Портал аспирантов

Портал аспирантов (http://www.aspirantura.spb.ru/forum/index.php)
-   Публикации (http://www.aspirantura.spb.ru/forum/forumdisplay.php?f=105)
-   -   Учебное пособие и научная новизна (http://www.aspirantura.spb.ru/forum/showthread.php?t=5227)

IvanSpbRu 14.03.2010 18:16

Учебное пособие и научная новизна
 
Один типа заведующий кафедрой, считающий себя большим ученым (за последние пару лет аж несколько раз публиковал тезисы на конференциях - разумеется, в соавторстве), сообщил мне следующее: на его взгляд, учебные пособия (учебники и т. д.) самостоятельными публикациями не являются, так как автор просто компилирует уже известные результаты.

В этой связи у меня возник вопрос:

- Является ли автор учебника автором или все же только составителем?

- Необходимо ли наличие в учебнике научной новизны - то есть изложение результатов, полученных именно автором?

Мое мнение:

- Является автором. Это не просто стыковка кусков других работ с редкими соединительными предложениями, а переработка большого массива информации по соответствующей области знания, его реструктурирование и подача в удобной для восприятия форме с учетом специфики конкретной специальности.

- очень сильно желательно - вообще хорошо, когда автор пособия активно работает в данной отрасли и получает в ней новые результаты - но не строго обязательно (учебник все же не монография и не журнальная статья), и новые элементы не должны занимать основной объем пособия

nauczyciel 14.03.2010 18:38

IvanSpbRu, по обоим вопросам согласен с Вами.

По второму вопросу... думаю, что не надо свою научную новизну включать в учебник до тех пор, пока она не появится в программе дисциплины.

Ink 14.03.2010 18:41

IvanSpbRu, :D
Вы этими вопросами, стабильно, каждый год мучаетесь. Ну мы же уже Вам отвечали. Чего же боле? Поиск рулит :p
Цитата:

Сообщение от IvanSpbRu (Сообщение 81274)
- Является ли автор учебника автором или все же только составителем?

1) Вы упорно, вот уже который год :rolleyes: не хотите понимать разницу между учебником и учебным пособием.
2) Автор учебника в любом случае является автором. Так Гражданский кодекс гласит. В последнем случае (составитель) он будет автором составного произведения, со всеми своими правами. А то, что думаете Вы или зав.кафедрой закон не колышет.
Цитата:

Сообщение от IvanSpbRu (Сообщение 81274)
Необходимо ли наличие в учебнике научной новизны - то есть изложение результатов, полученных именно автором?

Целый ряд документов устанавливают требования к учебникам. И там куча требований, в зависимости от ряда аспектов. Лезть в нормативку я сейчас не хочу, но в учебнике должна быть представлена конкретная научная и практическая новизна.
Например, в случае представления учебника, учебного пособия или монографии на соискание премий Правительства Российской Федерации в области образования, это издание должно содержать
Цитата:

- конкретная научная и практическая новизна, отличающая данную работу (актуальность, эффективность, результативность);
- практическая значимость;
- соответствие федеральному и мировому уровням;
- достигнутые результаты.

IvanSpbRu 14.03.2010 20:14

Ink, видимо, у меня есть некоторый набор вопросов, которые меня регулярно мучают и повергают в сомнения. Ну и, вероятно, начина потихоньку впадать в профессорский склероз и забывать уже полученные ответы:D

Если серьезно, то я имел в виду вообще учебную литературу - учебники, учебные пособия и конспекты лекций. Для удобства обзывал их одним и тем же термином. Разницу между ними я понимаю прекрасно.

Закон, безусловно, рулит. Разница в том, что есть формальное восприятие закона, а есть - трактовка ситуации обществом. В ряде случаев эти трактовки расходятся в нюансах:D Вот здесь я как раз хотел и уточнить эти индивидуальные нюансы:p:cool:

Ink 14.03.2010 20:42

IvanSpbRu, ну смотрите. Мы сейчас о чём речь ведём, о Ваших двух пособиях или вообще, гипотетически. Тут же желательно узнать практический смысл и для каких ситуаций. Т.е. послать на конкурс, гриф и т.д. - нет, нельзя. В министерских документах четко прописано требование новизны. Опять же разница между учебником и учебным пособием (по всем видам последних) огромна. Поставить как замену основному учебнику в УМК - формально так же нельзя, только как доп. литература. Реально - всем пофиг.

Hulio 14.03.2010 21:08

IvanSpbRu, обычно никто, чисто по жизни (исключая формально-бюрократический аспект) в учебниках и тем более в учебных пособиях на научную новизну особо не претендует. За исключением жертв бюджетной экономии (ну не положены в этом и след году монографии - а учебники в план включены) или старичков-факадемиков. Преемлемое иключение (но опять же в совковой традиции) составляют учебники по "редким" техническим специальностям - где по понятным причинам объема этой "новизны" на монографию явно не достаточно.

