PDA

Просмотр полной версии : Массовая безграмотность


osmos
10.01.2011, 22:23
Давно хочу поднять вопрос на обсуждение, даже еще собирался это
сделать как месяца два назад, но вот только сегодня вспомнил, благо
повод появился.

Отмечаю, что среди населения в возрасте 20 лет и моложе преобладает
безграмотность, причем, как правило, при полном пренебрежении правил
русского языка... [Сразу оговорюсь, что за собой, порой, но не часто,
замечаю ошибки]. Многие пишут как слышат, а написание "не" всегда
слитно - это уже классика безграмотности. Ну и масса других примеров.

Вопрос, собственно говоря, в следующем:
Почему молодое население России все более и более становится безграмотным?
Связано ли это с преподаванием основ языка в школе?
Какую роль играет в этом средства онлайн коммуникации (ведь не все,
кто пишут в сети, пишут безграмотно!)?
Может ли данная тенденция повлиять на изменения норм русского языка
и привести к последующему упрощению правил?

deniska56
10.01.2011, 22:28
Может ли данная тенденция повлиять на изменения норм русского языка
и привести к последующему упрощению правил?
Не дай Боже... Нам уже спустили брачащихся, йогуртов и кофе среднего рода. :)

saovu
10.01.2011, 22:34
Почему молодое население России все более и более становится безграмотным?
Очень интересный вопрос.
Если не искать фундаментальную (и истинную) тому причину (чтоб не превратить очередную тему в дискуссию о Сталине), то можно сказать что это происходит главным образом потому что "молодое население России" мало читает. А если и читает, то "не то" (тот же безграмотный интернет с его социальными сетями и т.п.).

osmos
10.01.2011, 22:40
мало читает
Хороший довод!
Тут недавно был разговор о том, кто что предпочитает в литературе.
Я не скрываю, что для меня лучшая книга - это классика, признанная классика.
Так вот, мой собеседник тоже отметил, что читает исключительно классику,
как то: Минаев, Робски, Уэлш и др.
Понимание казалось бы очевидных терминов разное...
Сейчас другая классика, в которой не важна грамотность и красота речи, а важно
совсем другое - модное направление (тема, тренд...), которое широко обсуждается,
которое на виду. Только вот в таких книгах преобладает убогий сюжет и безликая
загрязненная речь...

МР1
10.01.2011, 22:52
Причина лежит на поверхности - общее обвальное падение уровня культуры. Все, что было наработано трудами писателей, мыслителей, общественных деятелей, художников в 19-20 в.в. - все это смыто напрочь.
С качеством преподавания русского языка я это печальное явление не связываю.
Интернет виноват отчасти - просто в силу того, что молодое поколение выросло на интернете с его "традициями", они усиливают общую бескультурную тенденцию, но не являются ее причиной.
Надеюсь что реформы языка не будет. Потому что то, что мы имеем - это не эволюция языка, а обычная безграмотность.

osmos
10.01.2011, 22:58
общее обвальное падение уровня культуры
С чем связываете, коллега?

Просто так не будет падать культурный уровень во всей стране...
А то, что он не падает - катится вниз, это очевидно. Лакмусовая бумажка - телевидение.
Что сейчас показывают по центральным каналам - это, простите, порнография
с пошлостями. Поэтому смотрю преимущественно иностранные каналы, где
в большинстве своем нет указанного...

student
10.01.2011, 23:00
Связано ли это с преподаванием основ языка в школе?

я думаю, что именно с этим. сегодня в школах чрезмерно обширные программы, надо столько всего изучить. а в итоге нет самого главного: закрепления изученного материала. школьник встал и забыл. а еще дело в учителях, на мой взгляд, в их недобросовестном отношении. вот у меня в школе классная, преподаватель русского языка была замечательной женщиной: с теми, с кем она занималась репетиторством, ставила хорошо или отлично, а вот объясняла она темы плохо.

Martusya
10.01.2011, 23:04
я думаю, что именно с этим. сегодня в школах чрезмерно обширные программы, надо столько всего изучить.

даааа??? вот так новости

saovu
10.01.2011, 23:08
преподаватель русского языка была замечательной женщиной: с теми, с кем она занималась репетиторством, ставила хорошо или отлично, а вот объясняла она темы плохо
Да уж, замечательная.

МР1
10.01.2011, 23:09
Связываю с падением Советской власти.
Вообще же развитие культуры в России на мой взгляд происходило так:
отправная точка - реформы Петра I, разрушившего вчистую культуру древнерусскую. В течение 100 лет после него самобытной культуры в России фактически не было, народ был повально затуркан и безграмотен, знать довольствовалась заимствованием западных образцов, к которым не прилагалось никаких собственных усилий. С начала 19 века идет постепенное пробуждение культуры. Пушкин, Лермонтов - это первые шаги. Далее западники, славянофилы, Некрасов, в живописи - передвижники. Общество год от года созревает и развивается духовно. Пик - Серебряный век. После революции идет некоторый спад по высоте, зато культура стремительно распространяется вширь, на самые широкие слои народа. Сейчас мы на мой взгляд отброшены в начало 18 века...

osmos
10.01.2011, 23:10
с теми, с кем она занималась репетиторством, ставила хорошо или отлично, а вот объясняла она темы плохо.
Может вы ненароком тут обозначили одну из причин?

saovu
10.01.2011, 23:13
Пик - Серебряный век
Ничего себе пик. Это же предвестник нонешнего постмодернизма, етить его.
Да и хорошее дело Декадансом не назовут.

osmos
10.01.2011, 23:15
Связываю с падением Советской власти
а кому вообще нужна грамотность населения?
Уж явно не тем, кто хочет подавать то, что называют "пипл хавает"...

По мне вопрос грамотности - это один из ключевых вопросов развития России.
Один из вопросов становления современного "нового" общества.

student
10.01.2011, 23:18
даааа??? вот так новости

не понимаю вашей усмешки. когда я училась в школе, то по всем предметам было одно явление: "Галопом по Европам".

МР1
10.01.2011, 23:22
Ну может я со своей философской колокольни и тенденциозен :) Конечно, строго говоря в разных областях вершины были в разное время - так, в литературе весь 19 век - велик, в музыке - вторая половина 19 - начало 20 века. В философии и живописи именно начало 20 века. Но я говорил не столько о культуре в узком смысле слова, сколько о духовном развитии, духовной зрелости общества. Вот в этом плане пик на мой взгляд был именно в период Серебряного века. Впрочем, я считаю, что если бы не Горбачев, то мы сейчас переживали бы, возможно, новый и еще более значительный подъем...

Добавлено через 2 минуты
Коммунистам грамотность была нужна, нынешней власти и тем кто "пиплу дает хавать" - однозначно нет. Им нужно покорное быдло. Впрочем, судя по программе реформы образования, к этому все пойдет еще быстрее.

osmos
10.01.2011, 23:29
Коммунистам грамотность была нужн
Для чего?

нынешней власти и тем кто "пиплу дает хавать" - однозначно нет. Им нужно покорное быдло
т.е. тут вы солидарны с моим мнением? Безграмотными легче управлять.
Тогда что делать с теми, кто уже освоил грамоту и впитал ее в себя?

Добавлено через 2 минуты
судя по программе реформы образования
Если взять ЕГЭ - так это отказ от логического мышления. Вот как раньше было -
сочинение... Это возможность самовыражения, раскрытия себя как личности,
нередко по тексту сочинения можно было дать рекомендацию по выбору профессии.

Сейчас по ЕГЭ можно только сказать правильно или нет ты заполнил клеточки...

МР1
10.01.2011, 23:29
Ни для чего. Без всякого корыстного интереса. Просто чтобы народ был грамотен, культурен, развит. Также как социально защищен, здоров, трудоустроен и т.д. За что им низкий поклон.
С теми кто освоил грамоту? Я бы шире поставил вопрос - с теми, кто впитал в себя культуру вообще. Но тут очень просто - они массово вымирают из-за неприспособленности к нынешней подлой жизни.

saovu
10.01.2011, 23:30
Коммунистам грамотность была нужна
Для чего?

Ну здрасьте :)
Чтоб проводить индустриализацию, открывать второе Баку, запускать ракеты и первого человека в космос.

Ни для чего. Без всякого корыстного интереса. Просто чтобы народ был грамотен, культурен, развит. Также как социально защищен, здоров, трудоустроен и т.д. За что им низкий поклон.
Приятно видеть на форуме такие высказывания.

