Скрытый текст
"...Перед тем, как назвать несколько наиболее распространенных сегодня стилей жизни, попытаться определить психоэнергетические типы человека, существующие во все эпохи и составляющие внутреннюю основу любого стиля. Предпосылки такой архетипической психоэнергетической классификации людей заложил историк Л.Н. Гумилев в своем учении о пассионарности и ее проявлениях в историческом поведении личностей и народов. Согласно этому учению, историческое поведение людей должно быть рассмотрено с точки зрения соотношения избытка или недостатка биохимической энергии, которая проявляется в реальных действиях и поступках. Ученый выделял четыре основных психоэнергетических типа людей:
Пассионарии, отличающиеся большим избытком энергии, расходуемой в самом общем виде на созидание нового, что неизбежно сопровождается сокрушением старого. Звезды первой величины, явные лидеры, яркие личности.
Гармоничные люди, отличающиеся небольшим избытком энергий, достаточным для того, чтобы приспосабливать революционные изменения пассионариев к прежним формам жизни. Звезды второй величины, систематизаторы, помощники, идеологи при правителях, заметные, но недостаточно яркие личности.
Гомеостатические люди, принадлежащие к так называемым отсталым народам и диким племенам, которых не коснулась цивилизация и которые обладают запасом энергии, достаточным лишь для того, чтобы поддерживать равновесие с природным ландшафтом.
Субпассионарии, отличающиеся крайне малым творческим потенциалом и низкой энергетикой, потребляющие извне гораздо больше силы, нежели отдающие. Люди толпы, городская чернь, явные аутсайдеры, душители талантов и гениев, поведенческие и энергетические вампиры в подавляющем большинстве.
Данная классификация, удачно отражающая человеческую реальность, с позиции эзотерических учений, должна быть дополнена двумя, важными положениями. Во-первых, необходимо уточнить саму природу энергии, которой пользуются все перечисленные типы людей. Эзотеризм учит, что эта энергия имеет сложный состав и соединяет в себе энергии всех перечисленных семи тонких тел, но отнюдь не сводится, как утверждает Гумилев, к биохимическому (то есть чисто физическому уровню). Во-вторых, данное деление людей на четыре основных психотипа необходимо дополнить еще более глубинным и фундаментальным делением, принятым и в мировых религиях, и в эзотерических учениях, например, в Агни Йоге, предполагающей применять принцип светотени. Гумилевская классификация рассматривает человека вне его моральной и религиозной душевной природы. Более полный эзотерический подход вводит понятия светлой и темной человеческой природы и за счет этого удваивает число психотипов с четырех до восьми. С этой точки зрения бывают:
Светлые пассионарии, к которым относятся люди, являющиеся духовными строителями жизни, излучающими огромные импульсы света, любви, добра и творчества.
Светлые гармоничные люди, которые являются хорошими помощниками для светлых пассионариев, на своем уровне совершающими нравственный незаметный подвиг жизни.
Светлые гомеостатические люди, ведущие оседлый земледельческий образ жизни и составляющие здоровую основу бытия, благодаря которым среда обитания и природа передаются из поколения в поколение сохраненными и даже улучшенными.
Светлые субпассионарии, люди, лишенные самостоятельности и творчества, но субъективно хорошие добродушные обыватели, мирно коптящие небо и никому не приносящие зла.
С другой стороны, бывают:
Темные пассионарии - люди, обладающие яркими талантами в какой либо области, но направившие всю мощь своей недюжинной энергии на разрушительные цели (тот случай, о котором Агни Йога говорит: "даже у темных бывает творчество").
Темные гармоничные люди (хотя о гармонии здесь можно говорить условно), которые свои неплохие способности и силы направляют для адаптации идей зла к современной жизни. Их относительная гармония состоит в отсутствии каких бы то ни было внутренних конфликтов, угрызений совести и проявлений рефлексии.
Темные гомеостатические люди, ведущие природный почвенническо-воинственный образ жизни, своими войнами, набегами и торговым паразитизмом разрушающие уклад жизни светлых гомеостатических людей, племен и народов.
Темные субпассионарии - наиболее разрушительная порода людей криминального склада, носители наиболее вредной энергетики, привнесение которой в любое дело или исторический процесс приводит к разложению, неудачам и смутам.
Восемь психоэнергетических типов по сути являются метаисторическими, архетипическими, проявляющимися во все времена. Существовавшие в разные эпохи стили жизни есть преломления поведения перечисленных восьми психоэнергетических типов в конкретной исторической среде, захватывающие большое число людей (то есть имеющие массовый характер). Стиль поведения включает в себя такие компоненты, как образ жизни, запоминающиеся устойчивые стереотипы общения людей друг с другом, определенные идеалы, ориентации, наличие объектов поклонения и отвержения, отношение к деньгам, к труду и развлечениям. Если соотнести перечисленные восемь основных психоэнергетических типов со стилями жизни, существовавшими, скажем, в Российской империи в XIX начале XX веков, то возникнет примерно следующая панорама стилей жизни, при всей схематичности в определенной степени отражающая реальность:
Стиль русской святости и праведности. Соответствует психотипу светлых пассионариев. Наиболее яркие примеры - Сергий Радонежский. Александр Невский, Серафим Саровский.
Стиль общественного служения, охранения и просвещения. Соответствует психотипу светлых гармоничных людей. Наиболее характерным примером может служить любой общественный деятель охранительного склада личности, вроде Победоносцева.
Стиль простой народной жизни. Соответствует психотипу светлых гомеостатических людей. Примером могут выступать многие образы крестьян в русской литературе (следует отметить, что крестьянская среда нередко порождала светлых пассионариев).
Стиль доброго обывателя. Соответствует психотипу светлого субпассионария. К наиболее ярким литературным примерам относятся образы Манилова, гоголевских старосветских помещиков.
Стиль революционера-фанатика, верящего в идею. Соответствует психотипу темного пассионария. Яркими примерами могут служить фигуры Нечаева и Троцкого.
Стиль корыстного попутчика революции, примкнувшего к ней из выгоды. Соответствует психотипу темных гармоничных людей. Примером может служить любой пропагандист революционных идей вроде Радека.
Стиль народного бунтаря-разбойника, духовного наследника Степана Разина. Соответствует психотипу темных гомеостатических людей. Примерами такого стиля являются главари холерных бунтов, приказывающие топить врачей в колодцах или главари банд басмачей.
Стиль криминального разрушителя-маргинала. оторванного от корней. Соответствует психотипу темных субпассионариев. Типичными литературными примерами являются образы Фильки Шквореня и Челкаша.