PDA

Просмотр полной версии : Городской фольклор


Feeleen
12.07.2011, 11:48
После защиты диссертации все думаю - куда расти дальше. Тему кандидатской развивать можно, но она не столь актуальна. Решил заняться городским фольклором. Современным в первую очередь.
Интересно, коллеги, сталкивались ли вы с этим явлением? Что о нем знаете? Видится ли это актуальным? Кто какие легенды, слухи, байки (и т.д.) знает?

Юрген
12.07.2011, 13:30
думается, что устные каналы коммуникации сейчас очень сильно подвинуты каналами виртуальными. В которых так или иначе авторство прослеживается... Потому возникает вопрос, а являются ли современные городские байки, распространяемые теперь все больше через СМК, коллективным творчеством (важная характеристика фольклора)?

Толич
12.07.2011, 18:27
Интересно, коллеги, сталкивались ли вы с этим явлением?
Сталкивался, естественно, как обыватель, а не как исследователь, т.к. занимаюсь другими вопросами.
Кто какие легенды, слухи, байки (и т.д.) знает?
В фольклоре нашего города я бы предварительно выделил 2 группы:
1) мистика и ужасы (типа какой дом на месте какого кладбища и что в этом доме творится). Много историй такого жанра собрано в цикле "Сибирская жуть" Буровского-Бушкова (на примере Красноярска).
2) Исторические предания (типа того, что во время оно первого секретаря горкома сняли за установку шикарной ограды вокруг парка, хотя, на самом деле, естественно, не за это).
Видится ли это актуальным?
Мне было бы интересно почитать исследование о городском фольклоре. А что считается/является актуальным в филологии - Вы должны лучше знать.

nauczyciel
12.07.2011, 19:51
Feeleen, в историческом аспекте интересно фольклор проследить. На моей памяти, в 90-е и в 2000-е много екатеринбургских легенд, баек и слухов было - но современные студенты (родившиеся и выросшие в Екатеринбурге) сейчас не знают, что такое "на бревне", "плита", "свинарник", "казак уральский", "дед-передоз" и т.д.

Лучник
12.07.2011, 23:22
думается, что устные каналы коммуникации сейчас очень сильно подвинуты каналами виртуальными. В которых так или иначе авторство прослеживается... Потому возникает вопрос, а являются ли современные городские байки, распространяемые теперь все больше через СМК, коллективным творчеством (важная характеристика фольклора)?

Да, мне тоже думается, фольклорные формы словесного творчества полностью иисчезли из живой традиции.

bugo
13.07.2011, 20:19
Feeleen, в историческом аспекте интересно фольклор проследить. На моей памяти, в 90-е и в 2000-е много екатеринбургских легенд, баек и слухов было - но современные студенты (родившиеся и выросшие в Екатеринбурге) сейчас не знают, что такое "на бревне", "плита", "свинарник", "казак уральский", "дед-передоз" и т.д.

Действительно, достаточно интересным делом станет изучение динамики всех этих urban legends и поиск неких базовых тем / понятий / отношений с учётом географического, исторического и культурного аспектов (что-то вроде архетипов у Юнга). Грубо говоря, сравнить одни и те же статьи в Лурке и почившей Драматике.

watteau
14.07.2011, 01:58
сталкивались ли вы с этим явлением
"Нацбест" недавно получил Быков за роман "Остромов, или ученик чародея". Начала читать, и вижу, что он использовал городской фольклор Ленинграда первой половины ХХ века, изменил фамилии, чуть переработал, но все узнается, если, конечно, знаешь источник. Думаю, не знающие его, воспринимают за "чистую монету" его опусы.
Из относительного "нового" - туристы гладят :) ногу на барельефе памятника Петру первому перед Михайловским замком в Питере, чтобы еще раз приехать )) Барельеф патинирован, а нужная нога ярко сверкает.

Maksimus
14.07.2011, 10:16
Из относительного "нового" - туристы гладят ногу на барельефе памятника Петру первому перед Михайловским замком в Питере, чтобы еще раз приехать )) Барельеф патинирован, а нужная нога ярко сверкает.
Такая традиция во многих городах есть. Например, в Мск гладенье носа у собаки на ст. метро "Пл. Революции", или кидание монет на Лобном месте, нулевом километре, в фонтаны и т.п.

Юрген
14.07.2011, 10:40
туристы гладят :) ногу на барельефе памятника

хм, только можно ли назвать такие традиции фольклором, т.е. устным народным творчеством?

