PDA

Просмотр полной версии : Выступление на открытии студенческой конференции "Роль науки в становлении личности"


Александр45
25.01.2011, 17:53
Пригласили меня выступить с небольшим докладом в 7-10 минут на открытии студенческой конференции в вузе. Тема доклада - "Роль науки в становлении личности". Организаторы обозначили цель - постараться увлечь студентов наукой, дать импульс им для занятия научной работой. Как Вы думаете, о чём целесообразнее всего здесь говорить. Посоветуйте, пожалуйста.

caty-zharr
25.01.2011, 17:57
Можно привести примеры известных ученых. Тут я в "Родине" читала на днях историю получения степени Жореса Медведева (это брат Роя, известный ученый-биолог). Очень интересно. Рассказать про иновационные проекты в стране (то же Сколково, правда, не уверена, что хороший пример).

Amok
25.01.2011, 18:00
А какие науки в основном?

Александр45
25.01.2011, 18:02
Amok, вуз педагогический. Слушатели - студенты факультета истории и права пединститута

Димитриадис
25.01.2011, 18:02
Александр45, ответьте для себя на 3 вопроса:
1. "Кому я говорю".
2. Зачем я это говорю".
3. "Как я бы хотел это сказать".

Мысль, надеюсь, пояснять не нужно.

Хотите красивую конфетку? Ну-с, вот: в статье Е. Балацкого "Феномен диссертационной ловушки" есть интересное неизбитое определение:
"Наука - это поиск красивой истины". Найдите мысли Балацкого по этому поводу и попробуйте построить свое выступление, отталкиваясь от него.

Александр45
25.01.2011, 18:09
Александр45, ответьте для себя на 3 вопроса:
1. "Кому я говорю".
2. Зачем я это говорю".
3. "Как я бы хотел это сказать".

1. Студентам. Масса достаточно разнородная. Кто-то уже занимается наукой и активно. Кто-то никогда не занимался, но есть намерения. Кто-то вообще с трудом понимает, что такое наука и не знает, что нужно делать, чтобы ей заняться...
2. С целью, чтобы те, кто уже занимается наукой - лишний раз удостоверились, что это "нужно и полезно", а среди тех, кто не занимается, возможно, хотя бы 1 человек, послушав меня, займётся и, кто знает, может станет авторитетным учёным
3. Пока точно не знаю... но как-то красноречиво что ли...

Хотите красивую конфетку? Ну-с, вот: в статье Е. Балацкого "Феномен диссертационной ловушки" есть интересное неизбитое определение:
"Наука - это поиск красивой истины". Найдите мысли Балацкого по этому поводу и попробуйте построить свое выступление, отталкиваясь от него.

Спасибо, конфетки я люблю

Димитриадис
25.01.2011, 18:29
Александр45, эк куда Вы замахнулись... Что мы (вернее, Вы) имеете:

1. застрельщиком избрали Вас, а не маститого старца. Опыта выступлений у Вас немного, чувства аудитории нет.
2. Публика разнородная, задача усложняется - нужно цеплянуть каждого, и по-своему.
3. Если
Кто-то вообще с трудом понимает, что такое наука и не знает, что нужно делать, чтобы ей заняться...
то их не стоит принимать во внимание. Уважайте себя хоть немного.
4. Если
Кто-то уже занимается наукой и активно.
то им Ваши призывы и завывания с кафедры, хоть Вы призовете на помощь дух ВВП/ДАМ - бесполезная трата сил. Таковых студентов немного, но они сделали свой выбор (из прагматиченых, конечно, побуждений, а не романтических). Короче, их убеждать уже не нужно.
5.
Кто-то никогда не занимался, но есть намерения.
А вот это и есть Ваша целевая аудитория.
Это то, о чем Вы писали:
среди тех, кто не занимается, возможно, хотя бы 1 человек, послушав меня, займётся и, кто знает, может станет авторитетным учёным

Как это сделать? быть самим собой. Не подделываться под корифея (не получится), а грамотно, кратко и доходчиво рассказать, как Вы сами заинтересовались наукой, что вы сделали, и что хотите сделать. Что это дало Вам в плане (денег, уважения, самооценки...) и что Вы дали другим.

Александр45
25.01.2011, 19:10
застрельщиком избрали Вас, а не маститого старца.

Сам удивляюсь. Хотя может быть кто-то из мастодонтов и будет речь держать передо мной... а может и нет... точно не знаю, программы конференции вроде пока нет.

Опыта выступлений у Вас немного

Ну да, немного. Если брать в расчёт только очные участия, то по "студентам" - 4-5 конференций. И по "взрослым" - 3 МНПК.

Короче, их убеждать уже не нужно.

А может нужно "укрепить их веру в правильности выбора"

быть самим собой.