IvanSpbRu 14.03.2010 21:27

Цитата:

Сообщение от Ink (Сообщение 81292)
Т.е. послать на конкурс, гриф и т.д. - нет, нельзя. В министерских документах четко прописано требование новизны. Опять же разница между учебником и учебным пособием (по всем видам последних) огромна. Поставить как замену основному учебнику в УМК - формально так же нельзя, только как доп. литература. Реально - всем пофиг.

Я писал про вообще:D

А в чем должна заключаться эта самая министерская новизна - в принципиальной новизне материала (но ведь тогда учебник по высшей математике для нематематиков грифа никогда не получит - по очевидным причинам), причем новизна должна быть получена именно автором, или что в учебнике отражены вопросы, до того в учебниках не отражавшиеся?

Что учебное пособие не может быть послано на конкурс или на гриф - впервые слышу, и как-то не верится, потому что до фига видел пособий с грифом.

А вот что учебные пособия нельзя в УМК упоминать в качестве основнйо литературы - можно про это подробнее?

Ink 14.03.2010 22:14

Цитата:

Сообщение от IvanSpbRu (Сообщение 81303)
Я писал про вообще:D

А в чем должна заключаться эта самая министерская новизна - в принципиальной новизне материала (но ведь тогда учебник по высшей математике для нематематиков грифа никогда не получит - по очевидным причинам), причем новизна должна быть получена именно автором, или что в учебнике отражены вопросы, до того в учебниках не отражавшиеся?

Тут важно отметить что нужно как новизна, так и практическая значимость (смотрите требования правительственного конкурса), но никто не говорит о том, научная новизна и практическая знаимость должна быть в одном объекте ;) Т.е., например, новая классификация имеющегося материала - научная новизна, а структурирование разделов в учебник (или введение контрольных вопросов, тестовых заданий и пр.) - значимость практическая.
Цитата:

Сообщение от IvanSpbRu (Сообщение 81303)
Что учебное пособие не может быть послано на конкурс или на гриф - впервые слышу, и как-то не верится, потому что до фига видел пособий с грифом.

А Вы попытайтесь отправить на федеральные ведомственные (министерские конкурсы) - будете неприятно удивлены. А для грифа это прописывается в заключении.
Цитата:

Сообщение от IvanSpbRu (Сообщение 81303)
А вот что учебные пособия нельзя в УМК упоминать в качестве основнйо литературы - можно про это подробнее?

Можно, конечно. По федеральной компоненте циклов ГСЭ и ОПД базовым должен быть только грифованный учебник. По национально-региональной (вузовской) компоненте циклов ГСЭ и ОПД базовым может быть учебник рекомендованный умо собственного вуза, а в его отсутствие учебные пособия, конспекты лекций преподавателя читающего эту дисциплину. По вновь вводимым дисциплинам допускается отсутствие УМК до четырёх лет. По циклам СД и ФТД - хоть что можно использовать. Но обо всех этих правилах вспоминают только раз в пять лет, к аккредитациям. :D

IvanSpbRu 14.03.2010 23:02

Цитата:

Сообщение от Ink (Сообщение 81315)
А Вы попытайтесь отправить на федеральные ведомственные (министерские конкурсы) - будете неприятно удивлены. А для грифа это прописывается в заключении.

Ну, на конкурсы я пока отправлять не собираюсь:D

За разъяснения спасибо, буду иметь в виду при подготовке УМК.

Но все же - видел много учебных пособий с грифом. Им что, хором против правил гриф присваивали?

Ink 14.03.2010 23:36

Цитата:

Сообщение от IvanSpbRu (Сообщение 81324)
Им что, хором против правил гриф присваивали?

Я ж говорю: им новизну в экспертном заключении прописали.

Добавлено через 33 минуты 24 секунды
Вот так
Цитата:

научную новизну составляют модульные образовательные программы в области *** подготовленные и получившие одобрение в ходе **** международной научно-методической конференции «****», прошедшей в **** года на Юридическом факультете ***.
Цитата:

Практическая значимость издания представлена в виде апробированного опыта ведущих юридических школ страны: Московского государственного университета, Санкт-Петербургского государственного университета, *****, Казанского государственного университета, Воронежского государственного университета, Саратовской государственной академии права, Уральской государственной юридической академии и др.


Текущее время: 04:30. Часовой пояс GMT +3.

Powered by vBulletin® Version 3.8.8
Copyright ©2000 - 2025, vBulletin Solutions, Inc. Перевод: zCarot
© 2001—2025, «Аспирантура. Портал аспирантов»