МР1
10.01.2011, 23:31
ЕГЭ это еще цветочки, как выясняется, скоро в старших классах останется 4 обязательных предмета - гражданская оборона, физкультура, и какие-то "место России в мире" и "гражданская сознательность". Физику, химию и биологию сольют в одно "естествознание", математику присоединят к информатике и т.д.

osmos
10.01.2011, 23:38
Ни для чего

Чтоб проводить индустриализацию, открывать второе Баку, запускать ракеты и первого человека в космос.
Вот мнение saovu, я полагаю, ближе к истине. СССР хотел быть первым
во всем, всегда и везде! А со стадом оголтелых баранов далеко не уйдешь...

Добавлено через 2 минуты
ЕГЭ это еще цветочки, как выясняется, скоро в старших классах останется 4 обязательных предмета - гражданская оборона, физкультура, и какие-то "место России в мире" и "гражданская сознательность". Физику, химию и биологию сольют в одно "естествознание", математику присоединят к информатике и т.д.

Если вот ЭТО будет реализовано, то ЭТО будет конец всему...
Такой набор предметов хорош в военном училище, да и то на младших курсах...

Кстати, куда литературу и русский язык дели?
(про остальные предметы молчу)

deniska56
10.01.2011, 23:40
ЕГЭ это еще цветочки, как выясняется, скоро в старших классах останется 4 обязательных предмета - гражданская оборона, физкультура, и какие-то "место России в мире" и "гражданская сознательность". Физику, химию и биологию сольют в одно "естествознание", математику присоединят к информатике и т.д.
Что за фантазии на тему?:)

МР1
10.01.2011, 23:47
Какие фантазии, в соседной теме была ссылка. Это новейшая инициатива Единой России. У нее и спросите, куда делся русский язык и литература!
Я вот считаю, что как раз космос, Второе Баку и индустриализация были следствиями того, что я написал. И не забывайте, основатели Советского государства не были такими уж государственниками, которые хотят видеть свою страну впереди кого-то. Они просто хотели создать справедливое общество со свободными, гармонично развитыми людьми.

saovu
10.01.2011, 23:48
основатели Советского государства не были такими уж государственниками, которые хотят видеть свою страну впереди кого-то
Тут Вы не правЫ.

mike178
10.01.2011, 23:55
Мне кажется, что начитанность и уровень грамотности далеко не всегда взаимосвязаны. У нас в классе была одна очень начитанная девочка, которая по сочинениям практически всегда получала оценку 5/2 (первая оц. - за содержание, вторая - за грамотность). Я же, наоборот, когда учился в школе, читал мало, но мне повезло с т.н. "врожденной грамотностью". Сочинения я никогда не любил: то ли не нравилось, что надо напрягаться, вдумываться, вчитываться, то ли просто слабовато было с логикой или слишком незрелым я был для анализа произведений, - одним словом, за грамотность у меня всегда была оценка "5", а вот за содержание - как правило, "4"; если же удавалось скомпилировать сочинение из подручных источников - получал пятак, если совсем плохо была раскрыта тема, то трояк. Зато диктанты обожал, почти всегда были по ним отличные оценки.

Что же касается общения в интернете, то я все равно стараюсь писать грамотно - по крайней мере, на форуме я обращаю внимание на постановку знаков препинания и орфографию. В аське же или скайпе практически всегда опускаю запятые, пишу рублеными фразами и описки, конечно же, не поправляю. Хотя иногда могу написать исправленный вариант после звездочки (*).

Насчет уровня грамотности населения могу сказать, что он неуклонно падает, впрочем как и общий уровень образованности. Молодежь, общаясь в социальных сетях и на всевозможных форумах, злоупотребляет всякими там "общацца", "превед" и т.п., поэтому далеко не всегда им удается перестроиться на "нормальный" язык, в частности в письменной речи.

Кроме того, есть наиболее распространенные ошибки, которые часто делает не только необразованная часть молодежи, но также и взрослые люди с высшим образованием, в т.ч. и с ученой степенью. Причем ошибки могут быть самые разные: связанные с правописанием, с неправильной постановкой знаков препинания, неверным соединением слов между собой (не тот падеж, нарушение логики в предложении и т.д.). Очень часто натыкаюсь, например, на такие:
-- появление гибрида "вообщем". Такого слова не существует! Есть слово "вообще" и есть "в общем".
-- "согласно приказа, распоряжения" и др. Это неправильно! Правильно употреблять дательный падеж, а не родительный. Согласно (чему?) приказу, распоряжению - вот это верно.
-- неверное написание предлога "в течение" (в течении часа - неправильно!)
-- неверное употребление "также / так же", "тоже / то же" (пользуясь случаем, передаю привет Ink'y) ;)
и т.п.

Ink
10.01.2011, 23:58
Связано ли это с преподаванием основ языка в школе?
Несомненно: малограмотные учителя не умеющие объяснить предмет - это моя бывшая учительница русского языка. Бабулька лет 70 еще тогда. Впала в маразм, на уроках разговаривала сама с собой. У всего класса были "5". На экзаменах в вуз многие выяснили, что это "2". Я же не пожалел денег на подготовительные курсы при вузе. Там то же не то, чтобы учили. Но уровень моей личной грамотности повысился в разы.

Какую роль играет в этом средства онлайн коммуникации (ведь не все,
кто пишут в сети, пишут безграмотно!)?
Напротив. Word, расширения для интернет-мессенджеров, браузеров как раз позволяют любому неучу писать на среднем (нормальном) уровне грамотности. А вот если всё это в раз пропадёт, то...будет настоящая катастрофа.

Может ли данная тенденция повлиять на изменения норм русского языка и привести к последующему упрощению правил?
Должна. Но в этом нет ничего страшного. Русский язык - живой язык. Он должен подстраиваться под носителей, а не носители под него. Если культурный уровень среднего носителя языка понижается, то должно происходить и некоторое послабление норм. Опять же: само понятие норма уходит. Как раз пример кофе. Я всегда считал и произносил его средним родом. В одной из тем некая форумчанка сильно кипятилась по этому, называла меня безграмотным и утверждала, что кофе - он. Ну и кто прав? Вот и появляется альтернатива для меня и моего круга общения - оно; для неё и её круга - он. Но и я, и она с одного культурного слоя общества - научно-преподавательского. И, так как возможности определить кто прав нет, - имеем два варианты. Иначе - имеем гражданскую войну из-за мелочи (в которой, несомненно, победит моя сторона ;))

osmos
11.01.2011, 00:03
mike178, а по какой причине это происходит, ты так и не сказал.
Меня причина интересует... Понимаешь? :)

Я просто на протяжении долгого периода времени размышляю над вопросами:
почему и что дальше будет? И не нахожу ответа...

Ink
11.01.2011, 00:03
-- неверное употребление "также / так же", "тоже / то же" (пользуясь случаем, передаю привет Ink'y) ;)
Да. Имею проблему при написании "да же/ даже", "так же/ также", "то же/тоже" и т.п.

МР1
11.01.2011, 00:03
Mike178, последний вариант - это скорее какой-то бюрократический специфический жаргон. Я согласен, бывает, что развитый, культурный человек в смысле языка абсолютно неграмотен. Про поэта Гумилева например рассказывают, что он приносил стихи, и говорил "а знаки препинания расставьте сами". Но все же грубая орфографическая неграмотность в основном, по-моему, бывает связана именно с низким уровнем развития человека. Случаи "врожденной безграмотности" все же нечасты.
Saovu, я не хочу сказать, что основатели Советского государства не заботились о народе и государстве, они очень заботились. Просто лозунги типа "догнать и перегнать" Ленину, мне кажется, были чужды.

mike178
11.01.2011, 00:05
mike178, а по какой причине это происходит, ты так и не сказал.
1. Невнимательность:
Я просто на протяжении долгого периода времени
(но: в течение, в продолжение - верно!)

2. Врожденная "безграмотность" (неспособность к правильному письму).
3. Деградация школьного образования.

Имею проблему при написании "да же/ даже", "так же/ также", "то же/тоже" и т.п.
А я тебя пытался переучить, между прочим. Видать, плохо объяснил.

osmos
11.01.2011, 00:11
Ink, тут дело какое, ага...
Очень много в страну приезжает "иностранцев", которым, собственно говоря,
плевать как на Россию, так и на русский язык. Им проще написать как слышится
им, т.е. пливал я на всю вашу арфаграфию и пункутуацию. Со временем
таких может стать большинство, к ним вот готовы присоединиться и вы, человек,
не отождествляющий себя с дешевой наемной силой, но, тем не менее, идущий
на поводу безграмотности. Так что? Теперь нужно адаптировать нормы языка под
выше перечисленных?