Всегда стараюсь быть самим собой

грамотно, кратко и доходчиво рассказать, как Вы сами заинтересовались наукой, что вы сделали, и что хотите сделать.

Вот пока и не могу понять, следует ли "тянуть одеяло на себя", то есть основную часть доклада разобрать на самопримере, или всё же это достаточно глупо будет выглядеть.

nauczyciel
25.01.2011, 20:05
о чём целесообразнее всего здесь говорить
О хорошо оплачиваемых хоздоговорных НИР.
О перспективах применения учёной степени.

deniska56
25.01.2011, 20:17
Саш, извини, конечно, но, боюсь встреча (никак не конференция) пройдет в русле "Обо всем и ни о чем".
Мне кажется, для успешного проведения задуманного мероприятия, надо собирать студентов смежных специальностей. Если аудитория будет разношерстна, в массе своей интереса к проблеме она не покажет. Думаю, что в начале встречи стоит вообще обозначить перспективы выпускника. Идти работать по специальности, ..., ..., заняться наукой. Далее стоит перечислить актуальные для конкретной отрасли науки (в целом) проблемы. Обозначить имена действующих российских ученых, отметить их научные интересы. Потом надо рассказать о том, кто из сотрудников кафедры какой научной проблематикой занимается. Кто готов взять студента в обучение. Так что ли.

Александр45
25.01.2011, 21:29
Саш, извини, конечно, но, боюсь встреча (никак не конференция) пройдет в русле "Обо всем и ни о чем".

deniska56, извиняю. Это открытие студенческой конференции, типа пленарного заседания. Как пройдёт не знаю, ибо не моя это идея и не я мероприятие запланировал. Моя задача - быть максимально полезным в тех условиях, в которых оказался, но и достойно держать слово, разумеется.

думаю, что в начале встречи стоит вообще обозначить перспективы выпускника. Идти работать по специальности, ..., ..., заняться наукой. Далее стоит перечислить актуальные для конкретной отрасли науки (в целом) проблемы. Обозначить имена действующих российских ученых, отметить их научные интересы. Потом надо рассказать о том, кто из сотрудников кафедры какой научной проблематикой занимается. Кто готов взять студента в обучение.

Ну на это всё и 40 минут не хватит :rolleyes:

deniska56
25.01.2011, 21:52
Ну на это всё и 40 минут не хватит
Коротенечко. :)

mbk
25.01.2011, 21:59
Целиком согласен с Димитриадисом.
Самое главное - говорить от чистого сердца.
Сейчас такое время: если хочешь, чтобы тебя услышали - говори от чистого сердца.
Привлекательность занятий наукой надо обосновывать на собственном примере. Ведь вы, вступая на этот путь, наверняка перебирали в голове аргументы "за" и "против". Я думаю, эти аргументы сгодятся и для студентов.

Мне кажется, организаторы имели в виду примерно то же самое.

Faramonka
29.01.2011, 16:40
А я не согласна со всеми предыдущими ораторами. На мой взгляд, необходимо говорить именно о роли науки в становлении профессионала. Ведь не каждый станет учёным! А наука нужна в разных отраслях! Если ВУЗ педагогический, то можно рассказать о роли науки в деятельности школьного педагога!

Aspirant_Cat
29.01.2011, 17:10
можно рассказать о роли науки в деятельности школьного педагога
Согласна, не мешало бы рассказать. На практике эта роль сегодня, к сожалению, незначительна. Очень небольшое количество школьных педагогов обучается в аспирантуре. Научная деятельность в массовой школе существует только в отчетах. Даже с проведением педагогического эксперимента из-за этого возникают трудности, руководство с недоверием относится к инновациям, видимо, сомневаясь в их эффективности и полезности. Имхо, ориентация образовательного процесса на подготовку к ЕГЭ усугубляет положение.

Димитриадис
21.02.2011, 18:42
Александр45, мероприятие состоялось? Ждём отчета.

Александр45
21.02.2011, 19:56
Да, мероприятие состоялось ещё 8 февраля, в день науки ;) Я на пленарке выступал последним. Ведущая конференции (она же декан факультета) меня объявила. Вышел с листочком, но к нему за время выступления так и не обратился. Говорил по большей части о собственном видении роли науки для страны и для отдельно взятой личности, обращался к собственному примеру. Совершенству, как известно, нет предела, но считаю, что выступил достойно (после мероприятия один очень уважаемый профессор говорил мне, что ему моё выступление очень понравилось). После этого было торжественное мероприятие в вузе с награждением лучших преподавателей и кафедр, было вручено каждой кафедре по торту от ректората, состоялось чаепитие

Aspirant_Cat
21.02.2011, 20:02
Здорово! Поздравляю с успешным выступлением, Саша!:)

deniska56
21.02.2011, 20:09
Congratulations! :) :up:

Александр45
23.02.2011, 17:40
Aspirant_Cat,
deniska56,

Спасибо!