Вход

Просмотр полной версии : Научная школа


Dukar
04.06.2012, 11:41
Была уже тема, где обсуждались вопросы создания научной школы (http://www.aspirantura.spb.ru/forum/showthread.php?t=5146&highlight=%ED%E0%F3%F7%ED%E0%FF+%F8%EA%EE%EB%E0)
А здесь хотелось бы поговорить о научных школах в другом аспекте. Что для вас означает понятие "научная школа"?
Это просто красивые слова или один из важнейших институтов науки? Вы сами себя относите к определенной школе? Насколько важно для вас сотрудничество с научным руководителем и другими учителями? Это просто формальность или настоящая преемственность?

Добавлено через 2 минуты
А если серьезно - научная школа в ее нормальном понимании не нуждается в официальной регистрации. Она или есть, или ее нет....
Вместо эпиграфа :cool:

Ink
04.06.2012, 11:43
Вы сами себя относите к определенной школе?
Да, отношу
Это просто формальность или настоящая преемственность?
Это больше формальность сейчас, но преемственность раньше. Я еще успел это застать. Когда аспиранты ходили домой к НР, пили чай и устраивали мозговой штурм над проблемой, когда кафедра собиралась, чтобы написать введение аспиранту, когда авансом включали в гранты, публикации и пр. Да, так было. Раньше. Сейчас такого уже нет.

Dukar
04.06.2012, 11:51
Это больше формальность сейчас, но преемственность раньше. Я еще успел это застать. Когда аспиранту ходили домой к НР, пили чай и устраивали мозговой штурм над проблемой, когда кафедра собиралась, чтобы написать введение аспиранту, когда авансом включали в гранты, публикации и пр. Да, так было. Раньше. Сейчас такого уже нет.
Да? жаль. У нас до сих пор есть нечто похожее. Однако в каждом конкретном случае зависит от личности преподавателей и учеников.
Мой нр во всяком случае старается поддерживать именно такой стиль общения. И видно, что очень расстраивается, когда некоторые бывшие ученики теряют с ним связь. Ну, то есть формально отношения поддерживают, конечно, но идут на всякие уловки, чтобы провести свои работы в обход его критики. На мой взгляд одна из основных идей научной школы: дискуссия внутри самой школы и взаимное обсуждение работ и идей.

Ink
04.06.2012, 11:56
одна из основных идей научной школы: дискуссия внутри самой школы и взаимное обсуждение работ и идей.
Да. Но в дружелюбной атмосфере и от компетентных людей. Когда-же доцент Иванов, которого я ни разу не уважаю, чего-то там "смердит" с галёрки (но в то же время относит себя к той же школе и это, в принципе, признаётся)... Да нафига мне его мнение? Поэтому внутрикафедральных дискуссий/семинаров и нет почти нигде сейчас.

Dukar
04.06.2012, 12:20
Да, так было. Раньше. Сейчас такого уже нет.
А раньше разве только доктора и академики высказывались?
Когда-же доцент Иванов, которого я ни разу не уважаю, чего-то там "смердит" с галёрки (но в то же время относит себя к той же школе и это, в принципе, признаётся)... Да нафига мне его мнение?
Кризис наступил уже в умах нынешнего молодого поколения? или достался по-наследству от предыдущих времен?

То, что наблюдаю сейчас в нашем отделе:
дискуссии
в дружелюбной атмосфере и от компетентных людей.
А ревность и зависть тоже есть. И, как правило, именно у представителей молодого поколения, которые сами пока еще не состоялись как самостоятельные ученые, или кандидатов-доцентов, которые еще не заработали имя.

Ink
04.06.2012, 12:29
А раньше разве только доктора и академики высказывались?
Понимаешь, одно дело сказать "уважаемый коллега" или вообще "ты", - когда есть коллектив. А другое дело, когда есть набор лиц...
или достался по-наследству от предыдущих времен?
От них, бяк!

LeoChpr
04.06.2012, 12:33
Кризис наступил уже в умах нынешнего молодого поколения?
Как заметил в своей лекции в 1982 г. К.К.Платонов, "О научной школе можно говорить только при наличии "внучатых" последователей". Именно нынешнее поколение, как писал Платон, ссылаясь на своего учителя Сократа, "не чтят старших и каждый хочет написать книгу".

