Просмотр полной версии : Методология научного исследования - мини-курс для студентов
Димитриадис
12.09.2011, 11:38
Диспозиция:
В рамках одной из вновь введенных в нашем вузе дисциплин выделили блок с условным названием "Основы проектирования". Суть - поднатаскать студентов по основам научного (дипломного) исследования.
Ранее у них был курс с названием "Методология научного исследования". Он сдан и благополучно забыт - спрашивать у студентов тетрадки трёхлетней давности безполезно. Преподаватель, который читал этот курс, ушёл. Материалов нет.
На этот блок выделено 18 часов (9 занятий), с пожеланием ограничиться 1-2 лекциями, а остальное - отдать на семинарские занятия. Из одного разговора понял, что этот блок подкинут скорее всего мне. Мотивировка - "Вы ещё помните свои студенческие годы, к тому же являетесь аспирантом, и кое-что уже смыслите в методологии".
Дилемма:
Методология научного исследования на уровне аспирантуры вряд ли нужна - ни времени на это нет, да и ни к чему студентам философские глубины. Имеющиеся "Методические указания по подготовке и написанию выпускных квалификационных работ" делают акцент на оформлении и прочей бюрократии, собственно методологии там мало. Налицо разрыв между двумя крайностями, а мне нужна золотая середина.
Вопросы:
1) Как построить курс? Может быть, кто-то даст перечень основных тем. Всего занятий будет 9.
2) Есть ли какая-то общепризнанная книжка или уч. пособие именно для студентов?
1) Как построить курс? Может быть, кто-то даст перечень основных тем. Всего занятий будет 9.
методология дипломного исследования..
есть готовое (старое) для историков - нада?
Димитриадис
12.09.2011, 12:30
методология дипломного исследования..
есть готовое (старое) для историков - нада?
Спасибо внимательной Вике:)
Адрес отправил в личку.
Димитриадис читаем, радуемся жизни, если что - задаем вопросы:)
nauczyciel
12.09.2011, 12:45
блок с условным названием "Основы проектирования"
Если нужно преподавать основы проектирования, то причём тут методология научного исследования?
В качестве литературы для основ проектирования я прежде всего взял бы Постановление Правительства РФ от 16.02.2008 №87, Градостроительный Кодекс, Гражданский Кодекс (часть 4), рассказал бы про систему технических регламентов, ГОСТов, СНиПов, СанПиНов, СП, СТО в своей области деятельности.
Alextiger
12.09.2011, 13:13
есть готовое (старое) для историков - нада?
и мне, и мне пожалуйста :) мне как раз для историков надо :)
Alextiger, в личку почту
Добавлено через 54 секунды
да, сразу - любое заимствование - обязательно ссылка, ибо материалы не Викины личные, а уже много раз опубликованные автором..
Димитриадис
14.09.2011, 14:52
Димитриадис читаем, радуемся жизни, если что - задаем вопросы
Вопрос (не только Вике, но и всем, кто пожелает ответить):
Вот набросал план, опираясь на любезно предоставленный Викой материал:
1 Дипломный проект как вид выпускной квалификационной работы
2 Выбор направления и темы исследования и требования к ее формулировке
3 Основные этапы работы над дипломным проектом. Структура дипломного проекта
4 Методологический аппарат исследования
5 Методика написания основного текста дипломного проекта
6 Структурная, аналитическая и стилистическая редактура текста дипломного проекта
7 Оформление научно-справочного аппарата дипломного проекта. Основные требования современного ГОСТа
8 Процедура защиты дипломного проекта и принципы ее организации
Итого: 8 занятий. А нужно 9. Какую тему, на Ваш взгляд, можно разбить на две, где что убавить/добавить?...
P.S. Студенты обучаются по говноменеджерским (с), IvanSpbRu специальностям.
6 Структурная, аналитическая и стилистическая редактура текста дипломного проекта
на две. Она очень большая
Димитриадис
14.09.2011, 17:04
на две. Она очень большая
Это, видимо, специфика историков?
Димитриадис, нет, это специфика темы:)Ъ
Димитриадис
16.03.2016, 11:13
Коллеги, в последнее время в Вузике на Окраине Города сложилась неоднозначная ситуация по поводу методологического аппарата в ВКР.
Исходная диспозиция.
Раньше у нас был один признанный методолог - д.ф.н., профессор, который возглавлял работу комиссий в ходе защит концепций ВКР, и в ходе предзащиты. В основном мы все - преподаватели - научные руководители - придерживались выработанных им и согласованных единых начал в области определения объекта-предмета-целей-задач-методов. Система была отстроена, и всех все устраивало. Теперь этот профессор ушел, и наступил у нас бардак. Во время зимней защиты заочников гос.комиссия многие работы жестко критиковала из-за неправильного (по мнению комиссии) определения методологического аппарата в ВКР бакалавров. Особенно жестко и непримиримо критиковались "методы исследования".
Понятно, что это вкусовщина. Также понятно, что методологический аппарат - всегда творение научного руководителя, а не студента. Понятно, что критика аппарата работы - это критика научных руководителей, а не студентов.
Сегодняшняя ситуация.
