Показать сообщение отдельно
Старый 11.10.2008, 09:31   #13
nauczyciel
Platinum Member
 
Аватар для nauczyciel
 
Регистрация: 18.10.2007
Адрес: Екатеринбург
Сообщений: 6,778
По умолчанию

Цитата:
Внутренняя утечка мозгов

Развитие материального производства в любой стране во многом определяется уровнем профессионального образования, достойным приложением талантов и знаний молодых, неразрывностью научно-инженерной элиты нации. В России со всем этим плохо.
Студенты недовольны неопределенностью трудоустройства, что не стимулирует учебу; профессора – скудностью зарплаты и унижающим человеческое достоинство социальным статусом; ректоры вузов – беспардонным навязыванием "болоньи" (рекомендаций так называемой Болонской декларации) и нищетой учебных лабораторий; руководители производств – острейшим дефицитом конструкторов, технологов, эксплуатационщиков при немалом их выпуске.
Вряд ли кто осмелится утверждать, что качество высшего образования в России улучшается, поскольку все определяющие факторы действуют со знаком "минус". Один маленький штрих: студент, первоначально попавший на бесплатное обучение, может далее переползать "на карачках" от сессии к сессии, не вылезая из двоек и "хвостов". И все равно учить его будут за государственный счет. Спрашивается, за какие заслуги? Зачем ему стараться и какую пользу стране могут принести хронические разгильдяи?
Между тем никто не смог отменить две бесспорные истины: достойная система образования способна возродить страну с любого уровня упадка; при необратимой деградации школьного и особенно профессионального образования России "с колен" не подняться.
Чьими руками партия и правительство собираются построить в стране инновационную экономику? Юристов, которых произведено немерено? Перекупщиков-менеджеров? Недоучек – бакалавров наук? Возможно, с высот власти "вузовские нестыковки" выглядят досадной мелочовкой, которую можно устранить одним махом. Например, сократить радикально число вузов и опустить остальные до техникумов и ПТУ. Как тут ни вспомнить: "Лучшее средство от перхоти – гильотина!"
Всякая система образования по природе своей инерционна и слабо откликается на импульсивные, плохо продуманные действия. И если власти, законодательной и исполнительной, не до того, может, обсуждение проблем высшего образования инициирует авторитетная общественность?
Считаю разумным сосредоточиться первоначально на коренной проблеме – эффективности использования выпускников технических вузов. Парадокс в том, что они являются ценнейшей продукцией, поскольку на ее "производство" тратятся силы и средства, но не являются "товаром", так как бесплатно разбираются на стихийном рынке труда. То есть безвозмездно для тех, кто затратил средства (государство), силы и время (вузы).
В итоге талантливые и работоспособные попадают не в сферу материального производства и не в оборонку, а туда, где больше платят, – в бесчисленные посреднические коммерческие конторы.
Разумеется, сфера обращения есть такой же необходимый компонент национальной экономики, как и сфера материального производства. Все дело – в приоритетах. Вспомним Ивана Крылова: "…Однако ежели б я в поле не пахала, то нечего тебе здесь было и стеречь!" И если в "пахари" будут попадать только тупицы и неудачники, то… Бедная страна! Впрочем, она и есть бедная, при всех неисчислимых природных богатствах.
В руководящем лексиконе часто мелькает термин "утечка мозгов", употребляемый по поводу отъезда наших специалистов за рубеж, откуда, кстати, многие возвращаются, изрядно выросшими в цене.
На мой взгляд, несравненно более масштабной и губительной является "внутренняя утечка мозгов" – потеря для материального производства страны и ее оборонного потенциала множества молодых талантов, которых именно для этого готовили в технических вузах. И пусть никого не убаюкивают благостные вузовские отчеты о процентах выпускников, работающих по специальности. Обладатель диплома по "Автоматизированным информационным системам", работающий программистом в тотализаторе при ипподроме, – это по специальности или как?
Ситуация с "внутренней утечкой мозгов" с позиций интересов народа и государства носит не отраслевой, а всеобщий характер. Выпускники педагогических вузов разбегаются, кто куда, а в школах – недокомплект учителей. А молодые агрономы? Та же картина.
Какими мерами на уровне государственной политики переориентировать поток лучших вузовских выпускников по их прямому назначению?
Проблема не мной подмечена. И предложения есть, в том числе:
