PDA

Просмотр полной версии : ЗУН научного исследования


Aspirant_Cat
14.05.2011, 13:13
По аналогии с образовательными ЗУН, должны ведь формироваться ЗУН научного исследования, как считаете? Порой как-то странно слышать от людей, закончивших аспирантуру и успешно защитившихся, реплики, такие как: "закончишь эту аспирантуру и так ничего и не поймешь", советы, подобные этому: "с чужих диссертаций берешь куски, лепишь свою, показываешь руководителю" :(

IvanSpbRu
14.05.2011, 13:38
По аналогии с образовательными ЗУН, должны ведь формироваться ЗУН научного исследования, как считаете? Порой как-то странно слышать от людей, закончивших аспирантуру и успешно защитившихся, реплики, такие как: "закончишь эту аспирантуру и так ничего и не поймешь", советы, подобные этому: "с чужих диссертаций берешь куски, лепишь свою, показываешь руководителю" :(

Разумеется, должны. Только специально их никто не формирует - в том числе и потому, что сами научные руководители такими навыками зачастую не обладают. Как ни парадоксально, технике научного руководства у нас не готовят (как, кстати, и технике дипломного руководства), а назначение научруков в ряде вузов (и почти во всех вузиках) происходит по самым разнообразным критериям, среди которых научно-педагогическая компетентность стоит, скажем так, не всегда на первом месте

Ink
14.05.2011, 13:56
Как уже неоднократно отмечалось в специальной литературе, от самого понятия ЗУНов надо отходить.

Лучник
14.05.2011, 15:46
а что такое ЗУН?

Aspirant_Cat
14.05.2011, 16:12
ЗУН - знания, умения, навыки. Например, те же умения применять методологию научного исследования. Недавно говорили в соседней теме об этом, во введении заявлены определенные подходы, а на самом деле они нигде и никак не прослеживаются.
Ведь должен же вырабатываться навык научного исследования или не должен? Возможно, я ошибаюсь, но мне кажется, что наличие такого навыка в идеале предполагается у людей, пишущих диссертации на заказ (если они делают это качественно, конечно).

Димитриадис
14.05.2011, 20:19
Как уже неоднократно отмечалось в специальной литературе, от самого понятия ЗУНов надо отходить.
Сейчас в моде "компетенции" (образовательные в том числе), и компетентностный подход. Педагоги, наверное, лучше разъяснят.
... применять методологию научного исследования. Недавно говорили в соседней теме об этом, во введении заявлены определенные подходы, а на самом деле они нигде и никак не прослеживаются.
Ведь должен же вырабатываться навык научного исследования или не должен?
Есть предмет "методология научного исследования". В свое время у нас на курсах по подготовке к экзаменам КМ вёл историю и философию науки тот же профессор, который читатл МНИ на последнем курсе. Он так интересно построил переходный мостик между двумя предметами, что все оказалось несложным и интересным.

Я в свое время сильно жалел, что на Методологию научного исследования отводится так мало уч. часов. Без нее и дипломную работу хорошо не напишешь, не то что диссер.
сами научные руководители такими навыками зачастую не обладают. Как ни парадоксально, технике научного руководства у нас не готовят
Научные руководители - большею частию профессора (редко доценты). А кто будет учить профессора?

Aspirant_Cat
15.05.2011, 08:47
Есть предмет "методология научного исследования"
Да, я знаю, я на последнем курсе тоже изучала такой предмет, и в аспирантуре нам это же давали. Там рассказывали о том, как писать введение, но не о том, как вести исследование. На практике диссертация обычно представляется как большой реферат, в котором написанное во введении совершенно отрывается от текста кирпича. Те же преподаватели, которые вели часы методологии научного исследования, советуют делать реферативно, а введение большинство наших местных "ученых" приписывает к тексту уже потом. Но ведь это же неправильно!

В свое время у нас на курсах по подготовке к экзаменам КМ вёл историю и философию науки тот же профессор, который читатл МНИ на последнем курсе. Он так интересно построил переходный мостик между двумя предметами, что все оказалось несложным и интересным.
О, у нас, к сожалению, профессура на кафедре философии отсутствует :( А читали по истории и философии науки фактически просто философию, и задачу установления межпредметных связей оставили решать нам, аспирантам :)

Сейчас в моде "компетенции" (образовательные в том числе), и компетентностный подход. Педагоги, наверное, лучше разъяснят.
По сути компетенции мало отличаются от ЗУН, имхо. Качественные ЗУН 3-4-го уровня - это и есть "компетенции" :smirk: Способность решать проблемную ситуацию с применением имеющихся знаний.

