PDA

Просмотр полной версии : Венсен Декомб


Юрген
10.01.2011, 19:22
В конце прошлого года Венсен Декомб посетил МГУ и СПбГУ с открытыми лекциями. К сожалению, мне побывать на них не удалось, а потому попытался собрать информацию в русскоязычном интернете. Ниже результат поиска. Оказалось, что найти исчерпывающую информацию об этом исследователе не так просто. Вдруг кому пригодится:)

Вот такую справку о нем дают анонсы его выступлений в учебных заведениях:

Венсен Декомб — известный французский философ, старший научный сотрудник Высшей школы социальных наук в Центре политических исследований им. Раймона Арона. Признанный специалист по философии языка и действия. С 1980-х гг. основная область его интересов — аналитическая философия, философия духа и философия действия. Известность ему принесла критика когнитивизма с витгеншейновских позиций. Его недавние исследования посвящены природе и специфике социальных отношений. Некоторые публикации: «Тождественное и иное. Сорок пять лет из истории французской философии (1933-1978)» (1979), «Пруст: философия романа (1987), «Ментальные продукты» (1995), «Дополнение к субъекту» (2004), «Философия политического суждения» (2008), «Последние новости обо мне» (в соавторстве с Шарлем Лармором, 2009).
По информации Л.Пенто, Декомба печатался в журналах «Критик» и «Ле Деба» еще в 60-ые гг.

Тезисы к выступлению на философском факультете МГУ, 3 декабря 2010:
Каждый знает место, которое отводилось вопросу о субъекте в философии современности. В ХIХ веке подразумевалось, что осуществлен переход от античной философии, выстроенной вокруг бытия и субстанции, к современной философии, выстроенной вокруг «я» и познания (Гегель: «мыслить абсолют не как субстанцию, но как субъект»). В ХХ веке Хайдеггер это противопоставление вновь сделал предметом вопрошания: для него, философия современности от Декарта до Гуссерля не справилась с вопросом о субъекте, поскольку пыталась его разрешить с помощью понятий античной философии. Так Хайдеггер объясняет, что картезианский субъект (ego) становится у философов сознания логическим субъектом пропозиции «ego cogito». Между тем, вопрос о субъекте, то есть вопрос с вопросительным словом «кто?», предполагает совершенно другое понимание. Он не о наличествующем по определению предиката субъекте, а о некоем «я».
В этом деле все строится вокруг вопроса «кто?» В действительности, этот вопрос «кто?» не однозначен, он выстраивается в трех возможных вариантах:
1. «Кто отсутствует?» (субъект предиката)
2. «Кто звонит в дверь?» (действующий субъект глагольной конструкции)
3. «За кого он себя принимает?» (здесь атрибутивное «кто»)
Таким образом, есть три способа понимать субъект, и это должно подвести нас к совершенно иному представлению о необходимой критике традиционных философий субъекта.
Удалось найти несколько цитат Декомба:

«Выбор определенной политической позиции был и остается во Франции решающим испытанием, именно он призван раскрыть конечный смысл мысли»

«Политические идеологии» наших обществ, как они сами себя обозначают, являются в точности мифами; их символическая действенность (доверие верующих, поддержка масс) совершенно не гарантирует их адекватность реальности, на объяснение которой они претендуют»

«Тождественное и иное. Сорок пять лет из истории французской философии (1933-1978)»
Кстати, это едва ли не единственный изданный на русском языке текст Декомба:

Декомб В. Тождественное и иное. Сорок пять лет развития французской философии (1933–1978) // Современная французская философия. М., 2000.
Некоторые главные мысли из этой статьи http://redeurasia.narod.ru/biblioteka/terakt_kak_text.html :

Как замечает В. Декомб, результатом структурного анализа неизбежно становится репрезентация базовой модели, более объемного дискурса, включающего в себя текст и в тоже время также являющегося Текстом. Любой Текст вписан в другой Текст, обладающий более высоким статусом; можно называть его языком первого текста, при условии, что под языком мы будем понимать безразлично какие коды коммуникации. Это значит, что не так уж и важно, что хотел сказать так называемый Автор Текста, важно, что он может сказать, а возможности его, отметим, ограничены возможностями кода или языка, на котором он говорит. В. Декомб замечает, что язык при этом выступает как абсолютный монарх, а говорящий – как раб и по сути, говорящим является не лицо, которое являет нам или “озвучивает” Текст, а сам язык. Декомб называет это одним из главных законов структурализма. Итак, Автора Текста нет и быть не может, Текст не создается человеком, так же как слоны не порождают кошек; текст рождается лишь другим текстом, а человек, увы, только средство.

Есть информация, что статья Венсен Декомба. «Размышления о множестве здравых смыслов» будет опубликована в первом номере литературно-философского журнала "Логос" за 2011 год:
http://www.liberty.ru/layout/set/print/events/Pervyj-nomer-literaturno-filosofskogo-zhurnala-Logos-za-2011-god-budet-francuzskim

МР1
10.01.2011, 19:59
Спасибо, интересно :)

Юрген
10.01.2011, 22:37
Вот нашел еще кое-что:

семиотические свойства врожденного поведения:

а) «код предшествует сообщению»;
б) «код определяет все ситуации, в которых он может быть использован»;
в) «код независим от сообщения»;
г) «код независим от передающей стороны»;
д) «сообщение не может быть носителем чего-либо непредвиденного».
Вышеперечисленные требования, по мнению В.Декомба, могут быть предъявлены «инженерами по коммуникациям» к знаковым системам, прагматически ориентированным на передачу только такого сообщения, смысл которого задан заранее, «уже накоплен в языке»
(Декомб 2000: 90-100):

Как видим, Декомб существенно усложняет тезис М.Маклюена о том, что средство есть сообщение.