Вход

Просмотр полной версии : Научное руководство в радость себе и людям


Михайло
04.03.2010, 21:09
Научное руководство нынче больше в тягость, а не в радость. Все чаще возникает желание - не брать более аспирантов и соискателей. Слишком много сил душевных приходится вкладывать. Ждешь, когда вдруг появится твой заветный "доктор Борменталь". И надежда тает.

На Востоке говорят: "Когда готов ученик, приходит учитель". Полагаю, что не далека от истины и обратная зависимость: "Когда готов учитель, появляются ученики". Без учеников нельзя, закиснешь. Замечал, что когда начинаешь умничать, отвечая на их глупые вопросы, то в голову приходят совсем не глупые мысли.

Суть: без учеников науку далеко не продвинешь. Научное руководство двигатель прогресса.

Но как сделать научное руководство вдохновенным для себя и вдохновляющим для других?

К обсуждению приглашаются все от А до А (от абитуриента до академика).

DImich
04.03.2010, 21:55
Надо много работать самому. Видя энергичного и работоспособного человека у подчиненных и руководимых также появляется желание работать.
Надо верить в то, что твоя деятельность полезна, несет пользу тебе, окружающим тебя людям и обществу в целом.
Уделять внимание самоменеджменту, развивать себя, учиться управлять собой, своей деятельностью, своим временем.
Иметь четко поставленную цель и осознавать зачем и как ты ее будешь добиваться.
Результатом будет вдохновение и высокие научные результаты. Я так думаю.

Надин
04.03.2010, 23:38
Научное руководство нынче больше в тягость, а не в радость. Все чаще возникает желание - не брать более аспирантов и соискателей. Слишком много сил душевных приходится вкладывать.

Вчера я тоже так подумала, а сегодня защитися мой 4-ый аспирант и откуда то появились новые силы...

Carro
05.03.2010, 02:27
Вчера я тоже так подумала, а сегодня защитися мой 4-ый аспирант и откуда то появились новые силы...

Надин, поздравляю!
А скажите по половому признаку как эти аспиранты делятся ?
Каков ваш вклда в эти работы ? я имею в виде насколько самостоятельными были аспиранты, какие вопросы они решали сами, а каким только вместе с вами ?

Надин
05.03.2010, 03:33
Надин, поздравляю!
А скажите по половому признаку как эти аспиранты делятся ?
Каков ваш вклда в эти работы ? я имею в виде насколько самостоятельными были аспиранты, какие вопросы они решали сами, а каким только вместе с вами ?

Carro, спасибо!
3 парня (все мат.мет. в экон.) и 1 девушка (ИС в экон.). Толковые. Довольно самостоятельные. Все заоч. аспир. с опытом практической работы (не научно-педагогической), именно последнее и сформировало огромный объем моей работы как руководителя. Идеи 50/50. Писали сами. Хотя и публиковались единолично, все статьи вычитывали и правили вместе, по ходу дела "въезжали" в основы научной методологии, т.к. у всех тот случай, когда практическая значимость была на первом месте. Трое успешно прошли ВАК. Мы туда уже как к себе домой ходим:) Организация/связи были на мне.

Carro
05.03.2010, 04:08
Т.е. они к вам попадали с большим практическим материалом, вы добавляли идей, они их реализовывали, потом писали они сами, вы при написании правили, добавляя научности (в хорошем ссмысле я тут имею в виду), обучая их научно-грамотно обосновывать.
Не могу своих вот этот момент научить делать самостоятельно - писать ...
а с некоторыми .. даешь алгоритм описанный, ну запрограммирую и по работе надо, и сравни с существующими (диссертации находешь) , улучши немого - там есть куда улучшать и бдует работа ... и в ответ - никакого результата...

На какое число у вас поход в ВАК по своей работе назначен ? мы уж вас поматерим ...

Надин
05.03.2010, 04:16
На какое число у вас поход в ВАК по своей работе назначен ?

1 апреля :)
мы уж вас поматерим ...
уж, пожалуйста
Сейчас "в наличии" трое действующих. Видимо с одной придется расстаться. Я как-то писала о ней, "краснодипломнице". Зазубренные, чуть ли не энциклопедические знания. Написать свое не может. Либо плагиатим, либо ... Творчества 0. Да еще и с папой крутым.

