PDA

Просмотр полной версии : Метод-Методика-Методология в докторской диссертации


Team_Leader
22.06.2011, 14:19
Решил поднять тему в этом разделе, хотя она и обсуждалась - в более общем ключе...
Честно говоря, всю сознательную научную жизнь жил с твердым убеждением, что в кандидатской разрабатываются МЕТОДЫ, в то время, как в докторской создается МЕТОДОЛОГИЯ... Поэтому название кандидатской формулируется, как, например "Метод разработки технологии изготовления углеродных полотн перевивиочной структуры", а докторская, например "Методология параметрического управления организации производства цеха на основе CALS-технологии"...
Но, с не очень давного времени столкнулся с мнением, входящим в полное противоречие с подобным видением как минимум из 4-х независимых источников: одного соискателя "на выходе", председателя и зампреда одного из советов, эксперта ВАК. Общий вывод: слов "методология" или "методологический" следует избегать в названии докторской диссртации, оганичившиь словом "методика", методический...
Чем можно это объяснить? И как соотносится методика с методологией и методом. Что иерархически выше и что ниже? Какие есть специальные критерии разработанной методологии?
Или это связано может быть с возможными подковыками в случае рассмотрения ВАКом?

Andriy
22.06.2011, 16:40
имхо.
метод - способ
методика - набор методов для решения проблемы
методология - наука об этих методиках. Однако, как это экстраполировать к Вашей проблеме - не знаю..

Ink
22.06.2011, 16:46
всю сознательную научную жизнь жил
и ошибался
Что иерархически выше и что ниже?
У них нет иерархии, они лишь соотносятся
Давайте дам пару цитат
Методология - сложное явление. Она понимается, во-первых, как наука о методе; во-вторых, как система наиболее общих принципов, подходов и методов, составляющих основу для данной науки; в-третьих, как совокупность приемов исследования, применяемых в данной науке.
С точки зрения философии, методология представляет собой систему принципов и спосо-бов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.

Итак, методология - это теоретическое обоснование используемых в науке методов познания окружающей нас действительности, учение о научном методе познания
Методология - многоструктурное образование.
В рамках методологии выделяют несколько уровней:
• философский уровень.
• общенаучные методы познания составляют второй уровень методологии.
• специальные приемы познания (частно-научные методы

Примерно так

Александр45
22.06.2011, 16:53
Общий вывод: слов "методология" или "методологический" следует избегать в названии докторской диссртации, оганичившиь словом "методика", методический...

Не знаю как принято в технических науках, но у нас в педагогике чуть ли не каждая третья докторская начинается со слов "Теоретико-методологические" (основы/аспекты и т.п.)

Kayra
22.06.2011, 16:54
метод - способ
методика - набор методов для решения проблемы
методология - наука об этих методиках. Однако, как это экстраполировать к Вашей проблеме - не знаю..
А вот и не верно:smirk:
Понятие методики уже метода, методика - это нечтно вроде алгоритма применения метода к конкретному объекту. Методология - совокупность применения ряда методов к изучению какого-нибудь объекта.

Ink
22.06.2011, 17:04
Теоретико-методологические
а неправильно: теоретической и методологической основой работы ...... и далее по тексту

Team_Leader
22.06.2011, 17:06
А вот и не верно
Понятие методики уже метода, методика - это нечтно вроде алгоритма применения метода к конкретному объекту. Методология - совокупность применения ряда методов к изучению какого-нибудь объекта.
Ну так и я о том же: 1 метод - метод. Много методов, представляющих собой по тем или иным признакам единую совокупность - методология. Методика - руководство по практическому применению метода. В частности, когда я защищал кандидатскую ("Разработка метода...."), в совете от меня по просили сделать еще методику (чтобы дать на предприятие и они по ней уже использовали Ваш метод), которую я прилагал в качестве приложения к диссеру. Но методика - все равно - 1 метод.
Логика была следующая. Кандидатская решает задачу, для чего предлагается собственно метод. Докторская - проблему, для которой путем анализа делается декомпозиция на частные составляющие (задачи), для которых, соответственно, предлагается набор методов, в совокупе представляющих собой методологию решения проблемы исследования. Я всю жизнь был в святой уверенности, что это так и другого просто быть не может. Однако теперь вижу, что для докторской методического характера настойчиво рекомендуется из названия слово "методология" и однокоренные убрать, заменив "методикой", "методический аспект", что по моему разумению опускает постановку с докторского уровня... Понятно, если говорят "делать" - "делай", но я не пойму причины... Или всеже дело в философских вопросах в том, что если начнут копать в этом ключе - соискатель никогда не докажет, что он разработал новую методологию, как новый подход в науке о методах или вообще принципиально новую методологию именно в философском смысле?
Как-то странно