Преподаватели остались крайне недовольны критическими заявлениями гос.комиссии В ней основную роль теперь играет женщина - к.э.н., с.н.с., которая теперь после ухода признанного Мастера решила вдруг позиционировать себя как главного методолога Вузика на Окраине Города. В основном именно она настроила гос.комиссию в жестко критическом духе. Ее подход - подход чистого экономиста, а кафедра у нас разношерстная, и "экономический дух" в ВКР никогда не приветствовался. Есть серьезные опасения, что выпускники очной формы обучения, которые будут защищаться в июне, попадут под незаслуженную раздачу. Среди преподавателей всеобщее, хотя и глухое, недовольство и недоумение. Все мы воспитывались в рамках разных научных школ и традиций, все мы имеем свое мнение по этому поводу, но при прежнем профессоре удавалось разумно сочетать свободу и некие граничные условия. Мы воспринимаем критику нашей коллеги как непонятную и неуместную эскападу. Но она имеет возможность вдувать свою позицию в уши руководству, а мы - нет.
Вопросы:
1). Каких принципов вы обычно придерживаетесь в своих вузиках по поводу определения методологического аппарата ВКР? Чья это зона ответственности?
2). Какие методы, на ваш взгляд, уместно использовать в а) бакалаврских работах, б) в дипломных проектах, в) в магистерских диссертациях?
3). Что вы в целом думаете по этому поводу?
Старший докторенок
16.03.2016, 11:46
3). Что вы в целом думаете по этому поводу?
Что это все полный бред и как Вы сказали "вкусовщина". Хотя я тоже с этим столкнулась. В том году руководила дипломами на соседней специальности. Обсуждаем с дипломницей структуру работы, у нас вылезает кусок с отдельной проблемой, предлагаю выделить его в третий раздел во второй главе. И у нас выходи, что первая глава - два раздела, вторая три. Мне студентка говорит - нет так нельзя, а иначе ОС (дама из ГАКа, не очень умная, но типа пишет докторскую) спросит: "А почему в первой главе у Вас два раздела, а во второй три?" По мне - это полный маразм.
А вот как бороться с ним - не знаю.
Just Another One
16.03.2016, 11:55
1). Каких принципов вы обычно придерживаетесь в своих вузиках по поводу определения методологического аппарата ВКР? Чья это зона ответственности?
2). Какие методы, на ваш взгляд, уместно использовать в а) бакалаврских работах, б) в дипломных проектах, в) в магистерских диссертациях?
3). Что вы в целом думаете по этому поводу?
1) На усмотрение научного руководителя
2) Какие подходят к данной конкретной работе
3) Что ваш вузик чокнулся, если этот момент пытаются унифицировать
"А почему в первой главе у Вас два раздела, а во второй три?"
На защите магистерской замдекана в качестве серьезного замечания отметила, что главы у меня неравномерны по объему: первая - три параграфа, вторая - два.
Maksimus
16.03.2016, 16:27
3). Что вы в целом думаете по этому поводу?
Что ВКР для социально-гуманитарных наук надо отменить, а оставить единый жесткий профэкзамен по типу ЕГЭ.
Что ВКР для социально-гуманитарных наук надо отменить, а оставить единый жесткий профэкзамен по типу ЕГЭ.
Не приведи бог Максимуса в образовании.
Тесты на филфаке по "Войне и миру". Бред.
Maksimus
16.03.2016, 17:01
Тесты на филфаке по "Войне и миру". Бред.
Не обязательно только тесты, можно какие-то творческие задания. Бред - это сегодняшнее наше массовое образование по соц.-гум. наукам. Лучше уж объективный всеохватывающий экзамен, чем заказанная на стороне или написанная на коленке ВКР.
Не обязательно только тесты, можно какие-то творческие задания. Бред - это сегодняшнее наше массовое образование по соц.-гум. наукам. Лучше уж объективный всеохватывающий экзамен, чем заказанная на стороне или написанная на коленке ВКР.
Сказал Максимус за все социально-гуманитарное образование, не учившись на гуманитарщине :).
То, что в вузах превратили ВКР не пойми во что, не означает, что ВКР ерунда.
Строитель мостов тоже ВКР заказать может, и ничего.
Если у гуманитарщины устную часть убрать, это будет окончательный конец и толпы Эллок-людоедок.
Добавлено через 8 минут
3). Что вы в целом думаете по этому поводу?
Ужас.
leodeltolle
16.03.2016, 17:45
Строитель мостов
будет делать дипломный проект
Добавлено через 21 секунду
всеохватывающий экзамен
согласен
Maksimus
16.03.2016, 18:39
Сказал Максимус за все социально-гуманитарное образование, не учившись на гуманитарщине .
И что, мне не хватает знаний и опыта, чтоб сделать собственные выводы о, как вы сказали, "гуманитарщине"?
Строитель мостов тоже ВКР заказать может, и ничего.
Только если он не учился, дипломный проект не защитить. А налить воду на гуманитарщине много ума не надо.
Если у гуманитарщины устную часть убрать, это будет окончательный конец и толпы Эллок-людоедок.
А причем тут ВКР? Если "устной части" учили (или не учили) все года обучения, то от ВКР уже ни холодно, ни жарко.
налить воду на гуманитарщине много ума не надо.
вот такие умники у меня и ходили по 5 раз пересдавать в одном техническом НИУ ВПО.:D Любитель поболтать вычисляется за 30 сек зачетного времени
Димитриадис
16.03.2016, 19:04
Юрген, вернулся :hi: :beer:
Юрген, вернулся :hi: :beer:
И я Вас рад видеть в добром здравии:)
Maksimus
16.03.2016, 19:39
вот такие умники у меня и ходили по 5 раз пересдавать в одном техническом НИУ ВПО
Одного такого преподавателя-умника, кстати тоже философа в одном техническом НИУ ВПО, зачморили до увольнения...
Причем студенты.
Но для меня вся эта гуманитарщина никакой сложности не составляла.
vBulletin® v3.8.8, Copyright ©2000-2025, vBulletin Solutions, Inc. Перевод: zCarot