Портал аспирантов

Портал аспирантов (http://www.aspirantura.spb.ru/forum/index.php)
-   Свободное общение (http://www.aspirantura.spb.ru/forum/forumdisplay.php?f=102)
-   -   Путь в профессию или Как дошли вы до жизни такой (http://www.aspirantura.spb.ru/forum/showthread.php?t=9846)

Rendido 07.06.2012 22:23

Путь в профессию или Как дошли вы до жизни такой
 
Навеяло недавней статьёй в "Русском репортёре":
Цитата:

Начало лета. Время экзаменов. Скоро сотням тысяч подростков предстоит решить один из главных вопросов их жизни — выбрать профессию. Но осмысленный выбор удается совершить лишь немногим. Ни государство, ни школа, ни семья не обеспечивают условий для полноценного принятия решений — российская система профориентации одна из самых плохих в мире. В итоге люди будут годами мучиться из-за неудачного выбора, а общество получит армию работников, которые ненавидят свою работу
Цитата:

Окончив школу, человек выбирает специальность почти наобум: «подруга поступает туда же», «название факультета понравилось», «мама так сказала», «по баллам ЕГЭ проходил» и т. д. О будущей профессии он практически ничего не знает.
Цитата:

Россия — страна, где система выбора профессии, пожалуй, самая плохая в мире. В малоразвитых государствах существует простой и традиционный путь — идти туда, где работают родители или соседи. Если дед выращивал рис, отец выращивал рис, и вообще все вокруг выращивают рис, то, стало быть, и сыну предстоит этот самый рис выращивать.

У нас эта схема не работает. И не только потому, что слишком уж патриархальна. Родители нынешних подростков делали свой профессиональный выбор как раз в период развала социализма и начала строительства капитализма. В те времена математики становились бандитами, трактористы — продавцами, ядерные физики — сантехниками. Произошла полная перезагрузка. Были разрушены профессиональные традиции семей и целых районов.

Есть другой вариант: во многих развитых странах существует многоступенчатая система, помогающая подростку осмысленно выбрать специальность. У нас такой пока нет, и никто не торопится ее выстроить.
Цитата:

В сегодняшнюю американскую школьную программу включен курс Career Development (развитие карьеры), который преподают детям с 5 до 14 лет. В 1994-м была даже утверждена федеральная программа «От школы к работе».

В Японии дети обязаны «попробовать» разные профессии. Например, школьник приходит в офис, садится за компьютер и пишет программу. Так он знакомится с профессией программиста. Конечно, все это проходит под контролем взрослого специалиста, которому часы такой практики оплачивает государство. В итоге за школьные годы у ребенка накапливается более четырех десятков «проб» по всем видам работ.
Цитата:

Школьник должен еще научиться самостоятельно выбирать, а этому ни школа, ни семья, как правило, не учат. Большинство нынешних подростков чрезвычайно инфантильны: «мама сказала», «учительница сказала». Но ведь наступает момент, когда серьезное решение приходится принимать самостоятельно…
Цитата:

Итак, современная российская школа с выбором профессии помочь не может. Значит, этот пробел должны восполнить родители. Вот только и у них это не всегда получается. Порой они не могут толком объяснить, чем сами занимаются.
Цитата:

Родители по разным причинам не слишком охотно делятся с детьми деталями своей профессиональной жизни: кто-то считает, что все равно ничего не поймут, кто-то не слишком гордится своим делом, кто-то просто занят.

— Часто родители вкладывают в ребенка свои нереализованные мечты и идеи, — говорит психолог-консультант Анна Мухина. — Порой рассуждают так: «Я хотел стать ветеринаром, у меня не получилось. Значит, мой сын уж точно будет ветеринаром». Чаще это касается творческих специальностей. Мама, которая мечтала стать балериной, но не прошла по конкурсу в балетную школу, уже с трех лет не кормит свою девочку, чтобы та была достаточно худенькой.
Цитата:

Задача родителей не столько в том, чтобы указать пальцем на конкретный факультет менеджмента или отделение биотехнологий. Они должны научить детей выбирать самостоятельно.

— Если мама с папой активно поощряли интерес ребенка к различным кружкам и секциям, дали ему возможность попробовать себя в разных видах деятельности, то у ребенка сформируется отношение не только к этим занятиям, но и к самому себе, — поясняет Анна Мухина.
***
А какая дорога привела вас к тому, что стало делом вашей жизни? Поговорим об этом?