Добавлено через 1 минуту
но: в течение, в продолжение - верно!
да, спасибо, что подправил. Говорил, что ошибаюсь и описываюсь...

mike178
11.01.2011, 00:15
Говорил, что ошибаюсь и описываюсь...
Я тоже, например, некоторые правила в теории знаю, а на практике все равно часто ошибаюсь. Например, употребление слов "надевать" и "одевать". Правильно говорить "надевать (что?) пальто, куртку, ботинки" и "одевать (кого?) ребенка, человека". Но в спонтанной речи я почти всегда говорю неверно (напр., "я одену куртку"). Нет навыка.

osmos
11.01.2011, 00:20
Нет навыка
ты вот задумываешься над тем, как и что говоришь... Я тоже установил приложение
"Лексика" на телефон. Периодически проверяю слова или выражения, в правильности
которых не уверен. Но у нас с тобой есть к этому стремление, в то время как у
большинства из молодежи даже нет желания писать грамотно.

mike178
11.01.2011, 00:22
последний вариант - это скорее какой-то бюрократический специфический жаргон.
Не согласен. Любой студент, аспирант и офисный работник довольно часто использует фразы со словом "согласно". И строить эти фразы надо грамотно. Напр., согласно (чему?) данным исследования, согласно (чему?) закону, постановлению, приказу и т.д. Это правильные варианты.

Еще одна распространенная ошибка (в т.ч. и на нашем форуме): правильно говорить заведующий (чем?) кафедрой, лабораторией. Завкафедрой - верно, а завкафедры - нет!

gav
11.01.2011, 00:26
Основная причина падения языковой культуры - падение общего уровня культуры. А причин этому множество. Смена социального строя, ценностных ориентиров и т.п.
Кстати, а к чему уподобляться избитому стереотипу о том, что "неграмотными управлять проще"? Это явно недалекая точка зрения.

osmos
11.01.2011, 00:33
Это явно недалекая точка зрения
Поделитесь-ка своей...

Безграмотным управлять легко - он многое воспринимает на веру, а недалекость
его мышления и восприятия мира позволяет преподносить ошибочные вещи как
единственно верные. Не даром всегда активно думающих убирали первыми,
чтобы не вносили крупинки недоверия и сомнения...

Carro
11.01.2011, 00:38
Я тоже, например, некоторые правила в теории знаю, а на практике все равно часто ошибаюсь. Например, употребление слов "надевать" и "одевать". Правильно говорить "надевать (что?) пальто, куртку, ботинки" и "одевать (кого?) ребенка, человека". Но в спонтанной речи я почти всегда говорю неверно (напр., "я одену куртку"). Нет навыка.

ну это просто .. я это запомнила в школе, лет в 9, была такая радиопередача Радионяня и они в игровой форме разыгрывали сценки на какие-то правила русского языка. С тех пор надевать и одевать - однозначно в правильных местах.
Я не знаю, есть ли у современных детей такие передачи ... по-моему нет.
У меня сын весьма грамотный. Более грамотный , чем я.
Причина - отличный учитель русского языка в приличной школе, где кофе - однозначно мужского рода. Хорошая память на правила и умение их применять. Довольно много читает по сравнению с остальными однолетками.

osmos
11.01.2011, 00:40
Довольно много читает по сравнению с остальными однолетками.
т.е. вы тоже считаете, что дело в чтении классической литературы? Тут я согласен с вами.
Может быть у вас есть еще какие идеи относительно снижения культуры и грамотности?
Ваше мнение, право, интересно услышать :)

gav
11.01.2011, 00:58
osmos, во-первых, гораздо почетнее войти в историю как человек, выруливший страну в лидеры. Как ни крути, но популярность того же Сталина на 90% вызвана этим. А вывести страну в лидеры можно только увеличивая образованность. Поэтому лично я сомневаюсь, что Медведев с Путиным желают управлять малограмотным населением. Да и если бы это было так, при всей неоднозначности рыночных реформ, развалить образование можно было куда более эффективными и простыми методами.

saovu
11.01.2011, 01:35
войти в историю как человек, выруливший страну в лидеры. Как ни крути, но популярность того же Сталина на 90% вызвана этим.
Что было предсказано мной еще в посте #3. :D

LOVe
11.01.2011, 02:00
Грамотность, если подвергнуть грубому делению, складывается из того, чему целенаправленно учат и того, усвоение чего происходит непроизвольно, из массива тех текстов, которые воспринимаешь, читая и слушая что-то. (Можно, конечно, упомянуть про затронутую mike 178 так называемую врожденную грамотность/неграмотность, но это индивидуальные случаи). И в настоящее время, к сожалению, очень сильно страдает качество и целенаправленного, и непроизвольного овладения. Более того, непроизвольное усвоение «норм» и «правил» подчас просто убивает только что еле-еле усвоенное специально.

Качество целенаправленного усвоения страдает, во-первых, из-за компетентности обучающих. Увы, компетенция современного учителя, не какого-то конкретного, а в массе своей, оставляет желать лучшего. Сегодня нередко можно встретиться с тем, когда учитель русского языка, проверяя тетради, пропускает ошибки ученика или, что еще «превосходнее», правит правильное на неправильное. Не идет современный выпускник педагогического вуза, имеющий отличные знания, работать в школу. Он находит себе применение в других областях, пусть не по специальности, но с более или менее нормальной зарплатой. И получается, что в школу идет работать тот, кто нигде более не устроился, у кого уровень знаний низкий, кто в своей специальности не компетентен, потому что кто-то где-то когда-то, закрыв глаза, ставил «удовлетворительно», поскольку выгонять из вуза по каким-то причинам было нельзя. Вот и получается, например, что учат детей писать изложение, единожды объяснив, в начале второго полугодия одного класса, а навык написания проверяют в середине первого полугодия следующего класса, удивляясь, как почти весь класс кошмарно написал. Есть, конечно, хорошие школы, сильные учителя. Но если брать в массе, то ситуация безрадостная. Это не говоря о сельской школе, где она еще хуже. Во-вторых, учебники стали хуже. Не скажу про все, конечно, но встречаются такие экземпляры, широко используемые, всеми, кем только можно, одобренные, где материал дается с пятого на десятое: сначала, к примеру, дети месяц пытаются найти в словах корни, суффиксы и приставки, а только потом правила учат, хотя учебная дефиниция, в отличие от научной, должна начинать процесс познания, а не заканчивать его. Программы подчас какие-то идиотические. Вот, зачем, к примеру, детям во втором классе задавать на дом писать рефераты? Лучше бы лишний раз слова выучили словарные.

Качество непроизвольного усвоения страдает из-за того, что в современных средствах массовой информации и коммуникации нет образца хорошей грамотной речи. Орфография, пунктуация, стилистика и т.д. страдают везде. Если раньше речь дикторов ТВ была образцом, если по газете можно было написание слова проверить, то сейчас этого нет. Про Интернет в этой связи лучше вообще молчать. Страшно сюда пускать человека, только овладевающего языком, потому что слабый навык чего-то только недавно выученного «забивается» массой исковерканных слов (от безграмотности ли чьей-то, от желания ли подурачиЦЦа з токимежа кросавчегами), которые видишь в Сети. И усваиваешь непроизвольно то, что видишь, и получается «каша» вместо знаний. А жаргона, а мата в Сети сколько... Если раньше, не особо хорошо запомнив какое-то правило, но имея хорошую зрительную или сулуховую память, можно было усвоить орфографию из чтения литературы и прессы, орфоэпию – из радио и ТВ, то сейчас этого нет. Нет хорошего образца, который можно было бы непроизвольно усваивать, на который можно было бы ориентироваться. Также к снижению грамотности ведет и развитие технологий, как бы это странно ни звучало. Опосредованно, конечно, но ведет. К сожалению, мне не раз приходилось слышать от сегодняшних студентов, что, мол, зачем заморачиваться и что-то запоминать, когда в любой момент, если потребуют, можно проверить написание в Word'е или на специализированном сайте, или в каком-либо словаре онлайн, к которым практически всегда и везде есть доступ.