Лучник
14.07.2011, 10:49
хм, только можно ли назвать такие традиции фольклором, т.е. устным народным творчеством?

Кроме того, традиция эта живет не как фольклорный феномен. Так было бы, если бы они передавали знание об этой традиции друг другу, а им, как правило, об этом экскурсоводы говорят. А те из популярных книжек про Питер все эти хохмы узнают.

Feeleen
14.07.2011, 12:32
умается, что устные каналы коммуникации сейчас очень сильно подвинуты каналами виртуальными. В которых так или иначе авторство прослеживается... Потому возникает вопрос, а являются ли современные городские байки, распространяемые теперь все больше через СМК, коллективным творчеством (важная характеристика фольклора)?

Да, интересный вопрос. Если автор (именно автор, а не распространитель) известен, то и о фольклоре, видимо, говорить не приходится. А если текст анонимный, в процессе распространения претерпевает трансформацию, то почему бы о фольклоре и не говорить? Есть, к примеру, исследования так называемого интернет-фольклора, как раз планирую пару статей на эту тему прочитать.

Да, мне тоже думается, фольклорные формы словесного творчества полностью иисчезли из живой традиции.

Не соглашусь с радикальностью формулировки. Анекдоты, к примеру, люди как рассказывали, так и рассказывают (правда, нынче все меньше и меньше). Хотя вчера по моей просьбе опросили детей в летнем лагере (в возрасте от 10 до 14) - никто не вспомнил столь популярные в моем детстве "страшилки". Студенты при этом их помнят очень хорошо.

Добавлено через 2 минуты
В фольклоре нашего города я бы предварительно выделил 2 группы:
1) мистика и ужасы (типа какой дом на месте какого кладбища и что в этом доме творится). Много историй такого жанра собрано в цикле "Сибирская жуть" Буровского-Бушкова (на примере Красноярска).
2) Исторические предания (типа того, что во время оно первого секретаря горкома сняли за установку шикарной ограды вокруг парка, хотя, на самом деле, естественно, не за это).

Спасибо, интересная информация.

Мне было бы интересно почитать исследование о городском фольклоре.

Именно широкий интерес я и подразумевал под "актуальностью". Хочется не для узкого круга работу сделать.

Добавлено через 1 минуту
Feeleen, в историческом аспекте интересно фольклор проследить

Действительно, достаточно интересным делом станет изучение динамики всех этих urban legends и поиск неких базовых тем / понятий / отношений с учётом географического, исторического и культурного аспектов (что-то вроде архетипов у Юнга)

Спасибо, по этому пути и планирую пойти.

Добавлено через 4 минуты
Из относительного "нового" - туристы гладят ногу на барельефе памятника Петру первому перед Михайловским замком в Питере, чтобы еще раз приехать )) Барельеф патинирован, а нужная нога ярко сверкает.

Был. Гладил :)
Интересные традиции, кстати.

Такая традиция во многих городах есть. Например, в Мск гладенье носа у собаки на ст. метро "Пл. Революции", или кидание монет на Лобном месте, нулевом километре, в фонтаны и т.п.

Это да.


хм, только можно ли назвать такие традиции фольклором, т.е. устным народным творчеством?

Ну, фольклор не только УНТ, но и обряды различные, ремесла и т.д. В более широком смысле.
Кроме того, традиция эта живет не как фольклорный феномен. Так было бы, если бы они передавали знание об этой традиции друг другу, а им, как правило, об этом экскурсоводы говорят. А те из популярных книжек про Питер все эти хохмы узнают.

Тем не менее, традиция живет :)
Мне о том, что палец гладить надо - друг рассказал. Сказал - нужно загадать желание - и оно обязательно сбудется :)

Лучник
14.07.2011, 13:19
Анекдоты, к примеру, люди как рассказывали, так и рассказывают (правда, нынче все меньше и меньше). Хотя вчера по моей просьбе опросили детей в летнем лагере (в возрасте от 10 до 14) - никто не вспомнил столь популярные в моем детстве "страшилки". Студенты при этом их помнят очень хорошо.

Рассказывают. Но цепочка выстраивается максимум на 2-3 человека. И даже не в этом дело.
Суть фольклора не только в устности произведения, но в коллективном характере творчества. Когда произведение постоянно трансформируется от рассказчика к рассказчику с учетом реакции слушателей. Этого не происходит.
Есть отличная книга Азбелева "Историзм былин и специфика фольклора". Вот именно в части специфики фольклора - это отличная книга.