Vica3 07.06.2012 23:03

другой вариант. пешком

Ёжка 07.06.2012 23:15

Поговорим. В моем семейном "анамнезе" - два поколения врачей, я единственная дочь и внучка. До 10 класса включительно на все вопросы "кем хочешь быть, когда вырастешь", естественно отвечала - врачом. Причем несло меня в самые дебри (шок - это по нашему!): в начальной школе хотела быть стоматологом (самый страшный детский врач, при этом сама в жизни не боялась стоматологов и до сих пор боюсь окулистов). Потом, когда от рака крови умерла бабушка-врач, собиралась стать онкологом, в 10 классе интересовалась "медициной катастроф". При этом училась в педагогической гимназии, были уроки педагогики, психологии,плюс обязательная практика после 10 класса - 2 недели в детском саду... К тому времени отец мой почти убедил меня, что мой характер и современная медицина - две вещи несовместные, а свойство "умирать с каждым пациентом" для врача недопустимо... И тут я в саду наткнулась на специальность, которая стала решением проблемы. Потом 11 класс - отстаивание своего выбора перед мамой, которая кроме как врачом меня не видела... 5 лет учебы, 8 лет работы и я счастлива...

Dukar 07.06.2012 23:16

А почему нет варианта "по советам учителей"?
раз уж он такой популярный:
Цитата:

Сообщение от Rendido (Сообщение 252642)
«учительница сказала»

Я по примеру учительницы, которая была очень увлечена своим предметом (историей), каждое лето проводила на раскопках. Именно она меня заинтересовала. А вуз выбирала по совету мамы, мне самой в тот момент было вообще пофигу где и как учиться. Начала учиться по-настоящему только курсе на 3-м.
В результате продолжаю получать образование в области истории, но тема сильно изменилась.
(А в детстве я мечтала стать военным летчиком:D)

-Соискатель- 07.06.2012 23:16

Проголосовал за "другой вариант". С детства собирался стать историком. Но интересы были не чисто исторические - а на стыке истории и философии. Поэтому решил попробовать после школы подать документы на два факультета - исторический и философский. В итоге выбрал все-таки философский.

Домохозяйка 07.06.2012 23:23

После того как я перестала хотеть быть космонавтом, я сразу захотела быть главбухом маленького завода и/или преподавателем вуза. Виновата, наверно, успешная профориентация в американской школе :D.
Люблю ту и другую работу до сих пор, только заводик в глубинке пришлось поменять на гламурную московскую компанию.

Rendido 07.06.2012 23:31

Цитата:

Сообщение от Vica3 (Сообщение 252656)
пешком

Не самый сложный вариант.

Говорил с коллегой, у него выбору профессии предшествовали духовные искания.

У меня духовных исканий не было. Зато была точка трифуркации, даже две - одна при выборе вуза, вторая, через пару лет - при выборе специальности. На первой развилке я чуть было не совершил поворот не туда, но вовремя это заметил. :)

Добавлено через 7 минут
Цитата:

Сообщение от Dukar (Сообщение 252661)
А почему нет варианта "по советам учителей"?

Составлял опрос, опираясь на собственный опыт. С "советами учителей" и "профориентацией" у меня как-то не заладилось. :)
Директор школы после нашего выпуска, как я узнал позже, озвучивая на линейке 1 сентября, кто из выпускников того года куда поступил, меня определил как раз
Цитата:

Сообщение от Rendido (Сообщение 252665)
не туда

а там к тому времени меня уже не было. :)

leodeltolle 07.06.2012 23:32

Всегда хотел социально значимую работу, в итоге она "хочет" меня.

Martusya 07.06.2012 23:35

По любви. Большой и чистой. Поступала туда, куда поступал мальчик, с которым эээ... дружили. Он не поступил и я его за это разлюбила:D А учиться осталась. Ну и втянулась как-то.

Paul Kellerman 08.06.2012 08:42

Цитата:

Сообщение от Rendido (Сообщение 252642)
В те времена математики становились бандитами

Интересно... Ну а что... математик грамотнее оценивает риски... А если он еще и в теории игр разбирается, то ваще...
Цитата:

Сообщение от Vica3 (Сообщение 252656)
другой вариант. пешком

Как Ломоносов? :)

Лучник 08.06.2012 08:52

Всегда хотел быть историком.

Team_Leader 08.06.2012 09:46

А я вот не могу сказать, кто я по профессии.
Наверное, как и Путин: "Специалист по общению с людьми". Мой профессиональный профиль (кусочек отуда, кусочек отуда, и оттуда) вообще сложно определеить конкретной профессией в традиционном понимании.