Михайло
05.03.2010, 09:24
1 апреля :)

уж, пожалуйста
Сейчас "в наличии" трое действующих. Видимо с одной придется расстаться. Я как-то писала о ней, "краснодипломнице". Зазубренные, чуть ли не энциклопедические знания. Написать свое не может. Либо плагиатим, либо ... Творчества 0. Да еще и с папой крутым.

Увы, сегодня аспирантура это сплошной сериал "Папины дочки". Протекция во время обучения ослабляет самостоятельность. Но суть не в этом. Думаю не ошибусь сказав, что подавляющее большинство бывших выпускников писать научные тексты не умеют. И винить их в этом нельзя. Ибо этому нужно специально обучать. Обучать мышлению. Неумение писать это всего лишь следствие неумения мыслить. Исследователь должен полюбить логику. Это сильная вещь даже в элементарном постижении.
Задача научного руководителя интеллектуальное самосовершенствование и обучение мышлению учеников. Если у кого то есть находки на сей счет - поделитесь.
Я на заре своего становления в качестве НР предлагал аспирантам следующее упражнение: поставить сто вопросов по теме своей диссертации. От первых двух своих учениц этих вопросов так и не дождался. Одна впоследствии сбежала, а другая писала работу 5 лет. Но нужно и меня поругать за недостаточную требовательность. По молодости лет опасался, что требовательность могут истолковать как форму ненаучного домогательства

Ink
05.03.2010, 09:26
К обсуждению приглашаются все от А до А (от абитуриента до академика).
За формальное приглашение это завсегда спасибо, вот только форум у нас общественный, без ограничения по дискутирующим. За каждым ником личность и формальные критерии, как можно было уже заметить, лично я не приветствую. Т.е. например, для меня, фраза нам важно мнение каждого - абсолютная правда.
Теперь ближе к телу.
Я всех делю на группы:
1) может сам написать и решить организационные вопросы сам по моей наводке;
2) может сам написать, но все организационные вопросы полностью на мне;
3) не может сам написать, но может решить организационные вопросы в два раза лучше меня;
4) ваще нифига не может.
Плохо ли это, хорошо ли, но количество аспирантов у нас снижается от года к году, а категории 3 и 4 доминируют. Выбирать-то особо не из кого. Из х поступивших, до предзащиты дойдут х-у, где у - вышедшие замуж, родившие ребёнка, забившие на всё и т.д. Я как-нибудь озвучу проценты на входе и выходе, но поверьте: они более чем печальны. Еще более печальна гендерная структура: если на входе примерно 50/50, то к моменту защиты уже 90% мужчин и 10% женщин. А посему я наблюдаю ситуацию, когда наши доктора отведут необходимое число аспирантов, до получения профессорского звания, а потом говорят: всё, больше этот геморрой нам не нужен. И руководство возлагается на кандидатов, за неимением желающих докторов.

caty-zharr
05.03.2010, 11:00
Плохо ли это, хорошо ли, но количество аспирантов у нас снижается от года к году, а категории 3 и 4 доминируют.
Снижение числа аспирантов - давно назревшая ситуация, потому что ценность диплома к.н. девальвирована, а от армии вновь испеченные к.н. не освобождаются, защититься благодаря ВАКу становится все сложнее (и дороже). Поэтому, мое мнение - это хорошо. Другой вопрос - кто остается? Раньше в аспирантуру абы кого не брали, не плодили аспирантов как майских жуков. А доминируют категории 3 и 4 потому, что у них обычно деньги есть! Мой НР ко всем аспирантам относился по-разному (м.б. тоже делил на группы). Кого-то без пакетов даже не слушал, а кому-то сам статьи писал бесплатно. НР тоже делятся на группы:
1. Те, кто "вынесет вам мозги"
2. Те, которому аспиранты будут безуспешно пытаться "вынести мозги"
Защищаются у тех и других, но лучше попасть к первому - так надежнее (это для соискателя). А НР лучше быть во второй группе - защищаются только те, кто хочет и/или может.

Лучник
05.03.2010, 12:35
1. Те, кто "вынесет вам мозги"


Как бы вынести мозги своей аспирантке?

IvanSpbRu
05.03.2010, 12:56
Как бы вынести мозги своей аспирантке?

