PDA

Просмотр полной версии : Стили управления


osmos
19.02.2011, 21:01
Кто утверждает, что с подчиненными из ученых жесткий стиль
руководства не проходит, оказывается не всегда прав...
Но люди науки все же несколько отличаются по своему складу
ума и мышлению от представителей других специальностей.

Как на ваш взгляд наиболее эффективно управлять научным
подразделением? Начнешь сильно ограничивать "науку" -
получишь отказ, начнешь баловать либералистикой - получишь
разброд и шатания...

Может быть у вас имеются хорошие примеры как надо/не надо
проводить работу в коллективе научных работников?

Aspirant_Cat
19.02.2011, 21:12
Начнешь сильно ограничивать "науку" -
получишь отказ, начнешь баловать либералистикой - получишь
разброд и шатания...
Искать золотую середину :) Искать подход в индивидуальном порядке. Вспоминаю одного преподавателя, который кричал, что в ВУЗе давят науку, но результаты его научной работы со студентами были весьма скудными, а заявка на грант, о которой он как-то раз мне рассказывал, была, имхо, ну очень слабенькой и неперспективной. Имхо, руководитель научного подразделения должен быть прежде всего человеком компетентным в своей сфере и уметь отделять зерна от плевел.

Лучник
19.02.2011, 22:45
Кто утверждает, что с подчиненными из ученых жесткий стиль
руководства не проходит, оказывается не всегда прав...

а я думаю, это все-таки верно. Вокруг авторитарных гениев часто вызревает одна мелкота.

phys2010
20.02.2011, 00:05
Как на ваш взгляд наиболее эффективно управлять научным подразделением? Начнешь сильно ограничивать "науку" - получишь отказ, начнешь баловать либералистикой - получишь разброд и шатания...

Однозначно ответить трудно, слишком много сопутствующих факторов. При формировании коллектива более эффективен жесткий стиль руководства, поскольку на этом этапе приходится решать ряд кадровых и административных вопросов. Однако, когда научный (научно-педагогический) коллектив сформирован, такой стиль руководства обычно не способствует творческой работе. Поэтому, для создания соответствующего психологического климата в коллективе, весьма желательна либерализация отношений. Однако и здесь надо разделять непосредственно научную деятельность (где допустима максимальная либеризация отношений) и администрирование (где допустим жесткий стиль руководства). Но все это очень примерно, посколько многое зависит от научной квалификации и личностных качеств руководителя.

osmos
20.02.2011, 00:37
Однако и здесь надо разделять непосредственно научную деятельность и администрирование
по мне стиль управления должен быть выбран один, независимо от процесса.
Более важен индивидуальный подход...

mbk
20.02.2011, 01:15
Вокруг авторитарных гениев часто вызревает одна мелкота.
Кстати, такой коллектив может вполне эффективно трудиться благодаря грамотному распределению ролей. Лидер определяет стратегию развития и генерирует идеи, остальные выполняют рутинную работу. Если же набрать группу из одних гениев, справиться с ними будет нереально. Дело может дойти до мордобоя. "Легко собрать стадо из баранов, но трудно собрать стадо из кошек".
руководитель научного подразделения должен быть прежде всего человеком компетентным в своей сфере
Вообще говоря, компетентность - это необходимое качество любого руководителя.
надо разделять непосредственно научную деятельность (где допустима максимальная либеризация отношений) и администрирование (где допустим жесткий стиль руководства)
Сложная задачка. Как относиться, например, к срыву промежуточных сроков, когда подчиненный "зарылся" слишком глубоко в задачу (желая досконально в ней разобраться)? Вытаскивать его за ухо?

phys2010
20.02.2011, 01:46
по мне стиль управления должен быть выбран один, независимо от процесса.

В реальной практике этому следовать очень сложно. Как, например, использовать один стиль управления при организации работы научного семинара и решении вопроса о сокращении нагрузки на кафедре?

Более важен индивидуальный подход...

Не спорю... Но при этом, разумеется, требования должны быть одинаковы ко всем.

Сложная задачка. Как относиться, например, к срыву промежуточных сроков, когда подчиненный "зарылся" слишком глубоко в задачу (желая досконально в ней разобраться)? Вытаскивать его за ухо?