Юрген
14.07.2011, 14:31
Ну, фольклор не только УНТ, но и обряды различные, ремесла и т.д. В более широком смысле.

да я в курсе, что под фольклором некоторые исследователи подразумевают и матрешек с резными наличниками. Но ведь Вы филолог, литературовед. Стало быть Ваш предмет - словесность в том или ином проявлении...

Добавлено через 32 минуты
Есть, к примеру, исследования так называемого интернет-фольклора, как раз планирую пару статей на эту тему прочитать.

на мой взгляд, весьма перспективное направление, например, мемы - вполне себе коллективное тв-во

watteau
14.07.2011, 21:46
об этом экскурсоводы говорят
я бы сказала - выдумывают :D, причем намеренно. Экскурсоводы-сказочники )). Иногда слышу, что они говорят, и просто ужас берет.

Добавлено через 1 минуту
Гладил
желание исполнилось...?

Лучник
14.07.2011, 21:48
Иногда слышу, что они говорят, и просто ужас берет.

А я так только "за" :). На том же памятнике задняя нога коня в калоше, видимая с дальней лавочки. Все это очень трогательно ))

watteau
14.07.2011, 21:56
А я так только "за"
не поняла ;) Вы "за" то, чтобы экскурсоводы рассказывали о городе всякую "ересь", которая выдумана ими, потому что они книги не читали...? :)

Лучник
14.07.2011, 22:11
не поняла ;) Вы "за" то, чтобы экскурсоводы рассказывали о городе всякую "ересь", которая выдумана ими, потому что они книги не читали...? :)

Да, "за". Самая большая беда нынешняя - отсутствие интереса, и даже вульгарного представления о ценности культурного наследия.

Заинтересовавшийся человек имеет шанс узнать правду, а так - пройдет не заметив вообще ничего.

watteau
14.07.2011, 22:26
узнать правду
Мне кажется, что он удовлетворится услышанным и все. Не хочу дальше оффтопик продолжать ))

Feeleen
15.07.2011, 15:26
Рассказывают. Но цепочка выстраивается максимум на 2-3 человека.

Всегда ли? Не уверен.

Суть фольклора не только в устности произведения, но в коллективном характере творчества. Когда произведение постоянно трансформируется от рассказчика к рассказчику с учетом реакции слушателей. Этого не происходит.

Это безусловно. С одной стороны. С другой. Возьмем, к примеру, пословицы. Большинство из них не менялись, переходя от рассказчика к рассказчику.
Но более крупные тексты, безусловно, сейчас передаются копипастом, что свидетельствует явно не в пользу коллективности :)

Есть отличная книга Азбелева "Историзм былин и специфика фольклора". Вот именно в части специфики фольклора - это отличная книга.

Намеренно ее не прочитал в свое время, поскольку автор сторонник исторической школы. Но сейчас скачал специально.

да я в курсе, что под фольклором некоторые исследователи подразумевают и матрешек с резными наличниками. Но ведь Вы филолог, литературовед. Стало быть Ваш предмет - словесность в том или ином проявлении...

Это так. Но для фона могут и матрешки пригодится :)

я бы сказала - выдумывают , причем намеренно. Экскурсоводы-сказочники )). Иногда слышу, что они говорят, и просто ужас берет.

Так рождаются легенды :)

желание исполнилось...?

Нет, слава хоспади. Остался холостяком :)

watteau
15.07.2011, 16:11
Остался холостяком
может, надо было записочку под барельеф запихнуть, как в Вероне у дома Ромео и Джульетты :)
Вспомнила, что во Флоренции надо статуе кабанчика пощекотать язык монеткой - для исполнения желаний

Лучник
15.07.2011, 18:18
Мне концепция развития былинного эпоса Азбелева кажется вполне убедительной. Интересно, в чем на Ваш, Feeleen, взгляд, ее минусы?

Feeleen
16.07.2011, 07:26
может, надо было записочку под барельеф запихнуть, как в Вероне у дома Ромео и Джульетты

Они плохо кончили...

Добавлено через 7 минут
Мне концепция развития былинного эпоса Азбелева кажется вполне убедительной. Интересно, в чем на Ваш, Feeleen, взгляд, ее минусы?