Александр45
22.06.2011, 17:22
Ink, вот только первые попавшиеся названия диссертаций по педагогике:

Штинова Галина Николаевна. Теоретико-методологические основы социального образования : Дис. ... д-ра пед. наук

Бенин, Владислав Львович. Теоретико-методологические основы формирования и развития педагогической культуры. Дисс… докт. пед. наук

Теоретико—методические аспекты индивидуальной направленности занятий оздоровительной физической культурой школьников

Теоретико-методологические основы формирования профессионализма выпускников педагогических колледжей с ориентацией на усиление подготовки учителя физической культуры

ЗАКИРОВА Альфия Фагаловна ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПРАКТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ГЕРМЕНЕВТИКИ общая педагогика, история педагогики и образования. Диссертация на соискание учёной степени доктора педагогических наук

ФЕДОТОВА ОЛЬГА ДМИТРИЕВНА Теоретико-методологические основы педагогики Германии и ФРГ (конец XIX века - 90е годы XX века)

Власова Татьяна Ивановна. Теоретико-методологические основы и практика воспитания духовности современных школьников : Дис. ... д-ра пед. наук

Печерская С.А. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ
ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Спирин В.К. Теоретико-методические аспекты индивидуальной направленности занятий оздоровительной физической культурой школьников Диссертация доктора пед. наук

Менькова С.В. Теоретико-методические основы интеграции двигательной и познавательной деятельности детей школьного возраста Диссертация доктора пед. наук

Это только первые попавшиеся примеры. А таких примеров - тысячи :p

Ink
22.06.2011, 17:25
А таких примеров - тысячи
и от этого они становятся более грамотными?

Александр45
22.06.2011, 17:29
и от этого они становятся более грамотными?

В чём неграмотность-то? :confused:

Ink
22.06.2011, 17:31
Александр45, я же уже написал

Александр45
22.06.2011, 17:39
Александр45, я же уже написал

Где?

Если Вы имеете ввиду это

а неправильно: теоретической и методологической основой работы ...... и далее по тексту

Без аргументов/доказательств, просто слова - то мне не о чем с Вами разговаривать, ибо свою позицию Вы никак не смогли доказать

Ink
22.06.2011, 17:41
просто слова
Есть мнение.
не смогли доказать
А должен?

Александр45
22.06.2011, 17:54
Если Вы так уверены в своей правоте и бьёте себя в грудь, что правы именно Вы, а тысячи диссертантов защитившихся вопреки Вашему мнению - не правы и дураки, сотни диссоветов, проголосовавших за таких диссертантов - тоже дураки, и члены Экспертного совета ВАК по педагогике утвердившие эти диссеры - тоже дураки, то Вы как минимум должны представить неоспоримые доказательства своей правоты. Иначе это разговоры на кухни никому неизвестного мальчика Васи/Инка, на которое всем наплевать

Team_Leader
22.06.2011, 18:01
Александр45,
Ink,
Коллеги. давайте без перехода на личности...

