![]() |
Союзы художников
Тема с вопросом для Ивана.
Я сейчас по случаю немного вник в жизнь художественных сообществ нашего городка. Оказалось, у художников несколько союзов. 1. Подразделение Союза художников России. Возглавляется совершеннейшим хмырем, который повыгонял народных художников и что-то там химичит с мастерскими и выставочным пространством. Копеечки сшибает. 2. Творческий Союз художников России. Организация, созданная на излете советского периода. Там собственности нет. Но юридическая форма та же. Да и размах примерно тот же. А уж о творческих силах и говорить нечего - они гораздо выше. Вступить в № 2 - это не круто? Чем вообще 1 лучше 2 на нынешний период? Или № 2 это как "общественная академия"? |
Лучник, а зачем вам в это вступать?
|
Цитата:
Неуемная моя энергия и путь боевого лошопендрона не дает покоя. Ввязался я в художнические дрязги. Необычайно любопытно. И Иван как на грех затерялся куда-то. Зачем-то же он в Союз художников не тушкой, так чучелом хотел попасть! |
Лучник, осваивайтесь. А через годик замутите свой Союз, с блекджеком и натурщицами :)
|
Цитата:
Но такой футбол нам не нужен! |
Цитата:
|
Придется, видимо. Но, может быть, заглянет сюда.
|
Всей семьей болеем. Сегодня снова в интернете появился, а тут профильная тема).
Объясняю на пальцах. 1. Союз художников России. И его региональные подразделения. Остатки наследия СССР, где был Союз художников, Союз писателей, Союз композиторов и прочее. Поскольку в СССР за тунеядство можно было сесть в тюрьму, то государство брало на себя обязательство по обеспечению граждан работой и рабочим местом. Поскольку художник - человек творческий, то есть нервный, капризный и "вообще ведет себе как баба" (цитирую жену), то государство обеспечивало художника рабочим место - мастерской. Был в каждом городе государственный фонд мастерских, где город сдавал в льготную аренду членам Союза художников помещения (коммуналка+налог аренды символический). СССР развалился, в некоторых городах остались фонды мастерских, которые город (через местный комитет культуры+имущества) сдает членам Союза художников России. Например, у супруги мастерская на Васильевском острове в 50 метров. Платится коммуналка (управляющая компания), годовой членский взнос в Союз (3500 рублей) и аренда мастерской за год (около 15000 рублей за год). Поэтому художники Петербурга надеются получить мастерскую для работы. Потому что платить в Петербурге льготную аренду в 15000 рублей в год не то же самое, что минимум 450 000 рублей в год по коммерческой ставке. 2. Союз художников России (СХР) - советское наследие (хотя ЛОСХ-Санкт-Петербургский союз художников ведет свой отсчет от Императорского общества поощрения художеств). Профсоюз для художников. Но были профессиональные союзы художников и до образования СССР - при царской России. Одним из таких союзов был современный Творческий союз художников России. Он наследник художников-авангардистов (http://www.tcxp.ru/union/about). Авангардисты - это "левые" в искусстве. 3. Таким образом, уже со времен СССР образовалось 2 союза художников. Один для "правых" художников (соцреализм, реализм, академизм) - Союз художников СССР (затем России). Другой - для "левых" художников (авангард, нонконформизм, творческий эксперимент) в виде Творческого союза художников (ТСХ, при СССР он назывался иначе). 4. Поскольку "правые" прекрасно вписывались в линию партии (соцреализм), то правым было больше всяких плюшек (звания, награды, мастерские), чем левым. Впрочем, мастерские были и у левых. Тот же Эрнст Неизвестный хоть и сидел без госзаказов, но имел 100-метровую мастерскую от государства для скульптуры. 5. Великий уравнитель - 1991 год - лишил художников всех привилегий, госзаказа, членство в Союзе перестало засчитываться за опыт работы. Художники остались предоставлены сами себе. И если они работают по творческим договорам (нигде нет трудовой), то у них нет стажа и тогда им светит не страховая, а социальная песния (как тунеядцам). Единственное, что сохранилось со времен СССР - распределение через Союзы помещений от города для мастерских с льготной арендой. 6. Единственное, чем отличается теперь СХР от ТСХ - первый объединяют "правых" художников, второй - "левых". Поскольку председатель Союза - везде "царь и бог", то отделения Союзов живут ровно так, какой у них председатель. То есть от полной нищеты до вполне сносного существования. 7. Сильные стороны СХР и ТСХ - они сохранили сеть филиалов, поэтому при желании возможно общение с коллегами со всех регионов России (засчет выставок, конференций и прочего). Если учесть, что Союзы проводят проводят всероссийские выставки, региональные, выездные, плэнеры, семинары, творческие встречи и прочее, то вполне можно получить насыщенную творческую жизнь в тусовке по всей России. 