Вынести можно только то, что есть:rolleyes: Наличие мозга предварительные исследования подтверждают?:cool:

caty-zharr
05.03.2010, 13:30
Как бы вынести мозги своей аспирантке?
Это делается так: даете задания на определенный период времени (месяц, неделя и т.д.), проверяете как апирант относится к их выполнению. Если ответственно - продолжаете, пока инициатива не перейдет к аспиранту (или пока вам не надоест). Т.е. НР кропотливо собирает мозаику будущей диссертации соискателя из выполненных заданий (во как сказала :cool:). Но не каждый НР (далеко не каждый) хочет этим заниматься. В нашем вузе я таких знаю только 2-х. Причем один из них сам ездит к оппонентам и в ведущую, а одной аспирантке даже защиту оплачивал! У него защищаются ВСЕ! Но это надо тааакое терпение! (Причем защищаются в основном в Москве, он в региональные советы из принципа не идет).
ЗЫ: Извените, что учу доктора наук, но это лишь мое мнение видения проблемы, а IvanSPbRu прав, надо иметь мозги, чтобы их вынести!

Надин
05.03.2010, 14:17
сам ездит к оппонентам
тоже езжу
одной аспирантке даже защиту оплачивал!
ну это слишком... хотя, мало ли какие ситуации бывают, вот у моего аспиранта в день защиты мама умерла, помогали кто чем мог, но он молодец достойно выдержал испытание, не знаю смогла бы я в такой ситуации выйти на защиту...
У него защищаются ВСЕ!
Имхо, если он руководит обычными среднестатистическими аспирантами, то не особо это и хорошо, как для него, так и для аспирантов

Лучник
05.03.2010, 14:29
Т.е. НР кропотливо собирает мозаику будущей диссертации соискателя из выполненных заданий (во как сказала :cool:).

Да, так и делаю.

caty-zharr
05.03.2010, 16:05
Имхо, если он руководит обычными среднестатистическими аспирантами, то не особо это и хорошо, как для него, так и для аспирантов
А почему? У него в аспирантуру - конкурс, он еще не всякого возьмет. Хотя, критерии отбора у него странные - есть и фактические лентяи! Но он все диссертации так, извините за выражение, вылизывает. Мне есть с чем сравнить. Мой НР - человек, конечно, хороший, но руководитель... Я по классификации Ink относилась к 1 группе, но даже его наводки не было куда ехать защищаться.
Поэтому я считаю, что в аспирантуру надо брать тех, кто хочет и может заниматься наукой, и также нужно отчислять, как из ВУЗа за непосещаемость! И вообще, жестче надо с аспирантами, жестче! Чтобы уважали ... Но, естественно, не перегибать палку.

Надин, Там никакой пободной ситуации не было, просто аспирантка такая попалась - он ее на защиту на личном автомобиле возил, а она даже ни тебе спасибо, ни до свидания. А потом на работу устроил, а она уволилась через пару недель. Вообщем, неблагодарная оказалась!

Лучник, я к вам в аспирантуру хочу!!! Правда, уже поздновато. Но, может, НК пойдете? Моему вектору очень нужно направление придать, а то энергии хоть отбавляй, мысли даже во сне приходят о науке, а ленивая - жуть! (Не, ну что-то я себя так... В меру ленивая, в меру!)...

Надин
05.03.2010, 16:10
А почему? ... есть и фактические лентяи! Но он все диссертации так, извините за выражение, вылизывает.

ну и кому это надо? пополнить статистику? ИМХО хороший руководитель (впрочем как и хороший родитель) в первую очередь должен воспитать самостоятельную поросль, в идеале способную еще кому-то передать, то, что дал руководитель, а вылизывать - явно лишнее, да и передавать кому-попало тоже нет желания

просто аспирантка такая попалась - он ее на защиту на личном автомобиле возил, а она даже ни тебе спасибо, ни до свидания. А потом на работу устроил, а она уволилась через пару недель. Вообщем, неблагодарная оказалась! кто ж знает какие там отношения были:)

caty-zharr
05.03.2010, 16:20
кто ж знает какие там отношения были
Ой, какие отношения! Ему сто лет в обед ( в смысле староват он для таких отношений). Просто добрый дядька. Я с вами согласна, что аспиранта нужно воспитывать, чтобы сам стимул работать имел. но опять же все зависит от аспиранта. Просто у этого НР моя одногруппница защищалась. И сравнив мои мытарства и ее защиту я бы очень так хотела! Хотя, трудности закаляют!!! И свою защиту я ни на что не променяю! Я даже рада, что пришлось защищаться в незнакомом совете без протекции. И вообще, теперь мой девиз - все мы люди, к любому можно найти подход!