а тысячи диссертантов защитившихся вопреки Вашему мнению - не правы и дураки, сотни диссоветов, проголосовавших за таких диссертантов - тоже дураки, и члены Экспертного совета ВАК по педагогике утвердившие эти диссеры - тоже дураки

Да в том то все и дело, что по той же экономике, в технике минимум 50% диссертаций имеют в своем названии слово "методология" или "методологический" и при этом утверждены ВАКом...
И как минимум я помню период, когда эти слова в названии даже рекомендовалось использовать, как удобные формулировки.
И в то же время сецчас (последние пару месяцев) как миниум люди, несредственно относящиеся к ВАК и экспертным советам вроде как советуют строго "методология" в названии не спользовать. Это что, новое веяние, связанное с переходом к трактовке, приводимой Инком? Может быть были какие-то прецеденты/указиловки? Вот в чем вопрос, и, вообще, как обстоит на самом деле? Я думаю, надо дождаться людей опытных типа Фазотрона или Кравеца.

Ink
22.06.2011, 18:04
Коллеги. давайте без перехода на личности...
А поговорить? (с) :D

Alextiger
22.06.2011, 20:35
До меня другой слух доходил...
Просто "теоретико-методологические основы... бла бла бла" стало штампом, призванном хоть как-то обосновать высокий теоретический уровень докторского диссера, и к содержанию обычно отношения не имеет. Вот там приведен выше целый список как под копирку

saovu
22.06.2011, 23:10
методика - это нечтно вроде алгоритма применения метода к конкретному объекту
Да ладно ?
:eek:
К настоящему моменту понимал так.
В порядке убывания жесткой предопределенности (действий над исходной информацией): алгоритм, метод (способ), методика.

Team_Leader
22.06.2011, 23:47
До меня другой слух доходил...
Просто "теоретико-методологические основы... бла бла бла" стало штампом, призванном хоть как-то обосновать высокий теоретический уровень докторского диссера, и к содержанию обычно отношения не имеет. Вот там приведен выше целый список как под копирку

Ну это что-то похоже на реальное положение дел... Значит новая тенденция: как было - надоело - давай по новому, иначе, "где руководящая рука" ;)

Alextiger
23.06.2011, 00:42
Значит новая тенденция: как было - надоело
справедливости ради, слух был не из ВАКа, а от "научной общественности"... Но возможно он нынче и туда докатился :)

Andriy
30.06.2011, 09:54
есть вопрос. пишу статью о финансовой модели банка. там будет описана модель получения дохода, расчета финреза прибылеобразующих блоков, передачи все затрат между блоками и передачи части дохода за пользование ресурсами.
как назвать статью?
я думаю так: "Методика финансовой модели банка", либо "Финансовая модель банка". Почему методика? Вот не знаю, просто хочу описать один из подходов, возможно, есть и другие. посоветуйте

kravets
30.06.2011, 10:33
есть вопрос. пишу статью о финансовой модели банка. там будет описана модель получения дохода, расчета финреза прибылеобразующих блоков, передачи все затрат между блоками и передачи части дохода за пользование ресурсами.
как назвать статью?
я думаю так: "Методика финансовой модели банка", либо "Финансовая модель банка". Почему методика? Вот не знаю, просто хочу описать один из подходов, возможно, есть и другие. посоветуйте

Методика построения и анализа финансовой модели банка

Andriy
30.06.2011, 11:45
kravets, спасибо. я думал написать "создания". "Построение" звучит более логично. Да, наверное так и буду писать:)

Andriy
06.07.2011, 10:40
kravets, а может еще подскажите.. как правильнее: финансовая модель или финансовая структура?
структура как понятие входит в модель? мне кажется да. а модель - может быть больше. потому что начал искать информацию по финансовым моделям банка, нашел в основном модель движения денежных потоков, что мне не интересно. и подумал, что я буду писать про модель, но модель структуры (если так вообще можно выражаться).
я буду описывать, как происходит зарабатывание прибыли в банке, через оргструктуру, трансфертное ценообразование, аллокацию затрат. это может модель, может структура? как все же посоветуете назвать статью? или оставить предыдущий вариант?

