Показать сообщение отдельно
Старый 20.03.2012, 12:52   #332
watteau
Модератор
 
Аватар для watteau
 
Регистрация: 31.03.2005
Сообщений: 7,156
По умолчанию

Цитата:
Сообщение от Лучник Посмотреть сообщение
книжки по воспитанию
Это не книжка по воспитанию, а два письма из сочинения Андре Моруа по теме.

О детской впечатлительности
О детской впечатлительности.
Взрослые слишком часто живут рядом с миром детей, не пытаясь понять
его. А ребенок между тем пристально наблюдает за миром своих родителей; он
старается постичь и оценить его; фразы, неосторожно произнесенные в
присутствии малыша, подхватываются им, по-своему истолковываются и создают
определенную картину мира, которая надолго сохранится в его воображении.
Одна женщина говорит при своем восьмилетнем сыне: "Я скорее жена,
нежели мать". Этим, сама того не желая, она, быть может, наносит ему рану,
которая будет кровоточить чуть ли не всю его жизнь.
Преувеличение? Не думаю. Пессиместическое представление о мире,
сложившееся у ребенка в детстве, возможно, в дальнейшем изменится к лучшему.
Но процесс этот будет протекать мучительно и медленно. Напротив, если
родителям удалось в ту пору, когда у ребенка еще только пробуждается
сознание, внушить ему веру в незлобивость и отзывчивость людей, они тем
самым помогли своим сыновьям или дочерям вырасти счастливыми. Различные
события могут затем разочаровать тех, у кого было счастливое детство, раньше
или позже они столкнутся с трагическими сторонами бытия и жестокими
сторонами человеческой натуры. Но против ожидания лучше перенесет
всевозможные невзгоды как раз тот, чье детство было безмятежно и прошло в
атмосфере любви и доверия к окружающим.
Мы произносим при детях фразы, которым не придаем значения, но им-то
они представляются полными скрытого смысла. Одна учительница как-то поведала
мне такую историю. Она попросила свою маленькую ученицу:
"Раздвинь шторы, дай-ка появиться свету в нашей комнате". Та застыла в
нерешительности.
-- Я боюсь...
-- Боишься? А почему?
-- Но видите ли... Я прочла в священном писании, что едва Рахиль дала
появиться на свет Вениамину, как тут же умерла.
Один мальчик постоянно слышал, как у них в доме называли каминные часы
"Мария-Антуанетта", а мебель в гостиной -- "Людовик Шестнадцатый", и решил,
что эти часы зовут Мария-Антуанетта подобно тому, как его самого зовут
Франсуа. Можно себе представить, какие причудливые образы возникнут в его
воображении, когда на первых же уроках французской истории имена,
обозначавшие для него предметы домашнего обихода, смешаются с кровавыми и
печальными событиями.
Сколько невысказанных опасений, сколько невообразимых понятий роятся в
детских головках! Я вспоминаю, что, когда мне было лет пять или шесть, в наш
городок приехала на гастроли театральная труппа и повсюду были расклеены
афиши с названием спектакля "Сюрпризы развода". Я не знал тогда, что значит
слово "развод", но смутное предчувствие подсказывало мне, что это одно из
тех запретных, притягательных и опасных слов, что приоткрывают завесу над
тайнами взрослых. И вот в тот самый день, когда приехала эта труппа,
городской парикмахер в приступе ревности несколько раз выстрелил из
револьвера в свою жену. Об этом случае рассказали при мне. Каким образом
возникла тогда в моем детском сознании связь между этими двумя столь
далекими друг от друга фактами? Точно уж не помню. Но еще очень долго я
думал, что развод -- это такое преступление, когда муж убивает свою виновную
жену, и что совершается оно прямо на глазах у зрителей на сцене театра в
Пон-де-л'Эр.
Разумеется, и самые чуткие родители не в силах помешать зарождению
сверхъестественных представлений и наивных догадок в головах их детей.
Известно, что жизненный опыт так просто не передается, каждый
самостоятельно усваивает уроки жизни, но остерегайтесь по крайней мере
давать ребенку опасную пищу для воображения. Мы избавим своих детей от
тяжелых переживаний, если будем все время помнить о том, что они обладают
обостренным любопытством и гораздо впечатлительнее нас. Это -- урок для
матерей. Прощайте.


