имитационное моделирование в экономике
на тему агентного моделирования придумал и предложил в прошлом году студентам (специальность - прикладная информатика в экономике) задачу: каждому написать бота (агента), который будет помещён в среду с некими заранее оговорёнными условиями (их, кстати, мы разработали со студентами совместно - они сами искали возможные узкие места и усложняли систему). Цель бота в заданных условиях: минимум- выжить, максимум - захватить бОльшую часть рынка и "убить" всех. Среда моделировалась в виде некоего идеального рынка одного товара. Бот управлял торговой точкой (ценами), вокруг которой жили и передвигались потребители, обладающие некими предпочтениями и склонностями.
В простейшем варианте программирование среды с графическим представлением и простейших выживающих агетнов заняло около 2х часов (в принципе пределов усложнения условий и поведения потребителей нет). Дальше началось веселье: студенты помещали в среду своих агентов, запускалось время и начинала борьба. После стабилизации ситуации на рынке игра останавливалась, объявлялись победители. Затем по результатам все делали выводы, за 10-15 минут совершенствовали агентов и процедура повторялась.
Итого: удалось заинтересовать студентов за счёт соревнования и их участия в формулировке самого задания, совместить самое необходимое на их специальности: моделирование, программирование и экономику. Плюс ко всему для создания действительно эффективного алгоритма поведения требовались знания из теории игр - дисциплины, которая также входит в их курс обучения, но можно было обойтись и без этого.
|