Портал аспирантов

Портал аспирантов (http://www.aspirantura.spb.ru/forum/index.php)
-   Преподавательская (http://www.aspirantura.spb.ru/forum/forumdisplay.php?f=122)
-   -   Заставляем студентов читать классические труды по социологии (http://www.aspirantura.spb.ru/forum/showthread.php?t=10343)

Димитриадис 11.10.2012 16:58

Заставляем студентов читать классические труды по социологии
 
Сабж.

Договорились с одним профессором, что он ведет лекции, а я за ним - семинарские занятия (социология). Его идея - заставить студентов прочитать хотя бы 70-100 страниц подлинного текста классических авторов-социологов (например, М.Вебера, В.Зомбарта, Р.Арона, М.Арчер, Э.Гидденса и Пьера нашего Бурдьё:)). Имеется в виду в переводе на русский, конечно. Затем в конце семестра устроить нечто вроде собеседования по первоисточнику - что понял, какими мыслями проникся, какие выводы может сделать сам(а). Положительный результат собеседования - допуск к экзамену.

Как вам идея? насколько вообще перспективно заставить студента читать первоисточник? полезно ли это? в состоянии ли вчерашняя школота прочитать и осмыслить сотню страниц социологической классики?

Концептуально такое решение уже принято, возможны лишь непринципиальные изменения. Я в некоторой растерянности - профессору, конечно, видней, но мне самому прорваться сквозь хитросплетения мысли какого-нибудь Ф.Гваттари весьма затруднительно... с ужасом думаю о первом семинаре... и как построить беседу со студентами?..

Aspirant_Cat 11.10.2012 17:05

Какая интересная тема :)

Цитата:

Сообщение от Димитриадис (Сообщение 281057)
насколько вообще перспективно заставить студента читать первоисточник? полезно ли это?

В рамках вузовского курса в его современном реальном виде, имхо, неперспективно и неполезно.

Добавлено через 2 минуты
А вообще, идея мне нра :up:

Hogfather 11.10.2012 17:41

Димитриадис, скажем так, нужно попробовать. Раз эти твари ленивые Маркса, Энгельса и Ленина не конспектируют, как мы в свое время, пусть конспектируют классиков социологии.
На тройку достаточно конспекта, на пятерку — понимать и обсуждать написанное.

Добавлено через 13 минут
Кстати, если хотите облегчить свою участь, то используйте метод малых групп, открытые вопросы и обсуждение подготовленных конспектов. Достаточно будет только щеки для важности раздувать, а студенты за семинар сами себя удовлетворят, если одна группа будет pro, а вторая contra.

Vica3 11.10.2012 20:56

гудная идея. Метод воплощения брат уже написал

leodeltolle 11.10.2012 21:29

жестокие вы люди
заставляете читать!

Александр45 11.10.2012 23:00

Цитата:

Сообщение от Димитриадис (Сообщение 281057)
с ужасом думаю о первом семинаре... и как построить беседу со студентами?..

Вариант 1 - в форме круглого стола

Вариант 2 - в форме дебатов

LeoChpr 12.10.2012 00:28

Цитата:

Сообщение от Димитриадис (Сообщение 281057)
Как вам идея? насколько вообще перспективно заставить студента читать первоисточник?

Когда учился я, то нас не только заставляли читать, но и конспектировать первоисточники по специальности (а по общественным наукам и тем более). Помнится, что нас и до экзамена не допускали без тетради с конспектами. Пришел я на олигофренопедагогику, поднял билет, а там первый вопрос по конспекту первоисточника. Преподавательница предложила показать его в тетради конспектов. Не оказалось. Отправила в библиотеку. Сходил, законспектировал. Вновь захожу в аудиторию, показал наличие конспекта. Преподавательница предложила взять новый билет. Сел готовиться, и слышу: "Леонид, вопросы из предыдущего билета помните или продиктовать? Не забудьте, вы нынче на два билета отвечать будете". Подготовился, выхожу отвечать. Заходит декан. В экзаменуемой специальности ни в зуб ногой. Он спец по "Истории КПСС" был. Садится рядом с экзаменаторшей. Отвечаю сначала второй билет, затем первый. Декан спрашивает, почему так и получает ответ от экзаменаторши, что у нее со мной такой уговор. Закончил отвечать. Экзаменаторша обращается к декану: "Михаил Федорович, у вас есть вопросы?". "Конечно есть! Сейчас найдем!", - включается в игру декан и достает из россыпи билетов третий, и один за другим зачитывает все вопросы из него. Отвечаю.

adlog 12.10.2012 09:02

Цитата:

Сообщение от LeoChpr (Сообщение 281154)
и достает из россыпи билетов третий, и один за другим зачитывает все вопросы из него

Жестко.