Да, если он того стоит.

deniska56
20.02.2011, 15:58
Есть у меня один живописный пример управления научным коллективом. Не считаю его идеальным. Поэтому у меня сформировалась вот такая картина:
1. Лидер коллектива пристально занимается только узким кругом вопросов. Если коллектив научно-педагогический, то ,в первую очередь, вопросами организации научной и педагогической деятельности. Вопросы хозяйственного плана решают начальники соответствующих служб.
2. Лидер переносит часть ответственности на подчиненных первой очереди - начальников подразделений. Задача сложная, т.к. требует смирения авторитарности лидера и снабжения начальников подразделений определенным набором материальных ресурсов.

Добавлено через 2 минуты
Кстати, такой коллектив может вполне эффективно трудиться благодаря грамотному распределению ролей. Лидер определяет стратегию развития и генерирует идеи, остальные выполняют рутинную работу.
Не ко всем группам можно отнести. Лидер кафедры, вуза, по большей части администратор. Явно не в его компетенции генерировать идеи. Он больше должен следить за выбором курса и исполнением намеченного.

Добавлено через 1 минуту
В реальной практике этому следовать очень сложно. Как, например, использовать один стиль управления при организации работы научного семинара и решении вопроса о сокращении нагрузки на кафедре?
На практике именно так и есть. Руководитель, что при организации работы научного семинара, что при делении нагрузки, один и тот же. Психологические черты человека как рубашку сменить нельзя. Если он авторитарен, то авторитарен, если пофигист, то пофигист. :)

Добавлено через 1 минуту
по мне стиль управления должен быть выбран один, независимо от процесса.
Более важен индивидуальный подход...
Вот. Верно. В рамках одного стиля управления к каждому подчиненному подходить, оглядываясь на то, какой перед тобой человек - это мудро.

Александр45
20.02.2011, 16:44
Применительно к научно-педагогическому коллективу: есть кафедры с жёстким стилем руководства, есть с либеральным и даже панибратским руководством, когда чуть ли не все работники кафедры говорят утром завкафу "привет", а вечером "пока". Практика показывает, что в подавляющем большинстве случаев успехов добивается всё же кафедра с жёстким стилем руководства.

DImich
20.02.2011, 17:41
чуть ли не все работники кафедры говорят утром завкафу "привет", а вечером "пока"
А из моего опыта - это самые эффктивные кафедры. Немного страдает дисципина, но на результативности работы это сказывается незначительно.
Поэтому я - зе демократический стиль руководства кафедрой и учеными.
А ректор и проректора должны быть авторитарными.

osmos
20.02.2011, 19:39
Задача сложная, т.к. требует смирения авторитарности лидера
скорее наоборот. В данном случае руководитель не только снимает часть
функций с себя (т.е. делегирует их), но при этом оставляет за собой все
ту же ответственность. Да, в случае неудачи он сможет разделить вину
со своим замом или другим подчиненным, но основная вина все равно
лежит на нем - значит, не правильно инструктировал, делегировал, не того
человека подобрал...

Поэтому я - зе демократический стиль руководства кафедрой и учеными
сложно, конечно. Ясно, что науная публика отличается от работяг (на заводе -
однозначно авторитарный стиль), но сильных послаблений, полагаю, делать
тоже не стоит... Практика свидетельствует, что все же более эффективный
стиль - нечто близкое к демократичному, т.е. выслушивание мнений, принятие
по некоторым вопросам коллективного решения по результатам научной дискуссии и др.

д-р ВАД
21.02.2011, 04:12
Существует 3 стиля руководства: авторитарный, демократический и попустительский. Думаю, в научной среде (если конечно речь идёт о коллективе учёных или хотя бы искренне заинтересованных в качестве преподавания преподавателей, а не шабашников) уместнее всего второй, при котором решения принимаются с учётом мнения коллектива, но руководитель наблюдает за их исполнением. Не вижу ничего невозможного в коллегиальном решении вопроса о мерах в связи с сокращением нагрузки (если конечно можно обойтись без увольнений, в противном случае подразделение при любом стиле будет лихорадить).

VesterBro
21.02.2011, 08:42
Наблюдение из личного опыта - самые плодотворные научные коллективы, как правило, существуют под началом именно неавторитарного лидера.