Нет, нет, я не говорил, что концепция развития былин Азбелева мне не нравится. Я с ней толком не знаком, потому и скачал специально книгу. Просто он как представитель исторической школы, как мне думалось в аспирантские годы, прежде всего занят поиском конкретных исторических фактов, ставших источником того или иного текста. А это меня интересует далеко не в первую очередь. Меня больше интересует изучение текстов как таковых, а не их происхождение. Происхождение же видится прежде всего в отражении мифологического сознания, тех же архетипов, а не конкретных исторических фактов. Но по вашей рекомендации с Азбелевым ознакомлюсь обязательно.

Лучник
16.07.2011, 13:32
Просто он как представитель исторической школы, как мне думалось в аспирантские годы, прежде всего занят поиском конкретных исторических фактов, ставших источником того или иного текста. А это меня интересует далеко не в первую очередь.

Не, конечно, Азбелев такой чепухой не занимался.

Feeleen
16.07.2011, 15:41
Не, конечно, Азбелев такой чепухой не занимался.

Ну, некоторые маститые авторы такой чепухой занимаются до сих пор....
Значит, ошибся. Что радует...

Юрген
16.07.2011, 18:37
Меня больше интересует изучение текстов как таковых, а не их происхождение. Происхождение же видится прежде всего в отражении мифологического сознания.

есть еще формальное направление. В фольклористике Пропп - этакий катологизатор мотивов и образов в УНТ. Шире - Тынянов, Шкловский.
Да в литературоведении историческая школа лишь одна из, не более того:cool:

Jacky
17.07.2011, 00:40
Сайт вспомнил, вроде по теме. Там человек (художник из Питера) как раз всякие городские легенды собирал http://www.onotole.net/

watteau
17.07.2011, 18:27
Feeleen,

Сайт вспомнил, вроде по теме. Там человек (художник из Питера) как раз всякие городские легенды собирал http://www.onotole.net/

если Вам вдруг нужно будет что-то, я знакома с этим художником.

Feeleen
18.07.2011, 14:56
есть еще формальное направление. В фольклористике Пропп - этакий катологизатор мотивов и образов в УНТ. Шире - Тынянов, Шкловский.
Да в литературоведении историческая школа лишь одна из, не более того

Да, да. Пропп и Ко - мои ориентиры.

Сайт вспомнил, вроде по теме. Там человек (художник из Питера) как раз всякие городские легенды собирал http://www.onotole.net/

если Вам вдруг нужно будет что-то, я знакома с этим художником.

Спасибо!

Aspirant_Cat
21.07.2011, 20:52
Feeleen, если для Вас эта тема еще актуальна, то вот что встретилось на просторах Сети: Городские легенды: чем пугают себя минчане (http://www.interfax.by/article/49737)

Feeleen
22.07.2011, 01:42
Aspirant_Cat, спасибо, интересно!

Тау505
24.07.2011, 11:44
[censored]

Песни с матом -- в личку исследователю, пожалуйста. Jacky

watteau
31.07.2011, 00:47
Feeleen,
у Эдуарда Кочергина есть книга "Крещеные крестами", и еще "Ангелова кукла". Отчасти это тоже связано с городским фольклором Питера.

Feeleen
31.07.2011, 01:00
watteau, филен танк :)

watteau
31.07.2011, 01:18
филен танк
Vielen Dank? :)

Feeleen
31.07.2011, 01:30
Я-я :)

watteau
31.07.2011, 01:39
Из книги Паустовского "Повесть о жизни" вспомнился фрагмент о загадочной силе слова "фольклор".


"На платформе Пришвин начал благодарить невзрачного человека, но тот в
ответ только посоветовал Пришвину написать на всех тюках химическим
карандашом слово "фольклор".
-- Русский человек,-- объяснил он,-- с уважением относится к
непонятным, особенно к иностранным словам. После этого никто ваши вещи не
тронет. Я за это ручаюсь".

LOVe
01.08.2011, 16:01
Feeleen,

Современный городской фольклор. - М.: Рссийск. гос. гуманит. ун-т, 2003. - 736 с.

Есть, к примеру, исследования так называемого интернет-фольклора, как раз планирую пару статей на эту тему прочитать

Вот, есть не только статьи, кстати, но и монография:

Рукомойникова В.П. «Виртуальный» фольклор: за и против: монография. – Йошкар-Ола: Изд-во МарГУ, 2004. – 128 с.