Цитата:

Сообщение от Димитриадис (Сообщение 281057)
полезно ли это?

Безусловно! Если это социологи, то первоисточники знать должны. Когда еще читать, как не в студенческие годы?
Работать лучше в подгруппах. Согласна. и студентам проще и интереснее, и Вам.

Димитриадис 12.10.2012 09:19

Спасибо всем высказавшимся, приём добрых советов продолжается :)

Уточнение: буду вести в группах по направлениям подготовки:

1) Управление персоналом
2) Экономика

:horns: :horns:

Rendido 12.10.2012 19:05

Цитата:

Сообщение от Димитриадис (Сообщение 281057)
Договорились с одним профессором, что он ведет лекции, а я за ним - семинарские занятия (социология). Его идея - заставить студентов прочитать хотя бы 70-100 страниц подлинного текста классических авторов-социологов (например, М.Вебера, В.Зомбарта, Р.Арона, М.Арчер, Э.Гидденса и Пьера нашего Бурдьё). Имеется в виду в переводе на русский, конечно. Затем в конце семестра устроить нечто вроде собеседования по первоисточнику - что понял, какими мыслями проникся, какие выводы может сделать сам(а). Положительный результат собеседования - допуск к экзамену.
Как вам идея? насколько вообще перспективно заставить студента читать первоисточник? полезно ли это? в состоянии ли вчерашняя школота прочитать и осмыслить сотню страниц социологической классики?
Концептуально такое решение уже принято, возможны лишь непринципиальные изменения. Я в некоторой растерянности - профессору, конечно, видней, но мне самому прорваться сквозь хитросплетения мысли какого-нибудь Ф.Гваттари весьма затруднительно... с ужасом думаю о первом семинаре... и как построить беседу со студентами?

Exit poll c вопросами из первоисточников. :) Вопросов придумать побольше, выдать их список студентам - пусть ищут. Для этого нужно будет прочитать эти первоисточники. :)

badalek 12.10.2012 19:18

Цитата:

Сообщение от Димитриадис (Сообщение 281057)
Как вам идея?

Нормальная идея, главное реализовывать это дело с учётом общей нагрузки студентов. Чтобы это не сказалось на успеваемости по другим предметам.
Например, у нас по одной из кафедр сделали слишком сильные требования по лабораторным работам, что делает свой негативный вклад в общую успеваемость.

Rendido 12.10.2012 20:26

Цитата:

Сообщение от badalek (Сообщение 281296)
у нас по одной из кафедр сделали слишком сильные требования по лабораторным работам, что делает свой негативный вклад в общую успеваемость.

Во-во у нас особо ретивым нагрузчикам студентов завкафедрой даже внушение сделал, чтоб не парили детишкам мозг тем, что в учебном плане не прописано. :)

Димитриадис 15.10.2012 21:13

Сегодня дал студентам список рекомендованных авторов и перечень эл. библиотек по социологии, а старостам групп - задание: к 1 ноября представить мне пофамильный список студентов с выбранными ими авторами и конкретными текстами. Ждём. :rolleyes:

Longtail 16.10.2012 10:17

Нас именно так и учили: каждый семинар новый автор и его обсуждение. Задавались вопросы, по ним опрос и тест.

Старший докторенок 06.11.2012 21:31

Цитата:

Сообщение от Димитриадис (Сообщение 281057)
Сабж.

Договорились с одним профессором, что он ведет лекции, а я за ним - семинарские занятия (социология). Его идея - заставить студентов прочитать хотя бы 70-100 страниц подлинного текста классических авторов-социологов (например, М.Вебера, В.Зомбарта, Р.Арона, М.Арчер, Э.Гидденса и Пьера нашего Бурдьё:)). Имеется в виду в переводе на русский, конечно. Затем в конце семестра устроить нечто вроде собеседования по первоисточнику - что понял, какими мыслями проникся, какие выводы может сделать сам(а). Положительный результат собеседования - допуск к экзамену.

