PDA

Просмотр полной версии : Институциональная ловушка в образовании


IvanSpbRu
02.10.2011, 23:49
И что характерно - все чистая правда:

http://www.kapital-rus.ru/articles/article/175208

leodeltolle
02.10.2011, 23:54
Крайне спорная статья

Maksimus
03.10.2011, 00:14
Очень хорошая статья.

mike178
03.10.2011, 00:36
Очень хорошая статья.
+1. Отлично написано.

Лучник
03.10.2011, 05:01
Хорошая статья.

nauczyciel
03.10.2011, 10:08
Статья хорошая.
Особенно про "техническую" концепцию понравилось. Действительно, в моём ВУЗе в последние годы отстроили прекрасное новое учебное здание, выполнили множество ремонтов, оснастили лаборатории современнейшим оборудованием, потратив на это всё кучу денег. Но работать в новых лабораториях некому, поскольку старые преподаватели умерли, а заменить их некем - никто на такие зарплаты работать не идёт.
Результат - озлобленность преподавателей на администрацию, поскольку все понимают, что если бы хотя бы часть этих денег регулярно расходовалась на премии, не было бы оттока наиболее квалифицированных кадров, у нас бы они работали. А так получается, что есть вся материальная база для работы, только работать некому.

Пример с моей кафедры - в 2008 году был закуплен за 250000 руб. современный прибор контроля характеристик изоляции при высоком напряжении. Прибор распаковали, поставили на стенд и один раз включили для проверки исправности. Всё - больше к прибору никто не прикасался. Никому не надо, никому не интересно. А руководство отчиталось.

фраза, высказанная одним ректором частного вуза: «главное – деньги, а эту шваль (т.е. преподавателей – Е.Б.) мы всегда наберем». И набирают. Причем действительно шваль.
А у нас набрать не получается. Видимо, сказывается общая нехватка инженеров.

Есть такой непонятный момент:
совершенно ясно, что высококлассный специалист просто не будет читать стандартный курс
Мне непонятно, почему высококлассный специалист не будет читать стандартный курс.

cmom
03.10.2011, 10:40
интеллектуалоемкие сектора отечественной экономики почти полностью деградировали и спрос предъявлялся только на представителей сферы услуг, где не требовалось почти никаких особых знаний и умений. Для работы на таких местах не требовалось высшего образования, нужен был лишь минимальный опыт. В таких условиях нельзя терять время на бессмысленную учебу, надо работать.

да, имеет место все бОльший разрыв - в Универе дают по минимуму практики, тогда как на работе требуется опыт работы..

VesterBro
03.10.2011, 11:19
Ни о чем.

Vica3
03.10.2011, 11:43
забавненько, но
Ни о чем.
Ибо, если 100 раз повторить, что снег - холодный, теплым он от этого не станет... Как-то анек вспомнился про крик в лесу "Помогите, слышит меня хоть кто-нибудь" и великая фраза хозяина леса "Ну я тебя, мужик, услышал.. Тебе легче стало?"

IvanSpbRu
03.10.2011, 12:06
Так может быть делать что-нибудь? Не винить администрацию во всех бедах, а согласованно действовать вместе? Если весь коллектив вуза поведет себя как единое целое, администрацию на место вполне можно поставить. Только у нас все боятся.

И правильно боятся. Когда ты читаешь курс по чужим конспектам, за всю жизнь не написал ни одной статьи, а твои дипломники выше, чем на четверку, не защищаются, понятно, что тебя вышвырнут и не задумаются. И судиться у нас боятся с вузами...

Администрация сильна своим единством. А преподы разобщены. И высунувшегося препода часто затопчет даже не администрация, а свои же преподы - потому что он нарушает комфорт в их болоте...

Статья как раз о чем. Потому что такие вещи нужно не только трусливо обсасывать на кафедрах, пока завкаф не услышал, но и оглашать максимально публично. А пока у нас говорить о таком не принято

Добавлено через 2 минуты


Мне непонятно, почему высококлассный специалист не будет читать стандартный курс.

