Портал аспирантов

Портал аспирантов (http://www.aspirantura.spb.ru/forum/index.php)
-   Диссертация (http://www.aspirantura.spb.ru/forum/forumdisplay.php?f=111)
-   -   подскажите название темы (http://www.aspirantura.spb.ru/forum/showthread.php?t=4059)

nata1 07.06.2009 17:43

подскажите название темы
 
Я планирую поступить в аспирантуру по методике преподавания физики в школе. Если имеются какие-либо темы, подскажите.

mike178 07.06.2009 19:33

"Методика преподавания физики в школе". Пойдет? :cool:

IvanSpbRu 07.06.2009 19:53

Цитата:

Сообщение от mike178 (Сообщение 53655)
"Методика преподавания физики в школе". Пойдет? :cool:

"... в свете Болонского процесса" или "...в свете перехода к ЕГЭ":D:rolleyes:

А если серьезно, то я бы, наверное, рассмотрел бы проблематику более тесной интеграции физики и математики в школе - физика ведь позволяет лучше усвоить на практике абстрактные математические методы и наполнить их конкретным содержанием

Vica3 07.06.2009 22:06

Использование (тут влепить что-то из новых технологий) в преподавании физики в старших (младших) классах
Интегративный подход к преподаванию физики .....
Синергетических подход к преподаванию физики....
А вообще, как гласит великая народная мудрость, высказанная зайцем, писавшим диссер по технологии поедания лис, волков и медведей серыми и белосерыми представителям отряда заячьих и имевшим в качестве науч.рук льва: не важно, какая у тя тема диссертации, важно, КТО у тебя научный руководитель (полный текст анекдота в сети, актуальность, особенно в области гуманитарных наук - огромная:)))

nata1 08.06.2009 06:21

может ты и прав, но хочется исследовать чего-то новое

Lu4 08.06.2009 07:13

Цитата:

Сообщение от nata1 (Сообщение 53666)
но хочется исследовать чего-то новое

Вам сложно определиться на начальном этапе, что в методике новое, а что старое, поэтому, думаю, тут без помощи науч руководителя не обойтись - именно он в данном случае лучше всех знает, что актуально, а что нет...
На уровне "может быть" - например,
1) какие-нибудь проблемы обучения физике в профильной школе,
2) комп средства обучения (или другие инновационные) физике,
3) методика обучения чему-ниб конкретному .
4) проблемные методы обучения.
5) нетрадиц методы обучения физике
6) нетрадиц формы уроков физики в школе
А почему именно в школе? Вузовская методика Вас не привлекает?

nata1 08.06.2009 18:42

Спасибо за дельный совет. А идея нетрадиционной формы уроков, звучит заманчиво.

saovu 08.06.2009 20:47

Цитата:

Сообщение от nata1 (Сообщение 53652)
Я планирую поступить в аспирантуру по методике преподавания физики в школе. Если имеются какие-либо темы, подскажите

А научного руководителя Вы уже нашли ?
Если нет, то нужно озаботиться не темой, а поисками руководителя.
Если да, то почему Вам руководитель не дал тему ?

Vlad7 08.06.2009 21:01

Цитата:

Сообщение от nata1
А идея нетрадиционной формы уроков, звучит заманчиво.

Вероятность, что некоторая нетрадиционная форма уроков окажется эффективнее традиционной, невелика.

Успешная работа некоторых репетиров по подготовке в ВУЗы (почти 100% поступление) в основном обуславливается высоким уровнем знаний преподавателя и личным опытом преподавания. Хотя и методику не следует сбрасывать со счетов.

Lu4 09.06.2009 07:11

Цитата:

Сообщение от Vlad7 (Сообщение 53730)
Вероятность, что некоторая нетрадиционная форма уроков окажется эффективнее традиционной, невелика.

Во-первых, это проверяется в ходе исследования.
Во-вторых, можно выбрать форму эксперимента, при которой будет 2 группы обучающихся: т.н. "общеобразовательная" и контрольная, экспериментальная, которые будут обучаться по разным методикам:одна - по традиционной, другая - по авторской.
На мой взгляд, как раз существует большая вероятность того, что "нетрадиционные" уроки окажутся более эффективными хотя бы по причине, что сработает эффект новизны и они будут более интересными и запоминающимися.

Добавлено через 2 минуты 20 секунд
Цитата:

Сообщение от Vlad7 (Сообщение 53730)
Успешная работа некоторых репетиров по подготовке в ВУЗы (почти 100% поступление)

Научить 1 ребенка на индивидуальном занятии и научить 25 на уроке - не совсем одно и то же

Vlad7 09.06.2009 11:51

Цитата:

Сообщение от Lu4
Во-первых, это проверяется в ходе исследования.
Во-вторых, можно выбрать форму эксперимента, при которой будет 2 группы обучающихся: т.н. "общеобразовательная" и контрольная, экспериментальная, которые будут обучаться по разным методикам:одна - по традиционной, другая - по авторской.

В моем сообщении подразумевалось, что эффективность методики будет проверяться экспериментально.
Цитата:

Сообщение от Lu4
На мой взгляд, как раз существует большая вероятность того, что "нетрадиционные" уроки окажутся более эффективными хотя бы по причине, что сработает эффект новизны и они будут более интересными и запоминающимися.

Если существует эффективные нетрадиционные методы обучения физике, то почему не используются? (Я интересовался наличием таких методик обучения физике – ничего не нашел, что можно было бы считать эффективной методикой без натяжки. Может и существует эффективная методика, но мне не попадалась.)

Причин неиспользования нетрадиционных методов может быть несколько – эффективность под сомнением, метод находится в стадии апробации, разработки.