Kayra
15.05.2011, 09:10
ЗУН научного исследования
А чем ЗУН отличается от понятия квалификации ученого? Зачем использовать такую странно-звучащую аббревиатуру? (Почему-то мельком взглянув на нее, прочитала ЗУД:D)

Ink
15.05.2011, 09:15
По сути компетенции мало отличаются от ЗУН, имхо. Качественные ЗУН 3-4-го уровня - это и есть "компетенции" :smirk: Способность решать проблемную ситуацию с применением имеющихся знаний.
:) Милочка, это ересь. В духе советско-российской школы. Правда, в последнее время, встречается еще большая ересь: разбивка компетенций на уровни. Так вот это говорит о непонимании автором самой сути явления. Проще говоря, о попытке переложить непонятное на знакомые ЗУНы, применив те самые ЗУНы :D Ну прям рефлексирующие акмеологи :D

Добавлено через 1 минуту
З.ы. бьюсь об заклад, что тс понятия "компетенция" и "компетентность" не различает.
Nuff said

Aspirant_Cat
15.05.2011, 09:25
А чем ЗУН отличается от понятия квалификации ученого? Зачем использовать такую странно-звучащую аббревиатуру? (Почему-то мельком взглянув на нее, прочитала ЗУД)
Kayra, это общепринятая аббревиатура. А то, что Вы там, моя дорогая, прочитали...:rolleyes: Ну что я могу сказать по этому поводу...:D С этой проблемой к мужчинам форума обращайтесь, не ко мне :lol:
Да простят меня, злючку, админы за такой ядовитый ответ моей давней подруге... :moderator::pray::)

Ну хорошо. Объясните мне, недотепе, чем отличается ЗУН от квалификации, или не отличается, опять же. "Доцент тупой" (с) :lamer::D

Добавлено через 4 минуты
Милочка, это ересь. В духе советско-российской школы. Правда, в последнее время, встречается еще большая ересь: разбивка компетенций на уровни. Так вот это говорит о непонимании автором самой сути явления. Проще говоря, о попытке переложить непонятное на знакомые ЗУНы, применив те самые ЗУНы Ну прям рефлексирующие акмеологи
Добавлено через 1 минуту
З.ы. бьюсь об заклад, что тс понятия "компетенция" и "компетентность" не различает.
Nuff said
Инк, ну если это и ересь, то не моя, а создателей так называемого компетентностного подхода, который еще в 20-е годы прошлого века на самом деле был и практиковался, и всем об этом известно :)

Ink
15.05.2011, 09:27
так называемого кометентностного подхода
:D Женщина! Ну что ты пишешь :D

Aspirant_Cat
15.05.2011, 09:27
А вообще, это мое личное мнение. Можете считать меня еретичкой.

Ink
15.05.2011, 09:40
Aspirant_Cat, для вхождения в "образовательное пространство" вот Вам ссылка номер раз (http://www.rsuh.ru/binary/56572_11.1173464019.22977.doc) и вот Вам ссылка номер два (http://www.sibcol.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=134:2010-05-18-04-03-18&catid=35:2010-05-18-03-58-56&Itemid=60). Для начала пойдет.

Добавлено через 2 минуты
вот еще ссылка номер три (http://cdp.tti.sfedu.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=494&Itemid=425)
З.ы. на мой взгляд во всех трёх ссылках всё равно косяки есть при рассмотрении явления

Aspirant_Cat
15.05.2011, 09:50
Ink, я знаю, что такое компетенции и компетентность, и Хуторского я читала. А здесь, еще раз подчеркиваю, высказала свое личное мнение о явлении. Отношение, а не знание. Не надо считать меня глупее, чем я есть. А то опять получается как в соседней теме: завожу речь о необходимости обоснования правомерности применения системного подхода в диссертации на основе использования диалектико-материалистического понимания связей, а люди все выворачивают, упрощают и начинают обвинять меня в тупости :(

А здесь я просто высказала наболевшее: реально выпускники аспирантуры зачастую не имеют знаний, необходимых для осуществления научных исследований, не владеют методологией научного исследования, у них нет умений и навыков применения этой методологии на практике и они полагают, что материалистическая диалектика может быть использована в качестве конкретнонаучной методологии исследования (как это сделала Домохозяйка в своей статье), хотя на самом-то деле это общефилософская методология и она не может быть использована в частных науках, но является базой для системного, например, подхода. В результате и возникают темы типа "как отличить системный подход от комплексного", потому что методологией выпускники аспирантуры, повторяю, не владеют. Проблема вполне себе актуальная, на мой взгляд. И обучение в аспирантуре должно быть все же обучением основам научной деятельности, потому что эти основы - сюрприз!:surprise: - есть.

Добавлено через 2 минуты
P.S. Инк, а Вы злодей: зачем Вы заставляете меня показывать мое истинное лицо, которое я так тщательно от всех скрываю? :) Вопрос риторический, в принципе, можете не отвечать.