Вот, в принципе, пока все, что пришло в голову…

Carro
11.01.2011, 06:08
т.е. вы тоже считаете, что дело в чтении классической литературы? Тут я согласен с вами.
Может быть у вас есть еще какие идеи относительно снижения культуры и грамотности?
Ваше мнение, право, интересно услышать :)

на самом деле я не считаю, что главное чтение. Я читала больше своего сына. Но у меня плохая зрительная память (при хорошей - слуховой). Свою слабую грамотность я списываю на плохую зрительную память. При отличной школе и хороших учителях русского, и большом объеме прочитанного. При этом сочинения я , кстати, вполне писала, пожалуй даже лучше большинства. Они у меня шли обычно 5/3. Поэтому всякие радионяни у меня шли хорошо, они на слух воспринимались...песни, стихи.. это все отлично ложилось на мою слуховую память.

Что касается в целом .. Дык причин множество.
1. кто учит - "дурочки с переулочка "... частенько. Намного слабее преподавательский состав сейчас, чем в прошлом. (кто пойдет за эти копейки...)

2. как учит ... жучтайшие правила, какие-то жуткие морфо (не морфо, а что-то значительно более замутное) и еще какие-то разборы . Т.е. те, кто придумывал современную программу по русскому языку , что называется "хочут свою образованность показать". Совершенно не нужное усложнение, нагромождение .. Забыта основная цель - писать грамотно. Все. Только грамотность является критерием и целью обучения русскому языку (речь о средней школе), а не умение строить разборы слов в различных направлениях.

3. кого учат .. где-то тут все таки низкая культура чтения, т.е. мало и в основном комиксы. Не требуют от детей реального чтения литературы. Отличники весьма редко читали Войну и мир, Преступление и наказание ... Мой сын, имея весьма средние оценки, был единственным во всей параллели (а это порядка 220 учеников одной из лучших школ города), который полностью прочитал эти произведения.

Ink
11.01.2011, 07:46
Ink, тут дело какое, ага...
Очень много в страну приезжает "иностранцев"
Я сейчас простую, но неприятную мысль выражу. Если этих иностранцев станет больше половины, то увы, выбора у меня уже не будет. У меня уже страны не будет.

osmos
11.01.2011, 08:29
Если раньше речь дикторов ТВ была образцом, если по газете можно было написание слова проверить, то сейчас этого нет
То есть сейчас, если я правильно понимаю, отсутствует контроль на выходе?
Иными словами, можно давать всякую безграмотную туфту, и никто за это не накажет.

Добавлено через 3 минуты
кто пойдет за эти копейки...)
Кстати, да. Об этом говорите и вы, и говорила LOVe, да и многие проддержат.
Кто сейчас преподает? Складывается впечатление, что выпускники училищ...

Простой пример: в соседней школе жалуются на учителя русского языка - типичного
представителя с южнорусским говором. Все дети начальных классов так и говорят:
"поговорим за Васю", "пораздадим листочки" и т.д. Других учителей нет...

Добавлено через 1 минуту
Если этих иностранцев станет больше половины, то увы, выбора у меня уже не будет.
Так зачем к ним присоединяться заранее, обрекая их на заведомый успех?

Добавлено через 1 минуту
гораздо почетнее войти в историю как человек, выруливший страну в лидеры
Это если ставить перед собой цель войти в историю как человек, выруливший страну в лидеры.
Можно ставить и другие цели, в т.ч., выйти в лидеры... Для этого не требуется растить
грамотных и культурных граждан.

VesterBro
11.01.2011, 09:49
Полностью согласна с высказанным выше мнением, что падение уровня грамотности напрямую связано с потерей населением интереса к чтению литературы.

В том, что виной всему "плохие" преподаватели русского языка в школе, сильно сомневаюсь.

Добавлено через 1 минуту
Качество непроизвольного усвоения страдает из-за того, что в современных средствах массовой информации и коммуникации нет образца хорошей грамотной речи. Орфография, пунктуация, стилистика и т.д. страдают везде. Если раньше речь дикторов ТВ была образцом, если по газете можно было написание слова проверить, то сейчас этого нет.
И с этим полностью согласна.

deniska56
11.01.2011, 10:07
То есть сейчас, если я правильно понимаю, отсутствует контроль на выходе?
Иными словами, можно давать всякую безграмотную туфту, и никто за это не накаже
В газетах и на ТВ все мрачно потому, что у нас они тоже живут по принципу "пипл схавает". Иногда смотришь на очередное пригламурное издание и думаешь, для чего его вообще открыли.
Простой пример: в соседней школе жалуются на учителя русского языка - типичного
представителя с южнорусским говором. Все дети начальных классов так и говорят:
"поговорим за Васю", "пораздадим листочки" и т.д. Других учителей нет...
Пипец... Это мрачно...
В наших местах не всем понятно, что <<на ноль делить нельзя>>. И речь не о том теперь, почему (это уже запредельно). У меня вчера на экзамене одна красавица написала, что 0/0 = 0. Она права, отчасти, но это не грамотность. Она не может убедить экзаменатора (лояльного) в этом.
Положим, "на ноль делить нельзя" - это школьное правило, упрощение. А то, что 0/0 - это неопределенность студенту технического вуза независимо от пола знать не мешало бы.

osmos
11.01.2011, 11:29
связано с потерей населением интереса к чтению литературы
А с чем тогда, на ваш взгляд, связано это самое падение интереса?

По мне так все идет от высказанного ранее "упрощения". То есть от желания упростить
все по-максимуму. Примитивные книги, примитивные программы, примитивные каналы,
примитивные шутки, примитивное искусство, ..., все примитивное не от того, что это
модно, а от того, что более сложное не воспринимается.

Не хотят думать, хотят готовое решение, не хотят затрудняться, хотят простой ответ,
не хотят двигаться, хотят "на дом"...

gav
11.01.2011, 11:35
osmos, так общество потребления. Зачем напрягать мозги, если можно итак удовлетворять свое любопытство примитивными методами?
Напряжение мозгов требуют затрат энергии. Покататься на лыжах любят многие, но вот марафонскую дистанцию бежать любят далеко не все. Раньше мозги было нужно напрягать, учиться, чтобы не влачить жалкое существование. Теперь же можно и неучем нормально с материальной точки зрения жить. А естественное природное любопытство вполне удовлетворяется низкопробными "шедеврами".

VesterBro
11.01.2011, 12:31
А с чем тогда, на ваш взгляд, связано это самое падение интереса?
А выше уже написали все - с заменой чтения массой других, низкопробных, видов развлечений. Требующих гораздо меньшего напряжения умственных ресурсов.

Лучник
11.01.2011, 12:48
Мне кажется, что начитанность и уровень грамотности далеко не всегда взаимосвязаны. У нас в классе была одна очень начитанная девочка, которая по сочинениям практически всегда получала оценку 5/2 (первая оц. - за содержание, вторая - за грамотность).

И со мной такая же была петрушка. Читал я много (только этим и был занят). Сочинения всегда писал с удовольствием. Но с ошибками (эдак на троечку). И ошибки допускал совершенно дикие (типа "Работа над ошибрами")

Хорошо, что сейчас комп все сам правит :)

osmos
11.01.2011, 12:59
сейчас комп все сам правит
странно, даже на форуме машина обнаруживает ошибки, а все равно часто
пишут неграмотно, причем с просто ужасающими ошибками.

Добавлено через 39 секунд
ошибрами
так это опечатка ;)

Лучник
11.01.2011, 13:12
так это опечатка

Так она была всегда одна и та же. :) (представляете, как все бесились? :))
А еще я всегда почему-то пропускал мягкие знаки...

Впрочем, возможно, это все было от боязни ошибиться, от напряжения. Как только от меня все отстали - все стало гораздо лучше.

Andriy
11.01.2011, 13:34
странно, даже на форуме машина обнаруживает ошибки, а все равно часто
это от браузера зависит вроде бы

МР1
11.01.2011, 13:55
Подскажите, а как?
Очень хочу...

Сам хотел бы знать. Тем не менее факт - наиболее успешный из людей, которых я знаю, вообще не имеет никакого образования.
Gav, а с чего Вы решили, что Путин хочет войти в историю? По-моему у него гораздо более близкие и материальные цели :)
Вообще же все приведенные причины растущей неграмотности по-моему восходят к уже обозначенной мной первопричине - крушению советской власти. Это породило и "общество потребления", и чернуху-порнуху-косноязычие на радио и ТВ, и снижение уровня преподавания в школе (поскольку все более-менее на что-то годные после ВУЗа в школу не идут), и изменение к худшему образовательных стандартов (см. последнюю инициативу Единой России), и то что люди перестали читать (старые ценности полностью заменило бабло).
Кстати, в Москве в школах действительно работают одни иногородние. Причем можно догадаться - не лучшие. Хотя платят прилично, 30 тыс. школьный учитель зарабатывает, а то и 50.