Димитриадис
21.02.2011, 10:18
А кто из высказавшихся сам имеет опыт управления коллективом? Хотя бы небольшим? Хотя бы и ненаучным?:rolleyes:

А тему начал технический специалист...:surprise:

Olesya@
21.02.2011, 10:20
Я только второй день управляю коллективом:) Решила придерживаться второго типа.

nauczyciel
21.02.2011, 11:02
А кто из высказавшихся сам имеет опыт управления коллективом? Хотя бы небольшим? Хотя бы и ненаучным?
Я управляю небольшим коллективом (13 человек), научно-производственным. Подозреваю, что придерживаюсь демократического стиля руководства. Но иногда приходится быть и жёстким, и даже настаивать на превосходстве сроков выполнения работы над качеством - это особенно актуально для научных сотрудников (моего отдела), которым свойственно затягивание процесса.

д-р ВАД, а как можно охарактеризовать попустительский стиль руководства?

VesterBro
21.02.2011, 12:47
А кто из высказавшихся сам имеет опыт управления коллективом?

Для оценки эффективности управления ведь не обязательно иметь собственный опыт руководства коллективом.
Можно оценивать ситуацию извне.

caty-zharr
21.02.2011, 13:46
Наблюдение из личного опыта - самые плодотворные научные коллективы, как правило, существуют под началом именно неавторитарного лидера.
Поддерживаю. Я побывала во всех трех коллективах и могу точно сказать, что 2 тип - самый эффективный и обеспечивающий здоровую атмосферу на рабочем месте.

IvanSpbRu
21.02.2011, 15:28
Поддерживаю. Я побывала во всех трех коллективах и могу точно сказать, что 2 тип - самый эффективный и обеспечивающий здоровую атмосферу на рабочем месте.

Согласен - но нужно четко понимать разницу между неавторитарным и попустительским стилями

deniska56
21.02.2011, 16:18
А кто из высказавшихся сам имеет опыт управления коллективом? Хотя бы небольшим? Хотя бы и ненаучным?
Я имею. 3,5 года. 10-15 человек. В разные годы по-разному. Авторитарен.

osmos
21.02.2011, 16:25
А тему начал технический специалист...
по вашему мнению технический специалист не может являться руководителем? :laugh:

Добавлено через 1 минуту
как бы намек:
Практика свидетельствует, что все же более эффективный
стиль - нечто близкое к демократичному, т.е. выслушивание мнений, принятие
по некоторым вопросам коллективного решения по результатам научной дискуссии и др.

Добавлено через 1 минуту
Что, кстати, не снимает с руководителя ответственности в полном объеме за любое,
даже принятое коллегиально, решение.

mbk
21.02.2011, 16:39
принятие
по некоторым вопросам коллективного решения по результатам научной дискуссии
А ответственность за это решение - тоже коллективная (т.е. ничья)?
Нет уж! Лучше традиционная схема: "мы обсудили и я решил ..."
При этом вряд ли кто-то будет спорить с тем, что обсуждение - это важнейшая часть в процессе научного творчества.

osmos, увидел ваше добавление.:)

Димитриадис
21.02.2011, 17:39
Я имею. 3,5 года. 10-15 человек. В разные годы по-разному. Авторитарен.
А чем (кем) руководили? Мы жаждем подробностей, да, наша прелесть...

по вашему мнению технический специалист не может являться руководителем?
Не передергивайте. Конечно, может, и успешно. Имел в виду, что тема в "профильном" разделе.
Была бы во "Флейме" - я бы, может, и пообсуждал.

Надин
21.02.2011, 18:53
Olesya@, поздравляю!

О себе. Демократический, с индивидуальным подходом. 10 лет - ком. предприятием, 1 год - кафедрой. Разницы особой нет.

osmos
21.02.2011, 19:30
я бы, может, и пообсуждал
лучше пообсуждайте относительно качества руководства
технических менеджеров, чем про
Мы жаждем подробностей, да, наша прелесть...

