PDA

Просмотр полной версии : Виды деятельности преподавателя


IvanSpbRu
17.04.2010, 18:00
Коллеги, никак не могу найти, полный перечень того, из каких разделов (научная, педагогическая, воспитательная и т. д.) складывается работа преподавателя, и из каких видов складывается каждый раздел. В должностной инструкции этого не нашел...

Ink
17.04.2010, 18:29
Вы, Иван, - научно-педагогический работник. Т.е. совмещаете 2 рода деятельности: научную и педагогическую. Из чего состоит научная, а из чего педагогическая расписывать?

IvanSpbRu
17.04.2010, 18:33
Вы, Иван, - научно-педагогический работник. Т.е. совмещаете 2 рода деятельности: научную и педагогическую. Из чего состоит научная, а из чего педагогическая расписывать?

Еще я должен, если не ошибаюсь, заниматься учебно-методической и воспитательной работой. И, возможно, еще чем-то.

И если Вы мне дадите точный официальный перечень научных и педагогических дел - буду благодарен. Потому что примерно я, разумеется, знаю, что является наукой и педагогикой. А вот что является наукой и педагогикой в представлении Минобра - вопрос сложный

Ink
17.04.2010, 18:50
Иван, ну зачем две одинаковые темы????

IvanSpbRu
17.04.2010, 18:59
Иван, ну зачем две одинаковые темы????

Какие две одинаковые темы, коллега????? Киньте ссылку, если эта инфа уже есть, только флудить-то зачем? Счетчик сообщений накручиваете?:rolleyes:

Ink
17.04.2010, 19:06
Хадом буду, но мне реально показалось, что Вы создали две темы в разных разделах...
Хз...: то ли у меня глюки, то ли еще чего-то. Непонятно, в общем.
З.ы. Счетчик сообщений накручиваете?:rolleyes:

Ну не смешите-то людей: сколько Вы меня знаете - я этим никогда не увлекался.
З.з.ы. про виды я распишу, но на это уйдет время...

IvanSpbRu
17.04.2010, 19:16
Ну не смешите-то людей: сколько Вы меня знаете - я этим никогда не увлекался.
З.з.ы. про виды я распишу, но на это уйдет время...

У меня как раз сложилось обратное впечатление:cool:

Ничего, не горит, буду очень благодарен

Ink
17.04.2010, 19:39
Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки для получения дополнительной квалификации "Преподаватель высшей школы" (утв. Минобразованием РФ 8 мая 2001 г.) - основы психологии личности и социальной психологии, сущность и проблемы обучения и воспитания в высшей школе, биологические и психологические пределы человеческого восприятия и усвоения, психологические особенности юношеского возраста, влияние на результаты педагогической деятельности индивидуальных различий студентов;
- основные достижения, проблемы и тенденции развития педагогики высшей школы в России и за рубежом, современные подходы к моделированию педагогической деятельности;
- правовые и нормативные основы функционирования системы образования;
- иметь представление об экономических механизмах функционирования системы высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования;

- использовать в учебном процессе знание фундаментальных основ, современных достижений, проблем и тенденций развития соответствующей научной области; ее взаимосвязей с другими науками;
- излагать предметный материал во взаимосвязи с дисциплинами, представленными в учебном плане, осваиваемом студентами;
- использовать знания культуры и искусства в качестве средств воспитания студентов;
- владеть методами научных исследований и организации коллективной научно-исследовательской работы;
- основами научно-методической и учебно-методической работы в высшей школе (структурирование и психологически грамотное преобразование научного знания в учебный материал, методы и приемы составления задач, упражнений, тестов по различным темам, систематика учебных и воспитательных задач);
- методами и приемами устного и письменного изложения предметного материала, разнообразными образовательными технологиями;
- основами применения компьютерной техники и информационных технологий в учебном и научном процессах;
- методами формирования у студентов навыков самостоятельной работы, профессионального мышления и развития их творческих способностей;
- методами эмоциональной саморегуляции;
- деловым профессионально-ориентированным иностранным языком.