8. Членство в нескольких профессиональных Союзах государство приравнивает к защите кандидатской диссертации (поскольку для художников кандидатская невозможна). Это всегда членство в СХР, и (надо уточнить) в ТСХ. Остальные Союза в этом плане, по-моему, мимо. 9. Из новых союзов - это Евразийский союз художников, который катает работы членов Союза по всем странам БРИКС и их друзей (та же Мексика, например). СХР и ТСХ, конечно, государственные Союзы. Поэтому кто хочет международных выставок за пределами СНГ - тем надо в Евразийский. Платишь небольшой взнос за выставки (несколько тысяч) и твою работу тащат, например, в Китай. Или Бразилию. Или Индию и так далее. В общем, точно дешевле, чем все это самому делать. Добавлено через 16 минут 10. Для художника единственный способ хоть какой-то социальной защиты - членство в Союзе. Потому что без членства в Союзе - художник вообще не художник для государства, а просто безработный без прав. И тогда удожник пользуется только теми правами, что и любой другой гражданин России. Членство же в Союзе теоретически позволяет художнику претендовать на звание заслуженного художника, а потом и народного художника. Теоретически это дает прибавку к пенсии (она перестает быть социальной, становится страховой+доплата). Но размер доплаты определяется для заслуженных художников регионально (то есть может быть и 100 рублей), а народным - уже федеральная доплата, плюс региональная. Плюс художник может стать членом-корреспондентом, а потом академиком Российской академии художеств (РАХ), что тоже льготы и ежемесячные доплаты. Но если для звания заслуженного и народного есть региональные квоты, то для РАХ квоты настолько маленькие, что ими можно пренебречь. Это приводит к тому, что для получения народного и академика надо родится в городе Москва и со связями. Художникам остальной России получить народного и академика в разы сложнее, а иногда просто невозможно (справедливо, например, для Петербурга, где региональные квоты настолько малы, что 99,99% это не светит никогда (1-2 квоты в год на 5000 человек только в СХР). |
Ясно, спасибо за просвещение!! Интересно.
|
Иван 1980, спасибо. Всегда было любопытно, как живут другие профессиональные тусовки :)
|
Димитриадис, я так типирую свои работы и коллег:
- РАН: умные, активные, культурные, не творческие - союз художников: активные, культурные, творческие, не умные - музейщики: культурные, творческие, не активные, иногда не умные - предприниматели (обычно заказчики): активные, умные, не творческие и часто не культурные Так что по себе и тусовку выбирают. Добавлено через 15 минут Лучник, раскройте тайну, для чего вам в Союз? Для искусствоведов, кстати, есть профильный союз - АИС (Ассоциация искусствоведов России). А можно искусствоведу у и СХР и ТСХ. Кстати, ТСХ - часть международного союза художников - IFA. То есть выйти на мир через него, теоретически, проще. Но так как железный занавес для СССР-РФ никто в искусстве никто не отменял, то полноценно влиться в артрынок мира можно только старым путем - эмиграцией. Россия до сих пор отрезана от системы распределения средств с продажи искусства в мире, как и СССР. Немного на рынок арта влез Китай, но рынок денег и торговли держат до сих пор англосаксы (Англия, США). Это приводит к тому, что из 100 хороших художников в России могут жить с творчества 2, а в США из 100 плохих художников с творчества живут 50. Так что на мировой уровень выйти художнику из России в разы сложнее, чем ученому или реставратору. Добавлено через 7 минут Все вышеописанное справедливо для любого гражданина России. Для верующих людей, в искусстве это иконописцы (как я) и религиозное искусство (моя жена), дела обстоят немного иначе. |
Иван 1980, хорошая классификация, надо запомнить
|
Цитата:
Моя гвардия - это ТСХ. Одна из целей - пощекотать нервы председателю местного СХР. При этом я ведь только любитель. Единственный статус, который как-то объясняет, как это я во всю эту копанию затесался - это статус члена ученого совета местного нашего музея искусств. Я спросил у председателя ТСХ - могу ли я вступить? Он ответил, что можно. Либо как дизайнеру (я немало книг оформил), либо как искусствоведу (учебник написал). Но теперь подумал, и что-то застеснялся. :glasses: Добавлено через 1 минуту Цитата:
|
Лучник, если берут в ТСХ - идите, конечно. Будете болеть за авангард).
Что касается формы, то примазывайтесь не к дизайнерам (их в профессиональной среде серьезно не воспринимают), а как эксперт в области культурного наследия (широкий диапазон для искусствоведов, историков, реставраторов). Тем более что существует историко-культурная экспертиза, где трудятся историки (или те, кто себя за них выдает). А если захотите совсем всех на лопатки уложить, сдайте экзамен на статус эксперта Министерства культуры, и станете вообще не только историком, но и экспертом в реестре Минкульта. Тем более что соотвествующий вид у вас уже есть. |
Текущее время: 11:15. Часовой пояс GMT +3. |
Powered by vBulletin® Version 3.8.8
Copyright ©2000 - 2025, vBulletin Solutions, Inc. Перевод: zCarot
© 2001—2025, «Аспирантура. Портал аспирантов»