Добавлено через 51 секунду
Я только второй день управляю коллективом
Поздравляю!
Кафедрой?

deniska56
21.02.2011, 20:08
А чем (кем) руководили? Мы жаждем подробностей, да, наша прелесть...
Димитриадис, у вас все в порядке? :) С такими обращениями вам лучше в эту тему (http://www.aspirantura.spb.ru/forum/showthread.php?t=6475&highlight=%E6%E5%ED%EE%EF%EE%E4%EE%E1%ED%FB%E5). ;)

Вам не ваша прелесть не ответит. ;) Из своей природной вредности и за вашу природную (а может и приобретенную, я бы даже сказал, плохо копируемую) язвительность. ;)

Aspirant_Cat
21.02.2011, 20:13
Димитриадис, у вас все в порядке?
Вам не ваша прелесть не ответит. Из своей природной вредности и за вашу природную (а может и приобретенную, я бы даже сказал, плохо копируемую) язвительность.
deniska56, не обращай внимания на него. Он же специально всех подзаводит.

Димитриадис,
"О, если бы вы только молчали! это было бы вменено вам в мудрость..."
;)

deniska56
21.02.2011, 20:15
deniska56, не обращай внимания на него.
Да я спокоен как танк перед маневром. Хочет человек почувствовать себя центром отдельно взятого форума на минутку - пожалуйста. :) Народ любит клоунов. ;)

Aspirant_Cat
21.02.2011, 20:19
Народ любит клоунов.
Хлеба и Димитриадиса зрелищ!:D
лучше пообсуждайте относительно качества руководства
технических менеджеров
Стиль руководства зависит от того, технарь перед нами или гуманитарий?

osmos
21.02.2011, 21:44
Стиль руководства зависит от того, технарь перед нами или гуманитарий?
отчасти. Больше зависит от того, где опыта набирался руководитель.
Хотя... у меня никогда не было руководителя из гуманитариев :)

д-р ВАД
21.02.2011, 21:55
д-р ВАД, а как можно охарактеризовать попустительский стиль руководства?

Это когда некомпетентный или чрезмерно занятый или (и) озабоченный лишь использованием служебного положения в личных целях руководитель самоустраняется от руководства и пускает дела на самотёк. Сотрудникам предоставляется свобода действий, от них требуется лишь не создавать конфликтных ситуаций, требующих вмешательства руководителя.
У меня такого стиля 10 лет придерживался заведующий, появлявшийся на кафедре в среднем 2 раза за 3 недели. Учебный процесс шёл нормально (нагрузку распределяла зам. зав.), существовала сплочённость коллектива и уверенность в завтрашнем дне, однако заслуженные повышения по службе мне приходилось выбивать с боем из-за возражений некоторых коллег и нежелания заведующего разбирать конфликт по существу. Для избрания профессором (спустя примерно 1,5 года после получения докторской степени) потребовалось даже вмешательство ректора.
В итоге 2 преподавателя чрезмерно сплотились: одна заваливала студентов, другая брала с них и делилась с первой. Заведующий вроде бы знал, но избегал жёстких мер. Дело закончилось милицейским обыском на кафедре, условным сроком для взяточницы, увольнением её коллеги и упразднением кафедры (присоединением к параллельной).

osmos
21.02.2011, 22:02
Это когда некомпетентный или чрезмерно занятый или (и) озабоченный лишь использованием служебного положения в личных целях руководитель
часто случается, что должность навязывают одному из коллектива,
он ее и брать не хочет (следовательно - руководить и отвечать за
результат). При этом не желает портить отношения с коллегами,
оставаясь "своим парнем", как вы отметили...
Ничего хорошего не сулит...

10 лет придерживался заведующий
как он смог удержаться столь долго?

д-р ВАД
21.02.2011, 23:03
как он смог удержаться столь долго?

Вначале был учеником тогдашнего ректора, затем служил в федеральном агентстве и там покровительствовал вузу.

osmos
22.02.2011, 08:34
д-р ВАД, тогда это отдельная песня...

Димитриадис
22.02.2011, 10:45
deniska56, значит, Вы написали неправду. И Вы ничем и никогда не руководили. По существу сказать нечего?

Хлеба и Димитриадиса зрелищ!:D


"Ассоциации - 2":)

deniska56
22.02.2011, 11:15
deniska56, значит, Вы написали неправду. И Вы ничем и никогда не руководили.
Ну почему же. Я написал правду. Просто вам в таком тоне я на этот вопрос отвечать не хочу. ;) Слова мои надо повнимательнее читать. :)
Вам не ваша прелесть не ответит.