Вот это я считаю полным бредром:
Цитата:

Сообщение от Rendido (Сообщение 252642)
Школьник должен еще научиться самостоятельно выбирать, а этому ни школа, ни семья, как правило, не учат. Большинство нынешних подростков чрезвычайно инфантильны: «мама сказала», «учительница сказала». Но ведь наступает момент, когда серьезное решение приходится принимать самостоятельно…

В условиях, когда в нашей экономике проблемы планирования/прогнозирования даже на уровне крупных хозяйсвенных субъектов решаются не более, чем с двухлетним горизонтом, что, соответственно, в 2 раза короче цикла обучения даже на бакалавриате - абсолютная непрогнозируемость экономических усоловий, в которых сегодняшний школьник/абитуриент будет ыходить на рынок труда делает постановку задачи ранней специализации бессмысленной.
По большому счету и на Западе, и в Японии задача профориентации в школе не решается, там люди делают выбор не в 16-17, а далеко после 20 лет. Для этого и существует система академической мобильности, образовательных кредитов (в смысле зачетных единиц) и т.п.
В наших условиях, когда, с, одной стороны, существует рудиментарная жесткая систему обучения, усугубленная крайне низкими социальными гарантиями моложежи, что предъявлет к ней довольно жесткие экономические требования с ранних (по меркам развитых стран) лет, проблемой государственных обязательств допускает лишь одну постановку задачи прфориентации: оптимального выбора (по критерию популярности/персижности специальности в данный момент времени - другйо информации ля ЛПР всё рано нет) с учетом ограничений: финансовых и социальных (до ЕГЭ они были абсолютными: попробуйте поступить на более-менее престижный факультет с улицы) и интеллектуальных (уровень знаний). То есть из того, что семья/подросток могут позволить себе (из набранного уровня баллов по ЕГЭ) выбирается некий максимум целевой функци престижности.
С учетом отсутствия системного спроса в экономике на высококвалифицированные профессии, требующие ранней функциональной специализации (инженеры-проектировщики) за исключением медицины, наверное - приоритетом пользуются и будут пользоваться специальности более-менее универсального профиля подготовки, допускающие возможножности будущей доспециализации и перепрофилирования по рабочему месту: экономика, менеджмент юриспруденция, инженеры эксплуатационного профиля (IT, энергетика, технологи - попроще, предметная привязка меньше, чем, например, проектирование ЛА).
И другого не будет.
Ранняя профиориентация нужна для тех, кто не пойёт в ВУЗ, но по рабочим специальностям она сейчас явно - не ан всю жизнь: обычно все меняется глобально за 5 лет, поэтому тут выбор тоже де-факто тактический, а не на всю жизнь. А потом - куда возьмут.
В любом случае - статья бессмысленная, иммеет цель обоснования в общественном мнении финансирования совершенно бессмысленной системы (еще раз, кроме тех, кто решил идти в медицину, но это вообще отдельная песня) школьной профориентации, которая противоречит 2 современным тенденциям:
- профориентация на уровне 16-17 лет сейчас невозможна, она передвигается на горизонт 21-23 лет. когда работодатели готовы рассматривать предложение данной возрастной катеогрии,
- долгосрочаня профориентация в прицнипе невозможна, что усугубляется провалом спооса на квалифицированные кадры длительной подготовки (глубоко специализированных инженеров) и общей экономической нестабильностью.

Добавлено через 1 минуту
Третье: сейчас работа выпскника вуза на интервали 5 и более лет становится всё менее связанной с профилем его образовательной подготовки.
Не надо решать уравнение с 3-мя неизвестными.

Добавлено через 6 минут
Либо, ещё раз, надо возраждать систему государственного планирования...

Hogfather 08.06.2012 10:11

Сексистский холивар
 
Цитата:

Сообщение от Rendido (Сообщение 252642)
Навеяло недавней статьёй в "Русском репортёре":

По статье придерживаюсь следующего мнения:

Цитата:

Наверное было бы правильно запретить женщинам заниматься журналистикой. Есть масса других полезных для общества и интересных профессий, где дурь их будет не так видна.

Естественно, это не касается т.н. "женских журналов", там избыток дури - критерий профпригодности.[1]

Team_Leader 08.06.2012 10:19

Hogfather, во-во!

caty-zharr 08.06.2012 10:25

Я с детства хотела быть историком, именно преподавателем вуза, но в 11 классе родители категорически запретили поступать на истфак и сами выбраи мне "денежную" профессию. Я, конечно, тоже смалодушничала, нужно было настаивать на своем, но тогда в 17 лет побоялась трудностей, честно, боялась родителей. Вот так и получилось, что получила совсем другую специальность. После окончания осознанно пошла в аспирантуру, чтобы исполнить хотя бы одно из двух - стать преподавателем. Получила степень, но заниматься той наукой, которой я занималась в аспирантуре, всю жизнь я не хочу. Поэтому еще до защиты кандидатской подала документы на истфак, который окончила в прошлом году. Теперь продолжаю этот трудный путь к тому, чем хотела заниматься еще в школе. Ни о чем в жизни жалеть не привыкла, но только один шаг - уступка родителям в 11 классе не дает покоя, даже получение образования в поледствии. Насколько же было бы мне проще сейчас, если бы я сразу поступила туда, куда хотела...


Текущее время: 02:15. Часовой пояс GMT +3.

Powered by vBulletin® Version 3.8.8
Copyright ©2000 - 2025, vBulletin Solutions, Inc. Перевод: zCarot
© 2001—2025, «Аспирантура. Портал аспирантов»