Просто потому, что читать типовой курс ему неинтересно. У него есть свои наработки, свой практический опыт, который он считает ценным для студентов - и он будет стремиться внести это в преподавание

Димитриадис
03.10.2011, 12:50
Болезни системы обозначены в целом верно. А что же предлагает автор в качестве лекарства?


"Пожалуй, лучше дополнить этот процесс небольшим элементом, ориентированным на подготовку элитных специалистов. Данная идея уже озвучивалась в литературе[5]. Думается, что здесь можно пойти по очень простой схеме: создать в рамках крупных вузов элитные кафедры, которые отвечали бы за подготовку специалистов высшей квалификации на протяжении всего периода обучения студента. При этом сотрудники данных кафедр и сами студенты должны получить привилегированное положение во всем – в заработках, графике работы, социальном пакете, статусе и т.п."

Все принимаемые меры должны осуществляться в рамках действующего законодательства. А как это прописать в законе/постановлениях? Это раз.
Не получится ли так, что на остальных, "не-элитных" кафедрах качество преподавания, и без того низкое, упадет вообще до нуля, и сотрудники будут иметь железную моральную отмазку: "Ну, ето вы тама элита, а мы здеся уж как-нибудь..." И о каком самоуважении подавляющей массы профессуры и преподавателя может идти речь? Что за сегрегация? Это два.


"Чрезвычайно важным является закрепление статуса элитного подразделения на институциональном уровне. Это можно сделать, в частности, введя дифференцированные дипломы о высшем образовании. По этим образовательным сертификатам элитные специалисты будут легко идентифицироваться работодателем и смогут впоследствии рассчитывать на лучшие места на рынке труда. Сами вузы должны заниматься брэндированием и продвижением этих специалистов в целях накопления «кадровой истории» своих элитных выпускников и формирования своей репутации."

Ну, вузы "с именем" уже давно известны наперечет. И даже сильные кафедры и отдельные серьезные специалисты. И институциализация уже начата - МГУ и СПбГУ получили право на выдачу собственных дипломов о ВО.

Так что - ничего нового. Очередная, пусть и правильная констатация фактов, но предложенные автором в статье рецепты разрозненны, недостаточны и будут малоэффективны.

Всеобщая российская страсть - хлебом не корми, дай поинституциализировать элиты... Какая-то "академическая опричнина и земщина". Ближе к людям надо быть:(

Longtail
03.10.2011, 13:07
"Мой личный опыт показывает, что сегодня практически ни один аспирант, готовящийся к защите кандидатской диссертации, не владеет русским языком в той степени, чтобы оформить свои идеи в по-настоящему грамотные тексты".



"Такая ситуация даже не позволяет свалить вину на плохое преподавание, ибо ...студент должен был хотя бы один раз придти на занятие."

Соринку-то мы видим, а вот бревнышкоссс....

Paul Kellerman
03.10.2011, 13:30
в 2008 году был закуплен за 250000 руб. современный прибор контроля характеристик изоляции при высоком напряжении.
Прибор распаковали, поставили на стенд и один раз включили для проверки исправности. Всё - больше к прибору никто не прикасался
На моем опыте вычислительный кластер на 3 миллиона покупали, распаковали, включили, стоит 5-й год жрет электричество
и нагревает помещение. Еще на 4 миллиона лабораторные комплекты из оборудования Cisco покупали. Стоят, пыль собирают.

А руководство отчиталось.
Вот! Ключевая мысль! У нас вся страна, все деревья подчиненности всех сфер, в том числе сферы образования и науки, нон-стоп зани-
мается рисованием красивых отчетов. Нет необходимости что-либо делать, главное грамотно составить отчет и отправить вышестоящим.

Если весь коллектив вуза поведет себя как единое целое, администрацию на место вполне можно поставить
Уволят всех, не моргнув глазом, и наберут шваль, которая брокера от дрочера не отличает, зато послушная и политкорректная.