IvanSpbRu
04.06.2012, 13:08
На мой взгляд одна из основных идей научной школы: дискуссия внутри самой школы и взаимное обсуждение работ и идей.

Такое возможно только в том случае, если люди идут в науку за наукой и если занятия наукой престижны, а случайные люди жестко отсеиваются. Сейчас же, когда главное - это факт получение степени, научные дискуссии воспринимаются не как поиск истины, а как лишние придирки, отдаляющие дату защиты

Dukar
04.06.2012, 14:20
"О научной школе можно говорить только при наличии "внучатых" последователей"
Учитывая, что некоторые школы расстреляли в полном составе в 37 году , а теперь идет лишь попытка возрождения научных традиций, наше поколение как раз 2-е - 3-е.
Такое возможно только в том случае, если люди идут в науку за наукой и если занятия наукой престижны, а случайные люди жестко отсеиваются. Сейчас же, когда главное - это факт получение степени, научные дискуссии воспринимаются не как поиск истины, а как лишние придирки, отдаляющие дату защиты
То есть в ВУЗах понятие "научной школы" вообще потеряло первоначальный смысл? остался только коммерческий проект?

caty-zharr
04.06.2012, 14:35
То есть в ВУЗах понятие "научной школы" вообще потеряло первоначальный смысл? остался только коммерческий проект?

Dukar, да. По крайней мере, в известных мне вузах, эти школы существуют только на бумаге. Это из серии, как в нашем университете "существует" НИИ. Там такой НИИ, что смешно делается - 2 интернет-конференции за 2 года:D Все это отписки и накрутки. Нет сейчас научных школ. были школы в Российской империи, были в СССР. А сейчас нет.

LeoChpr
04.06.2012, 15:04
некоторые школы расстреляли в полном составе в 37 году , а теперь идет лишь попытка возрождения научных традиций, наше поколение как раз 2-е - 3-е.
А где преемственность и непосредственная передача "эстафетной палочки"? У меня есть, как и у тех моих коллег, что являются последователями научной школы Л.С.Выготского, а новоделы - это и есть новоделы. Сродни составления генеалогии от Августа Цезаря или царицы Клеопатры.
Время не то. Время не коллективов, а индивидуальных брендов. См. http://www.phantastike.com/link/wealth/chelovek_brend.zip

Dukar
04.06.2012, 15:10
А где преемственность и непосредственная передача "эстафетной палочки"? У меня есть, как и у тех моих коллег, что являются последователями научной школы Л.С.Выготского, а новоделы - это и есть новоделы. Сродни составления генеалогии от Августа Цезаря или царицы Клеопатры.
Ну, конкретно в нашем случае (вообще в научной области) преемственности не было. Школу буквально уничтожили в 37 году, всю, а те, кто выжил тогда, - погибли в ВОВ. Возрождение этой науки началось в 70-80 годы, здесь можно говорить совсем о других школах, естественно. Я имею в виду 2-3 поколения "новых".

Hogfather
04.06.2012, 15:12
Dukar, да. По крайней мере, в известных мне вузах, эти школы существуют только на бумаге.
"О научной школе можно говорить только при наличии "внучатых" последователей".

Ну, мне с этим повезло. Есть у нас на кафедре научная школа, большинство преподавателей это "дети" и "внуки" одного профессора, которого все уважают, да и регулярно собираемся вместе синьку жрать за науку подискутировать.

Dukar
04.06.2012, 17:58
Ну, мне с этим повезло. Есть у нас на кафедре научная школа, большинство преподавателей это "дети" и "внуки" одного профессора, которого все уважают, да и регулярно собираемся вместе синьку жрать за науку подискутировать.
Вот! настоящая традиционная научная школа!

IvanSpbRu
04.06.2012, 23:25
А ревность и зависть тоже есть. И, как правило, именно у представителей молодого поколения, которые сами пока еще не состоялись как самостоятельные ученые, или кандидатов-доцентов, которые еще не заработали имя.