Т.е. с большой вероятностью для поиска эффективного метода потребуется провести научно-исследовательскую работу по поиску (разработке, доработке методики), которая может закончиться безрезультатно.

Думаю, что автору тему, если у автора нет на примете готовой методики («если имеются какие-либо темы, подскажите») нужно найти научного руководителя, который бы, исходя из имеющегося опыта, мог бы оценить перспективность поиска эффективной методики еще до проведения исследований.
Цитата:

Сообщение от Lu4
Научить 1 ребенка на индивидуальном занятии и научить 25 на уроке - не совсем одно и то же

Согласен, не одно и то же.

Но думаю, что под силу учителю научить учеников так, чтобы хотя бы отличники могли правильно нарисовать силы, действующие на тело, находящееся на наклонной плоскости.

Чего только не приходилось видеть – то путают составляющие силы и саму силу, то сумма сил не равна нулю для покоящегося тела. А уж с инерциальными/неинерциальными системами отсчета полная каша в голове у некоторых – центробежные силы у них действуют независимо от системы отсчета.

Диалог на одном из форумов со специалистом в области математического моделирования, систем управления.

специалист:

«Скажите, уважаемый. Такие характеристики движения, как вектор скорости, импульс, вектор собственных вращений, вектор ускорения, сила Кориолиса и т.д. Это абстрактные (обобщенные) понятия или нет?»

Vlad7:

сила Кориолиса – фиктивная сила (в отличие от других сил – сила тяжести силы трения и т.д.). Вводится в неинерциальных системах отсчета для облегчения расчетов. В инерциальных системах силы Кориолиса нет.

специалист:

Я в курсе. Тем не менее, силу Кориолиса нужно учитывать. Например, при игре в теннис при перекручивании мяча. Из-за силы Кориолиса нужно коренным образом менять технику управления мотоцила при значительных скоростях.

Vlad7:

???

Lu4 09.06.2009 17:09

Цитата:

Сообщение от Vlad7 (Сообщение 53762)
Если существует эффективные нетрадиционные методы обучения физике, то почему не используются? (Я интересовался наличием таких методик обучения физике – ничего не нашел,

Всё правильно. Человек просил направление исследование. Значит я почти угадала - есть лакуна. Можно изучать, разрабатывать авторские методики

Добавлено через 2 минуты 15 секунд
Цитата:

Сообщение от Lu4 (Сообщение 53779)
Но думаю, что под силу учителю научить учеников так, чтобы хотя бы отличники могли правильно нарисовать силы, действующие на тело, находящееся на наклонной плоскости.

Думаю, да. Только, к сожалению, разные учителя бывают... Об этом уже много говорили.

saovu 10.06.2009 11:00

Цитата:

Сообщение от Vlad7 (Сообщение 53762)
Vlad7:
сила Кориолиса – фиктивная сила (в отличие от других сил – сила тяжести силы трения и т.д.). Вводится в неинерциальных системах отсчета для облегчения расчетов. В инерциальных системах силы Кориолиса нет.

специалист:
Я в курсе. Тем не менее, силу Кориолиса нужно учитывать. Например, при игре в теннис при перекручивании мяча. Из-за силы Кориолиса нужно коренным образом менять технику управления мотоцила при значительных скоростях.

Vlad7:
???

Не понял, как учитывать силу Кориолиса при управлении мотоциклом, но вообще - таки ведь надо учитывать иногда. Земля-то наша вращается, так что глядя с нее (с Земли), т.е. в неинерциальной системе отсчета, эту силу Кориолиса вполне можно и наблюдать. Так что назвать ее чисто фиктивной - это как-то ...

Vlad7 10.06.2009 15:07

Цитата:

Сообщение от saovu
Так что назвать ее чисто фиктивной - это как-то ...

Силы инерции названы фиктивными в современных учебниках физики.

Силы инерции вводятся как некоторые фиктивные силы, упрощающие в рассматриваемых случаях решения задач.

У сил инерции есть особенности, отличающие их от сил, которые не считаются фиктивными. Силы инерции - не силы взаимодействия, а значит, нельзя указать тело, со стороны которого они действуют. От сил инерции всегда можно «избавиться» переходом в инерциальную систему отсчета.

Движение любых тел можно рассматривать как в инерциальной системе отсчета, так и в неинерциальной системе отсчета.

Поэтому совет «тем не менее, силу Кориолиса нужно учитывать» выглядит некорректным - если я рассматриваю все в инерциальной системе, то никакие силы Кориолиса учитывать не нужно.

Цитата:

силу Кориолиса нужно учитывать. Например, при игре в теннис при перекручивании мяча.
Вызывает большое сомнение по причине того, что эффект от неинерциональности системы отсчета (Земли) в разы меньше по сравнению другими эффектами. Учитывают ли эти проценты игроки – большой вопрос (я не нашел нигде информации, что игроки ее учитывают).

saovu 10.06.2009 15:15

Цитата:

Сообщение от Vlad7 (Сообщение 53841)
Силы инерции названы фиктивными в современных учебниках физики.

Не знал.


Цитата:

Сообщение от Vlad7 (Сообщение 53841)
Цитата:

силу Кориолиса нужно учитывать. Например, при игре в теннис при перекручивании мяча.
Вызывает большое сомнение по причине того, что эффект от неинерциональности системы отсчета (Земли) в разы меньше по сравнению другими эффектами. Учитывают ли эти проценты игроки – большой вопрос

Я тоже так думаю.


Текущее время: 17:50. Часовой пояс GMT +3.

Powered by vBulletin® Version 3.8.8
Copyright ©2000 - 2025, vBulletin Solutions, Inc. Перевод: zCarot
© 2001—2025, «Аспирантура. Портал аспирантов»