Как вам идея? насколько вообще перспективно заставить студента читать первоисточник? полезно ли это? в состоянии ли вчерашняя школота прочитать и осмыслить сотню страниц социологической классики?

Концептуально такое решение уже принято, возможны лишь непринципиальные изменения. Я в некоторой растерянности - профессору, конечно, видней, но мне самому прорваться сквозь хитросплетения мысли какого-нибудь Ф.Гваттари весьма затруднительно... с ужасом думаю о первом семинаре... и как построить беседу со студентами?..

Поделюсь своим опытом. На меня курс история социологии свалился совершенно внезапно, поскольку очень резко сменила работу (до этого работала на кафедре философии и истории медицинского универститета). Что ксается трудов основоположников, то считаю, что студенты обязательно должны быть знакомы хотя бы с некоторыми из них, со всеми может не получиться. Вообще то есть хрестоматия, но она меня не удовлетворила, да их количество мало, на всех не хватит. Сейчас пока решила оснановиться на одной работе: П. Сорокин "Социология революции". Во-первых нашла эту работу в паутине очень приличного качетва. Сама просмотрела, а затем составила вопросник, иногда даже с указанием на страницы. Затем задание и файл, с текстом работы передала студентам, сейчас их озадачала, через две недели буду ждать результаты. А пока веду семинары по вопросам. Посмотрим, что получиться,также планирую дать еще какую-нибудь работу. Возможно мой вариант не самый удачный. очевидный минус, что требует больших усилий от меня, как преподавателя, но с другой стороны уже студенты не отвертяться, типа не нашли, не поняли. Как пройдет поделюсь результатом.

Добавлено через 6 минут
Цитата:

Сообщение от LeoChpr (Сообщение 281154)
Когда учился я, то нас не только заставляли читать, но и конспектировать первоисточники по специальности (а по общественным наукам и тем более). Помнится, что нас и до экзамена не допускали без тетради с конспектами. Пришел я на олигофренопедагогику, поднял билет, а там первый вопрос по конспекту первоисточника. Преподавательница предложила показать его в тетради конспектов. Не оказалось. Отправила в библиотеку. Сходил, законспектировал. Вновь захожу в аудиторию, показал наличие конспекта. Преподавательница предложила взять новый билет. Сел готовиться, и слышу: "Леонид, вопросы из предыдущего билета помните или продиктовать? Не забудьте, вы нынче на два билета отвечать будете". Подготовился, выхожу отвечать. Заходит декан. В экзаменуемой специальности ни в зуб ногой. Он спец по "Истории КПСС" был. Садится рядом с экзаменаторшей. Отвечаю сначала второй билет, затем первый. Декан спрашивает, почему так и получает ответ от экзаменаторши, что у нее со мной такой уговор. Закончил отвечать. Экзаменаторша обращается к декану: "Михаил Федорович, у вас есть вопросы?". "Конечно есть! Сейчас найдем!", - включается в игру декан и достает из россыпи билетов третий, и один за другим зачитывает все вопросы из него. Отвечаю.

Повезло! Браво советской школе. Сейчас бы такое не прошло, студены с пеной у рта, начали бы качать права.

Добавлено через 5 минут
Цитата:

Сообщение от Димитриадис (Сообщение 281057)
Сабж.

Договорились с одним профессором, что он ведет лекции, а я за ним - семинарские занятия (социология).
Концептуально такое решение уже принято, возможны лишь непринципиальные изменения. Я в некоторой растерянности - профессору, конечно, видней, но мне самому прорваться сквозь хитросплетения мысли какого-нибудь Ф.Гваттари весьма затруднительно... с ужасом думаю о первом семинаре... и как построить беседу со студентами?..

А у Вас какой курс? Общая социология или курс по истории социологии. По курсу общей социологии видела в паутине очень приличную хрестоматию, с отрывками из трудов основопложников по основным темам. Можно использовать мой опыт: скать и обеспечить электронной версией студентов, там отрывки не очень сложные. Вам тогда нужно только вопросы подготовить и часть семинара отводить для обсуждения отрывков.


Текущее время: 11:35. Часовой пояс GMT +3.

Powered by vBulletin® Version 3.8.8
Copyright ©2000 - 2025, vBulletin Solutions, Inc. Перевод: zCarot
© 2001—2025, «Аспирантура. Портал аспирантов»