Ink
12.01.2011, 00:13
А вот я сейчас вопросом задался: а действительно ли так массова "массовая неграмотность"? Как оценить количественный и качественный момент?

Feeleen
12.01.2011, 01:45
а действительно ли так массова "массовая неграмотность"

Весьма разумная мысль.

mike178
12.01.2011, 04:02
Слышал о человеке, в обязанности которого входит развешивать и сдавать в чистку занавески. Получает 60 тысяч
Кстати, нелегкое это дело - вешать занавески, особенно если нужно ровно распределить всю занавеску "на глазок", под определенное количество крючков.
"Работа над ошибрами"
А по-моему, очень даже симпатичный неологизм у вас получился. ;)

osmos
12.01.2011, 08:16
а действительно ли так массова "массовая неграмотность"?
да хотя бы посмотреть на сообщения данного форума... Я говорю конкретно про
сообщения новичков - и это те, кто оценивает себя как "успевающих на хор и отл".

Если посмотреть другие форумы (вначале хотел пример привести, потом решил:
да любые известные), то можно отметить, что люди, возраст которых старше 20-25 лет
выражают свои мысли грамотно.
Также и телевидение, даже дикторы на центральных каналах...

Я полагаю, что безграмотность становится нормой у молодого поколения.

Ink
12.01.2011, 08:31
osmos, возможно, что Вы и правы. Давайте рассмотрим на живом примере
Чем еще мерится будем? Как видите количество ошибок говорит само за себя.

osmos
12.01.2011, 08:55
Ink, ну, как минимум, не следует обсуждать своих коллег, тем более, выставлять
напоказ их ошибки... Они есть и у вас, и у меня, и даже у самых прожженных филологов.

Когда я писал:
Я говорю конкретно про сообщения новичков
, то подразумевал тех, кто заходит к нам на огонек погреться, а не тех, кто
подкладывает дрова в костер ;)

Добавлено через 41 секунду
п.с. научите убирать в спойлер - уберу первые две строчки, дабы не для всех они

VesterBro
12.01.2011, 09:35
А вот я сейчас вопросом задался: а действительно ли так массова "массовая неграмотность"? Как оценить количественный и качественный момент?
Когда берешь в руки современную книгу или периодическое печатное издание (научные сейчас не имею в виду) и навскидку находишь не один десяток ошибок, то гарантированно убеждаешься в том, что безграмотность все-таки слишком массова, чем хотелось бы. Раньше такого точно не было (вольно цитируя LOVe, по газете можно было орфографию сверять).

Это не говоря уже об Интернет-ресурсах.

osmos
12.01.2011, 16:35
Это не говоря уже об Интернет-ресурсах
Ведь не даром появились т.н. интернет-жаргоны, всякие языки падонкафф, олбанский и пр.
Конечно, это н идет на пользу русскому языку и показывает его деградацию...


Кстати, может кто в курсе? В зарубежных языках есть что-то наподобие перечисленного?

Лучник
12.01.2011, 19:20
Ведь не даром появились т.н. интернет-жаргоны, всякие языки падонкафф, олбанский и пр.
Конечно, это н идет на пользу русскому языку и показывает его деградацию...

Это же стилистическая игра. Она обогащает язык, я думаю.

osmos
12.01.2011, 19:25
Она обогащает язык
это если в меру, я полагаю... А если только на нем и разговаривают - то совсем другое.

Кстати, почему так популярен этот жаргон? Предположу, из-за того, что на нем
не важно как ты пишешь - с ошибками или без (так вообще-то сложно), тебя
поймут и еще оценят твои превосходные познания...

Kayra
12.01.2011, 19:31
У нас по городу практически во всех автобусах наклеена реклама ГИБДД, в которых причастный оборот после существительного не выделяется запятыми. :smirk:
Например: "Дети играющие на проезжей части..." и т.п.
Причем таких реклам у них существует штук 20 видов и ни в одном нет таких запятых. Забавно :p
Хотя с удивлением замечала за своими более старшими коллегами такие же ошибки.

mike178
13.01.2011, 02:14
У нас по городу практически во всех автобусах наклеена реклама ГИБДД, в которых причастный оборот после существительного не выделяется запятыми.
А меня больше изумляет чересчур активная постановка запятых (пропуск знаков препинания все-таки кажется более естественным, чем бездумное их тиражирование).

Например, тупо ставится запятая перед что, вне зависимости от контекста: "И, что он сказал?". "Мне не нравятся овощи, разве, что помидоры я люблю" и т.п.

Или откуда-то берутся запятые при причастном обороте, который стоит перед определяемым словом. Напр.: "Принеси мне, стоящие перед дверью, ботинки". (Прим.: выделенные красным запятые - лишние).

osmos
13.01.2011, 09:02
mike178, тебе пора тут на форуме открывать отдельную тему "Уроки правописания".
п.с. это не юмор, иногда открываю твои посты, когда есть сомнения в правильности ;)

VesterBro
13.01.2011, 09:56
Кстати, может кто в курсе? В зарубежных языках есть что-то наподобие перечисленного?
На ум приходит упрощение английского/американского фразами типа "4U2C" :)

Не одно и то же, конечно, но из этой же серии.

Она обогащает язык, я думаю.
-1.

У нас по городу практически во всех автобусах наклеена реклама ГИБДД, в которых причастный оборот после существительного не выделяется запятыми.
Ой, а реклама и объявления - это вообще полный финиш...
Очень редко они бывают грамотно написаны.

Paul Kellerman
13.01.2011, 10:52
В высшей степени непрестижно
Вот и ответ! Мы живем в обществе, в котором быть УЧИТЕЛЕМ - в высшей степени НЕПРЕСТИЖНО!

Для среднестатистического школьника, жующего стиморол, жрущего сникерс, заливающего все
это клинским, сдабривающего все это таблетками со смайликами, "колбасящегося" на танцполе
под первобытный "тынц-тынц", напичканного до блевотины гламурными ценностями, обильно изры-
гаемыми по телевидению и в Интернет, учитель - самое конченное существо, ниже него ну разве
что только бомжи. Соответственно, все, что говорит и чему учит учитель - непонтово и некруто!

Что касается правительственной политики... Большинство чиновников озабочено совершенство-
ванием способов безопасного разворовывания бюджетных средств, на пипл им глубоко начихать.
Но что самое печальное, лично для них, их детей, внуков - будущее однозначно за пределами РФ.
В них нет никаких даже намеков даже на зачатки патриотизма: хапнуть по-максимуму и свалить.
В таких условиях, грамотность пипла - однозначно противоречит интересам и планам чиновников.

Лучник
13.01.2011, 11:05
Вот и ответ! Мы живем в обществе, в котором быть УЧИТЕЛЕМ - в высшей степени НЕПРЕСТИЖНО!

Странная штука. По моим наблюдениям, у молодого поколения все деньгами измеряется.

Я спрашивал у своих студенток, готовы ли они выйти замуж за копщика могил, если тот будет хорошо зарабатывать (но при этом дома "рассказы о работе", корпоративы на кладбище, пр). Очень многие готовы.

osmos
13.01.2011, 12:53
лично для них, их детей, внуков - будущее однозначно за пределами РФ
Павел, к большому сожалению, сейчас из страны уезжают мозги, которые
могут себя найти там и не потеряться, как это сделали бы перечисленные вами...

Те, кто хапает здесь, за границей не живут (в большинстве), разве что исключения
встречаются, да и то - это самые умные из них.

А вот молодые, талантливые, способные и (что самое главное) умные и соображающие
люди тихо и незаметно принимают приглашения зарубежных компаний, институтов,
корпораций и пр. и перебираются отсюда подальше...

МР1
13.01.2011, 13:18
Osmos, ну это технарям за границу можно перебраться, гуманитариев наших там никто не ждает.