О воспитании детей
О воспитании детей

Каникулы вот-вот закончатся, и вы просите у меня, дорогая, советов
относительно воспитания детей. Они у вас еще совсем малыши, но я полагаю,
что с самого раннего возраста в школе их будут воспитывать лучше, нежели в
семье. Любящие отец и мать чересчур хорошо все "понимают" и потому прощают
детям слабости, извиняют лень. Они стремятся скорее утешать, чем исправлять.
Школа беспристрастна и строга, как сама жизнь. Там царит равенство, и, если
очаровательная девчушка, боготворимая родными, провалится на экзамене при
переходе в следующий класс, она должна будет остаться на второй год или уйти
из этой школы.

Таков закон коллежа, и он разумен. Не нужно от избытка любви создавать
у детей впечатление, что слезы и поцелуи без следа изглаживают проступки,
что жизнь легка и что всесильная семья все уладит. Жизнь -- это борьба, и
готовиться к ней нужно с детства. Товарищи воспитывают гораздо лучше, чем
родители, ибо им не свойственна жалость.
Не стремитесь свести воспитание к веренице удовольствий. Лишь усилие
закаляет ум. Нужно, чтобы ваш сын давал себе труд вникать в прочитанное, в
противном случае его внимание будет рассеиваться и постоянно отвлекаться на
посторонние предметы. Сразу же приобщайте его к великим писателям. Мать
Пруста побуждала его читать романы Жорж Санд и Диккенса; в итоге появился
Марсель Пруст. Побуждайте своих детей заучивать наизусть прекрасные стихи:
Корнеля, Лафонтена, Гюго. Сперва смысл многих слов от них ускользнет, но
уже очень скоро их собственный запас слов увеличится. Чудесная музыка этих
стихов воспитает в них тягу к возвышенному. Вдумайтесь в глубокий смысл
слова воспитывать(1) Воспитывать ребенка -- значит делать его ум и нрав
возвышеннее, значит вести его к нравственным вершинам. Для этого нужны
проводники, привыкшие к большим высотам, иначе говоря, поэты. А как
признательны вам будут позднее дети за то, что вы так хорошо оснастили их
память! Помню, каким утешением служили для меня "внутренние вечера поэзии"
в пору величайших бедствий 1940 года.
Обучите ваших детей одному или даже нескольким ремеслам. Никто не
знает, каким станет мир завтра, но всегда будут нужны люди, умеющие работать
руками. Ваши дети будут жить в окружении техники -- нужно, чтобы они
понимали в ней толк, были с ней на короткой ноге. Машины очень дурно
обходятся с теми, кто их не любит. Ныне каждый мальчишка должен быть
электриком, столяром, должен уметь отремонтировать радиоприемник. В
противном случае он будет вечно зависеть от всякого мастерового.

---------------------------
(1) Французское слово lever имеет два значения: 1) возвышать,
возносить;
(2) растить, воспитывать. -- Примеч. ред.


Чудесное свойство отрочества состоит в том, что гибкий ум подростка
легко овладевает и техническими навыками, и иностранными языками. Следует
извлечь пользу из этого недолговечного качества. Позднее усвоить то же
самое станет гораздо труднее. Но все-таки возможно. Когда-то давно я был
знаком с англичанкой, мисс Гаррисон, которая до семидесяти лет преподавала
греческий язык. Уйдя на покой, она решила изучить русский язык и преуспела в
этом. Но это потребовало от нее немалого труда, в то время как ребенок
овладевает языками играючи. Кроме того, он учит слова на слух, а потому
усваивает безупречное произношение, тогда как взрослый, изучая язык
"глазами", придает иностранным словам звучание своего собственного языка.
Обучите своих сыновей по крайней мере английскому и испанскому -- эти языки
откроют им доступ к половине мира, затем добавьте латынь -- она откроет им
доступ к знанию.
Что еще пожелать вам? Всегда поступайте так, чтобы ваши дети достаточно
уважали вас, но не боялись. Не навязывайте им тех добродетелей, которыми не
обладаете сами. Ведь дети наблюдают за нами и делают выводы. Если они
восторгаются вами так же, как я, все пойдет на лад. Вот, сударыня, мои
наставлении в связи с началом школьных занятий. А пустые забавы придется
пока отложить. Прощайте.
watteau вне форума   Ответить с цитированием
Реклама