Согласно п. 6 ст. 55 Закона РФ "Об образовании" закреплено понятие "учебная нагрузка". Оно конкретизируется типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида, а так же письмом Минобразования России от 26 июня 2003 г. № 14-55-784ин/15.


1. Аудиторные занятия (чтение лекций, проведение практических занятий и семинаров, проведение лабораторных работ, проведение деловых игр, тематических, в т.ч. выездных занятий и т.д.).
2. Консультации (единые, текущие, перед экзаменом и т.д.).
3. Контроль(прием экзаменов, зачетов, проверка работ и т.д.).
4. Практика (руководство практиками)
4. Руководство (дипломами, курсовыми, факультетом, кафедрой и т.д.)

К видам учебно-методических работ, относятся:
3.1. Подготовка к изданию конспектов лекций, сборников для практических и лабораторных занятий, раздаточного материала для лекционных и практических занятий, видеозаписей, телелекций, других учебно-методических материалов, включая методические материалы по выполнению курсовых и дипломных проектов и работ, выпускных работ.
3.2. Составление рабочих учебных планов по специальностям и направлениям.
3.3. Составление учебных программ по вновь вводимым дисциплинам.
3.4. Переработка учебных программ по действующим учебным дисциплинам.
3.5. Постановка новых и модернизация действующих лабораторных работ.
3.6. Работы, связанные с применением информационных технологий в учебном процессе (разработка задач, отладка программ и т.п.).
3.7. Работа в научно-методических советах Минобразования России, президиумах и советах учебно-методического объединения и других постоянных или временных советах, рабочих группах, создаваемых Минобразованием России или учредителями.
3.8. Работа в редколлегиях научных журналов и т.п. органах.
3.9. Работа в методическом совете.
К видам организационно-методических работ относятся:
4.1. Работа в системе управления институтом (ректор, проректор, заместитель проректора, начальник отдела, декан и др.).
4.2. Работа в системе управления кафедрой (заведующий кафедрой, ученый секретарь и др.).
4.3. Работа в приемной комиссии (ответственный секретарь, член отборочной комиссии).
4.4. Работа в ученом совете вуза, факультета, диссертационном совете.
4.5. Руководство студенческими группами (курсами).
Отдельно идет воспитательная деятельность. Так, с одной стороны, как указано в п. 32 Письма Минобразования РФ от 5 августа 2003 г. № 17-170ин/17-14 профессорско-преподавательский состав, научные работники вуза обязаны осуществлять воспитание студентов, слушателей как в процессе обучения, так и при проведении иных воспитательных, культурно-массовых и иных мероприятий, предусмотренных планами органов управления образованием, планами вуза и его обособленных структурных подразделений, а с другой стороны согласно Рекомендации по организации воспитательного процесса в вузе из письма Министерства образования и науки РФ от 22 февраля 2006 г. № 06-197 основными звеньями кафедрального уровня организации и управления воспитательной деятельностью являются заместители заведующих кафедрами по воспитанию и кураторы студенческих групп. Т.е. для зав. кафедрами и кураторов это особый вид деятельности, но для прочих - нет.
То же могу расписать. Надо?

IvanSpbRu
17.04.2010, 20:23
Ink, спасибо огромное. А куда тогда профориентация относится? К воспитательной работе???

И имеет ли право вуз обязать сотрудника выполнять работу, не предусмотренную письмом Минобра, которое Вы цитируете?

Ink
17.04.2010, 20:42
А куда тогда профориентация относится? А вот тут хитро. С одной стороны, согласно Приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 30 октября 2009 г. № 858 "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования" профессионально-ориентационную работу может осуществлять только профессор. Но, с другой стороны, профориентация - одна из задач вуза и, теоретически (что и происходит на практике), её можно возложить на кураторов групп. А вместе с тем, если это не прописано в д.и. или тд, то формально возложить это на любого ппс - нельзя.

