PDA

Просмотр полной версии : Как написать учебник?


Ink
13.03.2012, 12:10
Начнём с простого: с литературы... Кто посоветует книжки на тему?

Лучник
13.03.2012, 12:31
Есть интересный текст Найджела Воттса "Как написать роман". Может, ну его, этот учебник? :)

Vica3
13.03.2012, 12:49
Ink, с требований к учебнику с грифом мну бы начала

Лучник
13.03.2012, 13:24
На мой взгляд, нужно сначала определить, чем плохи имеющиеся учебники.

И зачем вообще писать.

badalek
13.03.2012, 14:23
Учебное пособие ещё понятно, но для учебника с одной стороны должен быть большой педагогический опыт, знание других учебников данной тематики, быть в курсе обновлений в этой сфере, оперирование непротиворечивой терминологией, быть в курсе изменений в системе учебного процесса и знать степень готовности учащихся. В общем очень сложное занятие (я имею ввиду по настоящему хороший учебник (а не халтуру, которая имеется)).

И зачем вообще писать.
Ряд причин:
1. Износился, потрепался.
2. Больше стало обучающихся (востребован большим кол-вом людей).
3. Развитие области (включение новых знаний).
4. Опыт преподавания показывает, что в связи с такими-то и такими-то вопросами у студентов или других учащихся что-то надо переработать и дополнить.
5. Возникло новое направление, для развития которого нужны кадры.
6. Другое.:)

Ink
13.03.2012, 14:49
Может, ну его, этот учебник?
Да ну: я учебник хочу :)
с требований к учебнику с грифом мну бы начала
То же верно. Но хотелось бы начать с основ, а не подстраиваться под чьи-то требования...

Vica3
13.03.2012, 15:36
Ink, ээээ.. солнце, а что в данном случае для тебя основа?
1. Структурируешь темы (по ДЕ или по компетенциях)
2. Структурируешь лекции по темам + аннотации к каждой
3. После лекции: практика + вопросы для самоконрроля + лит-ра по теме
4. и далее по тексту...

Ink
13.03.2012, 15:50
Ну да, примерно так...

Лучник
13.03.2012, 16:51
2. Структурируешь лекции по темам + аннотации к каждой

Курс лекций - это несколько иной жанр.

я делал по-другому.

На мой взгляд, учебник должен быть:
а) коротким (по нему же учить, так вот он должен быть таким, чтобы не приходилось от мысли до мысли брести по колено в воде)

б) не дублировать материал лекций, а давать базовую систему. По хорошему, чтение учебника должно предшествовать лекции.

На мой взгляд, учебник должен совмещать себе свойства краткого конспекта и многофункционального справочника.

Хороших учебников чудовищно мало. Выпускается масса необработанного г под видом учебника.

Vica3
13.03.2012, 18:13
Курс лекций - это несколько иной жанр.
так, стоп. Учебник (очень грубо): материал по темам + практика + вопросы + глоссарий - так?
Материал по темам - это сжатый лекционный материал.
Грубо: фраза в учебнике: кролики - это жывотное с ушами.
Фраза лектора: Классическое определение кролика - жывотное с ушами, но, как вы понимаете, помимо ушей у него есть еще много конечностей, например - лапы и хвост.
Различие с курсом лекций в том, что в курсе лекций воспроизводится практически вся фраза лектора, в учебнике - только краткая версия. Не?

Kayra
13.03.2012, 18:57
Различие с курсом лекций в том, что в курсе лекций воспроизводится практически вся фраза лектора, в учебнике - только краткая версия.
Имхо, все наоборот: в учебнике больше информации, чем в курсе лекций, точнее все виденные мной вузовские учебники такие. Лекции - это все-таки некая выжимка из нескольких учебников, зачастую без выводов формул и ограниченным числом примеров.

Лучник
13.03.2012, 19:37
Различие с курсом лекций в том, что в курсе лекций воспроизводится практически вся фраза лектора, в учебнике - только краткая версия. Не?

В учебнике и на лекции должен быть совершенно разный способ подачи материала.

В учебнике - самый простой систематический (если говорить об истории, то хронологический).

На лекциях - проблемный. Но чтобы понять проблему нужно знать базу - поэтому учебник лучше читать загодя.

Добавлено через 1 минуту
точнее все виденные мной вузовские учебники такие.

Большая часть вузовских учебников - дрянь.

екции - это все-таки некая выжимка из нескольких учебников, зачастую без выводов формул и ограниченным числом примеров.

и лекций - тоже :)

Vica3
13.03.2012, 20:01
В учебнике - самый простой систематический (если говорить об истории, то хронологический).
На лекциях - проблемный. Но чтобы понять проблему нужно знать базу - поэтому учебник лучше читать загодя.
ну - а мну про что - про тоже самое.. только иными словами. Кстати - в учебнике тема может так же быть подана в проблемном ключе - вопрос дисциплины

adlog
14.03.2012, 08:31
Учебное пособие ещё понятно, но для учебника с одной стороны должен быть большой педагогический опыт, знание других учебников данной тематики, быть в курсе обновлений в этой сфере, оперирование непротиворечивой терминологией, быть в курсе изменений в системе учебного процесса и знать степень готовности учащихся
У меня завкаф решил написать учебник по новому (для нашей кафедры) предмету. Собрал много уже известных учебников и сделал выжимку из них. Результат я еще не видела, но, полагаю, на следующий уч. г. увижу очень близко...

Aspirant_Cat
14.03.2012, 09:48
Собрал много уже известных учебников и сделал выжимку из них.
:lol:
Пардон, не удержалась. Не могу судить о правильности такого подхода, но забавляет :)

Вообще, какие-то книги, статьи по этому поводу точно есть.

adlog
14.03.2012, 11:11
Не могу судить о правильности такого подхода, но забавляет
А меня по этому учебнику, видимо, заставят учить ... :(

Аспирант МММ
14.03.2012, 19:32
Учебник имеет смысл писать в случае: есть Гаджинский, Дыбская со Логистикой. Учебники сильные. Но для логистики зерна в Африке, эти учебники не подходят: не учитываются потери из-за жары; зерно в Африке не ростет, склады в Африке на дне реки, а рабочие приезжают работать из франции. Африканская сельскохозяйственная научная школа рисует учебник. А так....

Alextiger
14.03.2012, 22:10
склады в Африке на дне реки
что, правда? :)

Ученица
06.06.2013, 18:42
Интересно было почитать то, что думали год назад мэтры форума о проблеме современного учебника! Однако необходимо чётко различать, что Вы собираетесь писать: к учебнику и к пособию совершенно разные подходы (даже, если назвать пособие, посвящённое одной какой-то научной области, учебником он не станет!).
Ещё, всё, что здесь называли в качестве причин написания учебника, вторично. Самое главное - цель! Учебник (любой, для школы и вуза, по математике и психологии и т.д.) - продукт СКОРОПОРТЯЩИЙСЯ: он не может быть написан "для всех времён и народов". И только ЦЕЛЬ, соответствие ей, делает учебник средством обучения.