Лучник
05.03.2010, 21:04
Но, может, НК пойдете?

Это запросто. Только я, как выразился Михайло, "доктор в коротких штанишках". В очень коротких :p

Михайло
05.03.2010, 22:20
Надо много работать самому. Видя энергичного и работоспособного человека у подчиненных и руководимых также появляется желание работать.
Надо верить в то, что твоя деятельность полезна, несет пользу тебе, окружающим тебя людям и обществу в целом.
Уделять внимание самоменеджменту, развивать себя, учиться управлять собой, своей деятельностью, своим временем.
Иметь четко поставленную цель и осознавать зачем и как ты ее будешь добиваться.
Результатом будет вдохновение и высокие научные результаты. Я так думаю.

Спасибо, DImich.
Личный пример - великое дело!
Нужно много работать, но при этом меньше суетиться.
На память приходит история про молодого бычка и старого быка, взирающих на пасущееся у подножия холма стадо. Последний предпочитал двигаться медленнее, но "работать" с широким размахом.
Мой учитель меня наставлял: не блещи эрудицией без повода, но твой ответ на вопрос ученика должен показывать насколько глубоко ты знаешь обо всем.
Абсолютно согласен: нужно верить в науку. Именно верить (как и в Россию-матушку только верить). Несмотря на разочарования, которые нередки на этом пути. В том числе и разочарования в учениках. И в обмен на веру получишь проблески вдохновения.
Мой Учитель в последние годы любит две фразы: "Мое хобби - мои аспиранты" и "Нужно иметь учеников, чтобы было у кого учиться".

Добавлено через 8 минут 47 секунд
Как бы вынести мозги своей аспирантке?

"Есть только два способа управлять женщиной. Но их никто не знает" (В. Леви "Травмоталогия любви"). Полагаю, что подобный подход распространяется и на аспирантесс. :p

caty-zharr
06.03.2010, 11:20
"Есть только два способа управлять женщиной. Но их никто не знает" (В. Леви "Травмоталогия любви"). Полагаю, что подобный подход распространяется и на аспирантесс.
Ой, ну, я не знаю, прямо половой шовинизм какой-то! Почему такое гендерное предубеждение? Женщина - в первую очередь ЧЕЛОВЕК! Вот и найдите подход к аспирантке, как человеку! А сколько аспирантов неорганизованных!!!! Лично мое мнение, от пола и возраста нет такой большой зависимости! Главное - ЖЕЛАНИЕ! И, если человек ставит себе ЦЕЛЬ, ничто его не смущает, а если ему в аспирантуру просто так "пошлось", то женщина это или мужчина - все равно! Просто женщине еще ребенка нужно успеть родить, пока еще замуж берут, а потом уже наукой заниматься! Кстати, небезуспешно (Вспомним ту же Марию Склодовскую-Кюри, между прочим мама, если мне не изменяет память, двоих дочерей).

IvanSpbRu
06.03.2010, 11:52
Ой, ну, я не знаю, прямо половой шовинизм какой-то! Почему такое гендерное предубеждение?

Просто женщине еще ребенка нужно успеть родить, пока еще замуж берут, а потом уже наукой заниматься!

Вы сами ответили на свой вопрос. И Vica3 давала тут совершенно справедливый совет - работа в вузе для женщины - удобная непыльная работа со свободным графиком, позволяющая спокойно заниматься семьей, а не наукой.

Ну и давайте психологию вспомним - доказано (ссылку сейчас не найду), что научные открытия - это скорее (хотя и не исключительно) удел мужчин (умеющих видеть стратегически и обобщать факты), а не женщин (любящих мелкую кропотливую работу в одной заранее отведенной области). Кстати, именно поэтому в бизнесе мужчина обычна хорош на должности генерального директора, а женщина - на должности главбуха.

И никакого гендерного шовинизма тут нет. Просто мужчины и женщины разные. И искусственно уравнивать их во всем - это преступление против человечества;-)))))))

А исключений - типа Марии Склодовской-Кюри - не так много. Да и она обогатила науку не какими-то великими открытиями - она просто сильно помогала своему мужу. И занималась той самой кропотливой работой - просеиванием образцов в поисках новых элементов.

