Портал аспирантов

Портал аспирантов (http://www.aspirantura.spb.ru/forum/index.php)
-   Преподавательская (http://www.aspirantura.spb.ru/forum/forumdisplay.php?f=122)
-   -   Социально-экономическая эффективность работы кафедры (http://www.aspirantura.spb.ru/forum/showthread.php?t=11680)

massinform 09.07.2013 20:44

Социально-экономическая эффективность работы кафедры
 
Кто-нибудь занимался определением социально-экономической эффективности работы кафедры?
К банальному "затраты-результат" тут не сведешь.
Непонятно, что считать результатом.
Конечно, если рассматривать студентов, как заказчиков образовательных услуг, то вроде бы чем больше заказов тем эффективнее работает кафедра. Но это же бред, да и в отчетах об этом говорить не принято.
В голову ничего не приходит из-за жары.
Если рассматривать эффективность с точки зрения достижения целей, то рассуждения уходят в изучение целей, с которыми приходят абитуриенты, и определяется, достигли ли они целей (довольны или нет), целей кафедры с точки зрения ФГОС - остается анализировать по успеваемости и научной активности. Тут, конечно, наанализировать можно много чего, но как ПОСЧИТАТЬ такую эффективность?
И опять-таки надо свести все к финансированию...
Дескать, кафедра вот настолько эффективна, а если дать денег на то-то и то-то, то будет жуть как эффективнее...

Поделитесь, пожалуйста, опытом и соображениями.

IvanSpbRu 09.07.2013 21:20

Цитата:

Сообщение от massinform (Сообщение 361629)
Конечно, если рассматривать студентов, как заказчиков образовательных услуг, то вроде бы чем больше заказов тем эффективнее работает кафедра. Но это же бред, да и в отчетах об этом говорить не принято

Студенты - не заказчики (там все сложнее на самом деле, рынок образования весьма непростой). Они - заготовки для обработки (правда, имеющие право выбирать, на каком именно станке обрабатываться). Для вуза целевой рынок - это рынок труда. И эффективность работы вуза - это число выпускников, устроившихся по специальнсоти, с учетом отзывов работодателей о качестве их подготовки и оплаты труда (возможно, в сравнении со средней по данной специальности)

leodeltolle 09.07.2013 21:31

Кстати интересный вопрос.

Цитата:

Сообщение от IvanSpbRu (Сообщение 361655)
это рынок труда.

Для выпускающих кафедр
а для прочих?

IvanSpbRu 09.07.2013 21:38

milemlab, для вуза в целом. Невыпускающие кафедры в данном случае обслуживают процесс подготовки специалиста. Если совсем просто - то ориентируются на запросы выпускающих кафедры и (ага!) госстандарта.

Скажу от себя - хотя, вероятно, со мной многие не согласятся - мне кажется, что план работы непрофильных кафедр должен писать в теснейшем взаимодействии с выпускающими кафедрами. Это важно для обеспечения межпредметных связей и единообразия учебного процесса

leodeltolle 09.07.2013 21:45

Цитата:

Сообщение от IvanSpbRu (Сообщение 361673)
что план работы непрофильных кафедр должен писать в теснейшем взаимодействии с выпускающими кафедрами.

соглашусь, не даром есть понятие обеспечивающая кафедра да и междисциплинарные связи никто не отменял

IvanSpbRu 09.07.2013 21:47

Цитата:

Сообщение от milemlab (Сообщение 361683)
соглашусь, не даром есть понятие обеспечивающая кафедра да и междисциплинарные связи никто не отменял

milemlab, Вы, наверное, опечатались и хотели сказать, что со мной не согласитесь??? Или под Вашим ником кто-то другой зашел?;)

Vica3 09.07.2013 21:59

massinform, Вы с какой целью интересуетесь? в отчет вписать или так, для общего развития?

leodeltolle 09.07.2013 22:02

IvanSpbRu, нет нет не опечатался ;)

IvanSpbRu 09.07.2013 22:15

Цитата:

Сообщение от milemlab (Сообщение 361701)
IvanSpbRu, нет нет не опечатался ;)

Ну, тогда ладно;)

А вообще вопрос поднятый автором темы и впрямь любопытный...

Maksimus 09.07.2013 22:47

Цитата:

Сообщение от IvanSpbRu (Сообщение 361673)
Скажу от себя - хотя, вероятно, со мной многие не согласятся - мне кажется, что план работы непрофильных кафедр должен писать в теснейшем взаимодействии с выпускающими кафедрами. Это важно для обеспечения межпредметных связей и единообразия учебного процесса

Для тех, кто обладает хоть зачатками системного мышления, это очевидно.


Цитата:

Сообщение от IvanSpbRu (Сообщение 361655)
Студенты - не заказчики

Если платники, то как раз непосредственные заказчики.

massinform 09.07.2013 23:04

Цитата:

Сообщение от Vica3 (Сообщение 361698)
massinform, Вы с какой целью интересуетесь? в отчет вписать или так, для общего развития?