высунувшегося препода часто затопчет даже не администрация, а свои же преподы - потому что он нарушает комфорт в их болоте...
Аминь... Это просто-таки главная заповедь для большинства российских преподов! Зачот! :up:

IvanSpbRu
03.10.2011, 13:45
И о каком самоуважении подавляющей массы профессуры и преподавателя может идти речь? Что за сегрегация? Это два.



Возможно коллеги не согласятся с моей точкой зрения. Говорю лишь про вузы экономического профиля (и кафедры и факультеты экономики непрофильных вузов). К сожалению, львиная доля работников этих учреждений утратила право на самоуважение и заслуживает сегрегации. Потому что ставя зачеты за взятки (в том числе и в скрытой форме репетиторства и центров дополнительного образования в вузах), не написав ни одного пособия по своим курсам, ни разу не отработав на реальном предприятии, и не написав не одной научной статьи, о каком уважении к себе можно говорить? И не стоит валить все на систему. И в системе выживают порядочные и эффективные люди.

К сожалению, любая попытка решить проблемы по хорошему приводит лишь к тому, что люди укрепляются в своей вседозволенности - их не увольняют с волчьим билетом, не отдают под суд, лишь слегка журят и подвергают горизонтальной ротации (или даже выпихивают на повышение). А язвы нужно выжигать каленым железом.

Сотрудники неэлитных вузов прекрасно отдают себе отчет в никчемности этих вузов и в том, что по сути занимаются продажей дипломов в рассрочку. Так же как и студенты, идущие в такие вузы, прекрасно знают, что идут они не за образованием, а за откосом от армии и за корочкой.

И это понимание вполне можно институционализировать - в виде бакалаврских институтов (в которые нужно переводить практически все не федеральные и не национальные исследовательские вузы) и в виде элитного образование с жесточайшим отбором преподавателей и студентов и бесправием администрации, функции которой должны сводиться лишь к распределению аудиторий по расписанию

nauczyciel
03.10.2011, 14:23
Просто потому, что читать типовой курс ему неинтересно. У него есть свои наработки, свой практический опыт, который он считает ценным для студентов - и он будет стремиться внести это в преподавание
Нескромно приведу себя в пример - у меня есть стандартный курс "Теоретические основы электротехники" (ТОЭ), по которому все нововведения ограничиваются 1930-ми годами и по которому у меня никаких достижений нет и есть спецкурс "Техника высоких напряжений" (ТВН), по которому у меня есть и наработки, и практический опыт.
Так вот - ТОЭ мне читать гораздо интересней, чем ТВН. Причина - в ТОЭ очень логичный математический аппарат, практически нет эмпирики, как в ТВН. А мне нравится, когда не нужно запоминать массу фактов, как в ТВН, а нужно строить однозначные логические выводы, как в ТОЭ.

kravets
03.10.2011, 14:28
"Мой личный опыт показывает, что сегодня практически ни один аспирант, готовящийся к защите кандидатской диссертации, не владеет русским языком в той степени, чтобы оформить свои идеи в по-настоящему грамотные тексты".



Автору не повезло. По своим аспирантам примерная статистика - 7 (владеющих) - 2 (поддающихся дрессировке) - 1 (упертый и плюющий на русский язык).

Добавлено через 1 минуту
в ТОЭ очень логичный математический аппарат, практически нет эмпирики, как в ТВН. А мне нравится, когда не нужно запоминать массу фактов, как в ТВН, а нужно строить однозначные логические выводы, как в ТОЭ.

Depends on... Наши студенты - у которых математическая подготовка выше среднего уровня (иначе вылетают после первого курса) от ТОЭ стонут. Причина обратна - множество отфонарных правил...

Я математик/программист, не пинайте :smirk:

VesterBro
03.10.2011, 14:31
Потому что такие вещи нужно не только трусливо обсасывать на кафедрах, пока завкаф не услышал, но и оглашать максимально публично.
А без наших, типа, оглашений об этом, наверное, и не догадывается никто?.. :rolleyes: :laugh:

nauczyciel
03.10.2011, 14:32
Я математик/программист, не пинайте
Извините, напросились :)

Причина обратна - множество отфонарных правил
Прошу привести пример такого правила в ТОЭ.

