Gold Member
Регистрация: 27.05.2011
Сообщений: 1,907
|
Игра в парты:
Цитата:
показатели, вошедшие в "дорожную карту", годятся только для оценки действий самих чиновников. Их значения изрядно изумили обычных преподавателей, обнаруживших, что в 2013-2018 годах им предстоит столкнуться с серьезным сокращением штатов: на 44% в вузах, на 35% в техникумах и колледжах и на 7% в школах. Правда, численность педагогического персонала увеличится в организациях дошкольного и дополнительного образования (на 7% с небольшим и 1% соответственно), но показатель "количество учащихся на одного преподавателя" вырастет повсеместно: в детсадах — с 8,7 до 9,8 (рост на 12%), в школах — с 10,9 до 13 (19%), в вузах — с 9,4 до 12 (27%). Никто не обещал, что будет легко.
|
Цитата:
сокращение преподавательского состава в вузах можно отчасти объяснить сокращением на треть в ближайшие годы численности молодежи в возрасте от 17 до 25 лет. "На пике, в 2008 году, в стране было 7,5 млн студентов. Сейчас — около 7 млн. А к 2020 году, по демографии, число студентов сократится примерно до 4,5 млн,— прогнозирует директор Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС при президенте РФ Татьяна Клячко.— Идея, что с сокращением контингента должен сокращаться и преподавательский состав, понятна. Насколько сокращаться, другой вопрос".
Почти все, что нельзя оправдать демографической ямой, можно оправдать технологической революцией. "Ощущение", что нагрузка на преподавателей вырастет, "возникает в случае, если считать, что никаких изменений за пять лет в образовательных технологиях не произойдет",— полагает Ирина Абанкина. "На самом деле", по ее словам, речь идет об "активной эксплуатации информационно-коммуникационных технологий, усилении проектной работы, самостоятельной работы студентов" и т. д., и "напрямую ни о какой нагрузке речь не идет вообще".
|
Цитата:
"Минобрнауки считает, что произойдет перевод части вновь принимаемых студентов на укороченные программы так называемого прикладного бакалавриата, а новые стандарты высшего образования позволят снизить аудиторную нагрузку", однако, рассказывает ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов, "стандарт прикладного бакалавриата еще не принят, у министерства нет даже его утвержденной концепции; рассчитывать, что он будет массово введен к 2015 году, нельзя". (Согласно "дорожной карте", к этому времени по нему должны обучаться 15,1% студентов.)
Что же касается действующих стандартов третьего поколения, то они, продолжает Кузьминов, "перегружены" и "никакого сокращения на этой базе произвести невозможно": "Сделать и внедрить еще одно поколение стандартов можно за пять лет
|
Цитата:
Для всех вузов устанавливается нормативное соотношение средней зарплаты ППС к средней по региону, которое постоянно растет. Вузы получают дополнительные бюджетные средства на повышение заработной платы из расчета нормативной численности ППС (контингент бюджетных студентов делится на 12, у ведущих вузов — на 4-5). Так что ректоры вынуждены будут приводить раздутые штаты в соответствие с нормативом, сокращая избыточных сотрудников. Никто не будет это прямо диктовать вузу. Хочет он иметь на 100 преподавателей больше — пожалуйста, только их зарплата (которая не должна быть ниже, чем у остальных) будет финансироваться из других источников: доходов от коротких платных программ, научных проектов или спонсорских средств
|
Цитата:
неэффективные" вузы будут получать меньшее финансирование, качество образования в них будет только падать. Пострадают от этого в первую очередь студенты из незащищенных социальных слоев: у них нет возможности компенсировать плохое школьное образование с помощью репетиторов, поэтому они часто получают низкие баллы ЕГЭ и обучаются в низкорейтинговых вузах. "Нельзя длить агонию слабых вузов — метод экономического удушения в этом случае не подходит. Надо принимать управленческие решения по исправлению ситуации
|
Цитата:
В Москве отказ от поддержки лучших школ (ее можно было бы сравнить с поддержкой ведущих вузов — объем средств зависел, например, от объема школьной программы) и переход на нормативно-подушевое финансирование привел к падению зарплат педагогов в самых сильных школах, рассказывает член совета межрегионального профсоюза работников образования "Учитель" Всеволод Луховицкий. Фактически их экономическими методами вынуждают тоже объединяться с кем-нибудь, сливать классы и увеличивать нагрузку педагогов по образцу других школ. "Средняя нагрузка учителя в Москве — больше 1,5 ставки. И классы стали больше. Учителя радуются: они получают по 70 тыс. руб. А то, что они работают некачественно, никого не волнует",— говорит Луховицкий.
Еще одно следствие: выпускнику педвуза получить работу по специальности стало "нерешаемой задачей", рассказал на пресс-конференции столичных педагогов географ лицея "Вторая школа" Леонид Перлов. Зато резко вырос контрольный аппарат: контролеры заняли место окружных методистов-предметников (с 1 января этот институт в Москве ликвидирован, так что если в результате внедрения "эффективного контракта" в школы все же придут долго ожидавшиеся Министерством образования "молодые талантливые специалисты", то советоваться им будет не с кем).
Ключевым словом в идущем процессе, по мнению Перлова, является не педагогическая эффективность, а экономическая, хотя и она "достаточно спорна". Нет, краткосрочная экономия налицо. Но ни к качественному образованию, ни к конкурентоспособности российской экономики она не имеет отношения.
|
|