К воспитательной работе???
Нет, это отдельный вид работы

И имеет ли право вуз обязать сотрудника выполнять работу, не предусмотренную письмом Минобра, которое Вы цитируете?
Дело в том, что образовательное учреждение самостоятельно, с учетом особенностей учебного процесса и специфики образовательных программ может дополнять этот перечень, но по разделам. Т.е. менять структуру раздела, переносить один вид работ из одного раздела в другой - нет, нельзя. Но сам перечень видов работ - открытый. Т.е вот эти и т.д. и т.п. даны на откуп вузу. Однако, тот же раздел учебной нагрузки прописан жестко - его дополнить не получится, а вот учебно-методическую работу и организационно-методическую очень даже можно дополнить.

IvanSpbRu
17.04.2010, 21:17
А вот тут хитро. С одной стороны, согласно Приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 30 октября 2009 г. № 858 "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования" профессионально-ориентационную работу может осуществлять только профессор. Но, с другой стороны, профориентация - одна из задач вуза и, теоретически (что и происходит на практике), её можно возложить на кураторов групп. А вместе с тем, если это не прописано в д.и. или тд, то формально возложить это на любого ппс - нельзя.


То есть, получается, по школам должен бегать профессор?:D Как-то слабо я себе это представляю...Но все равно спасибо, Ink, информация очень полезная. А ссылочка на все эти документы где-нибудь есть?

И еще - а кураторы групп разве профориентацией занимаются? Они же просто, так сказать, о студентах заботятся?:rolleyes:

Ink
17.04.2010, 21:28
То есть, получается, по школам должен бегать профессор?:D
Только профессор обладает высокой профессиональной квалификацией, широким кругозором и владеет педагогическим мастерством в достаточной мере. Профориентационная работа - приоритетное направление. Но за неимением или нежеланием профессоров работать (а поди его заставь) имеем то, что имеем.

Как-то слабо я себе это представляю...Но все равно спасибо, Ink, информация очень полезная. А ссылочка на все эти документы где-нибудь есть?Сейчас как-раз выходные, так что в онлайн версиях гаранта, консультанат - полный доступ ко всем базам.

И еще - а кураторы групп разве профориентацией занимаются? Они же просто, так сказать, о студентах заботятся?:rolleyes:
Кураторы занимаются тем, чем порешает начальство. Впрочем, как и все остальные :(

IvanSpbRu
17.04.2010, 21:31
Только профессор обладает высокой профессиональной квалификацией, широким кругозором и владеет педагогическим мастерством в достаточной мере. Профориентационная работа - приоритетное направление. Но за неимением или нежеланием профессоров работать (а поди его заставь) имеем то, что имеем.


Как раз посмотрел в консультанте...Увы...Професс ор руководит профориентационной работой, доцент ее организует, а все остальные - участвуют в ее выполнении...

Ink
17.04.2010, 21:57
IvanSpbRu, как бы да, потому я и говорю, что там все хитро.
Раньше, различались собственно сама профориентационная работа и довузовская подготовка первокурсников. И часы шли в первую половину дня (до 50-и помойму), теперь же вся работа с не студентами обозвана профориентационной.

IvanSpbRu
17.04.2010, 22:34
Раньше, различались собственно сама профориентационная работа и довузовская подготовка первокурсников. И часы шли в первую половину дня (до 50-и помойму), теперь же вся работа с не студентами обозвана профориентационной.

Вот на этом мой мозг не выдержал:D

А какие существуют критерии оценки профориентационной работы? Просто ни в одном вузе мне ясно никто не смог объяснить. Описан примерный перечень мероприятий и только

Ink
17.04.2010, 23:00
К вопросу об адаптации первокурсников к обучению в вузе (на примере института социальных отношений КГПУ им. К.Э. Циолковского) (http://kspu.kaluga.ru/files/Center%20KKO/Конференции/2007_ISO%202.doc)

Факультет довузовской подготовки (http://vspu.ru/fdp)

Довузовская подготовка как фактор адаптации к высшей школе (http://www.ecsocman.edu.ru/socis/msg/321271.html)

Т.е. профориентация - "нацеливание" людей на конкретную специальность, а довузовская подготовка - нивелирование разрыва между школой и вузом.