Забавно...В тех копровузах, в которых мне довелось работать, молодое поколение и не заработавшие имя доценты спокойно тянут лямку. А вот "маститая" профессура как раз ревниво следить за их возможными успехами и изо всех сил старается их не допустить...

Alextiger
04.06.2012, 23:45
А вот "маститая" профессура как раз ревниво следить за их возможными успехами и изо всех сил старается их не допустить...
а как можно не допустить? Статьи печатаются независимо от них

Добавлено через 5 минут
А где преемственность и непосредственная передача "эстафетной палочки"?
эстафетная палочка - на печатных страницах. Заочная школа вполне может быть. В последователях некоей теории или идеи. А то с эстафетной палочкой можно уже и в мистику уйти.

Dukar
05.06.2012, 00:35
эстафетная палочка - на печатных страницах
В нашем случае - это скорее некий эталон, к которому хотелось бы стремиться (по уровню переводов, публикаций, комментаторской традиции).
В тех копровузах, в которых мне довелось работать, молодое поколение и не заработавшие имя доценты спокойно тянут лямку. А вот "маститая" профессура как раз ревниво следить за их возможными успехами и изо всех сил старается их не допустить...
Я такое видела в музее, но там не наука, а - в 95% случаев - околонаучные блуждания.
В институте какая-то ревность между молодыми учеными присутствует, но явной вражды по-моему не ощущается. Больше стремления критиковать других и всюду показать свою особую позицию. :)

LeoChpr
05.06.2012, 01:36
Заочная школа вполне может быть. В последователях некоей теории или идеи. А то с эстафетной палочкой можно уже и в мистику уйти.
С мистикой Вы хорошо подметили. Встречал я как-то "представителя школы З.Фрейда" (так он и представился). Сидел напротив меня молодой человек в расслабленной позе, с двумя сережками в левом ухе, ухоженными ногтями, перстнями почему-то и на большом пальце тоже и цепочкой на шее. Из разговора я понял, что из всего Фрейда он вынес не только теорию, но и возможно практику нетрадиционной ориентации, что не составляет специфики Венской школы.
Непосредственный контакт и непосредственное общение с мэтром-представителем школы должно быть, ибо "жеребенок учится бегу рядом с конем". Может быть в экономике, истории, математике и возможно дистанционно приобщиться к научной школе, то в медицине и психологии нет.
К стати, в ученики к З.Фрейду "запись" велась через кушетку.

IvanSpbRu
05.06.2012, 03:37
а как можно не допустить? Статьи печатаются независимо от них


Независимо. А потом - когда информация о публикации доходит - в молодом авторе начинают видеть конкурента и жрут его с потрохами

LeoChpr
05.06.2012, 07:39
жрут его с потрохами
Да, такое сплошь и рядом среди преподавательской серости.

Добавлено через 13 минут
Заочная школа вполне может быть. В последователях некоей теории или идеи.
Может в религии "феномен апостола Павла" и может быть, но в науке нет. Так прочитав одну-две книжки каждого автора, можно себя заявить последователем неограниченного количества школ. А если учесть, что мои работы читают, цитируют, и не только практикующие психологи, но и кандидаты и доктора наук, то и я могу заявить о самой многочисленной научной школе имени меня любимого. Руководитель научной школы должен подготовить минимум с десяток учеников, защитивших под его руководством минимум кандидатскую. Не путайте "заочную школу молодых ученых" с научной школой.
Есть работа, легко гуглящаяся: Грезнева О.Ю. НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ
(ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ). - М., 2003.

IvanSpbRu
05.06.2012, 11:42
Руководитель научной школы должен подготовить минимум с десяток учеников, защитивших под его руководством минимум кандидатскую

Не уверен, что такого формального критерия достаточно - защитили, получили степень, разбежались. Да и тематика диссертаций может быть какая угодно...

Дело все же не в степенях, мне кажется, а в наличии постоянно и длительное время эффективно функционирующего научного коллектива, ведущего исследования по одной тематике в рамках одного теоретического направления, предложенного основателем школы и шлифуемого его продолжателями

Dukar
05.06.2012, 11:48
Есть работа, легко гуглящаяся: Грезнева О.Ю. НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ
(ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ). - М., 2003.
спасибо!