Добавлено через 25 минут
и еще, никак не могу определить индекс УДК для этой темы.. помогите

yesIcan
04.09.2011, 17:34
Друзья, а можете так же на пальцах объяснить значение "методических основ"?
Если методика = алгоритм применения метода, то м.основы - это что-то общее во всех алгоритмов применения методов?
Я вот на примере оценки не понимаю методические основы, там ведь в рамках разных подходов существуют абсолютно разные методы!

kravets
04.09.2011, 19:28
kravets, а может еще подскажите.. как правильнее: финансовая модель или финансовая структура?
структура как понятие входит в модель? мне кажется да. а модель - может быть больше. потому что начал искать информацию по финансовым моделям банка, нашел в основном модель движения денежных потоков, что мне не интересно. и подумал, что я буду писать про модель, но модель структуры (если так вообще можно выражаться).
я буду описывать, как происходит зарабатывание прибыли в банке, через оргструктуру, трансфертное ценообразование, аллокацию затрат. это может модель, может структура?

Прошу прощения, не следил за темой. В общем случае модель шире структуры. То, о чем Вы пишете, с моей точки зрения (не экономиста и не финансиста) - это динамическая (процессная) модель процессов функционирования чего-нибудь. Кроме того, "структурная модель" тоже существует как устоявшееся понятие.

Добавлено через 55 минут
Друзья, а можете так же на пальцах объяснить значение "методических основ"?
Если методика = алгоритм применения метода, то м.основы - это что-то общее во всех алгоритмов применения методов?
Я вот на примере оценки не понимаю методические основы, там ведь в рамках разных подходов существуют абсолютно разные методы!

На мой взгляд, правильно понимаете как общее. Но стОит иметь в виду, что алгоритмы строятся на теории, которые могут быть разными. Поэтому и методические основы применительно к одному и тому же объекту могут быть разными, зависящими от корешка, из которого произросли.

Методические основы комароводства на основе теории размножения комаров Мухина могут существенно отличаться от методических основ комароводства на основе теории размножения комаров Комарова.

yesIcan
05.09.2011, 11:55
kravets, спасибо. Значит ли это, что в названии диссертации "Методические основы.." нужно указывать теорию или подход?

kravets
05.09.2011, 13:13
kravets, спасибо. Значит ли это, что в названии диссертации "Методические основы.." нужно указывать теорию или подход?

В названии - не уверен, может длинно получиться - посмотреть бы на него. А вот в тексте - обязательно. Вы четко определяете песочницу, в которой собираетесь барахтаться.

LeoChpr
05.09.2011, 13:14
Значит ли это, что в названии диссертации "Методические основы.." нужно указывать теорию или подход?
Многое зависит от конкретной отрасли наук.
В медицине понятие «методический» не существует. Есть теория (концепция болезни, хотя и построенная на течении инфекционного процесса), понятия «болезнь», «синдром», «симпртом», диагностическая проба для объективизации симптома (признака).
В педагогике «методический» соответствует понятиям «поваренная книга», «педтехнология».
В психологии понятия «методический» в чистом виде нет. Есть раздел работы.
В психологии и психодиагностике, в частности, предполагается в той или иной степени единство трех составляющих: =теория=метод=инструмент/прием=. Диагностический метод, построенный в рамках одной теории, не может быть адекватно использован для объективизации той стороны реальности, которая освещена светом иной теории. Соответственно и в коррекционно-реабилитационной работе, метод, построенный в рамках одной теории, не может быть адекватно использован для управления той стороной реальности, которая освещена светом иной теории.
В педагогике и психологии есть понятие «методология», как система общепринятых взглядов на реальность.
Правда, в отличие от медицины, в педагогике и психологии очень много построенного на подобии карточного домика: строгая конструкция терминов моментально распадается при исключении одного из «несущих, опорных» терминов. В медицине нет. Здесь может царить хаос в терминологии, но все они укладываются в необходимый ученому и практику узор на канву «концепции болезни».
В педагогике - "методические основы" вполне уместны. В психологии и медицине вызовут вопрос, а не по педагогике ли у вас работа.

yesIcan
07.09.2011, 11:13
kravets, тема примерно: Методические основы оценки нематериальных активов в области ИТ

или

Методические основы оценки НМА в области ИТ в рамках затратного подхода ?

И ещё вопрос. Эта "песочница" должна обозначиться уже во введении?

