- Слышь, Катя! Ты что это сегодня такая надутая? - вдруг озаботился Земляк настроением аспирантки их общего шефа. 
 - Да вот, ВП поставил меня завтра экзамен принимать по своему курсу. А я вообще никогда экзаменов не принимала. И курс его последний раз студенткой слушала. Шеф ведь каждый год что-то в лекциях меняет. Добавляет, изымает... О чём он сейчас читал, откуда мне знать? Ну как я принимать буду? 
 - Делов-то... Принимать - не сдавать... Слушай старших товарищей, битых жизнью бойцов. Прошедших огонь и воду с обеих сторон экзаменационного стола. Сейчас я тебя научу. Усвоишь, поверь моему опыту - сможешь принять любой экзамен по любому предмету. От квантОв до анатомии. Ну, кроме, конечно, иностранного языка. При этом, обращаю особое внимание, и оценка твоя будет объективной и сдающие даже не заподозрят, что ты предмета принимаемого совершенно не знаешь. Ну, как? Будешь слушать?
 - Конечно. Рассказывай!
 - Перво-наперво запомни и проникнись главным. Тем, что ты много умнее их. И опытнее. Хотя бы потому, что у тебя уже есть диплом, а у них его пока еще нет. А раз так, то инициатива всегда должна быть на твоей стороне и из рук ты её выпускать не должна. Рулить должна процессом. С издёвочкой такой лёгкой, но вежливо, не пережимая. Вообще-то, конечно, и тезауруса какого-то наличие в голове твоей желательно. Да это я так, до кучи... Не обижайся, пожалуйста... Ну, а теперь ближе к делу. Пришла ты в аудиторию. Клиентов обилетила. Подготовиться дала чуток. Приступаешь к процессу. Кто обычно идет сдавать первым?
 - Кто?
 - Тот, кто знает всё. Или тот, кто на удачу надеется, а сам не знает ни черта. Так вот, для этого первого сдающего и твоя задача существенно легче. Она из сложной в бинарную превратилась. Что ты - пять минут послушав ответ на вопросы из билета, отличника от двоечника сепарировать не сумеешь? Откровенную чушь не сумеешь отловить?
 - Сумею.
 - Ну, и я об этом. Двоечника выгоняшь на хрен и тогда задача твоя рекурсивно возвращается к исходной. Отличнику же ставишь пять баллов и отпускаешь с миром, переходя к следующему этапу приёма. Что ты делаешь на этом этапе?
 - И что я делаю?
 - Спрашиваешь следующего студента. Спрашиваешь его по билету и, кроме того, задаёшь еще и дополнительный вопрос. Какой ты задаёшь вопрос?
 - Действительно, какой?
 - Отвечаю. Задаёшь вопрос как раз из того материала, который только что рассказал тебе сдавший отличник. Уловила?
 - Класс!
 - Ясное дело... Через пару-тройку опрошенных студентов у тебя уже и мешочек вопросов поднакопился и в курсе принимаемом ты кое-что соображать начинаешь... Так ведь? А если группы три-четыре за неделю через себя пропустишь, то ты уже так в предмете ориентироваться будешь, что, глядишь, даже сама сдать его сумеешь. Попробуй, всё равно тебе деваться некуда.
 - И в самом деле, некуда, - со вздохом, - попробую...
 - Да, вот еще что помни... Как говорил наш покойный завкафедрой Сергей Павлович Стрелков - если студент продержался против тебя больше двадцати минут, то два балла ему ставить неприлично. Хотя бы потому, что это будет свидетельствовать о твоей низкой квалификации, как экзаменатора. Двоечника дОлжно определять быстрее. 
**** 
С экзамена Катя пришла хотя и усталая, но в состоянии полного восторга.
Источник