Rendido
02.03.2012, 00:38
Рассказывает кандидат психологических наук, доцент кафедры инженерной психологии и эргономики факультета психологии СПбГУ Скрипюк Игорь Ильич:
Мне довелось быть свидетелем этой истории, когда я работал в одном из вузов Санкт-Петербурга. На нашу кафедру психологии приехал из Киева учитель математики, который подготовил кандидатскую диссертацию по педагогической психологии. Работа была выполнена на материале преподавания математики в школе. Она особо ничем не выделялась, но и не была совсем уж слабой, особенно если учесть, что автору, школьному учителю, к этому моменту уже было под 60, причем лет 10 он потратил на написание своей диссертации.
Ее обсудили на кафедре, высказали довольно много замечаний, впоследствии у соискателя были проблемы с получением внешнего отзыва на работу. Очень сложно было преодолеть и все бюрократические препоны, связанные с оформлением документов, с решением множества организационных проблем — как до защиты, так и особенно после нее.
Наблюдая, как этот уже достаточно немолодой, седой и не очень здоровый человек бегает по инстанциям, в очередной раз переписывает и перепечатывает свой труд, курсирует между Киевом, Ленинградом и Москвой, трудно было понять мотивы его активности. Ни в материальном отношении, ни в смысле должностного роста защита диссертации практически ничего не прибавляла в его жизни.
Он умер через несколько месяцев после подтверждения аттестационной комиссии о присуждении ему ученой степени кандидата психологических наук. Стоило ли посвятить полностью свои последние 10 лет тяжелой работе, если даже не успел насладиться ее результатами?
С обывательской точки зрения, он мог бы найти себе более приятное, необременительное и менее затруднительное занятие на склоне жизни. Но нужно было видеть его лицо, переполнявшие его положительные эмоции после завершения защиты диссертации, чтобы понять: этот человек был действительно счастлив, потому что добился поставленной цели, сделал это, победил.
И неважно, какой ценой досталась ему победа. Важно, что он реализовал себя и ушел из жизни на высокой ноте, полный энергии, испытав духовный подъем. Хотя, кто знает наверняка, что он думал на самом деле — и до, и после защиты научной работы, каким его дальнейшим планам не суждено было реализоваться и чем для него была эта диссертация…
Мораль. Многочисленные события человеческой жизни можно оценивать как победы или поражения, как триумф или трагедию, но только отношение к ним самого человека делает их такими. Никому неизвестно, что ожидает его в ближайшие дни и в отдаленной перспективе. Об этом можно только догадываться, лишь предполагать, но это не значит, будто развитие и движение остановятся.
Какие мысли возникли у вас после знакомства с этой историей?
Можете ли вы представить себя на месте этого соискателя или в схожей ситуации? Как бы вы тогда себя повели?
Мне довелось быть свидетелем этой истории, когда я работал в одном из вузов Санкт-Петербурга. На нашу кафедру психологии приехал из Киева учитель математики, который подготовил кандидатскую диссертацию по педагогической психологии. Работа была выполнена на материале преподавания математики в школе. Она особо ничем не выделялась, но и не была совсем уж слабой, особенно если учесть, что автору, школьному учителю, к этому моменту уже было под 60, причем лет 10 он потратил на написание своей диссертации.
Ее обсудили на кафедре, высказали довольно много замечаний, впоследствии у соискателя были проблемы с получением внешнего отзыва на работу. Очень сложно было преодолеть и все бюрократические препоны, связанные с оформлением документов, с решением множества организационных проблем — как до защиты, так и особенно после нее.
Наблюдая, как этот уже достаточно немолодой, седой и не очень здоровый человек бегает по инстанциям, в очередной раз переписывает и перепечатывает свой труд, курсирует между Киевом, Ленинградом и Москвой, трудно было понять мотивы его активности. Ни в материальном отношении, ни в смысле должностного роста защита диссертации практически ничего не прибавляла в его жизни.
Он умер через несколько месяцев после подтверждения аттестационной комиссии о присуждении ему ученой степени кандидата психологических наук. Стоило ли посвятить полностью свои последние 10 лет тяжелой работе, если даже не успел насладиться ее результатами?
С обывательской точки зрения, он мог бы найти себе более приятное, необременительное и менее затруднительное занятие на склоне жизни. Но нужно было видеть его лицо, переполнявшие его положительные эмоции после завершения защиты диссертации, чтобы понять: этот человек был действительно счастлив, потому что добился поставленной цели, сделал это, победил.
И неважно, какой ценой досталась ему победа. Важно, что он реализовал себя и ушел из жизни на высокой ноте, полный энергии, испытав духовный подъем. Хотя, кто знает наверняка, что он думал на самом деле — и до, и после защиты научной работы, каким его дальнейшим планам не суждено было реализоваться и чем для него была эта диссертация…
Мораль. Многочисленные события человеческой жизни можно оценивать как победы или поражения, как триумф или трагедию, но только отношение к ним самого человека делает их такими. Никому неизвестно, что ожидает его в ближайшие дни и в отдаленной перспективе. Об этом можно только догадываться, лишь предполагать, но это не значит, будто развитие и движение остановятся.
Какие мысли возникли у вас после знакомства с этой историей?
Можете ли вы представить себя на месте этого соискателя или в схожей ситуации? Как бы вы тогда себя повели?