Только вот живут люди не согласуясь с генеральной линией партии.

Добавлено через 2 минуты 8 секунд

А какие существуют критерии оценки профориентационной работы? Просто ни в одном вузе мне ясно никто не смог объяснить. Описан примерный перечень мероприятий и только
Их некогда и не было. Т.е. был факт: работа либо есть, либо нет. Дальше её рассматривали в аспектах. А потом вообще забили на это дело.

Добавлено через 6 минут 31 секунду
Т.е. аспектами, обычно брались: нормативно-правовое обеспечение, организационно-управленческое, кадровое, информационное обеспечение и т.д. В качестве результатов был конкретные мероприятия по блокам. Ну, например, создание методического обеспечения для проведения профориентационной работы (плакаты, презентации буклеты и т.д.), разработка веб-сайтов и прочая работа

hasova
18.04.2010, 07:29
Мне вообще "нравится" слово ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ работа. Преподаватель вуза должен давать знания, а не заниматься дисциплиной и т.д. Меня это вообще бесит. Почему я таким здоровым парням, которые уже и жениться успели и детей родить, должна объяснять половину пары, куда они пришли: в вуз, а не на базар семечки щелкать. Ведь они не выходят, когда их выгоняешь из аудитории (это уже оффтоп).
В моем труд. дог. так и написано: воспитательная работа и профориентационная.

IvanSpbRu
18.04.2010, 12:31
Ведь они не выходят, когда их выгоняешь из аудитории (это уже оффтоп).
В моем труд. дог. так и написано: воспитательная работа и профориентационная.

Значит, выходите сами и пишите служебку декану на срыв занятия.

В воспитательной работе самой по себе нет ничего криминального - все-таки преподаватель вуза в любом случае должен наставлять студентов по жизни. Но это в теории. А на практике ради желания заработать денег (или обязательно заполнить бюджетные места) в вузы берут такое быдло, что его и учить, и воспитывать бесполезно

Добавлено через 1 минуту 9 секунд


Их некогда и не было. Т.е. был факт: работа либо есть, либо нет. Дальше её рассматривали в аспектах. А потом вообще забили на это дело.



То есть важно имитировать бурную деятельность независимо от результата?

hasova
18.04.2010, 13:28
То есть важно имитировать бурную деятельность независимо от результата?

У нас этим занимался один товарищ. Ничем хорошим это не закончилось.

IvanSpbRu
18.04.2010, 14:51
У нас этим занимался один товарищ. Ничем хорошим это не закончилось.

А подробнее сможете рассказать?

hasova
18.04.2010, 16:22
Ну как обычно все у нас только на словах. Профориентационная работа и тд. и тп. Нигде ничего не прописано, а если и прописано, то никто не выполняет. Так вот один товарищ наш, будучи ответственным за профориентацию, намутил делов, а в итоге результат нулевой. Чтобы показать свою бурную деятельность он настроил кучу планов, озвучивал их неоднократно, составлял левые отчеты о том, что они продвигаются (не только профор. и НИРС, коммерческая работа). Когда доходило дело до даты назначенного мероприятия, в этот же день вдруг все срывалось. Так два года подряд пудрил мозг. Лишился за такое дело работы. Просто во всем он показывал, что работает, думая при этом, что результат не важен, а пролетел сам. Нехорошая была там ситуация, когда он таки образом подставил не только себя, но и других, кто на него рассчитывал.

Полищук Андрей
20.04.2010, 14:25
О студентах и воспитательной работе.
Да нормальные ребята, в основном. Да, не очень сильные, да, много не мотивированных. Но когда меня прессовали в ВУЗе именно студенты меня никак не продали (и вообще почти ни разу за всё время, стучу по дереву), хотя и двойки им ставил.
На лекции могу рассказать байки с "расчетном случае" на примере пушки Т-34, о том, как в войну за 2 месяца была спроектирована, изготовлена, испытана на полигоне, доработана и изготовлена партия для войсковых испытаний гаубица Д-1 обр. 1943 года и т.д.