Carro
22.02.2011, 11:35
самое сложное в научных коллективах - добывать деньги (т.е. оплаченные проекты) так, чтобы народ не прозябал, а был весел и бодр. Если руководитель добывает деньги и далее оплачивает работу , то он может быть авторитарен, демократичен или пофигист .. процесс будет идти (плюс -минус с небольшими отклонениями ) ...

deniska56
22.02.2011, 11:45
сли руководитель добывает деньги и далее оплачивает работу , то он может быть авторитарен, демократичен или пофигист .. процесс будет идти
Это везде так. Называется только по-разному. Если есть стимул на горизонте - темп один (быстрый), если нет стимула - все идет медленнее.

Ink
22.02.2011, 12:10
И Вы ничем и никогда не руководили
Ну почему же? Какой-нибудь капитан команды КВН сюда вполне вписывается. Кстати, 3/4 форума КВН не любят. Так что...

Добавлено через 8 минут
Что же касается стилей руководства как таковых, то стиль определяет прежде всего тот способ, которым руководитель преодолевает конфликт. Ибо конфликт - движущая сила в развитии.

Димитриадис
22.02.2011, 12:30
Ну почему же? Какой-нибудь капитан команды КВН сюда вполне вписывается. Кстати, 3/4 форума КВН не любят. Так что...
Народ любит клоунов.
Не люблю массовые клоунские акции.
Вот попадаются же тупые студенты!
студенты бывают разные - и наглые, и тупые, и хамоватые
.....

deniska56
22.02.2011, 13:06
:D Димитриадис, я думаю, выводов из слов Inka делать не стоит. Он владеет далеко не всей информацией и может лишь предполагать, что и было продемонстрировано. :)
Ну почему же? Какой-нибудь капитан команды КВН сюда вполне вписывается. Кстати, 3/4 форума КВН не любят. Так что...
Не надо говорить за форум, ок? Несите свое ИМХО в массы, этого вполне достаточно. ;) А по поводу меня, Ink, дышите глубже. Я не КВНщик. :cool: И к игре этой в исполнении непрофессионалов отношусь также скептически.
Если читать форум внимательно (то есть все, что действительно писали, а не все, что подтверждает вашу позицию - ощутите разницу), то можно найти вот такую реплику:
А кто из высказавшихся сам имеет опыт управления коллективом? Хотя бы небольшим? Хотя бы и ненаучным?
Прокомментирую. 3,5 года я руководил студенческим изданием - газетой. И то, что коллектив был непрофессиональный, сложностей в его руководстве не убавляло. Такие же люди, такие же разные. И с амбициями сражались, и конфликты разруливали, и звезд ближе к земле делали, и с властью бадались, и выбивали что-нибудь - всякое было. То, что люди были не на зарплате работали за идею - сложностей только добавляло. Поэтому принципиально не важно, чем руководить, главное - навык, способности, полученный опыт.

Димитриадис
22.02.2011, 13:20
deniska56, ну вот, давно бы так.

deniska56
22.02.2011, 13:22
deniska56, ну вот, давно бы так.
Спокойнее надо общаться, не стараться непонятно для чего провоцировать собеседника словами и все будет мирно. ;)

Ink
22.02.2011, 13:22
я думаю
Спорно :lol:
Рассмотрим в контексте темы, имея в виду управление вообще, и управление в частности; Инком, мнением общественным, хоть чем.
выводов из слов Inka делать не стоит. Он владеет далеко не всей информацией и может лишь предполагать, что и было продемонстрировано
Естественно. А были сомнения?
Не надо говорить за форум, ок?
Как представитель общественности - я выражаю её мнение. Приведенные цитаты так же свидетельствуют о правильной позиции.
А по поводу меня, Ink, дышите глубже.
Кто к кому и как дышит хорошо видно хотя бы по тому, что на 1 строчку сообщения Инка пришлось 6 строчек ответа Дениса. При том, что пост был не ему. Тревожат, тревожат меня такие тенденции в преддверии 23 февраля.
Если читать форум внимательно
В частности моё сообщение, то там же ясно видно (и вами подтверждено) что это предположение, - рабочая гипотеза. Так что нужно не тлько читать, но и понимать. Так то.

Olesya@
22.02.2011, 14:49
Надин, спасибо!

Ink
22.02.2011, 14:59
Olesya@, так кем Вы управляете?