Feeleen
02.08.2011, 02:03
watteau,

:)

LOVe,

Благодарю.

watteau
26.08.2012, 18:51
Исполнение желаний :)

1. Фонтан у адмиралтейства.
Встаньте так, чтобы здание было перед вами, а фонтан за спиной, загадайте желание и киньте монетку через голову. Потом не оборачиваясь идите дальше!

2. Чижик-Пыжик на Фонтанке.
Для того, чтобы желание исполнилось, нужно, чтобы брошенная монетка осталась лежать на постаменте памятника, либо ударилась о клюв птички.

3.Кот Елисей и кошка Василиса на Итальянской.
Опять же бросить монетку так, чтобы она осталась лежать рядом со скульптурами.

4. Фотограф на Итальянской.
возьмите его под правую руку и сфотографируйтесь. Такая фотография обязательно принесет счастье.

5. Грифоны Банковского моста.
Если положить руку в пасть одного из крылатых существ и загадать желание – оно сбудется, а если потереть его золотые крылья – не за горами приумножение капитала, прибыль и богатство.

6. Шар-фонтан там же на Итальянской.
Прокрутите шар, загадав желание.

7. Бегемотиха Тоня.
Во дворе ФилФака СПбГУ — тем кто хочет замуж, надо потереть правое ушко, а если хочется жениться — левое.
А кто не хочет, делайте наоборот :lol:

8. Заяц на свае.
Мост в Петропавловскую крепость. Чтобы желание исполнилось нужно, стоя на мосту, закинуть монетку к лапкам животного.

9. Часовня на могиле Ксении Блаженной.
Покровительница Санкт-Петербурга исполняет желания, написанные на листочке и положенные под ящик со свечами. Предварительно надо обойти 3 раза вокруг часовни.

10. Собака Гаврюша на улице Правды во дворе дома № 11 "умеет читать", а потому надо написать пожелание и бросить записку в почтовый ящик рядом с собакой.

11. Фонарщик на Одесской улице.
Приносит деньги и семейное благополучие. Считается, что богатство придет в дом, если потереть ноги бронзового труженика. Причем левый сапог памятника — к росту «левых» доходов, а правый — к повышению официальной зарплаты.

12. Атланты.
Подержитесь за большой палец левой ноги одного из них – и задуманное исполнится! Особой популярностью могучие титаны пользуются у новобрачных. Считается, что если влюбленные прикоснутся к их пальцам в день свадьбы – брак будет удачным! Утверждают, что именно большой палец левой ноги второго атланта от Марсова поля обладает удивительной силой, необходимо подержаться за него и поведать ему свои желания.

13. Памятник Петру I у Инженерного замка.
Постамент памятника украшен барельефами. На одном из них изображен человек, забирающийся в лодку. Потрите его пятку, думая о самом заветном. Тогда загаданное исполнится.

badalek
26.08.2012, 20:05
2. Чижик-Пыжик на Фонтанке.
Для того, чтобы желание исполнилось, нужно, чтобы брошенная монетка осталась лежать на постаменте памятника, либо ударилась о клюв птички.
Туда бросал ещё в школьные годы. Ностальгия...

watteau
26.08.2012, 20:13
badalek, желание исполнилось? :)

badalek
26.08.2012, 20:38
badalek, желание исполнилось?
А, стыдно сказать, не попал в цель.:o:) Никогда не обладал и особой меткостью в стрельбе (ну тир, например).:)

Rendido
26.08.2012, 23:25
а если потереть его золотые крылья
... то можно схлопотать по лбу от реставраторов. :)

leodeltolle
26.08.2012, 23:38
7. Бегемотиха Тоня.
Во дворе ФилФака СПбГУ — тем кто хочет замуж, надо потереть правое ушко, а если хочется жениться — левое.
записал)

watteau
26.08.2012, 23:39
по лбу от реставраторов
из личного опыта? ;)

Maksimus
27.08.2012, 09:19
записал)
Какое ушко тереть будете? :D

leodeltolle
27.08.2012, 11:34
Maksimus, ваше :p

Rendido
28.08.2012, 01:48
из личного опыта?
Да. Знаете, как трудно царапины на грифонах замазывать?
..."штампом" в Фотошопе ;)

watteau
28.08.2012, 02:06
Знаете, как трудно царапины на грифонах замазывать?
криптограммы желаний не помещались :D