Добавлено через 11 минут
А насчет новых русских, выезжающих за границу - тут еще проблема такая. Им там реально скучно. Просто нечего делать. Сидеть за границей, ведя дела тут - да, хорошо, а просто эмигрировать... Вот Березовский уехал, и все никак не успокоится. Зуд какой-то деятельности. То же самое - Патаркацишвили. Чего казалось бы не хватало? И Путину, если не станет снова президентом, за границей будет скучно, несмотря на 40 млрд. Кстати, наши олигархи зарабатывать деньги на Западе не умеют - только проматывать. Все навыки другие, только для российского бизнеса пригодные.

osmos
13.01.2011, 13:51
Все навыки другие, только для российского бизнеса пригодные
все верно - это и есть причина, которую я несколько завуалировал в своем сообщении.

А уезжает средний класс, к которому (по западным меркам) относятся интеллигенция,
квалифицированные рабочие (инженеры) и др. специалисты, профессия которых в
нашей стране считается непрестижной...
Именно те, кто и должен создавать новую процветающую страну...

mbk
13.01.2011, 14:56
напичканного до блевотины гламурными ценностями
Да, людей толкают к тому, чтобы реализовывать себя не в творчестве, а в потреблении. Кто это делает? Я не знаю, вероятно, производители. Как следствие, самооценка подростка оказывается завязанной на тех вещах, которые перечислил
PavelAR.

Добавлено через 3 минуты
замуж за копщика могил
Кстати, зимой - это адская по физической нагрузке работа.

Лучник
13.01.2011, 15:15
Кстати, зимой - это адская по физической нагрузке работа.

да и летом, я думаю, нелегкая.

mbk
13.01.2011, 15:29
.........

mike178
13.01.2011, 22:05
mike178, тебе пора тут на форуме открывать отдельную тему "Уроки правописания".
Ну нет уж. Все на http://www.gramota.ru :)

Ink
14.01.2011, 01:04
Ну нет уж. Все на http://www.gramota.ru :)
Помню, мне там как-то попадалась пара моментов, когда они сами объяснить не смогли

osmos
14.01.2011, 08:51
Помню, мне там как-то попадалась пара моментов, когда они сами объяснить не смогли
Вот-вот, пусть лучше mike178 объясняет... ;)
У тебя это лучше получается :)
А я к концу года обещаю стать более граммотным :D

mike178
15.01.2011, 01:09
А я к концу года обещаю стать более граммотным
Между прочим, я 5 минут назад как раз читал твой пост в одной из тем (http://aspirantura.spb.ru/forum/showpost.php?p=112654&postcount=3) и восхищался великолепной постановкой знаков препинания, обособляющих деепричастный оборот, вводные слова, а также разделяющих части сложноподчиненного предложения. Читал и гордился. :)
Вот-вот, пусть лучше mike178 объясняет...
Ну а если серьезно, я по специальности не филолог-русист, так что есть и более грамотные. :)

deniska56
15.01.2011, 06:50
Ну а если серьезно, я по специальности не филолог-русист, так что есть и более грамотные.
Смешно сказать, но большая часть филологов, с которыми я знаком, настолько убиты изучением норм языка, что говорят они порой коверкая слова (преднамеренно). Поправлять людей им в голову не придет...
Поэтому то, что ты не филолог-профессионал, Миш, мы уже поняли. :)

Feeleen
15.01.2011, 07:07
Смешно сказать, но большая часть филологов, с которыми я знаком, настолько убиты изучением норм языка, что говорят они порой коверкая слова (преднамеренно). Поправлять людей им в голову не придет...

Да, именно так :)

osmos
15.01.2011, 12:08
и восхищался великолепной постановкой знаков препинания
спасибо, конечно, но, полагаю, на одном уровне с большинством других форумчан :)

Читал и гордился
значит, согласен? ;)

я по специальности не филолог-русист
а филолог-кто? :)

mike178
16.01.2011, 00:03
спасибо, конечно, но,
Никаких но. Уровень высокий, по крайней, мере в указанном посте. :)
значит, согласен?
Гордиться согласен, а вести постоянную рубрику - вряд ли. :)
а филолог-кто?
"Филолог-никто". Лингвист я, переводческий факультет заканчивал.

deniska56
16.01.2011, 00:41
"Филолог-никто". Лингвист я, переводческий факультет заканчивал.
Это многое объясняет. :) Думаю, не стоит себя трехметровым забором от филологов отгораживать. Все-таки работал со словом. :)

osmos
16.01.2011, 01:13
"Филолог-никто". Лингвист я, переводческий факультет заканчивал
Филолог - никто, а я лингвист :laugh:

mike178
16.01.2011, 02:26
Все-таки работал со словом.
Денис, "работа со словом" не играет никакой роли. У меня вообще могло бы не быть высшего образования, я мог бы даже школу не закончить, и все равно я писал бы грамотно; грамотное письмо в моем случае - это навык, он никак не связан с профессией. И не надо думать, что все лингвисты / филологи шибко "вумные" в вопросах правописания: я знаю нескольких кандидатов филологических наук, которые пишут крайне плохо, делают глупейшие ошибки. Я вот еще и супы вкусные варю, но не вести же мне из-за этого программу "Смак"! :cool:
Филолог - никто, а я лингвист
А ты вообще... не только грамотный, но и остроумный! :p

osmos
16.01.2011, 17:15
это навык, он никак не связан с профессией
действительно, есть технари, обладающие грамотной речью и письмом,
а есть гуманитарии (в т.ч. "работки слова" :)), допускающие ошибки.

С другой стороны, на ровне с врожденной грамотностью существует и врожденная
безграмотность... Жуткое явление, знаю, встречал. При всем при этом человек
занимает руководящую (но не высокую) должность и допускает уйму ошибок в
элементарных словах, полностью игнорируя знаки препинания.

saovu
16.01.2011, 18:08
человек
занимает руководящую (но не высокую) должность и допускает уйму ошибок
В национальном регионе живу.
Недавно в университетской газете дословно

Вы пришли в университет еще в далеком 1974 году, когда университету было всего 2 года. Вас приняли проректором по учебной работе.

Или вот, был на конференции в Чебоксарах. Ректор ЧГУ, национальный кадр, на открытие конференции сказал примерно следующее: "Информационные технологии являются самыми нужными на настоящий момент. Потому что защитить докторскую по техническим наукам не только сложно, но и невозможно".

Это не про запятые, конечно. Не знаю как это правильно называется - ну нет у этих людей какого-то ощущения языка.

mike178
16.01.2011, 18:23
на ровне с
Так, делаем работу над ошибками быстро! :)
Вас приняли проректором по учебной работе.
Ну это просто казенный, бюрократический язык. Пишут же в трудовых книжках: "принят менеджером в отдел маркетинга".

saovu
16.01.2011, 18:27
Ладно, продолжим.
Существуют (подзабытые) "простонародные" выражения типа "на бухгалтера выучился" и "институт кончил" - ну нормальные выражения, мне например слух не режут. От национальных же кадров слышал "на бухгалтера кончил". :)

osmos
16.01.2011, 18:59
а вести постоянную рубрику - вряд ли

Так, делаем работу над ошибками быстро!
ахаха. Миш, говорю же - просто так не отвертишься от моего предложения :laugh:

п.с. ошибка намеренная ;)

Добавлено через 1 минуту
на бухгалтера кончил
чего только не бывает...

mike178
16.01.2011, 19:30
ахаха. Миш, говорю же - просто так не отвертишься от моего предложения
п.с. ошибка намеренная
Провокатор! :cool:

osmos
17.01.2011, 08:59
Провокатор!
А то!
Один из приемов для побуждения к действию :laugh:

Добавлено через 12 часов 54 минуты
Информация из Википедии:
Уровень грамотности в России для лиц в возрасте от 9 до 49 лет составляет 99,8 %
Оставшиеся 0,2% - это, стало быть, малочисленные народы Крайнего Севера и Юга :)?

deniska56
17.01.2011, 09:12
Оставшиеся 0,2% - это, стало быть, малочисленные народы Крайнего Севера и Юга ?
Неправильно сравнили. Уровень грамотности перевели в население. :) Сам не сразу до конца понял смысл статистики. Вчитался - исправился. ;)

osmos
17.01.2011, 09:18
Ага. Чукчи
Вики говорит, что их всего 16000.