Ink
15.05.2011, 10:06
Не надо считать меня глупее, чем я есть.
Так я и не считаю :)
о необходимости обоснования правомерности применения
И как Вам только фразы так удается строить :eek:
на основе использования диалектико-материалистического понимания связей
И дался Вам этот Ленинизм :rolleyes:
а люди все выворачивают, упрощают и начинают обвинять меня в тупости
Нет, Вы в той теме реально ошиблись и сейчас
не имеют знаний, ... не владеют методологией ... у них нет умений и навыков
Вы всё правильно говорите, но правильно в рамках традиционных и закостенелых ЗУНов. И это вовсе не говорит о том, что избранный, ЗУНовский, подход правильный.
и они полагают, что материалистическая диалектика может быть использована в качестве конкретнонаучной методологии исследования
А ведь она действительно может. В узком смысле. Просто Вы сейчас отождествляете материалистическую диалектику с диалектическим материализмом напрочь забыв об диалектической триаде. Так что кто там и чем не владеет, вопрос, Настя, ой какой сложный ;)
возникают темы типа"как отличить системный подход от комплексного"
Это правильная тема. Системный подход и комплексный, - это разные вещи. Это сложные вещи.
И обучение в аспирантуре должно быть все же обучением основам научной деятельности
Таки я даже соглашусь, не вопрос, здесь Вы правы. Обучение должно вестись, но не ведется.

Добавлено через 3 минуты
Обучение должно вестись, но не ведется.
Но вот ведь еще какая штука: кто и как будет вести учебный процесс? Я, положа руку на сердце, скажу честно: 99% наших местных ппс, на мой взгляд, просто не смогут вести занятия на эту тему качественно. Они проведут их на "от2,71бись"

Aspirant_Cat
15.05.2011, 10:18
Вы в той теме реально ошиблись
Да меня в той теме даже никто и не понял. Как Вы можете говорить, что я ошиблась, если не знаете, о чем речь? В принципе, Вы и не узнаете: я слишком боюсь плагиата, чтобы выставлять здесь куски из своей диссертации. Поэтому я просто прекращаю обсуждение данного вопроса, автоматически соглашаясь со всей ересью, которую на меня навешивают.


Вы всё правильно говорите, но правильно в рамках традиционных и закостенелых ЗУНов. И это вовсе не говорит о том, что избранный, ЗУНовский, подход правильный.
А, ну я поняла, в принципе, что Вы имеете ввиду: преподнесение знаний в готовой форме, а не самостоятельное их извлечение, так? От такого подхода давно уже отошли, по-моему. Хотя, кто его знает, я по себе сужу.

А ведь она действительно может. В узком смысле. Просто Вы сейчас отождествляете материалистическая диалектику с диалектическим материализмом напрочь забыв об диалектической триаде. Так что кто там и чем не владеет, вопрос, Настя, ой какой сложный
Хочу напомнить, что говорю применительно к своей науке и другим нефилософским наукам, а не к философии. А то, что не может - в любой литературе по системному подходу это написано. Почитайте Уемова, Аверьянова, Блауберга, Юдина, на которых Вы, кстати, ссылки давали. Это я с их слов говорю, я их читала, и не только их :)

Это правильная тема. Системный подход и комплексный, - это разные вещи. Это сложные вещи.
Разные - да. Сложные - для кого как.
Обучение должно вестись, но не ведется.
Воооот! Давайте письмо напишем коллективное по этому поводу :lol::lol::lol:

Добавлено через 4 минуты
Но вот ведь еще какая штука: кто и как будет вести учебный процесс? Я, положа руку на сердце, скажу честно: 99% наших местных ппс, на мой взгляд, просто не смогут вести занятия на эту тему качественно. Они проведут их на "от2,71бись"
Пичалька... :(

Ink
15.05.2011, 10:47
Да меня в той теме даже никто и не понял.
Синдром непонятого человека? :D
Как Вы можете говорить, что я ошиблась, если не знаете, о чем речь?
Я говорю о том, что Вы в ней, в теме, писали. В том, что Вы писали были ошибки.
я слишком боюсь плагиата, чтобы выставлять здесь куски из своей диссертации
Ну, право, публикуйте статьи, мы почитаем. Если уж так боитесь :)
преподнесение знаний в готовой форме
Нэт. Для советской школы ЗУНы были традиционны и директивны, за них отчитывались, по ним были нормы. Можно сказать, что ЗУНы были ядром советской педагогики, как её идеологией был коммунизм. И когда Вы говорите, что ЗУНы и есть компетенции, то да, я отчасти соглашусь, так как современные ФГОС-3 от ЗУНов ушли недалеко. Я бы сказал, акцент на общекультурных и профессиональных компетенциях привёл к тому, что они стали "лозунгами-компетенциями", декларативными компетенциями. У нас сейчас нет никакого прогресса в образовании. Компетентностный подход, проблемное обучение - это всё слова. Причём у нас они выливаются в попытку подогнать всё это под многострадальные ЗУНы, СУД, параметры технологии, целевые ориентации и т.п. фигню.
применительно к своей науке
Ну когда это педагогика наукой была? :D У меня диплом есть, верьте мне :D
в любой литературе по системному подходу это написано
:rolleyes:
Почитайте Уемова, Аверьянова, Блауберга, Юдина,
Я глупостей не читаю, я их только пишу :p Люди эти всё что могли - уже сказали. Причём говорили они применительно еще к старой системе, как раз к ЗУНам. Новых мыслей я у них не видел. У двух последних, по естественным причинам, уже и не увижу, а два первых в возрасте, когда уже маразм наступает.
Сложные - для кого как.
Настя...