Для общего. Чтобы понять, как это можно сделать. И сделать. И потом похвастаться об этом в журнале (я потом ссылку дам, пусть все читают).

IvanSpbRu, Число трудоустроенных по специальности - только один параметр, его недостаточно. К тому же я хорошо знаю, как собирают с выпускников справки справки выпускающие кафедры - лишь бы отчитаться.
Беда в том, что статистику по выпускникам никто особо не ведет.

Кто и что влияет на обработку "заготовок"?
Определяемое финансированием:
- квалификация преподавателей. Тут прямая зависимость вроде бы. Чем квалифицированней, тем дороже.
- качество учебно-методического обеспечения. Хороший учебный материал стоит денег.
- материально-техническая обеспеченность учебного процесса и научных исследований. Понятно, что компы и доступ к лит-ре, платным базам, софт для исследований, возможности общения с мировыми научным сообществом - чем больше возможностей, тем лучше для формирования общих и профессиональных компетенций.
- комфорт для внеучебной работы и жизни (общаги, спорт и тп)
Я ничего не забыл?

Определяемое личностью "заготовки" :)
- мотивация студента к обучению. Пришел в вуз ради откоса от армии или вправду интересна специальность? поступил, потому что никуда не брали, или тут меньше был конкурс?
- целевые установки студента на использование полученных знаний, планирование карьеры.
- удовлетворенность выпускника учебным процессом и полученной специальностью (3 года проводил исследования, сам делал анкеты, но выборка маленькая (100 чел в год) и очень специфичная аудитория)
- удовлетворенность преподавателей выпускником (успеваемость и научная активность)
...гм... куда прилепить эти факторы, непонятно. Они не монетизируются.

Влияние на рынок труда (ой, сейчас Остапа понесет):
- сопоставление спроса на профессии на рынке труда, кол-ва выпускников и безработицы на момент приема и на момент выпуска
- сопоставление затрат служб занятости на выплату пособий безработным...
фуууххх. дальше что-то не пишется, потому что цифры эти получить неоткуда... Видимо, не в ту степь пошла мысль?

Вот в первом приближении как-то так это выглядит.
Очень сумбурно и местами явно что-то не так. Но что - понять не могу...
А как все это превратить в некую ИНСТРУКЦИЮ для оценки эффективности - тем более не могу.
Хотелось бы услышать ваши мнения по поводу того, что я тут наэкспромтил.

IvanSpbRu 09.07.2013 23:10

Цитата:

Сообщение от Maksimus (Сообщение 361723)
Для тех, кто обладает хоть зачатками системного мышления, это очевидно

Просто сотрудники непрофильных кафедр очень стыдятся своей подчиненной роли, и в итоге получается "Культурология - главный предмет для специалиста по холодильным установкам"...

Цитата:

Если платники, то как раз непосредственные заказчики
Не буду спорить. Поверьте на слово - все сложнее:) Даже если по договору студент выступает заказчиком

massinform 09.07.2013 23:18

Цитата:

Сообщение от Maksimus (Сообщение 361723)
Для тех, кто обладает хоть зачатками системного мышления, это очевидно.

Для меня да, поэтому и пытаюсь подойти с позиций системного подхода. Только в этой системе пока системы структурированной не вижу...


Цитата:

Сообщение от Maksimus (Сообщение 361723)
Если платники, то как раз непосредственные заказчики.

Во-первых, за многих, особенно за бакалавров-очников, вчерашних школьников платят родители. Так что сами студенты ничего вузу и кафедре не заказывают :)
Во-вторых, ЧТО они заказывают? Корочки или знания? Вопрос, конечно, интересный, но моя практика показывает, что в большей степени корочки.

IvanSpbRu 10.07.2013 00:10

Цитата:

Сообщение от massinform (Сообщение 361728)
Во-вторых, ЧТО они заказывают? Корочки или знания? Вопрос, конечно, интересный, но моя практика показывает, что в большей степени корочки

Ну а теперь осталось разграничить реальные и декларируемые потребности - и получится сформулировать критерий социальной эффективности вуза.

И на выходе получается, что с социальной точки зрения наиболее эффективны те вузы, которые по максимально низкой цене (в идеале - через бюджет) дают диплом всем поступившим. Потому что людям нужны корочки, а не знания. Именно корочки дают отсрочку от армии и возможность отвечать на объявления типа "На бессмысленную работу за невысокую зарплату требуется человекообразное с высшим образованием"

ptrvc 10.07.2013 02:43

Поскольку цель существоания кафедры — образование, то можно оценивать ее эффективность по тем факторам, которые этой цели способствуют. Площади, техническая оснащенность, кадры, публикационная активность, предоставление рабочих мест молодым специалистам, связи с коллегами и т.д.


Текущее время: 01:36. Часовой пояс GMT +3.

Powered by vBulletin® Version 3.8.8
Copyright ©2000 - 2025, vBulletin Solutions, Inc. Перевод: zCarot
© 2001—2025, «Аспирантура. Портал аспирантов»