А к обсуждавшемуся вопросу - управлять женщиной не так просто. Хотя бы потому, что у нее другие приоритеты - семья, например (ну или для начала личная жизнь). Ну и как руководителю управлять аспиранткой? "Защитишься в срок - сможешь спокойно заниматься семьей, изредка приходя на работу в вуз"? А нужна ему такая сотрудница?

caty-zharr
06.03.2010, 15:08
Это запросто. Только я, как выразился Михайло, "доктор в коротких штанишках". В очень коротких
Дорогой Лучник, пока я напишу докторскую, у вас уже будут длинные штанишки! Хотя, я надеюсь, не настолько!

Лучник
07.03.2010, 10:13
Дорогой Лучник, пока я напишу докторскую, у вас уже будут длинные штанишки! Хотя, я надеюсь, не настолько!

Тогда - пожалуйста, пишите в личку :)

Andriy
02.04.2010, 04:15
Снижение числа аспирантов - давно назревшая ситуация, потому что ценность диплома к.н. девальвирована, а от армии вновь испеченные к.н. не освобождаются

то есть?

Olesya@
02.04.2010, 10:24
то есть?

Раньше такие граждане освобождались от призыва на военную службу (до принятия Федерального закона от 19.07.2001 № 102-ФЗ).
Теперь в соответствии с п.п. "а" ч. 2 ст. 23 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" граждане,
имеющие предусмотренную государственной системой аттестации ученую степень, имеют право на освобождение от призыва на военную службу.
Чувствуете разницу, так сказать...?

nauczyciel
02.04.2010, 11:42
Olesya@, мне эту разницу в военкомате объяснили так - если я (к.н.) захочу служить - я могу пойти служить. Достаточно лишь заявление написать. А раньше к.н. считались как бы негодными для военной службы, по аналогии с больными (на голову :)), и даже при желании служить их не брали.
Кстати, пришёл я тогда (в осенний призыв 2008 года) в военкомат по повестке. Как оказалось, для ответа на вопрос, не хочу ли я послужить. Я не захотел.

Andriy
02.04.2010, 12:02
от армии вновь испеченные к.н. не освобождаются

Раньше такие граждане освобождались от призыва на военную службу (до принятия Федерального закона от 19.07.2001 № 102-ФЗ).
Теперь в соответствии с п.п. "а" ч. 2 ст. 23 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" граждане,
имеющие предусмотренную государственной системой аттестации ученую степень, имеют право на освобождение от призыва на военную службу.
Чувствуете разницу, так сказать...?

разницу не чувствую..

Olesya@
02.04.2010, 12:28
nauczyciel, хорошо Вам объяснили, доходчиво:)
Andriy, в двух словах - разница в том, что если ранее в любом случае это было железное освобождение, без всяких уловок, то формулировку "право на освобождение" военкоматы могут трактовать как захотят.Хорошо, если так, как военкомат в случае nauczyciel. А могло же быть иначе...

Jacky
02.04.2010, 14:51
формулировку "право на освобождение" военкоматы могут трактовать как захотят.Хорошо, если так, как военкомат в случае nauczyciel. А могло же быть иначе...
Не, ну только не надо выдумывать, а? Тут и без того проблем достаточно. Формулировка "имеет право на..." (льготы, бесплатный проезд, освобождение от чего-либо и т.д.) вполне однозначна.

Andriy
02.04.2010, 14:52
я ужаснулся фразе "от армии не освобождаются".. по-моему, она однозначна этой: "после защиты меня заберут". вот и все.. а в законе написано противоположное, что как раз не заберут

Olafson
04.04.2010, 08:08
"после защиты меня заберут". вот и все.. а в законе написано противоположное, что как раз не заберут

Не нужно накручивать себя (настроение ведь портится:)) Не увлекайтесь страшилками, ведь в среднем по стране все довольно регулярно (как раз в частях, где ребят свозят -- по старой советской привычке -- из разных уголков России, лишь бы далеко от дома -- можно узнать про общение с военкоматом в разных областях). Военные всегда Вас поправят: в армию не <<забирают>>, а <<призывают>> (т.е. приглашают:)).