-мя специалистами?
Ярославский государственный и технический университеты. А что, мало? В Вашем вузе много признанных специалистов по теории управления?

Riper
30.09.2009, 13:09
gav, "извините, был напуган" (с)
Как правильно заметил IvanSpbRu, я неправильно трактовал слово "область". :)

fazotron
30.09.2009, 14:57
А я вот в корне не согласен с мнением о том, что нужно повышать зарплату лишь самым научно активным. Наука - специфическая сфера деятельности, и выдавать по плану, по расписанию "на гора" научные результы невозможно. Такое требование неизбежно приведет к появлению псевдонаучного мусора - формальных отписок, тех самых "дутых" хоздоговоров, и публикации никому не нужных "тезисов" конференции, которые просто уже стали нормой жизни. Педагогическая практика должна стать необходимым и достаточным условием нормальной конкурентноспособной зарплаты. Преподаватель должен быть уверен - даже в отсутствие научных результатов он будет получать достойную зарплату - только это действительно может повысить качество научных работ.
Полностью согласен. Наука и преподавание - разные сферы деятельности. Хорошо, когда связаны, но ведь может быть и иначе.
разобраться в дисциплине на достаточном для преподавания уровне может далеко не каждый. Я не представляю как, не владея материалом, можно читать лекции по теории оптимального управления, или по процессам в химической технологии.
Как ни странно, опять согласен. Поэтому я так всегда ратую за совмещение преподавательской (и научной ) деятельности с практикой. Хотя, возможно, здесь имеется в виду хорошее знание теории

Malinka
30.09.2009, 15:02
Все высказывания правильны и хороши, я с ними согласна, да только нас никто не спросил. И как захотят так и сделают...

Ильюшенков
30.09.2009, 22:54
Предположим объективным образом обнаружился некомпетентный преподаватель. Ему предполагается платить более низкую зарплату. Спрашивается зачем? Ведь его можно просто уволить, а на его место взять более квалифицированного. Или это предлагается новый способ экономии бюджетных средств. Набрать группу преподавателей алкоголиков, платить им минимальную зарплату, взымать со студентов рыночную стоимость хорошего образования и таким образом максимизировать прибыль. И что должно, в этом случае, заставить руководство ВУЗа нанимать квалифицированных специалистов и идти на экономически необоснованные расходы?

VAR
30.09.2009, 23:39
В теме про количество преподавателей я писал то же самое.
Ответа на эти вопросы нет и поэтому ситуация обстоит именно так.

ComplexInfinity
10.10.2009, 00:52
Мне кажется, это утопия.

Если человек не является специалистом, какая ему печаль до "признания коллег", и "общественного резонанса".

А заткнуть студентов - вообще дело несложное.

Поддерживаю данное мнение. Приходится сталкиваться довольно часто, когда преподавателю вообще плевать на мнение окружающих, а студентов тем более. От студентов они просто отмахиваются. Студенты, конечно, могут пожаловаться, но не всегда это даёт желаемый эффект.

Добавлено через 6 минут 6 секунд
?!
Интересно что это за два ВУЗ-а с 4-мя специалистами?
Ну я думаю по теории управления наверное самое крупное заведение в России это ИПУ РАН. Правда там явно более 4-х известных специалистов, Вы уж меня извините. :)
Вы какие заведения имели ввиду?

И в ИПУ РАН специалистов много, как теоретиков (фундаментальное направление), так и практиков, соответственно на базовой кафедре в МФТИ (многие в ИПУ оттуда), так и в МГУ, думаю и в целом по стране можно найти немало учеников данных школ и направлений. А с 4-мя специалистами - это Вы немного утрируете ;). Возможно, что в отраслевом вузе 4 специалиста именно по оптимальному управлению, но думаю, для вуза - это неплохо.