Добавлено через 2 минуты
Не уверен, что такого формального критерия достаточно - защитили, получили степень, разбежались. Да и тематика диссертаций может быть какая угодно...
Дело все же не в степенях, мне кажется, а в наличии постоянно и длительное время эффективно функционирующего научного коллектива, ведущего исследования по одной тематике в рамках одного теоретического направления, предложенного основателем школы и шлифуемого его продолжателями
Полностью согласна.

LeoChpr
05.06.2012, 11:51
Дело все же не в степенях, мне кажется, а в наличии постоянно и длительное время эффективно функционирующего научного коллектива
Все. Заявляю себя в основатели научной школы имени меня! Заслужил лычку за тридцать лет!

Alextiger
05.06.2012, 11:58
Все. Заявляю себя в основатели научной школы имени меня! Заслужил лычку за тридцать лет!
а почему бы и нет? особено если ваши последователи действительно работают по вашей методологии, отвергая конкурирующие.
Только вот одно "но": вы сказали, что вы представляете 3 поколение уже известной школы. Значит, ваши последователи - следущее поколение ее же :)

Dukar
05.06.2012, 12:02
Только вот одно "но
а это будет подшкола ;) чрезвычайно разросшиеся структуры имеют тенденцию делиться

Alextiger
05.06.2012, 12:10
а это будет подшкола
класс, типа 8А им. LeoChpr :)

Dukar
05.06.2012, 12:23
В исторических науках вижу такие примеры:
1. крупный признанный ученый, написавший общие работы по региону-периоду
2. его ученики, выбравшие более узкую специализацию, но разработавшие теоретическую и методологическую базу по своим направлениям - фундамент своего рода
3. их ученики, работающие на основе их методологии, с их терминологией (уже разделение произошло).
По сути, для третьего поколения отец-основатель - это уже почти мифическая фигура, живущая в байках и преданиях.

LeoChpr
05.06.2012, 15:07
класс, типа 8А им.
Спасибо, что не коридор. Да и тонкий намек с цифрой «8» понял: от «Седьмая вода на киселе»? В самый раз о самостийности и незалежности на майдане объявить.

Добавлено через 8 минут
чрезвычайно разросшиеся структуры имеют тенденцию делиться
После кончины Л.С.Выготского оформилось ряд направлений:
Выготский -> А.Н.Леонтьев.
Выготский -> А.Р.Лурия (основал нейропсихологию).
Выготский -> группа дефектологов.
Выготский -> Д.Б.Эльконин -> В.В.Давыдов.
Выготский -> патопсихологи.
Так, что можно, истоки иметь в одной школе, а русло самостоятельное.

Alextiger
05.06.2012, 15:08
Да и тонкий намек с цифрой «8» понял: от «Седьмая вода на киселе»?
вот психологи - везде намеки ищут, коих нет :)

LeoChpr
05.06.2012, 15:13
везде намеки ищут
Как тут не найдешь?
вы представляете 3 поколение
Нет второе:
Выготский -> М.С.Певзнер -> Ваш покорный слуга.

Dukar
05.06.2012, 15:15
Нет второе:
Выготский -> М.С.Певзнер -> Ваш покорный слуга.
а первый не считается как поколение? я тогда тоже неправильно считала

Alextiger
05.06.2012, 15:16
Нет второе:
ну так третье же (с Выготским) :) Ну ладно, тогда 3А (или 2А) класс :)

LeoChpr
05.06.2012, 15:33
первый не считается как поколение?
Первый основатель ШКОЛЫ, а школа - это УЧЕНИКИ и последователи.
Ученики - первый выпуск школы (как "сыны" и "дочери" основателя). Их ученики по отношению к основателю "внучатые последователи", а уже их ученики (и мои тоже) - "правнучатые последователи".

Добавлено через 7 минут
третье же (с Выготским)
Так Выготский сам был учеником, например, П.П.Блонского. Но потом разошлись во взглядах. Причем, если Выготский ссылается на Блонского, то ссылок на Выготского у Блонского я не нашел, как и у И.П.Павлова.