Ввести тотально двухуровневую ("Болонскую") систему обучения как всеобщую панацею. Искоренить такие категории, как "инженер", "инженерная квалификация" и т.п., после чего все образуется само собой. Единственный довод: "Раз мы Западу это обещали, то не можем же…". Сомнения игнорируются.
Возродить систему персонального распределения выпускников, что, кстати, сделано в Белоруссии, результат – слезы. В советские времена распределению сопутствовала зарплата, на которую можно было прожить, и решение жилищного вопроса под ответственность работодателей. А сегодня кто об этом позаботится?
Комплектовать вузовские контингенты по направлениям предприятий и организаций (целевой набор). Уже даны директивы и спущены контрольные цифры. Сомнительно, однако, что руководители предприятий станут массово зазывать к себе школьников, из которых неизвестно, что получится. На уровне локальных экспериментов можно попытаться (могу поделиться опытом).
Автор предлагает подходить к проблеме системно.
На младших курсах по окончании каждого очередного учебного года (последний день сессии) аттестовывать студенческий контингент. Независимо от предыдущего статуса все сдавшие на "отлично" и "хорошо" последующий год учатся бесплатно и со стипендией. Сдавшие с тройками – тоже бесплатно, но без стипендии. Не завершившие в срок сессию (без весомых, уважительных причин) могут рассчитывать лишь на платное обучение. Не ликвидировавшие к концу "хвостовой сессии" задолженности оставляются на повторное обучение (как это делается в школе), разумеется, платно. Подобный опыт есть в Казахстане и Белоруссии, отзывы хорошие.
Два последних года обучения студентов государство напрямую не финансирует. К этому моменту все без исключения студенты должны иметь контракты с будущими работодателями. Оговариваются: требования к квалификации, обязательство отработать 2–3 года после окончания вуза, выплаты вузу за целевую подготовку, прохождение студентом двухлетней производственной стажировки по месту предполагаемой работы, гарантии соблюдения контракта и условия его расторжения и т.д. Студенты, по которым контракты не заключены (на это отводится полгода), вне зависимости от успеваемости автоматически оставляются на повторное обучение на платной основе с конечной обязательной контрактацией. Без контракта диплома не будет.
Размеры выплат вузу за целевую подготовку дифференцируются: минимальные – для государственных производственных предприятий, максимальные – для коммерческих непроизводственных контор, особые – для зарубежных структур, в том числе – при выезде за границу. И еще – от "качества студента".
Учитывая новизну организационных форм и огромный объем работ по контрактации, с учетом противоречивости интересов сторон, разумно иметь для данной деятельности независимые посреднические агентства, работающие на коммерческих началах.
Комплекс предлагаемых мер означает перевод высшего образования на здоровую рыночную основу с регулирующей ролью государства. Не нужно бояться лицемерных криков – мол, "живых людей вузы будут продавать!" Разве любое трудоустройство – не процесс "покупки" специалиста? В мире накоплен огромный опыт системы "продажа-покупка" через трехсторонние контракты (например, в профессиональном спорте). Лучшего не придумано.
И тем более не следует бояться перевода разгильдяев с бесплатного на платное обучение взамен сложившейся практики отчислений за неуспеваемость (с последующим бесплатным восстановлением!).
Безусловно, возрастет старательность и добросовестность студентов старших курсов – ведь тем самым повышается их "стоимость" на рынке труда.
Государственные предприятия и организации станут достойными конкурентами коммерческих контор на рынке трудоустройства молодых специалистов, а обязательная стажировка сведет к минимуму ошибки, неизбежные при приеме путем одномоментного собеседования с менеджером по кадрам.
Реализация предлагаемых мер неизбежно приведет и к серьезным коррективам содержания и направленности вузовского обучения. В первую очередь – под давлением работодателей, чего сейчас нет. Но об этом – разговор особый.
Все изложенное выше автор рассматривает как приглашение к дискуссии, широкому обмену мнениями тех, кому дороги судьбы отечественной высшей школы.

Леонид Иванович Волчкевич,
доктор технических наук,
профессор МГТУ имени Н.Э.Баумана
У кого какое мнение на этот счёт?

По-моему, всё правильно. Опыт моего ВУЗа показывает эффективность такой системы - у нас без договора с предприятием студента не допускают к сдаче зимней сессии на 5 курсе.
nauczyciel вне форума   Ответить с цитированием
Реклама