Цитата:
Совесть — Чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом. (социокультурный подход - искусственный характер совести)
Совесть — выражение способности личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков. (функциональный подход, прагматичный - подчеркивается ДЕЙСТВЕННОСТЬ чувства, его проверка действиями)
Совесть — понятие морального сознания, внутренняя убежденность в том, что является добром и злом. (аксиологический подход - подчеркивается ценностное начало, значимость способности оценивать, отделять)
|
Цитата:
в 1м случае "хочу" обозначает "ты должен повиноваться", в 2м "хочу" обозначает "ты должен действовать", в 3м "хочу" обозначает "ты должен различать"
|
для моего понимания это, похоже, недоступно

Где в первом "Ты должен повиноваться"? Должен кому? Чтобы что? Чтобы тебя признали имеющим совесть? Ну хорошо, если ты претендуешь на то, что у тебя есть совесть, ты должен чувствовать нравственную ответственность перед окружающими людьми, обществом. Что значит чувствовать эту самую ответственность? Если чувствуешь ее, то само сабой разумеется осуществляешь нравственный самоконтроль, самостоятельно формулируешь для себя нравственные обязанности, требуешь от себя их выполнения и производишь самооценку совершаемых поступков. А как это можно делать не имея внутренней убежденности в том, что является добром, а что злом? То есть одно определение сразу позиционирует все три "хочу" (да и "хочу" ли это? и чье?).
По-моему, все завязано в тугой узел, и аналогичным ходом мыслей можно вывести из каждого из оставшихся определений остальные. То есть, получается, что необходимости в трех определениях нет, и достаточно одно объявить определением, как остальные автоматически становятся следствиями из него (кстати говоря, посмотрела сейчас в своем энциклопедическом словаре -- всего одно определение, именно -- первое вами приведенное). Ну не говорится во втором прямо, что ты должен различать добро и зло, но так ведь без этого нельзя -- зачем говорить очевидные вещи? А акцент... а он вообще-то здесь важен? Главное -- информация, которую дает определение, имхо...
Цитата:
что поделать, мы не 2+2 складываем хотя и в случае 2+2 друзья математики грят, не все чисто
|
угу. Есть люди, которые, видимо, руководствуясь вашим принципом, говорят, например -- а я хочу, чтоб дважды два было пять. Щас докажу! И доказывают. Потом, правда, приходят математики и показывают этим людям, как они не правы

Или мужчины, задавшись целью доказать, что женщины -- зло, тоже прибумывают какие-то доказательства, в которых тоже ошибки белыми нитками просвечиваются. Но это я так... отвлеклась
Добавлено
вот еще подумалось, что во всем этом слабое место -- третье определение, которое, если его оторвать от первых двух, вообще по большому счету, определением совести я бы не назвала, и разрешила ему выступать только следствием.