290 000 чел
Кто оставшиеся? :)

Добавлено через 3 минуты
Уровень грамотности перевели в население
конечно, это разное, но!
Все же существует некоторая закономерность: в городе уровень
грамотности приближается к 100%, а в удаленной местности
(Крайний Север, горные аулы), где нет школ и всякого такого,
грамотность населения снижается.

deniska56
18.01.2011, 15:21
Навеяно сообщениемПосмотрел в соседней теме (то же Дениса)
То же пишется отдельно, если же можно убрать из предложения, не изменив при этом его смысла.
Пример: Иван сказал то же, что и Петр
Уберите же мысленно. Особо ничего не изменится.
Либо есть второй способ. Вместо же пробуйте вставлять слово самое.
Пример: Иван сказал то самое, что и Петр.
То как указывало на суть разговора Ивана и Петра, так и указывает. Ничего не изменилось. Значит, правильно писать то же.
Если правила не выполняется, то же пишется слитно.
:cool:

osmos
18.01.2011, 15:24
Уберите то мысленно. Особо ничего не изменится
только "же" :)

deniska56
18.01.2011, 15:25
только "же"
Заигрался. :D

Jacky
18.01.2011, 15:27
Гуманитарные науки тут совершенно непричем.
Еще одна популярная ошибка. В свое время специально уточнял, т.к. разнообразных (и неправильных) вариантов куча.
А на самом деле это пишется в три слова: ни при чем (или ни при чём).

Димитриадис
18.01.2011, 15:28
По-моему, друзья, вы тута все малёхо заигралися...

deniska56
18.01.2011, 15:29
По-моему, друзья, вы тута все малёхо заигралися...
Вас это как-то задевает? :)

Димитриадис
18.01.2011, 17:02
"не могу молчать..." (С)

deniska56
18.01.2011, 17:57
"не могу молчать..." (С)
А мне кажется, в данной ситуации стоит именно помолчать. :) Не вам писали, не с вами разговаривали, ... :)

Димитриадис
18.01.2011, 19:10
см. подпись

deniska56
18.01.2011, 19:22
Именно, Димитриадис! И-мен-но! :) Именно на нее вам следует обратить свое внимание. :) Вы, безусловно, правы. :)

osmos
18.01.2011, 21:47
Предлагаю больше в темах публично не корректировать тексты других форумчан.
Все (!) допускают ошибки или описки. Иногда пишешь быстро, бывает, что и запятую
пропустишь или с маленькой буковки предложение начнешь...

Может быть без запятой кому-то не понятно что я написал? ;)
Вроде всем понятно. Поэтому давайте не будем.

Грамотность это хорошо. Все согласились, что грамотным человеком
быть прилично и достойно, но не у всех она, так сказать, в крови.
От этого хуже человек не становится... Хуже становится от того,
что ему глубоко наплевать на других, когда он пишет безграмотно.

deniska56
18.01.2011, 22:03
Заметьте, osmos. Последние трения возникли далеко не по вашему вопросу. Напомню, что с вами мы объяснились, и, как мне показалось, поняли друг друга.
Пост 118 предназначался Inkу не в качестве одергивания и тычка, а в качестве "маленькой шпаргалки". Если что, он именно так и назывался. ;) Человек просто путает. Я в теме с соответствующим названием ему напомнил, как можно себя проверить. Каждый раз одергивать при ошибках в тоже/то же я его не собирался. Повторять одно и то же 25 раз не в моих правилах. ;)
Думаю, расставленные мною акценты вам (и остальным участникам форума) понятны и приняты. Считаю, что мы друг друга поняли. Едем дальше. ;)

osmos
18.01.2011, 23:03
Думаю, расставленные мною акценты вам (и остальным участникам форума) понятны и приняты. Считаю, что мы друг друга поняли. Едем дальше
Сказанное мною относится ко всем, включая меня.

Ink
19.01.2011, 00:57
:) Не вам писали, не с вами разговаривали, ... :)
А кому, с кем?

Пост 118 предназначался Inkу
Он его даже не заметил. Только сейчас мимоходом глянул.

не в качестве одергивания и тычка,
:D Ну это даже забавно

в качестве "маленькой шпаргалки".
Пусть будет так: это не принципиально

deniska56
19.01.2011, 10:27
Ink, я бы удивился, если бы ваша реакция была другой.:no::indifferent:

Ink
19.01.2011, 14:16
Ink, я бы удивился, если бы ваша реакция была другой.:no::indifferent:
:baby:

Анна Юрьевна
30.01.2011, 23:55
Мне кажется, что начитанность и уровень грамотности далеко не всегда взаимосвязаны. У нас в классе была одна очень начитанная девочка, которая по сочинениям практически всегда получала оценку 5/2 (первая оц. - за содержание, вторая - за грамотность).
Полностью согласная. У нас в университете проводили диктанты на филфаке,так даже у отличников (реально начитанных студентов) было такое количество ошибок: 13/6 или 10/8 (первая за орфографию,вторая -за пунктуацию).Потом стали чаще диктанты проводить, ситуация немного улучшилась.
У меня вообще было ощущение,что грамотность падает с каждым днем,мы это с девчонками часто обсуждали.Т.к.обучение на филфаке основывалось на том,что мы уже грамотны,и нас учили каким-то деталям,а мы забывали о самом главном.
И тогда на нас еще не воздействал интернет,аськи и проч.

osmos
31.01.2011, 08:35
И тогда на нас еще не воздействал интернет,аськи и проч.
Кстати, да. Я тоже отмечаю, что с появлением аськи грамотности не прибавилось.
Хотя, признаться честно, стараюсь писать грамотно для себя. Что здесь на
форуме, что в асе. Так сказать, чтобы окончательно не забыть основы... :)

Aspirant_Cat
31.01.2011, 11:57
Кстати, о грамотности в Интернете: сегодня зашла в одну группу на Facebook по приглашению своей хорошей знакомой, нажала на значок "Мне нравится". Результат: появление на моей страничке надписи "АнастасиЕ это понравилось" :D.

mike178
31.01.2011, 11:59
Результат: появление на моей страничке надписи "АнастасиЕ это понравилось"
Думаю, это просто программа косая, в дательном падеже автоматически подставляет Е к любому нику.

Aspirant_Cat
31.01.2011, 12:02
Да я-то это понимаю, однако результат впечатляет :D. Я и в жизни часто встречаюсь с неправильным склонением моего имени.

mike178
31.01.2011, 12:13
Я и в жизни часто встречаюсь с неправильным склонением моего имени.
А вот это уже указывает на низкий уровень культуры склоняющего.

deniska56
31.01.2011, 12:35
Ремарка. К разговору об анонимности. ;)
Результат: появление на моей страничке надписи "АнастасиЕ это понравилось" .
Приятно познакомиться. ;)

Jacky
31.01.2011, 20:39
Из данной темы выделены:
Тест на грамотность (http://www.aspirantura.spb.ru/forum/showthread.php?t=6705)
Деление на ноль (http://www.aspirantura.spb.ru/forum/showthread.php?t=6708)
Зарплаты в газпроме (http://www.aspirantura.spb.ru/forum/showthread.php?t=6706)
Вероятность отказа равна 25 (http://www.aspirantura.spb.ru/forum/showthread.php?t=6709)

deniska56
31.01.2011, 21:15
Из данной темы выделены:
Тест на грамотность
Деление на ноль
Зарплаты в газпроме
Вероятность отказа равна 25
Вот нам и сделали коллективное обрезание... :D

Aspirant_Cat
31.01.2011, 21:21
Вот нам и сделали коллективное обрезание...
А я знала, что так будет. Все к тому шло :)

deniska56
31.01.2011, 21:29
А я знала, что так будет. Все к тому шло
Да правильно по сути-то. Вот так начнешь читать тему, а там про все, кроме изначально заявленного.

LOVe
31.01.2011, 23:58
Полностью согласна с высказанным выше мнением, что падение уровня грамотности напрямую связано с потерей населением интереса к чтению литературы.
В том, что виной всему "плохие" преподаватели русского языка в школе, сильно сомневаюсь.

Нет, они не виной всему, а только составляющая часть, помимо которой есть и другие, которые уже упоминались.

Ведь не даром появились т.н. интернет-жаргоны, всякие языки падонкафф, олбанский и пр.
Конечно, это н идет на пользу русскому языку и показывает его деградацию...
Кстати, может кто в курсе? В зарубежных языках есть что-то наподобие перечисленного?

В английском есть так называемый lolspeak. Вывешиваются картинки котов "разных мастей со всех областей", то с зубами, как у акулы, то с ушами, как у осла, etc., а под ними делаются разные подписи с искажением языка. Правда, цели тут преследуются несколько иные, чем в аффтарском языке, или албанском, или креатиффе, или эрративном языке, или падонкафском языке, или неографе, или ОРФО-арте, или интернет-новоязе, etc.