Paul Kellerman
03.10.2011, 14:33
от ТОЭ стонут
И правильно, что стонут. ТОЭ не постичь одной математикой, нужно много паять, и
тогда все правила ТОЭ будут выглядеть гармоничными, как ноты в адажио Корелли :)
А студенты чаще всего постигают аппаратные средства исключительно кликая мышью.

Прошу привести пример такого правила в ТОЭ.
Я тоже хотел задать этот вопрос, но подумал-подумал и проявил политкорректность :laugh:

kravets
03.10.2011, 15:24
Извините, напросились :)


Прошу привести пример такого правила в ТОЭ.

Не приведу - ибо ТОЭ не знаю. Исключительно студенты (причем сильные ребята, и не раз в течение лет 20) напели.

Добавлено через 57 секунд
И правильно, что стонут. ТОЭ не постичь одной математикой, нужно много паять, и
тогда все правила ТОЭ будут выглядеть гармоничными, как ноты в адажио Корелли :)

Паяют. Таращатся в осциллографы. Работают на стендах. Но, видимо, не музыканты.

Paul Kellerman
03.10.2011, 15:48
Паяют. Таращатся в осциллографы. Работают на стендах. Но, видимо, не музыканты.
Да нет, проблема в том, что они просто делают лабу, которую задали, и все.
Дома ведь по собственному желанию не паяют? Не паяют... А понимание ТОЭ
приходит именно в домашней лаборатории, когда собрали схему, вывели фор-
мулы для всех интересуемых токов, напряжений, временных задержек и т.п.,
и при помощи мультиметров и осциллографов убедились в верности формул.

Crzay
03.10.2011, 22:15
Раньше я бы сказал, что мало платят преподам. Теперь добавился еще фактор административной бюрократии, которая придумывает себе какие-то роли, ставит себя лишним звеном в цепочке. Чиновники пошли в образование, как только туда стали вливать деньги, и этот грибок стопы уже так просто не искоренишь.

kravets
03.10.2011, 22:20
Да нет, проблема в том, что они просто делают лабу, которую задали, и все.
Дома ведь по собственному желанию не паяют? Не паяют... А понимание ТОЭ
приходит именно в домашней лаборатории, когда собрали схему, вывели фор-
мулы для всех интересуемых токов, напряжений, временных задержек и т.п.,
и при помощи мультиметров и осциллографов убедились в верности формул.

Вот. Теперь мы приходим к тому самому злобному вопросу: А ЗАЧЕМ ЭТО нужно программистам? Я - объяснить не могу, студенты - не понимают. Отсюда и желания не возникает.

Ну зачем это контроллерщикам, мне ясно. А программистам? Ведь стандарт обязывает...

Paul Kellerman
04.10.2011, 14:32
А ЗАЧЕМ ЭТО нужно программистам?
Сколько бы не говорили о кросс-платформенности и аппаратной независимости,
в конечном итоге программа работает на конкретном железе (чаще на Intel x86),
и незнание железа резко сужает возможности по отладке и оптимизации разра-
батываемой программы (повышение производительности, устойчивости к аппарат-
ным сбоям и т.п.). А изучение железа всегда рано или поздно выводит на ТОЭ...
Впрочем будущим писателям очередных информационных систем, работающих с
базами данными, пожалуй, и правда ни к чему забивать голову лишней инфой :)

Jacky
04.10.2011, 15:23
Тема все-таки не о частностях вроде ТОЭ.

Rendido
31.08.2013, 21:46
Раньше я бы сказал, что мало платят преподам. Теперь добавился еще фактор административной бюрократии, которая придумывает себе какие-то роли, ставит себя лишним звеном в цепочке. Чиновники пошли в образование, как только туда стали вливать деньги, и этот грибок стопы уже так просто не искоренишь.
Так оно и есть (http://www.strana-oz.ru/2013/4/giperregulirovanie-v-sisteme-vysshego-obrazovaniya):
Прежде всего обращает на себя внимание усложнение административной структуры вуза. Традиционные подразделения увеличиваются в размерах, преобразуются управления, появляются новые отделы. В хозяйственной части появилось два новых отдела, связанных с организацией госзакупок. В рамках аппарата проректора по науке были организованы научно-исследовательское управление, отдел промышленной интеллектуальной собственности, управление информатизации, отдел аспирантуры, отдел НИРС. Более всего увеличились в размерах и усложнились службы проректора по учебной работе.