IvanSpbRu
15.05.2011, 11:02
Научные руководители - большею частию профессора (редко доценты). А кто будет учить профессора?

Профессора будет учить профессор или даже доцент, имеющий больший опыт работы с аспирантами. Зачем в регалии упираться?

Ink
15.05.2011, 12:54
Зачем в регалии упираться?
А Вы знаете какой скандал будет? Вот у нас местные профессора с ТАКИМ самомнением, что будто нобелевскую премию получили. Каждый. И Вы думаете они позволят себя учить доценту или профессору? :D

Kayra
15.05.2011, 12:58
Вот у нас местные профессора с ТАКИМ самомнением, что будто нобелевскую премию получили. Каждый. И Вы думаете они позволят себя учить доценту или профессору?
Да, точно:D. Некоторые доктора наук считают, что уже достигли вершины и начинают постепенно деградировать:smirk:

IvanSpbRu
15.05.2011, 15:03
А Вы знаете какой скандал будет? Вот у нас местные профессора с ТАКИМ самомнением, что будто нобелевскую премию получили. Каждый. И Вы думаете они позволят себя учить доценту или профессору? :D

Вот обломать таких и было бы небесполезно

Ink
15.05.2011, 15:06
Вот обломать таких и было бы небесполезно
Кому? Кто будет обламывать? Ворон ворону глаз не выклюет.

IvanSpbRu
15.05.2011, 15:19
Кому? Кто будет обламывать? Ворон ворону глаз не выклюет.

Отправить на курсы повышения квалификации в Москву. Там сожрут мозг, не заморачиваясь на регалии

Ink
15.05.2011, 15:23
Отправить на курсы повышения квалификации в Москву.
Вы таки будете смеяться, но я как-то пытался сделать это (выбить оплату своей командировки в Москву на повышение квалификации). Мне денег не дали. А наши доктора никуда и не поедут: они себя считают самыми квалифицированными и клали они на московских специалистов. Тут есть пара экземпляров, что ежегодно ездит за рубеж: в глухие деревни США, к аборигенам в джунгли, публикуются в тамошних вестниках и т.д. и говорит, что они специалисты международного уровня, признанные мастера и чхали на Москву в частности и российских специалистов вообще.

IvanSpbRu
15.05.2011, 16:22
Вы таки будете смеяться, но я как-то пытался сделать это (выбить оплату своей командировки в Москву на повышение квалификации). Мне денег не дали. А наши доктора никуда и не поедут: они себя считают самыми квалифицированными и клали они на московских специалистов

Обязать на уровне МинОбра и регулярно выдергивать. Откажутся - лишать надбавок. Поверьте, вариантов много, нужна лишь воля к их реализации

Ink
15.05.2011, 16:31
Поверьте, вариантов много
Равно как и вариантов всего этого избежать. Поверьте, даже когда ФПК были реальностью и люди реально ездили в другие города, - всё равно никто никого не трогал, все всё понимали, пили чай на кафедре и никаких занятий в реальности никто ни с кем не проводил.

nauczyciel
15.05.2011, 16:46
Лишение надбавок в силу их малости никак не может повлиять на мотивацию ППС. А ввод запутанной НСОТ (у нас) привёл лишь к тому, что премии воспринимаются как случайный процесс, никак не зависящий от результатов труда преподавателя

IvanSpbRu
15.05.2011, 17:13
Лишение надбавок в силу их малости никак не может повлиять на мотивацию ППС. А ввод запутанной НСОТ (у нас) привёл лишь к тому, что премии воспринимаются как случайный процесс, никак не зависящий от результатов труда преподавателя

nauczyciel, не скажите. Все зависит от размера надбавок. А система оплаты должна быть прозрачной - тут все верно

nauczyciel
15.05.2011, 17:21
Все зависит от размера надбавок
А они где-то в системе образования есть значительные?

IvanSpbRu
15.05.2011, 17:35
А они где-то в системе образования есть значительные?

Да, разумеется


Рейтинг@Mail.ru