Показать сообщение отдельно
Старый 27.11.2007, 17:22   #100
Tortoise Cat
Advanced Member
 
Аватар для Tortoise Cat
 
Регистрация: 17.06.2006
Сообщений: 562
По умолчанию Необычные истории написания диссертации

PavelAR
Цитата:
А будут ли полученные выводы справедливы для других 4444 текстов?
Отбор источников материала определялся:
1.уровнем художественного мастерства произведений НФ, т.к. нас интересовали наиболее совершенные образцы жанра;
2.тематической и жанровой гомогеностью материала, допускающей сопоставление.
Языковые же факты отбирались по лингвистическим параметрам, определенным объектами изучения – модальностью и хронотопом.
Изначально посчитали, что 2 текста - это мало, а, скажем, 6 - черезчур много для кандидатской. Кафедра наша тогда в итоге согласилась с тем, что 4 текста - число оптимальное.
Предположительно наши положения справедливы для всего жанра, т.к. мы стремились выделить общие, типологические черты всех 4х произведений, которые позволяют высказать гипотезу, что эти черты типичны для большинства НФ текстов. Смею считать, что нам это удалось.
Однако при этом специфика жанра позволяет говорить о возможности проявления незакономерности в текстах данной области литературы: где-то новообразования могут отсутствовать, а основная функциональная нагрузка будет лежать на технических терминах.
Безусловно, время может быть повернуто как угодно, пространство может быть где угодно, но основное, что, как мне представляется, неизменно - что что в текстах НФ категории модальности, времени и пространства обладают _функциональной_ жанровой спецификой, поскольку существуют определенные способы их реализации, отличающиеся от тех же способов в нефантастической прозе. Т.е. функция у языковых средств так или иначе будет другая, нежели в нефантастической прозе. Хотя сам-то язык как был русским/английским, так им и останется - попытки фантастов создать что-то новое в языковом плане на самом деле не так активны, как кажется.

Цитата:
Так же как и никакое преступление не должно оставаться нерасследо-
ванным, но наука-то тут причем? Другое произведение, другой автор
и все ранее полученные выводы по конкретному примеру летят в урну.
Но тот-то пример останется изученным, а значит, он в любом случае расширяет наши представления о каком-то языковом/литературном явлении. Анализ будет развивать и уточнять положения общей теории языка/литературы о свойствах текста/языкового явления/литературной тенденции вообще, привнося в нее то, чего ранее не было - то есть привнося т.н теоретическую и практическую значимость первого порядка в филологию.
Цитата:
На мой взгляд науч-
ную фантастику от прочего бреда, написанного в состоянии глубокого
наркотического опьянения, отличает именно вот непротиворечивость.
То есть фантастика, конечно, на то и фантастика, что там используют
вымышленные объекты, свойства и взаимодействия, невозможные в на-
шем реальном мире, но право называться "научной" нужно еще заслу-
жить, доказав что в произведении нет противоречий между вымышлен-
ными законами вымышленных миров, а также нарушений этих законов.
Павел, Вы абсолютно правы. Я неоднократно повторяла эту же мысль в работе, ссылаясь еще и на то, что все взятые мной авторы имели в то или иное время отношение к точным и/или естественным наукам, что обусловило определенный склад ума и образ мышления. При создании НФ текстов активизируется т.н. логико-информационная функция языка: фантазия автора позволяет уму отдохнуть от пользования логическим мышлением и осуществить авторские желания, рациональное же мышление позволяет спрогнозировать способы реализации этих желаний и описать их (например, путешествия на другие планеты на космическом корабле).
Tortoise Cat вне форума   Ответить с цитированием
Реклама