К традиционным диспетчерскому и методическому отделам прибавились: учебно-методическое управление, включающее в себя пять отделов, управление формирования контингента студентов, университетский центр занятости, отдел электронного документооборота, инспекторская группа. Численность работников увеличилась в 32 раза. Появились аппарат проректора по учебно-воспитательной работе и социальным вопросам и дирекция студенческого городка. Добавилось два новых проректора: проректор по стратегическому развитию и международному сотрудничеству и проректор по экономической работе. Примерно в три раза увеличились отдел кадров (кадровое управление), юридическая служба. Число представителей внутренней бюрократии превзошло число преподавателей.
Проблем здесь несколько. Одна из них состоит в том, что эти должности не предусматриваются министерством. Иными словами, изыскивать средства на реализацию тактик избегания организация должна из внутренних источников, за счет экономии. Экономить же оказывается проще всего именно на педагогах.
К настоящему времени прорастание внутренней бюрократии дошло до уровня кафедр и факультетов. При каждом декане (и это не исключение, а правило) создается штат заместителей (по науке и информатизации, по воспитательной работе, по учебной работе и по инновационному развитию). Это штатные преподаватели, которым снижают нагрузку и доплачивают за исполнение своих обязанностей. Но снижение нагрузки в данном варианте осуществляется за счет ее перераспределения, то есть за счет возрастания нагрузки на оставшуюся часть педагогов.

Даже на кафедрах возникает необходимость в выделении специального человека. Поскольку такая штатная единица не предусмотрена в структуре вуза, ее выделение осуществляется путем личных договоренностей.
В период подготовки к аттестации и аккредитации вуза заведующему приходилось не только сквозь пальцы смотреть на то, что преподаватели отменяют занятия, но и самому снимать пары. Причем, как отмечает информант, это было не исключением, а общей практикой. Внутренняя бюрократия из средства защиты превратилась в агрессивную среду, причем находящуюся внутри организации.

nauczyciel
01.09.2013, 16:29
Rendido, некропостинг иногда приносит интересные наблюдения. Перечитал это своё сообщение двухлетней давности:
Пример с моей кафедры - в 2008 году был закуплен за 250000 руб. современный прибор контроля характеристик изоляции при высоком напряжении. Прибор распаковали, поставили на стенд и один раз включили для проверки исправности. Всё - больше к прибору никто не прикасался. Никому не надо, никому не интересно. А руководство отчиталось.
К этому прибору всё так же никто не прикоснулся, а за время простоя он уже несколько устарел - на практике сейчас работают с более современными его версиями.

Димитриадис
01.09.2013, 17:40
(к посту № 26):

Обессмысливание высшего образования становится очевидным уже и студентам[18]. Речь идет даже не о том, что образование не дает специальных знаний, профессиональной подготовки, не о том, что усиливается социальная составляющая (воспроизводство статусов, свидетельство о социальной полноценности), а о полной утрате смысла существования организации. Пока свидетельства этого косвенные и эпизодические, но они уже есть[19]. К старшим курсам резко увеличивается отсев. И это при том, что вузы делают все для «сохранения контингента студентов». Появляется все больше студентов, которые пошли в вуз потому, что «не хотели огорчать родителей». Иными словами, люди уже не видят смысла в дипломе — даже в качестве свидетельства о «социальной полноценности». Студенты постепенно теряют хоть какую-то заинтересованность в учебе. Вместе с ней исчезает и сам смысл существования вуза даже в качестве «отстойника», назначение которого — выдержать подрастающее поколение в самом буйном возрасте, занять его. Бумажный вал, несущийся по вузам, отнимает и такую возможность.

Момент истины близко: студентота прочухала, что её [...].....