Alextiger
05.06.2012, 15:55
LeoChpr, интересно. А они его не признавали что ли?

Dukar
05.06.2012, 16:01
Первый основатель ШКОЛЫ, а школа - это УЧЕНИКИ и последователи
ясно.
К вопросу об основателе. Я так понимаю, что основателем собственной школы принято считать того:
1. кто отошел от взглядов своих учителей и выработал собственную концепцию и методологию, принятую впоследствии научным сообществом.
2. либо вышел по сравнению со своими учителями на новый, совершенно иной качественный уровень. Так?

Ilona
05.06.2012, 16:19
Dukar
Вы все написали верно. Но на практике сразу возникает вопрос, а судьи кто? (с) Это как многочисленные самопровозглашенные академии-каких-то-там-наук, имеющие много членов...вот тебе уже вроде как и признание. При этом на фоне РАН академики этих академий выглядят бледно.

Dukar
05.06.2012, 16:27
а судьи кто?
время рассудит и всех расставит по местам :) (я пишу не об "официальных" школах, заявленных на сайтах ВУЗов для отчетности, а о школах в традиционном понимании - объекте исследования в истории науки)

Alextiger
05.06.2012, 16:51
Первый основатель ШКОЛЫ, а школа - это УЧЕНИКИ и последователи.
так не работает. В семье отец - основатель семьи. Но он же - старшее поколение в этой семьи )

LeoChpr
05.06.2012, 21:15
А они его не признавали что ли?
20-30-е гг. в отечественной психологии были стремительны – годы интеллектуального штурма. Сменилось много направлений: реактология, рефлексология, фрейдо-марксизм, бихевиоризм, и наконец, культурно-историческая теория. В конце концов, остались два (бихевиоризм И.П.Павлова и культурно-историческая Л.С.Выготского).
С И.П.Павловым все просто: не любил старик психологию, особенно марксистскую. Считал, что психология должна быть идеалистической, челпановской. С П.П.Блонским вообще сложно. Какое-то время они работали вместе, а потом, когда каждый стал заниматься своим. Между 1034 и 1941 годами был еще 1936 год с соответствующим Постановлением ЦК ВКП(б). Выготский попал в черный список (повезло, что после смерти), а его работы в спецхраны. П.П.Блонский стал заниматься педагогикой в соответствии с Постановлением от 1936 г. П.П.Блонский был очень гибкий и знал где и как следует поступать. К тому же Блонский издавался позднее, но с очень большими купюрами. Я видел у одного тамбовского ученого «Педологию» Блонского, изданную еще до Постановления – она раз в десять толще, чем изданная десятка полтора лет назад.
В семье отец - основатель семьи. Но он же - старшее поколение в этой семьи
Не следует с одним аршинчиком подходить к разным вещам. Километры и килограммы при внешнем сходстве по первому корню измеряются разными мерами, но входящими в единую систему.
Школы считаются по ученикам и ученикам учеников, чем и отличаются от семьи. Мы же не считаем Платона учеником Академии, а Аристотеля учеником Ликея. Они оба ученики Афинской школы, основанной Сократом. И даже дружили: «Платон мне друг, но …». Что бы представлял собой Сократ без учеников? Кто бы знал о его воззрениях без Платона? Точнее в изложении Платона.

Alextiger
05.06.2012, 23:31
Что бы представлял собой Сократ без учеников? Кто бы знал о его воззрениях без Платона? Точнее в изложении Платона.
естессно. И без учеников школы быть не может. Но в школе - старшее поколение (первое) это и есть Сократ. Ученик по любому - второе (если сам не стал основателем новой школы).

Аспирант МММ
01.07.2012, 19:02
Да вот прочитал дискуссию, про себя подитожу:
научная школа может уходить корнями очень далеко, вот знаю одну, Конторовича. А господа Попков, Шаронов, это третьее покаление. В науке, гд есть кокретный результат, с этим результатом не поспоришь и кокурирующих школ быть не может, а где подсиживают и подглядывают и науки давно уж нет.:)