![]() |
«Выгорание» ученых и педагогов
Запостить эту проблему решил после прочтения книги известного специалиста по стрессу
Л.А. Китаева-Смыка «Психология стресса. Психологическая антропология стресса». Психология хоть и не моя специальность, однако, активно ей интересуюсь. К тому же, фундаментальные исследования по психологии носят по большей части междисциплинарный характер. И отдельные работы по психологии использую в курсах, которые читаю… Натолкнулся у этого автора на весьма меткое определение явления, которое часто наблюдал в нашей проф. среде: ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ ЛИЧНОСТИ и КОЛЛЕКТИВА. По моим наблюдениям, эта болезнь носит массовый характер и в научно-преподавательских коллективах. В упомянутой работе этой проблеме посвящен отдельный параграф. В той или иной степени проблема «выгорания», полной потери интереса к профессии и тем, для кого мы работаем, касается каждого из нас. в Интернете нашел следующие упоминания об этой проблеме: http://thelib.ru/books/kitaevsmik_la...giya-read.html http://www.rbtl.ru/vestnic/2008-4/62.doc Китаев-Смык пишет: «главная причина «выгорания персонала» – психологическое, душевное переутомление от профессионального вынужденного общения. Особенно быстро оно наступает при чрезмерной нагрузке у людей, которые по долгу службы должны «дарить» тепло своей души». Формы «выгорания»: А. «Уплощение эмоций», которое начинается с гиперэмоционального сопереживания с пациентом (студентом), затем отмечаются приступы равнодушия, за котрой следует потрея остроты при восприятии человека. Б. «Конфронтация с клиентом». Стадии: - обида на несправедливость - стойкая неприязнь к клиентам - озлобленность. В. «Потеря ценностных ориентаций», которая характеризуется сначала навязчивым недоверием к коллегам и сослуживцам. Затем наступает навязчивая критичность, которая нередко кажется индивиду достоинством, и он якобы «стойкий борец за качество». Автор отмечает, что следующим этапом развития этой болезни неизбежно будет мучительное ощущение собственной несостоятельности. Обратите внимание, те или иные формы "выгорания" можно заметить в подтексте многих высказываний участников этого форума. При этом психологами отмечается, что «выгорание» весьма заразительно и постепенно охватывает все сообщество, постоянно контактирующих друг с другом индивидов. Китаев-Смык подчеркивает, что есть в обществе и «не выгорающие личности». Чаще всего они эмоционально уравновешены, «горят, не полыхая». Они видят позитивные последствия своих действий прежде всего, постоянно ищут новизну в своей работе. Они фаталисты, в меру ироничны по отношению к себе и окружающим. Такого человека в коллективах считают странным, чудаковатым, иногда он может казаться ничтожным, т.е. недостойным зависти. Предлагаю обсудить эту проблему, методы «излечения» и «профилактики». Очень интересен житейский опыт, т.к. академическая психология уж весьма пространна :) |
Цитата:
Чего только формулировочки стоят «выгорание персонала», "дарить тепло своей души" :D Не претендуя на роль К.О. , просто отмечу, что на самом деле, имеем налицо отсутствие мотивации и мотиваторов (стимулов). Вот и падает и трудовая мораль и этика. Такие дела. Вот дворник-гастарбайтер - как метлой метет - правильно "сурово" и "хмуро". А ассистентик или препод чем его круче. А? Так-то вот... Цитата:
|
Хулио, Вы несколько поторопились с анамнезом :)
Термин "выгорание" пришел из американской психологии. И первоначально возник при исследовании профессиональных искажений среди психоаналитиков, у которых доходы ого-го! |
Цитата:
Добавлено через 1 минуту 33 секунды Цитата:
Кстати, вот что Фукуяма про фрейдимстскую психологию прописал, но в общем это и про всех остальных психологов после второй мировой сказать можно: Цитата:
|
А что же тогда Вы имели ввиду под мотивами и мотиваторами, если не оплату труда?
|
Юрген, вы на форуме аспирантов/преподавателей, многие из которых прекрасно знают, - что психология в нашем обществе - одна из разновидностей высшего образования. Ни больше, ни меньше. И сегодняшние психологи - их вчерашние студенты. Вот такой замкнутый круг.
А насчет Цитата:
Скажем, сейчас у меня три предмета. А, И, Б. Предмет А - мне не интересен, мне его навязали в отсутствие желающих его вести, но теперь я в нем разбираюсь на уровне выше среднего и, при некоторых условиях, могу и дальше вести на должном теоретическом уровне. Предмет И - мне интересен, пересекается с моими практическими навыками-работами, веду на высоком уровне, снабжая примерами из практики. Предмет Б - новый, но мне не интересен, опять же дали - в отсутствие специалистов по нему, его знаю по самому теоретическому минимуму, так же и веду. |
то, что работу или род деятельности надо менять раз в 4-5 лет - это не случайно придумано
|
VAR, а вы сами сменить не хотите? На вообще ни как не связанную с образованием?
|
Цитата:
|
Юрген,
Цитата:
Сначала ты осваиваешь что-то новое и тебе это нравится, потом приедается, а потом уже и начинает раздражать. Многие компании предпочитают, например, менеджеров по продажам каждые три года менять, потому что человек уже не может работать эффективно, так как исчерпал себя. Что касается преподавания, то при желании сделать для себя этот процесс менее нудным, всегда можно найти варианты: экспериментировать с формой подачи материала, находить какие-то новые факты, пробовать новые методики преподавания. Но можно конечно сказать: "Почему я должен напрягаться, если мне так мало платят" и ничего не делать, ныть на аспирантском форуме, ненавидеть студентов. Хочется конечно понять: зачем при таком подходе вообще работать в вузе и насиловать себя. |
Текущее время: 14:45. Часовой пояс GMT +3. |
Powered by vBulletin® Version 3.8.8
Copyright ©2000 - 2025, vBulletin Solutions, Inc. Перевод: zCarot
© 2001—2025, «Аспирантура. Портал аспирантов»