LeoChpr, спасибо за Ваш ответ. Медицина, педагогика и психология от меня одинаково далеки :)

kravets
07.09.2011, 13:12
kravets, тема примерно: Методические основы оценки нематериальных активов в области ИТ

или

Методические основы оценки НМА в области ИТ в рамках затратного подхода ?

И ещё вопрос. Эта "песочница" должна обозначиться уже во введении?

На мой взгляд, уже во введении - чем раньше, тем лучше: "В рамках подхода, предложенного Гениевым, рассмотрим проблемы оценки нематериальных активов в области ИТ".

И все. Никакая сволочь не прикопается. Разве что "Почему Гениев, а не Идиотов". Но это - Ваше право.

yesIcan
07.09.2011, 15:31
kravets, спасибо большое!

kravets
07.09.2011, 16:18
Многое зависит от конкретной отрасли наук.
В медицине понятие «методический» не существует. Есть теория (концепция болезни, хотя и построенная на течении инфекционного процесса), понятия «болезнь», «синдром», «симпртом», диагностическая проба для объективизации симптома (признака).

Мда. Что есть стандарты лечения?

fazotron
08.09.2011, 08:26
Что есть стандарты лечения?
Это утвержденные Минздравом схемы лечения определенных групп заболеваний с указанием миним набора диагностических и лечебных процедур

kravets
08.09.2011, 08:57
Это утвержденные Минздравом схемы лечения определенных групп заболеваний с указанием миним набора диагностических и лечебных процедур

Я в курсе. К какому методическому понятию это отнести?

И, насколько я помню, не минимального, а необходимого и достаточного - отклонение от стандарта в сторону расширения объема оказываемой помощи карается ФОМСом...

LeoChpr
08.09.2011, 10:02
Что есть стандарты лечения?
И не только. Помнится во времена моей работы в поликлинике были даже инструктивные письма по продолжительности временной нетрудоспособности (больничного листа) при различных заболеваниях.

Добавлено через 1 минуту
К какому методическому понятию это отнести?
Инструкции. Инструктивные письма. Предписания.

fazotron
08.09.2011, 14:17
отклонение от стандарта в сторону расширения объема оказываемой помощи карается ФОМСом...
Если оплата по ФОМС - то да. А вообще оговорено, что стандарты организации должны быть не менньше, чем утвержденные Минздравом

yesIcan
09.09.2011, 09:34
Честно говоря, всю сознательную научную жизнь жил с твердым убеждением, что в кандидатской разрабатываются МЕТОДЫ, в то время, как в докторской создается МЕТОДОЛОГИЯ... Поэтому название кандидатской формулируется, как, например "Метод разработки технологии изготовления углеродных полотн перевивиочной структуры", а докторская, например "Методология параметрического управления организации производства цеха на основе CALS-технологии"...

Пример, укладывающийся в эту схему:

Гойденко, Юрий Николаевич Методические основы формирования системы ценообразования банковских услуг : автореферат дис. ... кандидата экономических наук : 08.00.10 / Хабар. гос. акад. экономики и права Хабаровск, 2001
Гойденко, Юрий Николаевич Методология формирования стратегической модели ценообразования как основы минимизации финансовых рисков банков : автореферат дис. ... доктора экономических наук : 08.00.10 / Гойденко Юрий Николаевич; [Место защиты: Новосиб. гос. ун-т экономики и упр.] Новосибирск, 2007

В Финэке и Инжэконе поддерживается т.з., высказанная выше: замахиваться на методологию в кандидатской не стоит, достаточно методики (экон.науки).


Хотя бывают, конечно, и исключения:

Лев, Михаил Юрьевич Методологические и правовые основы государственного регулирования цен и ценообразования в Российской Федерации : автореферат дис. ... кандидата экономических наук : 08.00.05 / С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов Санкт-Петербург, 2003 :smirk:

Аспирант МММ
13.12.2011, 14:58
А вот и не верно:smirk:
Понятие методики уже метода, методика - это нечтно вроде алгоритма применения метода к конкретному объекту. Методология - совокупность применения ряда методов к изучению какого-нибудь объекта.

Поддерживаю. Всегда так понимал. И хорошо сказано