Это же стилистическая игра. Она обогащает язык, я думаю.

Это языковая игра. Стилистическая - часть ее. Некоторые из функций языковой игры:

- дискредитация какого-либо объекта или лица;
- языкотворчество, ведущее к обогащению языка (даже если на первый взгляд это таковым не кажется);
- самоутверждение,
- развлечение, etc.

Языковая игра развивает мышление и способность владеть языком. С аффтарским языком, правда, не все так просто и однозначно, но тем не менее он тоже является разновидностью языковой игры.

А вообще когда вижу криатиффы, всегда вспоминаются строчки из стихотворения Е.Весника:

О, бедный мой язык родной,
О, прелесть русской речи чистой!
Кто не глумился над тобой –
Шпана, чиновники, лингвисты...

Анна Юрьевна
01.02.2011, 00:48
В университете, где я училась, точно помню,что 1 к.фил.наук и 1 д.фил.наук отстаивали точку зрения, что язык не надо стремиться вогнать в какие-либо рамки, что язык изменчив,т.к. он живой.И основное стремление языка-стремление к упрощению и сокращению.И все это делают носители этого языка.И остановить этот процесс сверху трудно.Поэтому и появляются:ХЗ,НЗ, "не" пишут слитно,чтобы не задумываться (природная грамотность-то не у всех) и проч.

mbk
01.02.2011, 09:56
И остановить этот процесс сверху трудно.
Это сделать попросту невозможно.
Тем не менее, если мы признаем правильным говорить и писать, как кому вздумается, в итоге мы перестанем друг друга понимать!

Aspirant_Cat
27.03.2012, 08:43
Сегодня в автобусе в рекламе читаю: "медецинское асвидетельствование".
Я в шоке. Очень печально :(

Team_Leader
27.03.2012, 11:13
Причина - отличный учитель русского языка в приличной школе, где кофе - однозначно мужского рода. Хорошая память на правила и умение их применять. Довольно много читает по сравнению с остальными однолетками.
в том то все и дело, что у нас выбрана неправильная стратегия изучения языка. Наших школьников тупо грузят теорией, в том числе правилами, в которых зачастую (а уж по прошествии лет) вообще трудно разобраться: делать так, а не наоборот, огромное число исключений (еще надо посчитать - исключений в числе наиолее общеупотребительных лексических случаев не больше ли, чем правил), поэтому, считаю, что надо в школе полностью отказаться от правил (кроме простейших. может быть: склонение, спряжение) и школьников сразу натаскивать на автоматическое запоминание по принципу "иероглифа" - как в английском - пишется так, потому что так пишется - тупо запомни и все...
В реальной работе потом некогда вспоминать о правилах.
Кроме того, надо максимально упростить пункутацию. наша нынешня пунктуация - полностью позаимствована из немецкого, в то время, как в современном немецком она уже по большей части отменена ввиду сложности и нелогичности.
А правила и языковую теорию пусть учат лингвисты в ВУЗе - если им это так интересно.
Про сочинения скажу, то, во что это все вылилось в позднесоветской школе и в российские годы до ЕГЭ - это безобразие, а именно - школьник натаскивался на компилятивный пересказ строго одобренной критики и строго в определенном идеологическом духе, с совершенно субъективной системой оценки ("тема нераскрыта"), - надо было отменять.
Да и по поводу "величия" литературы и ее пользы, лично у меня есть и другое мнение.
Если вдуматься - во всех тех безобразиях (включая Вторую мировую войну), которые пережила Россия в 20 веке во многом повинна именно "великая русская литература" - так подталкивавшая нас к революции, формировавшая образ - в том числе и у наших врагов - психологической неполноценности русского человека.
В свое время на выпускном в моей школе папа одной девочки (довольно крупный на тот момент по районным меркм предприниматель) правильно сказал о правильных приоритетх в жизни: "В жизни есть 4 вида бесов: пьянка, наркота (включая курево), карты и книги. Когда я отказался от водки, курева, перестал играть в карты и читать книги - я стал состоятельным человеком".
Мой совет - последние 15 лет я читаю только профессиональную, научную и техническую литературу. Иногда - советскую и американскую производственную прозу - когда совсем уж делать нечего - что отчасти отношу к професиональной литературе, и абсолютно счастлив. На Толстого и Маркеса даже и не тянет.

Лучник
27.03.2012, 12:33
Иногда - советскую и американскую производственную прозу

А это, например, что? Что порекомендуете?

Ilona
02.04.2012, 10:17
Мой совет - последние 15 лет я читаю только профессиональную, научную и техническую литературу.
Проверено на опыте! Если я ничего, кроме книг по специальности не читаю, кандидатская движется. Стоит сорваться и начать читать худ.лит. якобы "на досуге", как начинается непонятное размягчение мозга и по делу не удается написать ни строчки даже в специально отведенное для этого время.

Лучник
02.04.2012, 10:40
начинается непонятное размягчение мозга

Во, точно, но мне пофиг. :p

caty-zharr
02.04.2012, 10:48
последние 15 лет я читаю только профессиональную, научную и техническую литературу.
А у меня и получается читать только профессиональную, даже если она - художественная или научно-публицистическая (из запланированного на ближайшую пятилетку - Игорь Данилевский)

Maksimus
02.04.2012, 11:11
Сегодня в автобусе в рекламе читаю: "медецинское асвидетельствование".
Я в шоке. Очень печально
Так ясен пень, кто листовке в автобусах клеит.

Aspirant_Cat
02.04.2012, 11:12
Так ясен пень, кто листовке в автобусах клеит.
А это не листовка была, это был рекламный видеоролик.

osmos
06.04.2012, 09:33
Такая безграмотность из-за того, что всем пофиг.
Каждый думает о себе лично в период от сегодня
до ближайшего будущего...

Dukar
15.04.2012, 17:20
Некоторые форумчане в одном сообщении умудряются 3-4 ошибки сделать (не опечатки)... Как же им удается подготовить диссер? Пользуются услугами редакторов?

Aspirant_Cat
15.04.2012, 17:28
Некоторые форумчане в одном сообщении умудряются 3-4 ошибки сделать (не опечатки)...
Примеры в студию!

Maksimus
15.04.2012, 17:30
Некоторые форумчане в одном сообщении умудряются 3-4 ошибки сделать (не опечатки)...
По-моему проблема преувеличена. Лично я по поводу своего правописания на форуме никогда не парюсь (ибо лень и неохота терять время).

Зы. По русскому всегда имел отлично.

Aspirant_Cat
15.04.2012, 17:32
По-моему, проблема преувеличена
Вот, запятая пропущена :D

Dukar
15.04.2012, 17:38
Maksimus, понятно, что сообщения отправляем часто просто на бегу, не проверяем, поэтому бывают и ошибки, и опечатки. Но есть просто патологические случаи. Я никого не обвиняю и не укоряю, на знания математики или физики это не влияет. Просто действительно интересно:
Как же им удается подготовить диссер? Пользуются услугами редакторов?

Aspirant_Cat
15.04.2012, 17:39
Дук, солнце, ну ты мну-то ответь :D Кто тут безграмотно пишет? Могу предоставить услуги редактора за нн-ую сумму :yes:

Maksimus
15.04.2012, 17:50
Просто действительно интересно: Как же им удается подготовить диссер?
Так вы ж сами ответили

понятно, что сообщения отправляем часто просто на бегу, не проверяем

Добавлено через 30 секунд
Вот, запятая пропущена
Пофиг :)

mike178
15.04.2012, 19:47
Примеры в студию!
Примеров полно, грамотные форумчане на них натыкаются постоянно, однако списков, разумеется, никто не ведет. Это всевозможные "вообщем", "ни кто", "попрежнему", "по сильней", "координально", "ананимка", "не при чем", "с аспирантуры", "сметение", "безисходность" и проч.
Могу предоставить услуги редактора за нн-ую сумму
Не всё так безнадежно, поэтому вполне достаточно и корректора.

Димитриадис
15.04.2012, 21:12
с аспирантуры
Эй, пацанчик, ты с какой асперантуры? :D:)

mike178
15.04.2012, 21:35
Эй, пацанчик, ты с какой асперантуры?
УвидЕмся на раЁне - узнаШ! :cool: